Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ШОКА ОТ ПАНДЕМИИ НА ОТРАСЛЬ E-GROCERY'

ВЛИЯНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ШОКА ОТ ПАНДЕМИИ НА ОТРАСЛЬ E-GROCERY Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
E-GROCERY / ОНЛАЙН-ПРОДАЖИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ / ПРОДУКТЫ / ДОСТАВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куцоконь И.В., Корнюшина К.А.

В настоящее время пандемия covid-19 внесла кардинальные изменения на клиентское поведение на рынке e-grocery. Вынужденное развитие онлайн-торговли не только позволило в оперативные сроки выйти на рынок новым игрокам, но и модернизировать бизнес-процессы существующих продуктовых ритейлеров. В условиях нестабильной экономической ситуации достаточно сложно спрогнозировать все возможные сценарии поведения покупателей в долгосрочной перспективе. В статье анализируется влияние макроэкономического шока от пандемии на отрасль e-grocery. Проведен анализ состояния и перспектив развития рынка e-grocery, приведена динамика темпов прироста оборота продажи товаров повседневного спроса в сети Интернет. Проведено исследование по количеству пользователей мобильных приложений по доставке продуктов питания и товаров повседневного спроса. Так, наиболее популярными приложениями у россиян являются «Сбермаркет» и «Самокат». При этом самый высокий уровень оборота e-grocery в 2020 году приходятся на Центральный и Северо-Западный Федеральные округа. Российский рынок доставки продуктов питания является наиболее растущим сегментом, рост объема которого в 2020 году планируется на 79 млрд. руб. Определены перспективы развития рынка e-grocery, которые состоят в консолидации и расширении российского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF PANDEMIC MACROECONOMIC SHOCK ON E-GROCERY INDUSTRY

Currently, the covid-19 pandemic has dramatically changed customer behavior in the e-grocery market. The forced development of online trading not only allowed new players to enter the market in a timely manner, but also to modernize the business processes of existing grocery retailers. In an unstable economic situation, it is quite difficult to predict all possible scenarios for customer behavior in the long term. The article analyzes the impact of the macroeconomic shock from the pandemic on the e-grocery industry. The analysis of the state and development prospects of the e-grocery market is carried out, the dynamics of the growth rate of the turnover of the sale of FMCG products on the Internet is given. A study was conducted on the number of users of mobile applications for the delivery of food and everyday goods. So, the most popular applications among Russians are Sbermarket and Samokat. At the same time, the highest level of e-grocery turnover in 2020 falls on the Central and Northwestern Federal Districts. The Russian food delivery market is the most growing segment, the growth of which in 2020 is planned by 79 billion rubles. The prospects for the development of the e-grocery market have been determined, which consist in the consolidation and expansion of the Russian market.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ШОКА ОТ ПАНДЕМИИ НА ОТРАСЛЬ E-GROCERY»

ВЛИЯНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ШОКА ОТ ПАНДЕМИИ НА ОТРАСЛЬ

Е-ОЯОСЕЯУ

И.В. Куцоконь, магистрант К.А. Корнюшина, магистрант

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, ИТМО (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-1-216-221

Аннотация. В настоящее время пандемия covid-19 внесла кардинальные изменения на клиентское поведение на рынке e-grocery. Вынужденное развитие онлайн-торговли не только позволило в оперативные сроки выйти на рынок новым игрокам, но и модернизировать бизнес-процессы существующих продуктовых ритейлеров. В условиях нестабильной экономической ситуации достаточно сложно спрогнозировать все возможные сценарии поведения покупателей в долгосрочной перспективе.

В статье анализируется влияние макроэкономического шока от пандемии на отрасль e-grocery. Проведен анализ состояния и перспектив развития рынка e-grocery, приведена динамика темпов прироста оборота продажи товаров повседневного спроса в сети Интернет. Проведено исследование по количеству пользователей мобильных приложений по доставке продуктов питания и товаров повседневного спроса. Так, наиболее популярными приложениями у россиян являются «Сбермаркет» и «Самокат». При этом самый высокий уровень оборота e-grocery в 2020 году приходятся на Центральный и СевероЗападный Федеральные округа.

Российский рынок доставки продуктов питания является наиболее растущим сегментом, рост объема которого в 2020 году планируется на 79 млрд. руб. Определены перспективы развития рынка e-grocery, которые состоят в консолидации и расширении российского рынка.

Ключевые слова: e-grocery, онлайн-продажи продуктов питания, продукты, доставка.

Российский рынок доставки товаров повседневного спроса и продуктов питания онлайн в 2019 году составил 42 млрд рублей и вырос почти на 50%. До пандемии covid-19 и периода самоизоляции, данный сегмент являлся самым скромным по размеру на рынке онлайн-услуг в России, который также включает в себя он-лайн-образование, доставку готовой еды, агрегаторы такси и т.д.

Преимущественно, до пандемии данными услугами пользовался 1% жителей больших городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. Вынужденная изоляция не только многократно повысила спрос, но и превысила существующие возможности операторов e-grocery. В 2019 году, ключевыми игроками на российском рынке доставки продуктов питания и товаров повседневного спроса выступали:

1. Утконос;

2. Перекресток;

3. Ozon;

4. Сбермаркет;

5. IGooods.

Однако, в условиях повышенного спроса, данный сегмент заставил провести модернизацию традиционных бизес-моделей офлайн ритейлеров. Так, в 2020 году на рынок вышло несколько новых игроков, которые проявили себя достаточно активно. В 2020 году лидерами российского рынка e-grocery стали: Сбермаркет; Самокат; Яндекс.Лавка; Igooods; ВкусВилл; Перекресток; Ozon; Утконос; Пятерочка.

Анализ количества пользователей мобильных приложений по доставке продуктов питания и товаров повседневного спроса продемонстрировал пиковый спрос на данные услуги в период повышенной активности распространения пандемии Covid-19 и изоляционных мер (рис. 1).

18

0 -

Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь

Сбермаркет Самокат Яндекс.Лавка igooods

Рис. 1. Динамика количества пользователей мобильных приложений по доставке продуктов питания

По мере послабления карантинных мер, спрос на данные услуги стал снижаться, однако, совершение покупок продуктов питания через интернет во время пандемии закрепило у определенных пользователей новые потребительские привычки. Так, помимо покупки продуктовой корзины стоимостью 3000-4000 рублей, покупатели стали активно пользоваться сервисом быстрой доставки без минимальной стоимости заказа. Данные меры помогают существенно расширить количество потенциальной аудитории, однако, для формирования сценария развития рынка e-grocery после пандемии, обратимся к оценке зарубежного рынка доставки продуктов питания и товаров первой необходимости.

Ситуация в России не особо отличается от положения дел в мире. Когда Covid-19 впервые начал охватывать Европу, многие в панике начали скупать все продовольственные запасы в супермаркетах, а кто-то сразу предпочел совершать покупки онлайн. По данным Google в апреле поисковые запросы «доставка еды», «продукты местного производства» по всему миру по достигли рекордного уровня. Во время весеннего карантина 28% европейцев, жи-

вущих преимущественно в крупных городах, использовали онлайн-магазины в качестве основного способа покупки продуктов. Этот показатель примерно на 10% больше, чем до пандемии. На фоне нарастающего давления супермаркеты, а также гиганты доставки (Ocado, Amazon Fresh, Farmdrop и др.) оказались перегружены. Они были вынуждены вводить онлайн-очереди и составлять списки ожидания для новых клиентов [4].

Переход к торговле продовольственными товарами в онлайн постепенно становится новой нормой. Это означает, что продавцам необходимо разработать как краткосрочную, так и долгосрочную стратегию для удовлетворения всплеска потребительского спроса. Прежде всего он-лайн-магазинам следует повысить эффективность своей деятельности для того, чтобы предотвратить ситуацию повышенной загруженности и невозможность исполнения заказа. В долгосрочной перспективе автоматизированное выполнение заказов, а также постоянное совершенствование используемых интернет-технологий должно стать ключевой частью онлайн-стратегии каждого продавца. По данным

аналитических прогнозов, отсутствие совершенствования цифровой инфраструктуры в долгосрочной перспективе может привести к падению конкурентоспособности до 50%. А те продавцы, которые будут наращивать интернет-технологии в своей деятельности, смогут увеличить доход на 50-80 базисных пунктов в течение следующих пяти лет в зависимости от темпов роста онлайн-продаж.

С ростом спроса на рынке e-grocery растут и требования к продавцам. Исследовательский Центр IAB Russia провел исследование, в результате которого выяснилось, что более 40% пользователей готовы отказаться от бренда, если их не устраивает хотя бы один из этапов совершения он-лайн-покупки. Таким решающим фактором может стать навязчивая реклама на сайте, или же плохая проработка UX-сайта или приложения. Критическим преимуществом при выборе магазина становится бесплатная и быстрая доставка, купоны на скидки для постоянных покупателе, бесплатные образцы, быстрая оплата удобным для покупателя способом, подробное описание продуктов. Но самое главное - персонализированное предложение, создание ценности и единая кросс-канальная коммуникация. Европейское аналитическое агентство Bain & Company опросила 7 500 покупателей в Западной Европе, оказалось, что пятая часть тех, кто хотел купить продукты в Интернете неоднократно прерывали процесс покупки, так как им не нравился интерфейс сайта.

Большинство экспертов по всему миру сходятся во мнении, что к концу 2020 года количество интернет-заказов продуктов питания будет примерно на 350 миллионов больше, чем в 2019 году. Это приведет к увеличению продаж примерно на 36 миллиардов долларов в год. Такой прогресс в развитии рынка e-grocery в России ожидался лишь к 2025 году, но пандемия COVID-19 19 внесла свои коррективы в ранее сделанные прогнозы экспертов [5]. В Италии и США подобный прогресс ожидался бы в 2024 и 2023 годах соответственно. Аналитики из FMI и Nielsen также сделали свои прогнозы: онлайн продажи продуктов достигнут 143 миллиарда долларов к 2023 году, что составит около 30% всех расходов на покупку продуктов, то есть уже через 3 года треть всех покупок продуктов будет совершаться через интернет. Впервые подобные цифры были озвучены еще в 2017 году, но тогда эксперты из FMI и Nielsen считали, что достичь продаж на уровне 100 миллиардов долларов можно только к 2025 году [5].

Российское исследовательское агентство Data Insight опубликовало прогноз развития рынка e-grocery в России до 2024 года. Влияние общемировой ситуации с COVID-19 на рост e-grocery в России составит не менее 6% в среднем в год до 2024 года [3]. Эксперты утверждают, что совокупный дополнительный прирост продаж за счет факторов пандемии за эти годы составит 4,4 трлн рублей из 23,3 трлн рублей общего объема рынка за эти годы (рис. 2).

Рис. 2. Прогноз роста рынка e-grocery в 2020-2024 гг.

Влияние пандемии на рынок е^госегу будет ощущаться еще в течение многих лет. Коронавирусная инфекция повлекла за собой создание факторов роста онлайн-торговли. Среди наиболее ощутимых факторов дополнительного роста е^госегу можно выделить следующие:

- Рост частоты онлайн-покупок. В ходе самоизоляции количество покупок онлайн возросло в разы. Эксперты утверждают, что такая тенденция будет все еще актуальна в ближайшие годы. Люди осознали все плюсы совершения покупок онлайн, и теперь их опасения по поводу качества продуктов, онлайн оплаты и прочего существенно уменьшились.

- Резкий рост географии, мощности и аудитории крупнейших игроков. Если до пандемии рынок е^госегу функционировал преимущественно в городах-миллионниках, то после пандемии география е^госегу существенно расширилась. Теперь даже в небольших городах функционируют сервисы доставки, небольшие пункты самовывоза и т.д.

- Переход на удаленный режим работы. По прогнозам, около 5-7 миллионов человек останутся на «удаленке» в ближайшем будущем. Некоторые люди нашли в таком режиме работы множество плюсов, и возвращаться в привычный офисный режим не намерены. Аналитики предполагают, что часть «удаленщиков» переедет в дальние пригороды или менее крупные города (опять же из соображений безопасности), но в таких городах ограничен оффлайновый ассортимент. К тому же, работая из дома, намного удобнее сделать заказ продуктов через интернет, нежели специально ехать в супермаркет [2]. В результате вышеперечисленных факторов, действие которых будет ощущаться в течение многих лет, к 2024 году объем он-лайн-продаж составит 1,6 трлн рублей. Сегодня эксперты прогнозируют тенденции на рынке е^госегу, которые будут актуальны в течение следующих 3 -5 лет.

Согласно их расчетам, в ближайшие годы мы сможем наблюдать следующие явления:

- Обострение конкуренции в сегменте е^госегу. Постепенно в онлайн простран-

ство переходят не только крупные розничные продавцы товаров народного потребления, но и мелкие компании. Значительный спрос на определенные типы продуктов, таких как продукты с длительным сроком хранения и вода, вынудил онлайн-продавцов стремиться к постоянному пополнению товарных запасов для того, чтобы избежать каких-либо задержек в цепочке поставок. В условиях борьбы за потребителя сбои в поставках могут стать решающим фактором при выборе онлайн-магазина. Систематические проблемы с доставкой и наличием лишают продавца конкурентоспособности.

- Изменение спроса на определенные категории товаров. Подобно тому, как эпидемия атипичной пневмонии в Китае вызвала устойчивый положительный сдвиг в отношении людей к здоровью и гигиене, так и спрос на определенные товары народного потребления (йогурт, витамины, дезинфицирующие средства, средства личной гигиены, туалетные принадлежности и дезинфицирующие средства), может сохранится в ближайшие 2 года после спада пика пандемии коронавируса. В случае возникновения новых чрезвычайных ситуаций продавцы смогут воспользоваться результатами прогнозной аналитики, что поможет им при принятии решений.

- Предпочтение местных и экологически чистых продуктов. Забота о здоровье стала причиной повышения осознанности при выборе продуктов питания: теперь потребители все чаще интересуются происхождением продуктов. Подобное поведение принесло пользу и местным продавцам - потребители предпочитают свежие продукты, тем самым и поддерживают местные предприятия. Это стремление к поиску здоровых продуктов и принятию экологически безопасных решений, вероятно, будет преобладать даже тогда, когда покупательское поведение вернется в норму, поскольку изоляция и пандемия дали многим потребителям возможность приостановиться и пересмотреть свои собственные модели потребления.

- Изменение модели магазина. Особую актуальность приобрели пункты выдачи заказов, позволяющие избежать оче-

редей и контактов с людьми, магазины с ограниченным числом покупателей, а также «дарксторы» (магазины, работающие только на формирование онлайн-заказов). Вероятно, что вот некоторые из моделей магазинов получат еще более широкое распространение. Такие форматы, которые дополняют бизнес электронной торговли за счет эффективных процессов хранения и распространения, будут приобретать большее значение, чем когда-либо раньше [1].

- Осознание необходимости соблюдения безопасности. Во время пандемии офлайн-продавцы, которые полагались на наличные деньги и воздерживались от инвестиций в интеграцию цифровых платежей, оказались в убытке. Чего не скажешь о продавцах в e-grocery. Ожидается, что приложения для цифровых кошельков и платежные QR-коды, в частности, которые обеспечивают возможность бесконтактной оплаты или бесконтактные платежи в магазинах (пунктах доставки), будут ключевыми факторами в перемещении в сторону безналичной экономики.

Сегодня продавцы на рынке e-grocery задаются вопросом: как удержать стабильно высокий рост позиций на рынке после снятия всех ограничений и продолжать укреплять свои позиции на высоко конкурентном поле? Исходя из вышеперечисленных факторов, тенденций и прогнозов, был разработан ряд рекомендаций для поддержки стабильно высокого спроса и конкурентоспособности онлайн-

продавцов, специализирующихся на продаже продуктов питания.

1. Убеждение покупателя в удобстве и безопасности покупки продуктов онлайн. Большинство потребителей уже сейчас избавились от множества страхов, связанных с онлайн-заказами, но все же определенная группа людей так и не рискнула совершать покупки онлайн. Больше всего люди обеспокоены качеством и свежестью продуктов. Компаниям необходимо серьезно подходить к вопросам обеспечения надлежащего качества продукции, расширять штат сотрудников, ответственных за выбор товаров.

2. Создание новых, альтернативных способов доставки. Сегодня клиенты очень требовательны к скорости доставки, а также к возможности выбора подходящего времени для доставки. Одним из способов доставки может стать вендинговый аппарат, размещенный в жилых домах. Такие аппараты будут размещаться по заявке жильцов, а храниться в них будут товары повседневного спроса: хлеб, молоко, крупы, консервы и пр. Планируется ежедневное пополнение продуктов и мониторинг их срока годности.

3. Безопасность. Здесь подразумевается и бесконтактная курьерская доставка, и безопасность онлайн-платежей. Продавцам е^шсегу необходимо минимизировать контакты представителей службы доставки и покупателей, а также обеспечить систематический контроль состояния здоровья сотрудников и информирование клиентов о правилах безопасного поведения и предпринимаемых мерах безопасности.

4. Создание омниканальной платформы. Это решение подразумевает объединение всех каналов продаж определенного продавца: офлайн-магазин, интернет-магазин, мобильное приложение, колл-центр и т.д. Главное преимущество омниканальной платформы - обьедиение информации о клиенте. Информация о клиенте и его предпочтениях, оперативно передается между каналами. Это поможет формировать индивидуальные предложения, ускорять процесс формирования заказа и т.д.

Заключение. Несмотря на то, что рынок e-grocery существует довольно давно, особое развитие и популярность он начал набирать только сейчас. Анализ показал, что пандемия COVID-19 оказала положительное влияние на скорость распространения популярности покупок продуктов питания и товаров первой необходимости онлайн. Крупные игроки, такие как Сбер-маркет, iGooods, Утконос, продемонстрировали рекордный рост продаж в этом году.

Офлайн-магазинам следует внимательно рассмотреть возможность запуска он-лайн-предложений, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами, созданными пандемией.

Библиографический список

1. Синявская Е.Е. Современные парадигмы российского ритейла // Петербургский экономический журнал. - 2020. - № 3. - С. 32-42.

2. Шуракова Н.Н. Мировой продовольственный рынок в период Covid-19 // Российский внешнеэкономический вестник. - 2020. - №8. - С. 111-119.

3. Рынок доставки продуктов в РФ может вырасти в 10 раз к 2023 году - аналитики. Сетевое издание «Информационное агентство «Финмаркет». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/5286785 (дата обращения: 07.04.2021)

4. Рынок e-commerce: прогноз роста 2020-2024. Аналитическое агентство Data insight. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020_2024 (дата обращения: 07.04.2021)

5. Хорошие практики на рынке e-grocery в период пандемии COVID-19 Аналитическое агентство VC.RU. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/u/506706-crowdtesting-ru/125348-horoshie-praktiki-na-rynke-e-grocery-v-period-pandemii-covid-19 (дата обращения: 08.04.2021)

IMPACT OF PANDEMIC MACROECONOMIC SHOCK ON E-GROCERY INDUSTRY

I.V. Kutsokon, master K.A. Korniushina, master ITMO University (Russia, Saint Petersburg)

Abstract. Currently, the covid-19 pandemic has dramatically changed customer behavior in the e-grocery market. The forced development of online trading not only allowed new players to enter the market in a timely manner, but also to modernize the business processes of existing grocery retailers. In an unstable economic situation, it is quite difficult to predict all possible scenarios for customer behavior in the long term.

The article analyzes the impact of the macroeconomic shock from the pandemic on the e-grocery industry. The analysis of the state and development prospects of the e-grocery market is carried out, the dynamics of the growth rate of the turnover of the sale of FMCG products on the Internet is given. A study was conducted on the number of users of mobile applications for the delivery of food and everyday goods. So, the most popular applications among Russians are Sbermarket and Samokat. At the same time, the highest level of e-grocery turnover in 2020falls on the Central and Northwestern Federal Districts.

The Russian food delivery market is the most growing segment, the growth of which in 2020 is planned by 79 billion rubles. The prospects for the development of the e-grocery market have been determined, which consist in the consolidation and expansion of the Russian market.

Keywords: e-grocery, online grocery sales, groceries, delivery.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.