УДК 338.1
Львова Галина Николаевна L'vova Galina Nikolaevna
старший преподаватель кафедры экономики и финансов senior lecturer of the Department of Economics and Finance, Московский университет имени С.Ю. Витте
филиал в г. Рязани Finance Moscow University named S. U. Vitte a branch in the city of Ryazan
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE TRADE INDUSTRY IN
THE DIGITAL ECONOMY
Аннотация: В статье рассмотрены происходящие изменения в торговой отрасли под влиянием процесса цифровизации экономики. Отдельное внимание уделено расширению интернет-торговли в 2020 году в условиях пандемии. Рассмотрено изменение числа онлайн-покупателей в силу длительных карантинных мер. Выделены основные направления развития торговой отрасли.
Abstract: The article examines the ongoing changes in the trade industry under the influence of the process of digitalization of the economy. Special attention is paid to the expansion of ecommerce in 2020 in the context of the pandemic. The change in the number of online buyers due to long-term quarantine measures is considered. The main directions of the trade industry development are highlighted.
Ключевые слова: онлайн-торговля, цифровизация, трансграничная торговля, интернет-магазин.
Keywords: online trade, digitalization, cross-border trade, online store.
С экономической точки зрения торговля - это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом которых является товарообмен, купля - продажа товаров, а также обслуживание покупателей в
«Инновационные аспекты развития науки и техники» процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к
продаже. [2, с. 746]
Введение режима социальной изоляции и других ограничительных мер в связи с пандемией COVID-19 привело к серьезному сдвигу в структуре дистанционного потребления и спроса на онлайн-покупки.
Карантин обеспечил резкий рывок в развитии интернет-торговли. По данным исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом полугодии 2020 года доля e^mmerce в общем обороте розничной торговли в России составила 10,9% против 6,1% в прошлом году. Общий оборот рынка за полгода составил 1,654 трлн рублей.
В России доступ к интернету имеет 81% всего населения - 118 миллионов человек. Каждый второй россиянин в возрасте 16-55 лет покупает что-нибудь в интернете минимум два раза в год. 77 % онлайн-покупателей заказывают что-то минимум раз в месяц, 23 % - минимум раз в неделю. [1, с. 10]
Россияне 16-55 лет, которые покупают онлайн чаще раза з гсд, %
7D
6D
5D
4D
I I I
2016 2017 201S
Рис. 1. Изменение числа онлайн-покупателей по данным исследования
Яндекс Маркета и GFK.RUS.2020
По словам президента АКИТ Артема Соколова, Россия в развитии eCommerce приближается к ведущим странам - США (доля e-commerce - 13,9%), КНР (доля - 29,9%). «Раньше это было даже сложно себе вообразить, потому что
даже самые смелые прогнозы выглядели иначе. А сейчас мы понимаем, что под 3 трлн будет рынок в конце года», - заявил он.
Важная особенность 2020 года заключается в существенном сокращении объема трансграничной торговли: по итогам первого полугодия ее доля сократилась до 16% (268 млрд рублей) с 29% в 2019 году (586 млрд рублей). Доля покупок в локальных интернет-магазинах выросла до 84% (1,386 трлн рублей) с 71% (1,446 трлн рублей) по итогам прошлого года.
Крупнейшей категорией на рынке онлайн-торговли стали одежда и обувь (30,2% от локального рынка), опередив цифровую и бытовую технику (29,5%). В денежном выражении на «одежду» за шесть месяцев 2020 года пришлось 417,9 млрд рублей. Ещё одно новшество: продукты питания впервые вошли в топ-3 покупок, составив 14,1% оборота локального рынка. При этом самый большой рост (277%) у товаров для творчества.
Рис. 2. Распределение по товарным категориям на локальном и трансграничном рынке (в денежном выражении) (по данным АКИТ и
Сбербанк)
Как следует из официальных данных ЦБ, в первом полугодии 2020 года оборот кроссбордера составил $3 337 млн. Годом ранее этот показатель составил более $4 млрд.
«Инновационные аспекты развития науки и техники»
Во втором квартале активность россиян при кроссбордерных закупках
резко снизилась, следует из аналитики. По итогам 2020 года общая сумма покупок составила $6,6 млрд. Для сравнения: в прошлом году она была около $8,6 млрд.
Количество экспортных заказов российских онлайн-продавцов в 2020 году росло опережающими темпами. По итогам года число посылок, отправленных за рубеж, составило 27,4 млн, увеличившись на 75% по сравнению с прошлым годом. Такие сведения содержатся в отчете eBay и исследовательского агентства Data Insight. [3, с. 69]
На конец 2020 года рынок розничного онлайн-экспорта товаров из России достиг $1,16 млрд, а его рост составил 42%. Для сравнения: в прошлом году рост год-к-году составлял только 24%.
Под влиянием режима социального дистанцирования и других связанных ограничений и требований, электронная торговля услугами, предоставляемыми в цифровой форме, также начала резко расти.
Число заказов в интернет-магазинах и на маркетплейсах в 2020 году увеличилось на 78% и достигло отметки в 830 млн. В денежном выражении был зафиксирован рост на 47%, до 2,5 трлн рублей.
По экспертным оценкам, бурный рост рынка электронной коммерции в 2020 году обеспечили крупнейшие игроки. В частности, универсальные маркетплейсы, типа WildBerries, Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress и iGooods.
Кроме того, значительно вырос спрос на сервисы доставки продуктов. Специалисты прогнозируют, что рынок интернет-торговли в России будет расти в следующие годы: в 2021 году - на 34%, в 2022-м - на 32%, в 2023-м - на 30% и в 2024-м - на 28%.
По данным партнерской сети Admitad, сумма продаж через интернет-блоги и онлайн-СМИ в России всего лишь за год увеличилась на 64%. При этом россияне готовы совершать все более крупные покупки по рекомендации любимых сайтов.
VМеждународная научно-практическая конференция
Средний чек продаж через них за 2020 год увеличился на 40% - с 748 до
1044 рублей. Заработок самих изданий и владельцев блогов на партнерском маркетинге вырос за год на 23% и превысил порог в 500 млн рублей.
Активнее всего развивались в 2020 году онлайн-продажи в категории «работа и образование», однако и в торговле физическими товарами тоже наблюдался серьёзный рост. В частности, росли такие сегменты, как цифровая и бытовая техника, одежда и обувь, товары для красоты и здоровья.
Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод, что дистанционная торговля является значимым институтом цифровой экономики.
Библиографический список:
1. Алексеева А.В., Поршакова Ю.М., Львова Г.Н. Программа «Цифровая экономика» как этап развития государственной информационной политики Российской Федерации// Сборник: Цифровая экономика: новые вызовы в повышении финансовой грамотности населения. Материалы студенческой научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева» . 2020. С. 8-10.
2. Денисова Н.И., Гравшина И.Н. Развитие внешнеэкономических и торговых связей Рязанского региона // Сборник Экономика города в период структурных преобразований: теория, методология, практика. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под редакцией Ю.С. Руденко, М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко. 2017. С. 745-751.
3. Львова Г.Н. Способы защиты (обеспечение безопасности) экспортно-импортных операций // Сборник Инновационные аспекты развития науки и техники. Сборник избранных статей II Международной научно-практической конференции. Саратов. 24 ноября 2020 года. С. 68-74.