О некоторых сходствах и различиях ценностных ориентаций японской и южнокорейской молодёжи
Александр Сергеевич Дыбовский,
кандидат филологических наук, профессор Школы языка и культуры аспирантуры Осакского университета. E-mail: [email protected]
Лилия Львовна Ларина,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению ценностных ориентаций японской и южноко -рейской молодёжи. В работе проводится сопоставительный анализ резуль -татов анкетирования студентов нескольких вузов Японии и Южной Кореи, предпринятого авторами в 2015 г. Исследование показало, что и японские, и южнокорейские молодые люди, как представители постиндустриального общества, идут по пути индивидуализма и дальнейшей эмансипации лично -сти и часто склонны к эгоцентричным поступкам, тем самым всё более от даляясь от традиционных семейных и конфуцианских ценностей, т.к. их жиз -ненные стратегии сфокусированы преимущественно на настоящем. В то же время молодёжь обеих стран проявляет и приверженность к конфуцианской традиции.
Существенное сходство двух групп респондентов во многом обусловле но тем, что рассматриваемые народы, обладая собственными уникальны ми культурами и контактируя, как жители соседних стран, несколько сто летий развивались под мощным воздействием китайской цивилизации, а во второй половине XX века, подвергшись сильному американскому влиянию, стремительно пошли по пути вестернизации, что было обусловлено миро выми трендами развития человечества последних десятилетий XX века — интернационализацией и глобализацией. Различия ценностных ориентаций японской и южнокорейской молодёжи, по всей вероятности, объясняются особенностями сочетания исконных и заимствованных культурных форм, разной степенью укоренённости китайских культурных архетипов в обще -ственном сознании двух народов, а также спецификой вестернизации Япо нии и Южной Кореи в последние десятилетия.
Ключевые слова: японские студенты, южнокорейские студенты, ценностные ориентации, сопоставительный анализ, сходства и различия, эгоцентризм, отношение к родителям, отношение к друзьям, отношение к трудоустрой -ству, отношение к браку.
About some similarities and differences of value orientations of Japanese and South Korean youth.
Aleksandr Dybovsky, Osaka University, Osaka, Japan. E-mail: [email protected]. Lilija Larina, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: [email protected].
The article is devoted to the study of value orientations of Japanese and South Korean youth. A comparative analysis of the questionnaire results of the students of several universities of Japan and South Korea was done in 2015 and is conduct -ed in this work. The research showed that both Japanese and South Korean young people, being the representatives of postindustrial society, keep the path of in -dividualism and further emancipation of personality and are inclined to egocen tric actions moving away from a traditional family and Confucian values because their life strategies are mainly focused on the present. At the same time, young people of both countries show devotion to the Confucian tradition. Substantial similarity of two groups of respondents is caused in many ways by the fact that the analysed nations possessing own unique cultures and communicat ing as the inhabitants of neighboring countries have developed for several cen turies under the powerful effect of Chinese civilization. In the second half of the twentieth century, being affected by the strong American influence, they followed swiftly the way of westernization which was determined by world trends of the human development of the last decades of the twentieth century — internation -alization and globalization. The differences of value orientations of Japanese and South Korean young people are probably explained by peculiarities of combina -tion of original and borrowed cultural forms, a different degree of rootedness of Chinese cultural archetypes in public conscience of two nations as well as specif ics of westernization of Japan and South Korea in the last decades. Keywords: Japanese students, South Korean students, value orientations, com -parative analysis, similarities and differences, egocentrism, attitude to parents, attitude to friends, attitude to job placement, attitude to marriage.
Российский Дальний Восток соседствует с восточноазиатскими наро -дами, и его успешное развитие невозможно без эффективного взаи -модействия с ними. В XXI в. наряду с глобальным движением товаров, капиталов, услуг и информации по миру во всё большем количестве пе -ремещаются люди, и «культурный другой» (в нашем случае прежде всего китаец, кореец, вьетнамец или японец) с высокой степенью вероятности будет жить и работать рядом с нами.
С каждым годом растёт число российских граждан, посещающих сосед -ние азиатские страны, всё возрастает плотность межкультурной коммуни кации. Чтобы международные (межкультурные) контакты на государствен -ном и частном уровнях были успешными, необходимо сопоставительное изучение культур контактирующих народов, формирование профессио нального экспертного сообщества, способного оценивать различные пара метры и последствия международного сотрудничества, а также создание эффективной системы популяризации полученных знаний.
Существенная часть культурных различий проявляется в ценностях, ко -торые, как правило, усваиваются субъектом бессознательно в процессе его аккультурации в той или иной социальной среде. В настоящем исследовании ценностями называется всё, что важно и существенно для жиз -недеятельности человека1. Ценности бывают материальные и духовные, этические и эстетические, религиозные и политические, групповые и ин -дивидуальные и т.д. Отдельные ценности в сознании человека, по - види -мому, связаны системными отношениями и организованы иерархически, подобно, например, потребностям в «пирамиде» А. Маслоу [5]. Как и всё, что находится вне сферы активного внимания индивида, ценности не всегда отчётливо осознаются, тем не менее представляют собой своего рода «по -веденческие императивы», регулирующие стремления, мотивацию и дейст -вия индивида2. Ценности непосредственно связаны с актуальными потреб -ностями человека, поэтому, изучая ценности той или иной личности, мы не можем не принимать во внимание её цели и потребности, а изучая цели и потребности какой - либо группы людей, непременно придём к ценностям.
В отношении человека к окружающей действительности проявляют -ся его ценностные ориентации. Под этим термином мы понимаем устой -чивые установки сознания людей по отношению к ценностям, лежащие в основе мировоззренческих позиций, жизненных стратегий, а также мне -ний и взглядов личности на себя, других людей и окружающий мир. По скольку «у каждого индивида и социальной группы имеется определён -ный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни» [7, с. 321], ценностные ориентации во многом обусловливают и мотивацию поведения человека [7, с. 321—323; 403].
Японские учёные обратились к вопросу изучения ценностей в начале 1970- х гг. (см. обзор в нашей статье [4]3). Примерно в то же время изучение ценностей началось и в Южной Корее. В Сети имеются материалы на русском языке по традиционным ценностям корейцев [1]; оригинальное сопос -тавительное исследование по традиционным ценностям японцев, китайцев и южнокорейцев [14] было опубликовано в 2013 г. в Японии. Работы по со -поставлению ценностей японской и южнокорейской молодёжи на русском и английском языках нам неизвестны; труды, написанные на корейском язы -
1 Ср. пункт в) в обобщении отечественных исследований по проблеме ценностей у Г. Фомиченковой [9, с. 119].
2 Ср. близкую точку зрения F. Jandt: "A value is a central and basic motivating belief that shapes our goals and motivations. We learn what is moral, what is competent, and what is desirable behavior from our culture. This type of learning is called emic knowl -edge, or knowledge of the culture learned from the inside. Emic knowledge constitutes the rules known from inside the culture and as such are seldom consciously discussed. When a culture is learned by an outsider, the stranger tends to acquire theoretical and normative information called etic knowledge. Because culture is widely shared and tak -en for granted, we have little experience in discussing how cultural values affect our behavior" [13, p. 207-208].
3 В нашем списке работ по изучению ценностей в Японии не была упомянута фун -даментальная работа К. Коно [12], в которой показана динамика изменения цен -ностей японцев с 1973 по 2003 г.
ке, к сожалению, были для нас недоступны; на японском языке в 2005 г. была опубликована статья Н. Ямамото «О различии ценностных ориентаций япон -цев и южнокорейцев» [15]. Работа представляет собой субъективные замет -ки о впечатлениях, полученных автором во время годичной учебной поездки в Южную Корею. В статье Н. Ямомото описываются не столько ценностные ориентации, сколько наблюдения над различиями в обиходном поведении южнокорейцев и японцев, особенности проведения поминального праздни ка Чхусок, а также нарративная структура южнокорейских телесериалов.
Настоящее исследование является продолжением работ, начатых на -ми в 2007 г. [2; 3]. Целью нашего исследования является сопоставление ценностных ориентаций молодёжи России и стремительно развивающих -ся в последние десятилетия по социально - экономическим параметрам стран Дальнего Востока — Китая и Южной Кореи, а также Японии.
В этой публикации мы остановимся на ценностных ориентациях студентов гуманитарных, технических и естественнонаучных специальностей трёх японских городов — Осака, Хиросима, Ниигата, а также студентов со -ответствующих специальностей нескольких университетов Южной Кореи в Сеуле и Пусане. В Японии респондентами нашего анкетирования стали 338 молодых людей, в Южной Корее — 296. Мы ставили перед собой за -дачу выявить сходства и различия в ценностных ориентациях японской и южнокорейской молодёжи: её взглядах на жизнь и карьерных сообра -жениях, отношении к обязанностям и удовольствиям, работе и развлече -ниям, родителям и друзьям и т.д.
Настоящая статья представляет собой первую публикацию результа -тов предпринятого нами в 2015 г. анкетного опроса молодёжи трёх даль -невосточных стран — Японии, Южной Кореи, Китая, а также студенческой молодёжи российского Дальнего Востока. Наша анкета состояла из 4 раз -делов. Рассмотрим их по порядку.
1. ЦЕЛИ, ПОЗИЦИИ, ПРИОРИТЕТЫ
В первом разделе анкеты было 6 вопросов. Его назначение состояло в том, чтобы выявить основные жизненные позиции и цели респонден тов, их интересы и стремления, отношение к деньгам, взгляды на приро ду человека, а также антиценности (т.е. те социальные явления, к которым респонденты относятся негативно). Первые 2 вопроса были предназначе -ны для того, чтобы пролить свет на гедонистские ценности респондентов. Ответы на первый вопрос — «Что более всего доставляет вам радость?» (рис. 1-1) — показали, что и для японских, и для южнокорейских моло -дых людей важнейшей ценностью является общение с друзьями (соот ветственно 54% и 55%)4. Сходным оказалось и их отношение к спорту:
4 В случае, когда данные приводятся в виде цифрового противопоставления, сначала обозначаются результаты анкетирования японской группы респондентов, затем — южнокорейской.
Получение денег Путешествия Встречи с друзьями Самосовершенствование Чтение
Просмотр телепрограмм Вкусная еда Учёба
Общение в соцноьях Спорт
Профессиональная деятельность
Музыка Время в кругу семьи
□ Число упоминаний в % (Кориь). ■ Число упоминаний в % (Япония).
Рис. 1-1. Что более всего доставляет вам радость?
удовольствие от спортивных занятий получают соответственно 16% (япон -цы) и 18% (южнокорейцы) опрошенных. Максимальное различие позиций проявилось в отношении к путешествиям (15% и 47%) и получению де -нег (20% и 40%). По - видимому, здесь оказывает влияние более высокий уровень материального благополучия японской молодёжи по сравнению с южнокорейской, а также большие финансовые возможности японского общества в устройстве жизни молодых людей: путешествия (в т.ч. и за -граничные) входят в стандартную программу деятельности многих япон ских учебных заведений и являются привычной стороной жизни значи тельной части японских молодых людей. Ответы на первый вопрос анкеты показали также, что японские студенты больше внимания уделяют вкус ной еде, музыке, чтению и учёбе, а южнокорейские выше ценят самосо вершенствование, время в кругу семьи и просмотр телепрограмм.
Ответы на второй вопрос анкеты — «Ради чего, по вашему мнению, стоит жить на свете?» (рис. 1- 2) — выявили больше сходств, чем разли -чий. И японские, и южнокорейские молодые люди главную цель своей жизни видят в достижении счастья (соответственно 60% и 57%); при этом
Чтобы выполнить долг перед близкими
Чтобы вырастить детей
Чтобы создать семью
Чтобы реализовать свои способности
Чтобы испытать все удовольствия Чтобы сделать счастливыми других Чтобы стать счастливым
Г
12
□ Число упоминаний в % (Корея) ■ Число упоминаний в % (Япония)
20
25
34
26
57
60
Рис. 1 - 2. Ради чего, по вашему мнению, стоит жить на свете?
8
6
6
значительная часть и первых, и вторых хочет испытать все удовольствия (34% и 25%), а также реализовать свои способности (20% и 12%). Ответы на этот вопрос показали также, что молодые люди обеих стран мало рас -положены к таким традиционным ценностям, как создание семьи, воспи -тание детей и выполнение долга перед родителями. Японские студенты по всем пунктам дали большее количество ответов (при установке анкети -рования «не более двух ответов»); они также проявили более сильное же -лание сделать счастливыми других людей (26% респондентов против 6% в южнокорейской группе)5.
В третьем вопросе настоящего раздела анкеты — «Является ли зара -батывание денег приоритетной целью для вас?» (рис. 1- 3) — выявлялось отношение опрошенных нами студентов к такой общественной ценно -сти, как деньги. Ответы на этот вопрос показали, что в жизненных планах
47 48
скорее является скорее не является трудно сказать
■ Число упоминаний в % (Япония) □ Число упоминаний в % (Корея)
Рис. 1 - 3. Является ли зарабатывание денег приоритетной целью для вас?
5 Ср. особые мнения в японской группе: «Создать мир, в котором все будут счастли -вы»; «Сделать мир лучше».
японских молодых людей зарабатывание денег является более приори тетной задачей, чем южнокорейских (соответственно 47% и 29%). И на -против, при одинаковом количестве воздержавшихся от ответа на этот вопрос (по 23% в каждой группе) примерно для половины опрошенных южнокорейских студентов (48%) зарабатывание денег «скорее не являет ся» приоритетной жизненной целью (в японской группе опрошенных — менее трети). Выявленные здесь различия в ценностных ориентациях представителей двух рассматриваемых этнических групп респондентов, по видимому, показывают разную степень вестернизированности созна ния молодых людей: у японцев она выше.
Четвёртый вопрос — «Какие из перечисленных ниже явлений кажутся вам абсолютно неприемлемыми?» (рис. 1 4) — предназначался для выяв ления антиценностей. И в этом пункте анкеты ответы оказались вполне предсказуемыми. В соответствии с этическими императивами японской
Ложь Невежество Коррупция Азартные игры Пьянство
Бсттаттность
Нарушение норм нравственности
14 13
Ц 27
"25"
41
32
21
Ц 46
28
70
□ Число упоминаний в % (Корея)
Число упоминаний в % (Япония)
Рис. 1 - 4. Какие из перечисленных ниже явлений кажутся вам абсолютно неприемлемыми?
5
9
культуры 70% японских респондентов (против 28% южнокорейских) при -знали «абсолютно неприемлемым» нарушение этических норм социума, в то время как корейские респонденты преобладали в осуждении бес -тактности, коррупции, азартных игр и лжи, по - видимому, представляю -щих более важные социальные проблемы для южнокорейского общества.
Следующий вопрос — «Какие качества, с вашей точки зрения, пре -обладают в природе человека?» (рис. 1- 5) — был заимствован из анали -за типологии культур при помощи метода ценностных ориентаций (Value Orientations Method), разработанного в 1940- е гг. американскими антро -пологами Флоренс и Клайдом Клакхонами, а также Фредериком Стродт -беком. В соответствии с ним носители каждой из культур на Земле во все времена неизбежно должны в своей жизни и деятельности опреде -литься по 5 параметрам своей культуры (ценностным ориентациям):
56
■ В % от числа опрошенных (Япония) □ В % от числа опрошенных (Корея)
добро зло затрудняюсь ответить
Рис. 1- 5. Какие качества, с вашей точки зрения, преобладают в природе человека?
1) временная ориентация (настоящее, прошедшее, будущее); 2) ориен -тация деятельности (делание, становление, пребывание); 3) ориентация отношений (индивидуалистическое, иерархическое, линейное); 4) ори -ентация по линии «человек — природа» (доминирование, гармония, под -чинение) и, наконец, 5) ориентация по линии «природа человека» (доб -рое начало, смешанное, злое)6. Этот вопрос неожиданно выявил различие в системах ценностных ориентаций японцев и южнокорейцев: 56% южно -корейских респондентов (против 36% японских) считают, что в природе человека преобладает добро. Это, по - видимому, следует объяснить влия -нием конфуцианских идей о «природной доброте человека» (Мен - Цзы)7, и это вполне согласуется с выдвинутым ранее тезисом о большей степе -ни вестернизированности японского массового сознания по сравнению с южнокорейским.
В последнем вопросе первого раздела анкеты — «Вы стараетесь при -лагать все возможные усилия для вашего будущего или вам важнее жить полноценной жизнью сейчас?» (рис. 1-6) — выявлялась временная ориен -тация респондентов. Две трети японских молодых людей и более поло -вины (56%) южнокорейских ориентированы на настоящее, в то время как 33% японских и 44% южнокорейских респондентов склонны жертвовать полноценной жизнью в настоящий момент ради будущего.
Итак, резюмируя результаты анализа первого раздела анкеты, мож -но сказать, что эта часть выявила ряд сходств и различий ценностных ориентаций японской и южнокорейской групп опрошенных. Сходства состояли в первую очередь в том, что представители обеих групп рес пондентов продемонстрировали высокую степень гедонистских эгоцен трических ценностных ориентаций, концентрацию жизненных стратегий
6 См., например [10].
7 См., например [6].
66
56
1
0
стараюсь напрягаться сейчас, чтобы потом жилось легко
предпочитаю жить, полноценной жизнью сейчас
другое
■ В % от числа опрошенных (Япония) □ В % от числа опрошенных (Корея)
Рис. 1 - 6. Вы стараетесь прилагать все возможные усилия для вашего будущего или вам важнее жить полноценной жизнью сейчас?
преимущественно на настоящем времени, а также отсутствие массовой ориентации на традиционные семейные ценности. Различия проявились прежде всего в том, что японская группа респондентов в своих ценност -ных ориентациях оказалась более вестернизированной (большая ориен -тированность на настоящее время, активную стратегию «делания» и за -рабатывание денег)8, она также оказалась более склонной к гедонизму9, более эгоцентричной и рафинированной (радость им приносят пристра -стия почти эпикурейские — ср. ответы на вопрос 1 -1). В южнокорейской группе наших респондентов проявилось чуть больше традиционных цен ностей (44% готовы пожертвовать настоящим ради будущего; почти каж -дый четвёртый молодой человек ценит время в кругу семьи), а также и меркантильных наклонностей (радость от получения денег)10; была вы -явлена и большая связь с конфуцианскими идеями во взглядах на природу человека (преобладание представлений о добром начале в природе чело века)11. Существенно разошлись взгляды двух групп наших респондентов на антиценности (негативные явления двух рассматриваемых обществ).
8 В особых мнениях японской группы по вопр. 1 -1 большее внимание было прояв -лено к личному времени и пребыванию в одиночестве.
9 Ср. особые мнения: «Живу с удовольствием сейчас» (1- 6); «Чтобы каждый день прожить с удовольствием (1 - 2); «Чтобы закончить жизнь в добром расположении духа» (1- 2). В особых мнениях проявилось большее внимание к миру увлечений (мультфильмы, комиксы, игры, интернет - сёрфинг).
10 Ср. особые мнения в южнокорейской группе: «Комфорт в быту» (1-1), «Власть, деньги, удача» (1 -1).
11 Конфуцианский фундамент японской культуры проявился в этических ценностях (абсолютное преобладание респондентов, для которых неприемлемо нарушение этических норм — ответы на вопрос 1 - 4).
2. СЕМЬЯ, ДРУЗЬЯ
Второй раздел анкеты предназначался для того, чтобы более подроб но рассмотреть отношения наших респондентов с родителями, их взгля ды на проблемы семьи и брака, а также на характер их отношений с близ кими людьми — родственниками и друзьями.
Первый вопрос этого раздела — «Важно ли для вас мнение родителей при принятии какого - либо решения?» (рис. 2 -1) — был посвящён отноше -ниям наших респондентов с родителями. Оказалось, что менее чем для 1/3 опрошенных (в обеих группах по 28%) мнение родителей важно, что
58
38
28 28
12
очень важно, я всегда с ними советуюсь
я редко спрашиваю я выслушаю их я никогда
их мнение мнение, но сделаю не совнтуюсь по - своему с ними
■ В % от числа опрошенных (Япония) □ В % от числа опрошенных (Корея) Рис. 2 -1. Важно ли для вас мнение родителей при принятии какого - либо решения?
9
3
2
38% южнокорейских молодых людей (против 12% японских), принимая жизненные решения, мало интересуются мнением отца и матери, а поч ти 2/3 японских (58% против 9% в южнокорейской группе респондентов), хотя и выслушивают мнение родителей (формальная учтивость), но по ступают по своему. Думается, что ответы на этот пункт анкеты выявляют кризисные явления в отношениях между родителями и детьми в обоих со циумах, а также некоторую отстранённость между разными поколениями людей, состоящих в родственных отношениях. Вероятно, такие результа ты можно интерпретировать как симптомы атомизации японского и юж нокорейского социумов в процессе нарастания общественного богатст ва: личность в обществе массового потребления может существовать всё более автономно (без традиционной поддержки семьи), что, по всей ви димости, ведёт к возрастанию эмансипации личности, росту индивидуа -лизма и прогрессирующей атомизации общества. Всё это даёт основание
говорить о тенденции снижения значимости семьи в системе ценностных ориентаций молодого поколения японцев и южнокорейцев.
Следующий (второй) вопрос — «Когда у вас возникают проблемы, к кому вы обращаетесь за помощью?» (рис. 2 - 2) — является продолжени -ем темы отношений наших респондентов с родителями, заданной первым
Справляюсь самостоятельно
Сетевое сообщество
Центр психологической помощи
Друзья
Брат/сестра
Бабушка/дедушка
Родители
□ Число упоминаний в % (Корея) ■ Число упоминаний в % (Япония)
Рис. 2 - 2. Когда у вас есть возникают проблемы, к кому вы обращаетесь за помощью?
вопросом этого раздела. Ответы респондентов обеих групп показывают, что в первую очередь и японские, и южнокорейские молодые люди, стал киваясь с жизненными проблемами, обращаются за помощью к друзьям (соответственно в японской и корейской группах 75% и 42%) и к родите -лям (65% и 34%). Заметно меньшее число опрошенных пытается решать свои проблемы самостоятельно (38% и 27%). Все прочие потенциальные источники помощи используются крайне ограниченно. Бросается в глаза оторванность респондентов обеих групп от бабушек и дедушек. Ответы на рассматриваемый вопрос лишний раз иллюстрируют ослабление свя -зей между разными поколениями кровных родственников, а также извест -ный инфантилизм и эгоцентризм молодых людей обеих этнических групп: важные решения многие из них склонны принимать самостоятельно, а от ветственность за их последствия перекладывать на плечи друзей и родите лей. Этот пункт, по - видимому, тоже свидетельствует о прогрессирующей девальвации семейных ценностей в рассматриваемых социумах, а так -же о возрастании индивидуализма и эгоцентризма молодёжи двух стран и всё большей актуализации соответствующих ценностных ориентаций.
Ответы на третий вопрос этого раздела — «Что, по вашему мнению, необходимо для создания собственной семьи?» (рис. 2 - 3) — показывают существенные различия в подходах респондентов рассматриваемых этни ческих групп к проблеме создания семейного союза. Подавляющее боль -шинство японских молодых людей считает необходимыми условиями заключения брака и создания новой семьи любовь (82%) и наличие ста
и 3
27
38
42
75
34
65
0
2
7
0
4
Любовь Согласие родителей Завершение образования Собственное жилье Стабильный доход Постоянная работа
□ 55
42
71
□ 38
24
21
64
82
□ В % от числа опрошенных (Корея) ■ В % от числа опрошенных (Япония)
Рис. 2 - 3. Что, по вашему мнению, в первую очередь необходимо для создания собственной семьи?
бильного дохода (71%). Ответы южнокорейских респондентов показывают более сложную ситуацию: кроме любви (64% опрошенных), более поло -вины опрошенных (55%) считает обязательным иметь постоянную работу, значительная часть отмечает важность стабильного дохода (42%), наличия собственного жилья (38%), а также и согласия родителей (21%), необходи -мость которого почти полностью игнорируется японской частью респон дентов (всего 4% опрошенных).
Следующий вопрос раздела (рис. 2 - 4) был посвящён проблеме межна -циональных браков. Ответы на этот вопрос показали, что большая часть респондентов обеих этнических групп свободна от националистических предрассудков: молодые люди двух стран либо относятся к межнацио нальным бракам положительно (соответственно 36% и 45% опрошенных), либо считают, что национальность не имеет значения (62% и 46%). И толь -ко совсем малая часть опрошенных (2% и 9% соответственно) отнеслась к межнациональным бракам отрицательно.
Последний вопрос второго раздела анкеты — «Какие качества вы це -ните в людях больше всего?» (рис. 2 - 5) — был призван выявить отношение
62
положительно
отрицательно
национальность не имтет значения
В % от числа опрошенных (Япония) □ В % от числа опрошенных (Корея) Рис. 2 - 4. Как вы относитесь к межнациональным бракам?
3
8
4
Верность Щедрость Чувство юмора Правдивость Интеллект
Скромность
Внешняя привлекательность
Тактичность См елость Чувство стиля
Г
19
: 20
48
54
29
□ Число упоминаний в % (Корея) ■ Число упоминаний в % (Япония)
Рис. 2 - 5. Какие качества вы цените в людях больше всего?
наших респондентов к различным качествам и свойствам личности. Отве -ты на этот вопрос показали существенное расхождение ценностных ори -ентаций наших респондентов. Для японских респондентов наиболее цен -ными свойствами личности стали правдивость (54% опрошенных), чувство юмора (39%), тактичность (29%), интеллект (19%), щедрость (16%) и вер -ность (14%). Для южнокорейских респондентов на первом месте также оказалась правдивость (48%). Далее следовали верность (35%), скром -ность (20%) и чувство юмора (13%). Как видим, в этой сфере иерархия ценностей молодых людей двух этнических групп оказалось различной.
Анализ материалов второго раздела анкеты показал высокую степень эгоцентризма и инфантильности и японской, и южнокорейской молодё -жи, её отстранённость от традиционных семейных ценностей и связей, а также отсутствие предубеждений по отношению к межнациональным бракам. Существенные различия выявились в подходах к созданию соб -ственной семьи, а также в иерархии положительных свойств личности.
5
7
3. КАРЬЕРА, РАБОТА
В третьем разделе анкеты наше внимание было сосредоточено на во -просах, связанных с будущей профессиональной деятельностью респон дентов. Раздел начинал общий вопрос — «Что, по вашему мнению, необхо -димо для достижения успеха в обществе, в котором вы живёте?» (рис. 3 -1). Японские молодые люди в качестве свойств личности, необходимых для
Профессиональная квалификация
Упорство Ответственность Принципиальность
Организованность
Умение ладить с людьми
71
Нравственность
Умение подчиняться
Здоровье
□ Число упоминаний в % (Корея) ■ Число упоминаний в % (Япония)
Рис. 3 -1. Что, по вашему мнению, необходимо для достижения успеха в обществе,
в котором вы живете?
успеха, прежде всего назвали умение ладить с людьми (71% упоминаний), образование (33%), профессиональную классификацию (30%), ответст -венность (30%), упорство (30%), а также талант (22%). Основными для южнокорейской группы респондентов были почти те же свойства лич -ности, правда, они перечислялись в несколько иной последовательности: образование (48%), умение ладить с людьми (41%), талант (41%), профес -сиональная квалификация (25%), ответственность (23%), упорство (20%); почти каждый пятый корейский респондент назвал также умение под чиняться (18%), что, по - видимому, можно объяснить большей степенью эксцессов авторитаризма в южнокорейском обществе, чем в японском.
Второй вопрос этого раздела анкеты — «Кем вы хотите стать по -сле окончания университета?» (рис. 3 -2) — касался, в сущности, вопроса престижа профессий в двух странах. Наиболее престижными для наших респондентов, по видимому, являются работа в крупных корпораци ях (соответственно 39 и 48% упоминаний) и на государственной службе (37 и 27%). Существенные различия проявились в отношении к частному
6
26 27
Политиком ^^ 5 5
Частным предпринимателем
Госслужащим 37
Сотрудником I 48
частной компании ^
Преподавателем вуза Учёным Школьным учителем Военным Юристом Врачом Инженером
□ Число упоминаний в % (Корея) ■ Число упоминаиий в % (Япония)
Рис. 3 - 2. Кем вы хотите стать после окончания университета?
предпринимательству: его выбрали 26% японских респондентов, в то вре -мя как в южнокорейской группе частными предпринимателями хотели бы стать только 9% опрошенных. Для японских респондентов более желан -ными оказались профессии преподавателя вуза и юриста, для южноко -рейских — школьного учителя и инженера.
В последнем вопросе рассматриваемого раздела анкеты — «Какие фак -торы играют для вас решающую роль при выборе профессии?» (рис. 3 - 3) — мы пытались выяснить сходства и различия мотивации наших респондентов при трудоустройстве и, соответственно, ценности, на которых эта мотива -ция основывается. Ведущими факторами трудоустройства японских моло дых людей стали интерес к работе (68%), высокая зарплата (41%), возмож -ность самореализации (40%) и удобный график работы (28%). В ответах южнокорейских молодых людей проявилась следующая иерархия ценно стей: возможность самореализации (58%), высокая зарплата (49%), удоб -ный график работы (27%) и полезность для общества (21%). Как видим, ответы на этот вопрос показали большую эгоцентричность японской мо -лодёжи (преобладает стремление заниматься интересной работой) и праг -матизм южнокорейской, когда, кроме личных устремлений, важным фак тором становится общественная полезность собственной деятельности.
Итак, рассматриваемый раздел анкеты показал большое сходство в оценке молодыми людьми двух стран факторов успеха личности в по
Высокая зарплата
Возможность самореализации
Социальная защищённость
Удобный график работы
Доброжелательны й коллектив
Интерес к работе Перспективы роста
Полезность для общества
68
□ Число упоминаний в % (Корея) ■ Число упоминаний в % (Япония)
Рис. 3 -3. Какие факторы играют для вас решающую роль при выборе работы?
стиндустриальном обществе (по - видимому, можно говорить о наличии сходных, а возможно, и универсальных адаптационных стратегий молодё -жи); в то же время обращает на себя внимание различная иерархия прести -жа профессий, а также некоторые различия в мотивации выбора работы.
4. ПОРТРЕТ РЕСПОНДЕНТА
Последний раздел нашей анкеты состоял из 9 вопросов. Собирая об -щие сведения о наших респондентах, мы продолжали выявлять их ценно -стные ориентации. Ответы на первый вопрос — «Вы удовлетворены вашей жизнью в настоящее время?» (рис. 4 -1) — показали, что более половины наших респондентов в обеих этнических группах (52 и 54%) удовлетворе -ны своей студенческой жизнью. Число неудовлетворённых было чуть вы -ше в японской группе (28% против 24% в южнокорейской группе).
В следующем вопросе — «Какие проблемы современности волнуют вас более всего?» (рис. 4 - 2) — выяснялось отношение наших респонден -тов к актуальным проблемам современности. В ответах японских студен тов видна следующая последовательность: безработица (55%), военные конфликты (48%), высокая стоимость жизни (33%), глобализация (16%), в непосредственной близости от которой оказались дороговизна образо вания (15%) и коррупция (14%). Мнения южнокорейских респондентов распределились несколько иначе: безработица (43%), высокая стоимость жизни (30%), военные конфликты (27%), коррупция (23%), дороговизна образования (20%) и мигранты из других государств (13%). При очевидном
сходстве этого перечня проблем современности, японских рес пондентов меньше волнуют про блемы коррупции и транснацио нальной миграции населения, а южнокорейские респонденты менее всего озабочены пробле мами глобализации.
Ответы на третий вопрос этого раздела — «Чувствуете ли вы уве ренность в будущем?» (рис. 4 3) — показали футурологический пес симизм респондентов обеих этни ческих групп12, внимание большей части которых, как было сказано выше, сконцентрировано на на стоящем. Только 15% японских респондентов и 23% южнокорей -ских с оптимизмом смотрят в бу
Мигранты из других государств Глобализация
Наркомания Инфляция Коррупция Военные конфликты Дороговизна образования Высокая стоимость жизни
Безработица
□ В % от числа опрошенных (Корея) ■ В % от числа опрошенных (Япония)
Рис. 4 - 2. Какие проблемы современности волнуют вас более всего?
12 Неуверенность в будущем проявилась и в особых мнениях по вопросу 1 - 6: «Упор -но тружусь сейчас, а что будет завтра, не знаю» (южнокор. респондент); «Стара -юсь изо всех сил, но нет ощущения, что буду жить спокойно и удобно в будущем» (япон. респондент).
трудно сказать
■ В % от числа опрошенных (Япония) □ В % от числа опрошенных (Корея)
Рис. 4 1. Вы удовлетворены вашей жизнью в настоящее время?
трудно сказать
трудно сказать
■ В % от числа опрошенных (Япония) □ В % от числа опрошенных (Корея)
Рис. 4 - 3. Чувствуете ли вы уверенность в будущем?
■ В % от числа опрошенных (Япония) □ В % от числа опрошенных (Корея)
Рис. 4 - 4. Ощущаете ли вы дискомфорт при общении с иностранцами?
77
дущее, а более половины опрошенных (62% и 58% соответственно) оцени -вают своё будущее пессимистически, что ещё раз даёт основания судить о ценностных ориентациях представителей обеих групп респондентов в отно -шении времени: как отмечалось выше, временной фокус большинства пред -ставителей обеих групп ориентирован на настоящее.
Мнения наших респондентов разошлись по следующему вопросу ан -кеты — «Ощущаете ли вы дискомфорт при общении с иностранцами?» (рис. 4 - 4). «Да» сказали 38% южнокорейских респондентов и лишь 7% япон -ских, «нет» — 76% японских и 48% южнокорейских респондентов. По всей ве -роятности, здесь проявился тот факт, что Япония дальше продвинулась по пути интернационализации, чем Юж -ная Корея. Отсюда и более высокий уровень ксенофобии среди южноко рейских молодых людей, и большие опасения японских респондентов по поводу глобализации (интернацио нализация жизни — один из её векто ров), о которых мы говорили в связи с предыдущим вопросом.
В пятом вопросе раздела мы по -интересовались у наших респондентов степенью их доверия к средствам мас совой информации (рис. 4 - 5). Оказа -лось, что подавляющее большинство южнокорейских респондентов (77%)
55
13
32
15
да
нет
трудно сказать
■ В % от числа опрошенных (Япония) □ В % от числа опрошенных (Корея)
Рис.
4 - 5. Доверяете ли вы средствам массовой информации?
и более половины японских (55%) не доверяют СМИ. Уровень доверия оказался несколько выше среди японских молодых людей (13% против 8% в южнокорейской группе).
Следующий (шестой) вопрос рассматриваемого раздела нашей ан -кеты был призван выявить идентификационные ценности респонден -тов (рис. 4 - 6). По двум главным пунктам — принадлежность к семье (52% и 59%) и принадлежность к стране (30% и 33%) — позиции оказались сход -
Этническая принадлежность
Принадлежность к стране
Религиозная принадлежность
Идентификация с родным городом
Принадлежность к семье I -1 59
Принадлежность к общественной организации J
□ Число упоминаний в % (Корея) ■ Число упоминаний в % (Япония)
Рис. 4 - 6. Что наиболее значимо для вашей самоидентификации?
ными. Однако принадлежность к общественной организации (29% упо -минаний против 15%), а также к родному городу (21% упоминаний про -тив 7%) оказалась более актуальной для японских респондентов, в то время как южнокорейские респонденты больший приоритет отдали эт -нической (18% против 5% в японской группе) и религиозной (13% про -тив 2% в японской группе) принадлежностям.
В следующем пункте нашей анкеты (рис. 4 - 7) выявились некоторые возрастные различия японской и южнокорейской групп респондентов. В первой группе преобладали молодые люди 18—20 лет, а во второй — лица в возрасте 21—24 лет. Существовала и некоторая гендерная диспро -порция: в японской группе наших респондентов большинство составляли лица мужского пола (65%), а в южнокорейской группе — лица женского пола (55%). В то же время в обеих группах абсолютно преобладали ли -ца, получающие гуманитарное образование (рис. 4 - 8; соответственно 74% и 95%). Вопрос требует дополнительного изучения, но по нашим наблю -дениям, молодые люди обоих обществ идут по пути сглаживания гендер -ных различий в области ценностных ориентаций; при этом гендерные раз личия в указанной области более специфичны в среде молодёжи Южной Кореи в связи с большей традиционностью южнокорейского общества13.
13 Как бы то ни было, вопрос о гендерных различиях требует специального рассмот -рения.
77
69
22
0 1
4
1
26
1
до 18 лет 18-20 лет 21-24 лет
■ В % от числа опрошенных (Япония) □ В % от числа опрошенных (Корея)
Рис. 4 - 7. Возраст респондентов
25 и более лет
13
13
гуманитарное естественнонаучное техническое
■ В % от числа опрошенных (Япония) □ В % от числа опрошенных (Корея)
Рис. 4 - 8. Какое образование получаете?
По материалам рассматриваемого раздела в отношении ценностей можно ещё раз констатировать, что временной фокус жизни большинства опрошенных молодых людей двух стран ориентирован на современность (преобладание респондентов удовлетворённых жизнью в настоящее вре -мя и отсутствие уверенности в будущем); общим местом оказалось и ма -лое доверие к средствам массовой информации, что, по всей вероятности, связано с тем, что всё большую ценность для молодёжи обеих стран при -обретают социальные сети, а также альтернативные электронные средст -ва получения информации.
Существенно разошлись позиции двух групп наших респондентов по вопросам идентификации: была выявлена большая важность для япон -ских респондентов принадлежности к относительно малым группам и, с другой стороны, высокая значимость для южнокорейских респондентов больших групп (ср. данные относительно их этнической и религиозной
идентичности). Необходимо также отметить значительное расхождение взглядов респондентов двух стран на актуальные проблемы современно сти, которое, вероятно, обусловливается особенностями социальной ре альности двух обществ, а также и различием места, занимаемого соответ ствующими социальными явлениями в системах ценностных ориентаций наших респондентов14.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятое нами сопоставительное изучение ценностных ориента ций японской и южнокорейской молодёжи выявило целый ряд сходств и различий в рассматриваемой сфере, показало, что и японские, и южно корейские молодые люди, как представители постиндустриального обще ства, идут по пути индивидуализма и дальнейшей эмансипации личности, что они склонны поступать эгоцентрично, всё более отдаляясь от тради ционных семейных и конфуцианских ценностей; их жизненные стратегии сфокусированы преимущественно на настоящем. В то же время они всё ещё сохраняют и некоторые связи с конфуцианской традицией (ср. про явившееся в ходе опроса значение этических норм для японских молодых людей, а также преобладание представления о доброй природе человека у южнокорейской молодёжи).
Существенное сходство двух групп наших респондентов во многом обусловлено тем, что два рассматриваемые народа, обладая собствен ными уникальными культурами, активно контактировавшими между со бой в разные эпохи ввиду географической близости стран, несколько сто -летий развивались под мощным влиянием китайской цивилизации, а во второй половине XX в., подвергшись сильному американскому влиянию, стремительно пошли по пути вестернизации, продвижение по которому подстёгивалось такими мировыми трендами развития человечества по следних десятилетий, как интернационализация и глобализация.
Различия ценностных ориентаций японской и южнокорейской моло -дёжи, по всей вероятности, обусловлены разными формами сочетания исконных и заимствованных культурных форм, различной степенью уко -ренённости в общественном сознании двух народов китайских культур -ных архетипов, а также различием путей вестернизации Японии и Южной Кореи в последние десятилетия.
Дальнейшая исследовательская работа предполагает сопоставление описанных здесь результатов анкетного опроса японских и южнокорей -ских молодых людей с данными, полученными в результате анкетирова -ния китайских и российских респондентов.
14 Описание этих систем будет дальнейшей задачей наших исследований (здесь мы видим только некоторые основания для предположения о существовании указан ного явления).
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Ворожищева О.М. Традиционные ценности корейцев СНГ в обрядах перехода // SUN.TSU.RU: Научная библиотека Томского государственного университета. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/359/image/359 -083.pdf (дата обраще -ния: 14.03.2016).
2. Дыбовский А.С. О некоторых сходствах и различиях ценностных ориентаций рос -сийской и японской молодёжи (По результатам социологического опроса среди студентов Владивостока и Осака в 2008 г.) // Россия и АТР. 2010. № 4. С. 131 — 140.
3. Дыбовский А.С., Ларина Л.Л. О ценностных ориентациях российской и японской молодёжи (опыт сопоставительного анализа опроса студентов Владивостока и Осака) // Россия и АТР. 2008. № 1. С. 120—142.
4. Дыбовский А.С. О ценностных ориентациях японской молодёжи (по данным со -циологического опроса среди студентов Осакского государственного универси тета) // Материалы 23 Российско - японского симпозиума историков и экономи -стов ДВО РАН и района Кансай (Япония). Владивосток, 2008. С. 135—163.
5. Иерархия потребностей А. Маслоу // CFIN.RU: сайт «Корпоративный менедж -мент». URL: http://www.cfin.ru/encycl/pyramid.shtml (дата обращения: 14.03.2016).
6. Открытая реальность // OPENREALITY.RU: портал «Открытая реальность». URL: http://www.openreality.ru/school/religion/confucianism/main - ideas/ (дата обраще -ния: 14.03.2016).
7. Социология / под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юнити - Дана, 2000. 407 с.
8. Сравнительные исследования ценностей: конспекты М. Руднева // CROSS - CULTURAL.JIMDO.COM: сайт «Сравнительное исследование ценностей». URL: http://cross - cultural.jimdo.com/исследователи/другие - исследователи/ клакхон - и - стродтбек/ (дата обращения: 14.03.2016).
9. Фомиченкова Г. Трансформация ценностных ориентаций молодёжи: межпоко -ленческое сопоставление // Власть. 2012. № 12. С. 119—123.
10. Gallagher T. Understanding other cultures: the value orientations method // LEADERSHIPEDUCATORS.ORG: сайт Ассоциации преподавателей в облас -ти лидерства. URL: http://www.leadershipeducators.org/Resources/Documents/ Conferences/Minneapolis/Gallagher.pdf (дата обращения: 14.03.2016).
11. Jandt F. An introduction to intercultural communication: identities in a global community. Singapore: Sage Publications, 2003. 464 с.
12. Kono Kei The survey of Japanese value orientation: analysis of trends over thirty years (NHK Broadcasting Studies 2004/05) // NHK.OR.JP: медиапортал NHK. URL: https://www.nhk.or.jp/bunken/english/reports/pdf/05_no4_03.pdf (дата обраще -ния: 14.03.2016).
13. Larina T.V. Intercultural communication: theory and practice = Межкультурная коммуникация: теория и практика: учеб. пособие по межкультурной коммуни кации // WEB - LOCAL.RUDN.RU: учебный портал РУДН, 2010. URL: http://web -local.rudn.ru/web - local/prep/rj/index.php?id=1092&p=31820 (дата обращения: 14.03.2016).
ttJ = Фазы традиционных ценностей японцев, китайцев и южнокорейцев. «По -слушание» и вокруг него. Хиросима: Изд - во «Кэйсуйся», 2013. 333 с.
Si^é^íKdfcA'J+l = Ямамото На. О различиях ценностных ориентаций япон -цев и южнокорейцев. На основании опыта годичной учебной поездки в Южную Корею // Вестник научного общества сосуществования народов Азии. 2006. № 5. С. 128 — 137.
REFERENCE
1. Vorozhishheva O.M. Tradicionnye cennosti korejcev SNG v obrjadah perehoda [The traditional values of CIS Koreans in transition rituals]. Available at: http://sun.tsu.ru/ mminfo/000063105/359/image/359-083.pdf (accessed 14.03.2016). (In Russ.)
2. Dybovskij A.S. O nekotoryh shodstvah i razlichijah cennostnyh orientacij rossijskoj i japonskoj molodjozhi (Po rezul'tatam sociologicheskogo oprosa sredi studentov Vlad -ivostoka i Osaka v 2008 g.) [On some similarities and differences of value orientations of Russian and Japanese youth (According to the results of a poll among students of Vladivostok and Osaka in 2008)] // Rossija iATR, 2010, no. 4, pp. 131-140. (In Russ.)
3. Dybovskij A.S., Larina L.L. O cennostnyh orientacijah rossijskoj i japonskoj molodjozhi (opyt sopostavitel'nogo analiza oprosa studentov Vladivostoka i Osaka) [On the value orientations of Russian and Japanese youth (an experience of a questionnaire survey of Vladivostok and Osaka students)]. Rossija iATR, 2008, no. 1, pp. 120-142. (In Russ.)
4. Dybovskij A.S. O cennostnyh orientacijah japonskoj molodjozhi (po dannym socio -logicheskogo oprosa sredi studentov Osakskogo gosudarstvennogo universiteta) [On the value orientations of Japanese youth (according to a questionnaire survey among students of Osaka State University). Materialy 23 Rossijsko-japonskogo sim-poziuma istorikovijekonomistovDVO RANi rajona Kansaj (Japonija) [Articles of the 23 - rd Russian -Japanese symposium of historians and economists FEB RAS and Kan -sai (Japan)]. Vladivostok, 2008, pp. 135-163. (In Russ.)
5. Ierarhija potrebnostej A. Maslou [Maslow's hierarchy of needs]. Available at: http:// www.cfin.ru/encycl/pyramid.shtml (date of access 14.03.2016). (In Russ.)
6. Otkrytaja real'nost' [An open reality]. Available at: http://www.openreality.ru/school/ religion/confucianism/main - ideas/ (accessed 14.03.2016). (In Russ.)
7. Sociologija /pod red. V.N. Lavrinenko. [Sociology / ed. by V.N. Lavrinenko]. Moscow, Yuniti - Dana Publ., 2000, 407 p. (In Russ.)
8. Sravnitel'nye issledovanija cennostej: konspekty M. Rudneva [Comparative studies of values: M. Rudnev notes]. Available at: http://cross - cultural.jimdo.œm/исследователи/ другие- исследователи/клакхон- и - стродтбек/ (accessed 14.03.2016). (In Russ.)
9. Fomichenkova G. Transformacija cennostnyh orientacij molodjozhi: mezhpoko -lencheskoe sopostavlenie [Transformation of valuable orientations of youth: inter generational comparison] // Vlast', 2012, no. 12, pp. 119—123. (In Russ.)
10. Gallagher T. Understanding other cultures: the value orientations method. Available at: http://www.leadershipeducators.org/Resources/Documents/Conferences/Minne apolis/Gallagher.pdf (accessed 14.03.2016). (In Eng.)
11. Jandt F. An introduction to intercultural communication: identities in a global community. Singapore, Sage Publications, 2003, 464 p. (In Eng.)
12. Kono Kei The survey of Japanese value orientation: analysis of trends over thirty years (NHK broadcasting studies 2004/05). Available at: https://www.nhk.or.jp/ bunken/english/reports/pdf/05_no4_03.pdf (accessed 14.03.2016). (In Eng.)
13. Larina T.V. Intercultural communication: theory and practice. Ucheb. posobiye po mezkulturnoi communicatsii [A textbook on intercultural communication by T.B. La rina]. Moscow, 2010. Available at: http://web - local.rudn.ru/web - local/prep/rj/index. php?id=1092&p=31820 (accessed 14.03.2016). (In Eng.)
14. Nittyu:kan - nodento:tekikatikan - no iso: — "Ko:" to sonosyu:hen [Phases of traditional values of Japanese, Chinese and South Koreans. "Obedience" and aroundit]. Hiroshi -ma, Keisuisha Publ., 2013, 333 p. (In Jap.)
15. Yamomoto Na Nihonnjin to Kankokujin - no katikanso:I — Itinenkan - no Kankoku -ryu:gaku wo taiken site [On the differences of value orientations of Japanese and South Koreans. Based on the experience of a one year study trip to South Korea] / Aziakyo:seigakkainenpo. Kita - Kyu:syu, 2006, no. 5, pp. 128 — 137. (In Jap.)