Научная статья на тему 'Психосоматические расстройства у детей в семьях с различными стилями семейного воспитания'

Психосоматические расстройства у детей в семьях с различными стилями семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6757
1006
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСОМАТИКА / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / СЕМЬЯ / СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ФАКТОРЫ / ФОРМИРУЮЩИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ПАТОГЕНЕЗ "ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ" / ПРИЗНАКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ / ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОСОМАТОГЕННЫХ СЕМЕЙ / PSYCHOSOMATICS / PSYCHOSOMATIC DISORDERS / PSYCHOSOMATIC DISEASES / FAMILY / FAMILY UPBRINGING STYLES / FACTORS RESULTING IN PSYCHOSOMATIC DISEASES / PSYCHIC AND EMOTIONAL TENSION / PATHOGENESIS OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS / PSYCHOSOMATIC DISEASE SYMPTOMS / PORTRAITS OF PSYCHOSOMATOGENIC FAMILIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еремина Н. Ю.

В статье осуществлен теоретический анализ основных подходов изучения психосоматических расстройств у детей, психосоматических заболеваний, стилей семейного воспитания; определены факторы, формирующие психосоматические расстройства у детей; стили семейного воспитания, способствующие формированию у ребенка психосоматических расстройств. Автором показана роль, которую играют в развитии психосоматических заболеваний неоднократные переживания психотравмирующей ситуации, а также затяжные, повторяющиеся негативные эмоции. Выявлена специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного; описаны распространенные негативные факторы семейного воспитания, способствующие развитию психосоматических заболеваний; представлен обзор классических психосоматических болезней (эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), бронхиальная астма, язвенный колит и нейродермит). Сделаны выводы о том, что именно родители обеспечивают чувство безопасности ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов поведения и реагирования на требования жизненных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S PSYCHOSOMATIC DISORDERS IN FAMILIES WITH DIFFERENT STYLES OF UPBRINGING

The author analyzes the main approaches to studying children’s psychosomatic disorders, psychosomatic diseases, styles of family upbringing; she defines the factors and styles of family upbringing resulting in children’s psychosomatic disorders. The author shows the impact of recurrent psychotraumatic situations as well as frequent negative emotions on psychosomatic diseases. The paper reveals specifics of family upbringing in distinction from public one; it describes widely-spread negative factors of family upbringing provoking development of psychosomatic diseases; it reviews the most common psychosomatic diseases: essential hypertension, gastroduodenal ulcer, rheumatoid arthritis, hyperthyroidism (thyrotoxicosis), bronchial asthma, Colitis ulcerosa and neurodermatitis. The author concludes that these are parents who ensure children’s security when communicating with the outer world, modifying behavior patterns and responding to the challenges of life.

Текст научной работы на тему «Психосоматические расстройства у детей в семьях с различными стилями семейного воспитания»

УДК 616.8

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

CHILDREN'S PSYCHOSOMATIC DISORDERS IN FAMILIES WITH DIFFERENT STYLES OF UPBRINGING

© 2015

Н.Ю. Еремина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

N.Yu. Yeremina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье осуществлен теоретический анализ основных подходов изучения психосоматических расстройств у детей, психосоматических заболеваний, стилей семейного воспитания; определены факторы, формирующие психосоматические расстройства у детей; стили семейного воспитания, способствующие формированию у ребенка психосоматических расстройств.

Автором показана роль, которую играют в развитии психосоматических заболеваний неоднократные переживания психотравмирующей ситуации, а также затяжные, повторяющиеся негативные эмоции. Выявлена специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного; описаны распространенные негативные факторы семейного воспитания, способствующие развитию психосоматических заболеваний; представлен обзор классических психосоматических болезней (эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), бронхиальная астма, язвенный колит и нейродермит). Сделаны выводы о том, что именно родители обеспечивают чувство безопасности ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов поведения и реагирования на требования жизненных ситуаций.

The author analyzes the main approaches to studying children's psychosomatic disorders, psychosomatic diseases, styles of family upbringing; she defines the factors and styles of family upbringing resulting in children's psychosomatic disorders.

The author shows the impact of recurrent psychotraumatic situations as well as frequent negative emotions on psychosomatic diseases. The paper reveals specifics of family upbringing in distinction from public one; it describes widely-spread negative factors of family upbringing provoking development of psychosomatic diseases; it reviews the most common psychosomatic diseases: essential hypertension, gastroduodenal ulcer, rheumatoid arthritis, hyperthyroidism (thyrotoxicosis), bronchial asthma, Colitis ulcerosa and neurodermatitis. The author concludes that these are parents who ensure children's security when communicating with the outer world, modifying behavior patterns and responding to the challenges of life.

Ключевые слова: психосоматика; психосоматические расстройства; психосоматические заболевания; семья; стили семейного воспитания; факторы, формирующие психосоматические заболевания; психоэмоциональное напряжение; патогенез «психосоматических расстройств»; признаки психосоматических заболеваний; характеристика психосоматогенных семей.

Keywords: psychosomatics; psychosomatic disorders; psychosomatic diseases; family; family upbringing styles; factors resulting in psychosomatic diseases; psychic and emotional tension; pathogenesis of psychosomatic disorders; psychosomatic disease symptoms; portraits of psychosomatogenic families.

Отношение к психосоматике как самостоятельной области медицины до сих пор неоднозначно, однако большинство исследователей так называемые «болезни цивилизации» считают психосоматическими. Психосоматические заболевания, особенно у детей и подростков, - ведущая психосоциальная проблема нашего времени. Увеличивается количество детей,

страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями кожи и т.д.

Психосоматика - это направление, которое изучает влияние социальных и психологических факторов на возникновение и развитие психосоматических заболеваний. В основе психосоматических

заболеваний лежит реакция на эмоциональное переживание, которое сопровождается функциональными изменениями и патологическими нарушениями в организме [1, с. 75-76].

В ряде работ [1; 2] отмечено, что причиной психосоматических заболеваний являются эмоциональные переживания и мысли больного. Таким образом, если доктора не могут найти причину болезненного состояния или если исследуемое заболевание является результатом таких состояний, как депрессия, гнев, чувство вины, тревожность, оно может быть классифицировано как психосоматическое.

Причиной психосоматических болезней, как показал анализ отечественных и зарубежных исследований, является нарушенная адаптация организма, связанная с тем, что человек постоянно находится в условиях стресса. В своих работах Г. Селье утверждал, что даже «спящий человек испытывает стресс, а полная свобода от стресса означает смерть» [Цит. по: 20, с. 104-109]. Воздействие различных факторов может быть столь мощным, что организм не справляется со стрессом, вызывая болезненное состояние.

Проблемы психосоматической психологии первоначально рассматривались в русле психоаналитической концепции З. Фрейда. В его работах, в частности, отмечалось, что психосоматическим заболеваниям предшествует «соматическая готовность», которую ученый рассматривал как физический фактор, имеющий не последнее значение при выборе забелевшего органа [См. по: 3; 4].

В работах не менее известного психоаналитика Ф. Александера нашла подтверждение мысль о том, что неоднократные переживания стрессовых ситуаций, затяжные и повторяющие негативные эмоции влияют на развитие психосоматических заболеваний. Ф. Александер дал перечень семи классических психосоматических болезней: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, эс-сенциальная гипертония, бронхиальная астма, ревматоидный артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), язвенный колит и нейродермит. Этот список постоянно дополняется, но перечисленные выше заболевания считаются доказанными [См. по: 1 ].

Например, приступ бронхиальной астмы - это фактически заторможенный «приступ плача», привлечение внимания, требование помощи матери. Расстройства органов пищеварения - это неумение переживать жизненные обстоятельства. Причинами язвенной болезни желудка являются: самообвинение, чувство вины и самонаказания [5, с. 50].

По мнению Ф. Александера, взаимодействие трех факторов - психологических, физиологических и социальных обуславливает психосоматические расстройства. В качестве психологических факторов выступают личностные особенности, неразрешенные внутренние конфликты, определяющие негативные эмоций. Конституциональная неполноценность тех или иных органов определяется физиологическим фактором, неблагоприятные воздействия среды - социальным [См. по:

5; 6].

У ребенка психосоматические заболевания приводят к эмоциональной неустойчивости, вызывают нарушения поведения в семье, детском саду, школе, тем самым снижая возможности социальной адаптации. В свою очередь, дисфункциональные отношения в семье, патологизи-рующий стиль семейного воспитания, конфликты со сверстниками, а также школьная неуспеваемость могут способствовать формированию у ребенка психосоматических расстройств [7].

Увеличение риска возникновения и развития психосоматических заболеваний порой определяется затяжным психоэмоциональным напряжением, а также запретом на выражение эмоций. Тогда как снижению тревожного состояния, возникающего у ребенка в новых или в стрессоген-ных ситуациях, способствует привязанность к родителям. Именно родители обеспечивают чувство безопасности ребенка при взаимодействии с в социуме, освоение способов поведения и реагирования на требования жизненных ситуаций.

Абсолютное большинство отечественных и зарубежных исследователей считают, что на становление и развитие личности ребенка влияет семья и ее внутрисемейные взаимоотношения.

В работах Э.Г. Эйдемиллера, И.В. Добрякова. и И.М. Никольской отмечено, что семья - это основное средство развития ребенка, поэтому формирование психологических защит и особенностей личности ребенка зависит от степени привязанности родителей и ребенка, от психологического климата семьи, от усвоения детьми родительского стиля поведения [24, с. 10].

Основной источник знаний для ребенка - это родители. Тот объем знаний, который получает ребенок в процессе своего развития, зависит от включенности родителей, от предоставления своему ребенку возможности заниматься в секциях, музыкальных и спортивных школах, посещать музеи, выставки, отдыхать на море и т.п. Особенно необходимо отметить, что с детьми важно много беседовать, совместно читать, советоваться с ними при принятии решений. Дети с большим жизненным опытом, умеющие находить выход из различных стрессовых ситуаций, решающие проблемы общения, будут быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и положительно реагировать на перемены.

Л.Б. Шнейдер указывала, что есть определенная специфика семейного воспитания, а именно: семейное воспитание основано на чувстве; семья - это разновозрастная социальная группа; в семье ребенок выполняет все основные виды деятельности: трудовую, игровую, познавательную, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, свободного общения; семейное воспитание воздействует на весь жизненный цикл человека, независимо от времени суток и времени года. Распространенными негативными факторами семейного воспитания являются следующие: плохое материальное обеспечение семьи, безнравственность, преобладание стремления к материальному благополучию над духовными потребностями; безнаказанность и всепрощенчество; отсутствие благополучного психологического климата в семье; психолого-педагогическая безграмотность родителей и др. [22].

Анализ работ отечественных авторов (Д.Н. Исаев, Ю.Ф. Антропова и др.) показал, что на патогенез «психосоматических расстройств» влияет значительное число факторов:

- неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями и дефектами;

- наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам;

- изменения в центральной нервной системе, приводящихе к нейродинамиче-ским сдвигам;

- психическое и физическое состояние во время психотравмирующих событий;

- неблагоприятные семейные и социальные факторы и др.

Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств [4; 8].

Выраженные психосоматические расстройства разнообразны, могут поражать практически любые органы и системы. Взаимосвязь возраста с психосоматическими расстройствами условна, так как расстройства встречаются как у дошкольников, так и у подростков.

Такие психосоматические реакции, как нарушение сна, частые головные боли, энурез и т.д., обычно кратковременны. Автор считает, что их появление возникает вслед за переживанием ребенком неприятных или опасных обстоятельств: одиночество, аварийная ситуация, испуг животным или человеком и т.д. [9].

У ребенка или подростка функциональные психосоматические нарушения, вызванные однократными неблагоприятными обстоятельствами или жизненными трудностями, часто влекут за собой язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальную астму, язвенный колит и др. [9; 10].

Выше перечисленные психосоматические болезни характеризуются не только нарушениями органов или систем, но и особенностями протекания болезни [11; 12].

Специалисты находят общие признаки психосоматических болезней: психическая травма, стресс, действие которых может быть кратковременным, длительным или хроническим; обострение или рецидив болезни могут быть связаны со стрессовой ситуацией; пол и стадия полового созревания влияет на течение заболевания; сезонное обострение психосоматических расстройств. У разных людей один и тот же эмоциональный стресс вызывает различные реакции и заболевания [13].

При осмотре ребенка специалист обращает внимание на его скованность, быстрые переходы от смеха к слезам, вегетативные расстройства. К личностным особенностям ребенка, предрасположенного к психосоматическим расстройствам, относят сензитивность, повышенную ответственность, склонность к снижению настроения при малейших неблагоприятных ситуациях. На этом фоне легко возникают страхи, фобические расстройства, которые в связи с незрелостью психики приобретают соматическую окраску.

Типичными особенностьями психического состояния в ходе обследования ребенка являются заторможенность в начале беседы, ранимость, стеснительность, аффективная лабильность, легкое возникновение расстройств настроения (плач, скованность, замкнутость). Обращают на себя внимание утомляемость, нарушение работоспособности, психический инфантилизм (отсутствие критики к себе, легкая внушаемость, подчиняемость, поиск лидера, иногда желание показать себя в лучшем свете). Часто отмечается редуцированный психоорганический синдром в виде двигательной расторможен-ности, активного и пассивного протеста, отсутствие чувства дистанции при беседе. При утомлении усиливается двигательная расторможенность, деятельность ребенка малопроизводительна и нецеленаправленна [13; 14].

Таким образом, под «психосоматическими расстройствами» следует пони-

мать как актуальные, так и долговременные сдвиги в работе функциональных систем организма, связанные прежде всего с психоэмоциональными факторами.

Основная часть социализации с момента рождения у человека происходит в семье, и нарушение семейных взаимоотношений может способствовать формированию психосоматических нарушений.

Для психосоматогенной семьи нехарактерно поощрение свободного выражения переживаний, вследствие чего ребенок присваивает стереотипы подавления эмоций, что приводит к их соматизации. Подавление отрицательных эмоций может быть связано с тем, что в семье принят стереотип терпения, отношения к болезни как к состоянию, в котором человек сам виноват [7].

Выделяют пять характеристик психосоматогенных семей: 1) сверхвключенность родителей в жизненные проблемы ребенка, которая мешает развитию самостоятельности, следовательно, ослабляет защитные механизмы и способствуют развитию внутреннего конфликта; 2) сверхчувствительность каждого члена семьи к дистрессам другого; 3) ригидность взаимоотношения в семье, низкая способность менять правила взаимодействия при меняющихся обстоятельствах; 4) тенденция избегать выражения несогласия и открытого обсуждения конфликтов, что усиливает риск возникновения внутренних конфликтов; 5) ребенок с его заболеванием часто играет роль стабилизатора в скрытом супружеском конфликте [7; 19]. Конечно, болезнь не возникает после одной-двух ситуаций сдерживания своих чувств [15]. Однако эти две ситуации могут иметь продолжение.

Значимым фактором, влияющим на протекание психосоматических заболеваний, является отношение родителей к заболеванию ребенка. Как правило, на него влияют страх перед последствиями обострений, убежденность родителей в своих знаниях о конкретном заболевании. Отношение к болезни ребенка сказывается и на отношении к его личности. Взаимоотношения в семье подвергаются изменению в связи с появлением у одного из ее членов хронического заболевания [16].

Необходимо отметить, что само появление ребенка на свет может быть причиной возникновения психосоматических расстройств у родителей. При появлении первенца родители еще недостаточно готовы к изменению своих функциональных обязанностей [15].

К психосоциальным факторам относятся патологические стили воспитания [7]. Стиль семейного воспитания - это совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка. Наблюдения за детско-родительскими отношениями в различных семьях позволили психологам составить описание стилей воспитания, возникающих под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор того или иного стиля семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь традиции, в которых воспитывались сами родители. Немаловажное значение имеют индивидуально-личностные особенности родителей, их педагогическая культура и психологическая грамотность.

Типы семейных взаимоотношений, определяющих стиль семейного воспитания, в отечественной литературе рассматривались в работах А.В. Петровского, Л.Г. Сагатовской, Д.Н. Исаева, В.И. Гар-бузова, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера, В.М. Миниярова и других ученых.

Предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллером классификация, построенная на соотношении особенностей формирования личности детей и стилей семейного воспитания, представляется наиболее интересной с точки зрения ее практического применения. В стилях семейного воспитания авторами были выделены пять отклонений.

1. Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, ребенок часто остается без надзора, ему уделяется мало внимания, ощущается физическая заброшенность, нет интереса к его жизни со стороны родителей. Воспитание носит формальный характер, поэтому невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.

2. Доминирующая гиперпротекция проявляется в запретах, повышенном

внимании к ребенку, в чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, в ограничении ребенка в действиях, что впоследствии приводит либо к реакции эмансипации, либо к формированию таких качеств, как безынициативность, несамостоятельность, безответственность, неумение постоять за себя [17].

3. Потворствующую гиперпротекцию называют «воспитание кумира семьи». Родители стараются освободить свое дитя от малейших трудностей, обожают и чрезмерно покровительствуют, потакают любым его желаниям, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. У ребенка формируется высокий уровень притязаний, стремление к лидерству. Еще А. Маслоу отмечал, что такой стиль формирует патологическую потребностью в любви и признании. Личность, воспитывающаяся в такой семье, нередко испытывает в жизни отрицательные переживания, так как «слепая» родительская любовь не научила ребенка справляться с трудностями и неприятностями.

4. При стиле «эмоциональное отвержение» родители тяготятся своим ребенком, его потребности игнорируются, с ним жестоко обращаются, ребенок-обуза часто встречает скрытое эмоциональное отвержение. Данный стиль семейного воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие личности ребенка. З. Фрейд писал, что в таких семьях могут присутствовать все четыре «тревожащие» ситуации: потеря желаемого объекта, потеря любви, потеря личности, потеря любви к себе.

5. Стиль семейного воспитания «повышенная моральная ответственность» выражается в требовании от ребенка честности, порядочности, развития чувств, не соответствующих его возрасту. Порой подростку насильно приписывают роль «главы семьи», перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми. Родители пророчат особое будущее своему ребенку, а ребенок боится их разочаровать, искренне стараясь оправдать надежды.

Можно дополнить список отклонений в стиле родительского воспитания: предпочтение женских, мужских или детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, перенос конфликта между супругами в сферу воспитания [18].

Из вышесказанного следует, что родительский стиль - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения родителя с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку. Можно предположить, что те или иные отклонения в семейных взаимоотношениях могут способствовать формированию определенных психосоматических нарушений.

Для подтверждения данных предположений было проведено исследование с помощью методик «Анализ психологического анамнеза ребенка» и «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис)», в котором принимали участие 42 родителя детей 3-6 лет, посещавших «группу для часто болеющих детей». С целью сбора информации о жизни ребенка, составления истории его индивидуально-психологического развития родителям предлагалось заполнить бланк психологического

А

анамнеза на ребенка. После заполнения бланка родители отвечали на уточняющие вопросы. Таким способом выявлялись патологии в развитии ребенка, особенности взаимоотношений в семье в целом, наличие или отсутствие врожденных или наследственных заболеваний, интересы и привычки ребенка.

Исследование позволило прийти к выводу, что индивидуально-психологическое развитие часто болеющих детей и здоровых детей различается. Гармоничный стиль преобладает в семьях, имеющих здоровых детей. В семьях, имеющих часто болеющих детей, преобладают четыре стиля: эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротектия, гипопро-текция и гармоничный стиль. Возникновение психосоматических расстройств у детей сопровождают такие стили, как доминирующая гиперпротекция, гипопро-текция и гармоничный стиль.

Анализ полученных результатов показал, что в генезе психосоматических расстройств одним из ведущих факторов является стиль семейного воспитания и общий фон семейных взаимоотношений. Степень их благоприятности / неблагоприятности - одно из условий, обеспечивающих здоровье детей и их устойчивость по отношению к психогенным факторам.

А А

1. Николаева В.В., Арина Г.А. Принципы синдромного анализа в психологическом изучении телесности // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М. : РПО, 1998. - С. 75-82.

2. Бажурин В.Б., Федорова Г.М. и др. Основы психосоматики. - Донецк, 2010. - 64 с.

3. Бройтигам В., Кристиан П., Рад фон М. Психосоматическая медицина. - М. : Гэотар Медицина, 1999. - 376 с.

4. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия : кратк. лекционный курс. - СПб. : Речь, 2001. - 144 с.

5. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия : практ. руководство. -М. : Класс, 2007. - 592 с.

6. Королева Е.Г. Личностные особенности и психотерапия в психосоматике : пос. для студ. мед.-психол. фак-та, психологов, интернов, клинических ординаторов и врачей-психиатрического профиля. - Гродно : ГрГМУ, 2011. - 204 с.

7. Билецкая М.П. Семейная психотерапия детей с психосоматическими расстройствами (ЖКТ). - СПб. : Речь, 2010. - 192 с.

8. Петрюк П.Т., Якущенко И.А. Психосоматические расстройства: вопросы дефиниции и классификации // Вестник Ассоциации психиатров Украины. - 2003. - №3-4. - С. 133-140.

9. Коркина М.В. Психиатрия : Учеб. для студ. мед. вузов / М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев. - 3-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2006. - 576 с.

10. Старшенбаум Г.В. Психосоматика : руководство по диагностике и самопомощи. - Ро-стов-н/Д., 2014. - 251 с.

11. Александров Ю.А. Пограничные психические расстройства : руководство для врачей. -М. : Медицина, 1993. - 78 с.

12.Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - СПб. : Речь, 1996. -

453 с.

13.Калачева И.О. Психосоматические нарушения как общепедиатрическая проблема [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=452. (дата обращения 27.12.2015).

14.Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / Под ред. А.Б. Смулевича. - М. : Русский врач, 2000. - 160 с.

15. Сидоров П.И., Новикова И.А. Синергетическая концепция формирования психосоматических заболеваний // Социальная и клиническая психиатрия. - 2007. - Т. XVII, вып. 3. -С. 76-81.

16.Крейслер Л. Психосоматика в психопаталогии младенчества // Мать, дитя, клиницист: Сборник / под ред. G. Fava Vizziello, D.N. Stern / пер. с итал. - М., 1994. - С. 112-145.

17.Эйдемиллер Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 672 с.

18.Минияров В.М. Педагогическая психология : уч.-метод. пос. - Ч. I: Психология воспитания. - Самара : СамГПУ, 2006. -175 с.

19.Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства : курс лекций. - 2-е изд., испр. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 320 с.

20.Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные психические расстройства : справочник. - М., 2007. - 256 с.

21.Коментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М. : Педагогика, 1989. - 80 с.

22. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. - М., 1992. - 226 с.

23.Шнейдер Л.Б. Психология семенных отношений : курс лекций. - М. : Апрель-Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 24-25. (Серия «Кафедра психологии»).

24.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб. : Речь, 2003. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.