Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ЛИДЕРА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ'

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ЛИДЕРА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ПАРАМЕТРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА / ЛИДЕРСТВО / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демидова И.Ф.

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния личности лидера на психологический климат в подростковых классах. Описана динамика лидерства на протяжении старшего подросткового возраста, возрастные различия в психологическом климате и лидерстве, взаимосвязь личностных качеств лидера и параметров психологического климата в классах разного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Демидова И.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADER’S PERSPNALITY INFLUENCE ON PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN CLASS

The article covers the results of an empirical study of a leader’s personality influence on the psychological climate in teenager groups. It describes the dynamics of leadership throughout senior juvenile age, age differences in psychological climate and leadership, a correlation between leader’s personality characteristics and parameters of psychological climate in classes of different age.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ЛИДЕРА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ»

образование, экология: материалы междунар. науч.-практич. конф. Барнаул, 2012. С. 260-263.

8. Сулимов В.С. Древонасаждения в школах Томской губернии в начале ХХ века // Сельское, лесное и водное хозяйство. - Май 2014. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2014/05/1478 (дата обращения: 21.05.2014).

9. Сулимов В.С. Праздники древонасаждений в школах Омска в начале ХХ века // Сельское, лесное и водное хозяйство. - Июль 2014. - № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2014/07/1519 (дата обращения: 06.07.2014).

10. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Д. 1603.

Демидова И.Ф., к. психол. н.

доцент

кафедра гуманитарных дисциплин Таганрогский институт управления и экономики

Россия, г. Таганрог ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ЛИДЕРА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

КЛИМАТ В КЛАССЕ

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния личности лидера на психологический климат в подростковых классах. Описана динамика лидерства на протяжении старшего подросткового возраста, возрастные различия в психологическом климате и лидерстве, взаимосвязь личностных качеств лидера и параметров психологического климата в классах разного возраста.

Ключевые слова: психологический климат, параметры психологического климата, лидерство, личностные качества лидера, возрастные особенности психологического климата.

Demidova I. F., PhD, associate professor Associate professor of the Department of humanities Taganrog Institute of Management and Economics

Taganrog, Russia

LEADER'S PERSPNALITY INFLUENCE ON PSYCHOLOGICAL

CLIMATE IN CLASS

Annotation: The article covers the results of an empirical study of a leader's personality influence on the psychological climate in teenager groups. It describes the dynamics of leadership throughout senior juvenile age, age differences in psychological climate and leadership, a correlation between leader's personality characteristics and parameters of psychological climate in classes of different age.

Keywords: psychological climate, psychological climate parameters, leadership, leader's personality characteristics, age peculiarities ofpsychological climate.

Понятие психологического климата долгое время было одним из центральных для характеристики межличностных отношений в малой группе. Оно имело не только теоретическую значимость, но и прикладное значение, поскольку знание специфики психологического климата позволяло лучше понять групповую динамику, откорректировать межличностные отношения, повысить эффективность совместной деятельности. Однако в последнее время это понятие стало вытесняться понятием командообразования, где на первый план выступают не межличностные, а деловые взаимоотношения. В то же время, не зная характера межличностных отношений, невозможно и сформировать эффективную команду. К тому же в команде, как в любой малой группе, развиваются те же процессы, одним из которых является явление лидерства. Причем в команде, ориентированной не только на коллективный, но и на личный успех, эти процессы представлены еще ярче и отчетливей.

В социальной психологии вообще и в психологии малой группы, в частности, взаимодействию формальной и неформальной структуры, руководству и лидерству всегда уделялось пристальное внимание (работы А.Л. Свенцицкого, Е.С. Кузьмина, И.П. Волкова, Ю. Н. Емельянова, Е.В. Шороховой, Л.Г. Почебут, В.А. Чикер, А.Н. Лутошкина, В.В. Бойко, А.А. Реана, Я.Л. Коломенского и др.). К настоящему времени в социальной, организационной психологии разработано немало теорий лидерства, и каждая теория по-своему описывает влияние лидера на группу, роль личности лидера в формировании, развитии, функционировании группы (К. Левин, С. Клубек, Б. Басс, Дж. Гейер, Р. Блейк, Дж. Мотон, Ф. Фидлер, А.Н. Занковский, Э.Г. Патрикеева и др.). Эти теории варьируются от полного отрицания роли личности лидера в групповом взаимодействии, отводя ему эпизодическую, функциональную роль, до теорий харизматичности лидера, полного подчинения группы воли лидера. Как нам кажется, истина, как всегда, находится где-то посередине, поэтому целью своей работы мы сделали выяснение степени влияния лидера на психологический климат. При этом мы решили взять для изучения именно школьные подростковые классы, поскольку проблема общения, лидерства - подчинения актуальна для этого возраста. Лидеры определяют нормы и ценности коллектива - от него зависит будет ли группа просоциальной или будет развивать антиобщественную деятельность. При этом не следует забывать о возрастных особенностях подростков, для которых ведущим видом деятельности является общение, а равнение на сверстника - одной из важных составляющих этого ведущего вида деятельности. Поэтому зачастую самый популярный ученик в классе становится лидером, а остальные начинают ему подражать. А если в классе несколько человек, склонных к лидерству, могут возникнуть конфликты лидерства, которые будут отрицательно сказываться на психологическом климате этого класса.

Однако, вопрос о влияние личности лидера на психологический

климат в классе остается недостаточно раскрытым, что обуславливает актуальность данной работы.

Цель работы определить влияние личности лидера на психологический климат в классе.

Объектом исследования являются учащиеся 7, 8, 9, 10 классов СОШ №3 города Югорска.

Предмет исследования - взаимосвязь личностных качеств лидера и психологического климата в классе.

Нами была выдвинута следующая гипотеза: личностные особенности лидера влияют на параметры психологического климата класса.

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, социометрический анализ, тестирование, качественные и статистические методы обработки данных.

Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический инструментарий: Диагностика реальной структуры ЦОЛ (автор - С.С.Бубнова); Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»; Определение индекса групповой сплоченности Сишора; Опросник направленности личности Б. Басса; Методика «Оценка отношений подростка с классом»; Определение психологического климата группы (карта-схема Л.Н.Лутошкина); Социометрия; Референтометрия.

Полученные результаты позволяют определить динамику лидерства на протяжении старшего подросткового возраста, а также определенные сходства и различия.

В 7 классе есть явные лидеры, которые являются выразителями направленности и ценностей класса, что способствует благоприятному психологическому климату в классе. В 8 классе наряду с явным лидером начинают появляться отдельно эмоциональный и деловой лидер, и лидер выражает больше тип восприятия группы остальными ее членами, что способствует в целом положительному психологическому климату. В 9 классе данная дифференциация лидеров усиливается. На психологический климат больше влияют эмоциональные лидеры, поскольку завышают степень его благоприятности, однако каждый становится лидером, обладая определенными качествами, ценными в глазах подростков, по-разному реализуя свои ценности и направленность, а не выражая ценности класса. А вот в 10 классе явных лидеров уже нет, ученики признают преобладание кого-то в эмоциональной или деловой сфере, но не всем классом. И психологический климат в классе скорее положительный, чем отрицательный, поскольку преобладает индивидуалистический тип восприятия группы. Класс нужен ученикам, и они предпочитают выстраивать и налаживать взаимоотношения, хотя относятся к ним скептически.

Таким образом, имеют место возрастные различия в психологическом климате и лидерстве. Чем старше ученики, тем критичнее они относятся к параметрам психологического климата и групповой сплоченности, тем

дифференцированнее их ценностные ориентации, меняется тип восприятия группы от коллективистического к индивидуалистическому, исчезают лидеры вообще, на их место приходят лидеры в отдельных сферах жизнедеятельности. При этом в любом возрасте эмоциональным лидером становится самый общительный, раскованный, неконфликтный ученик, направленный на общение, с которым приятно отдыхать, и везде это мальчик, а вот деловым лидером везде является девочка, направленная на дело, познание нового, ответственная и организованная, но часто несколько закомплексованная и поэтому, видимо, с повышенной конфликтностью. Конечно, эти результаты не могут претендовать на всеобщность, возможно, в других классах будут другие результаты, но, полагаем, определенные тенденции все-таки закономерны.

Средние данные по параметрам психологического климата по классам показали, что во всех классах индекс групповой сплоченности средний. При этом самыми сплоченными себя считают семиклассники, а наименее сплоченными - десятиклассники. Ученики 7, 8 и 9 класса воспринимают свой класс как коллективистический, т.е. воспринимают группу как самостоятельную ценность. На первый план для них выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. А вот в десятом классе равномерно представлены все три типа восприятия группы: коллективистический, индивидуалистический и прагматический, что свидетельствует о дифференциации мотивационной сферы.

Что касается содержания психологического климата, то здесь виден разброс по отдельным его параметрам. При этом в 8 классе все параметры оцениваются на одном, среднем, уровне. В 7 классе самое положительное настроение. В 9 и 10 классах высокая активность и наличие совместного дела. Семиклассники, выше всех оценивая групповую сплоченность, при этом считают, что они чаще врозь, чем вместе. Девятиклассники отмечают преобладание враждебности над взаимопомощью, а десятиклассники -равнодушие над сопереживанием. Во всем остальном ученики оценивают психологический климат в классах на среднем уровне.

Для определения различий в психологическом климате в классах мы использовали ^критерий Манна-Уитни.

В 7 классе значимо выше уровень настроения, чем в остальных классах ф<0,05). На наш взгляд, это обусловлено возрастными особенностями. Семиклассники еще достаточно малы и некритичны, они рады быть вместе. Это единственное, чем они отличаются от восьмиклассников. Также они значимо выше, чем девятиклассники, оценивают взаимопомощь в классе ф<0,05). А вот с десятиклассниками у них по параметрам психологического климата уже различий больше. Они значимо выше оценивают групповую сплоченность и поддержку, чем ученики 10 класса ф<0,05), но

десятиклассники значимо выше оценивают собственную активность и наличие совместного дела (р<0,01).

Таким образом, если подростковые классы оценивают психологический климат больше по эмоциональным параметрам -настроение, поддержка, сплоченность, помощь, то старшеклассники выше оценивают деловые аспекты - наличие совместного дела и активность. Эта же тенденция проявилась и в сравнении 8 и более старших классов: и в 9, и в 10 классах совместное дело более важно, чем в 8 классе (р<0,01). В то же время сопереживание и поддержка выше в 8 классе (р<0,05). 9 класс значимо превосходит 10 по уровню групповой сплоченности (р<0,05). По остальным параметрам психологического климата значимых различий не обнаружено.

Корреляционный анализ выявил множество взаимосвязей между параметрами психологического климата.

Как оказалось, специфика психологического климата имеет определенные различия в разных классах. В 7 классе самый оптимистичный настрой: психологический климат тесно связан с групповой сплоченностью, самыми важными и насыщенными параметрами являются настроение, взаимные симпатии, сопереживание, помощь и уважение. А вот деловые параметры психологического климата с эмоциональными никак не связаны. В 8 классе групповая сплоченность уже связана только с отдельными параметрами психологического климата, но остается преобладание эмоциональных параметров над деловыми, хотя деловые уже начинают связывать между собой. В 9 классе групповая сплоченность никак не связана с остальными параметрами психологического климата, самые насыщенные -симпатия, поддержка, понимание и уважение, усиливается противопоставление эмоциональных и деловых параметров. В 10 классе меньше всего значимых взаимосвязей между параметрами психологического климата. Есть отдельные связи между групповой сплоченностью и психологическим климатом, причем, с его деловым аспектом. В целом, десятиклассники весьма критичны и избирательны в своих оценках психологического климата.

В психологических особенностях школьников ярче проявляются возрастные особенности, с возрастом отдельные качества только усиливаются, и десятиклассники превосходят по ним учеников более младших классов.

Роль личности лидера в формировании психологического климата в классе заключается в том, что их качества становятся эталонными в классах, во многом определяя параметры психологического климата. Поскольку в изучаемых классах у лидеров преобладают положительные качества, психологический климат в классах достаточно положительный. Мы изучали не вновь формируемые классы, а уже сложившиеся (даже в 10 классе, который только сформировался, большинство учеников давно знают друг друга), поэтому мы не можем определить причинно-следственные связи в социометрии и референтометрии: являются ли выбранные ученики лидерами

в силу наличия у них определенных личностных особенностей либо их личностные особенности, как лидеров, приводят к влиянию на остальных учеников, делая их в некоторой степени эталоном для других. Но в любом случае лидеры своим поведением, проявлением своей личности влияют на межличностные отношения в классе, формируя, в том числе, и определенный психологический климат, а значит, наша гипотеза получила подтверждение.

Конечно, наше исследование не претендует на универсальность, поскольку ограничено возрастом и рамками одной школы. К тому же среди наших испытуемых не оказалось таких, где был бы отрицательный психологический климат, связанный с отрицательными качествами лидеров. Но мы полагаем, что об определенных тенденциях во взаимодействии лидера и психологического климата говорить можно.

Джураева Я.Ф. студент 4 курса факультет «Экономический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва

ПЛАНИРОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы организации сбытовой деятельности в условиях рыночной экономики. Автор рассмотрел на примере сельскохозяйственных организации и сформулировал основные направления развития планирования сбытовой деятельности.

Ключевые слова: рынок, конкуренция, сбыт, маркетинг, планирование, предприятие.

Abstract: In the article the questions of organization of marketing activity in conditions of market economy. The author has considered on the example of agricultural organizations and identified the main directions of development planning of sales activity.

Key words: market, competition, sales, marketing, planning, company.

Успех на рынке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от планирования сбытовой деятельности предприятия.

Планирование сбытовой деятельности предприятия состоит в том, чтобы доводить товары до потребителя в том месте, в том количестве и такого качества, которые требуются.

Формирование сбытовой деятельности осуществляется по таким критериям, как цена, потребительские свойства, качество, условия распределения, ограничения в международной торговле, время обслуживания потребителей.

Предприятие добившиеся минимального времени обслуживания потребителей, получают конкурентные преимущества, способствующие расширению зоны потенциального сбыта своей продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.