Научная статья на тему 'ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ О ВЛИЯНИИ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ'

ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ О ВЛИЯНИИ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3126
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / СТРУКТУРА ОНЛАЙН-ТОРГОВЛИ / COVID-19 / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарук Ирина Владимировна

Показаны изменения, которые произошли в динамике и структуре международной онлайн-торговли, описано, как изменились предпочтения покупателей под воздействием пандемии. Приведена корректировка оценок перспектив развития мировой и российской электронной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF RESEARCH ON THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE DEVELOPMENT OF GLOBAL AND RUSSIAN E-COMMERCE

The article demonstrates the changes that have occurred in the dynamics and structure of international online commerce, describes how the customs preferences have changed under the influence of the pandemic. An adjustment of the estimates of the prospects for the development of global and Russian e-commerce is given.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ О ВЛИЯНИИ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ»

УДК 339.37+339.5

DOI 10.24866/1815-0683/2021-1/66-82

И. В. ГОНЧАРУК*

Обзор исследований о влиянии пандемии COVID-19 на развитие мировой и российской электронной торговли

Показаны изменения, которые произошли в динамике и структуре международной онлайн-торговли, описано, как изменились предпочтения покупателей под воздействием пандемии. Приведена корректировка оценок перспектив развития мировой и российской электронной торговли.

Ключевые слова: электронная торговля, структура онлайн-торговли, COVID-19, перспективы развития электронной торговли.

IV. GONCHARUK

Review of Research on the Impact

of the COVID-19 Pandemic on the Development

of Global and Russian E-commerce

The article demonstrates the changes that have occurred in the dynamics and structure of international online commerce, describes how the customs preferences have changed under the influence of the pandemic. An adjustment of the estimates of the prospects for the development of global and Russian e-commerce is given.

Keywords: e-commerce, the structure of online commerce, COVID-19, prospects for the development of e-commerce.

ГОНЧАРУК Ирина Владимировна кандидат географических наук, научный сотрудник научно-исследовательского отдела. goncharuk.irina@vfrta.ru.

GONCHARUK I.V. - Candidate of Geographic Sciences, Research Officer of the Research Department.

С момента создания Джеффом Безосом в 1994 г. первого интернет-магазина «Амазон» появилась новая форма торговли, активно использующая возможности электронной сети Интернет, которая быстро стала феноменом мировой экономики в целом.

На сегодняшний день употребляются различные термины для определения этого понятия,

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

такие как интернет-торговля, электронная торговля, электронная коммерция, которые уже вошли в учебные издания [1; 2]. Наиболее краткое и емкое определение понятия электронной коммерции, или электронной торговли (e-commerce), -«это процесс покупки, продажи, передачи или обмена продуктами, услугами и информацией с помощью электронных средств коммуникации» [2]. Это согласуется с определением, принятым в Декларации о глобальной электронной коммерции на Министерской конференции ВТО в мае 1998 г., которое характеризует электронную торговлю (e-commerce) как «производство, распределение, маркетинг, продажа или поставка товаров и услуг с помощью электронных средств» [7]. В российской печати, особенно в электронных средствах информации, стало активно использоваться выражение e-commerce, также применяемое в данной работе, на англоязычных сайтах встречаются различные варианты написания этого термина - ecommerce, E-commerce и e-Commerce [3-16].

В настоящее время на долю электронной торговли пока приходится небольшая часть мирового торгового оборота (10-20 %), но это один из самых динамично развивающихся сегментов торговли и экономики любой страны, характеризующий влияние цифровых изменений современной жизни.

На начало 2021 г. из 7,83 млрд населения земли Интернетом пользуются 59,5, мобильной связью - 66,6, социальными сетями - около 53,6 %, при этом большинство используют платформы электронной коммерции [12]. Широкому распространению электронной торговли способствует развитие новых технологий, которые обеспечивают простоту и легкость любых покупок в Сети, постоянный рост числа сайтов интернет-магазинов, доступных в любое время суток, представление полной информации о товаре и повышение уровня защиты прав покупателя. Торговля вида В2С (от бизнеса к потребителю) без посредников в виде торговых сетей обеспечивает более низкие цены на товары и позволяет экономить время и деньги покупателей. Быстрый рост покупок в Интернете привел к структурному изменению мировой торговли, изменению соотношения онлайн и традиционной (офлайн) торговли. Производители продают покупателям товары напрямую, минуя длинную цепочку из дистрибьюторов, оптовиков и ритейлеров. Изучением феномена электронной торговли, а также сбором, анализом и публикацией статистических и аналитических данных в форме докладов, отчетов и обзоров, занимаются международные организации, регулирующие международную торговлю (ВТО, ВТамО, ЮНКТАД); международные и национальные банки, которые через электронные платежи фиксируют переводы средств за онлайн-покупки; Ассоциации, объединяющие участников электронной коммерции; консалтинговые компании, изучающие рынки; а также крупнейшие компании мира. Ряд стран публикует официальные статистические данные по электронным розничным продажам (Бюро переписи населения США, Национальное бюро статистики КНР и др.). В России публичным источником таких сведений является Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ)1, которая аккумулирует данные из разных

1 Создана в июне 2012 г. с целью установления равных конкурентных условий для участников российского рынка онлайн-торговли, представляющая в свободном доступе анализы российского рынка интернет-торговли.

источников (Сбербанк, OFD2), и консалтинговая фирма Datalnsight3, которая проводит собственные опросы ключевых участников рынка. Для стран, где такие данные не публикуются, оценка объемов электронной торговли дается из источников обследования рынка частного сектора, таких как обзоры Statista4, опросы IBM5, GlobalWeblndex6, Contentsquare7, SearchNode8 и др., а также статистические данные отдельных крупнейших компаний, работающих на этих рынках. В данной работе были использованы ежегодные отчеты этих организаций за 2019-2021 гг., анализирующие электронную торговлю и влияние пандемии COVID-19 на ее развитие.

Электронная торговля стала активно развиваться с момента зарождения. На рис. 1 показана динамика мировой электронной торговли за последние годы и ее прогноз до 2023 г., подготовленный в мае 2019 г. компанией еMarketer9 до начала пандемии [10]. Статистика включает продукты и услуги, заказанные по Интернету через любой девайс, вне зависимости от метода выполнения платежа и не включает путешествия и билеты на разные события, не включает платежи, налоги и денежные переводы, заказ еды и напитков на местах, игры, а также покупки (алкоголь, табачные изделия). Такой метод подсчета используют все компании, работающие в этом бизнесе.

Ежегодные темпы прироста электронной торговли составляют около 20 %, с 2017 по 2020 г. объем электронной коммерции вырос на 76 %. Аналитики еMarketer прогнозировали, что к 2023 г. объем торговли достигнет 6,5 трлн долл. США и превысит 20 % объемов всей мировой торговли, пятая часть всех покупок будет совершаться в интернете.

В настоящее время не все страны мира и члены ВТО активно вовлечены в электронную торговлю, развитие которой отражает технологический уровень страны, доступность интернета и сотовой связи и уровень доходов населения. В табл. 1 приведен список 10 стран-лидеров, на которые в 2019 г. приходилось 87 % всего мирового объема продаж. В этом списке находятся как развитые, так и развивающиеся страны.

2 Оператор фискальных данных, передающий данные о финансовой деятельности компании в налоговую службу для исполнения ФЗ-54.

3 Первое в России специализированное агентство в области e-commerce и цифровых технологий, созданное в 2010 г. Представляет отчеты в свободном доступе.

4 Бизнес-платформа специализируется на создании баз данных потребительской и рыночной информации, создана в 2007 г. в Германии, компания имеет офисы в Гамбурге, Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Париже, Сингапуре.

5 IBM публикует ежегодный доклад «IBM Institute for Business Value», составленный на основе опросов представителей бизнеса по всему миру.

6 Компания по изучению предпочтений интернет-пользователей (охватывает аудиторию 18 млн чел. из 46 стран мира), представляет по подписке ежегодный отчет.

7 Международная компания, созданная для анализа поведения и определения предпочтений пользователей Интернета.

8 Международная технологическая компания, ежегодно публикует отчеты о последних тенденциях электронной коммерции Trends of eCommerce.

9 Крупнейшая компания, основанная в 1996 г. для исследования рынка цифрового маркетинга, медиа и коммерции, данные ежегодного доклада World Global ecommerce используют многие аналитики и международные организации.

6 542 22.0

-5 69-5 20.0

4 927 18.1

4 206 16.1

.3 535 14.1

2 928 12.2

2 .382 10.4

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.* 2022 г.* 2023 г.*

Рис. 1. Динамика и прогноз (*) развития мировой интернет-торговли и ее доля в общем объеме торговли, млрд долл. США / % [10]

Таблица 1

Топ-10 стран по е-commerce в 2019 г. [10]

Место Страна Объем, млрд долл. США Темп прироста, % Доля мирового рынка, %

1 КНР, без Гонконга 1934,78 27,3 54,70

2 США 586,92 14,0 16,60

3 Великобритания 141,93 10,9 4,10

4 Япония 115,40 4,0 3,20

5 Республика Корея 103,48 18,1 2,90

6 Германия 81,85 7,8 2,30

7 Франция 69,43 11,5 1,90

8 Канада 49,80 21,1 1,40

9 Индия 46,05 31,9 1,30

10 Россия 26,92 18,7 0,76

На протяжении десятилетия Китай является крупнейшим электронным рынком сбыта, на который приходится более половины всех продаж, за ним следуют США, Япония, Великобритания и Германия. Россия в 2019 г. переместилась с 9 на 10 место, ее обошла Индия, что было обеспечено высокими темпами прироста интернет-торговли (31,9 %) (рис. 2).

Наиболее высокие темпы роста е-соттегсе (более 30 %) наблюдались у развивающихся стран - Мексики, Индии и Филиппин (рис. 2), Китай в этом списке оказался на четвертом месте. Россия также вошла в десятку государств с высокими темпами роста электронной торговли. Шесть стран с самым высоким рейтингом за 2019 г. расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе - лидере развития электронной коммерции.

В своем анализе и прогнозе на пять лет с 2019 по 2023 г. аналитики еМагке1ег [10] прогнозировали снижение темпов прироста электронной торговли

у стран-лидеров; у Великобритании темпы роста e-commerce замедлятся на 5,9 п. п., у Китая - на 9,3, Канады - на 10,9; прогноз замедления емкого рынка США будет менее радикальный, за этот период темпы роста электронной торговли сократятся только на один процентный пункт.

40 35 30 25 20 15 10 5

35

31,9

31

27,3

22,4

21,1

20,6

18,8

18,7

18,1 —

Мексика Индия Филиппины Китай Малайзия Канада Индонезия Аргентина Россия

Рис. 2. Топ-10 стран по темпу прироста e-commerce в 2019, % [10]

Южная Корея

Пандемия COVID-19, которая привела к резкому сокращению социальных контактов и введению во многих странах режима изоляции, показала важность развития электронной коммерции как фактора предупреждения распространения заражения. Для борьбы с пандемией страны использовали рекомендации ВОЗ, в зависимости от уровня заболеваемости в стране поэтапно вводили следующие ограничительные меры:

1-й этап - принятие первоначальных мер, закрытие границ и ограничение передвижения по стране;

2-й этап - объявление пандемии;

3-й этап - введение режима самоизоляции, переход на онлайн-обучение и по мере возможности на удаленную работу [9].

Ограничения мобильности, переход к онлайн-работе, введенные для борьбы с распространением вируса, привели к резкому росту спроса на многие товары и услуги. В Китае, Германии, Великобритании и США в 2020 г. е-commerce выросла на 4-7 п. п. Впоследствии в Китае и США рост продаж несколько сократился, но все же остался выше допандемического уровня. Даже в Латинской Америке, регионе с самым низким уровнем электронной коммерции, всего за два месяца карантина потребители на платформе Mercado Libre совершили столько покупок, сколько обычно делали за год.

На первом этапе ограничений потребители покупали медицинские принадлежности (маски для лица) и дезинфицирующие средства для рук. На втором этапе, после того как была объявлена пандемия, начали запасать предметы первой необходимости, такие как средства личной гигиены и скоропортящиеся продукты, поскольку сроки продолжительности правительственных мер по сдерживанию эпидемии были относительно неопределенны. Наконец, на третьем этапе -в самоизоляции - высоким спросом на рынке стали пользоваться технологические

0

товары, тренажеры, развлекательные и образовательные услуги. Этот этап был более продолжительным в странах Северной и Южной Америки, где на длительный период закрывались розничные магазины (месяц и более), по сравнению со странами Азии и Европы, где режим изоляции действовал непродолжительное время.

Вторая волна эпидемии, начавшаяся в конце 2020 г., вынудила многие страны вновь ужесточить меры по сдерживанию COVID-19.

Пандемия негативно сказалась на мировой экономике в целом, но на электронную торговлю она оказала стимулирующее влияние. Количество онлайн-заказов в розничной торговле выросло по всему миру, ассортимент покупок во многом соответствовал стадии пандемии. Рост спроса вызвал повышение цен на многие товары, некоторые даже исчезли со складов на короткий срок [9].

Сокращение рыночного предложения определялось несколькими факторами. Во-первых, производство во многих странах сократилось из-за закрытия предприятий, во-вторых, на скорость доставки товаров, купленных онлайн, оказало влияние закрытие границ и отмена пассажирских рейсов, что значительно снизило пропускную способность логистических сетей и скорость доставки трансграничных почтовых отправлений. Также международные транспортные и логистические услуги пострадали от введения новых более жестких санитарных правил, которые нарушили сроки доставки сухопутных, морских и воздушных грузов. В результате многие клиенты столкнулись с задержками или отменами своих заказов [8].

Факторы нарушения цепочки поставок, дефицит и всплески спроса способствовали внезапному росту цен в Интернете (включая доставку) для таких товаров, как компьютеры, товары для дома и медицинские товары. По сравнению с началом 2020 г. в апреле цены на эти товары выросли на 5-10 % [9].

Влияние введения поэтапных мер в борьбе с коронавирусом и факторов, ограничивающих торговлю, можно увидеть на примере самого емкого в мире розничного рынка США (рис. 3).

Пандемия COVID-19, подобно рецессии 2008 г., оказала негативное влияние на доходы населения США и привела к резкому нарушению структуры потребительских розничных расходов. Из-за закрытия магазинов и дефицита товаров во II и III квартале 2020 г. произошло резкое уменьшение объемов продаж в секторе традиционной торговли на 24,0 и 16,6 % соответственно. На этом фоне отмечался рост онлайн-продаж (до 23 % во II квартале). С ослаблением государственных мер ограничения распространения эпидемии начинается восстановление объемов розничных продаж офлайн [9].

В докладе World Global ecommerce-2020, представленном компанией еМагке-ter в мае 2020 г. [11], с учетом влияния пандемии были скорректированы прогнозы развития электронной торговли в мире и ведущих странах. Если в докладе 2019 г. [10] предполагалось, что в 2020 г. объем электронной торговли будет составлять 4,206 трлн долл. США, то этот показатель был уменьшен до 3,914 трлн долл. США, темп прироста тоже был снижен на два процентных пункта до 16 %.

В большинстве стран по-прежнему будет наблюдаться динамичный рост электронной коммерции, но два крупных рынка - Индия и Китай - существенно замедлятся по сравнению с последними годами. На состояние мирового рынка будут влиять продажи в Китае и США. Американские потребители потратят на электронную коммерцию в 2020 г. 709,78 млрд долл. США, что представляет собой рост на 18,0 %. В Китае в 2020 г. потребители потратят 2,090 трлн долл. США (14,440 трлн юаней), больше на 16,0 %, но на 7,7 п. п. меньше, чем прогнозировалось до пандемии. По объемам электронной коммерции Китай давно является мировым лидером, но в 2020 г. он впервые превзойдет США по общим розничным продажам и станет крупнейшим розничным рынком в мире - с объемом общих продаж в 5,072 трлн долл. США (35,043 трлн юаней), поскольку американский рынок сократится еще больше (рис. 4).

Рис. 3. Динамика и прогноз роста розничных продаж в электронной (1) и традиционной (2) торговле США с I квартала 2010 г. по IV квартал 2021 г., %. Составлено по: https://www.bis.org/publ/bisbull36.pdf

Рис. 4. Динамика и прогноз общих розничных продаж США (1) и Китая (2) в 2018-2023 гг., трлн долл. США [11]

Существуют разные оценки перспектив развития электронной торговли, но в целом все источники отмечают, что мировой пандемический кризис показал важность развития цифровых технологий, практически у всех стран мира доля электронных продаж в общем объеме розничных продаж, которая поступательно росла в течение последних лет, резко увеличилась в 2020 г. (рис. 5) [9].

Компании, изучающие поведение пользователей в Интернете и изменение потребительского спроса электронной торговли, особенно с применением средств мобильной связи, с разных сторон подходят к анализу данных [12-16]. Но почти все они отметили, что изменения в поведении потребителей во время пандемии могут быть долговременными. Закрытие физических магазинов вынудило людей, особенно старшей возрастной группы, которые более инертны в своих пристрастиях, пересмотреть глубоко укоренившиеся покупательские привычки.

30 25 20

15

10 5 0

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рис. 5. Доля e-commerce в общих продажах торговых сетей отдельных стран мира, % [9]:

1 - Великобритания; 2 - Китай; 3 - Германия; 4 - США; 5 - Россия; 6 - Япония

GlobalWebIndex ежегодно проводит опросы, выявляющие предпочтения покупателей. В своем отчете «Потребительские тренды 2020» аналитики GlobalWebIndex на выборке, составленной из опросов потребителей разных возрастных категорий из 18 стран, показали, что во время пандемии покупатели всех возрастов стали больше времени тратить на покупки по Интернету и с открытием реальных магазинов не будут отказываться от онлайн-покупок (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поколение родившихся во втором десятилетии XXI в. и бэби-бумеры (старшая возрастная группа, 1950-1970 годов рождения) увеличили зависимость от Интернета и онлайн-покупок, только в США стоимость покупок в III квартале 2020 г. была на 57 % выше по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. [14].

В отчете GlobalWebIndex «Потребительские тенденции, которые формируют 2021 год» [13] аналитики добавляют, что эти тренды, будут постоянными. Поскольку все группы населения стареют, старшие будут оказывать все большее влияние на рыночную ситуацию.

В этом же отчете, в разделе 4, посвященном изменениям, происходящим в розничной торговле в связи с бурным ростом электронных продаж, отмечается, что покупатели, привыкнув к электронным покупкам, при совершении покупок в реальных магазинах хотят иметь представление о продающихся товарах, поэтому магазины должны привлекать покупателей, используя рекламу в Интернете и социальных сетях. Это важно для магазинов онлайн и офлайн, поскольку 6 из 10 интернет-пользователей, оценивая свои экономические перспективы, считают, что их личные финансы улучшатся в ближайшие 6 месяцев [13].

Таблица 2

Влияние СОУШ-19 на поведение потребителей при оп-Ипе покупках, 2020 г., % [14]

Вариант поведения Возраст, лет

16-23 24-37 38-56 57-64

Стали больше времени тратить на онлайн-покупки 46 52 44 30

Ничего не изменилось 16 17 27 41

Стали меньше времени тратить на онлайн-покупки 19 17 15 12

Не используют онлайн-покупки 19 14 14 17

Одна из новинок, призванная стимулировать покупки, обращена к покупателям, которые приобретают товары с помощью мобильного телефона, это система т-саг («торговля на перекрестке»), в которой новые достижения в области 5G, голосовых технологий и бесконтактных платежей помогают совершать покупки прямо в автомобиле. GlobalWebIndex полагает, что эта новинка будет пользоваться популярностью, т. к. половина британских и американских водителей с интересом отнеслись к этой идее [13].

Не только покупатели, но и представители индустрии электронной торговли также ожидают дальнейшего роста интернет-продаж. В ежегодном отчете SearchNode «Основные тренды еСоттегсе-2021» [15] дано описание влияния пандемии на мировой рынок электронной торговли и сделан прогноз тенденций, которые будут влиять на продажи в 2021 г. Исследование было построено на 100 интервью с руководителями компаний электронной коммерции из Европы и Северной Америки. Большинство компаний (90 %) увеличили доходы от продаж во время локдауна весной 2020 г., у более чем половины опрашиваемых доходы выросли в 2 и более раз, у 86 % респондентов продажи в интернете продолжали расти и после отмены ограничений. Руководители компаний, использующих онлайн-канал, основной проблемой в период пандемии называли нарушение цепочек поставок (57 %), неспособность удовлетворить возросший спрос на товары, а также общую нехватку сотрудников в период роста спроса на их товары. Большая часть интернет-компаний (70 %) готова к повторным введениям режима ограничения и для стабильной работы и расширения бизнеса в 2021 г. предполагает использовать следующие стратегии:

- диверсификация цепочки поставок (39 % всех компаний);

- расширение присутствия электронной коммерции (39 %);

- улучшение цифровой инфраструктуры, закупки новых программ и оборудования (36 %);

- увеличение маркетингового бюджета (32 %);

- наем большего числа сотрудников (29 %) и совершенствование политики работы на дому;

- финансирование клиентов (45 %), которое приобретает все большую популярность, т. к. дает возможность компании расширить продажи, позволяя клиентам покупать нужные продукты сейчас и оплачивать их со временем;

- прямые продажи из социальных сетей (42 %), которые намного удобнее для клиента [15].

Аналогичный и более масштабный опрос, проведенный IBM с апреля по август 2020 г., объединяет результаты многочисленных собственных опросов потребителей и руководителей 3 450 предприятий различных отраслей в 20 странах, которые в совокупности контролируют доход в размере 3,7 трлн долл. США. Опрос IBM показал, что после COVID-19 реальность для бизнеса радикально изменилась. Руководители стали больше доверять современным технологиям, это привело к ускорению цифровой трансформации в 59 % опрошенных организациях, 66 % руководителей отметили, что они смогли завершить реорганизацию бизнеса, которая ранее сталкивалась с сопротивлением; 75 % всех участников опроса ожидают роста своего бизнеса и увеличения онлайн-взаимодействия с клиентами. Здесь отмечается, что возврата к обычной жизни нет и уже не будет, но пандемия дала бизнесу новый опыт и перспективы роста. Руководители бизнеса всегда отмечали, что основными препятствиями на пути прогресса являются организационная сложность и моральное выгорание сотрудников. Повышение квалификации сотрудников и организация более гибких вариантов работы (различные гибридные модели удаленной и офисной работы) позволит работать оптимально и с меньшими нагрузками, а это может способствовать укреплению доверия, сохранению нужных кадров организации в долгосрочной перспективе после пандемии. Применение искусственного интеллекта, автоматизации, облачных технологий сделают рабочие процессы более интеллектуальными [16]. Тот практический опыт, который первыми получили интернет-компании, работающие в формате В2С (бизнес для потребителя), - работа с клиентами онлайн, обратная связь с потребителями, стремление к удовлетворению и формированию потребностей покупателей - сейчас применяют компании В2В (бизнес для бизнеса).

Мировые тенденции в развитии электронной коммерции прослеживаются и на российском рынке интернет-торговли. Россия входит в десятку стран стран-лидеров по объему электронной торговли и по динамике ее развития (см. табл. 1, рис. 2), хотя ее теснят развивающиеся государства Азии. Страна имеет все предпосылки для развития этой формы торговли, 78 % населения России пользуется Интернетом, в 2019 г. российскими покупателями было сделано 425 млн заказов на 2,032 трлн руб.

Основные показатели развития российского рынка (рис. 6) взяты из данных АКИТ [3; 4] и агентства DataInsight [5].

4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.*

□ 1 2

Рис. 6. Динамика российского рынка интернет-торговли, млрд руб.: 1 - трансграничная торговля, 2 - локальная торговля

По данным АКИТ и Сбербанка, за последнее десятилетие рынок электронной торговли вырос в почти в 8 раз с 260 до 2 032 млрд руб., за этот период средние темпы прироста составляли почти 30 % в год. В структуре российского рынка электронной торговли преобладает внутренняя, локальная торговля - заказ товаров в интернет-магазинах, зарегистрированных на территории Российской Федерации и торгующих импортированными товарами. Трансграничная торговля, при которой сам покупатель заказывает товары у иностранного поставщика, предоставляет потребителям доступ к более дешевым иностранным товарам. Ценовая конкуренция обеспечивает более высокие темпы роста трансграничной торговли по сравнению с локальным рынком; если в 2010 г. в общем объеме онлайн-покупок зарубежные составляли лишь 8 %, то уже к 2014 г. доля зарубежного рынка увеличилась до 30 % [3].

Отметим, что в 2018 г. Ассоциация изменила методику оценки рынка электронной торговли, поэтому трудно сравнивать ранние периоды, также в ее статистике отсутствуют данные по продажам самого крупного трансграничного интернет-портала AliExpress.

Пандемия СОУГО-19 оказала такое же влияние на российский рынок, как и на мировой, подстегнув его развитие. С началом пандемии российское правительство приняло жесткие меры по пресечению коронавирусной инфекции. Началом борьбы с пандемией в России можно считать 31 января 2020 г., когда было принято постановление Правительства РФ № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) включена в этот перечень. Россия, как и многие страны мира, ограничила международные и внутренние передвижения, начало этому положило распоряжение Правительства РФ от 31.01.2020 № 140-р, которым было введено временное ограничение движения через пункты пропуска на отдельных участках государственной границы Российской Федерации с Китайской Народной Республикой.

11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила СОУГО-19 пандемией. Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 были введены нерабочие дни с сохранением заработной платы с 4 по 30 апреля. Введенный режим самоизоляции не смог остановить распространение заболевания и указом от 28.04.2020 № 294 введенные меры самоизоляции и работы онлайн для многих категорий граждан были продлены. Правительством был разработан и принят большой комплекс мер по ограничению распространения СОУГО-19 и снижению его негативного влияния на здоровье граждан и экономику страны, в течение 2020 г. было принято более 220 правительственных документов, касающихся разных сфер деятельности государства.

В докладе Банка международных расчетов [9] было отмечено, что наиболее высокий рост электронной торговли наблюдался в странах с более строгими мерами сдерживания пандемии, что в полной мере можно отнести к РФ. Россия использовала весь комплекс ограничительных мер для предотвращения распространения инфекции: перевод на удаленное обучение в учреждениях образования, перевод работников организаций на удаленную работу, отмена массовых мероприятий, ограничение работы общественного транспорта, ограничение передвижений внутри страны и международных, кампания общественной информации.

Динамика рынка электронной торговли в 2020 г. четко отражает введение мер по борьбе с инфекцией (рис. 7).

Начало пандемии СОУГО-19 и меры самоизоляции населения подстегнули развитие рынка электронной торговли. Люди разных возрастов начали обращаться к услуге доставки на дом продуктов питания и товаров повседневного спроса, все большее количество населения стало пользоваться сервисами заказа готовой еды. Отмена жестких государственных мер привела к сокращению интернет-продаж в июне-сентябре, вторая волна кризиса снова подстегнула рост покупок в Интернете.

По данным первой половины 2020 г. аналитики АКИТ полагали, что темп роста онлайн-продаж в 2020 г. составят более 40 %, что было бы почти в два раза выше по сравнению со среднегодовыми темпами роста за весь анализируемый период. Действительность превзошла эти ожидания, режим самоизоляции привел к росту онлайн-продаж на 58 % за этот год. Особенно впечатляет рост локального рынка, который увеличился почти в два раза. На такой бурный рост отечественных продаж повлияло также сокращение трансграничного рынка, доля которого на протяжении 2014-2019 гг. была не менее 30 %, а в 2020 г. сократилась до 14 %. Причиной этого явились, как и во всех странах мира, нарушения в цепях поставок из-за закрытия границ, отмена авиа- и железнодорожных рейсов, усиление фито-санитарного контроля на границах. Эти факторы привели к увеличению сроков доставки товаров и отмене части заказов из-за логистических сбоев в цепях поставок, что негативно сказалось на объеме трансграничных продаж. Количество посылок из-за рубежа сократилось почти на треть с 323 млн в 2019 г. до 234 млн отправлений в 2020 г. В отдельные месяцы 2020 г. доля зарубежного рынка составляла не более 10-12 % всех онлайн-покупок. Сокращение трансграничных

продаж компенсировалось ростом продаж на внутреннем рынке, в начале 2020 г. предполагалось, что объем рынка достигнет 2,5 трлн руб., реальные цифры превысили прогнозное значение, объем продаж в интернет-торговли в 2020 г. составил 3,221 трлн руб.

400 350 300 250 200 150 100 50 0

1-я волна СОУГО-19

2-я волна СОУГО-19

51,1

142,4

49,1

156,6

31,9

309,2

30,8

25,4-26,8

30

210,6

206,5 197,4

217,4

265,9

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

□ 1 2

Рис. 7. Объем розничных онлайн-продаж в России на локальном (1) и трансграничном (2) рынке в 2020 г. по месяцам, млрд руб. [4]

Структура товаров, покупаемых через Интернет, осталась прежней, основными товарами являются цифровая и бытовая техника, одежда и обувь, и на третьем месте находятся продукты питания, что объясняется усилением режима самоизоляции (табл. 3). Произошли изменения в товарной структуре трансграничной торговли. В связи с проблемами поставок товаров из-за рубежа на 10 п. п. сократились зарубежные покупки в товарной группе «Цифровая (для дома) и бытовая техника», на 5 п. п. сократились покупки в группе «Одежда и обувь», зато увеличилась доля группы «Мебель и товары для дома» с 3,1 до 8,6 %.

Таблица 3

Товарная структура электронной торговли РФ на локальном и трансграничном рынке, % [3; 4]

Товарная группа 2018 г. 2019 г. 1-я половина 2020/2020 г.

Л Т Л Т Л Т

Цифровая (для дома) и бытовая техника 31,0 28,3 30,5 32,2 29,5/28,2 22/21,5

Одежда и обувь 23,0 33,0 25,9 36,8 30,2/21,0 31/31,6

Мебель и товары для дома 10,7 7,0 8,7 3,1 3,6/9,6 9/8,6

Продукты питания 7,7 1,0 8,6 6,2 14,1/10,2 7/7,7

Автозапчасти и аксессуары 6,0 7,0 4,9 7,7 2,9/3,1 6/5,5

Окончание табл. 3

Товарная группа 2018 г. 2019 г. 1-я половина 2020/2020 г.

Л Т Л Т Л Т

Красота и здоровье 4,0 7,0 4,0 7,7 4,5/5,6 6/6,1

Инструменты и садовая техника 3,0 *) 3,7 *) 2,7/1,8 *)

Книги 2,0 *) 2,2 0,7 1,7/1,6 *)

Спорттовары 1,0 2,0 1,3 0,9 1,8/1,9 *)/1,2

Товары для детей 2,0 *) 1,5 0,9 2,4/3,6 *)

Прочее В том числе: аксессуары зоомагазины подарки и цветы товары для творчества 9,0 19,0 5,9 1,0 3,6/1,2 /1,2 /1,0 /0,8 /0,6 19/12,8 /1,2 /1,4

Примечание. Л - локальный ранок, Т - трансграничный рынок. Здесь и в табл. 4. Данные *) вошли в графу «Прочее».

Изменилась стоимость покупок. На локальном рынке средние чеки по многим товарным позициям сократились или остались на уровне 2019 г., стоимость чеков увеличилась по следующим товарным позициям - инструменты и садовая техника (в 1,5 раза) и подарки и цветы (в 1,7 раза). На трансграничном рынке произошли противоположные изменения, почти по всем позициям выросла стоимость средних чеков по товарной позиции одежда и обувь - в 2, подарки и цветы -в 1,8, автозапчасти и аксессуары - в 1,5 раза.

В географическом распределении российской электронной торговли на уровне федеральных округов больших изменений не произошло (табл. 4).

В 2020 г. несколько увеличилась доля Центрального федерального округа и сократилась доля Северо-Западного округа. На географическое распределение онлайн-продаж оказывает влияние, в первую очередь, численность населения округа и уровень доходов населения.

Аналитиков интересует дальнейшее развитие рынка. Анализ электронного рынка основан на различных подходах, но все эксперты сходятся во мнении, что несмотря на то что в 2021 г. стимулирующее влияние борьбы с СОУГО-19 закончится, рынок будет развиваться достаточно интенсивно. Аналитики АКИТ предполагают, что темпы роста электронной торговли на 2021 г. не превысят 16 % [4].

Агентство DataInsight в своем исследовании «Электронная торговля 20202024, прогноз DataInsight» анализировало локальный рынок, включая статистику продаж товаров российскими интернет-магазинами российским покупателям без учета трансграничного рынка [5]. В работе сделан прогноз на ближайшие 5 лет с учетом влияния пандемии. По его данным в 2020 г. темпы роста электронной

торговли составили 44 %, что более чем в два раза ниже данных АКИТ. Аналитики DataInsight считают, что методика подсчета объемов электронной торговли, применяемая АКИТ, приводит к завышению объемов торговли и темпов ее роста.

Таблица 4

Распределение доли рынка интернет-торговли по федеральным округам РФ, % [4]

Федеральный округ Доля численности 2018 г. 2019 г. 2020 г.

населения Л Т Л Т Л Т

Центральный 26,8 39 39 41,7 42,7 44 44

Северо-Западный 9,5 15 13 15,0 12,5 13 12

Приволжский 19,9 13 14 13,3 11,9 13 12

Сибирский 11,6 9 9 8,5 8,3 8 8

Южный 11,3 8 9 7,6 8,6 8 8

Уральский 8,4 7 7 6,8 6,3 7 6

Дальневосточный 5,6 6 5 5,1 5,5 5 6

Сев еро-Кавказ ский 6,8 2 3 2,0 4,2 2 4

Анализ влияния СОУГО-19 на динамику торговли показал, в 2020 г. темпы роста торговли превысили данные базового сценария, составленного без учета влияния пандемии, на 15 %. В результате пандемии были сформированы факторы, которые в течение нескольких лет, до 2024 г. включительно, будут оказывать влияние на электронный рынок, увеличивая продажи в среднем не менее чем на 6 % в год по сравнению с базовым сценарием.

Агентство DataInsight отмечает факторы, оказавшие влияние на резкий рост электронной торговли в России. Во-первых, три месяца изоляции привели в онлайн-магазины 10 млн новых покупателей, многие из которых продолжат делать покупки в Интернете после отмены всех ограничений. Во-вторых, стали очевидны преимущества работы онлайн в отдельных профессиях, после окончания пандемии часть офисных работников продолжит работать в этом режиме, переехав в дальние пригороды или менее крупные города, где более ограничен выбор товаров. В-третьих, в пандемию произошло снижение премиального потребления, увеличение онлайн-покупок в какой-то мере способствовало компенсации снижения покупательской способности широких слоев населения, позволив сохранить прежний уровень потребления. В-четвертых, произошло изменение структуры российского рынка, здесь появились новые игроки - компании, торгующие продуктами питания и товарами повседневного спроса с высоким ростом выручки от продаж [5].

Таким образом, пандемия СОУГО-19 оказала стимулирующее влияние на развитие электронной коммерции как в мире, так и в России, выявила наиболее уязвимые места этого бизнеса и направления решения этих проблем.

Нарушения в цепях поставок из-за закрытия границ, отмена авиа- и железнодорожных рейсов, усиление фитосанитарного контроля на границах вызвали увеличение сроков поставки и отмену части заказов из-за логистических сбоев, что негативно сказалось на объеме трансграничных поставок. Это было серьезное испытание, на изменение бизнес-процессов, которые произошли в компаниях за этот год, в обычных условиях понадобилось бы несколько лет. Опыт 2020 г. повторяет опыт эпидемии атипичной пневмонии 2003 г., когда в Азии произошел резкий рост числа компаний, занимающихся электронной коммерцией, что сделало регион мировым лидером, на который сейчас приходится 60 % мировой электронной коммерции.

В 2020 г. Россия стала одним из мировых лидеров по динамике развития электронной коммерции. Бурный рост российского внутреннего онлайн-рынка во многом был вызван жесткими государственными мерами по ограничению распространения инфекции. Цифровизация экономики России, использование современных методов торговли позволяет предприятиям, производящим как потребительские товары, так и товары для бизнеса, использовать все возможности освоения локального рынка и выхода на трансграничные рынки. Электронная торговля должна стать одним из драйверов развития российской экономики.

Список литературы

1. Гаврилов Л. П. Электронная коммерция: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 477 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Медведева М. А., Медведев М. А. Электронный бизнес. Ч. 1: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 108 с.

3. Рынок интернет-торговли в России: результаты I полугодия 2020 года / Ассоциация компаний интернет торговли. URL: https://akit.ru/wp-content/uploads/ 2020/10/Аналитика-АКИТ-1Н2020-сжатый^ (дата обращения: 20.02.2021).

4. Рынок интернет-торговли в России: итоги 2020 года / Ассоциация компаний интернет торговли. URL: https://akit.ru/wp-content/uploads/2021/02/Анали тика-АКИТ-2020^ (дата обращения: 27.01.2021).

5. Рынок ecommerce: прогноз роста 2020-2024 / DataInsight. URL: https:// datainsight.ru/sites/default/files/DI_eCommerce2020_2024.pdf (дата обращения: 20.02.2021).

6. COVID-19 and the future of business / IBM. URL: https://www.ibm.com/ thought-leadership/institute-business-value/report/covid-19-future-business (accessed: 24.02.2021).

7. Declaration on Global Electronic Commerce, Adopted on 20 May 1998 // Ministerial Conference, Secon Session, Geneva, 18 and 20 May 1998, WT/MIN (98)/DEC/2, 25 May 1998, (98-2148). URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/ecom_e/wkprog_e. htm (accessed: 20.02.2021).

8. E-commerce, trade and the COVID-19 pandemic/ WTO. URL: https://www. wto.org/english/tratop_e/covid19_e/ecommerce_report_e.pdf (accessed: 09.02.2021).

9. E-commerce in the pandemic and beyond / V. Alfonso, C. Boar, J. Frost, L. Gambacorta, J. Liu // BIS Bulletin. 12.01.2021. № 36. URL: https://www.bis.org/publ/ bisbull36.pdf (accessed: 08.02.2021).

10. E-commerce Report Global-2019 / eMarketer. URL: https://www.ecommerce-foundation.org//free-reports (accessed: 10.02.2021).

11. E-commerce Report Global-2020 / eMarketer. URL: https://www.ecommerce-foundation.org//free-reports (accessed: 18.02.2021).

12. GlobalDigital 2021 / GlobalDigital. URL: https://wearesocial.com/blog/2021/07/ digital-2021-the-latest-insights-into-the-state-of-digital(accessed: 20.02.2021).

13. Report Consumer trends in 2021 / GlobalWeblndex. URL: https://www.global webindex.com/reports/trends-2021 (accessed: 10.02.2021).

14. Тор Global Connecting the dot. Consumer trends that will shape 2020 / GlobalWeblndex. URL: https://www.globalwebindex.com/reports/trends-2020 (accessed: 10.02.2021).

15. 30 Ecommerce-trends for 2021 [Survey Report] / SearchNode. URL: https:// searchnode.com/blog/ecommerce-trends/ (accessed: 24.02.2021).

16. 2021 CEO Study: Find your essential / IBM. URL: https://www.ibm.com/ thought-leadership/institute-business-value/report/ceo (accessed: 24.02.2021).

© Гончарук И. В., 2021 © Goncharuk I. V., 2021

Для цитирования:

Гончарук И. В. Обзор исследований о влиянии пандемии COVID-19 на развитие мировой и российской электронной торговли // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 66-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.