УДК 338.2
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
INNOVATION POLICY AS A PART OF STRATEGIES FOR SUSTAINABLE AND SAFE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY
А.С. Громова, О.П. Недоспасова A.S. Gromova, O.P. Nedospasova
Томский политехнический университет, Россия Tomsk Polytechnic University, Russia
В статье рассматриваются современные проблемы разработки и актуализации инновационной политики как составной части всей экономической политики в России. Именно государство определяет вектор развития инноваций, без ключевой роли государства невозможен прорыв в области техники и технологий, государственные органы определяют механизм и инструменты воздействия на инновационный процесс. Экономическая безопасность национальной экономики определяется уровнем развития инновационной системы, а государство регулирует как инновационный процесс, так и условия, в которых возможно проведение инновационной политики. Устойчивое развитие, являющееся сегодня целью экономической политики многих стран, невозможно без инновационных процессов, которые поддерживаются и регулируются инновационной политикой государства. В статье приводится сравнение финансирования НИОКР в России и за рубежом. Выявляется место России в мировом инновационном развитии, а также анализируются государственные программы в области инновационной политики и механизм их реализации. Поднимается вопрос о необходимости развития инновационной политики в целях экономической безопасности и устойчивого развития российской экономики. Исследуются региональные программы инновационной политики, а также делается акцент на государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» и «Инновационное развитие и модернизация экономики» в 2013-2015 гг. Программы содержат большое количество целевых направлений, анализируется объем бюджетного финансирования по данным направлениям. Несмотря на кризисные явления и рост инфляции, фиксируется реальное увеличение финансирования в 2015 г. по сравнению с 2013 г., что должно вывести экономику на путь устойчивого инновационного развития.
Ключевые слова: инновационная политика, государственные программы, экономическая безопасность, государственное регулирование, устойчивое развитие.
The paper deals with modern problems of development and mainstream of innovation policy as an integral part of the whole economic policy in Russia. It is the state that determines the development of innovation; without the key role of the state the breakthrough in the field of engineering and technology is impossible; public authorities determine the mechanism and instruments of impact on innovation. The economic security of the national economy is determined by the level of development of the innovation system, and the state regulates both the innovation process and the conditions for innovation policy. Sustainable development, being the goal of economic policy in many countries today, is impossible without innovative processes that are supported and regulated by the innovation policy of the state. The paper compares the R&D funding in Russia and abroad, reveals Russia position in the global innovation development, and analyzes the government programs in the field of innovation policy and the mechanism of their implementation. The author brings up the issue of the need to develop innovative policy for economic security and sustainable development of the Russian economy, and studies the regional programs of innovation policy, emphases the state program «Economic development and innovative economy» and «Innovative development and modernization of the economy» in 2013-2015. The programs contain a large number of target areas, analyze the volume of budget financing in these areas. Despite the crisis and rising inflation, the real increase in funding is recorded in 2015 compared with 2013, that should bring the economy to a path of sustainable innovation.
Key words: innovation policy, government programs, economic security, government regula-
Громова Анна Сергеевна,
старший преподаватель кафедры экономики Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета (Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30).
E-mail: ann-gromova@mail.ru Недоспасова Ольга Павловна, д-р. экон. наук, доцент кафедры экономики
Института социально -
гуманитарных технологий Томского политехнического университета (Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30). E-mail: olgaeconomy@mail.ru
tion, sustainable development.
Государственное воздействие на инновационный процесс и регулирование инноваций является главным фактором устойчивого развития и необходимым фактором обеспечения национальной безопасности государства.
Актуальность данного направления определяют глобальные тенденции в экономическом развитии, это связано с тем, что конкурентоспособность национальных экономик определяется уровнем научного и технологического развития, а это диктует необходимость принятия национальной промышленной стратегии, формирования инновационной политики России, основывающейся на научно-техническом потенциале и приоритетном развитии промышленного сектора экономики. Инновационная политика сегодня находится под пристальным вниманием органов государственной власти, которые формируют ее принципы и цели, а также принимают оперативные решения в государственных программах с целью изменить вектор по корректировке основного вектора инновационного развития национального хозяйства.
Системный подход предполагает не только изучение текущей ситуации, но и требует своевременного принятия соответствующих законодательных актов, создания необходимой инфраструктуры, нахождения все более современных способов финансирования инновационных проектов.
Инновационная политика государства - составная часть экономической политики государства, включающая совокупность методов и способов воздействия на инновационные виды производств, новые виды продукции и возможные прорывы в области техники и технологии.
Актуальная инновационная политика любого государства включает создание организационно-экономических условий для развития инновационной деятельности и деловой активности, стимулирование эффективности и решение проблем конкурентоспособности отечественной продукции на основе внедрения инноваций, содействие инновационному предпринимательству, распространение различных форм государственной поддержки и финансирования инноваций, рост государственных эффективности инвестиций в инновации, а также государственную поддержку отечественной инновационной продукции на мировом рынке с целью наиболее полного использования экономического потенциала страны, ресурсосбережения и ресурсоэффективности [1].
Важной составляющей на современном этапе планирования регулирования инновационной деятельности в РФ являются программные и стратегические документы, которые в правовой форме определяют направления и перспективы развития инноваций в России. К наиболее важным можно отнести «Стратегию развития науки и инноваций в РФ с 2015 г.» и «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г.» [2]. Эти документы составляют фундаментальную основу инновационной политики страны.
На региональном уровне в числе стратегических концептуальных документов особо следует отметить: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2001 № 881 «Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы», Постановление Правительства Омской области от 11.04.2007 № 43-п «О концепции развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года», Концепцию инновационного развития Калужской области, одобренную Постановлением Правительства Калужской области от 21.11.2007 № 302, Постановление Правительства Пензенской области от 17.09.2008 № 604-1III «Об утверждении Концепции развития инновационной деятельности в Пензенской области на 2009-2013 годы», Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008 № 873-ПП «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года», Постановление Правительства Мурманской области от 24.02.2005 №56- П 1/2 «О Стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года» [2]. Важно отметить, что Томская область является одним из лидеров в области инновационного развития и соответствующего законодательного оформления этого приоритета в региональном развитии, а региональное законодательство по поддержке инноваций стало основой для разработки соответствующих решений на федеральном уровне.
13 августа 2013 года Правительство Российской Федерации приняло распоряжение N-1414-p, в котором была утверждена программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». Эта программа включает в себя разные подпрограммы, в том числе «Формирование благоприятной инвестиционной среды», «Стимулирование инноваций», «Кадры для инновационной экономики» и др.
Главными целями данной программы, на наш взгляд, являются:
• создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса;
• повышение производственной эффективности и конкурентоспособности отечественных товаров;
• повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на развитие инноваций;
• принятие мер по развитию экспортного потенциала страны;
• развитие малого и среднего бизнеса.
Программу принято реализовать с 2013 по 2020 г. Финансирование реализации программы из федерального бюджета составит почти 1 трлн рублей (906 534 155 тыс. руб.)
Однако санкции в отношении Российской Федерации со стороны Евросоюза ставят под сомнение возможности реализации некоторых задач данной программы, например рост инвестиций в инновации, что и показал 2014 год. Отток капитала из России, согласно оценке ЦБ, за 2014 год превысил все прогнозы и составил больше 150 млрд долл. [11]. А на 2015 год Минэкономразвития повысило прогноз по чистому оттоку капитала из РФ до 115 млрд долл. [12].
На сегодняшний день государственная инновационная политика в нашей стране имеет ряд серьезных проблем. Это связано в первую очередь с состоянием внешней и внутренней политики страны - за последние десятилетие Россия не смогла войти в число мировых технологических лидеров, а качество жизни населения остается достаточно низким по сравнению со странами «Большой восьмерки», Европейского союза и др.
Основными трудностями в реализации инновационного потенциала России являются недостаточное финансирование сферы инноваций государством, нехватка собственных средств предприятий и организаций, проблемы с доступностью заемных и привлеченных средств. Учитывая все эти факторы, в последнее десятилетие в России произошел резкий спад инновационной активности на предприятиях.
Организационно-экономический механизм управления инновациями в России нуждается в совершенствовании.
Вопросы инновационной политики решаются Правительством РФ и Президентом РФ на основе нормативно-правовых актов, принятых Государственной Думой и подписанных Советом Федерации. В их полномочиях находится инициирование законов в сфере инновационной политики. Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию инновационной политики РФ, является Федеральное агентство по науке и инновациям, которое находится в ведении Министерства образования и науки РФ.
Основополагающим документом, который призван регулировать отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти федерального и регионального уровня, а также пользователями научной и научно-технической продукции в РФ, является ФЗ от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О науке и государственной научно-технической политике» [2]. Положения данного закона являются фундаментальной базой для других нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную политику государства.
В настоящее время насчитывается более 400 законов и других нормативных актов субъектов РФ, которые обеспечивают правовое регулирование инновационных процессов в стране. На сегодняшний день разработан целый ряд целевых программ, обеспечивающих развитие российской инновационной деятельности.
Также не менее важный фактор в развитии практической реализации инновационной политики - это создание инфраструктуры инноваций в стране: инновационных центров, технологических парков и инкубаторов малых фирм и других структур, которые должны поддерживать наукоемкие отрасли. На данный момент Россия насчитывает более 40 научных и технологических парков, в которые входят свыше 80 инновационных фирм и 150 сервисных организаций. Также сформированы Ассоциация научных технологических парков и инкубаторов бизнеса, Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций (фирм), Ассоциация управления проектами и ряд других, объединившихся в Российский инновационный союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных предприятий, технологических центров и технополисов [3].
Для оценки динамики и предварительных промежуточных результатов развития инноваций необходимо сопоставить результаты инновационного развития в нашей стране с результатами развитых стран, таких как США, Великобритания, Италия, Франция, Германия, Канада, Япония (страны «Большой семерки»), стран БРИКС, стран Европейского союза.
В табл. 1 отображены показатели структуры мировых расходов на НИОКР и доля в ней отдельных стран в 2009 и 2012 г. в разных странах. Как мы видим из приведенных данных, доля России в общемировых расходах на НИОКР в 2012 г. составляет лишь 2,6 %, однако по сравнению с 2009 г. эти расходы выросли незначительно (0,6 %).
Таблица 1. Структура мировых расходов на НИОКР 2009, 2012 гг. (в млрд долл. и %) [4, 7, 8]
Общие расходы на НИОКР в 2009 г. Общие расходы на НИОКР в 2012 г.
млрд долл. % от мировых расходов на НИОКР млрд долл. % от мировых расходов на НИОКР
США 389,2 35,0 418,6 29,0
Япония 139,6 12,6 159,9 11,1
Китай 123,7 11,1 197,3 13,7
Германия 67,9 6,1 90,9 6,3
Южная Корея 41,3 3,7 55,8 3,9
Франция 41,1 3,7 50,4 3,5
Великобритания 37,2 3,3 42,0 2,9
Индия 28,1 2,5 40,3 2,8
Канада 23,2 2,1 28,8 1,9
Россия 21,7 2,0 37,0 2,6
Италия 18,6 1,7 24,1 1,8
Бразилия 18,0 1,6 29,5 2,0
Тайвань 17,5 1,6 21,4 1,5
Испания 17,1 1,6 20 1,4
Другие страны 45,5 4,0 204,5 14,1
ВСЕГО 1112,5 100,0 1442,3 100,0
Кроме того, позиции России в большинстве глобальных рейтингов все еще не соответствуют имеющемуся у страны потенциалу. Более того, наблюдается снижение в ряде рейтингов. Так, например, в рейтинге Глобального инновационного коэффициента (Global Innovation Quotient) Россия с 14-й позиции в 2013 г. опустилась до 18-й позиции в 2014 г., а в рейтинге European Innovation Scoreboard - EIS (Европейское инновационное табло) с 7-й позиции в 2011 г. до 9-й в 2013 г. Однако по некоторым показателям на протяжении последних лет наблюдается положительная динамика. Россия наращивает позиции в таких рейтингах, как: Индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index) - с 66-й (2011) до 55-й (2013); 53-е место (с 64-го в 2013) в рейтинге Глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index). Более того, Россия занимает 4-е место в Европе по объему венчурных инвестиций в отраслях высоких технологий в 2012 г. В рейтинг Глобального инновационного индекса (ГИИ) 2014 г. вошли 143 страны из всех регионов мира, и он был составлен по 81 индикатору, отражающему как их инновационные возможности, так и поддающиеся измерению результаты. РФ поднялась на 13 мест и в 2014 году оказалась на 49-й позиции. Москва уверенно поднимается в рейтинге инновационных столиц мира (Innovation Cities Index): с 74-й позиции (2013 год) до 63-й (2014 год).
По рейтингу инновационного обзора EC (European Innovation Scoreboard) все страны мира объединяются по результатам инновационной деятельности и подразделяются на четыре группы: страны-лидеры, страны, догоняющие лидеров, скромные новаторы и отстающие страны. Россия относится к третьей группе стран «скромных новаторов», имея долю инновационной продукции около 5 % (по сравнению с 20 % у стран-лидеров), а интенсивность затрат на технологические инновации всего 1,5 % (5 % у стран-лидеров) в 2014 г.
Это свидетельствует о том, что Россия по всем показателям уступает группе стран, являющихся не только «инновационными лидерами» в ЕС, но и «скромными новаторами», а также группе «догоняющих лидеров».
Согласно ФЗ от 01.12.2014 N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 и плановый период 2016-17 гг.» по сравнению с ФЗ от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 и плановый период 2014-2015 гг.» запланирован рост совокупных расходов государственного бюджета с 13 387 млрд руб. до 15 513 млрд руб., что на 15,8 % больше (см. табл. 2)
Существенную долю расходов федерального бюджета и в 2013, и в 2015 гг. представляют социальные расходы и расходы на национальную экономику, однако основной рост расходов предполагается по статьям «общегосударственные вопросы», «социальная политика» и «национальная экономика». Значительное сокращение расходов наблюдается по статьям «Национальная оборона» и «Национальная безопасность», а также «Здравоохранение».
Таблица 2. Расходы федерального бюджета по некоторым разделам в 2012-2015 гг. (млрд руб.) [6]
Наименование 2013 г 2014 г. 2015 г
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % к 2013 г.
ВСЕГО 13 387,3 104,4 14 207,0 106,1 15 513,1 115,8
Общегосударственные вопросы 914,7 106,3 880,9 96,3 997,9 109,1
Национальная оборона 2141,2 114,8 2501,4 116,8 1006, 98 46,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2029,8 109,9 2 110,5 104,0 1345,98 66,2
Национальная экономика 1740,8 97,3 1 751,8 100,6 2028,9 116,6
Образование 627,1 101,5 569,3 90,8 1399,1 223,1
Здравоохранение 506,5 82,3 457,4 90,3 371,78 73,3
Социальная политика 3963,2 101,6 4116,8 103,9 4210,4 106,2
Таблица 3. Внутренние затраты на научные исследования и разработки по Российской Федерации [7]
2000 2005 2009 2010 2011 2012 2013
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн руб., в фактически действовавших ценах 76 697,1 230 785,2 485 834,3 523 377,2 610 426,7 699 869,8
В процентах к ВВП 1,05 1,07 1,25 1,13 1,09 1,12 1,16
Стоит отметить, что в странах Евросоюза считается, что внутренние затраты на научные исследования и разработки должны составлять не менее 3 % от валового внутреннего продукта - это считается одним из ключевых индикаторов успешного социально-экономического развития (пороговое значение, чтобы не наступала деградация). Данные таблицы показывают, что в России этот показатель ниже нормы в 2 раза. Одним из лидеров в этой области являются США: их затраты на науку и НИОКР в 2013 году составили треть от мирового объема затрат -405,3 млрд долл., или около 2,7 % от объема американского ВВП; в Китае этот показатель находится на уровне 1,77 % ВВП. В РФ этот показатель составляет 1,16 % ВВП, однако к 2015 г. планируется достичь показателя 1,77 %. Это должно привести к более устойчивому развитию. Значительную часть расходов на финансирование НИОКР несет государство: доля расходов федерального бюджета во внутренних затратах на исследования и разработки составила 80 % в 2010-2012 гг. и 88 % — в 2013 г.
Помимо бюджета, финансирование исследований и разработок в России осуществляют предпринимательский сектор и иностранные организации. Наблюдается также, что для сектора «бизнес» характерно недофинансирование тех исследований и разработок, которые они обязаны поддерживать согласно совместным проектам с Правительством РФ. Это можно объяснить тем, что для бизнеса в нашей стране не создано стимулирующих условий, а также состоянием нормативно-правового регулирования. Так, например, чистая прибыль «Роснефти» в 2014 г. по РСБУ выросла в 3,7 раза - до 501,324 млрд руб., затраты на НИОКР составили лишь 1,2 млрд руб.
Таблица 4. Расходы на реализацию государственных программ РФ, млрд руб. [6]
Проект
2013 г. 2014 г. 2015 г.
Расходы на реализацию государственных программ РФ (% к общей сумме расходов федерального бюджета) (39 программ) 7733,2 (57,8 %) 8161,1 (58,5 %) 8422,6 (56,2 %)
в том числе по направлениям:
Новое качество жизни (12 программ) 3349,9 (25,0 %) 3408,2 (24,4 %) 3410,2 (22,8 %)
Инновационное развитие и модернизация экономики, без закрытой части (17 программ) 1872,0 (14,0 %) 2034,4 (14,6 %) 2085,8 (13,9 %)
Обеспечение национальной безопасности, без закрытой части (1 программа) 9,1 (0,1 %) 2,3 (0,0 %) 1,5 (0,0 %)
Сбалансированное региональное развитие (5 программ) 678,1 (5,1 %) 740,2 (5,3 %) 778,6 (5,2 %)
Эффективное государство (4 программы) 1084,3 (8,1 %) 1115,1 (8,0 %) 1193,8 (8,0 %)
Расходы на реализацию государственных программ РФ (закрытая часть) 739,7 (5,5 %) 861,0 (6,2 %) 952,7 (6,4 %)
Государственные программы объединены в пять групп:
1. «Новое качество жизни»;
2. «Инновационное развитие и модернизация экономики»;
3. «Обеспечение национальной безопасности»;
4. «Сбалансированное региональное развитие»;
5. «Эффективное государство».
В первую программу включены 12 программ, направленных на формирование инновационной экономики, развитие человеческого капитала - это программы в сфере здравоохранения, социальной поддержки граждан и образования. Так, в 2013 г. средства, выделяемые на финансирование программы «Новое качество жизни», составляли 25 % от общего федерального бюджета страны. Однако в 2015 г. государство планирует сократить объем финансирования до 22,8 % (с 413, до 446,9 млрд руб.).
Таблица 5. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ по на-
правлению «Инновационное развитие и модернизация экономики» в 2013-2015 гг., млрд руб. [6]
№ Наименование 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Развитие науки и технологий, в том числе 145,1 152,7 168,8
ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлени-
1 ям развития научно-технологического комплекса России» на 2007-2013 гг.; на 2014-2020 гг. 22,2 22,4 23,7
2 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.; на 2014-2020 гг. 16,8 16,9 17,9
3 ФЦП «Мировой океан» 0,7 0,0 0,0
Экономическое развитие и инновационная экономика 122,5 132,6 124,3
Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности 50,2 151,1 154,4
Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы, в том числе 55,8 58,2 60,1
4 ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002- 2010 годы и на период до 2015 года» 41,9 43,2 45,9
Развитие судостроения на 2013-2020 годы, в том числе 22,2 26,5 9,2
5 ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. 18,3 16,6 6,5
Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности 21,6 15,1 14,5
на 2013-2015 гг., в том числе
6 ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 гг. 18,6 15,1 14,5
Развитие фармацевтической и медицинской промышленности 15,2 14,7 16,6
на 2013-2020 гг., в том числе
7 ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» 15,2 14,7 16,6
Космическая деятельность России, в том числе 180,6 178,1 202,5
8 ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 гг.» 21,6 21,9 47,6
9 ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 гг.» 20,8 27,7 33,4
Развитие атомного энергопромышленного комплекса, в том числе 120,1 147,2 155,3
10 ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.» 20,3 19,2 20,3
11 ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года» 14,8 12,3 14,2
Информационное общество (2011-2020 гг.), в том числе 130,1 116,2 95,2
12 ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 гг.» 15,8 10,8 8,8
Развитие транспортной системы, в том числе 656,8 706,4 755,4
13 ФЦП «Модернизация единой системы организации воздушного движения РФ (2009-2020 гг.)» 2,3 2,1 2,6
14 ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» 364,5 353,2 386,3
Государственная программа развития сельского хозяйства и регули-
рования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и 199,9 167,8 165,7
продовольствия на 2013-2020 годы, в том числе
15 ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. 9,0 9,0 9,0
и на период до 2020 г.»
16 ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России 6,6 7,9 8,3
на период до 2020 г.»
Развитие рыбохозяйственного комплекса 10,5 10,2 10,3
Развитие внешнеэкономической деятельности 68,9 73,1 72,9
Воспроизводство и использование природных ресурсов, в том 63,9 63 61,5
числе
17 ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 гг.» 18,9 16,1 14,5
Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы 29,6 7,4 7,2
Энергоэффективность и развитие энергетики 17,3 14,0 11,9
Как мы видим из табл. 5, основные средства будут направлены на развитие транспортной, космической деятельности, развитие энергопромышленного комплекса, авиационной промышленности. В среднесрочной перспективе на эти области планируется постоянный рост затрат из бюджета страны. Также предусмотрен существенный рост затрат на программу «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» - в 2015 г. планируется в три раза увеличить финансирование программы по сравнению с 2013 г.
Также созданы программы, направленные на увеличение эффективности области инновационных разработок (программа «Развитие науки и технологий»). Это позволит перейти России на новый, инновационный путь развития [9, 10].
Наблюдается устойчивый рост затрат на исследования в научно-технологическом секторе.
Однако в рамках направления «Инновационное развитие и модернизация экономики» планируется снизить финансирование с 14,6 % в 2014 г. до 13,9 % в 2015 г. Это может оказать существенное влияние на инновационную политику государства.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что инновационная политика Российской Федерации только начала свое развитие, причем процесс реформирования переходит из федерального центра на регионы.
На сегодняшний день для эффективного инновационного развития нашей стране необходимо сочетать модель догоняющего развития с моделью достижения лидирующих позиций в отраслях, сохраняющих возможности научно-технологического прорыва, чья продукция наиболее соответствует мировому уровню. Эта стратегия предполагает развитие таких отраслей, как оборонно-промышленный комплекс, ядерная энергетика, гражданское авиастроение и др., которые должны быть ориентированы на проведение исследований и разработок для внедрения собственных инноваций в производство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Яшин С.Н. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности. - Т. 1. Экономика. - М: БХВ-Петербург, 2014г. - 688 с.
2. Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.03.2015).
3. Громова А.С., Кускова С.В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации // Вестник науки Сибири. - 2013. - № 3 (9). - С. 132.
4. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию / Коллектив авторов. - М: Litres, 2014 г. - 1765 с. URL: https://books.google.ru/books?id=G17cYfG-GUMC&dq (дата обращения: 21.01.2015).
5. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 24.03.2015).
6. Данные Минфина. URL: http://www.minfin.ru (дата обращения: 5.04.2015).
7. Наука России в цифрах. Статистический сборник. - М., 2013.
8. Innovation statistics. Eurostat. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/ in-dex.php/Innovation_statistics (дата обращения: 5.04.2015).
9. Воробьева И.П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / науч. ред. Ю.С. Нехорошев. - Томск: Издательский дом ТГУ, 2014. - 292 с.
10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.03.2015).
11. Минэкономразвития повысило прогноз по оттоку капитала. URL: http://www.forbes.ru/news/279159-minekonomrazvitiya-povysilo-prognoz-po-ottoku-kapitala-iz-v-rossii-v-2015-godu-do-115-ml (дата обращения: 21.05.2015).
12. Чистый отток капитала из России в 2014 году. URL: http://top.rbc.ru/finances/16/01/2015/54b96c5e9a7947490508d8d2 (дата обращения: 21.05.2015).
REFERENCES
1. Yashin S.N. Ekonomika i finansovoe obespechenie innovatsionnoy deyatelnosti. Tom 1. Ekonomika [Economics and financial support for innovation. Vol. 1. Economics]. M., BHV-Peterburg, 2014, 688 p.
2. Konsultant plus [Consultant Plus]. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 21 March 2015).
3. Gromova A.S., Kuskova S.V. Otsenka effektivnosti funktsionirovaniya osobykh ekonomicheskikh zon v Rossiyskoy Federatsii [Estimation of the efficiency of special economic zones in the Russian Federation]// Siberian Journal of Science, 2013, no. 3 (9), p. 132.
4. Gosudarstvo i rynok: mekhanizmy i metody regulirovaniua v usloviuakh perehoda k innovatsionnomu razvitiyu [The state and the market: the mechanisms and methods of regulation in the transition to innovative development] // Available at: https://books.google.ru/books?id=G17cYfG-GUMC&dq (accessed 21 January 2015).
5. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru (accessed 21 March 2015)
6. Dannye Minfina [Ministry of Finance data]. Available at: http://www.minfin.ru (accessed 21 March 2015).
7. Nauka Rossii v zifrakh. Statisticheskiy sbornik [Science of Russia in Figures. Statistical Yearbook]. M., 2013.
8. Innovation statistics. Eurostat. Available at: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/ index.php/Innovation_statistics (accessed 21 March 2015).
9. Vorobyeva I.P. Gosudarstvennoe regulirovanie natsionalnoy ekonomiki [State regulation of national economy]: uchebnoe posobie / nauch. red. Yu.S. Nekhoroshev. Tomsk, TSU Publish House, 2014, 292 p.
10. Strategiua innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (utv. Rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 8.12.11 № 2227-р) [The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020 (approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated December 8, 2011 № 2227-p)] // Consultant plus. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 21 March 2015).
11. Mineconomrazvitie povisilo ptognoz po ottoku kapitala [Economic Development raised its forecast for capital outflows]. Available at: http://www.forbes.ru/news/279159-minekonomrazvitiya-povysilo-prognoz-po-ottoku-kapitala-iz-v-rossii-v-2015-godu-do-115-ml (accessed 21 May 2015).
12. Tchistiy ottok kapitala iz Rossii v 2014 godu [Net capital outflow from Russia in 2014]. Available at: http://top.rbc.ru/finances/16/01/2015/54b96c5e9a7947490508d8d2 (accessed 21 May 2015).
Поступила 21.05.2015 г.