YAK 82 ББК 83
Т.Ю. БЕРЕЗИНА
T.YU. BEREZINA
ОППОЗИУИЯ «ВОСТОК» - «ЗАПАД» В ТВОРЧЕСТВЕ СААВЯНОФИАОВ
OPPOSITION «EAST» - «WEST» IN THE WORKS OF THE SLAVOPHILES
Статья посвящена исследованию историософских проблем в творчестве славянофилов, для которых характерно противопоставление западной и восточной культур. Рассмотрены ключевые символы, связанные с представлением славянофилов об исторической миссии России.
The article is devoted to the study of history philosophy problems in the Slavophiles works, which are characterized by the juxtaposition of Western and Eastern cultures. The key symbols, associated with the representation of the Slavophiles about the historical mission of Russia, are studied.
Ключевые слова: историософия, славянофильство, святоотеческая традиция, западничество, православный Восток, орел.
Key words: Historiosophy, Slavophilism, patristic tradition, Westernism, the Orthodox East, eagle.
В 1820-1830-е гг. в русской публицистике, философской прозе велись ожесточенные споры о смысле истории и исторической миссии России. П.Я. Чаадаев высказал достаточно радикальный взгляд на историческое прошлое и настоящее России, сопоставляя ее с Западной Европой. Русский мыслитель, раскрывая в историческом процессе откровение божественного проведения, стремление к духовному единству, подчеркивал неразвитость, аморфность русского общественного сознания: «В наших головах нет решительно ничего общего, все там обособленно и все там шатко и неполно» [1, с. 30]. Философические письма Чаадаева явились тем импульсом, который в русской общественной мысли вызвал сначала едва заметное, а затем все более очевидное формирование западничества и славянофильства. При всей полемичности друг к другу западники и славянофилы в равной степени отразили в себе ключевые черты русского национального миросозерцания, ориентированного на поиск абсолютной правды. Тема взаимоотношений Востока и Запада зазвучала с новой силой в творчестве славянофилов в связи с общественным подъемом, вызванным Крымской войной (1853-1856). Так, А.С. Хомяков воспринял поражение Российской империи в Крымской войне как очищение, необходимое для русского общества.
Славянофилы стремились к созданию национальной русской философии, ориентируясь не только на западное просвещение, но и на святоотеческую традицию. И.В. Киреевский, один из главных теоретиков славянофильства, отвергал тезис Чаадаева о слабости духовного просвещения в России и подчеркивал глубинную преемственность русской культуры святоотеческой духовности, в которой постулируется идея мудрого делания, внутренней соборности: «Ибо, стремясь к истине умозрения, Восточные мыслители заботятся прежде всего о правильности внутреннего состояния мыслящего духа; Западные - более о внешней связи понятий» [2, с. 201]. По мысли И.В. Киреевского, в русской истории проявляется идея духовной целостности народа, его упование на промысел Божий.
Историософские проблемы были ключевыми в публицистике и философской прозе русского поэта и философа А.С. Хомякова, который во всемир-
ной истории выделял два культурных типа - иранство как свободное поклонение духу и кушитство как подчинение веществу. Выделяя данные культурные типы, Хомяков указывает на их исходное родовое единство [3, с. 292]. Подобно И.В. Киреевскому, Хомяков утверждает в качестве основы просвещения, познания, индивидуальной и общественной жизни веру, которая по природе своей предполагает единство человека с ближними, мирозданием и Творцом. Идея мессианской роли православного Востока во всемирной истории как откровения евангельской смиренной веры была магистральной линией публицистики и поэзии Хомякова.
На протяжении всей лирики Хомякова ключевыми символами, соотнесенными с исторической миссией России, были орел и Восток. Орел у славян еще в языческую эпоху соотносился с верховным небесным, грозовым божеством, горним онтологическим ярусом [4, с. 139]. Символ орла как указание на пророческую близость к Богу широко представлен в текстах Священного Писания и в православной гимнографии: «...четвертое животное подобно орлу летящему» (Отк. 4: 7). Символ орла как откровение идеи пророческого преображения человека, свободы, преодоления власти пространства и времени широко представлен в русской романтической поэзии. В поэзии А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева символ орла метафорически выражал идею русской воинской славы эпохи Петра I и Екатерины II.
Символ орла в лирике Хомякова насыщается многогранным историософским содержанием, метафорически указывая на православный Восток:
И турок в мечтах будет зреть пред собой
Тень крыльев Орла над померкшей Луной! [5, с. 85]
А.С. Хомяков «Прощание с Адрианополем» (1829)
Орел в лирике Хомякова фокусирует символику российского герба, утверждающего исторический статус Москвы как III Рима. Орел в поэзии Хомякова отождествляется с православной империей, призванной исполнить мессианскую роль освобождения угнетенных братьев-славян. Если в ранней лирике поэта акцентирована политическая идея победы над врагом, под игом которого находятся православные народы, то в его поздней поэзии орел выражает мессианскую идею воссоединения народов в соборное братство под охранительным началом России.
В «Оде» (конец 1830-х) Хомякова символ орла проецируется на славянское братство: «Орлы славянские взлетают». В финале «Оды» возникает эсхатологический символ покоя, который приобретает историософский смысл прекращения вражды славянских народов и их объединения.
Хомяков, как и Достоевский, был убежден в том, что в решении балканского вопроса позиция России противоположна Западу, его политическому расчету. Хомяков верил в то, что единство славянских народов должно основываться на соборных ценностях любви и свободы, именно это может объединить людей и народы вокруг Бога, достичь идеала Царствия Божиего: «Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага, и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря» (Пс. 106: 2-3). Орел в поэзии Хомякова выражает просветленную Богом силу смиренного русского народа.
Россия в лирике Хомякова символизирует в современной истории сакральный центр православного Востока. В христианской культуре Восток ассоциируется с приходом Спасителя, эсхатологическим раем, предощущением преображения в противовес Западу, соотносимому с Сатаной и смертью. В философских работах Хомякова Восток соотносится с ковчегом, хранящим основы христианской веры.
Антитеза «Восток» - «Запад» в лирике Хомякова приобретает историософский смысл и соотносится с оппозицией православная Россия - Западная Европа. Лирический зачин элегии «Мечта» (1835) раскрывает силу «густой» тьмы, ночи, вселенского умирания. Семантика смерти доминирует в глагольных формах: «бледнеют, догорая». Запад вызывает мощный ассоциативный
поток, связанный с католицизмом, западной культурой: «Запад величавый», «чудно озарен его высокой славой». В данной элегии проявляется двойственное отношение поэта к Западу: принятие его духовного наследия и отрицание гордыни, эгоцентризма, рационализма. Доминанты западной культуры -«солнце мудрости», «творческий титанизм» - в элегии Хомякова соотнесены с колористическим образом радуги, которая в индоевропейском фольклоре воспринимается мостом в иной мир и откровением идеи рая [6, с. 282]. В лирическом контексте элегии «Мечта» образ радуги раскрывает стремление Запада к максимальным формам жизнетворчества посредством власти, славы, любви, вдохновения. Вместе с тем, в самом вознесении разума, творческой воли заложена опасность гордыни, рационализма.
Историософская концепция А.С. Хомякова близка взглядам И.В. Киреевского. Достижения и кризис Запада Киреевский объясняет наследием «классического мира древнего язычества» и стремлением личности к «изолированности». Духовное же становление России шло в русле общинного миропорядка и церковного просвещения, ориентирующего на целостное духовное совершенствование. Славянофилы предвосхищали закат Запада, разочарование во всемогуществе разума и верили в «живительный дух» России, если она преодолеет раскол между европейским просвещением и национальной духовностью.
Литература
1. Чаадаев, П.Я. Избранные сочинения и письма [Текст] / П.Я. Чаадаев. - М. : Правда, 1991. - 560 с.
2. Киреевский, И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (Письмо к гр. Е.Е. Комаровскому) [Текст] / И.В. Киреевский // Киреевский И.В. Полн. собр. соч. : в 2 т. - М. : Типография Императорского Московского университета, 1911. - Т. 1.
3. Хомяков, А.С. Семирамида [Текст] / А.С. Хомяков // Хомяков А.С. Сочинения : в 2 т. - М. : Медиум, 1994. - Т. 1.
4. Славянская мифология: Словарь-справочник [Текст] / сост. Л.М. Вагури-на. - М. : Линор, 2004. - 510 с.
5. Хомяков, А.С. Стихотворения и драмы [Текст] / А.С. Хомяков. - Л. : Советский писатель, 1969. - 594 с.
6. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу [Текст] : в 3 т. / А.Н. Афанасьев. - М. : Индрик, 1994. - Т. 3.