Научная статья на тему 'О ценностных ориентациях российской и японской студенческой молодежи (опыт сопоставительного анализа результатов опроса студентов Владивостока и осака)'

О ценностных ориентациях российской и японской студенческой молодежи (опыт сопоставительного анализа результатов опроса студентов Владивостока и осака) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
434
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дыбовский Александр Сергеевич, Ларина Лилия Львовна

This paper deals with Russian and Japanese students' value orientations. In April and May 2007 we have carried out a questionnaire inquiry at Osaka University (Japan) and several Universities in Vladivostok (Russia). The received data was used as a material for a comparative analysis. The research showed us that Russian students tend to be more practical, materially orientated and they have more concern in career making, then their Japanese counterparts. Russian students also tended to act more likely as adults, in some situations in which Japanese students turned out to be more infant. At the same time Russian students were more optimistic about their future. Japanese students have demonstrated more concern in having free time and communication with their friends, as well as in leisure and entertainments. In the field of employment Japanese students paid more attention to the self-development conditions, convenience of job and the possibility to have more free time. They also turned out to be more autonomous within the family and less connected to their grand-parents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Value Orientations of Russian and Japanese College Kids (the Experience of Comparable Analysis of the Results of Opinion Poll among Students in Vladivostok and Osaka)

This paper deals with Russian and Japanese students' value orientations. In April and May 2007 we have carried out a questionnaire inquiry at Osaka University (Japan) and several Universities in Vladivostok (Russia). The received data was used as a material for a comparative analysis. The research showed us that Russian students tend to be more practical, materially orientated and they have more concern in career making, then their Japanese counterparts. Russian students also tended to act more likely as adults, in some situations in which Japanese students turned out to be more infant. At the same time Russian students were more optimistic about their future. Japanese students have demonstrated more concern in having free time and communication with their friends, as well as in leisure and entertainments. In the field of employment Japanese students paid more attention to the self-development conditions, convenience of job and the possibility to have more free time. They also turned out to be more autonomous within the family and less connected to their grand-parents.

Текст научной работы на тему «О ценностных ориентациях российской и японской студенческой молодежи (опыт сопоставительного анализа результатов опроса студентов Владивостока и осака)»

о ценностных ориентациях российской и японской студенческой молодежи (опыт сопоставительного анализа результатов опроса студентов Владивостока и Осака)

Лилия Львовна ЛАринА, кандидат исторических наук }

Александр Сергеевич ДЬ1БовСкий, -

кандидат филологических наук |___________

ВВЕДЕНИЕ

Изучение ценностных ориентаций молодежи привлекает внимание исследователей и в России, и в Японии, поскольку позволяет заглянуть в будущее, а следовательно, предвидеть некоторые направления разви -тия человечества. Сопоставительный анализ ценностей молодежи разных стран полезен с точки зрения международного сотрудничества в эконо -мической, политической и культурной сферах.

Чтобы пролить свет на сходства и различия в ценностных ориентациях российской и японской молодежи, Школой языка и культуры при аспирантуре Осакского государственного университета и Лабораторией изучения общественного мнения при Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН при участии студен -тов факультета социологии Института международных отношений ДВГУ было предпринято совместное исследование. В настоящей публикации представлены его результаты.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в два этапа. На первом изучались инте -ресы и ценностные ориентации российской и японской студенческой молодежи в каждом из социумов по отдельности. На втором этапе дан -ные, полученные в результате опросов российских и японских студентов, были подвергнуты сопоставительному анализу, чтобы выявить сход ства и различия в ценностных ориентациях студенческой молодежи двух стран. При этом мы полностью отдавали себе отчет в недостаточной вы -борке мнений и планируем провести более репрезентативный опрос, ко торый подтвердит или опровергнет полученные сведения. Таким образом, наше исследование на сегодня представляет собой пилот проект, являю щийся подготовкой к следующему, более продвинутому этапу.

Для осуществления первого этапа исследования была составлена анкета из 27 вопросов, сгруппированных в четыре тематических блока: ценности; окружение (семья, друзья); карьера, работа; портрет респондента (деление условно, так как вопросы, непосредственно связанные с ценностными ориентациями студенческой молодежи, содержались во всех разделах).

Авторы ставили перед собой задачу выявить:

- основные черты систем ценностей российской и японской моло -дежи;

соотношение в этих системах обязанностей и удовольствий, рабо ты и развлечений;

место в иерархии ценностей молодежи семьи, учебы, работы, дру зей и т.д.;

сходства и различия в ценностных ориентациях российской и япон ской молодежи.

Опрос российских студентов проводился в апреле—мае 2007 г. В об -щей сложности на вопросы анкеты ответили 363 студента разных кур -сов гуманитарных, естественных и технических специальностей ведущих вузов Владивостока: Дальневосточного государственного университета, Дальневосточного государственного технического университета, Влади востокского государственного университета экономики и сервиса, Мор -ского государственного университета. Единая методика опроса при этом не использовалась. Студенты опрашивались как коллективно во время занятий, так и индивидуально в свободной обстановке. Отказов отвечать на вопросы анкеты не было.

Опрос японской молодежи проходил в апреле 2007 г. Нашими респон -дентами стали студенты 1—3 - го курсов Осакского государственного уни -верситета гуманитарных, естественных и технических специальностей. Как правило, анкетирование проходило в доверительной и непринужден -ной обстановке на языковых занятиях в группах по изучению немецко го, французского, русского, китайского и корейского языков в качестве второго иностранного. Большая часть анкет заполнялась непосредствен -но в аудитории в специально отведенное время (15—20 минут). Пример -но 1/3 анкет была роздана и собрана через неделю на следующем занятии. Время заполнения анкеты в этом случае не регламентировалось. Из рас -пространенных 296 анкет возвращены респондентами 275, из них 272 бы -ли признаны пригодными для обработки. Первичная цифровая обработка анкет произведена Лабораторией изучения общественного мнения Ин ститута истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН под руководством Е.А. Плаксена.

2. ЦЕННОСТИ И КУЛЬТУРА:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

В настоящем исследовании ценностями называется все, что важно и существенно для жизнедеятельности индивида. Ценности бывают материальные и духовные, нравственные и эстетические, религиозные и политические, индивидуальные и групповые и т.д. Отдельные ценно -сти в сознании человека, по видимому, связаны системными отношения ми и организованы иерархически. Как и все, что находится вне сферы ак тивного внимания индивида, ценности не всегда отчетливо осознаются, но тем не менее они представляют собой своего рода «нравственные им -перативы», определяющие цели, потребности, мировоззрение, поведение и образ жизни индивидуума. Ценности непосредственно связаны с актуальными потребностями человека, поэтому, изучая ценности той или

иной личности, мы не можем не принимать во внимание ее цели и по требности, а изучая цели и потребности какого либо индивидуума, не пременно придем к ценностям.

От ценностей следует отличать ценностные ориентации: «У каждо -го индивида и социальной группы имеется определенный набор ценно стных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни»1. Ценностные ориентации — это устойчивые установки созна -ния в отношении ценностей, определяющая позиции, мнения и взгля ды личности по отношению к себе, другим людям и окружающему миру. Ценностные ориентации во многом обуславливают и мотивацию пове дения человека2. Несомненна и связь ценностей с культурой в ее социо -логическом понимании.

Социологи определяют культуру как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая «...заставляет людей воспринимать происходящее в определенном свете, поступать так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято.»3 Эта «программа» и детерминирует «ме -ханизмы» взаимодействия человека с миром и себе подобными, определя -ет и его отношение к самому себе. Что лежит в ее основе? Это среда обитания, климат, рукотворные продукты деятельности человека, мифология, религия, особенности народной традиции, исторический опыт народа, культурное взаимодействие и, наконец, ценности. Именно они оказы вают существенное влияние на культуру—народы по - разному относятся к закону и праву, образованию и труду, материальным благам и человечес -кой жизни. Ценности во многом определяют цели, к которым люди стре -мятся в том или ином обществе, а также и средства их достижения.

Таким образом, актуальность изучения ценностей того или иного об щества достаточно очевидна. Поскольку ценности со временем изменя ются, еще более важно изучение ценностных ориентаций молодежи, ведь это своего рода экскурс в будущее того или иного социума.

В России систематическим исследованием ценностных ориентаций молодежи занимается Фонд «Общественное мнение» http://www.fom.ru/, ценности молодежи на постсоветском пространстве активно изучают ся при поддержке международных организаций, например ЮНЕСКО4. В Японии с 1976 г. проводятся общенациональные опросы с целью вы -явления изменений в ценностных ориентациях японцев, прежде все го молодежи, есть немало компаративных исследований, но, насколько нам известно, нет исследований по сопоставлению ценностей японской и российской молодежи.

3. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

3.1. Собственно ценности

Основной частью нашей анкеты были девять вопросов о ценностях, представленных в ее первом разделе. Опрос начинался с открытого во -проса (1): «Что вы считаете главной целью своей жизни?» Как уже говорилось, спрашивая о жизненных целях, мы стремились к изучению ценно стных ориентаций, поскольку цели деятельности человека тесно связаны

Рис. 1

с его ценностями. Ответы японских и российских респондентов на пер вый вопрос анкеты оказались во многом контрастными (см. рис 1).

В то время как в российской группе респондентов пятью главными целями жизни (базовыми социальными ценностями) названы стремле ние создать семью (22%), сделать карьеру (11%), добиться успеха в жиз -ни (11%), устроиться на хорошую (престижную, высокооплачиваемую) работу (10%) и достигнуть материального (финансового) благополучия (10%), для японских респондентов наиболее значимыми были удо -вольствия и развлечения (21%), достижение счастья (16%), возможность активного «делания себя» (12%) и самореализации (7%), а также следо -вание японской культурной традиции (6%). Наиболее кардинальными были расхождения по следующим позициям: «семья» (20%), «удовольствия, развлечения» (19%), «счастье» и «самосозидание» (по 11%), «карье -ра» (10%), работа (8%).

В японской части опроса назывались жизненные цели, совершенно не свойственные российскому студенчеству, а именно: 1) «следование традиции» (6%), 2) формулирование цели жизни через «упоминание смер -ти» (5%), 3) «следование своим желаниям» (3%). Остановимся на обладателях этих целей чуть подробнее.

Цель жизни представителей первой группы формулировалась через глубоко укорененные в японской традиции идеи, связанные с конфуци анскими, даосскими, буддийскими и исконно японскими представле -ниями о подобающем поведении, смысле жизни и назначении человека. Ключевыми словами были: «недеяние, следование природе»;

«свобода от заблуждений, колебаний, сомнений»; «почитание родителей»; «радость и злость, печаль и удовольствие»; ^

«мир»; «гармония»; Ш «путь» ЭДС «стыд»; «смысл жиз -

ни». Приведем некоторые характерные высказывания: «Счастливо жить в гармонии с самим собой, другими людьми и природой»; «Не сбивать ся с верного пути»; «Жить в мире и гармонии»; «Жить так, чтобы потом

не раскаиваться»; «Жить так, чтобы потом не было стыдно перед други ми людьми»; «Осуществлять мечты и почитать родителей» и т.д.

Цель жизни представителей второй группы формулировалась через понятие «смерть». По всей вероятности, такой подход имеет глубокие ис -торические корни и связан с буддийскими идеями5. Приведем несколько характерных высказываний: «Цель жизни — смерть»; «Испытать смерть»; «Не чувствовать раскаяния за содеянное перед смертью»; «Умереть, сме ясь», «Умереть с удовольствием»; «Чувствовать себя счастливым в момент смерти»; «Умереть, испытывая удовлетворение от своей жизни»; «Сделать так, чтобы, когда придет время умирать, слушать любимую музыку, и что -бы памятника не было, а прах мой был развеян» и т.д.

Представители третьей группы, по видимому, являются носителями крайне эгоцентрических взглядов. Цель их жизни формулируется как сле -дование своим желаниям. Ключевые слова: «желание»; «по -

требность»; «инстинкт»; «то, что хочу»;

«то, что хочу делать». Характерные высказывания: «Делать то, что сам хо -чу»; «Делать так, как я хочу»; «Удовлетворять возникающие потребности»; «Делать то, что мне нравится»; «Обрести жизненную самостоятельность

и, работая, получить возможность делать то, что тебе нравится»; «Следо вать инстинктам» и т.д.

Таким образом, ответы на первый вопрос анкеты показывают, что для российских респондентов характерны черты материализма, практицизма и меркантилизма. Владивостокские студенты оказались менее амбици -озны, чем японские, и далеки от стремления осчастливить человечество; у японских респондентов замечена склонность к эгоцентризму, гедониз -му и идеализму; в то же время японские студенты в большей степени про явили связь с традиционными ценностями японской культуры, чем вла дивостокские — с русскими традициями.

Второй пункт анкеты содержал прямой вопрос о ценностях. Он фор мулировался так: «Что для вас составляет наибольшую ценность в жиз ни?» Опрашиваемым предлагалось выбрать не более трех из 14 вариан -тов ответа и при необходимости представлялась возможность вписать отсутствующие ценности в графе «Другое». И в японской, и в россий ской частях опроса на первом месте оказалась «семья» (соответственно 63% и 75%). Далее в японской части опроса следовали «друзья» (56%), «здоровье» (36%), «любовь» (35%), «возможность заниматься любимым делом» (22%), «успех» (18%), «увлечения» (16%) «деньги» (13%); в российской — «здоровье» (40%), «любовь» 31%), «карьера» (28%), «друзья» (27%), «деньги» и «возможность заниматься любимым делом» (по 18%), «независимость» (16%), «успех» (15%) (см. рис. 2).

Наиболее контрастным было отношение наших респондентов во Владивостоке и в Осака к друзьям и карьере; «друзья» получили у японских респондентов на 29% упоминаний больше, в то время как «карьера» на 23% упоминаний больше у российских. У последних заметно выше ока зался рейтинг таких ценностей, как «независимость» и «образование», а у японских—«увлечения». Наименее популярной в обеих группах рес -пондентов была «политика» (по 1%), незначительно отличалось отноше -ние к здоровью, любви, возможности заниматься любимым делом и день гам. Можно сказать, что в каждой из групп респондентов выше ценится то, в чем имеется дефицит, или то, что связано с наиболее актуальны

2. Что для вас составляет наибольшую ценность в жизни?

■ Число упоминаний в % (Япония) □ Число упоминаний в % (Россия)

Рис. 2

ми потребностями молодых людей. Была заметна большая склонность японской части респондентов к гедонизму: для них после семьи наибо -лее важными ценностями оказались «друзья» и «увлечения», в то время как российская часть респондентов в гораздо большей степени озабоче на проблемами самоутверждения в общественной жизни: для них прежде всего важны карьера, независимость, образование. Заметна большая концентрация японской молодежи на сфере досуга, а российской—на стремлении занять более высокое положение в обществе.

Третий вопрос — «Верите ли вы в любовь?» (см. рис. 3).

Ответы на этот вопрос оказались похожими, хотя относи -тельная значимость любви как ценности в среде российских рес пондентов несколько преоблада ла. Следующий (уточняющий) во -прос — «Если да, то какое место в вашей жизни она занимает?» — показал, что в настоящее время любовь является важнейшей цен ностью почти для 1/4 японских респондентов (24%) и для 37% рос -сийских (см. рис. 4).

3. Верите ли вы в любовь?

Я Число упоминаний в % (Япония) □ Число упоминаний в % (Россия)

76 69

21

, , ‘ ‘

Да Нет Трудно Не дали

сказать ответа

4. Если «да», то какое место в вашей жизни она занимает?

□ В % от числа опрошенных (Япония) □ В % от числа опрошенных (Россия)

Самое важное Самое незначительное Я не знаю, что это такое Не столь важное и не столь незначительное У меня никогда не было любви Трудно сказать Уклонились от ответа

Рис. 4

5. Какие из перечисленных выше явлений кажутся вам абсолютно неприемлемыми?

□ Число упоминаний в % (Япония) □ Число упоминаний в % (Россия)

-44-

70

_46_

1

-26-

27

24^

29

10

21 21

14

а.

31

Рис. 5

Пятым был вопрос об антиценностях. Респондентам предложили от -ветить — «Какие из перечисленных выше явлений кажутся вам абсолют -но неприемлемыми?» (см. рис. 5).

В японской части опроса на первом месте с большим отрывом оказались «нравственные пороки» (70%), показывающие важность этичес -кого начала в японской культурной традиции; затем «воровство» (37%), «коррупция» (27%), «невежество» (24%), «хамство (16%), «обман» (14%). В российской части опроса наивысший процент упоминаний получило «воровство» (66%), за ним следовали «обман» (46%), «нравственные по -роки» (31%), «хамство» (29%), «пьянство» (26%), «коррупция» и «невеже-

6. Что доставляет вам самую большую радость в жизни?

□ В % от числа опрошенных (Япония) □ В % от числа опрошенных (Россия)

Рис. 6

ство» (по 21%). Отношение молодежи двух стран существенно отличалось по трем позициям—«нравственные пороки», «воровство», «обман».

Шестой вопрос — «Что доставляет вам самую большую радость в жиз -ни?» — был скрытым вопросом о ценностях (см. рис. 6).

В то время как для российских респондентов после встреч с друзья -ми наиболее важными ценностями были высокая зарплата, путешествия и время, проведенное в кругу семьи, предпочтения японских респонден -тов оказались почти эпикурейскими: за встречами с друзьями, которые также заняли первое место (58%), следовали «вкусная еда» (40%), «занятия спортом» (26%), «чтение интересных книг» (21%). И только после этого — «время в кругу семьи» (17%), «слушание музыки» (17%), «путе -шествия» (16%). Принципиально отличалось отношение респондентов двух стран к высокой зарплате, вкусной еде и путешествиям. Менее существенным было различие в отношении времени в кругу семьи, чтения интересных книг и занятия спортом.

Седьмой вопрос касался денег как ценности. Он был сформулиро -ван в японском опросе следующим образом: «Как вы относитесь к выражению «Не в деньгах счастье»?» Абсолютное большинство опрошенных

(82%) согласилось с этим утверждением («не согласны» — 7%, «не определились с ответом» — 11%), еще раз продемон -стрировав, что у японского студенчест -ва есть немало ценностей, позициони -руемых выше денег (см. рис. 7).

В российских анкетах этот вопрос формулировался следующим образом: «Как вы относитесь к выражению „Не в деньгах счастье, а в их количе -стве“?» (на рис. 7 результаты переве -дены в сопоставимую форму). Вопрос требует дополнительной проверки, но сегодняшние результаты показывают противоположное отношение респон дентов двух стран к деньгам как цен ности. В то время как абсолютное боль шинство японских респондентов не относят деньги к наивысшим ценностям, 45% российских респондентов придерживаются противоположной точки зрения.

Два финальных вопроса основного раздела анкеты касались готовно -сти молодых людей ради своих целей обходить закон, нарушать нормы морали и нравственности (см. рис. 8, 9).

Ответы показали, что 75% японских респондентов при определенных обстоятельствах готовы пойти на нарушение норм морали и нравствен ности и столько же на нарушение закона, что свидетельствует о высоком

7. Как вы относитесь к выражению «Не в деньгах счастье»?

□ В % от числа опрошенных (Япония)

□ В % от числа опрошенных (Россия)

45

32

23

7 11

Согласны Не согласны Трудно сказать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7

8. Считаете ли вы возможным для достижения своих целей обойти закон?

□ В % от числа опрошенных (Япония)

□ В % от числа опрошенных (Россия)

52 52

Рис. 8

уровне эгоцентризма: личные притязания ставятся выше принятых обще ством норм. В российской аудитории результаты несколько иные.

Во первых, было отмечено меньше тех, кто готов пойти на наруше ние и законодательных норм, и норм нравственности. Во вторых, прин ципиально отличалось отношение к законодательным нормам и нормам нравственности: молодых людей, готовых нарушить нормы закона, бы ло заметно больше, чем склонных (при определенных обстоятельствах) нарушить нормы морали и нравственности (возможно это связано с рас пространенным отношением к закону как силе, враждебной человеку). В японской аудитории различия в отношении молодежи к закону, а так же нормам морали и нравственности несущественны.

Ответы на вопросы описываемого раздела анкеты показывают боль шую склонность японской студенческой молодежи к эгоцентризму и ге донизму: жизнь для себя важнее, чем жизнь для общества; радости жиз -ни важнее, чем карьера. Упорному труду они предпочитают развлечения и времяпрепровождение с друзьями. В российской студенческой аудито -рии более актуальными оказались социально значимые ценности — пер -спективная работа, карьера, стремление к высокой зарплате как средству самоутверждения и гарантии независимости. Более значима для россий -ской аудитории связь с семьей. Существенное место в обеих системах ценностей занимали друзья и любовь. Принципиально отличалось отно шение к деньгам. Для японской аудитории деньги менее значимы, воз -можно, потому, что японское общество обеспечивает студентам более вы -сокий уровень социальных гарантий, в результате чего у них нет острой необходимости посвящать себя проблемам карьеры и денег в целях вы живания. Общество и без больших усилий с их стороны гарантирует им относительно благополучное существование. Более жесткие условия рос сийской действительности формируют у молодых людей иное отношение к учебе, работе, карьере и другим ценностям общественной сферы, дают больше стимулов для активной борьбы за материальное благополучие.

Таким образом, российская молодежь немалое значение придает во -просам карьеры и денег, с большим уважением относится к нормам мо рали и нравственности и чаще ставит перед собой конкретные, практи ческие, материальные цели: семья, работа, карьера, зарплата, дети и т.д. Японские студенты более амбициозны и далеки от реальной жизни. Они эгоцентричны и склонны к гедонизму, теснее связаны с традиция ми национальной культуры, чем их российские сверстники.

3.2. Окружение (семья, друзья)

Второй раздел анкеты содержал вопросы (10—17), проблематика ко -торых была такова:

- отношения респондентов с родителями; семья как ценность;

- критерии выбора друзей;

- дружба как ценность.

Раздел начинался с вопроса (10) «Как складываются отношения между вами и родителями?», призванного выяснить в вариантах ответа, есть ли секреты между детьми и родителями, а в следующем (уточняющем)

10. Как складываются отношения между вами и родителями?

□ В % от числа опрошенных (Япония)

□ В % от числа опрошенных (Россия)

Я могу делиться секретами с моими родителями

Делиться Уклонились секретами от ответа я не стану

Рис. 10

10 а. Почему?

□ В % от числа опрошенных (Япония)

□ В % от числа опрошенных (Россия)

52

Я не Бывает, Другое Уклони-

нахожу из-за ссоры лись

общего с роди- от ответа

языка телями с родите- я ухожу лями из дома

Рис. 10 а

вопросе (10 а) побудить наших респондентов к разъяснению мотивов сво -его поведения по отношению к родителям (см. рис. 10, 10 а).

Оказалось, что отношения между детьми и родителями по первому во -просу почти зеркально противоположны: в то время как в японской части опроса делиться секретами со своими родителями готовы всего 33% опро -шенных, в российской такая позиция характерна для 58% опрошенных, а тех, кто предпочитал не делиться секретами, было соответственно 67% и 33%. Уточняющий вопрос показал, что с родителями не находят общего языка 25% японских и 15% российских респондентов. Вероятно, россий -ские студенты имеют более прочные связи с родителями и менее расхо дятся с ними в ценностных ориентациях. Меньшее количество серьезных конфликтов с родителями в японских семьях, по - видимому, является сви -детельством большей отстраненности детей от родителей и их некоторой автономности по сравнению с российскими детьми. В ответах на вопрос 10 а и в японском, и в российском сегменте опроса преобладали респон -денты, избравшие в качестве ответа «Другое». По мнениям, высказанным в этой графе анкеты, можно установить мотивацию ответов на вопрос 10. В японской части мотивы были следующими: а) могу делиться секретами с родителями, потому что я «единственный ребенок в семье и у меня с ними хорошие отношения»; «потому что мне нечего от них скрывать»; б) делиться секретами я не стану, так как «у каждого человека могут быть свои секреты»; «мне стыдно»; «это не то, о чем им следует знать»; «не хо чу причинять им беспокойство»; «у каждого своя личная жизнь»; «нет не обходимости все им рассказывать»; «не чувствую необходимости делить ся»; «нет повода поделиться» и т.д.

Ответы на 11 - й вопрос — «Насколько важно для вас мнение родите -лей при принятии какого -либо решения?» — показали, что и российским, и японским респондентам свойственно игнорировать мнение родителей, но все же российские студенты готовы прислушиваться к нему в большей степени (см. рис. 11).

Рис. 11

В ответах на 12 - й вопрос —

«Если у вас есть проблемы, к кому вы обращаетесь за по мощью?» — картина оказалась сходной и в то же время по не которым параметрам контра стной. И в японской, и в рос -сийской группах респондентов на первом и втором местах в рейтинге помощников в ре -шении проблем оказались ро дители (соответственно 71% и 58%) и друзья (67% и 55%), однако разительно отлича лось количество упомина ний варианта ответа «Справ -ляюсь самостоятельно» (8% и 48%). А таким оказался рей -тинг бабушек/дедушек — 1% и 5%. Из этих ответов следу ет, что для японских студен тов инфантилизм характе -рен в большей степени: они склонны принимать реше ния самостоятельно, а ответ ственность за их последст вия перекладывать на других.

Кроме того, можно сказать, что российские студенты от ветственны по отношению к семье и им свойственно бо лее раннее взросление. С дру гой стороны, для японских молодых людей характерна большая степень автономиза ции в семье по сравнению с их российскими сверстниками.

А для российского общества в большей степени характе рен реликт «большой» семьи, в которой несколько поколе ний кровных родственников живут под одной крышей.

Следующий вопрос — 13: «Что вы считаете необходимым для создания собственной семьи?» В ответах японских респондентов абсолютно пре обладали два варианта ответа — «любовь» (83%) и «стабильный доход» (72%). В российской аудитории эти два пункта также были главными, но существенное значение имели также «собственное жилье» и «постоян ная работа с перспективой», что показывает в том числе и реакцию рос сийских молодых людей на более жесткую социальную среду, требующую

Рис. 12

13. Что вы считаете необходимым для создания собственной семьи?

□ В % от числа опрошенных (Япония)

□ В % от числа опрошенных (Россия)

Любовь

Согласие родителей Получение образования Собственное жилье

Стабильный доход

Постоянная работа с перспективой

Рис. 13

достаточных усилий для стабилизации своего существования, без которой невозможно создание счастливой и прочной семьи (см. рис. 13).

Ответы на 14 - й («Как вы относитесь к межнациональным бракам?») и 15 - й («С кем вы хотели бы вступить в брак?») вопросы показали, что и в японской, и в российской аудитории абсолютное большинство наших респондентов свободы от предрассудков — 41% (Япония) и 22% (Россия). Соответственно 53% и 60% считают, что национальность не имеет значе -ния, однако при этом в обеих группах более 70% опрошенных предпочли бы создавать семью с представителем своей нации (соответственно 12% и 13% выбрали европейцев) (см. рис. 14, 15).

Такое отношение к международ -ным бракам, по видимому, косвен но показывает отсутствие ксенофо -бии и крайних форм национализма и у японского, и у российского сту денчества.

Ответы на вопрос 16 («Какими критериями вы пользуетесь, выби рая друзей?») показали, что наши рес понденты к выбору друзей относятся по разному, хотя и японские, и рос сийские молодые люди в качестве ос новного критерия выбора друзей на звали «доверие» (соответственно 72% и 64%) (см. рис. 16).

В японской части опроса далее следовали «общие интересы» (43%), «чувство юмора» (42%), «правди -вость» (30%), «внимательность по от ношению к людям» (26%), «уваже -

15. С кем вы хотели бы вступить в брак?

□ В % от числа опрошенных (Япония)

□ В % от числа опрошенных (Россия)

Русскими ^3 1 1

74

Китайцами Ї

Корейцами

Американцами 36

Японцами Европейцами ■ 3

Другое Уклонились от ответа ;і 1 8 0

Рис. 15

ние» (23%), наименее востребованными ка чествами оказались «преданность» и «вер ность», а «смелость» не упомянута ни ра зу. В российской час ти опроса последова -тельность несколько иная: за «общими ин -тересами» (55%) следо -вали «уважение» (42%),

«чувство юмора» (31%),

«верность» (28%),

«правдивость» (24%),

«преданность» (20%).

Российские студен ты придавали заметно большее значение таким качествам, как «вер ность», «преданность»,

«уважение», для япон ских же молодых людей большую ценность име ла «любезность».

Последним вопросом рассматривае мой части анкеты был

17 й — «Как вы считаете, сколько у человека мо жет быть друзей?» 80% японских респондентов сочли, что их должно быть «трое и больше», в то время как 19% рос -сийских респондентов остановились на циф ре «один», 15% — «два» и 31% — «три и больше».

По второму разделу анкеты можно сказать, что у японских молодых людей отношения с ро дителями более эгои стичные, отстраненные

и противоречивые (стремление к независимости сопровождается инфан тилизмом: решения они склонны принимать сами, а ответственность за их последствия перекладывать на родителей и друзей); в семейных отно -шениях японских респондентов просматриваются тенденции атомизации японского общества, а также все большей автономизации молодых людей

16. Какими критериями вы пользуетесь, выбирая друзей?

□ Число упоминаний в % (Япония)

□ Число упоминаний в % (Россия)

Верность

Доверие

Чувство

юмора

Правдивость

Общие

интересы

Преданность

Уважение

Смелость

Любезность

|2

28

72

64

55

0 ■ 6

Рис. 16

в семье. У российских респондентов семейные связи оказались более тес -ными, в решении своих проблем они чаще обращаются к помощи бабушек и дедушек, что показывает большую актуальность связей родственников в пределах «большой семьи».

Сопоставление результатов оп -роса в Японии и России в пункте «Решаю проблемы самостоятельно» (8—48) привело нас к предположе -нию о различии длительности детст ва: в 18—20 лет молодые японцы все еще ощущают себя детьми. В России взросление происходит раньше.

Завершая анализ результатов вто -рой части анкеты, можно сказать, что в обеих культурах «друзья» — это не только люди, с которыми приятно проводить время, но и те, кто участ вует в решении жизненных проблем наших респондентов. При обсужде -нии проблемы межэтнических бра ков предпочтение обеих групп рес -пондентов отдавалось народам европейских стран, причем у российской молодежи отношение к межэтническим бракам оказалось сдержаннее. Более жесткие социальные условия заставляют российскую молодежь активнее заниматься проблемами карьеры и денег, чем их японских сверстников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты предпринятого анкетирования показали, что для япон ских респондентов друзья, еда, спорт являются ценностями более высо кого порядка, чем семья, зарплата работа. Японские молодые люди про -явили готовность ради собственных целей пойти на нарушение закона, норм морали и нравственности. По - видимому, это можно рассматривать как проявление так называемого «нового эгоизма», отмеченного Т. Сэн -гоку: в последние годы японские молодые люди сами склонны устанав ливать для себя нормы поведения, которые могут стать отрицанием со циально или законодательно установленных норм6.

3.3. Работа и карьера

Третий раздел анкеты был небольшим, он содержал всего три вопро са (18—20):

- отношение наших респондентов к работе как ценности;

- оценка качеств человека, необходимых для карьерного роста;

- основания для выбора молодыми людьми будущей профессии.

Восемнадцатым вопросом мы поставили наших респондентов перед

нелегкой дилеммой, предложив им сделать выбор между «интересной, творческой, но низкооплачиваемой» и «неинтересной, но высокоопла

17. Как вы считаете, сколько у человека может быть друзей?

□ В % от числа опрошенных (Япония)

□ В % от числа опрошенных (Россия)

80

31 35 -

19

15 14 и

2 4

Рис. 17

18. Какую работу вы предпочли бы при наличии выбора?

□ В % от числа опрошенных (Япония)

□ В % от числа опрошенных (Россия)

Интересную, творческую, но низкооплачиваемую

Неинтересную, но высокооплачиваемую

Трудно сказать

Другое

Рис. 18

чиваемой» работой. Сделать такой выбор согласилось около половины опрошенных японских респондентов, разделившись на две равные час ти: 26% выбрали высокую зарплату и столько же предпочли интерес -ную работу, поступившись материальной стороной. 27% респондентов не определились с ответом, а 21%, проявив гибкость, обратились к графе «Другое», в которой преобладающим оказался оптимистичный выбор интересной и высокооплачиваемой работы (см. рис. 18).

Ответы российских респондентов принципиально отличались — все -го 6% согласились выполнять «интересную, творческую, но низкооплачи ваемую» работу, «неинтересную, но высокооплачиваемую» выбрали 29% (т.е. чуть больше, чем среди японских респондентов), а оптимистов, счи -тающих возможным найти интересную и высокооплачиваемую работу, оказалось примерно в два раза больше, чем в Японии.

19 - й вопрос предназначался для выяснения свойств и качеств лично -сти, необходимых для достижения успеха в жизни. В контексте третьего блока вопросов это должно было прочитываться как качества, необхо димые для успеха в трудовой деятельности и карьерного роста. В опро -се японских респондентов на первом месте оказалось «умение ладить с людьми» (55%), на втором — «знания, квалификация» (47%), на третьем — «наличие таланта» (36%), на четвертом — «здоровье» и «ответственность» (по 27%), на пятом — «честность и принципиальность» (19%). В российской части опроса после качеств «умение ладить с людьми» (52%)» и «знания, квалификация» (36%) на третьем месте неожидан -но оказалось «упорство в работе» (36%), за ним следовали «ответственность» (31%), «образование» (26%) и «связи» (23%). Наибольшие расхождения в оценках между двумя рассматриваемыми группами респондентов наблюдались по пунктам «упорство в работе» (35% и 10%), «наличие таланта» (13% и 36%) и «образование» (26% и 4%). В итоге ответы на во -прос 19 дали нам актуальную для молодых людей двух стран иерархию качеств и свойств личности как общественных ценностей, характерных для молодежи каждого из рассматриваемых обществ (см. рис. 19).

Последний вопрос этого раздела (20) — «Какие факторы играют для вас главную роль при выборе профессии?» — показал преференции опрашиваемых при выборе профессии и трудоустройстве (см. рис. 20).

19. Какие качества, по вашему мнению, необходимы для достижения успеха в жизни?

□ Число упоминаний в % (Япония)

□ Число упоминаний в % (Россия)

Знания, квалификация Образование Здоровье Умение подчиняться Инициативность Соблюдение нравственных норм Оптимизм Наличие таланта Связи

Умение ладить с людьми Организованность Независимость Честность и принципиальность Ответственность Упорство в работе Другое

Рис. 19

В списке предпочтений японских студентов на первом месте оказал -ся «интерес к работе» (64%), на втором — «высокая зарплата» (53%), на третьем — «приятный коллектив» (31%), на четвертом — «полезность для общества» (25%), на пятом — «удобный график работы» (24%), на шес -том — «перспективы роста» (23%). Отсюда можно заключить, что высо -кая зарплата для них важный, но не главный фактор выбора профессии и будущей работы и что интерес к работе и комфорт от пребывания в при -ятном коллективе ценятся выше перспектив карьерного роста. Для рос -сийских студентов главными критериями были три—«высокая зарплата», «интерес к работе» и «перспективы роста»; за ними следовали «приятный коллектив», «удобный график работы», «контакты с людьми». Японских респондентов заметно меньше интересовали высокая зарплата и перспек тивы роста, а российских — «полезность для общества».

20. Какие факторы играют для вас решающую роль при выборе профессии?

□ Число упоминаний в % (Япония)

□ Число упоминаний в % (Россия)

Рис. 20

Таким образом, из ответов на вопрос 19 видно, что иерархия социаль -но значимых качеств личности с точки зрения молодых людей двух стран оказалась различной. В Японии: 1) «умение ладить с людьми», 2) «знания, квалификация», 3) «наличие таланта», 4) «здоровье», 5) «ответствен -ность», 6) «честность и принципиальность»; в России: 1) «умение ладить с людьми», 2) «знания, квалификация», 3) «упорство в работе», 4) «ответственность», 5) «образование», 6) «связи». Для японской молодежи (в от -личие от российской) зарплата—это важный, но не главный фактор вы -бора работы; интерес к работе и комфорт (приятный коллектив) также были оценены выше перспектив карьерного роста. Материальная сторо -на дела и перспективы карьерного роста оказались более актуальными для российских респондентов.

3.4. Портрет респондента

Сведения, касающиеся респондента, были предметом изучения в по -следнем (4 -м) разделе анкеты. Этот раздел включал семь вопросов, касающихся пола (27), возраста (26), самоидентификации (25), отноше -ния респондентов к общественно - политической жизни (22), а также

21. Вы удовлетворены вашей жизнью в настоящее время?

□ В % от числа опрошенных (Япония)

□ В % от числа опрошенных (Россия)

к представителям иных куль -тур и цивилизаций (24). Раз -дел начинался с 21 го вопро са—«Вы удовлетворены вашей жизнью в настоящее время?» Ответы в японской и россий -ской частях опроса оказались сходными: число респонден тов, удовлетворенных своей жизнью, в обеих группах со ставило 56%, причем неудовле -творенных жизнью среди рос сийских студентов оказалось на 10% меньше (см. рис. 21).

Ответы на 22 й вопрос — «Какие социальные и полити -ческие вопросы вас волнуют в наибольшей степени?» показали, что и японских, и российских молодых людей в первую очередь ин -тересует то, что в какой -то мере касается их лично. Японских молодых людей более всего волнуют «безработица», «высокая стоимость жизни», «дороговизна образования»; затем «межэтнические конфликты», «кор рупция» и «война в Ираке», и только после этого — «мигранты из других государств», «глобализация», «наркомания» и «инфляция». Для россий ских молодых людей первостепенную важность имели «высокая стои мость жизни», «наркомания», «безработица», «дороговизна образования» и «коррупция», а «глобализация», «война в Ираке» и «межэтнические кон фликты» волновали их в гораздо меньшей степени (см. рис. 22).

5 6 56

■ 36

15 ■

1 1 2 1

Да

Нет

Трудно

сказать

Уклонились от ответа

Рис. 21

63

43 42

30 30

1ІЇ

22. Какие социальные и политические проблемы вас волнуют в наибольшей степени?

□ Число упоминаний в % (Япония)

□ Число упоминаний в % (Россия)

58

-37-37--

нш

|Х~ ^ ~

? // // / / / / / ,# // .о# / ,/ А?#

3 4

&

23. Чувствуете ли вы уверенность в будущем?

□ В % от числа опрошенных (Япония)

□ В % от числа опрошенных (Россия)

57

37

20

1

42

20

21

а

і

24. Ощущаете ли вы дискомфорт, когда вам приходится взаимодействовать с представителями других культур и цивилизаций?

□ В % от числа опрошенных (Япония)

□ В % от числа опрошенных (Россия)

*

Рис. 23 Рис. 24

В ответах на этот вопрос японские респонденты проявили более вы -сокий интерес к актуальным мировым проблемам, российские в первую очередь были заинтересованы социальными проблемами своей страны.

Ответы на 23 - й вопрос неожиданно показали больший оптимизм рос -сийской молодежи по сравнению с японской (см. рис. 23). Если большин -ство наших респондентов и в Японии, и в России удовлетворено своей жизнью в настоящее время (по 56% в обеих группах), то лиц, ощущаю -щих уверенность в будущем, было в российской группе на 17% больше, чем в японской (37% и 20%); в то же время значительно меньше в рос -сийской группе оказалось и лиц, не чувствующих уверенности в буду щем (20% и 57%).

Ответы на 24 - й вопрос—«Ощущаете ли вы дискомфорт, когда вам при -ходится взаимодействовать с представителями других культур и цивилиза ций?» показали преобладание толерантного отношения к представителям других культур и цивилизаций в обеих группах респондентов (см. рис. 24).

Из ответов на 25 - й вопрос видно, что значительная часть опрашивае -мых с японской стороны склонна к самоидентификации в малых груп пах, в то время как для российских респондентов более актуальна са моидентификация в больших группах—«русская нация» (32%) и «своя страна» (27%) (см. рис. 25).

Среди японских респондентов самоидентификация по месту учебы («университет», 41%) превысила суммарные данные по идентификации опрашиваемых с японской нацией (27%) и государством (10%). В особых мнениях японских респондентов («Другое»), на которые пришлось 10%, также была широко представлена самоидентификация с локальными со обществами и малыми группами (спортивные и другие клубы, семья, род ной город или группа друзей и даже — «только с самим собой»). Для рос -сийских же молодых людей в качестве объекта идентификации более значимы государство и русская нация.

25. С каким понятием вы идентифицируете себя прежде всего?

□ В % от числа опрошенных (Япония)

□ В % от числа опрошенных (Россия)

Своя страна Европа Азия

Буддизм/синтоизм Христианство Японская нация Русская нация Университет Преф. Осака Город Владивосток Другое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уклонились от ответа

0

7

Рис. 25

В соответствии с ответами на 26 и 27 й вопросы возраст большинства японских респондентов (90%) составлял 18—20 лет (20 и более лет—8%; уклонились от ответа—2%). Среди российских студентов возрастное раз -нообразие оказалось большим: 18—20 лет—58%, 20 и более лет—29%, до

18 лет — 12% опрошенных (уклонились от ответа — 1%) (см. рис. 26).

Среди опрошенных нами в Японии респондентов 73% были мужского пола, 26% — женского (1% уклонились от ответа). Однако половую дис -пропорцию мы не учитывали, так как есть исследование, указывающее на почти полное отсутствие различий в ценностных ориентациях в среде студенчества по половому признаку, такие различия более существенны для поколения родителей7. Среди россиян респондентов женского пола было 63%, мужского — 36% (см. рис. 27).

Таким образом, у значительной части японцев преобладала само -идентификация в локальных сообществах и малых группах (спортивные и прочие клубы, семья, родной город или группа друзей, что, вероятно, является проявлением процесса фрагментации японского общества на актуальные для индивидуума локальные сообщества. Для молодых людей обеих стран (социально политическая проблематика) в первую очередь имеет значение то, что касается личности респондента непосредствен но. Молодежь России и Японии продемонстрировала преобладание то -лерантного отношения к представителям других культур и цивилизаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При некоторых чертах сходства в системах ценностей российской и японской молодежи, обусловленных похожими проблемами социали зации и адаптации в обществе, в ходе нашего исследования обнаруже -ны весьма существенные различия в несовпадении ценностных ориен таций. Для японской молодежи в большей степени, чем для российской, характерны гедонизм, эгоцентризм и инфантильность. Многие опрошен ные нами молодые японцы не стремятся к карьере и не хотят становиться «трудоголиками». В иерархии ценностей более значимы для них по срав нению с российской молодежью «свободное время», «общение с друзь ями», «удовольствия» и «развлечения». Высокий статус имеет также «са-мосозидание», а «служение обществу», «получение образования» и «связь с родителями» оказались ценностями более низкого порядка. Эгоцен -тризм японской молодежи, скорее всего, является симптомом атоми зации японского общества и все большей автономизации молодых лю дей в нем. Стремление к удовольствиям, развлечениям и наслаждению жизнью, выявившееся у японской молодежи в ходе нашего исследова ния, — это признак, характеризующий ее как представителей постиндус триального общества. По видимому, в основе таких притязаний — высо кий уровень развития общества, его стабильность, система социального обеспечения и другие гарантии существования личности и ее прав.

Для российских респондентов более характерны стремление к ма териальному достатку, высокооплачиваемой работе и карьерному росту, большая (по сравнению с японскими сверстниками) самостоятельность,

материализм и прагматизм. Они также продемонстрировали более проч ные связи с семьей, большую степень оптимизма, а также самостоя -тельность и ответственность, чем их японские сверстники в отношении создания собственной семьи, готовности завести детей. По - видимому, взросление у них происходит несколько раньше, чем у их японских свер стников, что, по всей вероятности, обусловлено социальными условиями.

Озабоченность проблемами выживания делает российскую молодежь более прагматичной и даже меркантильной, но при этом она видит свое будущее оптимистично в сравнении с японцами. Российские молодые люди продемонстрировали и большую готовность учитывать при при -нятии решений не только мнение своих родителей, но даже и мнение дедушек и бабушек, что, между прочим, показывает тесные (более, чем у японцев) связи разных поколений кровных родственников.

На результаты проведенного нами исследования некоторое влияние оказала гендерная диспропорция японских и российских респондентов, имевшая место в ходе анкетирования, поэтому результаты необходимо верифицировать с учетом половых особенностей молодежи двух стран в области ценностных ориентаций.

1 Социология / ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юнити, 2000. С. 321.

2 Там же. С. 321—323, 403.

3 Волков Ю.Г., Мостовая И.Г. Социология. М: Гардарика, 1998. С. 378.

4 Управление, ценности и образ жизни молодежи в странах Центральной Азии. Таш -кент: UNESCO, 2001. Т. 1. (Исследование предпринято узбекским научно - иссле -довательским центром «Ижтимоий фикр»).

5 Во время обсуждения результатов нашего исследования на российско -японском симпозиуме в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН 11 сентября 2007 г. представителем японской стороны было высказано предположение о возможном влиянии на японских студентов новых религий. Однако на это можно возразить — в последние два десятилетия в России возникло неизмеримо большее количество религиозных сект от адвентистов до кришноитов или последователей японской религиозной секты «Аум Синрикё», но при формулировании цели жизни владивостокскими студентами понятие смерти не было использовано ни разу.

6 ТЯШ ЖЖ :

РНШ^, 2001. P. 2—4.

7 См. электронный ресурс http://www2.ipcku.kansai - u.ac.jp~shimizusemi97s98tsuda.pdf

SUMMARY: This paper deals with Russian and Japanese students’ value orientations. In April and May 2007 we have carried out a questionnaire inquiry at Osaka University (Japan) and several Universities in Vladivostok (Russia). The received data was used as a material for a comparative analysis. The research showed us that Russian students tend to be more practical, materially orientated and they have more concern in career making, then their Japanese counterparts. Russian students also tended to act more likely as adults, in some situations in which Japanese students turned out to be more infant. At the same time Russian students were more optimistic about their future. Japanese students have demonstrated more concern in having free time and communication with their friends, as well as in leisure and entertainments. In the field of employment Japanese students paid more attention to the self-development conditions, convenience of job and the possibility to have more free time. They also turned out to be more autonomous within the family and less connected to their grand-parents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.