Научная статья на тему 'ФОРМАТЫ «Е-GROCERY» И «DARK STORE»: РАЗВИТИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РОССИИ'

ФОРМАТЫ «Е-GROCERY» И «DARK STORE»: РАЗВИТИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЫЕ ФОРМАТЫ / «E-GROCERY» / «DARK STORE» / ДОСТАВКА ТОВАРОВ / ОПЕРАТОРЫ РИТЕЙЛА / TRADE FORMATS / "E-GROCERY" / "DARK STORE" / DELIVERY OF GOODS / RETAIL OPERATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремин К. А., Суворова С. Д.

В работе рассмотрены понятия торговых форматов «e-grocery» и «dark store», специфика деятельности которых связана с организацией доставки продовольственных и непродовольственных товаров. Отмечено, что рынок доставки продуктов питания является одним из самых быстрорастущих в России и его условно можно разделить на два обслуживаемых сегмента потребителей: B2B и B2C. Проведен анализ развития рассматриваемых форматов, с момента появления единичных субъектов (в 2014 г.) по настоящее время, выделены основные векторы их распространения и представлен прогноз роста рынка до 2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-GROCERY AND DARK STORE FORMATS: DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN MARKET

The article deals with the concepts of ";e-grocery" and ";dark store" trade formats, the specifics of which are related to the organization of delivery of food and non-food products. It is noted that the food delivery market is one of the fastest growing in Russia and can be divided into two segments of consumers served: B2B and B2C. The analysis of the development of the formats under consideration, from the moment of appearance of individual subjects to the present, highlights the main vectors of their distribution and presents a forecast of market growth until 2023.

Текст научной работы на тему «ФОРМАТЫ «Е-GROCERY» И «DARK STORE»: РАЗВИТИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РОССИИ»

ФОРМАТЫ «Е-GROCERY» И «DARK STORE»: РАЗВИТИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РОССИИ

К.А. Еремин, студент

С.Д. Суворова, канд. экон. наук, доцент

Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11055

Аннотация. В работе рассмотрены понятия торговых форматов «e-grocery» и «dark store», специфика деятельности которых связана с организацией доставки продовольственных и непродовольственных товаров. Отмечено, что рынок доставки продуктов питания является одним из самых быстрорастущих в России и его условно можно разделить на два обслуживаемых сегмента потребителей: B2B и B2C. Проведен анализ развития рассматриваемых форматов, с момента появления единичных субъектов (в 2014 г.) по настоящее время, выделены основные векторы их распространения и представлен прогноз роста рынка до 2023 г.

Ключевые слова: торговые форматы, «e-grocery», «dark store», доставка товаров, операторы ритейла.

Распространение коронавируса по всему миру, и, в России, в частности, полностью изменили привычный ритм жизни человечества. Сложившаяся ситуация заставила население планеты перейти на вынужденную самоизоляцию и удаленно принимать решения разной значимости, в том числе связанные с собственным жизнеобеспечением, что, в свою очередь дало мощный толчок для развития форматов доставки товаров, таких как «e-grocery» и «dark store».

«E-grocery» - формат торговли, осуществляющий онлайн продажу, формирование заказов и доставку продовольственных и непродовольственных товаров. «Dark store» - формат торговли, организованный в виде магазина-склада с торговым залом, свободным от покупателей, который предназначен для хранения товаров с последующей сборкой заказов и реализацией их через интернет-платформу [1].

Сегодня рынок доставки продуктов питания является одним из самых быстрорастущих в России и его условно можно разделить на два обслуживаемых сегмента: B2B и B2C потребители. B2B потребители предпочитают предприятия общественного питания, которые, по разным источникам, формируют до половины выручки всего формата. B2C потребителей больше

интересует сектор розничной торговли, который условно можно разделить на три потребительских сегмента - «премиум», «средний», «бюджетный».

Следует отметить, что первопроходцами в формате «Е- grocery» и основными игроками рынка являются такие операторы как: «Утконос», «Седьмой континент», «Ашан», «О'КЕЙ», «Перекресток» и др. Премиум-сегмент представлен значительно уже, главным игроком продолжает выступать «Азбука Вкуса». Бюджетный сегмент в России практически не представлен в связи с низкой рентабельностью.

Формат «dark store» появился в начале 2000-х гг. в Лондоне, но получил распространение только в 2009 г., когда британская компания Tesco достаточно грамотно перестроила его концепцию. В России первой отреагировала в 2013 г. сеть «М.Видео», но достаточно быстро отказалась от развития в этом векторе, объяснив свое решение «необходимостью наличия складов с промышленными логистическими решениями по учету товаров сегмента бытовой техники и электроники» [2]. Тем не менее современные ритейлеры активно тестируют данный формат, к которым можно отнести и «Перекресток», «Утконос», «Самокат».

Динамика развития рассматриваемых форматов представлена на рисунке 1, которая позволяет оценить масштабы их деятельности до появления в России Соу1ё-19. За 5-ти летний период (2014-2019 гг.) их количество выросло на 28%. К сожалению, статистика за 2020 г. пока не полная, но по

состоянию на конец 3-го квартала наблюдается значительный прирост более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В связи с чем, перспективы развития форматов можно оценить как положительные.

Апрель, 2019 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 45% Апрель, 2018 Апрель, 2017 Апрель, 2016 Апрель, 2015 Апрель, 2014

37%

30%

25%

21% Vo

17%

Рис. 1. Проникновение «e-commerce» в России (среди населения, 16-55 лет)

Авторы полагают, что для более полно- стративно-территориальной единицы в

го понимания означенной тенденции, не- данный момент времени, например, в

обходимо рассмотреть ее основные векто- г. Санкт-Петербурге. ры (рис. 2) в границах конкретной админи-

А

Повышение спроса потребителей

ZI

Рост числа рыночных игроков

U

Ужесточение санитарных и эпидемиологических норм

Рис. 2. Основные векторы распространения форматов «e-grocery» и «dark store»

Еще в 2019 г., до начала эпидемии, как сообщает «РБК» [3], спрос на рассматриваемые форматы был настолько не удовлетворен, что многим потребителям приходилось ждать своих заказов в течение 14 дней. В 2020 г. заметно выросла цена среднего чека, которая спровоцировала расширение «покупательской корзины». Средний вес заказа вырос с 22 кг до 4560 кг, а средний чек покупки с 3,5 тыс. руб. до 5 тыс. руб. Так в апреле 2020 года наиболее популярные ритейлеры (в среднем, в день) доставляли до 6,5 тыс. заказов. Снижение спроса произошло июне, после ослабления эпидемиологических норм (потребители получили возможность

наслаждаться совершением покупок). Но уже в августе операторы ритейла вернулись к обычным показателям по весу и среднему чеку, который упал на 15% по сравнению с весенним значением (3,5тыс. руб.). Число заказов сократилось до 4,2 тыс. в день (например, X5 Retail Group отмечает снижение порядка 17% по «Перекресток Впрок», и порядка 10% по «Пятерочка Доставка» и «Перекресток.Быстро»). Обозначенная корректировка значений объясняется ослаблением ограничительных мер и возвращением покупателей в обычную среду офлайн - магазинов. При этом первая волна пандемии мотивировала большое количество новых потребителей,

сделать первый заказ и продолжать пользоваться сервисами доставки на регулярной основе (по «Перекресток.Быстро» и «Перекресток Впрок» 43% и 23% соответственно, всех клиентов).

Рост числа новых участников рынка эквивалентен росту спроса на форматы. До 2018 г. в С-Петербурге работал только один сервис по доставке продуктов питания - сервис iGoods. В 2018 г. собственную систему доставки разработали сети «Окей» и «Перекресток», а также деятельность в формате «dark store» начал свою деятельность сервис «Самокат». В 2019 году тенденция распространилась и на Instasmart (который позже был выкуплен венчурным фондом Сбербанка и превратится в лидера «СберМаркет») и «Азбуку вкуса».

В феврале 2020 г. была запущена площадка «Яндекс.Лавка», работающая в формате «dark store». В апреле в приложении «Яндекс.Еда» появилась возможность заказа товаров из сетей «Азбука вкуса», «ВкусВилл», «Мираторг» и др. В мае 2020

г. прочие розничные сети, такие как «Дик-си» и сети магазинов X5 Retail Group присоединяются к данному формату торговли и сформировали собственную сеть экспресс - доставки, правда, не во всех районах города. В начале июля к ним присоединилась «Лента», а осенью 2020 г. появилась возможность обратиться к услугам бывшего лидера столичного рынка доставки - сети магазинов «Утконос». Таким образом можно констатировать, что за 2 года количество крупных федеральных сервисов доставки увеличилось (рис. 3), а мелких игроков, работающих локально по районам (учет которых не отслеживается статистикой), стало еще больше.

Основные участники рынка прогнозируют очередное увеличение спроса, как в связи с завершением летнего сезона, так и с растущим количеством заболевших второй волны пандемии. Проведя небольшое исследование по вакансиям, можно отметить рост востребованности курьеров в вышеуказанных сервисах.

Осень 2020 Май 2020 Февраль 2020 Январь 2019 Ранее пандемии (2018 и ранее) Рис. 3. Прогрессия

:4t

:40

5 i

■4 i

роста количества участников формата

9

s

7

б

Infoline [4] оценивает рост рынка «E-Grocery» почти в 3 раза (до 140 млрд руб.) по сравнению с предыдущим годом, без учета не продовольственных групп товаров первой необходимости. На конец 2022 г. агентство прогнозирует уже 370 млрд руб. При этом большинство участников рынка останутся операционно-убыточными, но интерес инвесторов к рассматриваемым форматам останется, так как позволит им усилить капитализацию

компаний, приносящую ощутимый доход по сравнению с операционной прибылью (рис. 4). Оценив удобство форматов «E-Grocery» и «Dark Store», более чем 59% Россиян, отмечают качество оказанных услуг как высокое: согласно опросу, ВЦИОМ, сделанному в 2019 году, 74% респондентов заявили, что получили качественные товары, следовательно, сохраняется мощный источник спроса, приумноженный карантинным периодом.

2023 год 2022 год 2020 год 2019 год

500

140

40

370

Рис. 4. Прогнозируемый рост рынка до 2023 г., млрд. руб.

Оценивая прогнозы, можно утверждать, что рост спроса на рассматриваемые форматы торговли сохранится с учетом его корреляции. В настоящее время уже происходит модернизация отрасли (например, развитие сервисами собственных торговых марок). «Яндекс.Лавка» со своей торговой маркой «Из Лавки», в Самокате на данный момент под собственным брендом реализует 20% ассортимента, а «Click & Collect» позволяет получить продукты покупате-

ки, но и лично из любого «dark store». По прогнозам экспертов рост отрасли к концу года достигнет 140 млрд. руб., что в 3 раза больше по сравнению с прошлым годом. И хотя пока общая стоимость рассмотренного рынка составляет лишь 0,8% от объема продовольственной розницы в стране, перспективы форматов отрицать не приходится. Данная тенденция является стартом для развития еще молодого для России бизнеса.

лям не только с помощью прямой достав-

Библиографический список

1. Егорова К.Д. Формат «DARK STORE»: Современная реальность ритейла России / Егорова К.Д., Платонова А.С., Суворова С.Д. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 7-2 (46). - С. 110-113. DOI: 10.24411/2500-1000-202010896

2. «М.Видео». Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mvideo.ru/

3. РБК. С-Петербург. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/

4. Infoline аналитика. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infoline.spb.ru/

E-GROCERY AND DARK STORE FORMATS: DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN

MARKET

K.A. Eremin, Student

S.D. Suvorova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article deals with the concepts of "e-grocery" and "dark store" trade formats, the specifics of which are related to the organization of delivery of food and non-food products. It is noted that the food delivery market is one of the fastest growing in Russia and can be divided into two segments of consumers served: B2B and B2C. The analysis of the development of the formats under consideration, from the moment of appearance of individual subjects to the present, highlights the main vectors of their distribution and presents a forecast of market growth until 2023.

Keywords: trade formats, "e-grocery", "dark store", delivery of goods, retail operators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.