Сергей МОРОЗОВ, Наталья ЧЕРНЫХ
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИИ
В данной статье обоснованы возможности студенческой молодежи как инновационной группы и ресурса модернизации в России, условия и направления инновационного развития российских высших учебных заведений. Приведен набор характеристик инновационного поведения студентов.
Opportunities of students as an innovation group and as a resource for the Russian modernization are substantiated in the article as well as conditions and directions of innovation development of Russian institutions of higher education. A number of characteristics of the innovative behavior of students is given.
Ключевые слова:
модернизация, инновация, интеллектуальный ресурс, задачи образования, студенческая молодежь; modernization, innovation, intellectual resource, educational goals, students.
МОРОЗОВ
Сергей Иванович — к.полит.н., доцент; доцент кафедры политологии ВолГУ si.morozov@mail.ru
ЧЕРНЫХ
Наталья Сергеевна — ассистент кафедры политологии ВолГУ mistral2003@mail.ru
В последнее время инновации в общественно - политическом дискурсе часто отождествляют с модернизацией. Но, как справедливо указывают Ю.А. Красин и С.В. Патрушев, необходимо иметь в виду, что инновация — понятие многозначное и не всякая модернизация представляет собой переход к инно -вационному типу развития. Ведущим условием инновационного развития становится человеческий капитал, включенный в осно ванную на доверии и солидарности кооперацию общественной деятельности1.
Современные политические процессы в России проникнуты иде -ями инноваций. Однако вызывает опасение тот факт, что на прак -тике отсутствует единая сбалансированная стратегия разработки и реализации инновационных решений. Между тем, российское государство и общество требуют от индивида не просто адаптации к меняющимся социальным отношениям, а активного развития человеческого капитала и последующего воздействия на процессы инновационного развития.
Внедрение новых форм и способов функционирования отече ственных государственных институтов, расширение практик вза имодействия органов власти и общественных структур в процессе принятия управленческих решений способны стимулировать эффективность инноваций в экономической, социальной, духов -ной и иных сферах. Однако феномен инновационного развития (его процесс и результат) невозможен без субъекта — личности или группы, способной осуществлять активно - преобразовательный спо -соб взаимодействия с социально - политической средой. Государство и общество, находящиеся в процессе политико - модернизационных преобразований, особенно испытывают потребность в социально зрелых, активных людях, способных к созидательной самореализа -ции в общественно политическом пространстве и готовых к инно вационным формам деятельности. На основе анализа отечествен ных и зарубежных научных источников, посвященных характери
1 Теория и политика инновационного развития и инновации в политике : круглый стол журнала «Полис» и ИС РАН // Полис, 2010, № 2, с. 133.
стике инновационного типа личности1, целесообразно выделить следующие его доминирующие черты:
— открытость к экспериментам, инно -вациям и изменениям, определение точек развития и адекватных им социальных механизмов;
— признание плюрализма мнений, суще -ствования разных точек зрения, уважение достоинства других людей вне зависимо сти от статусной позиции;
— ориентация на настоящее и будущее (потребность в переменах, умение уйти от власти традиций);
— уверенность и способность преодо -левать жизненные препятствия, планиро вание будущих действий для достижения поставленных целей;
— вера в возможность регулирования социальной жизни, системный и прогно стический подход к отбору и организации нововведений;
— чувство справедливости в отношении вознаграждения за затраченный труд, спо собность определять допустимую степень риска;
— наличие творческого мышления, спо -собность находить идеи и возможности их оптимальной реализации;
— высокая ценность образования, раз -витая способность к рефлексии и само -анализу.
С точки зрения Д.В. Ушакова и А.Д. Карнышева, инновационный потен циал личности состоит из таких слагае -мых, как предприимчивость, профессиональная компетенция и креативность. Предприимчивость подразумевает способ ность личности продвигать нововведения. Для этого необходимо обладать высоким уровнем мотивации к успеху, настойчи востью, инициативностью, способностью брать на себя ответственность, использо вать гибкий стиль работы. Компетенция включает в себя понимание целей раз вития общества, образование, опыт про фессиональной деятельности, общитель -ность, способность к артикуляции инте -ресов. Под креативностью понимаются творческие способности, позволяющие справиться с динамично развивающимися потребностями людей. В состав данного слагаемого входят такие качества, как гиб
1 Шевченко В.Н. Инновационная личность как социальный тип // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право, 2010, № 11, с. 38-39.
кость ума, богатое воображение, интуи -ция, критическое отношение к стандар -там2.
Совершенно очевидно, что в наибольшей степени вышеуказанным характеристикам и чертам инновационного типа личности соответствует молодежь. Недостаток жиз -ненного опыта, открытость молодых людей всему новому объясняется «эксперимен -тальным характером ориентации в период молодости... готовностью к рискованным действиям»3. Молодым людям легче со -здать что то новое, чем заимствовать ранее сформированные идеи, технологии, социо культурные практики; их не дезориентирует ранее приобретенный и усвоенный опыт. Отсутствие боязни совершить ошибку -важнейшая черта инновационного поведе ния молодежи. Пограничность и мобиль -ность помогают молодым людям чутко реа гировать на незначительные трансформа ции в социально политическом простран стве, быстро улавливать новые тенденции в социокультурной среде, что влечет за собой возможность активного создания нововве дений.
Особой социально -демографической молодежной группой является студенче ство. В силу высокого образовательного потенциала, молодости, активной жиз ненной позиции и сформировавшихся политических ориентаций студенческая молодежь может стать необходимым инно -вационным потенциалом и стратегиче -ским ресурсом технико технологической и социально политической модернизации в России.
Как отмечает Е.В. Декина, одним из важнейших мобилизационных факторов инновационной деятельности студенче ства является групповая работа. В резуль тате постоянной необходимости обмена мнениями в группе происходит осмысле ние своих собственных личных и профес сиональных проблем, что позволяет повы -шать активность каждого. «Групповое сотрудничество, командное соперниче ство, мозговые штурмы, деловые игры и
2 Ушаков Д.В., Карнышев А.Д. Компетенции, креативность и предприимчивость как основы инновационных потенциалов личности и группы // Экономическая психология: актуальные иссле -дования и инновационные тенденции : материалы 10 -й юбилейной междунар. науч. -практ. конф. — Иркутск, 2009, с. 378—393.
3 Луков В.А. Теории молодежи: апология их неисчерпаемости // Знание. Понимание. Умение, 2009, № 2, с. 64.
т.д. — это те формы взаимодействия, кото -рые при продуманной целенаправленной организации воспитывают творчество, ответственность, индивидуальность»1.
В настоящее время большинство стран мира стремятся обеспечить инновацион ный характер в системе образования. При таком подходе основная образовательная задача вуза — научить студента четко про -ектировать свои цели в жизни, быть само -стоятельным и нести ответственность за принятые решения. Высшее учебное заве дение должно помочь молодому человеку сформировать профессиональные ком -петенции, овладеть широким кругозо ром, чтобы на выходе из данной среды он мог ориентироваться в жестких условиях конкуренции2. Студенчество, склонное к инновационному типу поведения, спо собно созидать, реализовывать нововведе ния, бороться с устаревшими шаблонами, стремиться к творческому преобразо ванию окружающего мира. Основными слагаемыми инновационного поведения выступают:
— целенаправленность, умение предвос -хищать результаты;
— ориентированность на преодоление возникающих препятствий;
— гибкость, адекватная реакция на быстро меняющуюся обстановку в ситуа ции, когда изменился первоначальный план действий;
— сочетание спонтанности эмоций и контроля над ними;
— настойчивость, не переходящая в реа -лизацию собственных интересов в ущерб другим;
— направленность на достижение успеха, а не на избегание неудачи;
— личность создает то, что считает нужным3.
С нашей точки зрения, инновационные идеи студентов должны реализовываться и быть закреплены на государственном, законодательном уровне, а в некоторых
1 Декина Е.В. Психолого-педагогические особенности подготовки студентов к инновационной деятельности // Проблемы формирования инновационного поведения молодежи в современной России : труды всероссийской научной конференции. - М., 2009, с. 136.
2 Владимиров А.И. Об инновационной деятель -ности вуза. — М., 2012, с. 6.
3 Гаврилова О.В. Формирование инновационного потенциала студентов вузов как педагоги ческая проблема // Гуманитарные исследования,
2012, № 1(41), с. 187.
случаях — приносить инвестиционный эффект. Инвестиции в молодежь есть «коммерческий государственный про ект, так как инновационная личность — это не самоутверждение отдельно взятой личности в социальном пространстве, а механизм решения производственных, коммерческих задач общества, стратегия национального развития страны»4.
При формировании инновационного поведения молодежи должны быть задей -ствованы и общественные институты, которые на основе принципа открытости способны обеспечивать:
— компетентное участие гражданского общества в процессе обсуждения, при нятия и корректировки государственных решений;
— активное использование аудиови-зуальных и мультимедийных возможно стей СМИ для создания положительного имиджа социально инициативного типа поведения личности;
— налаживание межсекторальных парт нерских отношений между институтами, ориентированными в соответствии с век тором инновационного развития лично сти.
Следует подчеркнуть, что только с помощью заинтересованного в конеч ном результате взаимодействия инсти тутов гражданского общества, органов государственной власти и местного са моуправления, а также непосредственно молодого поколения россиян может поя виться возможность успешного заверше ния модернизационного проекта в нашей стране. В конечном итоге, от понима ния необходимости этого совместного взаимодействия зависит качество жизни людей, общественно политическая ста бильность, устойчивый экономический рост, а следовательно и будущее всей страны.
Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы (Соглашение с Минобрнауки России от 25.06.2012 г. № 14.B37.21.0046).
4 Максимова Г.П. Воспитание инновационного типа личности // Проблемы формирования инно вационного поведения молодежи в современной России : труды всероссийской научной конференции. — М., 2009, с. 100.