Научная статья на тему 'Отношение матери к ребенку как фактор возникновения психосоматических заболеваний у детей дошкольного возраста'

Отношение матери к ребенку как фактор возникновения психосоматических заболеваний у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
605
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ПСИХОГЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ / ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА / ПАТОЛОГИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / НАПРЯЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамаева Виктория Спиридоновна, Алексеева Наталья Алексевна

На сегодняшний день, одной из актуaльных проблем является проблема роста психосомaтических зaболеваний у детей дошкольного возраста. На наш взгляд, это связано, во-первых, с биологическими и, во-вторых, с социальными факторами психолoгической напряженности всего нашего общества. Большинство семей испытывают весьма сложное экономическое положение, поляризацию доходов, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, это, в свою очередь, ведет к росту тревожности, раздражительности, напряженности, состояния опустошенности, безысходности и, как следствие, к росту психосоматических заболеваний у взрослого и детского населения. В структуре общей заболеваемости в последнее время настолько увеличилось частота психосоматической патологии, что некоторые исследователи стали называть современное общество «психосоматически ориентированным». Психосоматические заболевания у детей возникают в результате неблагополучных семейно-бытовых отношений, нарушения детско-родительских отношений, отсутствия контроля за поведением детей, избыточной занятости родителей и частых разводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mother’s attitude to a child as a factor in the occurrence of psychosomatic diseases in children of preschool age

One of the most pressing problems today is the problem of the growth of psychosomatic diseases in children. This is due, primarily, to shared social tensions, psychological unbalance of the whole society. The difficult economic situation of most families, income polarization, lack of confidence in the future lead to increased anxiety, irritability, and, consequently, to the growth of psychosomatic diseases in adults and children. In the structure of general morbidity in recent times has increased so the frequency of psychosomatic disorders, some researchers have begun to call the modern society «psychosomatic oriented». Psychosomatic diseases in children result from a dysfunctional family and domestic relations, violation of parent-child relationships, lack of control over children’s behavior, the excessive employment of parents, and frequent divorces.

Текст научной работы на тему «Отношение матери к ребенку как фактор возникновения психосоматических заболеваний у детей дошкольного возраста»

- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 159.922

В.С. Шамаева, Н.А. Алексеева

Отношение матери к ребенку как фактор возникновения психосоматических заболеваний у детей дошкольного возраста

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. На сегодняшний день, одной из актуальных проблем является проблема роста психосоматических заболеваний у детей дошкольного возраста. На наш взгляд, это связано, во-первых, с биологическими и, во-вторых, с социальными факторами психологической напряженности всего нашего общества. Большинство семей испытывают весьма сложное экономическое положение, поляризацию доходов, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, это, в свою очередь, ведет к росту тревожности, раздражительности, напряженности, состояния опустошенности, безысходности и, как следствие, к росту психосоматических заболеваний у взрослого и детского населения. В структуре общей заболеваемости в последнее время настолько увеличилось частота психосоматической патологии, что некоторые исследователи стали называть современное общество «психосоматически ориентированным». Психосоматические заболевания у детей возникают в результате неблагополучных семейно-бытовых отношений, нарушения детско-родительских отношений, отсутствия контроля за поведением детей, избыточной занятости родителей и частых разводов.

Ключевые слова: психосоматические заболевания, материнская депривация, психогенная патология, отношения матери и ребенка, патология, родительские отношения, взаимоотношения, напряженность.

V. S. Shamaeva, N.A. Alekseeva

Mother's attitude to a child as a factor in the occurrence of psychosomatic diseases in children of preschool age

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstarct. One of the most pressing problems today is the problem of the growth of psychosomatic diseases in children. This is due, primarily, to shared social tensions, psychological unbalance of the whole society. The difficult economic situation of most families, income polarization, lack of confidence in the future lead to

ШАМАЕВА Виктория Спиридоновна - старший преподаватель кафедры социальной и этнической психологии Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

E-mail: shamanvik@mail.ru

SHAMAEVA Victoria Spiridonovna - Senior Lecturer of social and ethnic psychology, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

АЛЕКСЕЕВА Наталья Алексевна - студент 6 курса Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

E-mail: natalikka91@mail.ru

ALEKSEEVA Natalya Aleksseevna - 6th year student, Institute of Psychology, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University.

increased anxiety, irritability, and, consequently, to the growth of psychosomatic diseases in adults and children. In the structure of general morbidity in recent times has increased so the frequency of psychosomatic disorders, some researchers have begun to call the modern society «psychosomatic oriented». Psychosomatic diseases in children result from a dysfunctional family and domestic relations, violation of parent-child relationships, lack of control over children's behavior, the excessive employment of parents, and frequent divorces.

Keywords: psychosomatic diseases, maternal deprivation, psychogenic pathology, mother-child relationship, pathology, parental relationship, mutual relations, strain, stress.

Введение

Одной из наибoлее вяжных прoблем сегодняшнего дня является проблема роста психосоматических забoлеваний у детей и подростков. Данная проблема особо актуально рассматривается по психологическим и клиническим направлениям. Но в большинстве случаев рассматривается проблема последствий материнской депривации. Материнская депривация в основном рассматривается как состояние, при котором отсутствует удовлетворение основных жизненных потребностей ребенка. Также это состояние можно рассматривать как эмоциональное обеднение ребенка. В первом году жизни мать для ребенка является источником для развития и становления многочисленных сенсорных стимулов, необходимых для нормального развития психических функций ребенка.

Возникновение психосоматических заболеваний

Психосомaтические забoлевания у детей дошкольного возраста возникают в результате неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, избыточной занятости родителей и частых разводов. В литературе бoльшое внимание уделяется описанию последствий материнской депривaции для развития личности ребенка [1-4]. Исследования показали, что лишение мaтеринской заботы почти всегда ведет к зaдержке развития ребенка - физического, интеллектуального, психического, сoциального, могут появиться симптомы физических и психических болезней. Родительскaя депривaция - глaвная причита психoгенной патологии, и низкяя самooценка - oдин из ее первых результатов [2, 3].

В специальных исследованиях и публикациях констатируются факты ослабления роли современной семьи, с одной стороны, и укрепление семьи с повышением уровня ее педагогической культуры, с другой. Анализ современного общества и роли семьи в нем, проведенный учеными, свидетельствует о том, что семья часто не способна создать условия для социализации ребенка, т.е, семья не может организовать более эффективный процесс формирования личности ребенка в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок мог бы усвоить социальный опыт. Социальный опыт ребенок усваивает в большей степени в окружении семьи именно в зависимости от того, как выстраиваются отношения в семье. Ребенок каждый день практически наблюдает за всем, что происходит, как родители разговаривают, при этом ребенок особо наблюдает за эмоциями взрослых, что в последующем будет одной из основ для развития эмоциональной сферы ребенка. И на уровне дошкольного развития этот компонент имеет очень важное значение. На основе эмоционального развития будут выстраиваться другие сферы другие личностного развития ребенка. В целом процесс развития ребенка все равно идет, но, то что ребенок усваивает без понимания, может создавать определенные трудности следующего этапа развития. Каждый этап психического развития ребенка имеет последовательный характер. И последующие этапы развития будут связаны с последующими этапами развития. И на каждом этапе возрастного развития, перехода появляются все новые знания, умения, навыки, обогащение жизни, обогащение познания ребенком окружающего мира. В практике психологической науки это обозначается как новообразования. Новообразования, в частности психологические, в развитии ребенка имеют очень важное значение, социальный опыт должен обогащаться при переходе с одного возраста в другой. Появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности ребенка также влияют на его изменение. Физические новообразования в основном протекают по канонам развития в целом организма ребенка. А социально-психологические новообразования в основном создают то личностное содержание, которое связано с индивидуальными, типологическими,

психологическими особенностями. Если в окружении ребенка не хватает родительского внимания, заботы, любви, общения - это все затрудняет процесс развития ребенка, в каких-то ситуациях может привести к задержке психического развития. И это все равно переживается ребенком, так как он живое существо, принимающее все, что на него воздействует: и хорошее, и плохое. И это все затрудняет усвоение социального опыта. Если социальный опыт не усваивается, то это как раз приводит к возникновению разнообразных психологических проблем и, как следствие, психосоматических заболеваний [4]. Ребенок не всегда в состоянии справиться с появлением отрицательных эмоций, чувством дискомфорта, с переживаниями. Они даже родителям не могут объяснить это состояние, рассказать об этом, что они испытывают. Только в подростковом возрасте будет проявляться осознанность этих разнообразных эмоций, состояний. И это их дискомфортное состояние начинает усложняться тем, что маленькие дети не могут и не способны снимать психологическое напряжение. А взрослый человек может применить какие-то приемы снятия напряжения. Вот поэтому и психосоматические заболевания у детей дошкольного возраста возникают очень легко. И в первую очередь напряжение выходит через тело ребенка, реакция возникает на физическом уровне. Это далее может переходить в устойчивое заболевание, которое плавно может переходить во взрослую жизнь. Также если социальный опыт не усваивается, то это влияет на неспособность ребенка самостоятельно выстраивать свое поведение.

Ребенок, не сумевший преодолеть препятствий и не имеющий возможности официально и без потери самоуважения выйти из ситуации, ищет косвенные пути. Поиск этих косвенных путей и может быть одним из факторов, условий возникновения различных психологических сложностей в жизненной реальной ситуации, или чаще всего ведет к безвыходным ситуациям, которые за собой создают ряд многих психологических проблем.

У человека безвыходная ситуация иногда решается посредством болезни. Все внутреннее имеет внешнее проявление. У некоторых детей дошкольного возраста перед занятиями начинает болеть голова, живот, их тошнит, они испытывают другие болезненные симптомы. В остальное время они как бы сглаживаются и вовсе исчезают во время летних каникул [4].

Примерно так же выглядит и так называемый школьный невроз, часто сопровождающий детей, в семьях которых возлагаются повышенные требования к ребенку, не соответствующие его реальным возможностям. Надо соотносить реальные возможности ребенка. К сожалению, во многих семьях между супругами возникают разные проблемы, которые способствуют появлению психосоматических проблем у ребенка. Решить эти проблемы и, таким образом, помочь ребенку часто невозможно без коррекции супружеских отношений. Особенности личности ребенка формируются на основе тех семейных отношений, которые ребенок видит, чувствует в семье. Ведь взрослый человек, в особенности родитель, практически всегда становится примером для ребенка. Ребенок всегда копирует поведение своих родителей. Семья -единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его плохое поведение, как правило, являются симптомом других семейных болезней. Самая хорошая, эффективная профилактика - оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение личных проблем. Они не изолированы, а прямо вплетены в отношениях с ребенком. Супружеские и личные, собственные проблемы - не только ваше личное, родителей, но важный фактор развития личности ребенка. На ребенка влияет все, что с ним происходит во внешней организации среды. Он все воспринимает как реальную данность без фильтрации. Именно родители выступают регулятором разных социальных воздействий, через их интерпретации, объяснение маленький ребенок приобщается ко всему тому, что находится в прямом воздействии.

Анализ особенностей влияния материнского отношения на возникновение психосоматического заболевания

Возникновение психосоматической болезни у ребенка основывается на отношении родителей к его личности. В целом можно говорить о том, что взаимоотношения в семье подвергаются изменению в связи с появлением у одного из ее членов заболевания.

В этой связи актуальность проведения теоретического и эмпирического исследования по проблеме отношения матери к ребенку как к фактору возникновения психосоматических заболеваний у детей дошкольного возраста очевидна.

Целью предлагаемой работы является выявление особенностей влияния материнского отношения на возникновения психосоматического заболевания у детей дошкольного возраста.

В ходе выполнения работы проверялась гипотеза об отличии матерей часто болеющих детей от матерей здоровых детей по стилям воспитания и особенностям взаимодействия с ребенком. Исследование проводилось на базе детского сада «Пушинка» г. Якутска. В исследовании принимали участие матери часто болеющих детей и матери здоровых детей. Объем выборки - 60 человек, из них 30 - матери часто болеющих детей и 30 - матери здоровых детей. Возраст детей, чьи матери приняли участие, составил 3-7 лет.

Выбор методов исследования обусловлен поставленными задачами.

1. Для исследования типа воспитания использовалась методика «Анализ семейного воспитания» Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса [4]. Данная методика позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.

2. Для исследования родительского отношения у матерей использовалась методика «Тест-опросник родительского отношения (ОРО)», авторы А.Я. Варга, В.В. Столин [5]. Данная методика ориентирована на выявление родительского отношения.

При анализе методики, как видно на рис. 1 были выявлены у 9 респондентов первой группы значимые различия по показателю симбиоз, что составляет 30% от общего количества выборки данной группы. Данный показатель оказался значимо выше в группе матерей, имеющих часто болеющих детей. То есть, они в сравнении с матерями, дети которых являются более здоровыми, стараются всегда быть ближе к ребенку, удовлетворять его основные и разумные потребности. Матери, чьи дети болеют реже, это 7 респондентов второй группы, что составляет 23,3% от общего количества выборки данной группы, в меньшей степени склонны к симбиотическим отношениям. Они сохраняют несколько большую дистанцию в отношениях с детьми и позволяют им проявлять больше самостоятельности в отношении удовлетворения их потребностей. Вероятно, очень тесная связь матери и ребенка, а также активная включенность матери в жизнь ребенка могут способствовать тому, что ребенок развивает некоторую зависимость от матери и меньше укрепляется благодаря собственной активности.

Рис. 1. График средних значений показателей методики ОРО в группе матерей часто болеющих и здоровых детей

Методика «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. позволила диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности. Как видно из рис. 2,

значимые различия были выявлены по показателю воспитательная неуверенность родителей у 10 респондентов второй группы, что составляет 33,3%. Данный показатель оказался значимо выше в группе матерей, имеющих здоровых детей. То есть, матери здоровых детей чаще могут идти на поводу у своих детей, уступать им в вопросах, которые считают важными. Они склонны в большей степени винить себя в ошибках воспитания, неуверенно чувствуют себя в воспитательном процессе, боятся упрямства и сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Матери, чьи дети часто болеют, напротив проявляют больше требовательности. Они более уверены в воспитании и не склонны винить себя в ошибках, совершенных в этом процессе.

■ матери болеющих детей

■ матери здороэых детей

с" Г <• <; 41 * ^ ^

Рис. 2. График средних значений показателей методики анализа семейного воспитания (Эйдемиллера и Юстицкиса) в группе матерей часто болеющих и здоровых детей.

Список сокращений: Г «+» - гиперпротекция; У «+» - потворствование; У «-» - игнорирование потребностей; Т «+» - чрезмерность требований (обязанностей); Т «-» - недостаточность обязанностей; З «+» - чрезмерность требований-запретов (доминир.); З «-» - недостаточность требований-запретов к ребенку; С «-» - чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания); Н - неустойчивость стиля воспитания; ПДК - предпочтение детских качеств; ВН - воспитатель неуверенность родителей; ПНК - проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; ВК - вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания; ПЖК - предпочтение женских качеств; ПМК - предпочтение мужских качеств; РРЧ - расширение сферы родительских чувств; ФУ - фобия утраты ребенка; НРЧ - неразвитость родительских чувств.

Заключение

Таким образом, на сегодняшний день психологической литературы о психосоматических заболеваниях достаточно много. Однако по причине отсутствия фундаментальных исследований в этой области уровень и глубина представлений о детской психосоматике остаются старыми, что отображают лишь внешние аспекты этого феномена.

Проведя исследование отношения матери к ребенку как фактора возникновения психосоматических заболеваний, мы действительно выявили характерные особенности в стиле взаимодействия и воспитания ребенка у матерей с часто болеющими и здоровыми детьми.

Матери часто болеющих детей склонны к симбиотическим отношениям с ребенком. То есть, они стараются всегда быть ближе к своим детям, стремятся удовлетворять их потребности. При этом они оказываются достаточно уверенными в своих воспитательных подходах и не склонны брать на себя вину за какие-то неудачи в воспитании. Они могут вести себя так, будто они лучше понимают, что нужно ребенку, возможно, они таким образом подменяют желания и потребности ребенка своими собственными, что не позволяет ребенку формиро-

вать свою чувствительность к своим потребностям и осуществлять действия по их удовлетворению. Возможно также, что такая близость к ребенку способствует созданию «тепличных» условий для него, не позволяет ему развивать самостоятельность и укрепляться в том числе и с точки зрения иммунитета. Возможно также и то, что такой тип отношений является следствием болезненного состояния ребенка, а не его причиной, ведь за болеющим ребенком требуется постоянный уход.

Матери здоровых детей напротив склонны иметь несколько большую дистанцию в отношениях с ребенком, они дают больше пространства ребенку и реализации его потребностей. Такой возможности давать свободу ребенку способствует и выраженная их неуверенность в отношении воспитательного процесса. То есть, они могут проявлять сомнения в том, что делают, учитывать мнение ребенка и в случае каких-то неудач брать ответственность на себя, а не ребенка. Вероятно, это способствует поддержанию здорового психологического климата в семье и хорошему иммунитету их детей.

Таким образом, поставленная цель достигнута, полученные результаты оправдали гипотезу о том, что матери часто болеющих детей отличаются от матерей здоровых детей по стилям воспитания и особенностям взаимодействия с ребенком.

Возможные перспективы дальнейшей работы представляются нам связанными с более углубленным изучением факторов возникновения психосоматических заболеваний у детей. Интересно было бы проведение собственного экспериментального исследования, посвященного рассматриваемой в настоящей работе проблеме.

На сегодняшний день она, на наш взгляд, весьма актуальна, представляет немалый теоретический и практический интерес и поле для исследовательской деятельности.

Литература

1. Холмогорова А.Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. - Москва, 2002. - №2. - С. 46-50.

2. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 231 с.

3. Елисеева Ю.Ю. Психосоматические заболевания. - М: Недра, 2001. - 88 с.

4. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2007. - 269 с.

5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Союз, 2001. - 93 с.

References

1. Kholmogorova A.B. Nauchnye osnovaniia i prakticheskie zadachi semeiMi psikhoterapii // Moskovskii psikhoterapevticheskii zhurnal. - Moskva, 2002. - №2. - S. 46-50.

2. Khomentauskas G.T. Sem'ia glazami rebenka. - M.: Pedagogika, 1989. - 231 s.

3. Eliseeva Iu.Iu. Psikhosomaticheskie zatolevaniia. - M: Nedra, 2001. - 88 c.

4. Eidemiller E.G., Iustitskis V. Psikhologiia i psikhoterapiia sem'i. - SPb.: Piter, 2007. - 269 s.

5. Varga A.Ia. Sistemnaia semeinaia psikhoterapiia. CPb.: Soiuz, 2001. - 93 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.