Научная статья на тему 'Образ мирового древа в творчестве С. Есенина'

Образ мирового древа в творчестве С. Есенина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2203
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВЕСНЫЙ ОБРАЗ / ПОЭЗИЯ / POETRY / РЕЛИГИЯ / RELIGION / МИРОВОЕ ДРЕВО / WORLD TREE / СЛАВЯНЕ / SLAVS / АНТРОПОМОРФИЗМ / ANTHROPOMORPHISM / TREE IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новикова М.В.

В статье рассматривается, как раскрывается образ мирового древа в творчестве С.А. Есенина. Устанавливается взаимосвязь древесного образа с религиозной и антропологической тематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the world tree in S.Esenin’s works

The article sites how the image of the world tree in Esenin’s works is revealed. The connection between tree images and religious and anthropological themes is determined.

Текст научной работы на тему «Образ мирового древа в творчестве С. Есенина»

References

1. Gasparov M.L. The sketch on history of Russian verse. M., 2000. 352 p.

2. Zhirmounsky V.M. Theory of literature. Poetics. Stylistics. L., 1977. 407 p.

3. Lotman J.M. On poets and poetry. SPb., 1996. - 848 p.

4. Khomyakov A.S. Verse and plays. L., 1969. 483 p.

УДК-88

Воронежский государственный университет Аспирант кафедры русской литературы 20 и 21 века и теории литературы и фольклора Новикова М.В.

Россия, г. Воронеж, тел. 8(919)-246-62-11 e-mail: marisha-nomber1@yandex.ru

Voronezh state university The chair of Russian literature of the 20th and the 21st cent., theory of literature and folklore postgraduate student Novikova M.V.

Russia, Voronezh, tel. 8(919)-246-62-11 e-mail: marisha-nomber1@yandex. ru

М.В. Новикова

ОБРАЗ МИРОВОГО ДРЕВА В ТВОРЧЕСТВЕ С.ЕСЕНИНА

В статье рассматривается, как раскрывается образ мирового древа в творчестве С. А. Есенина. Устанавливается взаимосвязь древесного образа с религиозной и антропологической тематикой.

Ключевые слова: древесный образ, поэзия, религия, мировое древо, славяне, антропоморфизм.

M.V. Novikova

THE IMAGE OF THE WORLD TREE IN S.ESENIN'S WORKS

The article sites how the image of the world tree in Esenin's works is revealed. The connection between tree images and religious and anthropological themes is determined.

Key words: tree image, poetry, religion, world tree, Slavs, anthropomorphism.

Центральным, всеобъемлющим понятием поэтических воззрений славян, согласно А. Афанасьеву, является образ мирового древа, или «древа жизни», олицетворяющего собой мировую гармонию, единство всего сущего. Сергей Есенин, как один из самых выдающихся крестьянских поэтов, просто не мог не отразить в своем творчестве самобытную идеологию наших предков. В «Ключах Марии» поэт отмечает: «Все от древа. Вот религия мысли нашего народа...» [1; 5, с. 170].

В поэзии С. Есенина древесный образ многофункционален: древо предстает одновременно как вертикаль или, как выразилась Т.В. Цивьян, «материализованный образ соединения земли и неба» [2; с. 43], и горизонталь. С одной стороны, по его стволу и веткам (своеобразной лестнице) осуществляется движение вверх или вниз, древо представляет структуру космоса, а с другой - оно своей ветвистой кроной, как крыша, покрывает землю, соединяя мир животных и растений в единое целое. Специфическое понимание пространственных характеристик древа объясняет, почему в поэзии С. Есенина весь природный мир предстает живым, одухотворенным началом всего сущего.

© Новикова М.В., 2013

Исследователь В.А. Доманский отмечает: «Две функции мировой вертикали и горизонтали соединяет в себе также христианский образ Мамврийского или Мамрийско-го (у Есенина в статье «Ключи Марии» он назван Маврикийский дубом). Под его сенью библейский Авраам с Сарой встречают Святую Троицу, в честь которой и назван один из главных христианских праздников. Мамврийский дуб для Есенина является как вселенским деревом-храмом, под сенью которого объединяются народы в мировую семью, так и мировым древом славян [3; с. 189]. Так, в стихотворении «Октиох» мы видим образ Маврикийского дуба, который предстает перед нами древом-прародителем:

Под Маврикийским дубом

Сидит мой рыжий дед,

И светит его шуба

Горохом частых звезд [1; 2, с. 37].

В «Ключах Марии» С. Есенин отмечает древность данного образа: «Это древо родилось в эпоху пастушеского быта. В древности никто не располагал временем так свободно, как пастухи. Они были первые мыслители и поэты, о чем свидетельствуют показания Библии и апокрифы других направлений... «Я не царь и не царский сын, — я пастух, а говорить меня научили звезды», — пишет пророк Амос. Вот эти-то звезды — золотая книга странника — и вырастили наше вселенское символическое древо» [1; 5, с. 170].

Приведенные строки очень важны для понимания стихотворения «Октиох»: получается, что под дубом сидит «мой рыжий дед» - пастух, предок славян, мыслитель, находящийся у истоков, корней мирового древа, а значит, и у начала всей человеческой жизни. Символично и использование в тексте местоимения «мой» в значении «наш», общий предок всех людей. Отсюда же и специфика его костюма, усыпанного звёздами -небесными светилами, породившими само представление о древе. Получается, что в этих строках проглядывается не просто образ пастуха, а образ единого природного мира, в котором все взаимосвязано, слито в одно, будь то шапка-месяц или шуба - звездное небо, а может, и сам человек как прародитель других людей.

Мировое древо не только связывает мир земной и небесный, оно по сути превращает землю в продолжение неба, поэтому в жизни природы прочитываются тайны небесной жизни, христианская история. Образы «дома», «храма» и самого «древа» создают в творчестве С. Есенина устойчивую модель «деревянной», патриархальной, «голубой Руси» [1; 1, с. 168], где дерево, роща, лес символизируют либо атрибутику храма (его аналой, алтарь, свечи, кадильники и т.д.), либо сам храм, как в стихотворении «Сохнет стаявшая глина. »:

У лесного аналоя

Воробей псалтырь читает [1; 1, с. 161].

Здесь обряд богослужения проводится в «лесном храме», где воробей выступает в качестве чтеца псалмов.

Приведем еще один пример из стихотворения «Я последний поэт деревни.»: «За прощальной стою обедней / Кадящих листвой берез.» [1; 1, с. 94].

Вновь мы видим церковный обряд, где березы предстают свечками, поставленными в память об умерших людях.

В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся.» поэт сравнивает древо со служительницами богу: «И вызванивают в чётки / Ивы - кроткие монашки.. .»[1; 1, с. 84].

В стихотворении «Возвращение на Родину» поэт избирает местом молитвы лес, который выступает аналогом храма, а иконами служат осины:

Уж я хожу украдкой нынче в лес,

Молюсь осинам.

Может, пригодится.. .[1; 2, с. 78].

Следует заметить, что на уподобляемую дереву церковь переносятся и все его свойства, поэтому церковь может расцветать, чахнуть, стареть, как это и происходит в стихотворении «Сторона ль моя, сторонка.»: «Чахнет старая церквушка, / В облака закинув крест.» [1; 1, с. 94].

Кроме образа церкви и ее атрибутов, связанных с древесной символикой, в поэзии С. Есенина появляется и образ Христа. Исследователь У. Даньдань отмечает: «Еще одна ипостась Иисуса Христа в лирике Есенина - Его претворение в природе» [4; с. 5]. В стихотворении «Чую радуницу Божью.» мы наблюдаем появление в лесном храме Христа, который в своем облике имеет «древесные черты»: Между сосен, между елок, Меж берез кудрявых бус, Под венком, в кольце иголок, Мне мерещится Иисус [1; 1, с. 96].

Интересно и сравнение Христа с рябиновым кустом в стихотворении «Осень»: «И целует на рябиновом кусту / Язвы красные незримому Христу» [1; 1, с. 87].

Здесь поэт представляет Христа одним целым с природой. Его творение и есть «он сам». Символично и то, что Христос выступает именно в образе рябины, поскольку в старину это дерево считалось одним из основных магических растений, энергия которого позволяла произносить лечебные заговоры, противостоять испугам, страхам. Так и Христос помогает нам противостоять всем своим недугам. Интересна здесь и цветовая гамма, ведь красный цвет рябины и цвет христовых язв - это еще и один из основных цветов иконописи. Также красный является сакральный цветом, он тесно связан с образом страдающего Христа. Возможно, что рябиновый куст выступает вместо иконы с изображением Спасителя. В своей книге «Пути развития новокрестьянской поэзии» А.И. Михайлов отмечает: «Образ Христа у Есенина предельно связан с крестьянской Русью <.> Его образ предстает на фоне иного, чем в литературном источнике, пейзажа - северной весны, иной страны - мужицкой России <.> есенинский Христос трогателен и прост.» [5; с. 49].

Простота это выражается в изображении Христа в земной среде, а именно в окружении лесного массива.

С деревом Есенин связывает и само происхождение человека. Эту особенность есенинского творчества подтверждает исследователь У. Даньдань: «.в есенинском восприятии деревьев проявилась философская коннотация человечества как чада древа. Древесные образы Есенина антропоморфны, поэт придает им портретные характеристики» [4; с. 14]. Так, в стихотворении «Я по первому снегу бреду ...» у ивы появляются контуры человеческого тела: «Так и хочется руки сомкнуть / Над древесными бедрами ив.» [1; 1, с. 151].

В стихотворении «Пороша» поэт сравнивает главную героиню с сосной, которая выступает как «старушка»:

Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку. [1; 4, с. 47].

Другим примером может служить стихотворение «Черемуха», где ветки березы уподобляются человеческим волосам: Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. [1; 4, с. 80].

Надо отметить, что замещение происходит не только на уровне частей тела, физических характеристик, но и психической жизни человека в целом. Дерево шепчет, разговаривает, любит, страдает, печалится, стареет, умирает и даже может вызывать эротические чувства у лирического героя. Примером может служить ряд стихотворений, посвященных березе. Одним из таких является стихотворение «Я по первому снегу иду»:

Так и хочется к телу прижать Обнаженные груди берез. Так и хочется руки сомкнуть Над древесными бедрами ив... [1; 1, с. 151].

В дендронимической символике, к которой часто прибегает поэт, отчетливо проявляется оппозиция мужского и женского начал. Девичье, женское начало у него чаще всего связано с образом березы, липы, черемухи, рябины, сирени, ивы, а мужское с образом клена, дуба, тополя. Этим и объясняется появление в его стихотворениях эротических образов природы. Примером являются строки стихотворения «Мой путь»: Зеленокосая, В юбчонке белой Стоит береза над прудом. Уж и береза! Чудная. А груди. Таких грудей

У женщин не найдешь. [6; с. 232].

Нередко в этой оппозиции мужского и женского происходит замещение, и функцию мужского начала может выполнять шалун-ветер, примером служит стихотворение «Закружилась листва золотая.»: «Отрок-ветер по самые плечи / Заголил на березке подол ...» [1; 1, с. 173].

Наиболее частотным образом, который олицетворяет собой русскую природу, является образ березы, столь любимой поэтом. Она воплощала в себе женское начало, считалась покровительницей юных девушек. В стихотворении «Письмо к сестре» поэт сравнивает девушку с березкой: Березки!

Девушки-березки! Их не любить лишь может тот, Кто даже в ласковом подростке Предугадать не может плод [1; 2, с. 147].

Примером может служить и стихотворение «Микола», где поэт сравнивает березу с невестой:

Под березкою-невестой,

За сухим посошником,

Утирается берестой,

Словно мягким рушником [1; 2, с. 12].

Любопытно, что поэт именно березу наделяет всеми свойствами девушки, хотя в фольклорной традиции в соответствии с культом славянской Берегини она чаще сопоставляется с женщиной, матерью. В качестве примера приведем строки из стихотворения «Зеленая прическа.», посвященного Л.И. Кашиной: Зеленая прическа, Девическая грудь. О тонкая березка,

Что загляделась в пруд? [1; 1, с. 149].

В литературной работе С. Есенина, как и в народном творчестве, мы встречаемся и с обратным перенесением тех или иных свойств природы на человека. Так, в стихо-

творении «К теплому свету, на отчий порог.» поэт наделяет человека качествами березы: «Строен и бел, как березка, их внук.» [1; 4, с. 133].

В стихотворении «Певущий звон» поэт говорит о людях: «Все мы яблони и вишни голубого сада», поэтому так естественно звучат в его стихах слова о том, что «любимая отцветёт черёмухой» [1; 1, с. 243], что у его подруги «глаз осенняя усталость». [1; 1, с. 217]. О подобной персонификации говорит и А.И. Михайлов в своей книге «Пути развития новокрестьянской поэзии»: «Однако в противоположность Блоку, вообще символистам, неизменно подчеркивавшим «нездешнюю», неземную сущность своих идеальных героинь, Есенин идеальность облика своей ушедшей вслед за Лаурой, Беатриче и блоковской Незнакомкой возлюбленной воссоздает, так сказать, из земного «сырья» - из деталей реального мира природы, входящего в круг крестьянского бытия: «Со снопом волос твоих овсяных.», «Зерна глас твоих осыпались, завяли.» и т.д.» [5; с. 64].

Представление природных сил и явлений в образе человека применимы не только к характеристикам женского начала, но особенно сильно поэтический прием персонификации звучит там, где поэт говорит о себе, скорбя об утраченной молодости: «Ах, увял головы моей куст» [1; 1, с. 180], «головы моей жёлтый лист» [1; 1, с. 133]. «Был я весь, как запущенный сад» [1; 1, с. 212],- сожалеет он о прошлом. Варьируя этот прием, он все более углубляет его, создает ряд образов, внутренне связанных между собой: «Я хотел бы стоять, как дерево, при дороге на одной ноге» [1; 4, с. 158]; «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова» [6; с. 103]. И, наконец, даже не упоминая само древо, он вызывает этот образ словами: «Скоро мне без листвы холодеть» [1; 1, с. 175].

Особое место в поэзии С. Есенина отводится такому дереву, как клен. Именно ему поэт уподобляет своего лирического героя. Как пишет А. Марченко в своей книге «Поэтический мир Есенина», «позднее из зеленой толпы Есенин выделит самое золотое в русской осени древо - клен - за то, что «головой» на него «похож». И значение образа станет сложнее: уже не просто излюбленная деталь, своего рода обрезная печатка, но иносказательный автопортрет» [7; с. 45]. Связь поэта с кленом подтверждается и строками стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый.»:

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку [1; 4, с. 199].

Здесь клен выступает двойником поэта, а березка уподобляется чьей-то жене. С. Есенин не просто развивает идею происхождения человека от древа: он сам избирает клен как своего прародителя.

Необходимо обратить внимание на стихотворение «Я покинул родимый дом...», где ствол клена сравнивается с человеческой ногой: «Стережет голубую Русь / Старый клен на одной ноге.» [1; 1, с. 168]. В нем важен не только антропоморфизм. Исследователь М. А. Попова говорит о двойничестве: «В стихотворении «Я покинул родимый дом... » он (герой) тесно связан с элегическим хронотопом странничества. «Уход» лирического героя превращает здесь не только разрыв (пусть временный) родственных уз и обычаев, но и вынужденное «замещение» образом «древесного» двойника, который является плотью от плоти крестьянской вселенной, ее малым «мировым древо»».

Клен - двойник поэта, удалой парень с буйной копной непричесанных волос. Такое сопоставление обеспечивает круглая крона клена, похожая на копну волос или на шапку. Из этого первичного сходства и развился образ лирического героя: «Оттого что тот старый клен «Головой на меня похож.».

В стихотворении «Сукин сын» лирический герой грустит об ушедшей юности, которая «отшумела» [1; 1, с. 232], как подгнивший под окнами клен. Клен или явор в этнологических преданиях славян дерево, в которое превращен человек («заклят»).

Итак, мы видим, что в своем творчестве С. Есенин обращался к мифу, фольклору, народному искусству. В подтверждение данной мысли можно привести слова исследователя В.В. Коржина о том, что поэт неоднократно обращался к фольклорным истокам: «В связи с этим его творчество впитало в основном лишь отдельные крупицы обрядовой поэзии, которые, пройдя сквозь призму есенинского мироощущения, органически вплетались в произведение художника» [8; с. 211].

Библиографический список

1. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 6т. М.: Художественная литература, 1979.

2. Цивян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира. Исследования по структуре текста. М.: Индрик, 1999.

3. Дендронимы в творчестве С. Есенина// Есенинское энциклопедия: Концепция. Проблемы. Перспективы. Материалы Международной научной конференции, посвященной 111-летию со дня рождения С.А. Есенина. Москва- Константиново-Рязань. 2007. С. 189-200.

4. Даньдань У. Традиции фольклора и авангарда в поэзии С.А. Есенина 1910-х годов./ У. Даньдань.- Автореф. дисс.....к.ф.н. М.,2013.

5. Михайлов А. И. Пути развития новокрестьянской поэзии. М.: Ленинград Наука,1990.

6. Есенин С.А. Избранные сочинения. М.: Художественная литература,1983.

7. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М.: Советский писатель,1972.

8. Базанов В.Г.Есенин и русская поэзия. Л.: Наука,1967.

References

1. Esenin SA. Collected works in 6 vol. М., 1979.

2. Tsivyan T.V. Motion and way in Balkan picture of the world. Research on text structure. М., 1999.

3. Dendronyms in S.Esenin's works // Esenin encyclopedia: Concepyion. Problems. Prospects. Moscow-Konstantinovo-Pyazan. 2007. P. 189-200.

4. Dandan W. Tradition of folklore and avant-guard in S.A. Esenin's verse of the 1910s.

годов. М., 2013.

5. Mikhailov А. I. The ways of development of new peasant poetry. М.,1990.

6. Esenin SA. Selected works. М.,1983.

7. Marchenko А. Esenin's poetic world. М.,1972.

8. Bazanov V.G. Esenin and Russian poetry. L.,1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.