Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РОДИТЕЛЕЙ НА СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА И КАК СЛЕДСТВИЕ НА ПРОЯВЛЕНИЕ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У РЕБЕНКА'

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РОДИТЕЛЕЙ НА СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА И КАК СЛЕДСТВИЕ НА ПРОЯВЛЕНИЕ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
психосоматические жалобы / личностные характеристики родителя / стиль воспитания / эмоциональная неустойчивость / psychosomatic complaints / personal characteristics of the parent / parenting style / emotional instability

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лавриненко Е.С., Иванова Л.Ю., Сербина И.Ю., Басова Е.П., Терпелец А.Н.

Статья посвящена изучению влияния стиля родительского воспитания на возникновение психосоматических реакций у детей. В исследовании проводится сравнение результатов воздействия воспитательного процесса на основе выявленных личностных характеристик родителя (мать). Произведена оценка роли эмоциональной неустойчивости и депрессивных состояний в возникновении искажения восприятия поведения ребенка. Установлена взаимосвязь между личностными особенностями матери, оказывающими воздействие на характер воспитания и проявлением психосоматических расстройств у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE PARENTS IN THE UPBRINGING OF THE CHILD AND AS A RESULT THE MANIFESTATION OF SOMATIC DISEASES IN CHILD

The Article is devoted how the style of parental education affects the occurrence of psychosomatic reactions in children. The study compares the results of the educational process on the basis of the identified personal characteristics of the parent (mother). The role of emotional instability and depressive states in the appearance of distortion of perception of the child's behavior is evaluated. The relationship between the personal characteristics of the mother, affect the character of education and the manifestation of psychosomatic disorders in children.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РОДИТЕЛЕЙ НА СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА И КАК СЛЕДСТВИЕ НА ПРОЯВЛЕНИЕ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У РЕБЕНКА»

УДК 159.922.761:159.923.2

Лавриненко Е.С. студент магистрант 1 курса Иванова Л.Ю. студент магистрант 1 курса Сербина И.Ю. студент магистрант 1 курса

Басова Е.П. студент магистрант 1 курса Терпелец А.Н. студент магистрант 1 курса Академия психологии и педагогики Южный федеральный университет Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РОДИТЕЛЕЙ НА

СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА И КАК СЛЕДСТВИЕ НА ПРОЯВЛЕНИЕ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У РЕБЕНКА Аннотация: Статья посвящена изучению влияния стиля родительского воспитания на возникновение психосоматических реакций у детей. В исследовании проводится сравнение результатов воздействия воспитательного процесса на основе выявленных личностных характеристик родителя (мать). Произведена оценка роли эмоциональной неустойчивости и депрессивных состояний в возникновении искажения восприятия поведения ребенка. Установлена взаимосвязь между личностными особенностями матери, оказывающими воздействие на характер воспитания и проявлением психосоматических расстройств у детей.

Ключевые слова: психосоматические жалобы, личностные характеристики родителя, стиль воспитания, эмоциональная неустойчивость.

Lavrinenko E. S. Ivanova L. Yu.

Serbina I. Yu. Basova E. P. Terpelets A. N.

1st year master students Southern Federal University Academy ofpsychology and pedagogy

Russia, Rostov region, Rostov-on-Don THE INFLUENCE OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE PARENTS IN THE UPBRINGING OF THE CHILD AND AS A RESULT THE MANIFESTATION OF SOMATIC DISEASES IN CHILD Abstract: the Article is devoted how the style of parental education affects the occurrence of psychosomatic reactions in children. The study compares the

results of the educational process on the basis of the identified personal characteristics of the parent (mother). The role of emotional instability and depressive states in the appearance of distortion of perception of the child's behavior is evaluated. The relationship between the personal characteristics of the mother, affect the character of education and the manifestation of psychosomatic disorders in children.

Key words: psychosomatic complaints, personal characteristics of the parent, parenting style, emotional instability.

Во все времена родителям приходится вкладывать достаточное количество душевных и физических сил в воспитание детей. При этом, каждый родитель хочет видеть своего ребенка добрым, ласковым, послушным, умным и талантливым во многих областях.

Как говорил русский писатель Антон Павлович Чехов: «...Дети святы и чисты... Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...».

Для нормального развития ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. О психологическом здоровье говорят уже в полной мере, подчеркивая важность психологического благополучия личности и прямого влияния травматизирующих факторов на соматическое состояние человека. Здоровье рассматривается как сложное явление, определяющее репродуктивные и созидательные возможности (В.М.Рогозин 2000). Уставом Всемирной организации здравоохранения в дефиницию здоровья включены понятия «физическое здоровье» и «психическое здоровье». Общеизвестно, что длительное нахождение ребенка в стрессовой ситуации напрямую отражается на здоровье ребенка.

Укрепление психического здоровья детей и обеспечение их гармоничного развития одна из основных задач каждого родителя, поэтому актуальным представляется в данной статье привести результаты проведенного психологического исследования детей дошкольного возраста (5-6 лет) и их родителей.

Проведение психологического исследования имело две основные

цели:

1) Установить взаимосвязь личностных характеристик родителя (матери) и используемого стиля воспитания ребенка;

2) Определить, как эти критерии влияют на психосоматические заболевания ребенка и его личностные (характерологические) особенности.

В соответствии с этими целями в качестве гипотезы исследования мы предположили, что личностные характеристики матери и стиль ее воспитания влияет на соматическое здоровье ребенка.

В исследовании приняли участие 14 семей. Объектами исследования являются: один родитель (мать) и дети дошкольного возраста в возрасте от 5

до 6 лет. Предметом исследования являются соматическое состояние ребенка, личностные характеристики матери и стиль воспитания ребенка.

Исследование проводилось на базе детского сада. В исследовании приняли участие условно здоровые дети (9 мальчиков и 5 девочек) и их матери.

В качестве основных методик были использованы: Гиссенский опросник психосоматических жалоб; личностный многофакторный опросник (16-РБ) Р.Кеттелла; методика «Родительское сочинение»; детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене Д. Антонии тест-игра «Почта»; проектная методика - рисунки ребенка «Мир мамы, мир папы», «Дом».

В результате проведенного исследования было обнаружена взаимосвязь наличия соматических жалоб у детей в зависимости от личностных характеристик матерей и выбранного стиля воспитания. В таблице 1 представлены данные, полученные по результатам использования всех пяти методик.

Таблица 1

№ п/п Оцениваемые критерии Количество детей, у которых данных критерий

присутствует отсутствует

1 Соматические жалобы 9 5

2 Личностные характеристики матери, влияющие на проявление психосоматики у детей 11 3

3 Стиль воспитания: Гармоничный Деструктивный 3 11

Из 14 опрошенных у 9 детей имеются соматические жалобы разной интенсивности: жалобы на истощение, желудочные боли, головные боли, боли в различных частях тела, сердечные жалобы. Также при анализе учитывалась интенсивность жалоб. Все значения выражались в баллах. У троих детей соматические жалобы не выявляются. У двоих детей жалобы отсутствуют. Но, в одном случае ребенок, 5 лет, фактически имеет отставание в умственном развитии (в садике он находится в группе с 3х летними детьми). В другом случае отношения с ребенком напряженные, «не всегда ладные», «будет нервным», со слов матери; ребенок пережил разлад родителей, разговаривает на повышенных тонах.

Дети, имеющие соматические жалобы (по данным методики «Родительское сочинение») обладают общими доминирующими характеристиками: повышенная активность, неусидчивость, доброта, чувствительность, интеллектуальность, склонность к творчеству, стеснительность разной степени выраженности. Большинство детей этой категории «были неразлучны с матерью в детстве», «не слазили с рук» и на сегодняшний день являются детьми «требующими внимания». [4]

Детей, не имеющих психосоматических жалоб, общая доминирующая характеристика была - самостоятельный, активный, склонный к занятиям спортом, танцами.

Дети из категории «отсутствия соматических жалоб», но имеющие непростую семейную обстановку характеризовались следующим образом: мальчик 5 лет, фактически отстающий в развитии имеет, по мнению матери, острый ум, твердость в намерениях, силен в танцах, музыке и коммуникациях, а так же бесстрашен, стремиться к лидерству и имеет трудности в следовании правилам. В детстве был неразлучен с матерью, на сегодняшний день -«требует внимания». Второй ребенок, мальчик 5 лет, силен в искусстве, умен, нервный.

У матерей, дети которых имеют соматические жалобы, отличительной общей чертой, была эмоциональная неустойчивость, пластичность (изменчивость, гибкость), переменчивость настроения, раздражительность (в некоторых случаях и жестокость), депрессия, тревожность, беспокойство, склонность к мрачным предчувствиям.

У матерей, чьи дети не имеют психосоматических жалоб, так же имеются общие доминирующие черты: эмоциональная устойчивость, зрелость, невозмутимость, независимость, открытость, покладистость, безмятежность, уживчивость, удовлетворенность. Остальные характеристики отличались друг от друга, но были, скорее, «положительными», чем деструктивными: имеет свое мнение, не поддается обману, берет на себя ответственность, руководствуется чувством долга, склонен к расслабленности, практичность, реалистичность и т.д.

У оставшихся двоих детей, с «отсутствием соматических жалоб», по мнению родителя, матери, по результатам личностного многофакторного опросника (16-РБ) Р.Кеттелла, имеют идентичные характеристики с женщинами, чьи дети предъявляют соматические жалобы. Прежде всего, это эмоциональная неустойчивость, переменчивость настроений, раздражительность, тревожность, депрессивность, чувство вины.

Склонность к депрессиям, тревожность, чувство вины, страх, эмоциональная неустойчивость и тому подобные явления не являются нормой для человека. Такие отклонения от нормы могут стать причиной поведенческих или эмоциональных проблем у детей. Например, в случае депрессии у матери, ее эмоциональный контакт с ребенком нарушен, а восприятие поведения ребенка оказывается искаженным и воспринимается как неадекватное. Из - за этого увеличивается число требований к нему, возрастает число наказаний, такая мать склонна к критике. [1]

Поведение депрессивной матери характеризуется

непоследовательностью, нарушением границ ребенка. Ребенок оказывается в условиях нехватки материнской любви. [3]

О матери, находящейся в депрессии Д. Винникот пишет, что она «постоянно не способна быть рядом с ребенком. Рядом с депрессивной матерью ребенок может чувствовать себя совершенно покинутым», он

должен «возвращать к жизни» отгородившуюся, ставшую недоступной мать, тратя на это много своей жизненной энергии. «Он может жить ...только поддерживая жизнь своей матери» Филлипс А Винникот// Д.В. Винникот и аналитическая психология.

Кроме того, психические нарушения у родителей повышают вероятность супружеских конфликтов и семейных разногласий, которые имеют прямую связь с появлением проблем у детей. Т.ж. как и в любой семье, в семьях с отклонениями от психической нормы, работает механизм подражания. Страхи, тревога, ипохондрические жалобы родителей транслируются на детей, которые, в свою очередь, начинают воспроизводить такое же поведение. [2]

Можно предположить в целом, что в семьях, где родители страдают психологическими расстройствами, действуют те же факторы, что в семьях, где родители здоровы, но реализуют неадекватные модели воспитания. (Раттер М. Помощь трудным детям.)

Излишняя строгость родителей, эмоциональная несдержанность или наоборот, подавление родителями чувств в совокупностью с большим количеством опасений и тревог, является причиной большего числа страхов у детей.

У тревожных родителей - тревожные дети. Пребывание в психотравмирующей ситуации вызывает у ребенка стресс. Страхи у детей это проявление личностной тревожности. Размер страхов способствует формированию психологических защит (избегание, агрессия, фантазирование). Высокотревожные дети находятся в постоянном психоэмоциональном и мышечном напряжении, что может служить причиной психосоматических расстройств.

Итоги исследования:

В результате исследования определились две группы. Первую можно условно отнести к гармоничному стилю воспитания, сохраняющему психическое здоровье ребенка, вторую - к деструктивному. Во вторую группу по результатам исследования отнесено большинство респондентов (11 человек из 14) .

Из данного исследования влияние личностных характеристик матери на формирование личностных характеристик ребенка прослеживается неявно. В основном, матери не высказывались негативно о детях.

Проективная методика, где дети рисовали «Мир мамы, мир папы», «Дом» позволяла выявить страхи ребенка, его тревожность или напряженные отношения с родителями.

У большинства матерей, дети которых имеют соматические жалобы, наблюдались: эмоциональная неустойчивость, переменчивость настроений, тревожность и склонность к депрессиям и плохому настроению.

У трех матерей, чьи дети не предъявляли соматических жалоб -картина противоположная: они отличаются эмоциональной устойчивостью, психологической зрелостью, уверенностью в себе и т.д.

На взгляд авторов, гипотеза исследования получила подтверждение: личностные характеристики матери оказывают влияние на стиль воспитания и вызывают психосоматические заболевания у детей.

Перспективы применения результатов психологического исследования Как показали результаты исследования для воспитания психологически и физически здорового ребенка родителям нужно стремиться к гармоничному стилю воспитания.

И в заключении хотелось бы процитировать русского писателя Лева Николаевича Толстого: «...Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их... Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети».

Использованные источники:

1. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография. — СПб.: КАРО, 2006. — 175 с

2. Мещеряков Б.Г. Зинченко В.П. Большой психологический словарь - АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008.- 697 с.

3. Мирошниченко С.С. (Кузенко С.С.) Возрастная и педагогическая психология. Механизмы и условия психического развития и формирования личности. Монография.-Новосибирск: Издательство: ООО « Центр развития научного сотрудничества., 2013 - 168 с.

4. Мирошниченко С.С. (Кузенко С.С.) Исследование личностных характеристик у детей младшего школьного возраста, предрасполагающих к определенной степени выраженности страхов// Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта.СПБ: Издательство: ФГБОУ ВПО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья» №5, 2014. - с.107-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.