ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
PROSPECTS OF THE CROSS-BORDER E-COMMERCE DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
УДК 339.138 DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10043
КИРИЛЛОВА Татьяна Викторовна
доцент высшей школы сервиса и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат экономических наук, доцент, kirillova_tan@rambler.ru
KIRILLOVA, Tatiana Viktorovna
Associate Professor of the Higher School of Service and Trade, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, kirillova_tan@rambler.
Аннотация.
Статья посвящена исследованию состояния онлайн-экспорта товаров из Российской Федерации. Проведен анализ товарной и географической структуры розничного онлайн-экспорта. Выявлены проблемы, тормозящие дальнейшее развитие трансграничной электронной интернет-торговли, определены основные тенденции и перспективы развития данного направления интернет-торговли. Предложено решение существующих проблем, которое, мнению автора статьи, сделает онлайн-торговлю более привлекательной и увеличит число региональных экспортеров, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса, изменит качественную структуру российского экспорта в направлении увеличения доли несырьевых товаров.
Ключевые слова: экспорт, трансграничная электронная торговля, интернет-торговля, онлайн-экспорт.
Abstract.
The article is devoted to the study of the online export of goods from the Russian Federation. The article analyzes the product and geographical structure of online retail exports. The problems that hinder the further development of cross-border e-Commerce are identified, and the main trends and prospects for the e-Commerce development are given. Solutions to the currents issues will make online trading more attractive and increase the number of regional exporters, including small and medium-sized businesses, and change the quality structure of Russian exports for increasing the non-primary goods share.
Key words: export, cross-border e-Commerce, e-Commerce, online export.
© Кириллова Т. В., 2020.
Международная интернет-торговля представляет собой сегмент международной торговли и характеризуется такими понятиями, как «розничный онлайн-экспорт», «трансграничный экспорт», «кроссбордерная торговля». Всемирный рынок интернет-торговли показывает ежегодный прирост объемов товарооборота и является стремительно развивающейся сферой бизнеса. Европейская комиссия спрогнозировала рост объемов электронной коммерции в розничной сфере (В2С) с 2 трлн долларов в 2016 г. до 4,5 трлн долларов к 2021 г., причем объем трансграничной торговли составит один трлн долларов [1]. Электронная торговля с использованием сети Интернет повышает эффективность глобального рынка и способствует снижению торговых барьеров. Трансграничная электронная коммерция изменяет глобальный ландшафт торговли, а экономические и хозяйственные связи между странами и отдельными регионами мира становятся все более тесными.
По оценкам Европейской комиссии, количество потребителей на мировом электронном рынке к 2022 г. должно составить 2,2 млрд человек [1]. Наиболее развитыми странами в онлайн-торговле являются Китай, США, Великобритания, Япония, страны Западной Европы, Южная Корея и др. Число пользователей интернета в Азии составляет самую высокую долю в мире и достигает 48,7% [2]. Китай на протяжении нескольких лет остается крупнейшим в мире рынком электронной торговли (33,7%), на втором месте - США (26,2%), далее следуют Великобритания (7,7%) и Япония (5,0%) [3]. В то же время большинство развивающихся стран все еще ориентированы на классический вид экспорта в силу сложившихся устоев и привычек покупателей на местных рынках.
Несомненным достоинством экспорта по каналам электронной торговли является возможность для предприятий малого и среднего бизнеса представить свой товар целевой аудитории во всем мире более эффективным и менее затратным способом по сравнению с классическими экспортными продажами. При трансграничном экспорте может использоваться бизнес-модель M2C: «merchant to customer», при которой продавец, не имея соб-
ственного торгового предприятия и выставляя товары на маркетплейсе, имеет возможность доставить их напрямую конечному клиенту. Информация на маркетплейсах является доступной для онлайн-покупателей, позволяет сравнивать цены, параметры и характеристики. Такие возможности маркетплейсов способствуют расширению рынков, гибкости, оперативному реагированию на изменение спроса.
Классический экспорт между покупателем и продавцом предполагает наличие торговых посредников, таких как дистрибьюторы, оптовые посредники, деятельность которых увеличивает стоимость товара для конечного покупателя. Ограничение экспортной партии товара также имеет негативные последствия. С одной стороны, при низком спросе неизбежны дополнительные затраты на возврат нераспроданного товара или организацию распродаж. С другой стороны, высокий спрос приводит к недополучению прибыли от продажи товаров, поскольку невозможно быстро восполнить запас товара. Возможности трансграничной онлайн-торговли полностью устраняют вышеперечисленные недостатки полностью, так как клиент покупает партию товара любого размера напрямую у продавца, тем самым получая оптимальную цену. Кроме того, по желанию покупателя возможна быстрая доставка товара международными курьерскими службами в любую точку мира за 2-3 дня. Онлайн-экс-портер может не иметь опыта по проведению экспортных операций, достаточно следовать инструкциям на маркетплейсе.
Ежегодный прирост объемов интернет-торговли обусловлен в первую очередь приростом импортных поставок товаров. Наблюдается как увеличение выручки в трансграничной торговле, так и рост количества заказов. Однако доля исходящей трансграничной торговли значительно меньше. Анализ объемов онлайн-экспорта и он-лайн-импорта в Российской Федерации за 2019 г. показал значительное превосходство импортной онлайн-торговли (таблица 1).
Можно сделать вывод, что в 2019 г. показатели импорта, такие как объем выручки и количество заказов, значительно превышали показатели, характеризующие онлайн-экспорт. В то же время сумма среднего чека по экспорт-
ным поставкам в четыре раза больше суммы среднего чека по импортным поставкам [5]. Следовательно, сальдо торгового баланса он-лайн-торговли является отрицательным.
Анализ географического распределения экспортных интернет-поставок из Российской Федерации показал, что доля стран СНГ в 2019 г. составила 43%. Это связано с активными действиями крупных игроков, таких как Wildberries и Lamoda, предлагающих уникальный ассортимент товаров по привлекательным ценам. Лидирующим направлением онлайн-экспорта среди стран СНГ на протяжении ряда лет является Беларусь. Среди стран дальнего зарубежья наибольшая доля товаров - 20,4% отправляется в США.
Анализ товарной структуры экспортных интернет-поставок в 2019 г. показал, что наибольшую долю составляли товары категории Fashion (таблица 2).
Одним из драйверов роста рынка трансграничной электронной коммерции в 2021 г. станет упрощенная процедура подтверждения НДС 0% для розничных экспортеров. Существовавшая ранее проблема, связанная с отсутствием возможности подтверждения ставки НДС, равной 0%, при осуществлении розничного экспорта, с 1 апреля 2020 г. решена. Подтверждение ставки НДС 0% для розничного экспорта в настоящее время происходит по новой упрощенной схеме (рисунок).
Такая схема была необходима из-за особенностей онлайн-экспорта товаров, например, доставки товаров экспресс-перевозчиками, которые не имели возможности использовать почтовые бланки СЫ23 с отметкой таможенного органа о выпуске товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Для дальнейшего развития розничного онлайн-экспорта в Российской Федерации
Таблица 1
Показатели импорта и экспорта в онлайн-торговле в Российской Федерации в 2019 г. [4]
Отношение показателей
Показатель Импорт Экспорт импорта к показателям экспорта, раз
Объем выручки в кроссбордерной онлайн- 348,0 46,5 7,4
торговле, млрд руб.
Количество заказов, млн ед. 300,0 11,2 26,7
Средний чек, руб. 1160 3500 0,33
Таблица 2
Товарная структура розничного онлайн-экспорта из Российской Федерации в 2019 г. [6]
№ п/п Товарная категория Удельный вес, %
1 Fashюn-товары 39
2 Коллекционные товары 15
3 Электроника и бытовая техника 12
4 Автозапчасти и аксессуары 8
5 Товары для спорта, досуга и отдыха 5
6 Косметика и парфюмерия 5
7 Товары для дома 4
8 Книги и игры 3
9 Медицинские товары 2
10 Другие товары 7
Почта России в электронном виде передает ФТС информацию, что посылка покинула территорию Российской Федерации
1
Экспорт товара отражается в совместной форме ФТС и ФНС (электронная форма €N23)
1
Продавец обращается в ФНС, где находится реестр таможенных деклараций. Производится сверка и подтверждение НДС по ставке 0%
Рисунок
Упрощенная схема подтверждения НДС по ставке 0% при экспорте товаров из Российской Федерации
следует решить ряд серьезных проблем, замедляющих развитие.
1. Оформление временного вывоза товаров за рубеж на склады временного хранения для дальнейшей его продажи на местных рынках.
Проблема связана с тем, что зачастую продавцы вывозят товар на склады временного хранения (СВХ), расположенные за рубежом в регионе нахождения покупателя. В момент вывоза товара конечный покупатель товара неизвестен. Также неизвестно, когда товар будет продан, а, следовательно, неизвестно, когда будет получена валютная выручка. Однако, в соответствии с российским законодательством, указанная выше информация должна быть предоставлена проверяющим органам в момент вывоза товара за пределы Российской Федерации.
2. Проблемы при идентификации товара при его обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
Особенностью розничной интернет-торговли является наличие возврата товара потребителями [7]. По оценкам специалистов, процент возврата товаров может достигать 60%. В случае возврата товара он ввозится обратно (реимпортируется) на таможенную территорию Российской Федерации. В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС условием реимпорта является идентификация товара [8], которая может осуществляться с помощью указания серийных номеров, описания това-
ра, его чертежей, иллюстраций, фотографий, использования товаросопроводительной документации и т. п. Идентификация товара основана на установлении его потребительских свойств (назначения, материала, из которого товар изготовлен, природы происхождения и пр.) на основании совпадения имеющихся признаков. Однако для товаров массового производства БаэЫоп-индустрии, косметических и парфюмерных товаров, спортивных товаров, книг и других товаров идентификация практически невозможна. Поэтому существует высокая вероятность, что экспортер не сможет доказать таможенным органам, что реимпортируется ранее вывезенный товар. В таком случае ввозимый обратно товар следует оформлять как импортируемый с уплатой таможенных пошлин, налогов и сборов в полном размере. Экспортная онлайн-торговля при уплате таможенных пошлин при обратном ввозе товара становится нерентабельной.
Очереди на границах, повышение требований к безопасности перевозок, в том числе к обработке транспортных средств, привели к увеличению сроков прохождения границ и времени нахождения товаров в пути из-за пандемии коронавируса. В результате для участников внешнеэкономической деятельности возникают дополнительные риски в виде несоблюдения условий контракта или нарушения сроков поставки и, как следствие,
введения штрафных санкций для участников внешнеторговой сделки. Решением проблемы является адаптация деятельности таможенных органов под реальные вызовы времени [9-12].
Таким образом, помимо снижения покупательной способности населения как экономического последствия пандемии коронавируса, существует ряд причин, препятствующих развитию трансграничной интернет-торговли, в том числе трудности с временным выво-
зом товаров на склады временного хранения, идентификацией товаров при обратном ввозе и увеличением времени прохождения границ. Решение вышеперечисленных проблем сделает онлайн-торговлю более привлекательной и увеличит количество региональных экспортеров, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса, изменит качественную структуру российского экспорта в направлении увеличения доли несырьевых товаров.
Список литературы
1. Электронная торговля - рамочные стандарты Всемирной таможенной организации по трансграничной электронной торговле. URL: https://www.carecprogram. org/ uploads/Ol-Keynote-Address-WCO-Framework-of-Standards-onCross-Border-E-Commerce-ru.pdf. (дата обращения: 08.09.2020).
2. CIECC: отчет о мировой электронной коммерции за 2017 год. URL: http://www.199it. com/archives/749265.html (дата обращения: 15.09.2020).
3. Гаврюшин О. Ю. Новые направления развития трансграничной электронной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 6. С. 107-117.
4. Розничный экспорт товаров через интернет. URL: https://e-commerce.center/images/ DI-Ebay-Roznichniy-online-export-2019.pdf (дата обращения: 10.09.2020).
5. Ассоциация компаний интернет-торговли. URL: http://www.akit.ru/ (дата обращения: 12.09.2020).
6. Кириллова Т. В. Анализ позитивных сдвигов в экспортной специализации России // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. 2019. С. 180-183.
7. Кириллова Т. В., Кириллова А. Н. Особенности поведения российских потребителей при совершении покупок в интернет-магазинах // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием / Ин-т промыш. менеджмента, экономики и торговли. В 3 ч. 2019. С. 117-119.
8. Таможенный кодекс ЕАЭС. URL: https://www.tks.ru/codex_eaes (дата обращения 10.09.2020).
9. Маслова Ж. Н. Основные тенденции развития и трансформации трансграничной электронной торговли в период пандемии COVID-19 // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (74). С. 66-70.
10. Рустамова С. С. Преимущества и проблемы электронной трансграничной торговли // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 79-82.
11. Хироси Микитани. Маркетплейс 3.0. Новый взгляд на торговлю в интернете от основателя Rakuten — одного из крупнейших интернет-магазинов в мире. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2014. 288 с.
12. О создании условий для развития цифровой экосистемы торговли в Евразийском экономическом союзе: Распоряжение Евразийского межправительственного совета № 6 от 30 апреля 2019 г. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19mr0006/. (дата обращения: 20.09.2020).