9. Сорокина, Д.А., Акулич, В.Г. Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ // Проблемы науки. - 2018. - №6 (30). -С.113.
10. Шаповалова, М. Поддержка малого бизнеса в условиях кризиса // Международный журнал экспериментального образования. - 2009. - № 3. - С.50.
УДК 339.138
ББК 65.42стд1-803.4
DOI 10.24411/2412-2025-2020-10040
Магомедов Али Магомедович - кандидат экономических наук, профессор кафедры прикладной информатики, Дагестанский государственный университет
Magomedov Ali Magomedovich - Ph.D in Economics, Professor of the Department of Applied Informatics, Dagestan State University
РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
DEVELOPMENT OF INTERNET TRADE IN A PANDEMIC
Интернет-торговля - единственная сфера экономики, которая развивается опережающими темпами. Стратегические просчеты при продвижении интернет магазинов приводят к тому, что многие из интернет-магазинов закрываются, не заработав ни одного рубля. В статье рассмотрены особенности и направления развития интернет-торговли в условиях пандемии, дано описание стратегии поэтапного продвижения интернет-магазина.
Ключевые слова: пандемия, дистанционная торговля, интернет-магазин, продвижение сайта.
Internet commerce is the only sector of the economy that is developing at a faster pace. Strategic miscalculations in the promotion of online stores lead to the fact that many of the online stores are closed without earning a single ruble. The article examines the features and directions of the development of online commerce in the context of a pandemic, describes the strategy for the phased promotion of an online store.
Keywords: pandemic, distance selling, online store, website promotion.
В последние годы в целом в мире и в России в частности отмечены высокие темпы прироста показателей объема интернет-торговли, которые свидетельствуют об изменении потребительских предпочтений в сторону постепенного увеличения покупок в интернет-магазинах и сокращении приобретения товаров в традиционных торговых сетях [3]. По данным аналитической компании Data Insight, в 2019 году объём мирового рынка интернет-торговли составил $30,6 млрд.
По причине отсутствия в нашей стране стандартных терминов, официальной статистики, касающихся электронной торговли, а также единой системы измерения всех секторов онлайн-торговли, показатели, которые характеризуют ее развитие, базируются только на оценках экспертов и результатах разных исследовательских центров [6].
Таблица 1
Развитие интернет торговли в России*
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Объем продажи, млн руб. 710 900 1070 1300 1620
Рост объема продажи, % 26 28 19 22 24
Рост количества заказов, % 7 21 20 28 41
Рост среднего чека, % 18 6 -1 -5 -14
*Составлено по данным исследовательской компании Data Insight: http://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Ecommerce2019.pdf
Так, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем оборота электронной коммерции в России в 2019 году составил 2,03 трлн руб. Покупательскую аудиторию в Интернете АКИТ оценивает в 47,2 млн человек, что на 4,4 млн больше, чем годом ранее.
Исследовательская компания Data Insight приводит более скромные цифры оборота интернет-торговли - 1,61 трлн руб., чем их коллеги из АКИТ (см. таблицу 1). Но по разным источникам оборот интернет-торговли растет в последние годы исключительно за счет роста числа заказов (в какой-то части и за счет новых клиентов), при этом наблюдается устойчивое падение среднего размера чека.
Несмотря на то, что сохраняется высокий тренд развития электронной торговли, нельзя сказать, что она имеет решающее значение в розничном товарообороте страны. Доля онлайн-торговли в ВВП нашей страны составляет лишь 1,3%, что в два раза меньше, чем в США. В пересчёте же на душу населения рынок электронной коммерции России выглядит еще скромнее и составляет порядка $170, что в десять раз меньше, чем в США. По итогам 2019 г. оборот электронной коммерции в общем объеме розничного товарооборота страны составил 4-5%. Для сравнения отметим, что в Германии и Великобритании данный показатель составляет 15-20%.
Покупателей сдерживает от дистанционной торговли то, что описание товара в действительности может не совпадать с качеством поставленного товара в реальности. В каталоге товар выглядит красиво, без изъянов, а доставляют изделие с тусклыми цветами, неровными швами и дефектами. Конечно, покупатель имеет право вернуть не понравившийся ему товар, но поскольку потерял время на его ожидание, и нет гарантии, что другой будет лучше, довольствуется тем, что отправили ритейлеры. Правда в следующий раз он не будет спешить делать онлайн-покупки на этом сайте.
Другая причина слабого развития интернет-торговли - это возможность мошенничества в сети Интернет. Некоторые веб-сайты, получая предоплату за заказываемый товар, вовсе не выполняют свои обязательства. Можно, конечно, привлечь к ответственности ритейлеров, но из-за незначительной суммы заказчики не делают этого, на что и рассчитывают мошенники. Применяемая в данном случае штрафная санкция за
невыполнение обязательств должна не только возмещать материальный и моральный ущерб клиенту, но и предотвратить повторения таких действий со стороны недобросовестных участников онлайн рынка. При стоимости сделки не более 1 000 руб. следует установить минимальный размер штрафа в сумме 10 000 руб., а при стоимости заказа более 1 000 руб. установить штраф в десятикратном размере стоимости заказа Возможно в этом случае клиенты будут заинтересованы предъявлять иск к недобросовестным ритейлерам, а последние не станут срывать поставки. В итоге у покупателей будет сформировано доверие к онлайн-продажам, что очень важно для их роста.
Дистанционная торговля (включая и Интернет-торговлю) зависит от системы доставки заказов. Логистика сегодня - слабое звено в данном сегменте рынка. Интернет-магазины применяют различные маркетинговые приемы привлечения новых покупателей: начисление баллов или бонусов клиентам, подарки от ритейлеров, возврат денег при срыве сроков поставки и т.д. В ряде случаев это приносит успех.
Коронавирусная пандемия внесла существенные коррективы в структуру и содержание онлайн-торговли. В условиях самоизоляции продолжали работать лишь продуктовые магазины и аптеки. По оценкам аналитиков, три четверти россиян при самоизоляции минимизировали свои посещения магазинов, а многие продуктовые магазины «у дома» сократили объемы продаж на 20-30%, а супермаркеты на 40-60%.
Для традиционной торговли, в особенности непродовольственной, наступили сложные времена. Не имея выручки, а соответственно доходов, им приходится платить арендную плату, заработную плату персоналу, проценты за кредит, налоги и нести другие расходы. Невосполнимые убытки несут магазины, реализующие сезонные модные товары: сезон пройдет - модная брендовая вещь останется без движения абсолютно ненужной к следующему сезону. Рухнул туристический бизнес, закрылись предприятия индустрии сервиса и отдыха.
В странах Запада пострадавшие от коронавирусной пандемии предприятия получают помощь от государства, чего не скажешь об отечественном бизнесе. Это говорит о том, что государство не спешит на помощь отечественному бизнесу, но зная и скорее предполагая такое отношение со стороны государства, бизнес не желает выходить из тени. Объем теневой экономики значителен, особенно в регионах. Вот почему отдельные предприятия после 3-4 месяцев простоя возобновили работу без особых усилий, значит, у них имелась «финансовая подушка безопасности».
В первые дни режима самоизоляции с полок магазинов стали сметать товары повседневного спроса (Fast Moving Consumer Goods, -FMCG). Цены сегмента FMCG резко выросли, а домашние хозяйства увеличивали потребительские запасы до 3-4 месяцев потребления. В первые дни самоизоляции мука, крупы, консервы стали покупать впрок. Многие ожидали ввода карточной системы на продукты питания. К удивлению покупателей продовольственный рынок выдержал данный шок. Талонную систему на товары первой необходимости не пришлось вводить, а равновесие на рынке было вскоре восстановлено, и лишь в продаже санитайзеров и отдельных лекарств были сбои. Можно ожидать,
что при повторении пандемии из этой истории уроки извлекут как продавцы, так и покупатели. И регулирующим органам следует иметь данный опыт в виду.
В то же время пандемия невольно выступила катализатором развития дистанционной торговли во всех регионах и по всем возможным направлениям. Благо, институт дистанционной торговли был прописан еще Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612. Согласно этому нормативному акту, для дистанционной торговли характеры следующие признаки:
- продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара;
- для описания товара используются каталоги, проспекты, буклеты, фотоснимки, передаваемые продавцом покупателю посредством сетей почтовой связи, электросвязи, включая сети «Интернет», а также связи для трансляции теле- и радиоканалов;
- исключается возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении договора дистанционной продажи товаров.
Дистанционно в основном можно приобрести продукты питания, лекарства, которые отпускаются без рецепта, одежду, бытовую технику, мебель и прочие товары народного потребления. Не разрешена продажа через Интернет алкогольной продукции, а также товаров, запрещенных или ограниченных в обороте на территории страны.
При дистанционном способе продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товара, а плата за такую услугу определяет сам продавец. Продавец должен также известить покупателя о необходимости привлечения квалифицированных специалистов для введения изделия в эксплуатацию. Закон РФ «О защите прав потребителей» обязывает продавца предоставлять покупателю информацию о потребительских свойствах товаре и о праве покупателя возвратить товар продавцу в соответствии с законодательством РФ.
Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) и режим самоизоляции придали ускорение развитию интернет-торговли. Так, по прогнозам аналитиков Data Insight к 2024 году среднегодовой темп роста в данной сфере составит 33,2 %, что на 6.6 % выше, чем прогнозируемое значение без пандемии. По их же данным, в период самоизоляции в российский онлайн-ритейл пришли не менее 15 млн человек [4, с.7]. По оценкам сервиса «Яндекс.Маркет Аналитика», к апрелю 2020 г. аудитория интернет-торговли в России выросла с начала года на 17 млн пользователей до 63 млн, то есть почти на 40 % Однако, как предупреждают эксперты, положительный эффект для рынка станет заметен не сразу, а растянется на несколько лет, так как сначала эта аудитория вернется в торговые центры.
Сами интернет-магазины отмечают рост числа новых клиентов за период пандемии в два-три раза. Так, на Wildberries, который лидирует по обороту среди онлайн-ритейлеров на российском рынке, за три месяца с середины марта зарегистрировалось около 6 млн новых пользователей (регистрация в сервисе обязательна для покупок), что почти втрое
превышает аналогичный показатель прошлого года. На Ozon число активных клиентов также практически удвоилось в апреле этого года.
Интернет-магазины стали в два-три раза больше продавать товары первой необходимости, а также средства, укрепляющие иммунитет, санитайзеры и различные витамины.
В условиях пандемии резко изменилась структура дистанционной торговли. Основное место в обороте онлайн-торговли занял сегмент FMCG. На рынок FMCG приходится более половины всех потребительских расходов. На рынке представлены десятки тысяч товарных позиций, которые включают в себя: продукты питания и напитки; декоративная и гигиеническая косметика; предметы личной гигиены; средства для стирки и уборки; фармацевтические товары; другие товары краткосрочного пользования.
Можно выделить следующие особенности продаж FMCG сегмента:
- высокая оборачиваемость товаров, обеспечивающая значительный объем выручки и массу прибыли;
- небольшой жизненный цикл, который обуславливает повседневный спрос и частую покупку, товары кратковременного пользования или с коротким сроком годности, которые потребляются быстро;
- невысокая цена и легкая заменимость;
- высокий объём также компенсирует низкую рентабельность отдельных продаж.
В качестве инвестиций акции FMCG обычно дают низкую доходность, но это безопасные ставки с предсказуемой маржой, стабильными регулярными дивидендами.
После завершения периода самоизоляции рынок FMCG интернет-торговли закрепится на новом уровне, поэтому компаниям важно использовать текущую ситуацию, чтобы окончательно сформировать лояльность тех потребителей, которые впервые воспользовались подобными сервисами и обеспечить себе место на рынке на долгие годы.
В период пандемии доставка продуктов и товаров первой необходимости через сеть Интернет для многих самоизолировавшихся или направленных на принудительный карантин россиян стала единственным средством связи с миром. Произошел резкий наплыв покупателей в онлайн-сервисы доставки продуктов, что даже привело к сбою в оказании их услуг.
В новых условиях работы онлайн-сервисы «Перекрёстка» и «Утконоса» перестали справляться с кратно выросшим объемом заказов, горизонт доставки увеличился с 1-2 дней до недели и более. В сегменте экспресс-доставки интервалы также увеличились и зачастую превышали заявленные 1-2 часа в несколько раз. Среднее количество размещенных заказов в день на сайте Perekrestok.ru превысило 16 тыс., а средний чек вырос почти до 6 тыс. рублей, практически в два раза превысив среднее значение декабря 2019 года. Количество товаров в одном заказе в марте также увеличилось в 1,5-2 раза - с 40 до 60-80 товаров (таких запасов среднестатистической семье хватило бы на 108 дней). Спрос на доставку продуктов рос и в других сервисах: так, в середине марта количество заказов в «Сбермаркете» и «Утконосе» увеличилось в 2-2,5 раза. На фоне
новостей о введении в России нерабочей недели в период с 27 по 30 марта спрос на доставку в «Сбермаркете» вырос на 40 %, в iGooods - в Москве в 20 раз относительно нормы, а в регионах - в 10 раз, в «Утконосе» количество заказов выросло на 20 %. Как отмечали в исследовательской компании Nielsen, также росли онлайн-продажи супов быстрого приготовления (на 271 %), туалетной бумаги (на 185 %), чистящих средств для дома (на 171 %), соусов (на 136 %), ультрапастеризованного молока (на 128 %), воды (на 102 %), алкоголя и макарон.
Для удовлетворения возросшего спроса в апреле 2020 г. сервисам доставки пришлось запускать новые склады, пересматривать планы по экспансии в регионы и увеличивать число сборщиков и курьеров. Продажей продуктов также стали заниматься и непрофильные компании. Так, фэшн-ретейлер Lamoda на фоне коронавируса запустил продажу продуктов длительного срока хранения.
Потребительский опыт (customer experience - СХ) постепенно становится пятым «Р» маркетингового микса. Сегодня сложно переоценить роль положительного CX в стратегическом развитии дистанционной торговли. Во время карантина покупатели достаточно быстро адаптировались к онлайн-шопингу. В течение нескольких месяцев сформировалась новая устойчивая покупательская привычка - покупка товаров в Интернете. В дальнейшем для удержания своих позиций интернет-магазинам следует придерживаться следующих направлений развития:
- развитие системы покупательской лояльности, выпуск виртуальных карт, оплата баллами и т.д.;
- внедрение мобильных приложений для покупателей, сотрудников и курьеров;
- расширение зон экспресс-доставки;
- интеграция со службами экспресс-доставки.
Потребительская гибкость, возникшее у людей понимание, что онлайн-покупки способны сэкономить время, стали для многих причиной внедрения и развития нового канала продаж.
Список литературы
1. Интернет-торговля в России 2019: Цифры и факты. - URL: http://datainsight.ru/ ecommerce2019.
2. Медведева, О.С., Ананьева, В.А. Особенности развития интернет-маркетинга в сфере розничной торговли // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2019. - № 3. С. - 15-18.
3. Мурар, В.И. Современные тенденции развития российского рынка интернет-торговли // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2019. - № 2. - С. 65-69.
4. Пандемия охватила интернет-торговлю. Газета «Коммерсантъ», №110 от 25.06.2020. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4390945
5. Ставка на эксклюзив: как нишевые интернет-магазины отбирают долю у крупных игроков (Алексей Федоров). - URL: https://www.forbes.ru/ biznes/pmef-2018360913
6. Шайдуллина, В.К. Состояние и перспективы электронной торговли в России // Вестник университета. - 2019. - № 4. - С. 118-123.