УДК-821.161.1-3
Воронежский архитектурно-строительный университет Ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Рыжков Л.А.
Россия, г. Воронеж, тел. 8(900)-307-91-63 e-mail: LARyzhkov@yandex.ru
Voronezh state university of architecture and civil engineering
The chair of Russian language and cross-cultural communication Assistant lecturer Ryzhkov L.A. Russia, Voronezh, tel. 8(900)-307-91-63 e-mail: LARyzhkov@yandex.ru
Л.А. Рыжков
ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ НА МЕТОДОЛОГИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ ИДЕИ В ПОЗДНЕЙ ЛИРИКЕ А.С. ХОМЯКОВА
В статье рассмотрена зависимость методологической специфики от соответствующей литературоведческой проблемы и ее обоснование в ракурсе исследования русской идеи в поздней лирике А.С. Хомякова.
Ключевые слова: методология, проблема, русская идея, поэзия, текст, исследование.
L.A. Ryzhkov
THE INFLUENCE OF THE PROBLEM OF LITERATURE STUDY ON THE METHODOLOGY OF RESEARCH OF RUSSIAN IDEA IN A.S. KHOMYAKOV'S LATE VERSE
The article sites the dependence of methodological specificity on the corresponding problem of literature stydy and its justification in the light of research of Russian idea in A.S. Khomyakov's late verse.
Key words: methodology, problem, Russian idea, poetry, text, research.
Исследование поэтического текста сопряжено с необходимостью выработки методологического подхода, от которого в конечном итоге будет зависить полнота решения литературоведческой проблемы. В свою очередь, цель и задачи исследования, вытекающие из литертуроведческой проблемы, определяют систему методологических приемов. Граней и аспектов изучения поэзии, как нам представляется, может быть великое множество, и выбор приоритетов в этом списке зависит в большей степени от сути поставленной цели. Один из видных теоретиков XX века в сфере русского стиховедения Ю.М. Лотман отмечал по этому случаю: «Анализ художественного текста в принципе допускает несколько подходов: произведение искусства может изучаться как подсобный материал для рассмотрения исторических, социально-экономических или философских проблем, может быть источником сведений о быте, юридических или нравственных нормах той или иной эпохи и т. п. В каждом случае специфике научной проблемы будет соответствовать и присущая ей методика исследования» [3; с. 21]. В данной статье речь пойдет о зависимости исследовательской методологии от литературоведческой проблемы на примере описания и обоснования специфики исследования русской идеи в поздней лирике А.С. Хомякова.
© Рыжков Л.А., 2013
Озвученная выше тема подразумевает работу с совокупностью текстов, поэтому следует заметить, что исследование одного и исследование нескольких поэтических текстов имееют некоторою разницу. При доминировании системообразующего общеметодологического аспекта все же предполагается вариативность приемов в каждом конкретном случае. Стихотворения, объединенные определенным идейно-тематическим мотивом, тем не менее, произведения самостоятельные, обеспеченные видимой поэтической индивидуальностью, и, следовательно, сохранение общего методологического стержня во время их исследования не отменяет необходимости использования частных приемов, которые в зависимости от степени необходимости могут быть восстребованы или не востребованы в отдельно взятом лирическом тексте.
Исходя из того, что тема исследования звучит как «Русская идея в поздней лирике А.С. Хомякова»,следует, что и специфика методологического подхода будет соотноситься с теми детерминирующими положениями, которые вытекают из поставленной проблемы. В первую очередь, она направляет нас к изучению идейного замысла художника и формам его осуществления. Данный аспект неразрывно связан с необходимостью осветить особенности мировоззренческой концепции автора, обрисовать общественно-политический и исторический фон, соответствующий времени создания произведений, а также указать (при необходимости) на роль биографических факторов, повлиявших на поэтическую материализацию мыслей и чувств поэта. Иными словами, встает задача выявить причинно-следственные взаимоотношения поэзии с авторским мировоззрением, биографией и историей. Однако следует помнить о том, что поэтическая форма находится в неразрывной связи с идейно-поэтическим содержанием. Как отмечает М.Л. Гаспаров: «Стихотворная форма произведения во всех своих специфических особенностях (метр, ритм, рифма, строфа) теснейшим образом связана с содержанием» [1; с.3]. Но структурно-стиховедческие аспекты (метрика, ритмика, рифмика) в данном случае уходят на второй план и, в какой-то степени, лишь сопутствуют исследованию, но не определяют его рисунка. Необходимость в отдельной характеристике структурно-композиционных или интонационно-синтаксических конструкций и приемов может быть продиктована их явной взимосвязью с идейным контекстом. К примеру, для некоторых стихотворений А.С. Хомякова, в которых поэтически озвучивается мысль о русской идее, характерно использование императивно-побудительных предложений таких как: «Держи стяг божий крепкой дланью, Ты избрана! Скорей омой / Себя водою покаянья» в стихотворении «России» или «Иди! тебя зовут народы!» в стихотворении «Расскаявшейся России» [4; с. 136-137]. Это обусловлено не только особенностями авторского стиля в целом, но и некоторыми другими причинами. Одна из них - это всегдашнее тяготение поэта-философа к полемике, как своего рода отголосок кружково-идеологического противостояния западников и славянофилов, или мотив проповеди как отзвук богословствования. В этой связи интересен опыт известного советского и российского литературоведа Б.Ф. Егорова (см. вступительную статью к книге А.С. Хомяков «Стихотворения и драмы»), в работе которого гармонично совмещены идейно-художественные, структурно-лингвистические и биографические аспекты творчества поэта.
С учетом всего сказанного, построение методологической стратегии можно осуществлять, отталкиваясь от категориальной разбивки темы исследования, которая в нашем случае распадается на три условные части: русская идея, поэзия и А.С. Хомяков. Каждая из частей во взаимодействии и в совокупности друг с другом и будут определять методику исследования. Данные категории отсылают нас к соответствующим секторам гуманитарных знаний. Русская идея - категория более философская, поэзия - литературоведческая, а персоналию позволительно отнести к истории литературы и к таким ее областям, как критика, биографистика и
мемуаристика. Если продолжать говорить о методологической специфике, то каждая из трех выше озвученных детерминант налагает на нее свои сущностные особенности. Так как предметом исследования является русская идея, а она представляет собой в большей степени категорию философскую, точнее, религиозно-философскую, то неизбежно соприкосновение с историей русской философской и религиозной мысли. Само собой разумеется, что речь идет о тех теориях и учениях, соприкосновение с которыми актуально в перспективе исследования. При освещении философского аспекта следует помнить, что данная работа должна оставаться в русле литературоведческого исследования и что существует риск чрезмерного углубления в философский аспект творчества А.С. Хомякова (имеется в виду углубление с чисто философских позиций и излишнее использование относящихся к этой науке понятий и терминов), несмотря на то, что именно он является ключевым в свете достижения поставленной цели. Философской сущностью русской идеи объясняется необходимость цитирования русских религиозных мыслителей и писателей, в том числе и современных (Ф.М. Достоевского, Вл. Соловьева, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, А.В Гулыгу, С.С. Хоружего и др.), и целесообразность использования соответствующих терминов и понятий. Именно в философском аспекте кроется объяснение мировоззренческой парадигмы А.С. Хомякова, которая в основном и определяла идеологический подтекст поэтической линии автора, связанный с русской идеей. Поэтому цитирование богословских и историософских постулатов самого Хомякова также вполне оправдано, так как именно в этом рефлексийном поле и разрабатывалась авторская концепция русской идеи.
Литературоведческий аспект исследования также предполагает особую совокупность методологических приемов. Сопутствующая данному аспекту систематика исследовательских действий ориентирована на анализ авторской идеи и спектра художественно-стилистических средств поэтического выражения данной идеи. Заданная литературоведческая проблема предусматривает в первую очередь рассмотрение традиционных для большинства художественно-поэтических текстов конструкций, фигур, воплощений, начиная фонетическими и тропообразными и заканчивая синтаксическими и концептуально-композиционными. То есть, освещается наличие метафоризации, гиперболизации, градуальности, параллелизации и т. п., но в контексте идейной, а в случае со стихотворениями А.С. Хомякова еще и идеологической, линии текста. Расматривается функциональное участие традиционных художественно-стилистических фигур в осуществлении идейного замысла через поэтическое пространство. К традиционно литературоведческим вехам исследования авторской идеи справедливо будет отнести также толкование поэтических образов, символов, аллегорий, при этом соблюдая констатацию их взаимосвязи с соответствующей проблематикой. Во время исследования возникают ситуации, когда приходится выходить за границы очевидного выразительного спектра, прибегая к особой исследовательской углубленности. В случае с поэтическим вариантом русской идеи Хомякова, представленной в его поэзии, подобная ситуция прослеживается при рассмотрении соборного начала, отраженного в поэтической линии автора. Если историософская составляющая русской идеи не только очевидна, но еще и отмечена мотивом призыва, а иногда и проповеди, то идея соборного единения выражена не так явно и озвучивается через философско-поэтические концепты и категории. Речь идет о концептуально-композиционных конструктах, которые в тексте являются носителями имплицитно выраженной идеи. При этом данные лексико-синтаксические образования становятся интеграционно-композиционным признаком для всего исследуемого поэтического поля. Таким образом, выразителем соборной идеи выступает градационное триединство «брат-молитва-братья», функционируя одновременно как композиционный каркас и идейный конструкт. Еще раз скажем, что совсем
отказываться от комментирования особенностей метра, рифмы или лингвистических аспектов поэтического текста в связи со спецификой литературоведческой проблемы не целесообразно, но следует использовать его как сопутствующий, дополнительный материал.
Анализ идейного контекста произведения будет неполным, если не внести в него сопоставительные комментарии с текстами других авторов, в которых просматриваются тематические, идейные или художественные взаимосвязи с объектом исследования. В ракурсе темы «Русская идея в поздней лирике А.С. Хомякова» выглядит необходимым сравнение с соответствующими стихотворениями Ф.И. Тютчева, так как мировоззренческо-идеологические позиции обоих поэтов во многом были схожи. В поэзии тематическое и идейное родство проявляется в произведениях, посвященных славянскому братству и объединению славянских народов. Избранная методологическая ориентация в исследовании идейной магистрали лирических произведений предусматривает также изучение влияния биографии художника на ход поэтического творчества. Например, в стихотворении «Ночь», в котором Хомяков раскрывает некоторые грани соборно-молитвенной идеи, а она, в свою очередь, составляет существенную часть поэтизированной концепции русской идеи в целом, очень чувствуется связь с личной молитвенной практикой поэта. Использование литературной критики, мемуаров, литературоведческих работ, связанных с темой исследования, поможет не только в случаях, когда требуется подтверждение какого-либо утверждения, но может послужить катализирующим звеном в ходе научной работы.
Исследовательские акценты, как представляется, необходимо распределять в соответствии с проблемным спектром и тематической ориентацией работы, избегая, по возможности, чрезмерной углубленности в одном направлении и не заходя за границы выбранной методологической и литературоведческой специфики. В этой связи выдающийся советский языковед и литературовед В.М. Жирмунский писал: «...вопрос об искусстве как о социальном акте или как о продукте душевной деятельности художника, изучение произведения искусства как явления религиозного, морального, познавательного остаются как возможности; задача методологии - указать пути осуществления и необходимые пределы применения подобных приемов.» [2; с.18].
Таковы, на наш взгляд, общие черты методологического каркаса, на котором могло бы строиться литературоведческое исследование русской идеи в поздней лирике А.С. Хомякова. Предложенное в статье разделение данной методики на части носит условно-теоретический характер. В практической плоскости методологические ходы, находящиеся в гармоничном взаимодействии, обеспечивая логическое, научное и стилевое единство, определяют общее развитие исследовательской работы, итогом которой должна стать решенная литературоведческая проблема.
Библиографический список
1. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М.: Фортуна Лимитед, 2000.
352с.
2. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.
407с.
3. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. С. Пб.: Искусство СПБ, 1996. 848 с.
4. Хомяков А.С. Стихотворения и драмы. Л.: Наука, 1969. 483 с.
References
1. Gasparov M.L. The sketch on history of Russian verse. M., 2000. 352 p.
2. Zhirmounsky V.M. Theory of literature. Poetics. Stylistics. L., 1977. 407 p.
3. Lotman J.M. On poets and poetry. SPb., 1996. - 848 p.
4. Khomyakov A.S. Verse and plays. L., 1969. 483 p.
УДК-88
Воронежский государственный университет Аспирант кафедры русской литературы 20 и 21 века и теории литературы и фольклора Новикова М.В.
Россия, г. Воронеж, тел. 8(919)-246-62-11 e-mail: marisha-nomber1@yandex.ru
Voronezh state university The chair of Russian literature of the 20th and the 21st cent., theory of literature and folklore postgraduate student Novikova M.V.
Russia, Voronezh, tel. 8(919)-246-62-11 e-mail: marisha-nomber1@yandex. ru
М.В. Новикова
ОБРАЗ МИРОВОГО ДРЕВА В ТВОРЧЕСТВЕ С.ЕСЕНИНА
В статье рассматривается, как раскрывается образ мирового древа в творчестве С. А. Есенина. Устанавливается взаимосвязь древесного образа с религиозной и антропологической тематикой.
Ключевые слова: древесный образ, поэзия, религия, мировое древо, славяне, антропоморфизм.
M.V. Novikova
THE IMAGE OF THE WORLD TREE IN S.ESENIN'S WORKS
The article sites how the image of the world tree in Esenin's works is revealed. The connection between tree images and religious and anthropological themes is determined.
Key words: tree image, poetry, religion, world tree, Slavs, anthropomorphism.
Центральным, всеобъемлющим понятием поэтических воззрений славян, согласно А. Афанасьеву, является образ мирового древа, или «древа жизни», олицетворяющего собой мировую гармонию, единство всего сущего. Сергей Есенин, как один из самых выдающихся крестьянских поэтов, просто не мог не отразить в своем творчестве самобытную идеологию наших предков. В «Ключах Марии» поэт отмечает: «Все от древа. Вот религия мысли нашего народа.» [1; 5, с. 170].
В поэзии С. Есенина древесный образ многофункционален: древо предстает одновременно как вертикаль или, как выразилась Т.В. Цивьян, «материализованный образ соединения земли и неба» [2; с. 43], и горизонталь. С одной стороны, по его стволу и веткам (своеобразной лестнице) осуществляется движение вверх или вниз, древо представляет структуру космоса, а с другой - оно своей ветвистой кроной, как крыша, покрывает землю, соединяя мир животных и растений в единое целое. Специфическое понимание пространственных характеристик древа объясняет, почему в поэзии С. Есенина весь природный мир предстает живым, одухотворенным началом всего сущего.