ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И СТАТИСТИКА РЕВОЛЮЦИИ В РОЗНИЧНОЙ
ПРОДУКТОВОЙ ИНДУСТРИИ
Ю.С. Бойцова, студент Е.А. Янова, канд. экон. наук, доцент Университета ИТМО (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10761
Аннотация. Целью настоящей работы является оценка ключевых фактов и статистики, которые демонстрируют, как розничные продуктовые магазины работают и развиваются в нашем постоянно меняющемся мире. Торговля является ведущим рынком в наше время и оценивался в 11,7 триллиона долларов, также по данным прогноза считается, что она будет развиваться со среднегодовым темпом роста 5,0% с 2020 по 2027 год. Что касается тенденций на сегодняшний день в продажном секторе, они затрагивают как цифровизацию, так и привлечение интереса на рынок посредством внимательности и личностной актуализации на персональный рынок потребителей. Сложившаяся ситуация 2020 года внесла значительный вклад в этот сектор, основными моментами является активная гибкость к сложившимся условиям, т.е. возможность переориентирования магазинов на новый формат. Таким образом, в данной статье были рассмотрены: статистика и факты розничной торговли продуктами питания; тенденции в розничной торговле продуктами питания; анализ розничной торговли продуктами питания в США и во всем мире; степень влияния Covid-19 на рынок.
Ключевые слова: отрасль продуктов питания, тенденции в области питания, продуктовая индустрия, розничная торговля, объем продаж продуктов питания.
Отрасль розничной торговли продуктами питания прошла долгий путь от скромных бакалейных лавок, посещающих местные рынки, до того, что мы сейчас считаем отраслью с оборотом в миллиард долларов. Кларенсу Сондерсу, американскому бакалейщику, приписывают концептуальное представление о современной модели розничных продаж, открыв Piggly Wiggly в Мемфисе. Это был первый розничный продуктовый магазин такого рода в США, который привел к появлению супермаркетов, с которыми мы знакомы сегодня. С появлением технологий продукты питания в розничной торговле теперь становятся альтернативным каналом распространения, особенно во время нынешней пандемии.
В 2018 году по стране было зарегистрировано 38307 супермаркетов [1]. Согласно исследованию, в прошлом 2019 году лояльность розничных клиентов улучшилась: 37% указали, что они хотят делать покупки у одного и того же продавца, а не искать других. Этот показатель на 35%
больше, чем за тот же период 2018 года [2].
Согласно исследованию Международного совета торговых центров [3], 74% миллениалов покупали продукты в магазинах. Этот показатель превышает 67%, которые используют Amazon и другие розничные продавцы, а также 66%, которые делают покупки в супермаркетах высокого класса [4].
Согласно данным Business Insider Intelligence, опубликованным в конце марта 2020 года, 54,3% взрослых американцев использовали продуктовые онлайн-магазины, находясь на карантине. Еще в 2016 году традиционные продуктовые магазины США продали розничных продуктов питания и непродовольственных товаров на сумму 648 миллиардов долларов [5]. В период с 2012 по 2016 год средний объем продаж каждого американского супермаркета в США составил 17,39 миллиона долларов [6]. Общий объем продаж супермаркетов в США в 2018 году достиг 701,188 миллиарда долларов [1].
Покупатели продуктовых магазинов в возрасте 44 лет и младше, вероятно, будут более лояльными, в то время как покупатели более старшего возраста в возрасте 45 лет и старше склонны быть нейтральными. Эти молодые клиенты считают самую низкую цену своим самым высоким фактором покупки, в то время как пожилые клиенты считают хорошее соотношение цены и качества [7]. Согласно отчету ICSC, 23% миллениалов совершают покупки 3 или более раз в неделю в продуктовых магазинах. Когда они делают покупки в Интернете, 81% из них предпочитают забирать свой заказ в магазине [4].
Некоторые современные продуктовые магазины спроектированы так, чтобы больше походить на фермерские рынки. В прошлом году мировой рынок розничной торговли продуктами питания и бакалейными товарами оценивался в 11,7 триллиона долларов, и ожидалось, что он будет развиваться со среднегодовым темпом роста 5,0% с 2020 по 2027 год (прогноз до пандемии) [8]. В 2018 году общий объем продаж продуктов питания и розничных услуг в США достиг 6,02 трлн долларов, а в супермаркетах США работало около 4,8 млн человек [1].
В первую неделю марта 2020 года только 11% взрослого населения США покупали продукты в Интернете. По данным CivicScience, за неделю с 22 марта это число выросло до 37%. Повышение узнаваемости бренда и рост числа потребителей среднего класса стимулировали рынок продуктов питания и розничной торговли продуктами в развивающихся странах, таких как Китай и Индия [9]. Наибольшую долю в продажах продуктовых магазинов составляют супермаркеты и небольшие продуктовые магазины - 92,4%. За ними следуют круглосуточные магазины с 4,2% [10].
Согласно опросам, покупатели из США обычно покупают продукты в складских клубах, таких как Costco, тратя в среднем 89 долларов за поездку. Остальные 3,4% составляют розничные пекарни, магазины сладостей и орехов, а также магазины функциональных продуктов, в том числе рынки мяса и морепродуктов [10]. В 2018
году американские покупатели совершили в среднем около 1,6 походов в продуктовые магазины.
Расфасованные продукты питания во время пандемии выросли. Ожидается, что в этом году потребительские расходы и доход на душу населения снизятся из-за нынешней пандемии. Таким образом, ожидается, что спрос на высококачественную продукцию премиум-класса также снизится, что отрицательно скажется на прибыли [11].
Хотя нынешняя пандемия остается непредсказуемой, ожидается, что большинство потребителей в оставшуюся часть года предпочтут домашнюю еду и продукты питания, чем общественное питание [12]. В первые два месяца 2020 года американские предприятия розничной торговли, процветающие за счет продуктов питания и услуг, выросли на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [13]. В связи с текущим кризисом в области здравоохранения ожидается, что в 2020 году рост продуктовых магазинов и супермаркетов замедлится, поскольку клиенты остаются в своих домах, чтобы предотвратить распространение вируса [14].
Продажи продуктовых магазинов в различных точках продаж стабильно, хотя и постепенно увеличиваются с 2014 по 2019 год. Однако нынешняя пандемия дала отрасли внезапный, но краткосрочный толчок из-за панических покупок потребителей. Кризис в области здравоохранения также поставил перед отраслью новые задачи в настоящем и в долгосрочной перспективе [12]. Пострадавшие крупные розничные торговцы отвечают на вызовы, создаваемые нынешней пандемией, нанимая около полумиллиона рабочих. Сообщается, что Walmart увеличивает штат сотрудников на 150000 человек, Amazon - на 100000, CVS и Dollar General - на 50 000, а Albertsons - на 30000 человек [13].
Несмотря на нынешний кризис в области здравоохранения, многие считают, что продуктовые магазины не пострадают серьезно, как другие отрасли, поскольку эти магазины оставались открытыми с начала пандемии. Розничная торговля про-
дуктами питания также считается важным бизнесом в это время кризиса [14].
Фактически, три лидера розничного рынка страны должны извлечь выгоду из нынешней пандемии, каким бы незначительным ни был рост. Ожидается, что на магазины продуктов питания и напитков будет приходиться 12,5% от продаж продуктов питания и розничных услуг на сумму 6,2 триллиона долларов за прошлый год. В то время как доля электроники составляет 11%, на магазины товаров повседневного спроса - 9,2% (исключая универмаги), а на магазины товаров для здоровья и личной гигиены - 5,7% доли розничного рынка [13].
По данным Rakuten Intelligence, объем заказов продуктовых онлайн-магазинов с 12 по 15 марта вырос на 210% по сравнению с тем же периодом прошлого года [15].
Рассмотрим ключевые тенденции в розничной торговле продуктами питания:
1. Всплывающие окна, события и занятия в магазине. Одна из стратегий, необходимых для продвижения продуктовых магазинов, - удерживать покупателей внутри магазинов в течение значительного количества времени. Ритейлеры, такие как Origins, посвятили себя удержанию своих покупателей внутри магазина, эта стратегия увеличила их продажи с 20% до 40%, согласно отчету The Wall Street Journal. 6 trends shaping the future of supermarkets and grocery stores [16].
2. Концепции купажирования и еды. По мере того, как розничные продавцы изучают новый опыт клиентов, было бы целесообразно выйти за рамки розничного бизнеса и заняться организацией мероприятий и торговлей гостеприимством. Для этого им сначала необходимо понять свою клиентскую базу, четкую концепцию бренда, а также четкую платформу для управления всем - от розничной торговли, мероприятий с ограниченным числом мест и занятий до еды и напитков [16].
3. Персонализированная аналитика клиентского опыта. Ожидается, что в ближайшие месяцы бренды супермаркетов создадут подразделения бизнес-аналитики для анализа больших данных. Самой це-
лью является повышение удовлетворенности потребителей и предоставление персонализированного клиентского опыта [16].
Что касается цифровых ведущих тенденций в розничной торговле продуктами питания, то они тоже имеют 3 ключевых позиции:
1. Первый имеет свои преимущества.
Первым игроком, обеспечивающим наилучшее качество обслуживания клиентов, будет тот, кто станет лидером. Некоторые игроки отрасли думают, что, предлагая удобный способ «щелкни и забери», в то время как другие полагают, что это повлечет за собой тот, кто предоставит самые быстрые результаты [17].
2. Автоматизация, инновация, импровизация. Автоматизация комплектации в отрасли уже находится в процессе. Amazon недавно приобрела компанию Kiva Systems для робототехники и центров сбора. Ocado в Соединенном Королевстве сотрудничал с Sobeys и Kroger для автоматизации центров комплектации в Канаде и США соответственно. Тем временем Kroger работает с Cimcorp над поставкой автоматизированной системы складирования и сбора на свои молочные предприятия [17].
3. Значение объема. В США уровень проникновения электронных продуктов в магазины относительно низок, чем в Великобритании, и составляет 3-4% к 7%. После того, как объем операций электронной коммерции достигнет объема, проверка частоты спроса исчезнет. Это может быть достигнуто либо путем проникновения на рынок / контроля, либо перехода к интегрированной модели, обеспечивающей финансовую реализацию в большем количестве мест [17].
Учитывая текущую ситуацию с пандемией, ожидается, что розничная торговля продуктами питания будет сосредоточена на онлайн-покупках продуктов, поскольку правительства ввели запреты на распространение Covid-19. Некоторые тенденции, такие как удержание покупателя внутри магазина с помощью стратегического маркетинга, возможно, должны сохраниться до 2021 года. Другие тенденции,
такие как цифровые платежи, быстро ус- она помогает снабжать семьи по всему корились. миру предметами первой необходимости.
Таким образом, на сегодняшний день Эта отрасль также дает потребителям воз-невозможно представить мир без рознич- можность выбора, предлагая нам изобилие ной торговли продуктами. Это одна из са- продуктов питания и потребительских то-мых важных отраслей в мире, поскольку варов.
Библиографический список
1. Supermarket Facts // FMI. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fmi.org/our-research/supermarket-facts (дата обращения: 01.10.2020).
2. Customer Communications Group // Inc. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.customer.com/blog/retail-marketing/grocery-brand-loyalty/ (дата обращения: 02.10.2020).
3. International Council of Shopping Centers // ICSC. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.icsc.com (дата обращения: 01.10.2020).
4. 4 Surprising Statistics About Grocery Shopping // CSP. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cspdailynews.com/general-merchandise/4-surprising-statistics-about-grocery-shopping#page=0 (дата обращения: 03.10.2020).
5. Retail Trends // USDA. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ers.usda.gov/topics/food-markets-prices/retailing-wholesaling/retail-trends/ (дата обращения: 03.10.2020).
6. U.S. Food Retail Industry - Statistics & Facts // Statista. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statista.com/topics/1660/food-retail/ (дата обращения: 03.10.2020).
7. Customer Communications Group // Inc. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.customer.com/blog/retail-marketing/grocery-brand-loyalty/ (дата обращения: 04.10.2020).
8. Food & Grocery Retail Market Size, Share & Trends Analysis Report By Product (Packaged Food, Unpackaged Food), By Distribution Channel, By Region, And Segment Forecasts, 2020-2027 // Исследование Grand View. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/food-grocery-retail-market (дата обращения: 04.10.2020).
9. Исследование Grand View Research // Исследование Grand View. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.techportal.ru/market/grand-view-research/ (дата обращения: 04.10.2020).
10. U.S. Department of agriculture // USDA. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.usda.gov (дата обращения: 05.10.2020).
11. Supermarkets & Grocery Stores Industry in the US - Market Research Report // IBISWorld. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ibisworld.com/united-states/market-research-reports/supermarkets-grocery-stores-industry/ (дата обращения: 05.10.2020).
12. Grocery Retailing: Incl Impact Of COVID-19 - US - April 2020 // MINTEL. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://store.mintel.com/grocery-retailing-incl-impact-of-covid-19-us-april-2020 (дата обращения: 05.10.2020).
13. Grocery Retail Is Going To Be Permanently Disrupted By Coronavirus // Forbes. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/pamdanziger/2020/03/24/grocery-retail-is-going-to-be-permanently-disrupted-by-coronavirus/#783d29294633 (дата обращения: 05.10.2020).
14. Grocery Stores Industry in the US // Market Research Report. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.ibisworld.comd-states/market-/supermarkets-grocery-stores-industry/ (дата обращения: 06.10.2020).
15. Daily News // eMarketer. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.emarketer.com (дата обращения: 06.10.2020).
16. LS Retail // lsretail. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lsretail.com/blog/6-trends-shaping-the-future-of-supermarkets-and-grocery-stores (дата обращения: 07.10.2020).
17. Five trends are shaping the transformation of the US grocery industry. Understanding them is key for grocers to achieve profitable growth in this new competitive environment. // McKinsey & Company. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/industries/retail/our-insights/digital-disruption-at-the-grocery-store (дата обращения: 07.10.2020).
KEY FACTS AND STATISTICS OF THE REVOLUTION IN THE RETAIL
FOOD INDUSTRY
Yu.S. Boytsova, Student
E.A. Yanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor ITMO University (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The aim of this paper is to assess the key facts and statistics that demonstrate how retail grocery stores operate and develop in our ever-changing world. Trade is the leading market today at $ 11.7 trillion and is forecast to grow at a CAGR of 5.0% from 2020 to 2027. As for the current trends in the sales sector, they affect both digitalization and attracting interest to the market through attentiveness and personal actualization to the personal market of consumers. The current situation in 2020 has made a significant contribution to this sector, the main points are active flexibility to the prevailing conditions, i.e. the ability to reorient stores to a new format. Thus, in this article were considered: statistics and facts of retail trade in food; food retail trends; analysis of food retail trade in the United States and around the world; the degree of influence of Covid-19 on the market.
Keywords: food industry, food trends, food industry, retail, food sales.