Научная статья на тему 'РОЛЬ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У РЕБЕНКА'

РОЛЬ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / АЛЛЕРГИЯ НЕЯСНОГО ГЕНЕЗА / ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Блюм Анна Ивановна, Василенко Татьяна Дмитриевна

Несмотря на значимость вопроса психосоматического здоровья ребенка и распространенность психосоматических заболеваний, дискуссионным остается вопрос о роли материнского отношения при возникновении психосоматических расстройств у детей, о природе и механизмах эмоциональной дезадаптации как одной из причин их возникновения. В статье рассматриваются особенности материнского отношения при проявлении у ребенка самоповреждающего поведения и аллергии неясного генеза. Включение в группы сравнения детей с аллергией неясного генеза и самоповреждающим поведением было обусловлено попыткой найти общность психологических закономерностей между проявлением симптомов неподтвержденного атопического дерматита и актов самоповреждения у детей. По результатам проведенного исследования представлено дифференцированное влияние роли материнского отношения на формирование психосоматического благополучия ребенка. Авторами констатируется, что в случае наличия у ребенка аллергии неясного генеза характерна несогласованность действий матери в отношении ребенка, проявление гиперопеки выступает средством управления собственным тревожным состоянием матери. При проявлении самоповреждающего поведения присутствует склонность матери игнорировать потребности ребенка из-за низкой способности понимать причины его поведения. Посредством выявления особенностей материнского отношения подтверждена значимость раннего контакта в диаде мать-ребенок в группах матерей дети, которых страдают аллергией неясного генеза или проявляют самоповреждающее поведение. Обоснованы задачи клинико-психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с самоповреждающим поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Блюм Анна Ивановна, Василенко Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MATERNAL ATTITUDE IN THE FORMATION OF SELF-HARMING BEHAVIOR IN A CHILD

The problem of the role of maternal attitude for the occurrence of psychosomatic disorders and the question about the nature and causes of emotional maladaptation in children are still under discussion, in terms of the importance of the issue of children psychosomatic health and the prevalence of psychosomatic diseases. The article discusses the features of the maternal attitude when a child shows self-harming behavior and allergies of unknown origin. Children with allergies of unknown origin and self-harming behavior were included in the comparison groups due to an attempt to find a common psychological pattern between the manifestation of symptoms of unconfirmed atopic dermatitis and acts of self-harm in children. According to the results of the study, the differentiated influence of the role of the maternal attitude on the psychosomatic well-being of the child is presented. The authors state that if a child has an allergy of unknown origin, the inconsistency of the mother's actions towards the child is observed, the manifestation of hyperprotection acts as a means of controlling the mother's own anxious state. When self-harming behavior is manifested, there is a tendency of the mother to ignore the needs of the child due to a low ability to understand the reasons for child's behavior. By means of identifying the features of the maternal relationship, the significance of early contact in the mother-child dyad in groups of mothers, whose children suffer from allergies of unknown origin or demonstrate self-harming behavior, was confirmed. The tasks of clinical and psychological support of parents bringing up children with self-harming behavior are substantiated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У РЕБЕНКА»

DOI: 10.23888/humJ2022103223-232

РОЛЬ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У РЕБЕНКА

THE ROLE OF MATERNAL ATTITUDE IN THE FORMATION OF SELF-HARMING BEHAVIOR IN A CHILD

Блюм А. И., Василенко Т. Д.

Курский государственный медицинский университет, Курск, Российская Федерация

Аннотация:

Несмотря на значимость вопроса психосоматического здоровья ребенка и распространенность психосоматических заболеваний, дискуссионным остается вопрос о роли материнского отношения при возникновении психосоматических расстройств у детей, о природе и механизмах эмоциональной дезадаптации как одной из причин их возникновения. В статье рассматриваются особенности материнского отношения при проявлении у ребенка самоповреждающего поведения и аллергии неясного генеза. Включение в группы сравнения детей с аллергией неясного генеза и самоповреждающим поведением было обусловлено попыткой найти общность психологических закономерностей между проявлением симптомов неподтвержденного атопического дерматита и актов самоповреждения у детей. По результатам проведенного исследования представлено дифференцированное влияние роли материнского отношения на формирование психосоматического благополучия ребенка. Авторами констатируется, что в случае наличия у ребенка аллергии неясного генеза характерна несогласованность действий матери в отношении ребенка, проявление гиперопеки выступает средством управления собственным тревожным состоянием матери. При проявлении самоповреждающего поведения

Blum A. I., Vasilenko T. D.

Kursk State Medical University, Kursk, Russian Federation

Abstract:

The problem of the role of maternal attitude for the occurrence of psychosomatic disorders and the question about the nature and causes of emotional maladaptation in children are still under discussion, in terms of the importance of the issue of children psychosomatic health and the prevalence of psychosomatic diseases. The article discusses the features of the maternal attitude when a child shows self-harming behavior and allergies of unknown origin. Children with allergies of unknown origin and self-harming behavior were included in the comparison groups due to an attempt to find a common psychological pattern between the manifestation of symptoms of unconfirmed atopic dermatitis and acts of self-harm in children. According to the results of the study, the differentiated influence of the role of the maternal attitude on the psychosomatic well-being of the child is presented. The authors state that if a child has an allergy of unknown origin, the inconsistency of the mother's actions towards the child is observed, the manifestation of hyperprotection acts as a means of controlling the mother's own anxious state. When self-harming behavior is manifested, there is a tendency of the mother to ignore the needs of the child due to a low ability to understand the reasons for child's

223

присутствует склонность матери игнорировать behavior. By means of identifying the features

потребности ребенка из-за низкой способности of the maternal relationship, the significance

понимать причины его поведения. Посредством of early contact in the mother-child dyad in

выявления особенностей материнского отноше- groups of mothers, whose children suffer from

ния подтверждена значимость раннего контакта в allergies of unknown origin or demonstrate

диаде мать-ребенок в группах матерей дети, self-harming behavior, was confirmed. The tasks

которых страдают аллергией неясного генеза или of clinical and psychological support of parents

проявляют самоповреждающее поведение. bringing up children with self-harming behavior

Обоснованы задачи клинико-психологического are substantiated.

сопровождения родителей, воспитывающих детей с самоповреждающим поведением.

Ключевые слова:

самоповреждающее поведение; аллергия неясного генеза; особенности материнского отношения

Keywords:

self-harming behavior; allergy of unknown origin; features of maternal attitude

Актуальность

Чувство эмоционального комфорта служит индикатором оптимального состояния ребенка в окружающем его мире и является контекстом его нормального развития и отражением положительного эмоционального отношения матери, проявляющегося во взаимодействии с ребенком [1-3]. Даже незначительное проявление болезни у детей является для родителя проблемой. Наличие патологических проявлений, в частности — демонстрация самоповреждающего поведения ребенком, вслед за озадаченностью врачей, вызывает очень много тревоги у матери. В нашей работе под самоповреждающим поведением мы понимаем устойчивую склонность к повторению болезненно фиксирующихся произвольных самоповреждающих действий, которая происходит в ходе депривации жизненно важных потребностей [4, 5].

Дискуссионным остается вопрос о содержании и роли семейных факторов в возникновении психосоматических расстройств у детей, природе и механизмах эмоциональной дезадаптации как одной из причин их возникновения [6-8].

Психосоматические расстройства у младенцев имеют высокую распространенность по причине отсутствия сформированных механизмов личности способных реагировать на стрессовые состояния психопатологическими симптомами, в свою очередь эти функции начинают выполнять органы и системы тела [9]. Состояния стресса, зачастую являющиеся источником психосоматических расстройств, негативно переживаются несформированной личностью, усугубляют возникающие нарушения здоровья [10].

Несмотря на достижения фармакологии, заболеваемость психосоматическими расстройствами увеличивается, ввиду этого за последнее десятилетие интерес к мониторингу роли психологических факторов в возникновении и течении заболеваний возрастает как у российских, так и у зарубежных исследователей [11-14].

По информации различных источников встречаемость психосоматических расстройств в младенческом возрасте в России составляет от 30 до 68% от количества детей, обращающихся за медицинской помощью [15, 16]. В подавляющем большинстве лечеб-

ные мероприятия в отношении детей проводятся с переориентацией на биомедицинский подход, в процессе чего не учитывается воздействие психологических и психосоциальных факторов при формировании и развитии психосоматических расстройств. Игнорирование или снижение роли указанных факторов может приводить к медикаментозному «залечиванию» детей, а также к хронизации наличествующих патологических состояний.

Цель

Изучить роль материнского отношения в возникновении самоповреждающего поведения у ребенка.

Задачи

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировав научные источники, выделить основные подходы и направления исследования роли материнского отношения в возникновении психосоматических расстройств у детей.

2. Исследовать и охарактеризовать роль материнского отношения в возникновении аллергии неясного генеза.

3. Исследовать и охарактеризовать роль материнского отношения в возникновении самоповреждающего поведения у ребенка.

4. На основе проведенного исследования, сформулировать основные задачи клини-ко-психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с самоповреждающим поведением.

Материалы и методы

С учетом поставленных задач и выделенной цели исследования нами были использованы следующие группы методов: клиническая беседа; разработанная анкета, направленная на выявление симптомов самоповреждающего поведения, составленная на основе работ М. Эйнсворт — эксперимент «Незнакомая ситуация», а также «Манге-ймской шкалы»; опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захарова (методика ОДРЭВ); анкета выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций Й. Шванцара; Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйде-миллер, В. В. Юстицкис (методика АСВ); Тест-опросник родительского отношения В. В. Столина, А. Я. Варга (методика ОРО).

Для статистического анализа были использованы методы описательной статистики (анализ средних тенденций — мода, медиана и среднее; изменчивости признака — размах, стандартное отклонение); сравнительной статистики (непараметрические критерии — Н-критерий Крускала-Уоллиса, критерий Х2 Пирсона). Все расчеты проводились с использованием статистического пакета фирмы StatSoft Statistica 8.0 для Windows.

В ходе исследования выборка разделилась на три группы: матери относительно здоровых детей (ОЗ) (20 человек); матери детей с проявлением самоповреждающего поведения (СП) (20 человек); матери детей с проявлением аллергических реакций

неясного генеза (АНГ) (20 человек). Акты самоповреждения у детей были в большей степени часто регистрируемыми и ограничивались такими формами, как щипание или расцарапывание кожи, кусание себя, удары по телу или удары руками, ногами или головой о поверхности, настойчивые манипуляции с волосами вплоть до выдергивания их. Наличие самоповреждающего поведения было подтверждено со слов матери, по результатам проведенного клиническим психологом анкетирования. Диагноз «аллергия неясного генеза» был выставлен врачом-аллергологом на основании проведенных анализов на иммуноглобулин Е. Включение в третью группы сравнения матерей детей с аллергией неясного генеза было обусловлено попыткой найти общность психологических закономерностей между проявлением неподтвержденного атопического дерматита и самоповреждающего поведения. Средний возраст детей в исследуемых группах составил до 1 года и 6 месяцев, распределение по половой принадлежности в группах сравнения было идентичным и составило 60% мальчиков и 40% девочек.

Исследование проводилось на базе ОБУЗ «Областная детская клиническая больница», Медицинский центр «Живица», в период декабрь 2021 — апрель 2022.

Результаты и их обсуждение

В таблице 1 представлены значимые различия по особенностям материнского отношения в исследуемых группах, согласно применяемым нами методикам.

Таблица 1. Достоверные различия особенностей материнского отношения в группах матерей детей ОЗ, матерей детей с СП, матерей детей с АНГ

Характеристика 1 группа (ОЗ) 2 группа (СП) 3 группа (АНГ) Достоверность различий

Методика «Эмоциональные взаимоотношения в семье»

Шкала «Способность воспринимать состояние ребенка» М (sd) = 0,338 Ме = 4,001 М (sd) = 0,428 Ме = 4,152 М (sd) = 0,454 Ме = 3,809 p = 0,004

Шкала «Понимание причин состояния» М (sd) = 0,422 Ме = 3,685 М (sd) = 0,397 Ме = 3,300 М (sd) = 0,458 Ме = 3,209 p = 0,004

Методика «Родительского отношения»

Шкала «Кооперация» М (sd) = 1,461 Ме = 5,851 М (sd) = 1,627 Ме =4,666 М (sd) = 1,653 Ме =4,952 p = 0,035

Шкала «Симбиоз» М (sd) = 1,237 Ме = 5,861 М (sd) = 1,401 Ме =4,815 М (sd) = 1,503 Ме =4,477 p = 0,005

Шкала «Контроль» М (sd) = 1,494 Ме = 2,677 М (sd) = 1,651 Ме =4,143 М (sd) = 1,347 Ме =4,714 p = 0,000

Методика «Анализ семейных взаимоотношений»

Шкала «Воспитательная неуверенность» М (sd) = 0,906 Ме = 1,000 М (sd) = 0,001 Ме =1,068 М (sd) = 0,088 Ме =1,181 p = 0,041

Шкала «Фобия утраты» М (sd) = 0,646 Ме = 0,272 М (sd) = 0,783 Ме =0,448 М (sd) = 0,847 Ме =0,636 p = 0,013

226

Характеризуя результаты, полученные с помощью методики «Эмоциональные взаимоотношения в семье», в блоке чувствительности мы наблюдаем значимые различия по шкалам «Способность воспринимать состояние ребенка» и «Понимание причин состояния». Обнаруженные различия свидетельствуют о том, что для матерей детей с АНГ характерна более низкая способность воспринимать состояние ребенка, то есть рефлексировать его эмоции, чувства и настроение. Они, как правило, склонны игнорировать проявления беспокойства у ребенка, стремятся контролировать нарушение собственных личных границ, присутствует низкая ориентация на потребности ребенка. Это сочетается с более низким уровнем понимания причин состояния ребенка, чем у матерей детей относительно здоровых. Таким образом, для матери детей с АНГ характерна затрудненность в оценивании эмоционального состояния собственного ребенка и причин его обуславливающих.

Матери детей с СП более высоко оценивают свою способность воспринимать состояние ребенка, но это не сочетается с низкими показателями по критерию «Понимание причин состояния», что может свидетельствовать о том, что они не могут адекватно оценивать состояние своего ребенка, присутствует склонность переоценивать физическое и эмоциональное состояние ребенка. Гиперопека выступает как средство управления собственным тревожным состоянием матери, в связи с чем ребенок имеет недостаток эмоционального контакта с матерью, тем самым порождая негативные переживания, которые могут обуславливать возникновения самоповреждающего поведения с целью привлечения внимания матери к эмоциональным потребностям ребенка. Е. Н. Чуева в своей работе указывает на то, что ощущение покинутости порождает чувство вины, социальную изоляцию и, как следствие, ощущение острой душевной боли. Именно непреодолимое желание избавиться от этой боли толкает к самоповреждающему поведению [17].

Оценивая параметры по методике «Родительское отношение», по шкалам «Кооперация», «Симбиоз» и «Контроль» наблюдаются значимые различия по показателям в исследуемых группах. Анализируя показатели по критерию «Кооперация», можно сделать вывод о том, что матери детей ОЗ и матери детей с АНГ более ориентированы на взаимодействие со своими детьми, искренне заинтересованы и участливы, что полностью противопоставлено результатам матерей детей с СП. Они дистанцируются в контакте со своими детьми, сложно ориентируются в возможностях удовлетворения потребностей детей, не всегда проявляют участие.

Характеризуя критерий «Симбиоз», можно сделать вывод о том, что матери детей ОЗ ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, при этом допускают проявление автономии у ребенка. Матери детей с СП устанавливает границы в контакте с ребенком, отстранение выражено в неприятии, которое относится не напрямую к ребенку, а к его определенным действиям и поступкам. Присутствует излишняя критичность и непоследовательность во взаимодействии. Для матерей детей с АНГ характерно присутствие тревоги за ребенка, ребенок воспринимается как маленький и беззащитный. Контакт ограничивается невозможностью матери позволить ребенку проявления самостоятельности и автономии.

По параметру «Контроль» для матерей детей с АНГ и матерей детей с СП характерно присутствие авторитарности по отношению к ребенку. При наличии у ребенка аллергии неясного генеза матери устанавливают строгие дисциплинарные рамки для своего ребенка, требуя безоговорочного послушания. Ввиду наличия больших опасений за здоровье ребенка при проявлении аллергии неясного генеза, жесткий контроль со стороны матери выступает средством оптимизации и своего эмоционального состояния. В исследовании, проведенном И.М. Шишковой, родительская тревожность за здоровье ребенка определяется как один из значимых компонентов неблагоприятного воздействия на развитие детей [18]. Среди матерей детей с СП часто наблюдаются колебания в воспитании по принципу гипопротекции, проявляющейся отвержением эмоциональных требований ребенка, и по принципу гиперпротекции, которая обуславливает излишний контроль относительно поведенческих проявлений. Эмоциональные «качели» со стороны матери по отношению к ребенку вызывают много напряжения у ребенка и обуславливают непринятие собственных эмоциональных реакций, которые в дальнейшем могут выступать триггерами проявления самоповреждающего поведения.

На рисунке 1 представлены результаты по методике «Анализ семейных взаимоотношений», в частности — статистически значимые различия обнаружены по шкале «Воспитательная неуверенность» (p = 0,041), «Фобия утраты» (p = 0,013).

Методика ABC 80%

СП АНГ ОЗ

■ «Воспитательная неуверенность» рФобия утраты»

Рис. 1. Анализ материнского отношения по шкалам «Воспитательная неуверенность» и «Фобия утраты» в группах матерей детей ОЗ, матерей детей с СП, матерей детей с АНГ.

Наибольший процент матерей (67%), дети которых склонны к самоповреждающему поведению, указали на наличие у них неуверенности в отношении воспитания ребенка, что свидетельствует о нарушении ролевых позиций. Ребенок при таком воспитании способен своим поведением влиять и манипулировать взрослыми. Воспитательная неуверенность также характерна для 60% матерей, дети которых страдают аллергией неясного генеза, что свидетельствует о том, что мама способна менять свои решения в пользу ребенка, опасаясь совершить ошибку. Таким образом создается фон для разви-

тия истерической личности. Часто такие матери транслируют ипохондрическую боязнь за ребенка. Матери относительно здоровых детей указали на наличие воспитательной неуверенности в 33% случаев.

Для 80% женщин, дети которых страдают аллергией неясного генеза, характерна ярко выраженная фобия утраты ребенка. Ввиду этого женщины часто совершают несогласованные действия в отношении ребенка, продиктованные страхом его потери (проверяют дыхание, излишне подвергают лечебным манипуляциям и т. д.), в отличие от матерей относительно здоровых детей (26,6%) и матерей, дети которых склонны к самоповреждающему поведению (40%).

Признаки психического напряжения и невр опте сын реакций

30%

53,30%

4460%

I 33,30%

26,70% ^Н 26,70% ^Н

|| II

СП АНГ ОЗ

■ минимальное проявление ■ среднее проявление значпеник проявление

Рис. 2. Характеристика проявлений признаков психического напряжения и невротических реакций у детей с СП, детей с АНГ и ОЗ детей.

Рассматривая результаты, полученные с помощью методики «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей», были обнаружены статистически значимые различия (р = 0,038), характеристика проявлений отражена на рисунке 2. Для детей с самоповреждающим поведением минимальное проявление психического напряжения и невротических тенденций характерно для 26,7% детей, среднее — у 46,6%, значительное — у 26,7%. Чаще всего мамы указывали на умеренно или сильно выраженные симптомы у своих детей, в качестве примера следует указать часто упоминающиеся жалобы: грызет ногти; засыпает медленно и с трудом; стал тревожен; часто плачет; боится чужих людей; есть проявления недержания стула и мочи. Это указывает на наличие психического напряжения у детей, этот факт может знаменоваться и трактоваться как проявление нарушенного контакта с матерью. При наличии у ребенка аллергии неясного генеза минимальное проявление психического напряжения и невротических тенденций наблюдается у 53,3% детей, среднее — у 33,3%, значительное — у 13,4%.

229

120% ■

Для относительно здоровых детей не характерно значительное проявление психического напряжения, наличие среднего проявления напряжения характерно у 20% детей, минимальное проявления наблюдается у 80% детей.

Выводы

Для женщин, дети которых страдают аллергией неясного генеза, характерна несогласованность действий в отношении ребенка, проявление гиперопеки выступает средством управления собственным тревожным состоянием матери, в связи с чем ребенок имеет недостаток эмоционального контакта с матерью, характерно проявление психического напряжения и невротических тенденций.

Низкая способность понимать причины поведения ребенка, склонность игнорировать потребности ребенка обуславливают наличие у ребенка выраженного психического напряжения и невротических тенденций, что может выступать условием проявления самоповреждающего поведения у ребенка.

Задачами клинико-психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с самоповреждающим поведением, могут быть:

- развитие способности к пониманию собственных переживаний (обучение адекватному способу выражения своих чувств);

- снижение эмоционального напряжения и тревоги;

- осознание и актуализации психологических ресурсов женщин;

- оптимизация эмоционального отношения матерей к болезни ребенка;

- выработка эффективных способов конструктивного взаимодействия с супругом и с социумом; нормализация семейных взаимоотношений между супругами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Чемурзиева М.М., Погорова Р.И. Эмоциональная привязанность ребенка к матери // Chronos. 2019. № 2 (29). С. 30-32.

2. Баранов А.А., Махмутова Р.К., Шрейбер Т.В. Материнско-детское эмоциональное взаимодействие как фактор формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12, № 1. С. 128-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Зобнина Т.В., Моторина Н.В. Проявление родительского отношения в особенностях эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 1. С. 52-55.

4. Польская Н.А. Феноменология и функции

REFERENCES:

1. Chemurziyeva MM, Pogorova RI. Emotsional'naya privyazannost' rebenka k materi. Chronos. 2019;(2):30-2. (In Russ).

2. Baranov AA, Makhmutova RK, Shreiber TV. Mother-child emotional interaction as a factor in formation of young children's psychosomatic disorders. Vestnik of the Mari State University. 2018;12(1):128-34. (In Russ).

3. Zobnina TV, Motorina NV. The manifestation of a parental attitude consisting in the peculiarities of emotional interaction between mothers and their toddlers. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2017;(1):52-5. (In Russ).

4. Pol'skaya NA. Fenomenologiya i funktsii samopovrezhdayushchego povedeniya pri

230

самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии: Диссертация д-ра психол. наук. М.; 2017. Доступно по: https:// disser.spbu.ru/files/disser2/1299/aftoreferat/LhFrV ZFsBV.pdf. Ссылка активна на 13.07.2022.

5. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. 2-е изд. М.: Издательство Института Психотерапии, Издательство НГМА; 2000.

6. Дусказиева Ж.Г. Влияние родительского отношения на развитие психосоматической патологии у детей // Медицинская психология в России. 2010. № 3. С. 15. Доступно по: http://www.medpsy.ru/ тр^/агеЫу global/2010 3 4/nomer/nomer15.php. Ссылка активна на 13.07.2022.

7. Кравцова Н.А. Роль детско-родительских отношений в формировании психосоматических нарушений у детей и подростков (динамическая модель психосоматического дизонтогенеза) // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 13-18.

8. Лифинцева А.А., Холмогорова А.Б. Семейные факторы психосоматических расстройств у детей и подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 1 (84). С. 70-83.

9. Василенко Т.Д., Земзюлина И.Н. Ранние эмоциональные дефициты и психосоматическое здоровье младенца // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2016. № 3. С. 117-124. doi: 10.21626^Ык/2016-3/18

10. Куфтяк Е.В. Психология семьи: регуляция и защита. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова; 2011.

11. Смулевич А.Б., Сыркин А.Л., Козырев В.Н. Психосоматические расстройства (клиника, эпидемиология, терапия, модели медицинской помощи) // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1999. Т. 99, № 4. С. 4-16.

12. Селиванова Е.А. Семья как фактор психосоматических заболеваний у детей // Метеор-Сити. 2016. № 3. С. 41-45.

13. Смирнова С.В., Сергодеева Е.А. Нарушения семейных отношений в генезе психосоматических заболеваний у детей // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 67-69.

14. Василенко Т.Д., Воробьёва М.Е. Качество взаимодействия матери и ребенка как фактор формирования здоровья // Педиатр. 2016. Т. 7, № 1. С. 151-155. doi: 10.17816/РЕР71151-155

15. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь; 2005.

normativnom i narushennom psikhicheskom razvitii [dissertation]. Moscow; 2017. Available at: https://disser.spbu.ru/files/disser2/1299/ aftoreferat/LhFrVZFsBV.pdf. Accessed: 2022 July 13. (In Russ).

5. Antropov YuF, Shevchenko YuS. Psikhosomaticheskiye rasstroystva i patologicheskiye privychnyye deystviya u detey i podrostkov. 2nd ed. Moscow: Izdatel'stvo Instituta Psikhoterapii, Izdatel'stvo NSMA; 2000. (In Russ).

6. Duskaziyeva ZhG. Vliyaniye roditel'skogo otnosheniya na razvitiye psikhosomaticheskoy patologii u detey. Meditsinskaya Psikhologiya v Rossii. 2010;(3):15. Available at: http://www.medpsy.ru/ mprj/archiv global/2010 3 4/nomer/nomer15.php. Accessed: 2022 July 13. (In Russ).

7. Kravtsova NA. Role of child-mother relationships in forming kids and teenagers psychosomatical disorders. Siberian Journal of Psychology. 2005;(22):13-8. (In Russ).

8. Lifintseva AA, Kholmogorova AB. Family factors of psychosomatic disorders in children and adolescents. Counseling Psychology and Psychotherapy. 2015;(1):70-83. (In Russ).

9. Vasilenko TD, Zemzyulina IN. Early emotional deficits and psychosomatic health of a baby. Kursk Scientific and Practical Bulletin "Man and His Health". 2016;(3):117-24. (In Russ). doi: 10.21626/vestnik/2016-3/18

10. Kuftyak EV. Psikhologiya sem'i: regulyatsiya i zashchita. Kostroma: Kursk State University named N.A. Nekrasov; 2011. (In Russ).

11. Smulevich AB, Syrkin AL, Kozyrev VN. Psikhosomaticheskiye rasstroystva (klinika, epidemiologiya, terapiya, modeli meditsinskoy pomoshchi). ZhurnalNevrologii i Psikhiatrii imeni S. S. Korsakova. 1999;99(4):4-16. (In Russ).

12. Selivanova EA. Family as the factor of psychosomatic disorder of children. Meteor-Siti. 2016;(3):41-5. (In Russ).

13. Smirnova SV, Sergodeeva EA. Family disturbances in origin of children's psychosomatic diseases. Theory and Practice of Social Development. 2013;(6):67-9. (In Russ).

14. Vasilenko TD, Vorobeva ME. The quality of interaction between mother and child as a factor of formation of health. Pediatrician. 2016;7(1):151-5. (In Russ). doi: 10.17816/PED71151-155

15. Isayev DN. Emotsional'nyy stress. Psikho-somaticheskiye i somatopsikhicheskiye rasstroystva u detey. Saint-Petersburg: Rech'; 2005. (In Russ).

16. Билецкая М.П. Семейная психотерапия детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь; 2010.

17. Чуева Е.Н. Самоповреждающее поведение детей и подростков // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. 2017. № 1 (29). С. 71-77.

18. Шишкова И.М. Тревога о здоровье детей как новое направление исследования в области психологии здоровья // Личность в меняющимся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, № 3. С. 319-326. Доступно по: КЦр://Ъит)оигпа1. rzgmu.ru/art&id=445. Ссылка активна на 13.07.2022. doi: 10.23888/ИитТ20203319-326

16. Biletskaya MP. Semeynaya psikhoterapiya detey s psikhosomaticheskimi rasstroystvami. Saint-Petersburg: Rech'; 2010. (In Russ).

17. Chuyeva YeN. Self-damaging behaviour of children and teenagers. Journal Collection of Scientific Works of Krasec. The Humanities. 2017;(1):71-7. (In Russ).

18. Shishkova IM. Health anxiety in children as a new direction of research in the field of health psychology. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(3):319-26. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=445. Accessed: 2022 July 13. (In Russ). doi: 10.23888/humT20203319-326

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Блюм Анна Ивановна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и клинической психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3698-9052. E-mail: frau.blum2013@yandex.ru

Василенко Татьяна Дмитриевна — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и клинической психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6709-7578. E-mail: tvasilenko@yandex.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 13.07.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 31.08.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.09.2022.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Блюм А.И., Василенко Т.Д. Роль материнского отношения в формировании самоповреждающего поведения у ребенка // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 3 (38). С. 223-232. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=534. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2022103223-232

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Anna I. Blum — Cand. Sci. (Psych.), Associate Professor of the Department of General and Clinical Psychology. ORCID: https://orcid.org/0 000-0003-3698-9052. E-mail: frau.blum2013@yandex.ru

Tatiana D. Vasilenko — Dr. Sci. (Psych.), Professor, Head of the Department of General and Clinical Psychology. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6709-7578. E-mail: tvasilenko@yandex.ru

PAPER RECEIVED: 13.07.2022. PAPER REVISED: 31.08.2022. PAPER ACCEPTED: 01.09.2022.

FOR CITATION:

Blum AI, Vasilenko TD. The role of maternal attitude in the formation of self-harming behavior in a child. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(3):223-232. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=534. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022103223-232

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.