УДК 339.72
Игнатова Татьяна Владимировна
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Южно-Российского институт - филиал Россия, Ростов-на-Дону1 Заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства
Доктор экономических наук Профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ
E-Mail: [email protected]
Героева Юлия Алексеевна
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Южно-Российского институт - филиал Россия, Ростов-на-Дону Доцент кафедры экономической теории и предпринимательства
Кандидат экономических наук E-Mail: [email protected]
Гонтарева Дарья Николаевна
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Южно-Российского институт - филиал Россия, Ростов-на-Дону Доцент кафедры экономической теории и предпринимательства
Кандидат экономических наук E-Mail: [email protected]
Теория и методология управления инновационным предпринимательством в мегаполисе
Аннотация. Инновации возникают в результате планирования, программирования и прогнозирования инновационной деятельности, применения мер ее финансовой поддержки и стимулирования. Показана роль министерств и ведомств, государственных фондов поддержки научно-технической деятельности в определении ключевых отраслей для осуществления государственной поддержки, стратегий мегаполисов. Расширение горизонта стратегического и бюджетного планирования в последние годы позволит активизировать процесс коммерческой реализации инноваций отечественными предпринимателями. Термин «инновационное предпринимательство» может характеризовать как радикальные, так и постепенные изменения в продуктах, процессах или услугах. Часто подразумеваемой целью инноваций является решение проблемы. Инновации является важной темой исследования экономических, технических, социологических наук и инжиниринга. Поскольку инновации также рассматриваются как основной драйвер экономики, факторы их создания являются критическими для политиков мегаполиса.
Переходный характер институционализации инновационной деятельности в России отражен в анализе действующего национального и международного законодательства в сфере регулирования создания объектов и реализации прав интеллектуальной собственности, организационно-правовых основ реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Обоснован вывод о том, что именно 2007-2008 гг. являются ключевыми для создания стройной системы гражданско-правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства в России.
Ключевые слова: инновационное предпринимательство; НИОКР; коммерциализация; государственная поддержка предпринимательства; венчурный капитал; стимулы инноваций; стратегии мегаполисов; города-миллионники.
Идентификационный номер статьи в журнале 75ЕУЫ414
Социально-экономическое развитие страны и обеспечение его конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках определяется наличием развитого инновационного предпринимательства. Стимулирование инновационного предпринимательства как механизма перехода к качественно новой экономике, основанной на производстве и внедрении высокотехнологичной продукции и услуг, является основным механизмом стимулирования инновационной деятельности, увеличение числа инновационных предприятий, в том числе малых, создания механизмов коммерциализации и трансфера технологий. Однако мировой финансово-экономический кризис 2008 - 2009 годов привел к сокращению расходов бизнеса на инновации и замедлил развитие российской инновационной системы. Вместе с тем, одним из направлений антикризисных мероприятий развитых стран являлся приток дополнительных инвестиций на развитие высокотехнологичных отраслей. Поэтому на сегодняшний день формирование и реализация взаимодействия элементов инновационного предпринимательства на федеральном, региональном, городском уровнях является одним из приоритетов государственной инновационной политики России.
Города-миллионники (мегаполисы) - это многофункциональные населенные пункты в административно-территориальных границах, которых сосредоточено более одного миллиона человек. Согласно переписи населения в Российской Федерации насчитывается 12 городов-миллионников, их них два - города-мультимиллионники (Москва, Санкт-Петербург). В тоже время количество городов-миллионников с каждым годом увеличивается, так 1 января 2012 года в него вошла Пермь, которая ранее в этом списке уже была. В апреле 2013 года к данным городам добавился Красноярск, который официально получит этот статус лишь в 2014 году, также по прогнозам в скором времени к ним могут присоединиться Воронеж, Саратов и Тольятти. Таким образом, общее число городов-миллионников в России постепенно расширяется, учитывая демографическую ситуацию в целом по России, в основном это происходит за счет внешней и внутренней миграции населения в крупнейшие го
Для данных городов характерны следующие особенности, во-первых, они являются важнейшим местом притяжения и сосредоточения человеческих, трудовых, промышленных, экономических, финансовых и культурных ресурсов; во-вторых, данные города -политические и экономические точки роста и развития инновационного предпринимательства для своих регионов; в-третьих, они распространяют свое влияние за пределы своих административно-территориальных границ (особенно это касается городов приграничных субъектов Федерации), как в масштабах России, так и в соседних государствах; в-четвертых, экономика данных городов многофункциональна, на территории сосредоточены предприятия различных отраслей промышленности, производственной и социальной инфраструктуры, а также предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства (в зависимости от специализации региона); в-пятых, это коммуникационные узлы, экономика которых ориентирована на производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, и на разработку и внедрение инновационных методов управления информационными, товарными и финансовыми потоками, а также потоками трудовых ресурсов, на формирование повышенных требований к количеству, составу и качеству инфраструктуры; в-шестых, эти города инвестиционно привлекательны, предпринимательский сектор ориентируется на развитые рынки сбыта (международные рейтинговые агентства рассматривают рост населения и статус города-миллионника как один из факторов формирования благоприятного инвестиционного климата); в-седьмых, приоритетными направлениями социально-экономического развития этих городов в большинстве своем является: обеспечение надлежащих условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов всех сфер экономики; устойчивое функционирование и развитие системы жизнеобеспечения города (транспортные услуги, бесперебойная работа ЖКХ, экологическая безопасность; социальная политика для формирования благоприятного климата и здорового образа жизни населения); налаживание
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 4 (23), июль - август 2014
http://naukovedenie.ru [email protected]
межмуниципального и международного сотрудничества; расширение объемов капитальных вложений на строительство (жилищное, дорожное, социальное), реконструкцию (объекты ЖКХ) и благоустройство территории.
Исторически сложившаяся ведущая роль данных городов в развитии всей страны продолжает оставаться актуальной и даже усиливается в современных условиях. Города, вовлеченные в интенсивные отношения, как между собой, так и с городами других стран, вынуждены соответствовать новым требованиям и позиционировать себя как города, ориентированные на создание оптимальных условий по качеству жизни горожан и среды инновационного предпринимательства.
Уровень развития каждого города определяется экономической и социальной средой — показателями развития региона. Наличие региональных проблем (дифференциация населения, безработица, негативный инвестиционный имидж, демографическая ситуация, экологическая обстановка) влияют на город, находящийся на его территории. Различия между регионами-донорами и регионами-реципиентами в России огромны. Так, валовой региональный продукт на душу населения в самом богатом регионе в номинальном выражении более чем в половину выше, чем в самом бедном. В свою очередь, показатели социально-экономического развития города-миллионника влияют на показатели самого субъекта Федерации и национальной экономики в целом.
Оценивая города-миллионники по численности населения в регионе, можно сделать вывод: Омск концентрирует - 58 % населения Омской области, Новосибирск - 56 % населения Новосибирской области, Волгоград - 40 % населения Волгоградской области, Нижний Новгород - 37 % населения Нижегородской области, Самара - 37 % населения Самарской области, Челябинск - 32 % населения Челябинской области, Екатеринбург - 31 % населения Свердловской области, Казань - 30 % населения Республики Татарстан, Уфа - 26 % Республики Башкортостан, Ростова-на-Дону - 26 % населения Ростовской области. Таким образом, более У населения этих регионов проживает в городе-миллионнике.
Переход экономики Российской Федерации на инновационный путь развития, обостряет конкурентную борьбу между крупнейшими городами за ресурсы (особенно между пунктами, которые расположены рядом или реализуют однотипные инвестиционные проекты) как традиционные, необходимые для обеспечения полноценного развития (трудовые, инвестиционных, технологические, научные и т.д.), так и уникальные (размещение высокоэффективных производств, создание федеральных университетов, обеспечение условий для организации международных выставок и экономических форумов и т.д.).
Сегодня существует большое разнообразие трактовок понятия «инновационное предпринимательство» и концепций их построения.
В современной теории инновационное предпринимательство определяется как система взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы создавать и коммерциализировать знания, навыки, определяющие новые технологии. Однако единого унифицированного определения инновационного предпринимательства не принято. Также не разработана единая методология его управления
Основными элементами национальной инновационной системы являются подсистемы:
• генерации и распространения новых знаний;
• образования и профессиональной подготовки;
• производства продукции и услуг, т.е. инновационного предпринимательства;
• инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение.
Схематично взаимодействие между вышеупомянутыми элементами инновационной системы можно представить в следующем виде:
Рис. 1. Структура Национальной инновационной системы2
Основная цель инновационного предпринимательства заключается в обеспечении устойчивого экономического развития и повышении качества жизни населения своей страны путем:
• создания дополнительных рабочих мест как в сфере науки, так и в сфере производства и услуг;
• увеличение поступлений в бюджеты разных уровней за счет возрастания объемов производства наукоемкой продукции и повышения доходов населения;
• роста образовательного уровня населения;
• решения собственных экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий.
С институциональной точки зрения, построение национальной инновационной системы требует активного взаимодействия основных участников инновационного развития -институциональных сфер в виде университетов, государства и бизнеса - так называемой модели тройной спирали. В основе развития модели тройной спирали лежат две противоположные концепции:
• модель административно-командного общества с доминирующим участием государства, в котором инициативы и принятие решения двигаются «сверху-вниз»;
: Составлено авторами в процессе исследования
• модель рыночного общества (lassez-faire), где государство не вмешивается в хозяйственную жизнь, институциональные сферы функционируют обособленно, границы институциональных сфер не соприкасаются, сохраняются четко определенные институциональные роли и функции, а движущей силой является «невидимая рука» рынка [1].
Соединенные Штаты Америки представляют собой уникальный пример институционального взаимодействия, которое модифицировалось в ходе исторического развития с модели административно-командного общества при построении НИС до проявлением модели тройной спирали в модификации laissez-faire.
Возможности построения в России национальной инновационной системы в виде тройной спирали зависят от того, как сочетаются эти особенности с направлениями изменений в организации такой системы. Поэтому политика, направленная на создание инновационной системы, включает, по крайней мере, два направления: первое - создание условий для развития образования, сектора исследования и разработок, для того, чтобы обеспечить достаточный уровень предложения интеллектуального труда; второе - создание правил, по которым организуется сеть научных связей [2].
На формирование инновационного предпринимательства оказывают влияние разнообразные факторы, такие как: тип экономической системы страны, уровень научно-технического развития, человеческий потенциал, открытость экономики страны и т.д. Причем отметим, что в странах с одинаковым типом социально-экономической системы часто наблюдается различие в научно-техническом развитии и ориентации на разные этапы исследовательского цикла (фундаментальные и прикладные исследования). Поэтому, в рамках общей модели формируются национальные особенности инновационного предпринимательства, различающиеся по: роли государства и частного сектора в инновационной системе; относительному значению крупного и мелкого бизнеса; соотношению фундаментальных и прикладных исследований и разработок и т.д.
Наиболее яркой иллюстрацией развитой системы инновационного предпринимательства является система в США, представляющая собой более 10000 научных центров, лабораторий внутри корпораций, исследовательских центров при университетах, государственных научно-исследовательских центров, генерирующих инновационные предложения для тысяч мелких наукоемких компаний [3].
В каждой стране стратегия развития инновационного предпринимательства определяется политикой, проводимой государством, нормативно-правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциала, внутренних рынков, а также традициями и специфическими особенностями страны.
Таблица 1
Сравнительный анализ инновационного предпринимательства в зарубежных странах
[составлено авторами по 4;5]
Страна Позиция страны Оценка
США Тип экономической системы Рыночная
Стратегия получения инноваций Большой акцент в исследованиях занимают прикладные исследования и разработки, избирательный подход к фундаментальным исследованиям. Активная самостоятельная разработка новшеств и их заимствование.
Профиль Сильная система с финансовой, политической и исследовательской подсистемой, в том числе, в ВУЗах
Методы поддержки инноваций Сочетание прямой и косвенной поддержки, активная позиция бизнеса
Взаимодействие государства и бизнеса Интенсивное партнерство государства и бизнеса
Германия Тип экономической системы Социально-ориентированная
Стратегия получения инноваций Большой акцент в исследованиях занимают фундаментальные и прикладные исследования и разработки. Активная самостоятельная разработка новшеств и их заимствование.
Профиль Сильная система с подсистемой образования и исследований, большая роль политической подсистеме.
Методы поддержки Активное прямое финансирование, ограниченный набор методов косвенного регулирования
Взаимодействие государства и бизнеса Определяющая роль государства. Партнерство государства и бизнеса
Финляндия Тип экономической системы Социально-ориентированная
Стратегия получения инноваций Большой акцент в исследованиях занимают фундаментальные и прикладные исследования и разработки. Высокая позиция страны по всем показателям, кроме группы «Общие показатели». Слабая позиция в притоке прямых иностранных инвестиций; доли инновационно-активных предприятий в промышленности и сфере услуг. Переход от заимствования к самостоятельной разработке новшеств
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 4 (23), июль - август 2014
http://naukovedenie.ru [email protected]
Страна Позиция страны Оценка
Профиль Сильная система. Ключевые подсистемы НИС -исследовательская, финансовая, информационно-консультационная
Методы поддержки ИД Незначительная прямая поддержка государства, разнообразие косвенных методов, большая роль бизнеса
Взаимодействие государства и бизнеса Интенсивное партнерство государства и бизнеса
Япония Тип экономической системы Рыночная
Стратегия получения инноваций Высокая занятость в средне- и высокотехнологичных отраслях промышленности; расходы предпринимательского сектора на исследования и разработки; доля науки в расходах государственного бюджета; высшее образование; охват населения непрерывным образованием; инвестиции в знания; венчурный капитал. Развито патентование. Акцент на прикладных исследованиях и разработках. Слабая позиция страны по доле МСП в исследованиях и разработках; занятости в сфере услуг; притоке прямых иностранных инвестиций; прямом государственном финансировании исследований и разработок; подготовке научных кадров с ученой степенью; публикациях; финансировании предпринимательским сектором исследований и разработок в университетах; доли кооперационных связей инновационно-активных компаний; создание добавленной стоимости в средне-и высокотехнологичных секторах относительно ВВП. Заимствование новшеств и переход от заимствования к самостоятельной их разработке.
Профиль Сильная индустриальная система высокой степенью инвестиций в знания, но слабыми общими экономическими характеристиками. Ключевая подсистема - политическая, производственная, образовательная
Методы поддержки Сочетание прямой и косвенной поддержки, большая роль на ранних стадиях, активная позиция бизнеса
Взаимодействие государства и бизнеса Определяющая роль государства. Партнерство государства и бизнеса
Создание эффективного инновационного предпринимательства в России сталкивается с такими проблемами системного характера, как:
• низкий спрос со стороны реального сектора экономики на результаты научно-технической деятельности;
• слабость связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями;
• низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта;
• недостаточный уровень развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
• недостаточная координация между государственным и частным сектором в разработке приоритетов и мер финансовой поддержки исследований и разработок;
• неразвитость системы продвижения реального практического опыта инновационного предпринимательства.
• низкий уровень привлечения молодежи в инновационную сферу;
• низкий уровень финансирования и стимулирования инновационной деятельности и государственной поддержки научно-технических разработок.
Вместе с тем, на сегодняшний день не достигнут запланированный уровень ряда индикаторов Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, связанных со спросом на инновации в реальном секторе экономики. Ключевой проблемой остается неэффективная структура спроса, выражающаяся в перекосе в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.
На сегодняшний день инновационное предпринимательство России является ориентированным на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий, о чем свидетельствует большое число заимствование готовых технологий. Так, в рейтинге тысячи крупнейших компаний мира, осуществляющих исследования и разработки, Россия представлена только тремя компаниями - открытым акционерным обществом «Газпром» (108-е место по абсолютному объему затрат на исследования и разработки, доля затрат на исследования и разработки в выручке - 0,6%), открытым акционерным обществом «АВТОВАЗ» (758-е место, 0,8%) и открытым акционерным обществом «СИТРОНИКС» (868-е место, 2,6%). В отличие от стран с развитой инновационной системой в России недостаточно развита система государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов - доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет 0,8% (в Германии - 8,8%, в Бельгии -12,7%) [6]. По числу изобретений в 2011 году Россия находилась на 36 месте [7], затем наблюдалось сокращение изобретений.
С другой стороны, России удалось реализовать ряд мероприятий по становлению и развитию НИС страны. Так, реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов. На конкурсной основе 29 университетам был присвоен статус национальных исследовательских университетов и выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры и развитие исследовательской деятельности (в 2009 - 2010 годах на все программы развития было выделено 8,42 млрд. рублей). Развивается инфраструктура поддержки инновационной деятельности, включающая технико-внедренческие особые экономические зоны. Положено начало созданию территориально обособленного комплекса - инновационного центра «Сколково», в котором создается правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов. Созданы и функционируют такие открытые акционерные
общества, как «Российская венчурная компания» и «Роснано». Создана структура органов власти федерального уровня, формирующих научно-техническую и инновационную политику страны, в которую входят: Президент Российской Федерации, законодательные органы (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и иные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства). При Президенте Российской Федерации с целью содействия выработке государственной научно-технической и инновационной политики существуют также Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, создана Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России. Основными органами, регулирующими сферу исследований и разработок, являются Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная антимонопольная служба.
Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» принята инновационная стратегия России до 2020 года. Общее управление реализацией Стратегии и координацию взаимодействия между основными элементами национальной инновационной системы будет осуществлять Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям.
Административный центр Ростовской области и столица Южного федерального округа России - Ростов-на-Дону. Позиционирование в качестве столицы Юга России и локализация в городе промышленных предприятий и структур южно-российского масштаба (штаб СКВО, управление СКЖД и др.) обусловливает дополнительную концентрацию в городе рабочих мест, обеспечивая повышенный уровень хозяйственной активности и инвестиционной привлекательности.
Фактором, благоприятствующим социально-экономическому развитию города, является и его позиционирование в качестве «ядра» Ростовской агломерации с демографическим потенциалом до 2 млн. человек, формирующего крупнейший на Юге России локальный потребительский рынок, который концентрирует значительную часть научно-образовательного, индустриального и финансово-инвестиционного потенциала региона [8].
Ростов-на-Дону главный транспортный узел Южного федерального округа, один из крупнейших логистических центров России, связывающий Центр, Северный Кавказ, Закавказье и Украину и занимает особое геополитическое положение, так как «возглавляет» приграничную территорию, входящую в сферу пересечения интересов как минимум семи государств. Поэтому от его динамичного и прогрессивного развития во многом зависит будущее юго-западных рубежей нашей страны.
По среднегодовой численности работников организаций (тыс. чел.) города-миллионники можно разбить на три основные категории, первая, Нижний Новгород 441,6 (25% от регионального показателя), Екатеринбург 430,8 (20 %), Новосибирск 419,9 (32 %), вторая, Самара 396,3 (26 %), Челябинск 352,5 (21 %), Казань 343,1 (18%), Уфа 324,9 (18 %), Омск 317,4 (33 %), третья, Ростов-на-Дону 300,9 (15 %) и Волгоград 292,1 (23 %).
Относительно наличия основных фондов организаций на территории городов-миллионников, можно отметить, что от 40 до 50 % фондов всей области сосредоточено в таких городах как: Омск (51 %), Новосибирск (50 %), Волгоград (49 %); от 30 до 40 % в Самаре (39 %), Уфе (37 %), Нижний Новгороде (36 %) и Ростове-на-Дону (33 %), остальные города-миллионники концентрируют лишь от 20 до 30 % основных фондов своего региона.
По вводу в действие жилых домов также лидируют Екатеринбург (1026,8 тыс. м2), Новосибирск (1017,1 тыс. м2) и Ростов-на-Дону (850,0 тыс. м2), средний показатель у Самары (589,1 тыс. м2) и Челябинска (486,9 тыс. м2), низкие темпы ввода жилья в Омске (350,2 м2) и Волгограде (325,6 тыс. м2). В 2011 г. по общему объему вводимого жилья также ведущие позиции занимали Екатеринбург, Новосибирск и Казань.
Что касается такого показателя как условия ведения бизнеса, то ведущее место занимает также Екатеринбург. В десятку также входят: Уфа (4 место в рейтинге), Новосибирск (5 место), Омск (7 место), Ростов - на -Дону (8 место ), Волгоград (9 место) [9].
По числу предприятий и организаций по данным государственной регистрации наибольшее количество зарегистрированных в таких городах как: Новосибирск - 175473, Екатеринбург - 137352, Нижний Новгород - 94081, затем идут Челябинск - 64997, Самара -54371, Казань - 53922, замыкают Ростов-на-Дону - 44283, Уфа - 44259, Омск - 37823, Волгоград - 32578.
Крупнейшие города играют важную роль в развитии национальной экономики. Они отличаются высокой концентрацией экономически активного населения, сосредоточением финансовых ресурсов, рынками сбыта (присутствие крупных сетей), развитой системой жизнеобеспечения горожан, наличием квалифицированных кадров, значительным образовательным, культурным и научным потенциалом. Все они являются административными центрами субъектов Федерации, важными политическими, экономическими и финансовыми центрами, точками роста территориальной организации общества.
Учитывая потенциал данных городов и их влияние на социально-экономические показатели регионального и федерального развития они требуют к себе значительного внимания по определению их особого статуса - городов - административных центров федеральных округов и городов - центров агломераций, которые уже фактически являются зонами опережающего экономического роста в Российской Федерации. Отсутствие определенного статуса городских агломераций не позволяет им комплексно развиваться, осуществлять реализацию и финансирование совместных проектов [10]. Необходимым условием эффективного развития города как зоны опережающего экономического роста является определение единого подхода федеральных и региональных властей к софинансированию инновационного предпринимательства, инфраструктурных и иных инвестиционных проектов, формирование прозрачного механизма, который позволит взаимоувязать финансовую помощь из федерального центра с теми реальными проблемами крупнейших городов, которые они объективно не в силах решить за счет собственных источников финансирования.
Сферы партнерства властей мегаполиса и бизнеса можно разделить на общие и специфические. К общим сферам взаимодействия органов власти и управления и бизнеса на муниципальном уровне относятся: предпринимательское использование территории (строительство, аренда земли, размещение новых производств); развитие производственной инфраструктуры территории (связь, в том числе создание конкурентной среды операторам мобильной связи, транспорт, энергетика, дороги); формирование регионального рынка (торговля, оптовые продовольственные рынки, инвестиционные льготы для развития крупных торговых сетей, финансово-кредитная сфера); поддержка занятости и создание новых рабочих мест; поддержка инноваций и обмена информацией (выставки, конференции, ярмарки); поддержка культуры, искусства и образования.
К специфическим сферам взаимодействия власти и бизнеса относится: поддержка государственных предприятий и обществ с государственным участием; развитие
муниципальных предприятий; содействие развитию частного сектора, инновационного предпринимательства; поддержка объединений предпринимателей [11].
Главной чертой развития крупнейших российских городов должно статья рациональное использование городских ресурсов, превращение информационно-аналитических, интеллектуальных, управленческих ресурсов городов в источник устойчивого экономического роста и инновационного предпринимательства, как самого города, региона, так и всей страны в целом.
Одним из ключевых инструментов координации инновационного предпринимательства в мегаполисе, по-нашему мнению, станет механизм технологических платформ и кластеров, в рамках которых наука, государство, бизнес-структуры и потребители смогут выработать общий механизм технологического развития мегаполиса и завоевания новых рыночных ниш на региональном и мировом рынке, что позволит достигнуть инновационного прорыва.
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлова И.А. Модель тройной спирали и ее реализация в виде административно-командной системы [Электронный источник] URL: (доступ свободный). http://it2commerce.com/model-troynoy-spirali-i-ee-realizatsiya-v-vide-administrativno-komandnoy-sistemyi/ Загл. с экрана. Яз.рус.
2. Дежина И.Г. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. -М.: ИЭПП, 2008. С.98
3. Рыхтик М.И. Национальная инновационная система США: история формирования, политическая практика, стратегия развития [Электронный источник] URL: http://www.eureca.unn.ru/pages/razrabotki/1/01.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз.рус.
4. Пипия Л.К. Современные тенденции в формировании научной и инновационной политики // Инновации. 2008. №12. С.84.
5. Гончаренко Л.П. Инновационная политика. М.: КНОРУС, 2009. С.234.
6. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Консультант-плюс
7. Зернов В.А. Новый закон об образовании. Куда пойдем: к инновациям или стагнации // Высшее образование сегодня. 2011. №1. С.9.
8. Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.10.2009 № 625 «Об основных направлениях стратегического плана социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года». //Ростов Официальный. № 45. 04.11.2009.
9. Екатеринбург стал лучшим городом для ведения бизнеса среди миллионников России // E1.RU: Екатеринбург Он-Лайн. URL: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-338429.html Загл. с экрана. Яз.рус.
10. Высокинский А. Ответы на вопросы населения в программе Открытая студия. Екатеринбург 20 июня 2011 // EKBURG.RU: официальный портал Екатеринбурга. URL: http://www.ekburg.ru/news/10/27577/ Загл. с экрана. Яз.рус.
11. Игнатова Т.В. Теория управления ресурсами многоотраслевого местного хозяйства: межмуниципальное сотрудничество и кооперирование // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014 . № 3 (46). С .18-25.
Рецензент: Черкасова Татьяна Павловна, начальник отдела по работе с органами власти и учебными заведениями, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Южно-Российского институт - филиал.
Tatiana Ignatova
Russian Academy of National Economy and Public Administration under President of RF
South-Russia Institute - branch Russsia, Rostov-na-donu E-Mail: [email protected]
Yulia Geroeva
Russian Academy of National Economy and Public Administration under President of RF
South-Russia Institute - branch Russsia, Rostov-na-donu E-Mail: [email protected]
Daria Gontareva
Russian Academy of National Economy and Public Administration under President of RF
South-Russia Institute - branch Russsia, Rostov-na-donu E-Mail: [email protected]
Theory and Methodology of Innovation Entrepreneurship
Management in Megapolis
Abstract. Innovations emerge as a result of planning, programming and forecast-making of innovation activities, implementation of financial support and stimulation measures, putting the goals and principles of government science, R&D and innovation policy. The role of ministries and public foundations of R&D support is shown concerning government plans and forecast, key branches support, megapolis stratetegies. Enlarging the horizon of strategic and budget planning during last years allow to fasten the process of commercialization of innovations by national entrepreneurs. The term innovation entrepreneurship may refer to both radical and incremental changes to products, processes or services. The often unspoken goal of innovation is to solve a problem. Innovation is an important topic in the study of economics, business, technology, sociology, and engineering. Since innovation is also considered a major driver of the economy, the factors that lead to innovation are also considered to be critical to policy makers in megapolises.
Transitive character of innovations institutionalization in Russia is embodied in national and international law in the sphere of intellectual property rights regulation, in organizational and legal basics of government R&D and innovation policy. It is argued that 2007-2008 are key years for development of the system of civil law regulation of innovation activities in the sphere of entrepreneurship in Russia and innovation entrepreneurship is vital to the biggest cities.
Keywords: innovation entrepreneurship; R&D; commercialization; entrepreneurship government support; venture capital; stimuli for innovations; megapolis stratetegies; cities-millionnaires.
Identification number of article 75EVN414
REFERENCES
1. Pavlova I.A. Model' trojnoj spirali i ee realizacija v vide administrativno-komandnoj sistemy [Jelektronnyj istochnik] URL: (dostup svobodnyj). http://it2commerce.com/model-troynoy-spirali-i-ee-realizatsiya-v-vide-administrativno-komandnoy-sistemyi/ Zagl. s jekrana. Jaz.rus.
2. Dezhina I.G. Gosudarstvo, nauka i biznes v innovacionnoj sisteme Rossii. - M.: IJePP, 2008. S.98
3. Ryhtik M.I. Nacional'naja innovacionnaja sistema SShA: istorija formirovanija, po-liticheskaja praktika, strategija razvitija [Jelektronnyj istochnik] URL: http://www.eureca.unn.ru/pages/razrabotkiA/01.pdf (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz.rus.
4. Pipija L.K. Sovremennye tendencii v formirovanii nauchnoj i innovacionnoj poli-tiki // Innovacii. 2008. №12. S.84.
5. Goncharenko L P. Innovacionnaja politika. M.: KNORUS, 2009. S.234.
6. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r «Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» // Konsul'tant-pljus
7. Zernov V.A. Novyj zakon ob obrazovanii. Kuda pojdem: k innovacijam ili stagnacii // Vysshee obrazovanie segodnja. 2011. №1. S.9.
8. Reshenie Rostovskoj-na-Donu gorodskoj Dumy ot 20.10.2009 № 625 «Ob osnovnyh na-pravlenijah strategicheskogo plana social'no-jekonomicheskogo razvitija goroda Rostova-na-Donu na period do 2025 goda». //Rostov Oficial'nyj. № 45. 04.11.2009.
9. Ekaterinburg stal luchshim gorodom dlja vedenija biznesa sredi millionnikov Rossii // E1.RU: Ekaterinburg On-Lajn. URL: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-338429.html Zagl. s jekrana. Jaz.rus.
10. Vysokinskij A. Otvety na voprosy naselenija v programme Otkrytaja studija. Ekaterinburg 20 ijunja 2011 // EKBURG.RU: oficial'nyj portal Ekaterinburga. URL: http://www.ekburg.ru/news/10/27577/ Zagl. s jekrana. Jaz.rus.
11. Ignatova T.V. Teorija upravlenija resursami mnogootraslevogo mestnogo hozjajstva: mezhmunicipal'noe sotrudnichestvo i kooperirovanie // Nauka i obrazovanie: hozjajstvo i jekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2014 . № 3 (46). S.18-25.