Научная статья на тему 'Материнско-детское эмоциональное взаимодействие как фактор формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста'

Материнско-детское эмоциональное взаимодействие как фактор формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1597
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МАТЕРИНСКО-ДЕТСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баранов Александр Аркадьевич, Махмутова Роза Кашифовна, Шрейбер Татьяна Викторовна

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора материнско-детских отношений на формирование психосоматических расстройств у детей раннего возраста. Цель исследования изучение особенностей материнско-детского эмоционального взаимодействия как фактора формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста. Материалы и методы. На выборке матерей здоровых детей и детей с психосоматическими расстройствами со стороны ЖКТ, дыхательной системы и кожи с помощью психодиагностических процедур, сбора медицинского анамнеза изучены особенности эмоциональной стороны материнско-детского взаимодействия и определен уровень психического развития детей 1,5-3 лет. Результаты исследования, обсуждения. Обнаружено, что у детей с психосоматическими расстройствами реже диагностируется опережение и чаще встречается задержка психического развития. Эмпирически доказано, что в характеристиках эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих детей с различными психосоматическими расстройствами значимо ниже уровень безусловного принятия, способность воспринимать психоэмоциональное состояние ребенка, оказывать ему эмоциональную поддержку и воздействовать на его эмоциональное состояние, но выше стремление к телесному контакту, по сравнению с матерями, воспитывающими здоровых детей. Дана сравнительная характеристика особенностей эмоционального взаимодействия матерей и детей раннего возраста с расстройствами ЖКТ, дыхательной системы и кожными заболеваниями. Заключение. В ходе исследования удалось выявить значимые различия в особенностях материнско-детского эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих здоровых детей и детей с различными психосоматическими расстройствами. Подтверждено, что низкий уровень безусловного принятия ребенка, стремления к телесному контакту, умения оказывать эмоциональную поддержку, воздействовать на состояние ребенка со стороны матери, выступают фактором формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баранов Александр Аркадьевич, Махмутова Роза Кашифовна, Шрейбер Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTHER-CHILD EMOTIONAL INTERACTION AS A FACTOR IN FORMATION OF YOUNG CHILDREN’S PSYCHOSOMATIC DISORDERS

Introduction. The article presents the results of the empirical research devoted to the study of the mother-child relationships factor influence on the formation of psychosomatic disorders in young children. The purpose of the research is to study the characteristics of the mother-child emotional interaction as a factor in the formation of psychosomatic disorders in young children. Materials and methods. The study was conducted using psychodiagnostic procedures, was a result of a medical history in the mothers of healthy children and children with psychosomatic disorders from the digestive tract, respiratory system and skin. The features of the emotional side of the mother-child interaction have been studied, the level of mental development of 1,5-3-year-old 1,5-3-year-old is determined. Results of the study, discussion. It was found that in children with psychosomatic disorders, the lead is less often diagnosed, and the delay in mental development is more common. It is empirically proven that in the characteristics of the emotional interaction of mothers raising children with various psychosomatic disorders, the level of unconditional acceptance, the ability to perceive the psycho-emotional state of the child, provide him emotional support and affect his emotional state is much lower, but the desire for bodily contact is higher, compared with mothers raising healthy children. The study provides a comparative description of the emotional interaction between mothers and young children with disorders of the digestive tract, respiratory system and skin diseases. Conclusion. The study made it possible to reveal significant differences in the features of the mother-child emotional interaction of mothers who raise healthy children and children with various psycho-somatic disorders. It has been confirmed that mothers’ low level of unconditional adoption of the child, the lack of desire for physical contact, the inability to provide emotional support and to affect the child's condition on the part of the mother, are a factor in the formation of psychosomatic disorders in young children.

Текст научной работы на тему «Материнско-детское эмоциональное взаимодействие как фактор формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста»

УДК 159.922

МАТЕРИНСКО-ДЕТСКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

А. А. Баранов, Р. К. Махмутова, Т. В. Шрейбер

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора материнско-детских отношений на формирование психосоматических расстройств у детей раннего возраста. Цель исследования - изучение особенностей материнско-детского эмоционального взаимодействия как фактора формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста. Материалы и методы. На выборке матерей здоровых детей и детей с психосоматическими расстройствами со стороны ЖКТ, дыхательной системы и кожи с помощью психодиагностических процедур, сбора медицинского анамнеза изучены особенности эмоциональной стороны материнско-детского взаимодействия и определен уровень психического развития детей 1,5-3 лет. Результаты исследования, обсуждения. Обнаружено, что у детей с психосоматическими расстройствами реже диагностируется опережение и чаще встречается задержка психического развития. Эмпирически доказано, что в характеристиках эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих детей с различными психосоматическими расстройствами значимо ниже уровень безусловного принятия, способность воспринимать психоэмоциональное состояние ребенка, оказывать ему эмоциональную поддержку и воздействовать на его эмоциональное состояние, но выше стремление к телесному контакту, по сравнению с матерями, воспитывающими здоровых детей. Дана сравнительная характеристика особенностей эмоционального взаимодействия матерей и детей раннего возраста с расстройствами ЖКТ, дыхательной системы и кожными заболеваниями. Заключение. В ходе исследования удалось выявить значимые различия в особенностях материнско-детского эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих здоровых детей и детей с различными психосоматическими расстройствами. Подтверждено, что низкий уровень безусловного принятия ребенка, стремления к телесному контакту, умения оказывать эмоциональную поддержку, воздействовать на состояние ребенка со стороны матери, выступают фактором формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста.

Ключевые слова: детско-родительское эмоциональное взаимодействие, материнско-детское взаимодействие, психосоматические расстройства.

MOTHER-CHILD EMOTIONAL INTERACTION AS A FACTOR IN FORMATION OF YOUNG CHILDREN'S PSYCHOSOMATIC DISORDERS

А. А. Baranov, R. K. Makhmutova, T. V. Shreiber

Udmurt State University, Izhevsk

Introduction. The article presents the results of the empirical research devoted to the study of the mother-child relationships factor influence on the formation of psychosomatic disorders in young children. The purpose of the research is to study the characteristics of the mother-child emotional interaction as a factor in the formation of psychosomatic disorders in young children. Materials and methods. The study was conducted using psychodiagnostic procedures, was a result of a medical history in the mothers of healthy children and children with psychosomatic disorders from the digestive tract, respiratory system and skin. The features of the emotional side of the mother-child interaction have been studied, the level of mental development of 1,5-3-year-old 1,5-3-year-old is determined. Results of the study, discussion. It was found that in children with psychosomatic disorders, the lead is less often diagnosed, and the delay in mental development is more common. It is empirically proven that in the characteristics of the emotional interaction of mothers raising children with various psychosomatic disorders, the level of unconditional acceptance, the ability to perceive the psycho-emotional state of the child, provide him emotional support and affect his emotional state is much lower, but the desire for bodily contact is higher, compared with mothers raising healthy children. The study provides a comparative description of the emotional interaction between mothers and young children with disorders of the digestive tract, respiratory system and skin diseases. Conclusion. The study made it possible to reveal significant differences in the features of the mother-child emotional interaction of mothers who raise healthy children and children with various psycho-somatic

disorders. It has been confirmed that mothers' low level of unconditional adoption of the child, the lack of desire for physical contact, the inability to provide emotional support and to affect the child's condition on the part of the mother, are a factor in the formation of psychosomatic disorders in young children.

Key words: child-parent emotional interaction, mother-child interaction, psychosomatic disorders.

Введение

Бесспорен тот факт, что внимание отечественных и зарубежных психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детского развития. Это определяется тем, что первые месяцы и годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивных изменений, временем, когда закладываются основы его физического, психического, социально-психологического здоровья и потенциал интеллектуального, эмоционального и лич -ностного развития. Ведущим фактором, оказывающим значимое влияние на развитие ребенка и его здоровье, считаются культурные, индивидуально-психологические особенности матери, а также специфика ее поведения и образа жизни [1; 2; 3; 5; 7; 10].

Изучение роли матери в обеспечении психологического и психического здоровья ребенка чаще всего ведется в двух направлениях: в дошкольном - младшем школьном возрасте и в пубертатном периоде. В подростковом возрасте активно изучаются влияния детско-родительских отношений на личностные особенности подростков, их коммуникативную активность. В дошкольном и младшем школьном возрасте дисгармоничное материнско-детское взаимодействие рассматривается как фактор нарушения когнитивного, эмоционального и личностного развития ребенка, его психического здоровья.

Исследования потребностей ребенка в оптимальном взаимодействии в диаде мать - ребенок, обмене положительными эмоциями, аффилиации, формировании чувства безопасности, получении новых впечатлений дают возможность сделать вывод, что нормативное психосоматическое развитие ребенка возможно только при удовлетворении этих потребностей [1; 3; 8]. Нарушение положительного эмоционального отношения матери ведет к искажению развития ребенка во всех сферах [4; 5; 6; 9; 10]. Нарушения проявляются такими психосоматическими расстройствами, как нарушения сна, пищевого поведения, болевыми симптомами. По данным разных авторов, среди пациентов-детей число пациентов с функ-

циональными (психосоматическими) нарушениями составляет от 16 до 68 %.

В различных психологических исследованиях значимыми для формирования психосоматической патологии у ребенка называют такие особенности матери, как: высокая личностная тревожность; внутренняя конфликтность матери; склонность к доминированию, гиперопеке, сдерживанию негативных чувств, преобладание чувства вины; неустойчивость к стрессу, преобладание деструктивных стратегий разрешения проблемных ситуаций и конфликтов; собственный негативно окрашенный телесный опыт матери, связанный с особенностями прародительской семьи [4]. Высокая личностная тревожность матерей детей раннего возраста является фактором риска задержки нервно-психического развития детей. Причем наиболее уязвимыми, как пишут Д. В. Кукушкин, Т. А. Кузнецова, Т. М. Нечаева, оказались эмоционально-волевая, познавательная и поведенческая сфера, в отличие от типично диагностируемых педиатром сенсорной и моторной [6]. Смирнова С. В. и Залев-ский Г. В. на выборке матерей детей старшего дошкольного возраста, находящихся на лечении по поводу бронхиальной астмы, обнаружили, что высокие показатели психической ригидности, которая сопровождается скованностью, отчужденностью, замкнутостью, а также неуверенностью в себе, сниженной коммуникабельностью и интеллектом, затрудняют процесс успешной коммуникации с собственным ребенком и не дают возможности удовлетворить базовую для ребенка потребность в безопасности, защищенности [9; 10]. Однако исследований, направленных на дифференцированный анализ влияния материнских отношений на различные психосоматические расстройства детей раннего возраста, нами не обнаружено.

Цель исследования

Целью исследования стало изучение особенностей материнско-детского эмоционального взаимодействия как фактора формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста. Исследование посвящено не только уточнению

особенностей материнско-детского взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с психосоматическими расстройствами, но и выявлению специфики этого взаимодействия при разных типах психосоматических расстройств, в частности расстройствах в работе ЖКТ, дыхательной системы и кожных заболеваниях.

Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие 60 матерей с детьми от полутора до трех лет. 30 детей основной группы имели психосоматические расстройства: со стороны ЖКТ (колиты, энтероколиты неясного генеза) - 10 детей, со стороны кожи (дерматит) - 10 и со стороны дыхательной системы (рецидивирующий бронхит) - 10 детей. Контрольную группу или группу сравнения составили 30 матерей здоровых детей. В исследовании использован опросник ОДРЭВ (особенности детско-родительского эмоционального взаимодействия) Е. И. Захаровой. Для оценки уровня психического развития и состояния здоровья детей были использованы результаты медицинского обследования детей педиатром, анкетирование и беседа с их матерями. Статистическая обработка данных осуществлялась методами одномерной статистики, а также с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни.

Результаты, обсуждение

Результаты анализа частот распределения различных уровней психического развития исследуемых детей (соответствие эпикризным срокам) представлены в таблице 1 . Данные указывают, что показатели психического развития подавляющего большинства детей соответствуют возрастной норме. Относительно меньшее количество детей с опережающим развитием (10 %) и большее количество детей с задержкой психического развития находится в основной группе (20 %), что позволяет рассматривать психосоматическое заболевание ребенка как в качестве причины, так и следствия отставания в психическом развитии.

В ходе сравнения показателей материнско-дет-ского взаимодействия в двух группах женщин выявлено (табл. 2), что матери детей, имеющих в анамнезе психосоматические расстройства, характеризуются низким уровнем показателей родительской чувствительности: они не умеют адекватно воспринимать и распознавать психоэмоциональное состояние своего ребенка, испытывают затруднения с пониманием его причин. Они недостаточно принимают своего ребенка,

что выражается в амбивалентных чувствах родителей в ситуации взаимодействия, трудностях безусловного принятия ребенка. Обращают на себя внимание также низкий уровень выраженности способности оказать эмоциональную поддержку ребенку, неумение ориентироваться на состояние ребенка при построении взаимодействия, неумение воздействовать на его эмоциональное состояние. Выявленные особенности поведения матерей могут быть обусловлены их эмоциональными свойствами.

Таблица 1 / Table 1

Количество (%) детей с разным уровнем психического развития / Number (%) of children with different levels of mental development

Уровни психического развития / Levels of mental development Дети с психосоматическими расстройствами / Children with psychosomatic disorders Здоровые дети / Healthy children

кол-во % кол-во %

Соответствует 21 70 22 73

Опережает 3 10 6 20

Задержка развития 6 20 2 7

Таблица 2 / Table 2

Особенности материнско-детского эмоционального взаимодействия / Features of parent-child emotional interaction

Показатели / Indicators Средние значения / Averages

матери детей с психосоматическими расстройствами / mothers of children with psychosomatic disorders матери здоровых детей / mothers of healthy children

1 2 3

Способность воспринимать состояние 3,57* 3,70

Понимание причин состояния 3,08* 3,18*

Эмпатия 2,8 2,89

Чувства родителей в ситуации взаимодействия 3,20* 3,30

Безусловное принятие 3,10* 3,29

Принятие себя в качестве родителя 3,23 3,26

Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия 2,98* 3,07

Окончание табл. 2

1 2 3

Стремление к телесному контакту 3,49! 3,31

Оказание эмоциональной поддержки ребенку 2,61* 2,88

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 2,25* 2,36

Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка 2,99* 3,25

Примечание: * помечены низкие значения изучаемых показателей, ! помечены высокие значения, все остальные -имеют среднюю степень выраженности. Note: * the marked lowest values of the investigated parameters, ! marked high values, all the others are of moderate severity.

Большинство матерей способны сопереживать своему ребенку, но переживания матерей не учитывают состояния ребенка, причины данного состояния ими не анализируются, предлагаемое матерями взаимодействие часто не соответствует потребностям и переживаниям ребенка.

Данные, полученные с помощью применения непараметрического U-критерия Манна-Уитни, позволяют отметить достоверно более низкую в группе матерей, воспитывающих детей с психосоматическими нарушениями, способность воспринимать состояние ребенка (U = 313,500; p = 0,041): матери не сразу замечают, что ребенок расстроен; испытывают затруднения в понимании причин радости ребенка и его отношения к другим людям; не умеют чувствовать настроение ребенка. Неспособность адекватно оценить состояние ребенка становится препятствием к построению гармоничного взаимодействия в диаде. Матери основной группы имеют сложности в признании права ребенка быть самим собой, общение с малышом чаще вызывает у них раздражение, досаду (U = 305,500; p = 0,028). В свою очередь подобное взаимодействие вызывает у мамы усталость, опустошенность, препятствующие позитивному общению с ребенком. Матерям основной группы свойственно достоверно более высокое стремление к телесному контакту с ребенком (U = 262,500; p = 0,005). Здесь можно говорить о формировании симбиотических отношений между матерью и ребенком. Мать предпочитает и как бы консервирует телесный контакт, возможно, таким образом, снижает самостоятельную активность ребен-

ка, ограничивает его инициативу в освоении окружающего мира, в итоге способствует замедлению темпа его психического развития.

Следующей особенностью поведения матерей, воспитывающих детей с психосоматическими нарушениями, является низкий уровень умения оказать ему эмоциональную поддержку (и = 275,000; p = 0,008), воздействовать на его эмоциональное состояние (и = 244,000; р = 0,002): матери не умеют предложить своему малышу помощь, поддержку в случае неудачи, промаха; они затрудняются в том, чтобы успокоить ребенка, снять его негативные аффективные проявления, переключить его на другие эмоции, деятельность. В итоге неадекватные действия матери усугубляют негативные эмоциональные проявления ребенка и еще больше искажают систему мате-ринско-детского взаимодействия, становясь причиной соматических расстройств у ребенка.

Важную задачу проведенного исследования составил дифференцированный анализ особенностей материнского взаимодействия с детьми, имеющими различные психосоматические нарушения. Первую подгруппу для сравнения составили матери и дети, имеющие нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ); вторую подгруппу - со стороны кожи; третью - со стороны дыхательной системы.

Сравнение особенностей эмоционального взаимодействия матерей детей с заболеваниями ЖКТ с показателями матерей относительно здоровых детей указывает на значимо низкий уровень принятия ребенка и его качеств (и = 84,000; р = 0,035). Матери испытывают досаду, раздражение тем, что ребенок ведет себя не так, как им бы хотелось; эти матери избегают телесного контакта с ребенком ^ = 86,000; р = 0,040) и практически не умеют воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, препятствуя развитию аффективных состояний ^ = 80,000; р = 0,026). Эти матери не только демонстрируют низкий уровень психологического принятия ребенка, то есть общение со своим ребенком вызывает в них преимущественно негативные переживания - злость, раздражение, досаду, но и физически дистанцируются от него, не давая ребенку возможность удовлетворить базовую потребность в безопасности, защищенности. В психосоматической медицине традиционно указывается на то, что такие переживания как страх, опасение, депрессия тормозят функции желудка и кишечника, нарушают моторику

и, как следствие, приводят сначала к функциональным, а затем и к органическим изменениям структуры ЖКТ.

Матери детей с заболеваниями кожи характеризуются значимо более низкими показателями безусловного принятия ^ = 84,500; р = 0,036), оказания эмоциональной поддержки ребенку ^ = 59,500; р = 0,003), умения воздействовать на эмоциональное состояние ребенка ^ = 77,500; р = 0,021), но значимо более высокими показателями стремления к телесному контакту (и = 83,000; р = 0,032). Самыми относительно низкими показателями в этой группе являются умение оказывать ребенку эмоциональную поддержку и воздействовать на его эмоциональное состояние. Дети с кожными заболеваниями наиболее часто имеют матерей с инфантильной структурой личности, а их поведение часто характеризуется двусмысленностью, то есть то, что она делает, не соответствует ее внутренней установке и переживаниям в отношении ребенка [4]. Эта двусмысленность явно представлена в противоречивости отношения к ребенку - низкий уровень принятия ребенка при высоком стремлении к телесному контакту. Происходит своеобразная рационализация негативных материнских чувств и непринятия ребенка через идею заботы о нем и уважения его индивидуальности. Отметим, что это единственная из изучаемых групп матерей, которые демонстрируют повышенное стремление к телесному контакту с ребенком.

Сравнение результатов исследования в подгруппе матерей, имеющих детей с заболеваниями дыхательной системы с результатами исследования контрольной группы выявил достоверно значимые различия в уровне ориентации матери на состояние ребенка при построении взаимодействия ^ = 82,000; р = 0,032) и умения воздействовать на его эмоциональное состояние ^ = 86,500; р = 0,044). Низкий уровень ориентации на состояние ребенка, возможно, обусловлен двумя факторами: низким уровнем наблюдательности матери, ее слабо развитыми социально-перцептивными навыками либо установкой матери на игнорирование переживаний, эмоций ребенка в силу низкой значимости эмоций для самой матери, ее эмоциональной холодности. Отсутствие реакции матери на переживания ребенка, неадекватные действия в виде гиперопеки или недостатка заботы затрудняют естественное самовыражение ребенка, лишают его способности «дышать полной грудью».

Заключение

Таким образом, для матерей, имеющих детей с психосоматическими расстройствами, характерны низкие показатели особенностей поведения родителя, определяемых эмоциональным отношением - ориентация и умение воздействовать на психоэмоциональное состояние ребенка при построении взаимодействия. Для матерей, имеющих детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и заболеваниями кожи, общими являются низкие показатели безусловного принятия ребенка, стремления к телесному контакту, умения воздействовать на состояние ребенка. Матерей с детьми, имеющими заболевания дыхательной системы, отличает низкий уровень ориентации на состояние ребенка при построении взаимодействия с ним. Нарушение эмоциональных связей между матерью и ребенком, дисгармоничность материнско-детского взаимодействия могут служить причиной формирования и дальнейшего развития психосоматических расстройств в раннем возрасте, а также выступать фактором риска формирования задержки психического развития ребенка.

Вышесказанное указывает на острую необходимость разработки и внедрения в медицинские учреждения специальных психокоррекционных программ, направленных на профилактику психосоматических расстройств у детей в условиях непосредственной работы с матерями. Поскольку матери детей раннего возраста чаще контактируют с педиатром, чем обращаются за квалифицированной помощью психолога, то важным становится повышение уровня психологических знаний медицинского персонала. Необходимым условием успешного лечения психосоматических заболеваний в детском возрасте, исходя из результатов проведенного исследования, является организация групповой работы психолога с будущими матерями в условиях родильного дома или женской консультации, которая направлена не только на формирование адекватных материнских установок, осознание смысла материнства, но и на создание начального опыта эмоционального взаимодействия с детьми младенческого и раннего возраста. Такая программа работы с матерями обязательно должна включать в себя развитие психологической наблюдательности, эмоциональности, сензитивности, обучение основным приемам общения с детьми раннего возраста.

Литература

1. Березанцев А. Ю., Булыгина В. Г., Абольян Л. В. Семья, социальная экология и психосоматическое здоровье детей и подростков // Вопросы современной педиатрии. 2012. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-sotsialnaya-ekologiya-i-psihosomaticheskoe-zdorovie-detey-i-podrostkov (дата обращения: 30.01.2018).

2. Еремина Ю. А. Ранний материнский копинг и его взаимосвязь с психосоциальным развитием ребенка в возрасте от одного года до трех лет // Ped. Rev.. 2017. № 2 (16). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ranniy-materinskiy-koping-i-ego-vzaimosvyaz-s-psihosotsialnym-razvitiem-rebenka-v-vozraste-ot-odnogo-goda-do-treh-let (дата обращения: 17.01.2018).

3. Зобнина Т. В., Моторина Н. В. Проявление родительского отношения в особенностях эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 1. URL: http:// cyberleninka.ru/artide/n/proyavlenie-roditelskogo-otnosheniya-v-osobennostyah-emotsionalnogo-vzaimodeystviya-materey-i-ih-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 17.01.2018).

4. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005. 400 с.

5. Кравцова Н. А., Катасонова А. В. и др. Факторы и механизмы развития психосоматических расстройств // Тихоокеанский медицинский журнал. 2013. № 4. С. 48-55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-mehanizmy-razvitiya-psihosomaticheskih-rasstroystv (дата обращения: 12.12.2017).

6. Кукушкин Д. В., Кузнецова Т. А., Нечаева Т. М. Факторы риска и структура задержек нервно-психического развития детей раннего возраста: возможности и перспектива диагностики на педиатрическом участке // Педиатрическая фармакология. 2008. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/faktory-riska-i-struktura-zaderzhek-nervno-psihicheskogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta-vozmozhnosti-i-perspektiva-diagnostiki-na (дата обращения: 30.01.2018).

7. Махмутова Р. К., Шрейбер Т. В. Эмоциональное благополучие женщин в связи с особенностями их самоактуализации // Развитие ребенка в семье. Серия: Семья и дети в современном мире. СПб.: Социально-гуманитарное знание, 2017. C. 45-52.

8. Реан А. А., Баранов А. А., Махмутова Р. К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Национальный психологический журнал. 2016. № 4(24). С. 108-114.

9. Смирнова С. В. Психологические предикторы психосоматической патологии в детском возрасте (на примере бронхиальной астмы) // Теория и практика общественного развития. 2012. № 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/psihologicheskie-prediktory-psihosomaticheskoy-patologii-v-detskom-vozraste-na-primere-bronhialnoy-astmy (дата обращения: 30.01.2018).

10. Смирнова С. В., Залевский Г. В. Психологические особенности матери как фактор формирования психосоматического заболевания ребенка (на примере бронхиальной астмы) // Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-materi-kak-faktor-formirovaniya-psihosomaticheskogo-zabolevaniya-

rebenka-na-primere-bronhialnoy-astmy (дата обращения: 30.01.2018).

References

1. Berezantsev A. Y, Bulygina V. G., Abolyan L. V. Sem'ya, sotsial'naya ekologiya i psikhosomaticheskoe zdorov'e detei i podrostkov [Family, social environment and psychosomatic health of children and adolescents]. Voprosy sovremennoi pediatrii = Problems of modern pediatrics, 2012, no. 4, pp. 7-12. (In Russ.)

2. Eremina Yu. A. Rannii materinskii koping i ego vzai-mosvyaz' s psikhosotsial'nym razvitiem rebenka v vozraste ot odnogo goda do trekh let [Early maternal coping and its relationship with psychosocial development of the child aged from one year to three years]. Ped. Rev., 2017, no. 2 (16), Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ranniy-materinskiy-koping-i-ego-vzaimosvyaz-s-psihosotsialnym-razvitiem-rebenka-v-vozraste-ot-odnogo-goda-do-treh-let (accessed 17.01.2018). (In Russ.)

3. Zobnina T. V., Motorina N. V. Proyavlenie roditel'skogo otnosheniya v osobennostyakh emotsional'nogo vzaimo-deist-viya materei i ikh detei rannego vozrasta [Manifestation of a parental relationship in the emotional interaction between mothers and their young children]. Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsioki-netika = Bulletin of Kostroma State University. Chapter: Pedagogy. Psychology. Socio-kinetics, 2017, no. 1, Available at: http: //cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-roditelskogo-otnosheniya-v-osobennostyah-emotsionalnogo-vzaimodeystviya-materey-i-ih-detey-rannego-vozrasta (accessed 17.01.2018). (In Russ.)

4. Isaev D. N. Emotsional'nyi stress, psikhosomaticheskie i somatopsikhicheskie rasstroistva u detei [Emotional stress, psychosomatic and somatic and mental disorders in children]. Saint Petersburg: It, 2005. 400 p. (In Russ.)

5. Kravtsova N. A., Katasonova A. V., etc. Faktory i mek-hanizmy razvitiya psikhosomaticheskikh rasstroistv [Factors and mechanisms of development of psychosomatic disorders]. Tikhookeanskii meditsinskii zhurnal = Pacific medical journal. 2013. No. 4, p. 48-55. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/faktory-i-mehanizmy-razvitiya-psihosomaticheskih-rasstroystv (accessed 12.12.2017). (In Russ.)

6. Kukushkin D. V., Kuznetsova T. A., Nechaeva T. M. Faktory riska i struktura zaderzhek nervno-psikhicheskogo razvitiya detei rannego vozrasta: vozmozhnosti i perspektiva diagnostiki na pediatricheskom uchastke [Risk factors and the structure of delays in the neuropsychic development of young children: the possibilities and perspective of diagnosis at the pediatric site]. Pediatricheskaya farmakologiya = Pediatric Pharmacology, 2008, no. 6, Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ faktory-riska-i-struktura-zaderzhek-nervno-psihicheskogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta-vozmozhnosti-i-perspektiva-diagnostiki-na (accessed 30.01.2018). (In Russ.)

7. Makhmutova R. K., Schreiber T. V. Emotsional'noe blagopoluchie zhenshchin v svyazi s osobennostyami ikh sa-moaktualizatsii [Emotional well-being of women in connection with the peculiarities of self-actualization]. Razvitie rebenka v sem'e. Seriya: sem'ya i deti v sovremennom mire = Development of the child in the family. Chapter: Family and children in the modern world. Saint Petersburg: Socio-humanitarian knowledge, 2017, pp. 45-52. (In Russ.)

8. Rean A. A., Baranov A. A., Makhmutov R. K. Optimi-zatsiya vnutrisemeinogo emotsional'nogo vzaimodeistviya v diade

mat' - rebenok doshkol'nogo vozrasta s narusheniem intellekta [Optimization of the intra-emotional interaction in the dyad mother - child preschool age with intellectual disabilities]. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal = National psychological journal, 2016, no. 4(24), pp. 108-114. (In Russ.)

9. Smirnova S. V. Psikhologicheskie prediktory psikhoso-maticheskoi patologii v detskom vozraste (na primere bronkhial'noi astmy) [Psychological predictors of psychosomatic disorders in children (for example, bronchial asthma)]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development, 2012, no. 5, pp. 115-117. (In Russ.)

10. Smirnova S. V., Zalevsky G. V. Psikhologicheskie oso-bennosti materi kak faktor formirovaniya psikhosomaticheskogo zabolevaniya rebenka (na primere bronkhial'noi astmy) [Psychological characteristics of mothers as a factor of formation of psychosomatic illness (for example asthma)]. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal = Siberian psychological journal, 2009, no. 32, pp. 78-81. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 18.12.2017 г.

Submitted 18.12.2017.

Для цитирования: Баранов А. А., Махмутова Р. К., Шрейбер Т. В. Материнско-детское эмоцио нальное взаимодействие как фактор формирования психосоматических расстройств у детей ранне го возраста // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 128-134.

Citation for an article: Baranov A. A., Makhmutova R. K., Shreiber T. V. Mother-child emotional interac tion as a factor in formation of young children's psychosomatic disorders. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 128-134.

Баранов Александр Аркадьевич, доктор психологический наук, профессор, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, aabaranov@mail.ru

Махмутова Роза Кашифовна, кандидат психологический наук, доцент, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, marokach@mail. т

Шрейбер Татьяна Викторовна, кандидат психологический наук, доцент, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, tschreiber@yandex.ru

Аleksandr А. Baranov, Dr. Sci. (Psichology), Professor, Udmurt State University, Izhevsk, aabaranov@mail. ru

Roza K. Makhmutova, Ph. D. (Psichology), Associate Professor, Udmurt State University, Izhevsk, marokach@mail. ru

Tat'yana V. Shreiber, Ph. D. (Psichology), Associate Professor, Udmurt State University, Izhevsk, tschreiber@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.