Научная статья на тему 'Студенческая молодежь как инновационный потенциал политической модернизации в России'

Студенческая молодежь как инновационный потенциал политической модернизации в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
634
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС / ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / MODERNIZATION / INNOVATION / INTELLECTUAL RESOURCES / EDUCATIONAL GOALS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозов Сергей Иванович, Черных Наталья Сергеевна

В данной статье обоснованы возможности студенческой молодежи как инновационной группы и ресурса модернизации в России, условия и направления инновационного развития российских высших учебных заведений. Приведен набор характеристик инновационного поведения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities of students as an innovation group and as a resource for the Russian modernization are substantiated in the article as well as conditions and directions of innovation development of Russian institutions of higher education. Number of characteristics of the innovative behavior of students is given.

Текст научной работы на тему «Студенческая молодежь как инновационный потенциал политической модернизации в России»

Сергей МОРОЗОВ, Наталья ЧЕРНЫХ

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИИ

В данной статье обоснованы возможности студенческой молодежи как инновационной группы и ресурса модернизации в России, условия и направления инновационного развития российских высших учебных заведений. Приведен набор характеристик инновационного поведения студентов.

Opportunities of students as an innovation group and as a resource for the Russian modernization are substantiated in the article as well as conditions and directions of innovation development of Russian institutions of higher education. A number of characteristics of the innovative behavior of students is given.

Ключевые слова:

модернизация, инновация, интеллектуальный ресурс, задачи образования, студенческая молодежь; modernization, innovation, intellectual resource, educational goals, students.

МОРОЗОВ

Сергей Иванович — к.полит.н., доцент; доцент кафедры политологии ВолГУ si.morozov@mail.ru

ЧЕРНЫХ

Наталья Сергеевна — ассистент кафедры политологии ВолГУ mistral2003@mail.ru

В последнее время инновации в общественно - политическом дискурсе часто отождествляют с модернизацией. Но, как справедливо указывают Ю.А. Красин и С.В. Патрушев, необходимо иметь в виду, что инновация — понятие многозначное и не всякая модернизация представляет собой переход к инно -вационному типу развития. Ведущим условием инновационного развития становится человеческий капитал, включенный в осно ванную на доверии и солидарности кооперацию общественной деятельности1.

Современные политические процессы в России проникнуты иде -ями инноваций. Однако вызывает опасение тот факт, что на прак -тике отсутствует единая сбалансированная стратегия разработки и реализации инновационных решений. Между тем, российское государство и общество требуют от индивида не просто адаптации к меняющимся социальным отношениям, а активного развития человеческого капитала и последующего воздействия на процессы инновационного развития.

Внедрение новых форм и способов функционирования отече ственных государственных институтов, расширение практик вза имодействия органов власти и общественных структур в процессе принятия управленческих решений способны стимулировать эффективность инноваций в экономической, социальной, духов -ной и иных сферах. Однако феномен инновационного развития (его процесс и результат) невозможен без субъекта — личности или группы, способной осуществлять активно - преобразовательный спо -соб взаимодействия с социально - политической средой. Государство и общество, находящиеся в процессе политико - модернизационных преобразований, особенно испытывают потребность в социально зрелых, активных людях, способных к созидательной самореализа -ции в общественно политическом пространстве и готовых к инно вационным формам деятельности. На основе анализа отечествен ных и зарубежных научных источников, посвященных характери

1 Теория и политика инновационного развития и инновации в политике : круглый стол журнала «Полис» и ИС РАН // Полис, 2010, № 2, с. 133.

стике инновационного типа личности1, целесообразно выделить следующие его доминирующие черты:

— открытость к экспериментам, инно -вациям и изменениям, определение точек развития и адекватных им социальных механизмов;

— признание плюрализма мнений, суще -ствования разных точек зрения, уважение достоинства других людей вне зависимо сти от статусной позиции;

— ориентация на настоящее и будущее (потребность в переменах, умение уйти от власти традиций);

— уверенность и способность преодо -левать жизненные препятствия, планиро вание будущих действий для достижения поставленных целей;

— вера в возможность регулирования социальной жизни, системный и прогно стический подход к отбору и организации нововведений;

— чувство справедливости в отношении вознаграждения за затраченный труд, спо собность определять допустимую степень риска;

— наличие творческого мышления, спо -собность находить идеи и возможности их оптимальной реализации;

— высокая ценность образования, раз -витая способность к рефлексии и само -анализу.

С точки зрения Д.В. Ушакова и А.Д. Карнышева, инновационный потен циал личности состоит из таких слагае -мых, как предприимчивость, профессиональная компетенция и креативность. Предприимчивость подразумевает способ ность личности продвигать нововведения. Для этого необходимо обладать высоким уровнем мотивации к успеху, настойчи востью, инициативностью, способностью брать на себя ответственность, использо вать гибкий стиль работы. Компетенция включает в себя понимание целей раз вития общества, образование, опыт про фессиональной деятельности, общитель -ность, способность к артикуляции инте -ресов. Под креативностью понимаются творческие способности, позволяющие справиться с динамично развивающимися потребностями людей. В состав данного слагаемого входят такие качества, как гиб

1 Шевченко В.Н. Инновационная личность как социальный тип // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право, 2010, № 11, с. 38-39.

кость ума, богатое воображение, интуи -ция, критическое отношение к стандар -там2.

Совершенно очевидно, что в наибольшей степени вышеуказанным характеристикам и чертам инновационного типа личности соответствует молодежь. Недостаток жиз -ненного опыта, открытость молодых людей всему новому объясняется «эксперимен -тальным характером ориентации в период молодости... готовностью к рискованным действиям»3. Молодым людям легче со -здать что то новое, чем заимствовать ранее сформированные идеи, технологии, социо культурные практики; их не дезориентирует ранее приобретенный и усвоенный опыт. Отсутствие боязни совершить ошибку -важнейшая черта инновационного поведе ния молодежи. Пограничность и мобиль -ность помогают молодым людям чутко реа гировать на незначительные трансформа ции в социально политическом простран стве, быстро улавливать новые тенденции в социокультурной среде, что влечет за собой возможность активного создания нововве дений.

Особой социально -демографической молодежной группой является студенче ство. В силу высокого образовательного потенциала, молодости, активной жиз ненной позиции и сформировавшихся политических ориентаций студенческая молодежь может стать необходимым инно -вационным потенциалом и стратегиче -ским ресурсом технико технологической и социально политической модернизации в России.

Как отмечает Е.В. Декина, одним из важнейших мобилизационных факторов инновационной деятельности студенче ства является групповая работа. В резуль тате постоянной необходимости обмена мнениями в группе происходит осмысле ние своих собственных личных и профес сиональных проблем, что позволяет повы -шать активность каждого. «Групповое сотрудничество, командное соперниче ство, мозговые штурмы, деловые игры и

2 Ушаков Д.В., Карнышев А.Д. Компетенции, креативность и предприимчивость как основы инновационных потенциалов личности и группы // Экономическая психология: актуальные иссле -дования и инновационные тенденции : материалы 10 -й юбилейной междунар. науч. -практ. конф. — Иркутск, 2009, с. 378—393.

3 Луков В.А. Теории молодежи: апология их неисчерпаемости // Знание. Понимание. Умение, 2009, № 2, с. 64.

т.д. — это те формы взаимодействия, кото -рые при продуманной целенаправленной организации воспитывают творчество, ответственность, индивидуальность»1.

В настоящее время большинство стран мира стремятся обеспечить инновацион ный характер в системе образования. При таком подходе основная образовательная задача вуза — научить студента четко про -ектировать свои цели в жизни, быть само -стоятельным и нести ответственность за принятые решения. Высшее учебное заве дение должно помочь молодому человеку сформировать профессиональные ком -петенции, овладеть широким кругозо ром, чтобы на выходе из данной среды он мог ориентироваться в жестких условиях конкуренции2. Студенчество, склонное к инновационному типу поведения, спо собно созидать, реализовывать нововведе ния, бороться с устаревшими шаблонами, стремиться к творческому преобразо ванию окружающего мира. Основными слагаемыми инновационного поведения выступают:

— целенаправленность, умение предвос -хищать результаты;

— ориентированность на преодоление возникающих препятствий;

— гибкость, адекватная реакция на быстро меняющуюся обстановку в ситуа ции, когда изменился первоначальный план действий;

— сочетание спонтанности эмоций и контроля над ними;

— настойчивость, не переходящая в реа -лизацию собственных интересов в ущерб другим;

— направленность на достижение успеха, а не на избегание неудачи;

— личность создает то, что считает нужным3.

С нашей точки зрения, инновационные идеи студентов должны реализовываться и быть закреплены на государственном, законодательном уровне, а в некоторых

1 Декина Е.В. Психолого-педагогические особенности подготовки студентов к инновационной деятельности // Проблемы формирования инновационного поведения молодежи в современной России : труды всероссийской научной конференции. - М., 2009, с. 136.

2 Владимиров А.И. Об инновационной деятель -ности вуза. — М., 2012, с. 6.

3 Гаврилова О.В. Формирование инновационного потенциала студентов вузов как педагоги ческая проблема // Гуманитарные исследования,

2012, № 1(41), с. 187.

случаях — приносить инвестиционный эффект. Инвестиции в молодежь есть «коммерческий государственный про ект, так как инновационная личность — это не самоутверждение отдельно взятой личности в социальном пространстве, а механизм решения производственных, коммерческих задач общества, стратегия национального развития страны»4.

При формировании инновационного поведения молодежи должны быть задей -ствованы и общественные институты, которые на основе принципа открытости способны обеспечивать:

— компетентное участие гражданского общества в процессе обсуждения, при нятия и корректировки государственных решений;

— активное использование аудиови-зуальных и мультимедийных возможно стей СМИ для создания положительного имиджа социально инициативного типа поведения личности;

— налаживание межсекторальных парт нерских отношений между институтами, ориентированными в соответствии с век тором инновационного развития лично сти.

Следует подчеркнуть, что только с помощью заинтересованного в конеч ном результате взаимодействия инсти тутов гражданского общества, органов государственной власти и местного са моуправления, а также непосредственно молодого поколения россиян может поя виться возможность успешного заверше ния модернизационного проекта в нашей стране. В конечном итоге, от понима ния необходимости этого совместного взаимодействия зависит качество жизни людей, общественно политическая ста бильность, устойчивый экономический рост, а следовательно и будущее всей страны.

Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы (Соглашение с Минобрнауки России от 25.06.2012 г. № 14.B37.21.0046).

4 Максимова Г.П. Воспитание инновационного типа личности // Проблемы формирования инно вационного поведения молодежи в современной России : труды всероссийской научной конференции. — М., 2009, с. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.