Научная статья на тему 'Направления психологической коррекции в системе профилактики психосоматических нарушений здоровья у старших дошкольников'

Направления психологической коррекции в системе профилактики психосоматических нарушений здоровья у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
809
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ / НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ / НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ / PSYCHOSOMATIC DISTURBANCE BY CHILDREN / TRENDS OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION / PROPHYLAXIS OF PSYCHOSOMATIC DISORDER / DIGESTIVE DISORDER BY CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воинова Елена Юрьевна

В статье рассматриваются результаты психологического исследования, определяющие причины психосоматических нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста на модели нарушений пищеварения и направления психологической коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воинова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological correction course in the system of elder preschool child psychosomatic disorders prevention

In the article are considered the results of psychological research, determined the causes of psychosomatic disturbance of health by elder preschool age children based on the model of digestive disorder and trends of psychological correction.

Текст научной работы на тему «Направления психологической коррекции в системе профилактики психосоматических нарушений здоровья у старших дошкольников»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9:61+616.89

Е. Ю. Воинова

НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются результаты психологического исследования, определяющие причины психосоматических нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста на модели нарушений пищеварения и направления психологической коррекции.

In the article are considered the results of psychological research, determined the causes of psychosomatic disturbance of health by elder preschool age children based on the model of digestive disorder and trends of psychological correction.

Ключевые слова: психосоматические нарушения у детей, направления психологической коррекции, профилактика психосоматических заболеваний, нарушения пищеварения у детей.

Keywords: psychosomatic disturbance by children, trends of psychological correction, prophylaxis of psychosomatic disorder, digestive disorder by children.

Значение психологических факторов в этиологии и патогенезе хронических неинфекционных соматических заболеваний является одним из ключевых вопросов психосоматики как области междисциплинарных исследований и клинической практики. Особое значение данная проблема приобретает в связи с задачами профилактики нарушений здоровья в детском возрасте, что определяется, с одной стороны, растущей заболеваемостью среди детей и подростков, общим снижением уровня их здоровья, а с другой стороны, негативным влиянием соматических расстройств на их психическое развитие и социальную адаптацию. Центральное место в структуре хронических соматических расстройств детского возраста занимают нарушения пищеварения: по эпидемиологическим данным, каждый седьмой ребенок в РФ (то есть 150 детей из 1000) имеет то или иное заболевание системы пищеварения [1]. Предшкольный возраст рассматривается как наиболее сенситивный в плане развития первых симптомов психосоматических наруше-

© Войнова Е. Ю., 2010

ний здоровья, в особенности функционирования желудочно-кишечного тракта [2].

Возрастной период 6-7 лет является для ребенка сложным этапом в его развитии. На фоне протекающих физических изменений в организме ребенка происходят значительные изменения в социальном плане. Ребенку приходится морально готовится к своему новому статусу школьника, новым обязанностям и правилам, которым необходимо следовать. При этом требования взрослых по отношению к ребенку становятся более принципиальными, жесткими. В возрасте 6-7 лет происходит совершенствование коммуникативных и социально-адаптивных способностей, развивается познавательная сфера, формируется готовность к школьному обучению. Значительные социально-психологические изменения совместно с физическим взрослением организма ребенка могут, однако, вызывать чрезмерное эмоциональное напряжение, что способствует развитию нарушений психического и соматического здоровья.

Известно, что в детском возрасте симптоматика зачастую неспецифична, чаще всего она является результатом не органических, а функциональных нарушений. Но и эти нарушения изменяют реактивность детского организма, создают условия для дисгармонического развития. Задолго до появления явных соматических расстройств у детей обнаруживается стойкое эмоциональное напряжение [3]. Это обстоятельство определяет высокую актуальность раннего выявления признаков психоэмоционального неблагополучия и предболезненных состояний у детей, распознавания психосоциальных факторов риска развития нарушений здоровья.

Определение ранних диагностических признаков неблагополучия в психосоматическом развитии ребенка, оценка роли психогенных (прежде всего, семейных) факторов в развитии у него нарушений здоровья является необходимым условием научно обоснованного психологического вмешательства в системе профилактических и лечебных мероприятий. Изучению данной проблемы в связи с задачами обоснования направлений профилактики нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста было посвящено исследование, которое проводилось на базе детского отделения санатория-профилактория «Прилесье» ОАО АВТОВАЗ г. Тольятти. В ис-

следовании приняли участие семьи детей, которые были направлены в санаторий с целью лечения либо проведения профилактических и общеоздоровительных мероприятий. Всего было обследовано 213 семей, где воспитываются дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем здоровья (100 девочек, средний возраст 6,5"0,5 лет; 113 мальчиков, средний возраст 6,7± 0,6 лет).

У 74 детей (из обследованных семей) были диагностированы расстройства пищеварения, среди которых преобладали дискинезии желчевы-водящих путей (58%), дисбиоз кишечника (32%), гастродуоденит (10%). Давность развития заболеваний у детей данной группы - 1-2 года.

У остальных 139 детей не было клинически верифицированных расстройств пищеварения. Общее самочувствие детей оценивалось как удовлетворительное. Вместе с тем в ходе исследования эта группа была разделена на две подгруппы: «практически здоровые» (68 детей) и «дети с признаками предболезненного состояния» (71 ребенок). Состояние здоровья детей с признаками предболезни на момент исследования оценивалось клинически как удовлетворительное, но в течение последних 3-6 месяцев дети данной группы периодически ощущали некоторые соматические недомогания и предъявляли жалобы на дискомфорт в области пищеварительного тракта (эпизодические боли в животе, потеря аппетита, запор, диарея, тошнота). Данные явления имели непостоянный характер, и при клиническом, а также лабораторно-инструментальном обследовании у детей данной группы патологических изменений в организме выявлено не было.

Большинство детей (81% детей с расстройствами пищеварения, 90% детей с признаками пред-болезненного состояния и 85% практически здоровых детей) воспитываются в полных семьях. Всего в исследовании приняли участие 196 родителей (113 матерей и 83 отца).

Основными методами исследования были кли-нико-психологический метод и экспериментально-психологический метод. Клинико-психологи-ческий метод включал в себя клинико-биографи-ческий метод (анализ медицинских карт), наблюдение и психодиагностическую беседу (полуструктурированное интервью с родителями и ребенком).

Экспериментально-психологический метод представлен методическим комплексом из следующих методик: методика для изучения фруст-рационных реакций С. Розенцвейга (детский вариант); методика «Лесенка» для исследования самооценки; «Цветовой тест М. Люшера»; методика для оценки детской тревожности «Выбери нужное лицо»; методика для исследования подверженности страхам «Скажи, боишься ли ты...»;

опросник для оценки родительских установок PARI (Parental Attitude Research Instrument); опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).

Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов математической статистики. В исследовании использовались дескриптивный, факторный и дискриминантный анализ. Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 6.0.

Результаты проведенного исследования позволили уточнить научно-теоретические представления об особенностях психического развития детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем состояния здоровья. На модели нарушений пищеварения были выявлены особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями здоровья и определены характеристики микросоциальной среды, способствующие развитию психосоматических расстройств в детском возрасте.

Наиболее значимыми прогностическими характеристиками в отношении развития нарушений здоровья по результатам проведенного исследования оказались особенности семейных взаимоотношений, условия воспитания, а также некоторые особенности эмоционально-поведенческой сферы детей: гиперпротекция и воспитательная неуверенность матери, недостаточная вовлеченность отца в процесс воспитания, неудовлетворенность родителей взаимоотношениями в семье, наличие у родителей личностных неразрешенных проблем; повышенная подверженность страхам, эмоциональная лабильность и преобладание неконструктивных стратегий поведения во фруст-рирующих ситуациях у детей.

Выявленные особенности эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями здоровья могут быть важными индикаторами предболезнен-ных состояний. Соответственно, при целенаправленном психологическом обследовании детей старшего дошкольного возраста могут быть выделены группы риска в отношении развития психосоматических расстройств.

В ходе исследования был выявлен интересный факт, что возраст обследуемых детей (кризис 67 лет) совпал с кризисным этапом их родителей (30-40 лет). Согласно современным подходам в возрастной психологии в этот период нарастает психологическая напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке, и сопровождается чувством внутренней неудовлетворенности. Это позволяет объяснить полученные нами результаты о повышенной конфликтности в обследуемых семьях и значительном количестве проблем во внутрисемейных взаимоотношениях. Таким образом, мож-

но предположить, что риск развития нарушений здоровья у детей 6-7 лет повышается при переживании родителями на данном этапе собственных личностных изменений, связанных с кризисом зрелого возраста.

Анализ результатов исследования позволил заключить, что важными прогностическими критериями выявления риска нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста являются особенности семейных взаимоотношений и условий семейного воспитания, которые можно отнести к психогенным факторам нарушения здоровья у детей. Результаты проведенного комплексного медико-психологического исследования позволили сделать следующие обобщающие выводы.

1. Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями здоровья характерны особенности эмоционально-волевой сферы: повышенная по сравнению со здоровыми сверстниками эмоциональная лабильность и подверженность страхам; наличие страхов, нехарактерных для данного возраста (страх ровесников, боли); преимущественно пониженная самооценка и преобладание неконструктивных способов преодоления фрустрирую-щих ситуаций. В наибольшей мере данные особенности выражены на стадии предболезни.

2. У детей с эпизодическими нарушениями пищеварения при отсутствии клинически выраженных расстройств желудочно-кишечного тракта на фоне сомато-вегетативной неустойчивости, отмечаются эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, сниженная самооценка, склонность к неконструктивным реакциям на фрустрацию в форме пассивного ухода либо обвинения других и самообвинения при повышенном уровне агрессивности; а также трудности в общении со сверстниками. Эти особенности эмоционально-поведенческой сферы сопряжены с повышенным психоэмоциональным напряжением и способствуют развитию психосоматических расстройств.

3. При переходе предболезненного состояния в клинически выраженные функциональные расстройства пищеварения на фоне сохранения общей эмоциональной неустойчивости у детей старшего дошкольного возраста отмечается стабилизация самооценки, повышение уровня активиро-ванности, смещение баланса агрессивности на окружающих людей, повышение потребности в общении с родителями.

4. Условия воспитания детей с нарушениями здоровья характеризуются следующими особенностями: недостаточной удовлетворенностью и повышенной конфликтностью во взаимоотношениях родителей, гиперпротекцией и воспитательной неуверенностью со стороны матери, недостаточной вовлеченностью отца в процесс воспитания. Наиболее выражены нарушения семейных взаимоотношений и социальная неудовлет-

воренность родителей в семьях детей с признаками предболезненного состояния (неустойчивыми жалобами на соматические недомогания).

5. Примененный в ходе исследования психодиагностический комплекс позволяет на основании данных об особенностях эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста и условий их воспитания определять группы риска в отношении развития нарушений пищеварения. Выделенные психодиагностические критерии предболезненного состояния у детей позволяют индивидуализировать стратегию психологической коррекции в системе мер по профилактике психосоматических заболеваний.

6. Психокоррекция в системе мер по профилактике нарушений здоровья в старшем дошкольном возрасте должна осуществляться при появлении первых признаков соматического неблагополучия у детей и должна быть направлена, с одной стороны, на снижение у детей общего эмоционального напряжения, преодоление социальных страхов и формирование навыков адаптивного реагирования во фрустрирующих ситуациях, а с другой стороны, на формирование благоприятных условий воспитания в их семьях: развитие воспитательной компетентности у родителей, коррекцию нарушенных родительских взаимоотношений и дезадаптивных родительских установок.

В настоящее время, как показывает практика, работа по оказанию помощи детям начинает проводиться тогда, когда заболевание имеет уже выраженные симптомы, доставляет страдания ребенку и оказывает негативное влияние на его социально-психологическую адаптацию. Для предупреждения развития нарушений здоровья и нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей старшего дошкольного возраста в ходе исследования была разработана и внедрена в систему санаторно-курортного лечения программа психодиагностических и психокоррекционных мероприятий. Разработаны практические рекомендации психопрофилактической и психокор-рекционной работы с детьми и их родителями.

Весьма перспективной неспецифической формой профилактики представляется работа по консультированию обоих родителей по вопросам воспитания ребенка с акцентом на важности благополучия семейных взаимоотношений и гармоничного семейного воспитания для сохранения здоровья ребенка.

В детских дошкольных учреждениях педагогам, психологам и медицинским работникам необходимо проводить регулярные встречи с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания ребенка. Рекомендуемые темы для беседы и обсуждения: возрастные особенности развития детей дошкольного возраста; возможные последствия неблагоприятных усло-

вий воспитания и семейных взаимоотношений для развития эмоционально-волевой сферы и физического здоровья детей; благоприятные и неблагоприятные стратегии воспитания и другие темы.

Важным источником информации о семейной организации и условиях семейного воспитания является наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей в повседневных ситуациях. Следует отметить, что работники детских учреждений не всегда могут заметить нарушения семейных взаимоотношений, однако весьма диагностичны-ми являются эмоционально-поведенческие расстройства и нарушения психофизического развития у детей, как правило, свидетельствующие о неблагоприятных условиях воспитания. Тревожными сигналами неблагополучия детей по результатам проведенного исследования можно считать: ухудшение аппетита, повышенную подверженность страхам, тревожность, склонность к реакциям ухода или игнорирования в конфликтных ситуациях, заниженную самооценку, эмоциональную лабильность, трудности в общении со сверстниками, значительное отставание от ровесников при усвоении нового материала, отсутствие устойчивой мотивации к обучению.

При появлении тревожных моментов в поведении ребенка психологу необходимо провести комплексное психодиагностическое исследование и на основании полученных результатов организовать программу психокоррекционной работы с родителями и детьми. Психодиагностическое исследование должно включать исследование особенностей семейных взаимоотношений, условий семейного воспитания, особенностей развития эмоционально-волевой сферы и психофизического развития ребенка. Результаты проведенного обследования необходимо обсудить в беседе с родителями. Во время беседы целесообразно дополнительно информировать родителей о возрастных особенностях развития детей старшего дошкольного возраста и о возможных психогенных факторах нарушения здоровья у детей. Примененный в исследовании психодиагностический комплекс доказал свою эффективность в решении задачи выявления психогенных факторов риска нарушений здоровья у детей старшего дошкольного возраста и, соответственно, может быть рекомендован для психологического обследования данного контингента.

Общим принципом психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста является сочетание психологической диагностики и психокоррекции. Психологическая диагностика особенностей эмоционально-волевой сферы детей должна осуществляться в полуигровой форме, сочетать методы стандартизированной оценки с методами активного наблюдения и проективны-

ми методиками, в том числе в контексте использования психокоррекционных техник (приемов арт-терапии, сказкотерапии и др.).

Психокоррекционная работа с ребенком по профилактике нарушений здоровья при наличии предболезненных состояний и расстройств пищеварения (в стадии ремиссии) должна быть направлена на снижение общей эмоциональной напряженности детей, выявление и преодоление страхов, развитие коммуникативных навыков (с целью преодоления страха общения и взаимодействия со сверстниками), выработку конструктивных способов поведения во фрустрирующих ситуациях. Психокоррекция в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой формах, а также при их сочетании. При этом позитивный опыт общения со сверстниками и поддержка со стороны взрослого могут способствовать формированию более уверенного поведения, позитивного образа-Я и повышению самооценки ребенка.

Предпочтительной формой групповой психокоррекции для детей старшего дошкольного возраста и их родителей являются совместные пси-хокоррекционные занятия с элементами семейной психотерапии: в процессе таких занятий у родителей формируется более четкое представление об эмоциональных потребностях детей, между родителями и детьми устанавливаются эмоционально более позитивные отношения, также более конструктивные взаимоотношения устанавливаются и между родителями.

В течение 1-2 лет после проведения психо-коррекционной работы для закрепления полученных результатов целесообразно, по возможности, оказывать поддерживающую психологическую помощь семье преимущественно в форме консультирования, а при необходимости - повторного курса психокоррекции.

Профилактика нарушений соматических (психосоматических) заболеваний у детей должна иметь комплексный характер и включать систему мероприятий, корригирующих факторы риска нарушений здоровья и формирующие благоприятные условия для психического и физического развития ребенка.

Примечания

1. Санкт-Петербург-Гастро - 2007: материалы 9-го Междунар. Славяно-Балтийского науч. форума. URL: www.gastro.spb.ru

2. Баранов А. А, ГрининаО.В. Болезни органов пищеварения у детей. Горький, 1981. 150 с.; Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.: Специальная литература, 1996. 454 с.

3. Исаев Д. Н. Психосоматический подход и модель психосоматических расстройств у детей и подростков // Вестник клинической психологии. 2003. Т. 1, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.