Научная статья на тему 'Концептуальные основы построения российской государственной инновационной политики'

Концептуальные основы построения российской государственной инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СМЕНА / УКЛАД / ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИЯ / ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ / CHANGE / LIFESTYLE / TECHNOLOGY / INNOVATION / POLITICS / CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Груздев Владимир Михайлович

В статье рассматриваются основы построения российской государственной инновационной политики, а также технологический уклад современной российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bases of forming the Russian state innovative policy are considered in the article as well as technological structure of the modern Russian economy.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы построения российской государственной инновационной политики»

Владимир ГРУЗДЕВ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматриваются основы построения российской государственной инновационной политики, а также технологический уклад современной российской экономики.

Bases of forming the Russian state innovative policy are considered in the article as well as technological structure of the modern Russian economy.

Ключевые слова:

смена, уклад, технология, инновация, политика, концепция; change, lifestyle, technology, innovation, politics, concept.

Государственная инновационная политика представляет собой одну из составляющих частей общей социально - экономичес -кой политики государства, которая, в свою очередь, пока -зывает отношение государства к инновационной сфере, намечает цели, направления, способы деятельности государственных струк тур в сфере науки и техники. Разработка и реализация государст -венной инновационной политики в Российской Федерации нача -лись с определения следующих главных принципов1:

— определение приоритетности инновационной деятельности для увеличения продуктивности технологического развития общественного производства, уровня жизни населения, конку -рентоспособности наукоемких товаров и экономической безо пасности;

— проведение государственного регулирования инновационной политики в комплексе с эффективной работой конкурентного механизма в сфере инноваций; концентрация государственных средств на создании и распространении приоритетных новаций, которые обеспечивают прогрессивные структурные экономиче ские сдвиги;

— формирование условий, необходимых для обеспечения разви -тия рыночных отношений в инновационной среде и ликвидации недобросовестной конкуренции в самой инновационной деятель -ности;

— формирование и развитие благоприятного инвестиционного климата в процессе осуществления инновационной деятельности;

— усиление сотрудничества РФ в сфере инноваций на междуна -родных рынках;

— обеспечение национальной безопасности страны и повышение обороноспособности путем осуществления инновационной поли -тики.

Поэтому на начальных этапах инновационной модернизации экономики необходимо максимально использовать меры госу дарственной поддержки инновационной деятельности предприя -тий. Поддержка со стороны государства должна быть оказана им в необходимых объемах (финансовыми или нефинансовыми ресур -сами). Она может осуществляться в следующих формах:

— прямое государственное стимулирование НИОКР, осуществля -

1 Проект Федерального закона № 99029071-2 «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» (окончательная ред., принята ГД ФС РФ 01.12.1999).

ГРУЗДЕВ Владимир Михайлович — к.филос.н., доцент; доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета Университета Российской академии образования, г. Москва gvm26d@mail.ru.

емое путем распределения финансовых ресурсов (бюджетных и внебюджетных, таких как госзаказ, гранты, кредитова -ние) между разными сферами научно -исследовательских разработок согласно разработанной системе научных приори -тетов;

— косвенное государственное стимули -рование науки и освоение ее достижений в государственном и частном секторах эко -номики с помощью налоговой, амортиза -ционной, патентной, таможенной поли -тики, а также путем поддержки малых инновационных предприятий1;

— предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем эле -ментам инфраструктуры, которые оказы -вают им ту или иную поддержку);

— формирование благоприятного инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения иссле дований и разработок (включая службы научно технической информации, патен тования и лицензирования, стандартиза ции, сертификации, статистики и пр.).

Финансовые ресурсы национальной экономики для развития инновационной предпринимательской деятельности на промышленных предприятиях формиру -ются за счет собственных и привлекаемых финансовых средств, а также государ -ственных гарантий под кредит предпри нимателей.

Для активизации инновационного раз -вития российской экономики требуется в разумных пределах усилить регулирую щую функцию государства в управлении2. К примеру, действенным регулирую -щим инструментом может стать целевое направление части доходов, получаемых государством от экспорта энергоносите лей и сырья, на формирование финан совой базы и инфраструктуры иннова ционной модернизации. Это подразумевает предоставление определенного кредита государству ресурсопроизводя щими отраслями в результате пересмотра системы их налогообложения, что могло

1 Алексеев А.Н. Инновационный менеджмент. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М. : МИЭМП, 2008, с. 32.

2 Караваев И.Е. Основные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплек-

са // Экономические отношения, 2012, № 1(3), с. 10-19.

бы способствовать формированию усло -вий, необходимых для активной иннова -ционной деятельности предприятий. Так было, в частности, в советский период при создании научно -технических новшеств с финансированием, ориентированным на предприятия оборонно - промышленного комплекса.

Геополитическая конкуренция еще больше усиливает важность НТП, способ -ности к применению новых технологий. Растет и роль человеческого фактора в организации производства. Государства, которые не способны предоставить необ -ходимый уровень образования населению, обеспечить развитие науки и информаци -онной среды, будут все больше зависеть от внешних финансовых и информационных центров. Им останутся преимущественно функции источника природного сырья и человеческого материала для транснацио -нальных компаний развитых государств, которые концентрируют мировой интел -лектуальный потенциал3.

Деградация научно - производственного потенциала государства обусловливает ослабление экономики России до уровня периферии глобальной экономической системы. Сырьевая специализация, очень низкая оплата труда персонала, невероятно низкий уровень финансирования научных разработок, отток капитала и утечка умов

— все это характерно для периферийного государства. Характерно это и для россий -ской экономики.

Изменение структуры экономики России в процессе радикального рефор мирования привело к ее дезинтеграции, развалу когда - то целостных технологиче -ских цепочек на автономные структуры, частично вписавшиеся во внешние вос производственные контуры. Существует ряд факторов, которые влияют на зави -симость экономики от состояния конъ -юнктуры международных рынков и существенно ограничивают ее развитие. Управлять новой волной экономического роста можно, опираясь на научные заделы в основных технологиях новей шего технологического уклада. Если возможности структурного изменения экономики России на базе нового тех

3 Растеряева Т.В. К вопросу о формировании единого научно-технологического пространства // Успехи современного естествознания. — Пенза : ИД «Академия естествознания», 2009, № 5, с. 149-150.

нологического уклада будут потеряны, то в дальнейшем она будет продвигаться по инерционному сценарию развития, оставаясь сырьевой периферией глобальной экономики.

На сегодняшний день экономическая теория изменения деловых циклов свя зана со сменой технологических укладов в общественном производстве. Под катего -рией «уклад» последователи данной тео -рии понимают установившийся порядок смены деловых циклов. Технологический уклад подразумевает единый техниче -ский уровень находящихся на нем произ -водств, которые связаны с поступлением качественно однородных ресурсов, бази -рующихся на общих ресурсах квалифи -цированного рабочего персонала, общем научно - техническом потенциале и др.

Технологический уклад в своем жизнен -ном цикле проходит три фазы развития1. Первая фаза подразумевает его зарождение и развитие в экономике предыдущего тех -нологического уклада. Вторая - это струк -турная перестройка экономики на основе новейшей технологии производства. Третья фаза охватывает спад устареваю щего технологического уклада. Согласно теории длинных волн Н.Д. Кондратьева, научно -техническая революция проис -ходит волнообразно, с циклами длиной около 50 лет. В настоящее время рассма -триваются 5 таких технологических укла -дов (волн).

1-я волна (1785-1835 гг.) образовала технологический уклад, который базиро вался на новой технологии в текстильной промышленности, применении энергии воды.

2 -я волна (1830-1890 гг.) характеризо -валась ускорением развития транспорта (паровое судоходство, обустройство желез -ных дорог), зарождением механического производства на базе парового двигателя.

3 -я волна (1880-1940 гг.) началась с вне -дрения в промышленное производство электрической энергии, развития тяже лого машиностроения и электротехниче ского производства на базе стального про ката, новых открытий в отрасли химии. Началось использование радиосвязи, телеграфа, автомобильного транспорта. Образовались большие предприятия, син -

1 Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: учеб. пособие. - М.: ИД «Академия естествознания», 2011, с. 48.

дикаты, картели, тресты, что привело к появлению монополий на рынке, концен -трации банковского и финансового капи тала.

В результате 4 -й волны (1930-1990 гг.) был образован уклад, который базиро-вался на дальнейшем развитии энерге тики и применении средств связи, нефти и нефтепродуктов, газа, новых синтети ческих материалов. Это этап массового изготовления автомобилей, тракторов, самолетов, разных видов вооружения, продукции массового потребления. Уклад характеризовался появлением и широким распространением радаров, компьюте ров и программных продуктов для них. Энергия атома применяется в военной сфере и далее - в мирных целях. Было налажено массовое производство изделий бытового назначения по конвейерной тех -нологии, созданы транснациональные и межнациональные корпорации, осущест -вляющие прямые капиталовложения в разные государства.

5 -я волна (началась в 1985 г.) основана на открытиях в сфере микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энер гии, материалов, спутниковой связи, освоения космического пространства и т.п. Осуществляется замена разрознен ных предприятий единой сетью больших и малых компаний, которые объединены электронной сетью на базе Интернета и осуществляют тесное взаимодействие в плане технологий, контроля качества товаров, планирования капиталовложе -ний. 5 - й технологический уклад вклю -чает в себя такие отрасли, как электрон ная промышленность, вычислительная техника, продукты программного обе спечения, авиационное производство, информационные услуги, телекоммуни кации, производство и потребление газа. Основой образования нового уклада счи таются биотехнологии, космическая тех ника, тонкая химия, микроэлектронные элементы.

Анализ смены технологических укладов позволяет сделать вывод о неуклонном сокращении времени господства того или иного уклада. Первый, как видно, длился примерно 60 лет, пятый, по большинству прогнозов, закончится в 20 -х гг. XXI в., т.е. будет продолжаться всего около 30 лет. Это связано с тем, что в середине XX сто -летия активизировалась инновационная

деятельность как отдельных предприни -мателей и компаний, так и целых госу дарств.

Сейчас развитые страны находятся на этапе 5 - го технологического уклада и усиленно готовятся к переходу в 6 й, что обеспечит им выход из экономического кризиса. Те страны, которые запоздают с переходом в 6 й технологический уклад, застрянут в экономическом кризисе. Положение России очень сложное, по скольку в связи с деиндустриализацией СССР переход из 4 го технологического уклада в 5 - й не произошел. Во многих регионах страны наблюдается существен -ное технологическое отставание и деин -дустриализация почти во всех отраслях хозяйства, в т.ч. в сфере образования и здравоохранения, в научных исследова -ниях. Поскольку Россия не перешла в 5 - й постиндустриальный уклад, она вынуждена, если это удастся, перескочить сразу в 6 - й технологический уклад. Задача практически невыполнимая без усиления государственной инновационной поли тики.

Разработкой и проведением госу -дарственной инновационной политики в России занимаются государственные органы исполнительной власти, кото рые назначаются правительством РФ1. «Переход России к инновационному пути развития является единственной возможностью сделать наше государство конкурентоспособным и войти в мировое сообщество на равных», - утверждается в основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий

1 Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики, 2003, № 2, с. 30-31.

на период до 2010 года и дальнейшую перспективу2. Перестройка и переход к инновационному пути развития государ -ства определяется в данном документе как приоритетная цель государственной стратегии в сфере развития науки и тех -нологий. Одним из главных направлений государственной стратегии в сфере раз -вития науки и технологий является ста новление национальной инновационной системы.

Для РФ на сегодняшний день харак -терен незначительный уровень иннова -ционной активности. Улучшение техно -логической базы компаний практиче -ски не происходит, нет слаженности в действиях участников инновационного процесса. Инновационная политика компаний имеет краткосрочный харак тер и не направляется на обеспечение производственно технологической базы, о чем свидетельствуют невысокие рас ходы на НИОКР, маркетинг и подготовку специалистов в сфере технологического менеджмента. Компании, где успешно завершаются инновационные работы, составляют всего 1% их общей числен -ности. Правомерно сделать вывод, что инновационная деятельность на сегод няшний день не дает тех социально экономических преимуществ, которые могли бы ускорить инновационную работу компаний. Следовательно, уско -рение инновационной деятельности на сегодняшний день невозможно без фор мирования системы ее государственного регулирования и мотивации.

2 Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утв. Правительством РФ 05.08.2005, № 2473п- П7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.