Центр и регионы
Дмитрий КОЗЛОВ, Николай ПОТОРОЧЕНКО
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Статья посвящена проблеме выбора стратегического пути развития Иркутской обл. Авторы противопоставляют два возможных вектора развития, связанных с сырьевым и инновационным типами экономики.
The article is devoted to the problem of choosing the strategic way of development of the Irkutsk region. Authors oppose two possible vectors of development, connected with the resource and innovative economy types.
Ключевые слова:
стратегическая дилемма, инновационное развитие, сценарии развития; strategic dilemma, innovative development, scenarios of development.
КОЗЛОВ Дмитрий Викторович — к.и.н., научный директор Иркутского межрегионального института общественных наук
ПОТОРОЧЕНКО Николай Анатольевич — к.физ.-мат.н., доцент кафедры информационных систем ИМЭИИГУ, эксперт Иркутского межрегионального института общественных наук [email protected]
Социально - экономическая система Иркутской обл. в ее совре -менном состоянии сложилась в основном во второй половине прошлого столетия. Освоение сибирских территорий, бога -тых природными ресурсами, в условиях социалистического отрас -левого планирования шло с учетом макроэкономических интересов развития страны в целом. Территориально - поселенческая и соци -альная инфраструктура региона формировалась вокруг крупнейших энергетических и промышленных объектов: каскада гидроэлектро -станций на р. Ангаре, алюминиевых заводов, лесоперерабатываю -щих предприятий. Так, фактически посреди тайги возникли север -ные города Братск и Усть- Илимск, были построены поселки круп -ных лесозаготовительных и золоторудных хозяйств. Подробный анализ процессов индустриального освоения территории Сибири и Иркутской обл. второй половины XX в. изложен, например, в книге В.М. Бояркина1. Индустриальное освоение сибирских терри -торий существенно трансформировало поселенческую структуру, сложившуюся в основном вдоль рек, и традиционный экономи -ческий уклад жителей региона, связанный с лесным промыслом и сельским хозяйством. С экономико - географической точки зре -ния современная Иркутская обл. представляет собой территорию, сравнимую по площади с Германией и Францией вместе взятыми, с крайне неравномерной степенью освоенности. Плотность насе -ления в Иркутской обл. составляет около 3 жителей на 1 кв. км, тогда как во Франции и Германии — почти 200. На севере региона, наряду с районами, в которых размещены предприятия топливно энергетического комплекса и крупные экспортно ориентирован -ные производства с низкой степенью переработки природных ресурсов, присутствуют местности, в которых в радиусе 300—400 км вообще нет населенных пунктов. На юге области, вблизи оз. Байкал и вдоль Транссиба, в наиболее густонаселенных районах, наряду с ведущими предприятиями машиностроения, металлургии и нефте -химии, а также достаточно развитым сельским хозяйством, распо -ложены вузы и научные учреждения. Центральные районы области в меньшей степени подверглись процессам советской индустриали -зации, поэтому в них в большей степени сохранился традиционный уклад: жители небольших сел в основном занимаются сельским хозяйством, рыболовством и лесными промыслами. Экономико -географическая оценка существующего состояния социально -экономической системы Иркутской обл. изложена в многочислен
1 Бояркин В. М. География Иркутской области. — Иркутск Сибирское книжное изд-во, 2000.
Восточно-
ных работах1. Стремительные социально экономические изменения последних 15—20 лет в России привели к серьезному изменению схемы размещения хозяйству ющих субъектов. В то же время система расселения остается во многом прежней, сформированной в XX в. на основе тра -диционной привязки поселений к местам планового размещения производств. Как следствие, к настоящему времени сложи лось несоответствие между схемами раз мещения предприятий и системой рас -селения. Особенно заметны негативные результаты процессов индустриального освоения советских времен в слабо урба -низированных регионах с преоблада -нием предприятий добывающего сектора экономики с выраженным экстенсив ным характером деятельности, таких как Иркутская обл.2
Неблагоприятные демографические и миграционные тенденции, особенно сокращение численности населения тру доспособного возраста, характерные для всех сибирских и дальневосточных регио нов России, обостряют межрегиональную конкуренцию за человеческие ресурсы3. Известно, что современная Россия повсе местно переходит на принципы страте гического планирования. Разработаны и приняты Концепция долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегии развития Сибирского федераль ного округа, а также Дальнего Востока и Байкальского региона. На уровне руковод ства страны утверждены отраслевые страте гии (транспортная, энергетическая и т.д.). Наконец, в декабре 2011 г. правительством РФ была утверждена Стратегия инноваци онного развития России до 2020 года4.
1 Винокуров М.А. Экономика Иркутской области. В 4 т. — Иркутск : Восточно - Сибирское книжное изд-во, 1998, 1999, 2002, 2005.
2 Григоричев К.В., Потороченко Н.А. Территориальное планирование в региональной социально - экономической политике // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение, 2009, т. 1(3), с. 33-41.
3 Ламин В.А., Ефимкин М.М. Население восточных районов России в глобальных демографических процессах // Миграционные процессы в Азиатской России в XIX — начале XXI вв. : сборник научных трудов. - Новосибирск, 2009, с. 201—212.
4 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
Таким образом, основным стратегиче ским сценарием развития России на бли -жайшие 7 лет является сценарий инно -вационного развития, подразумевающий переход от ресурсно сырьевой экономики к формированию новой экономики, осно ванной на знаниях.
Однако все ли регионы готовы к такой постановке вопроса? Проведем анализ преимуществ и проблем социальноэкономической системы Иркутской обл.
К несомненным преимуществам Иркутской обл. можно отнести:
— выгодное географическое и важное геополитическое положение региона на перекрестке между Европой и Азией;
— богатейшие минерально - сырьевые ресурсы, включающие углеводородное сырье, металлы, сырье для производства строительных материалов, древесину;
— значительный объем создаваемых на территории и сравнительно дешевых энергетических ресурсов;
— развитую перерабатывающую про мышленность;
— относительно развитую транспортную инфраструктуру;
— наличие уникального природного объ екта мирового масштаба — озера Байкал, которое содержит пятую часть мирового запаса поверхностных пресных вод (и около половины мировых запасов воды, непосредственно пригодной для питья);
— богатый культурный и природнорекреационный потенциал;
— развитый научно образовательный комплекс.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются ресурсные регионы, такие как Иркутская обл., при разработке регио нальных стратегий инновационного раз вития, являются:
— преимущественно сырьевая направ ленность экономики, что предопределяет отсутствие мотивации предприятий к вне дрению инноваций;
— принадлежность ключевых про изводств региона крупным россий ским и международным финансово промышленным холдингам, что факти -чески приводит к отсутствию самостоя тельности предприятий, позволяет соб ственникам изымать значительную долю прибыли с территории области, зачастую не заботясь об интересах социального и инфраструктурного развития;
— существенная неравномерность
социально экономического развития тер ритории;
— сложная экологическая ситуация;
— слабое развитие инфраструктуры, а также правовых, организационных и финансовых инструментов поддержки инновационной деятельности и малого предпринимательства;
— сравнительно невысокий уровень доходов и не всегда приемлемые условия жизни населения;
— негативные демографические и миграционные процессы, выражающиеся в высокой смертности населения и суще ственном миграционном оттоке жителей, особенно молодежи.
В этих исходных условиях необходи мость формирования стратегии инноваци -онного развития региона исключительно в рамках сложившихся управленческих стереотипов и традиционных российских практик отраслевого планирования при водит к возникновению стратегической дилеммы.
С одной стороны, наиболее простым путем является продолжение ресурсного освоения региона, прежде всего в инте ресах крупного бизнеса. Такая стратегия в среднесрочной перспективе, очевидно, может принести определенные плоды: будут разрабатываться новые месторож дения, наверняка будут созданы новые рабочие места в слабо освоенных районах области, так или иначе, в основном за счет региональных ресурсов, будет развиваться транспортная инфраструктура и под держиваться социальная сфера. Однако в долгосрочной перспективе эффектив ность данного подхода не столь очевидна. Существует серьезная опасность, что регион, приняв эту «инерционную» стра -тегию, через 8—10 лет «выпадет» из общего инновационного вектора развития страны и, постепенно теряя преимущества и усу губляя проблемы, превратится в сырье вого аутсайдера.
Альтернативой «инерционному» сце нарию является отказ от продолжения исключительно ресурсного освоения территории региона. В рамках этого под хода необходимо, прежде всего, выбрать базовые стратегические направления раз вития на основе конкурентных преиму ществ, в настоящее время недостаточно полно использующихся Иркутской обл. (например, туристско- рекреационный потенциал Прибайкалья, развитый
научно образовательный комплекс и др.). Концентрация всех региональных ресур сов для создания условий и стимулирова ния развития «новой» экономики региона в этих направлениях может позволить совершить стратегический рывок в «инно вационное будущее».
Надо отметить, что стратегическая дилемма выбора пути развития опосредо вана и сложным политическим дизайном, присущим региону. С одной стороны, это огромный и разнообразный куль турный капитал, влияющий на возмож -ность постоянной актуализации разных тем предыдущего исторического разви -тия региона (Иркутск — один из городов первой волны освоения Сибири Россией; декабристский миф; сибирское област -ничество; купеческий, торговый город, специфика Гражданской войны; советская модернизация Сибири под символами Тайшетлага и Братской ГЭС). С другой стороны, это центр региона, без освоения которого сложно говорить о реализации стратегических планов развития страны в XXI в. (газовые и нефтяные ресурсы; золото; лес; развитие гидроэнергетики; химическая и алюминиевая промышлен ность; Байкал как всемирное достояние).
Все перечисленное выше (культурный капитал как возможность его постоян ной конвертации в самые разнообразные инициативы и действия властей и обще ства на региональном уровне — начиная с выпуска пива «Колчак» и заканчивая спо рами о роли Гражданской войны в истории Сибири в контексте обсуждения возве дения памятника тому же Колчаку; осо -бенности советской региональной модер низации, ориентированной на развитие мощной промышленной и энергетической базы, создание структурных условий для развития региональной полицентричности в постсоветский период — ориентация на разные отраслевые министерства и возник новение при этом разных групповых инте ресов, встроенных в областную партий ную и административно хозяйственную элиту) повлияло на достаточное разно образие политической истории Иркутской обл. в постсоветский период. Область стала местом столкновения различных интересов, связанных как с неоднород ностью региональной элиты, так и с раз нообразными каналами влияния центра. Современный региональный режим, свя занный с путинским периодом правления,
тоже характеризуется рядом особенностей. В частности, политическую ситуацию в Иркутской обл. последних 5 лет отличала перманентная нестабильность. С 2005 г. в силу разных причин в регионе смени лось четыре губернатора — рекордное для страны число. Но эта нестабильность не отменяет необходимость выбора страте гического пути развития региона и согла сования его с разными группами регио нальной элиты. Стереотипы сложившейся практики планирования делают описан ные сценарии взаимоисключающими. В настоящее время руководство Иркутской обл. столкнулось с проблемой выбора стратегии развития, аналогичной поста новке классической задачи математиче ской теории игр, известной как «дилемма заключенного». Выбор первого сценария может обеспечить относительно стабиль ные 5—10 последующих лет, но вступает в противоречие с интересами прогрессивно настроенной местной элиты и, по боль шому счету, не обеспечит реализацию федеральной политики. Второй сцена рий, несмотря на высокую степень риска, более «инновационный», но наталкива ется на противодействие крупного бизнеса и представителей «старой» региональной элиты, отстаивающих его интересы. Эти обстоятельства во многом обусловливают тот факт, что в Иркутской обл., несмотря на значительные усилия прогрессивного экспертного сообщества и настоятель ные требования федерального центра, до сих пор принята только лишь Концепция стратегии долгосрочного развития1. При этом процесс разработки и принятия доку ментов среднесрочного планирования, а также текущая деятельность правительства области ставят под сомнение реализуе -мость основных положений Концепции стратегии.
На наш взгляд, наиболее рациональный сценарий — это «сценарий сбалансирован ного развития», который сочетает в себе те или иные аспекты сформулированных выше сценариев стратегического развития региона и может стать базовым (целевым) для инновационной стратегии Иркутской обл. Прежде всего, в рамках сценария сбалансированного развития необходимо распределить по времени реализацию сценария продолжения сырьевого освое
1 Официальный сайт Правительства Иркутской области // http://www.irkobl.ru/economy/strategy/
ния и его инновационной альтернативы, поскольку они, очевидно, не могут быть реализованы одновременно. При этом выгоды от реализации проектов нового освоения должны не растрачиваться на воспроизводство сырьевой экономики, а концентрироваться и направляться на развитие инфраструктурной базы инно ваций, технологического перевооружения предприятий, в т.ч. за счет трансферта передовых технологий, а также на под готовку запуска крупных региональных инновационных проектов, основанных на использовании конкурентных преиму ществ Иркутской обл. В долгосрочной перспективе к 2017—2020 гг. накоплен ные на первом этапе финансовые и эко номические ресурсы, очевидно, позволят начать развитие новой инновационной экономики, основанной на знаниях, и тем самым максимально раскрыть конкурент ные преимущества региона. Необходимо также достаточно четко локализовать реализацию сценариев по территории области, используя результаты углублен ного пространственного социальноэкономического анализа. Иркутская агло мерация может стать центром формирова ния так называемого кластера «креатив -ных» и культурных индустрий, который постепенно становится весьма значимым для экономики крупных городов России. Иркутск находится на четвертом пятом местах среди городов — столиц субъектов СФО по уровню развития кластера «креа тивных» и культурных индустрий. Именно такой подход может позволить разрешить стратегическую дилемму инновационного развития Иркутской обл. и разработать Стратегию социально экономического развития региона, реализация которой даст возможность максимально эффек -тивно использовать потенциал всех тер риторий для развития инновационного сектора экономики региона, повышения комфортности проживания, снижения интенсивности миграции из региона наи более активных, молодых жителей.
Статья подготовлена в рамках проекта «Политическая модернизация российских регионов: вызовы и риски». Соглашение от 26.07.2012 г. № 14.B37.21.0282. Министерство образования и науки РФ, Иркутский государственный университет: «Программа стратегического развития». Проект Р222-МИ-006.