УДК 330.311
Ter-Grigoryants A.A. NATIONAL INNOVATION POLICY: PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION. The place and role of state regulation of innovation in social and economic policy of the country, with the problem of development and implementation of the Russian innovation policy offers the directions of state influence on innovation in order to ensure their effectiveness.
Key words: government regulation, innovation, innovation, innovation policy, issues.
А.А. Тер-Григорьянц, канд. эконом. наук, доц., ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
В статье определены место и роль государственного регулирования инновационной деятельности в социально-экономической политике страны; выделены проблемы разработки и реализации российской инновационной политики.
Ключевые слова: государственное регулирование, инновационная деятельность, инновационные процессы, инновационная политика, проблемы.
Создание инновационно-ориентированной и конкурентоспособной национальной экономики невозможно без регулирования инновационных процессов, поддержания нормального соотношения спроса и предложения на рынке исследований и разработок. Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности должны способствовать повышению эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности; сохранению и наращиванию инновационного потенциала; структурной перестройке «экономики знаний» с выходом на высокосортную, высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию, а также развитию производственной и социальной инфраструктуры в инновационной сфере. Необходимость государственного вмешательства в инновационные процессы обусловливается не только длительным научно-производственным циклом, высокими затратами, но и неопределённостью конечного результата.
В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу [1] целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе реализации ряда приоритетных направлений государственной политики.
В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [2] признана определяющая роль государства в обеспечении инновационного развития страны и предусмотрены мероприятия, нацеленные на формирование эффективной инновационной системы (рис. 1).
Следует отметить, что инновационная политика является составной частью государственной политики и рассматривается как вид деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по прямому и косвенному регулированию исполнения базисных установок государства в отношении статуса, принципов, целей, задач, приоритетов, механизмов и результатов инновационной деятельности.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, общая инновационная политика связана с решением задач инновационного развития в различных секторах экономики и социальной сферы, в том числе в здравоохранении, культуре и энергетике. При этом в данной стратегии предпринята попытка определения места инновационной политики в социально-экономической политике страны на основе выделенных направлений [3]:
бюджетной политики - обеспечение приоритетности инновационных расходов и определение параметров и траектории изменения основных статей расходов бюджета, необходимых для развития инноваций (наука, образование, институты развития, поддержка бизнес-инноваций);
налоговой политики - оптимизация уровня налоговой нагрузки на базовые факторы инновационного развития, прежде всего, в отношении работников, а также введение необходимых налоговых льгот;
технической политики - формирование стимулов к технологической модернизации и инновациям, а также снятие барьеров и ограничений на внедрение новых технологий;
конкурентной политики и политики в сфере борьбы с коррупцией - минимизация возможностей для несправедливой кон-
куренции, предотвращение и пресечение антиконкурентных действий доминирующих на рынках хозяйствующих субъектов, а также формирование благоприятного предпринимательского климата;
политики в сфере государственных закупок - создание необходимых инструментов и процедур, дающих возможность государственным заказчикам закупать инновационную продукцию, а государству в целом стимулировать ее создание;
внешней и внешнеэкономической политики - отстаивание интересов российских инновационных компаний на внешних рынках, а также поиск за рубежом технологических партнеров для российских предприятий, способных оказать значимое содействие в технологической модернизации российской экономики;
региональной политики - установление более высокого приоритета поддержки тех регионов, которые инвестируют в инновационное развитие.
Важным требованием к разработке эффективной инновационной политики является так называемое «неравенство Тин-берхэна»: количество целей не должно превышать количество применяемых государством инструментов. В противном случае у государства не хватит ресурсов для реализации поставленных целей [4]. Инструменты государственной инновационной политики оказывают на цели мультипликативное воздействие. Степень влияния каждого витого инструмента на у-тую цель определяется с помощью показателя мультипликато ра инновационной политики (р):
Pij =
dyj
äs*
(1)
Система представленных мультипликаторов дает общее представление о действенности инновационной политики. В результате необходимо рассчитать показатель «эластичности мультипликатора инновационной политики» (Еу), который показывает, на сколько процентов изменится значе ние цели у1 при изменении инструмента на 1%:
р _ ЛУ1
— (2)
ys
¡¿Si
Уг
Определение эффекта мультипликатора означает наличие в экономике таких передаточных механизмов, под воздействием которых окончательный результат многократно перекрывает первоначальный импульс в каком-либо звене и демонстрирует взаимосвязь и взаимовлияние всех структурных элементов объекта регулирования. В результате, отдельные диспропорции, вызванные несовершенством рынка инноваций или неверными решениями в области инновационной политики, могут под действием мультипликатора значительно усилиться.
Несоответствие числа регулирующих инструментов количеству целей государственной политики, которые применительно к инновационной сфере характеризуются, как известно, значительным набором и большим разнообразием, приводит, по меньшей мере, к фрагментарности ее положительных результатов. Отсюда вытекает важное требование к государственным мероприятиям, ориентированным на эффективное развитие инновационной системы, - необходимость реализации широкого арсе-
Государственное воздействие
Направления
Развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок
Совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий
Формирование национальной инновационной системы
Повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности
Сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса
Интеграция науки и образования
Развитие международного научно-технического сотрудничества
Прямое
1 ■у г
Административно- Программно-целевое Государственный
ведомственное финансирование заказ
финансирование
Косвенное
. 1 i 1 Г
Налоговые льготы Р Льготное кредитование г Механизм ускоренной амортизации ¡7 Информатизация и автоматизация Р Политика протекционизма Р Охрана прав и защита интеллектуальной собственности Р
Рис. 1. Направления государственного воздействия на инновационные процессы в РФ
нала косвенных регулирующих рычагов, причем в комплексе, в противном случае все стабилизационные и стимулирующие усилия, предпринимаемые в рамках соответствующей политики, окажутся мало результативными. Данный факт со всей убедительностью демонстрирует нынешняя практика, превалирующим содержанием которой выступают меры поддержки через государственный бюджет, причем недостаточно контролируемые в последствиях своей реализации.
Государственное регулирование инновационной деятельности в стране пока недостаточно эффективно. Качество налогового и таможенного регулирования и администрирования по отношению к инновационному бизнесу улучшилось, но их фискальная составляющая продолжает превалировать над стимулирующей. В целом выросла нагрузка по налоговым и неналоговым платежам на бизнес по результатам перехода от единого социального налога к страховым платежам, и эта нагрузка в большей степени ложится именно на инновационные сферы и виды деятельности, в которых человеческий фактор имеет большее значение, чем в сырьевых секторах. В стране наблюдается низкий спрос на инновации, а также избыточный перевес в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций.
В целом при разработке и реализации российской инновационной политики выделяют два вида проблем - методологические и организационные [5; 6].
Методологические проблемы основываются на следующих позициях:
1. Разработка инновационной политики исходя из теории свободного рынка и минимизации участия государства в его функционировании, обуславливающая отказ от активной промышленной политики;
2. Отсутствие в стране на государственном уровне единого научно обоснованного методологического подхода к переходу на инновационный путь развития, что отражается в значительном числе разработанных и принятых нормативных и программных документов, содержащих противоречия и несогласованность в решении выдвинутых задач;
3. Занижение роли государственных академий наук, являющихся основными производителями новых фундаментальных знаний, в составе элементов системы институтов инновационного развития.
Организационные проблемы включают:
1. Систематические изменения в системе государственного управления наукой; ликвидация многих институтов, обеспечивающих целостность сферы исследований и разработок и проведение единой государственной научно-технической политики;
2. Отсутствие конструктивного взаимодействия министерств и ведомств, отвечающих за разработку и реализацию инновационной политики, с академическим сектором науки и бизнес-сообществом;
3. Неприспособленность системы государственной статистики к целям управления в научно-технической сфере. Состав
Библиографический список
статистических показателей не отражает ключевые параметры инновационного развития и не соответствует задачам текущего дня.
4. Отсутствие данных о результативности реализации государством мер по стимулированию инноваций и вузовской науки, созданию инновационной инфраструктуры, финансированию исследований и разработок и т.д.
Однако главной проблемой остается нарушение связей между основными участниками инновационного процесса, информационная непрозрачность и низкая мотивация. Многочисленные государственные программы, касающиеся регулирования инновационной деятельности в стране, носят в большинстве случаев лишь декларативный характер и часто не имеют практических механизмов их реализации [5].
В результате обеспечение эффективной инновационной политики во многом требует решения следующих задач:
- придание социальной направленности (с позиций повышения качества жизни) инновационной политике и стратегии инновационного развития страны;
- поддержка, в том числе финансовая, академической науки России, определяющей конкурентные преимущества страны;
- организационное реформирование системы образования, как необходимой составляющей обеспечения целостности государства, не сокращением образовательной сети, а путем ее расширения (особенно в сельской местности);
- создание современных высокотехнологических предприятий при участии государства, в том числе на условиях частно-государственного партнерства, коммерциализация результатов их деятельности;
- стимулирование кооперации промышленных корпораций в области НиОкР, а также академической науки с промышленностью;
- организация эффективного взаимодействия органов власти, образовательного, научного и промышленного секторов;
- признание значимости и развитие регионального уровня национальной инновационной системы;
- определение приоритетных направлений государственной промышленной политики и их прямое финансирование из федерального бюджета;
- изменение кадровой политики в государственном секторе экономики с привлечением высококвалифицированных специалистов;
- усиление контроля за деятельностью объектов инновационной инфраструктуры, систематический мониторинг и оценка эффективности бюджетного финансирования инновационной деятельности (в том числе федеральных целевых программ).
В стране существует значительный научно-технический потенциал и огромная ресурсная база, а также признан мировой опыт эффективного участия государства в инновационных процессах. Поддерживая инновационную деятельность на государственном уровне, дорабатывая программы инновационного развития, корректируя нормативные документы, регулирующие инновационные процессы, возможно обеспечить инновационный прорыв и, тем самым, динамичное постиндустриальное развитие страны.
1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г Пр-576).
2. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол от 15 февраля 2006 г № 1).
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).
4. Тинберхэн Я., Босс Х. Математические модели экономического роста / Я. Тинберхэн, Х. Босс. - М., 1967.
5. Иванов, В.В. Инновационная политика России: варианты и перспективы / В.В. Иванов // Инновации, 2011. - № 02(148).
6. Инновационное развитие регионов России / под ред. Е.В. Егорова, В.В. Коваленко. - М., 2009.
Bibliography
1. Osnovih politiki Rossiyjskoyj Federacii v oblasti razvitiya nauki i tekhnologiyj na period do 2010 goda i daljneyjshuyu perspektivu (utv. Prezidentom Rossiyjskoyj Federacii 30 marta 2002 g. Pr-576).
2. Strategiya razvitiya nauki i innovaciyj v Rossiyjskoyj Federacii na period do 2015 goda (utv. Mezhvedomstvennoyj komissieyj po nauchno-innovacionnoyj politike, protokol ot 15 fevralya 2006 g. № 1).
3. Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda (utv. rasporyazheniem Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii ot 8 dekabrya 2011 g. № 2227-r).
4. Tinberkhehn Ya., Boss Kh. Matematicheskie modeli ehkonomicheskogo rosta / Ya. Tinberkhehn, Kh. Boss. - M., 1967.
5. Ivanov, V.V. Innovacionnaya politika Rossii: variantih i perspektivih / V.V. Ivanov // Innovacii, 2011. - № 02(148).
6. Innovacionnoe razvitie regionov Rossii / pod red. E.V. Egorova, V.V. Kovalenko. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 31.10.12