ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИИ
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИКИ БУДУЩЕГО: КОНТУРЫ НОВОЙ ПОЛИТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ
Гусев В. В.
доктор экономических наук, професор, профессор, Московский государственный университет технологий и управления
имени К. Г. Разумовского (ПКУ) (Россия), 109004, Россия, Москва, ул. Земляной вал, д. 73, newdirectmessages@mail.ru
Гусева Я. В.
аспирант, Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (ПКУ) (Россия), 109004, Россия, Москва, ул. Земляной вал, д. 73, newdirectmessages@mail.ru
УДК 658:330.341.1
ББК 65.291.551-21
Цель. Статья посвящена исследованию инновационного предпринимательства и анализу основных механизмов реализации государственной управленческой политики в инновационной сфере.
Методы. На основе анализа современных подходов к исследованию системы государственной инновационной политики и основных механизмов ее реализации предложено авторское понимание необходимости стимулирования инновационной активности предпринимательства и сформулированы основные направления повышения эффективности мер государственной поддержки предпринимательства, которые позволят повысить устойчивость национальной экономики, улучшить инвестиционный климат, обеспечить поддержку высокотехнологичных секторов экономики.
Результаты. Результаты исследования могут быть использованы местными и федеральными органами власти при формировании мер по реализации механизмов стимулирования инновационной активности предпринимательства как одного из ключевых приоритетов национальной инновационной политики.
Научная новизна. Выделены основные направления и ориентиры государственной политики в управлении инновационным развитием, которые предусматривают реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских предприятий, расширения их способности к работе на мировых рынках.
Ключевые слова: инновации, инновационное предпринимательство, управление инновационным развитием.
о см
0Q
INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP AS ECONOMY DRIVER OF THE FUTURE: S OUTLINES OF NEW POLICIES IN INNOVATIVE DEVELOPMENT MANAGEMENT
ф
о
0Q
Gusev V. V. «
CD O
Doctor of Economics, Professor, Professor, Moscow State University of Technologies and Management named after ^
K. G. Razumovsky (Russia), 73, Zemlyanoy Val, Moscow, Russia, 109004, newdirectmessages@mail.ru ©
Гусев В. В., Гусева Я. В.
Guseva Ya. V.
post-graduate student, Moscow State University of Technologies and Management named after K. G. Razumovsky (Russia), 73, Zemlyanoy Val, Moscow, Russia, 109004, newdirectmessages@mail.ru
Purpose. The article is devoted to researching innovative entrepreneurship and to analyzing basic mechanisms of national management policy implementation in the field of innovation.
Methods. Based on the analysis of contemporary approaches to researching the state innovation policy system and basic mechanisms of its implementation the author's understanding of the need to stimulate innovation activities of entrepreneurship is provided and basic directions are formulated to increase the efficiency of measures of state support to entrepreneurship, which will increase national economy sustainability, improve investment climate, provide support to high-tech sectors of economy.
Results. The research results can be used by local and federal authorities in developing measures to implement mechanisms for stimulating innovative activity of entrepreneurship as one of the key priorities of national innovation policy.
Scientific novelty. Basic directions and guidelines of the state policy in innovative development management are identified, which provide for implementation of a set of measures aimed at creating favorable conditions for entrepreneurial initiatives, at improving competitiveness and investment attractiveness of the Russian enterprises and at enhancing their ability to work in global markets.
Key words: innovation, innovative entrepreneurship, innovative development management.
В условиях современной России инновации являются главным возможным рычагом влияния на долгосрочный рост экономического благосостояния и одним из ключевых приоритетов, связанных с государственной инициативой и масштабными направлениями научно-исследовательских работ. При этом следует отметить, что сама суть экономического соперничества на мировой арене значительно изменилась: началась «гонка инноваций», победители которой задают мировую политическую и экономическую повестку дня. В этой связи перед нашей страной стоят серьезные многоплановые задачи, связанные с необходимостью модернизации промышленного производства и интенсивного развития перспективных технологических отраслей, которые будут определять контуры глобальной экономики в XXI веке. Успешное решение данных вопросов невозможно без планомерного и качественного изменения ключевых составляющих инновационной политики. Несмотря на то, что наша страна в большой степени является импортером технологий, а компании больше адаптируют и модифицируют существующие технологии, необходимость наличия инновационной среды, способной генерировать новые прорывные технологии, неоспорима. При этом следует отметить, что именно внедрение перспективных коммерциализируемых продуктов и технологий, приносящих существенные социально-экономические выгоды, является основой трансформационных процессов в инновационном секторе. Поэтому именно инновац2ии рассматриваются как основные движущие силы развития совреме2нной экономи2ки в сфере произво2дства и услуг и главные факторы экономического роста, а инновационный бизнес служит
драйвером экономического развития. Данная концепция находит свое отражение в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», магистральным направлением которой является ориентация на инновационную модель поведения бизнеса, доминирующей в развитии компаний в целях повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках, а также в технологической модернизации ключевых секторов экономики [1].
Динамика инновационной активности предпринимательства остается в целом положительной на протяжении последних лет. В 2014 году объем инновационных товаров, работ и услуг в целом по Российской Федерации составил 3,6 трлн. рублей, а удельный вес инновационной продукции отечественных предприятий вырос на 1,2 %. Благодаря предпринимаемым усилиям, доля инновационной продукции в структуре экспорта России достигла 10 %. Данный показатель все еще уступает уровню технологически развитых стран, однако уже сопоставим с показателями стран БРИКС. С учетом сложившейся в 2014-2015 годах экономико-политической ситуации и взятого государством курса на разумное импортоза-мещение, ожидается продолжение роста удельного веса инновационной продукции в структуре отечественного производства. Увеличение доли инновационной продукции до сих пор происходит в значительной мере благодаря продолжающейся модернизации и росту внедрения передовых производственных технологий, используемых в различных секторах экономики России. Однако, в превалирующем числе предприятий наблюдается довольно невысокая восприимчивость к технологиям, а существующий спрос удовлетворяется в основном импортом технологий. Особенно это касается реального сектора
Гусев В. В., Гусева Я. В.
промышленности, который все еще проявляет инертность в отношении перехода к новым технологиям, недостаточно эффективно работают стимулирующие механизмы (в частности, в налоговой сфере), не удалось обеспечить равный доступ малого и среднего бизнеса к госзаказу в сфере высоких технологий. Вместе с тем пилотные проекты в ряде отраслей (например, в рамках авиастроительных кластеров) доказывают возможность обеспечить высокую эффективность применения сформированных в России инструментов поддержки технологической модернизации и инновационного развития.
За прошедшие годы сформированы основные элементы инновационной экосистемы, продолжается реализация масштабных преобразований, среди которых важную роль играют создание институтов развития и формирование инновационной инфраструктуры. В России появился венчурный рынок - один из крупнейших в Европе. В 2015 году заработала Национальная технологическая инициатива - комплексная программа мер, включающая в себя системные национальные приоритеты в технологической сфере. При этом, следует признать, что успехи страны подтверждают и прогнозы авторитетных международных организаций. Специалисты Всемирного экономического форума (ВЭФ) на основе комбинации общедоступных
статистических данных совместно с сетью партнерских организаций (ведущих исследовательских институтов и компаний) провели ежегодное исследование «Рейтинг глобальной конкурентоспособности» (Global Innovation Index), которое по сути является крупнейшей международной «инновационной табелью о рангах». В рейтинге 2015 года оценивались 140 стран мира. В текущем отчете [2] России удалось заметно улучшить свои позиции и подняться в рейтинге с 53 до 45 места. В отчете экспертами ВЭФ представлен уровень развития ключевых показателей, направленных на оценку инновационного потенциала страны (рис. 1).
К сильным сторонам российской экономики также следует отнести высокую распространённость высшего образования, развитие инфраструктуры, улучшение показателей бизнес-регулирования и внутренней конкуренции. Однако необходимо продолжать совершенствовать финансовую и нефинансовую инфраструктуру инноваций, снимать административные барьеры и обеспечить максимально благоприятные условия для ведения бизнеса и эффективной коммерциализации научных разработок, добиться повышения востребованности инноваций со стороны публичного сектора и крупного бизнеса. Другими безусловным приоритетами являются поощрение инвестиций в высокотехнологичные
Способность экономики к инновациям
140
Защита интеллектуальной собственности
Качество научно-
исследовательских
институтов
Количество патентов на млн чел.
Наличие ученых и инженеров
Сотрудничество университетов и промышленности
Государственные закупки высокотехнологичной продукции
Рис. 1. Уровень показателей, оценивающих инновационный потенциал России, 2015 г. (составлено авторами)
Гусев В. В., Гусева Я. В.
Слои пирамиды
Последствия инноваций Результаты инноваций Инновационная деятельность
5ЙЦИИ ч\\
,ии
Приоритеты инноваций
>Х>
Уровень жизни. Устойчивость развития
Идеи/продукты/технологии Прибыль/капитализация
Организаторы-инвесторы Занятость в инновациях
Финансирование инновациднных\компаний
Финансирование
Финансирование фундамент'алсных ^чксс^ледоЬа'Нии^4
Рынки:
коммерциализация
Инфраструктура:
условия для деятельности
V
ф о
Прямое финансирование Косвенные инструменты
Гранты, стипендии и премии Обеспечение оборудованием
Финансовые
Технологические
Интеллектуальные
Физическая/территориальная
Информационная
Логистическая
Актуальность инноваций Престиж инноваций Видение будущего
Общее образование Высшее образование НИОКР
Гражданские
Государственные
Деловые
Рис. 2. Приоритеты политики инновационного развития (составлено авторами)
сектора, адаптация сферы образования к требованиям экономики завтрашнего дня, гармоничное развитие регионов страны и наращивание международного научно-технического сотрудничества.
В этой связи, одной из ключевых задач является форсированное развития инновационного предпринимательства. Один из самых ведущих теоретиков менеджмента Питер Друкер считает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления, а инновационная деятельность представляет собой особый инструмент предпринимательства. Это действие, придающее имеющимся ресурсам новое качество способствовать приумножению богатства, инновационная деятельность создает ресурсы» [3-7]. Инновационное предпринимательство можно дефиницировать как особый новаторский процесс, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск
новых возможностей и ориентация на нововведения [8]. Задача содействия развитию инновационного предпринимательства решается с помощью создание среды, благоприятной для инноваций. Понятие среды можно структурировать в виде пирамиды инновационного развития. Пирамида инновационного развития, по аналогии с пирамидой Маслоу, задает иерархическую последовательность приоритетов государственной политики в области инноваций, состоящей из семи слоев - смысловых блоков инновационной политики (рис. 2).
Пять фундаментальных слоев представляют наличие и обеспечение в стране среды, благоприятной для исследователей и инноваторов: общественные, политические и экономические институты; знания; культура общественной поддержки ученых, исследователей и предпринимателей; физическая, энергетическая, информационная и логистическая инфраструктура;
Гусев В. В., Гусева Я. В.
рынки капитала, труда, предпринимательской способности, инновационных продуктов (конечных и промежуточных), интеллектуальной собственности.
Два верхних слоя пирамиды представляют оказание государством прямой финансовой поддержки исследовательских и инновационных проектов: финансирование фундаментальных исследований - гранты, стипендии, премии; финансирование коммерческих инновационных проектов - субсидии, инвестиции, гарантии, оборудование.
В результате усилий по культивированию инноваций государство получает три уровня результатов, которые можно образно представить в виде звезды на вершине пирамиды инноваций:
1) инновационная активность - реальная деятельность по созданию инноваций;
2) непосредственные результаты - новые разработки, техническое и организационное ноу-хау;
3) долгосрочные последствия для экономики страны - экономический рост, распределение богатств.
Несмотря на привлекательность прямой поддержки инновационной активности для государства, приоритетом инновационной политики должно быть именно обеспечение благоприятной среды. При наличии развитой среды меры прямой поддержки будут ускорять инновационное развитие страны; при отсутствии среды - будут вытеснять частную инициативу и замедлять инновационное развитие [9].
Кроме обеспечения благоприятной среды, важной составляющей инновационной политики является также прямая финансовая поддержка научных исследований и инновационных проектов. Этот вид политики привлекателен для государства, потому что он конкретен, измерим, обещает быстрые результаты. Создание же среды - процесс долгосрочный, плохо структурируемый и не имеющий конкретных адресатов. Однако, только обеспечив благоприятную среду, государство может рассчитывать, что прямая поддержка будет эффективна [10]. В этом случае, во-первых, появятся сами проекты, которые не произрастали в конкурентной среде, а во-вторых, - каналы эффективного распределения средств. Таким образом, если применять к блокам «среда» и «финансирование» принцип пирамиды, то первый надо будет расположить в «фундаменте», а второй - на «верхних этажах».
Непосредственное создание инноваций обеспечивает инновационная экосистема, объединяющая для достижения общих результатов множество участников, каждый из которых имеет свой вклад в процесс создания инноваций, от формирования идеи до фактического производства продукта. Невозможно представить ни один инновационный продукт сегодня, который был бы результатом усилий одного человека или одной компании в изоляции от общества, корпоративной среды и государства. Национальная инновационная экосистема
отражает уровень кооперации ме^ду разными участниками-акторами системы, которые в совокупности образуют возможности страны по производству инноваций. Иначе говоря, инновационная экосистема - это набор системно взаимосвязанных игроков, обеспечивающих полный инновационный цикл, и включающий в себя всех акторов, агентов и сервисы, которые необходимы для производства инноваций.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить пять ключевых ориентиров развития инновационного предпринимательства. В первую очередь необходимо выявлять и учитывать интересы участников инновационной экосистемы - от исследователей и предпринимателей до менеджеров крупного бизнеса и государственных чиновников, - в дискуссии о том, какие отрасли и технологии поддерживать. Во-вторых, в рамках парадигмы нового целевого подхода государство должно изучать общественное мнение, в том числе через политические и социологические механизмы, а также через изучение СМИ, чтобы иметь обратную связь о том, какие отрасли и технологии являются наиболее значимыми для общества в той степени, в которой оно ощущает себя частью глобального мира. В-третьих, необходимо учесть приоритеты, устанавливаемые странами-лидерами инноваций. Это даст понимание наиболее востребованных на мировом рынке продуктов и технологий. В-четвертых, правильно определить и учесть существующие компетенции: в каких отраслях и технологиях Россия сейчас институционально наиболее сильна - с точки зрения как фундаментальной науки, так и коммерческого сектора, - и где есть наилучший задел для дальнейшего развития. В-пятых, убедиться в наличии сильных лидеров и сообщества: какими новыми идеями занимаются пассионарии, определить повестку развития и коммерциализации перспективных разработок. Каждый из пяти компонентов алгоритма должен работать постоянно, поставляя материал для размышления и работы. Таким образом, все пять пять ключевых ориентиров развития инновационного предпринимательства (инновационная экосистема - общество - международный бенчмаркинг -существующие компетенции - пассионарии) так или иначе учитываются при отборе приоритетных рынков для развития инновационного предпринимательства.
Таким образом, создание благоприятного инвестиционного климата для развития инновационной активности предпринимательства является одной из приоритетных задач, стоящей перед экономикой. Многие инновации, как технологические, так и институциональные, осуществляются слишком медленно из-за высоких издержек и рисков на начальных стадиях. Стимулировать рост числа новых инновационных предприятий, а также их участия в проектах государственно-частного партнерства должны фонды посевного капитала,
Гусев В. В., Гусева Я. В.
которые могут обеспечить финансирование компаний на самом раннем этапе их развития, а государство может принять часть этих издержек или рисков на себя и тем самым стимулировать бизнес к участию в таких проектах. Для повышения инвестиционной привлекательности государством был предложен ряд инициатив, среди которых, наряду с налоговыми преференциями и развитием микрофинансирования, значится и строительство по всей стране инфраструктурных объектов для поддержки инновационного бизнеса. Однако возможности бюджетных ресурсов в вопросе создания сети подобных инфраструктурных объектов в масштабах всей страны ограничены, поэтому целью государства является повышение заинтересованности частного бизнеса и в качестве соинвестора при реализации проектов по строительству объектов инновационной инфраструктуры, и в качестве потенциального резидента для дальнейшего развития объекта. Решение вопроса создания благоприятных условий для развития инноваций видится, прежде всего, в консолидации интересов государства, общества и бизнеса с помощью комплекса следующих мер:
1. Формирование и реализация согласованных мероприятий институтов развития, технологических платформ и отраслевых бизнес-ассоциаций в целях поддержки встраивания российских инновационных предприятий в мировую инновационную экосистему с целью максимального расширения российского высокотехнологического экспорта.
2. Содействие развитию и росту культуры инновационного предпринимательства через образовательные и акселерационные программы.
3. Формирование эффективных практик коммерциализации разработок, осуществляемых инновационными компаниями (стартапами), поддержанными институтами развития, в рамках реализации политики импортозамещения.
4. Кооперация институтов развития в целях развития современных практик управления интеллектуальной собственностью крупнейшими государственными корпорациями и компаниями с государственным участием, реализующими программы инновационного развития, а также в научных и образовательных учреждениях.
5. Формирование и развитие в Российской Федерации института технологического брокерства.
6. Введение в действие механизмов налогового стимулирования инвесторов всех типов (включая госкорпорации, реализующие программы инновационного развития).
7. Облегчение условий привлечения венчурного и проектного финансирования для малого и среднего бизнеса.
8. Выработка форм и инструментов предоставления скоординированной государственной поддержки «национальным технологическим чемпионам».
9. Выработка единых подходов к участию представителей институтов развития в общественных и экспертных советах по закупкам инновационной продукции, формируемых крупнейшими компаниями с государственным участием и федеральными органами исполнительной власти.
10. Поддержка перехода российских компаний к модели «открытых инноваций», в том числе в части приобретения инновационных компаний на открытом рынке, формирования корпоративных венчурных фондов и участия в отраслевых инвестиционных фондах.
Таким образом, государственная инновационная политика должна перейти от парадигмы определения отраслевых и технологических приоритетов к парадигме приоритизации, исходя из мнений и интересов участников инновационной экосистемы. Результатом эффективного взаимодействия государства и бизнеса является развитие инновационной сферы в экономике и повышение конкурентоспособности национальной инновационной системы. Государственная политика решает, прежде всего, задачи вовлечения и удержания бизнеса в инновационной сфере, используя финансово-экономические и правовые рычаги управления. Для развития инновационного бизнеса в России имеется достаточно уникальное сочетание научно-исследовательского потенциала, высокотехнологичных производств и емких внутренних рынков, что создает необходимые предпосылки для использования преимуществ, связанных с распространением новых технологий. Государство уделяет вопросам управления бизнесом первостепенное внимание, поскольку в экономической сфере страны предпринимательству принадлежит важнейшая роль, так как в его распоряжении находятся материальные, финансовые и трудовые ресурсы, которые он способен использовать в контексте инновационного технологического развития России. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что именно ориентированный на модернизацию бизнес можно рассматривать как доминанту национальной инновационной системы в контексте реализации парадигмы инновационного развития страны.
Литература:
1. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р [электронный ресурс]. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
2. Отчет о глобальной конкурентоспособности за 20152016 гг. Всемирного экономического форума [электронный ресурс]. URL: http://www.weforum.org/issues/ global-competitiveness (дата обращения 15.03.2016).
Гусев В. В., Гусева Я. В.
3. ДрукерП., Макьярелло Дж. А. Менеджмент. М.: Инфра-М, 2010. 704 с.
4. ДрукерП. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: М.: Вильяме, 2012. 272 с.
5. ДрукерП. Бизнес и инновации: пер. с англ. М.: Вильяме, 2014. 432 с.
6. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Прогресс, 2012. 350 с.
7. Друкер П. Эффективное управление предприятием. М.: Вильяме, 2008. 224 с.
8. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика / Под ред. В. Я. Горфинкеля. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 349 с.
9. Бережнов Г. В. Инновационная деятельность предприятия. М.: МЕЛАП, 2013. 256 с.
10. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.: ИНФРА-М, 2013. 384 с.
References:
1. On approving the Innovation Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2020: Order of
the RF Government of 08.12.2011 N 2227-p [e-resource]. The document has not been published in this form. Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».
2. Report on Global Competitiveness for 2015-2016 of the World Economic Forum [e-resource].URL: http://www. weforum.org/issues/global-competitiveness (date of reference 15.03.2016).
3. Drucker P., Makyarello J. A. Management. M.: INFRA-M, 2010. 704 p.
4. Drucker P. Management challenges for the 21st century: Trans. from English: M .: Williams, 2012. 272 p.
5. Drucker P. Innovation and entrepreneurship: transl. from English. M.: Williams, 2014. 432 p.
6. Drucker P. Market: how to lead. Practices and principles. M.: Progress, 2012. 350 p.
7. Drucker P. Effective enterprise management. M. : Williams, 2008. 224 p.
8. Small business: organization, management, economics / Edited by V. Ya. Gorfinkel. M.: INFRA-M, 2014. 349 p.
9. Berezhnov G. V. Innovative activity of enterprise. M.: MELAP, 2013. 256 p.
10. Raizberg B. A. State management of economic and social processes. M.: INFRA-M, 2013. 384 p.