РАЗДЕЛ I. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159:9
DOI: 10.18384/2310-7235-2019-4-6-15
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОВЕРИЯ, ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Байбородова Э. Ю.
Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
Аннотация. В статье описана взаимосвязь доверия, личностных особенностей и социально-психологического климата обучающихся 4-8 классов. В исследовании приняли участие 242 человека в возрасте от 9 до 15 лет, обучающиеся одной из школ Московской области. Показана важность определения особенностей взаимодействия обучающихся 4-8 классов, которые в период обучения в школе и функционирования классных коллективов находятся в новых отношениях с одноклассниками. С помощью 5 методик выявлена взаимосвязь доверия с социально-психологическим климатом класса и личностными характеристиками обучающихся. Результаты исследования показывают, что при благоприятном психологическом климате у обучающихся наблюдается взаимосвязь с доверием миру, другим, себе, с личностными особенностями. Выявленная взаимосвязь позволит создать систему работы в классных коллективах.
Ключевые слова: взаимодействие, доверие, доверие миру, доверие другим, доверие себе, личностные особенности, психологический климат
THE RELATIONSHIP OF TRUST, PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITH THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION
E. Bayborodova
Moscow Region State University
24, Very Voloshinoi ul., Mytishchi, 141014, Moscow region, Russian Federation
Abstract. The article describes the relationship of trust, personal characteristics and the socio-psy-chological climate of students in 4-8 grades. The study involved 242 people aged from 9 to 15, studying at one of the schools in Moscow region. The importance of determining the characteristics of the interaction of 4th-8th-grade students is shown. It is stated that during the course of study and functioning of class teams they are in new relationships with classmates. Using 5 methods, the relationship of trust with the socio-psychological climate of the class and the personal characteristics of students is revealed. The results of the study show that if there is a favorable psychological climate,
© CC BY Байбородова Э. Ю., 2019.
w
students will have an interrelation between trust to the world, to others, to themselves and personal characteristics. The revealed relationship will allow us to develop a system of work with groups of students.
keywords: interaction, trust, trust in the world, trust in others, trust to oneself, personal characteristics, psychological climate.
За период обучения в школе происходит взаимодействие и общение между разными группами обучающихся. Д. И. Фельдштейн, описывая уровни социального созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности, отмечает пластичность и сен-зитивность подросткового периода к социальному развитию, формированию личностного самоопределения и обращает внимание на то, что для детей 10-11 лет главным является «получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих возможностей, добиться доверия» [10, с. 453].
Доверие включено в процесс взаимодействия и общения, является важнейшим социально-психологическим феноменом. «Значимость доверия выше в межличностных отношениях по сравнению с абстрактными и социальными отношениями» [1, с. 119]. И. М. Крючкова, обобщив теоретико-методологические исследования современных учёных, пришла к выводу, что доверие способствует снижению в межличностных отношениях конфликтности, способствует эффективности обмену информацией, благоприятно влияет на эмоционально-психологическое состояние человека [8].
В исследовании Т. П. Скрипкиной отмечается, что базовым элементом взаимодействия на всех уровнях социально-психологических общностей является доверие. Автор провела анализ с целью определения места доверия в структуре взаимодействия человека с миром и пришла к выводу, что «доверие к миру онтологически связано с доверием к себе и иначе существовать не может» [9, с. 4]. Проанализировав доверие к себе как относительно самостоятельный феномен человеческой субъектности, автор счи-
тает, что «доверие к себе выглядит как способность человека относиться к себе, к своей субъектности, т. е. к своим внутренним желаниям, потребностям, взглядам, собственным переживаниям как к ценности» [9, с. 4]. Осмыслить доверие к другому как частный случай можно через доверие к миру, так как другой является частью мира. Учёный рассматривает доверие к другому как ценностное отношение. «Но так как человек одновременно обращен и в мир, и в себя, то уровень доверия к другому проявляется в соотношении ценностных отношений к себе и к конкретному другому у каждого из взаимодействующих субъектов» [9, с. 5].
По мнению О. В. Голубь, «качественный скачок в развитии доверия к себе как интегративного внутриличностного образования происходит в раннем подростковом возрасте, а его становление как относительно устоявшегося приходится на старший подростковый возраст» [3, с. 182]. С. Д. Гуриева, М. М. Борисова отмечают «наличие связи между доверием к себе и доверием к другим и миру на этапе формирования этих отношений в подростковом возрасте» [5, с. 33]. М. М. Борисова считает, что в процессе взросления «эксплицитное» («на основе оценки внешних обстоятельств, поведения объекта, опыта взаимодействия с ним, опирающееся на внешние проявления объекта») доверие переходит в «имплицитное» («основанное на эмоциональном состоянии и когнитивных представлениях субъекта») [2, с. 24].
Некоторыми исследователями, например Ю. Ю. Даниловой, подчёркивается связь доверия к себе в подростковом возрасте с личностными характеристиками (общительность, социальная смелость, оптимизм, зависимость от группы) [6].
А. П. Кожевина выявила содержание и структурную организацию доверия при экстравертированной, амбивертирован-ной и интровертированной направлен-ностях личности лиц юношеского возраста. К важным личностным качествам людей, которые входят в близкий круг доверительного общения, респонденты включают «доброту, искренность, надежность, порядочность, ответственность, честность, общительность» [7, с. 22].
Т. Б. Гребенюк, И. И. Гончарова, проведя сравнительный анализ, пришли к выводу, что российские и польские школьники вкладывают разный смысл в понятие «доверие». «Польские учащиеся подчеркивают значимость доверия для межличностных отношений, развития эмоционально-ценностной сферы, а российские - значимость доверия для деловых отношений, совместной деятельности» [4, с. 14].
Южноафриканские учёные (Пенни Сингх и Ренита Рамперсад, 2010), проанализировав данные опроса ста шестидесяти двух учащихся технологического университета Дурбана, пришли к выводу, что на второе место среди проблем коммуникации в поликультурном образовательном пространстве студенты ставят отсутствие доверия к участникам образовательного процесса [13].
Вопросы изучения доверия обучающихся в образовательных организациях в современных условиях приобретают значимость для организации эффективного взаимодействия в классных коллективах детей разных национальностей. На сегодняшний день тема доверия остаётся актуальной, но недостаточно исследований, отражающих особенности взаимодействия обучающихся и выявляющих взаимосвязь доверия, личностных особенностей обучающихся разного возраста и связь с психологическим климатом классного коллектива.
Изучению социально-психологического климата школьных коллективов уделяется достаточно большое внимание во
многих исследованиях (Н. П. Аникеевой, И. В. Дубровиной, О. И. Зотовой, В. В. За-цепиной,Я. Л. Коломинского,Т. Е. Конни-ковой, А. Г. Ковалева, М. Ю. Кондратьева, А. С. Макаренко, В. С. Мухиной, В. Д. Па-рыгина, А. Г. Петровского, К. К. Платонова, В. Н. Панферова, Е. В. Шороховой, А. А. Реана и др.).
За рубежом учёные обращаются к теме исследования психологического климата в классных коллективах. Например, новозеландские ученые (Иэн М. Эванс, Шейн Т. Харви, Лора Бакли и Элизабет Ян, 2009), проведя исследование, пришли к выводу, что учителя начальных классов, выражая свои чувства и оценивая поведение детей, влияют на эмоциональное развитие и эмоциональную реакцию детей. Этот эмоциональный настрой влияет на климат в классе. Позитивные переживания обучающихся способствуют благоприятному климату, а климат, в свою очередь, способствует эффективному взаимодействию учителя и ученика, повышает мотивацию к обучению. Хорошие отношения между учителем и учеником формируют чувство безопасности и ощущение поддержки. Посещаемость учеников является, с одной стороны, показателем наличия чувства принадлежности к данному классу, а с другой - показателем мотивации к обучению. Авторы считают, что климат класса зависит от учителя, от владения им методами обучения, учебными стратегиями, умением управлять дисциплиной. Кроме этого, авторы считают, что учитель должен владеть социально-эмоциональными компетентностями, т. е. уметь анализировать эмоциональные трудности учеников, которые лежат в основе разрушительного и вызывающего поведения [12].
Сербские учёные (Гордана Джигич, Снежана Стойлькович, 2011), изучали влияние на климат стилей управления классом учителями. В исследовании приняли участие 273 учителя. Оно проводилось в 8 школах, расположенных в крупных и в небольших городах, в сельских районах Сербии. Подготовленные наблю-
W
датели оценивали поведение учителей и относили его к одному из трёх стилей поведения (интервенция, невмешательство, интеракция), который наилучшим образом соответствовал поведению учителя во время урока. Результаты исследования показали, что стиль управления классом «взаимодействующего» учителя является наиболее подходящим для создания хорошего климата в классе и стимулирует успешность учащихся [11].
Таким образом, исследователи пришли к выводу, что социально-психологический климат формируется под воздействием субъективных факторов и влияет на развитие личности и деятельности в коллективе, СПК говорит об особенностях психологического взаимодействия, ценностях, потребностях и интересах отдельной личности. Климат в коллективе влияет на отношения людей друг к другу, к миру и к себе.
Цель исследования - изучение взаимосвязи доверия, личностных особенностей и социально-психологического климата обучающихся 4-8 классов.
Для решения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить взаимосвязь доверия, личностных особенностей с социально-психологическим климатом школьных коллективов, в которых обучаются дети из других регионов России и СНГ;
2) описать отличия доверия и личностных особенностей обучающихся разных возрастов;
3) разработать рекомендации, направленные на повышение социально-психологического климата и эффективности взаимодействия обучающихся, включающие ресурс выявленной взаимосвязи доверия, личностных особенностей и социально-психологического климата.
В качестве гипотезы выдвинуты следующие предположения.
1. Существует взаимосвязь между уровнем доверия, личностными особенностями и социально-психологическим климатом у обучающихся с 4-8 класс.
2. Уровень доверия и личностные особенности в зависимости от возраста могут иметь различия, определяющиеся количеством лет обучения в школе.
Методики исследования: Методика «Изучение психологического климата в учебной группе» Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова для нахождения количественного выражения уровня психологического климата учебной группы, определения вида психологического климата; Методика изучения доверия / недоверия личности к миру, другим, себе А. Б. Купрейченко позволяет выявить уровень доверия в целом, а также по отдельным составляющим: отношение к миру, к другим людям, к себе; Методика Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн модифицирована с целью изучения понятия «доверие» (О. В. Голубь) и нами в отношении понятия «взаимодействие»; Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (адаптирована Л. Н. Собчик) позволяет выявить индивидуальный стиль общения и взаимодействия конкретного учащегося или общий стиль для большинства учащихся данного класса; Методика изучения межличностного доверительного статуса членов группы А. В. Сидоренков, И. И. Сидоренкова с целью выявления обучающихся, имеющих доверительный статус в группе.
В эмпирическом исследовании приняли участие обучающиеся с четвёртого по восьмой класс одной из школ Московской области в возрасте от 9 до 15 лет, 242 ученика. В современных условиях в образовательных организациях учатся не только дети местных жителей, но и дети мигрантов. Росстат ежедневно отмечает лидерство Московской области по притоку мигрантов. Особенностью образовательной организации школы является не только наличие представителей разных культур, но и то, что в классных коллективах происходит изменение численного состава. Часть обучающихся постоянно училась в данной школе, а часть ежегодно пополня-
ла школьные классы, часть возвращалась в те регионы, из которых приехала или переезжала в Москву.
Во всех классах преобладает благоприятный психологический климат. И толь-
ко в 4 «Б» классе психологический климат ближе к идеальному, оптимальный (табл. 1). Негативный психологический климат складывается как для местных жителей, так и для детей-мигрантов.
Таблица 1
Психологический климат классных коллективов
Класс Вид 4а 4б 5а 5б 6а 6б 7а 7б 8а 8б
Негативный 10% 0% 9% 10% 0% 10% 13% 0% 7% 4%
Благоприятный 85% 33% 61% 57% 62% 69% 74% 80% 73% 78%
Оптимальный 5% 67% 30% 33% 38% 21% 13% 20% 20% 18%
Изменения численного состава шли все годы обучения в 4 «А», 4 «Б», 5 «Б», 6 «Б», 7 «А». Выявлено, что 73 % учащихся 4-8 классов учатся с перового класса, этим мы можем объяснить благоприятный климат классных коллективов, в большинстве классных коллективов не менялся основной состав обучающихся на протяжении всех лет обучения.
Полученные результаты психологического климата подвергнуты корреляционному анализу с помощью линейного коэффициента корреляции К. Пирсона для определения степени взаимосвязи между доверием, личностными особенностями и психологическим климатом. Однофакторный дисперсионный анализ
Р. Фишера позволил сравнить средние значения выделенных переменных между параллелями классов (между возрастными группами).
Анализируя результаты, мы обнаружили взаимосвязь между «психологическим климатом» и «доверием» и личностными особенностями в образовательной организации с 4 по 8 класс с помощью линейной корреляции. Можно отметить, что благоприятный «психологический климат» в коллективе имеет значимые взаимосвязи с «доверием к миру» (г = 0,323**, при р < 0,01), «доверием к другим» (г = 0,333**, при р < 0,01), «доверием к себе» (г = 0,285**, при р < 0,01) и уровнем «доверия» (г = 0,443**, при р < 0,01) (табл. 2).
Таблица 2
Связь психологического климата и доверия
Доверие Психологический климат
Доверие к миру ,323**
Доверие к другим ,333**
Доверие к себе ,285**
Доверие в целом ,443**
** корреляция, значимая на уровне 0,01; * корреляция, значимая на уровне 0,05
При благоприятном психологическом климате обучающиеся менее «эгоистичны» (г = -0,111*, при р < 0,05), менее «агрессивны» (г = -0,193**, при р < 0,01), менее «подозрительны» (г = -0,282**, при р < 0,01). При благоприятном психологи-
ческом климате выше «индекс доброжелательности» учащихся (г = 0,164**, при р < 0,01) (табл. 3).
При благоприятном психологическом климате учащиеся высоко оценивают свой «характер» (г = 0,251**, при р < 0,01),
«уверенность в себе» (г = 0,150**, при р < 0,01), «доверие к другим» (г = 0,313**, при р < 0,01), «доверие других ко мне» (г = 0,199**, при р < 0,01),
«взаимодействие с одноклассниками» (г = 0,424**, при р < 0,01), «взаимоотношения с одноклассниками» (г = 0,460**, при р < 0,01) (табл. 3).
Таблица 3
Связь психологического климата с личностными характеристиками
Личностные характеристики Психологический климат
Независимо-доминирующий (эгоистичный) -,111*
Прямолинейно-агрессивный (агрессивный) -,193**
Недоверчиво-скептический (подозрительный) -,282**
Индекс доброжелательности ,164**
Характер (самооценка) ,251**
Уверенность в себе (самооценка) ,150**
Доверие другим (самооценка) ,313**
Доверие других (самооценка) ,199**
Взаимодействие с одноклассниками (самооценка) ,424**
Взаимоотношения в классе (самооценка) ,460**
** корреляция, значимая на уровне 0,01; * корреляция, значимая на уровне 0,05
При благоприятном психологическом выше доверительный статус «межлич-климате позитивная оценка многими ностного конфиденциально-охранитель-членами группы морально-нравственно- ного доверия» (г = 0,131**, при р < 0,05) го облика индивидов, поступков больше, (табл. 4).
Таблица 4
Связь психологического климата с доверительным статусом «межличностного конфиденциально-охранительного доверия»
Доверительный статус Психологический климат
«Межличностное конфиденциально-охранительное доверие» (поступки) ,131*
** корреляция, значимая на уровне 0,01; * корреляция, значимая на уровне 0,05
Анализ взаимосвязи возраста и особенностей взаимодействия учащихся при помощи однофакторного дисперсионного анализа показал, что ученики 4 и 8 классов имеют оценки «доверие к миру» значимо выше (р < 0,05), чем ученики остальных классов. Обучающиеся 5 классов имеют оценки «доверие к себе» значимо ниже (р < 0,01), чем ученики остальных классов. Ученики 4, 6 и 8 классов имеют оценки «доверие в целом» значимо выше (р < 0,05), чем ученики остальных классов. На этапе обучения в 4 и 8 классах для учащихся нет значимых изменений в
учебном процессе, доверие к миру выше. В 5 классе меняются условия обучения, доверие к себе понижается. В 4, 6, 8 классах доверие в целом выше. Подростковый возраст является неустойчивым и изменчивым, мы предполагаем, что пик приходится на 7 класс, доверие в целом ниже, так как и у учащихся 5 классов, находящихся в новых условиях при переходе из начальной школы в среднюю.
Результаты проведённого исследования показывают, что в образовательной организации при ежегодном изменении численного состава за счёт миграцион-
ных процессов обучающиеся при благоприятном психологическом климате имеют уровень доверия выше («доверие к миру», «доверие к другим», «доверие к себе») по сравнению с другими учащимися. Они не эгоистичны, не агрессивны, не подозрительны. Проявление эгоизма возможно в малой степени, они упорны и настойчивы, критичны к окружающим людям и к процессам, происходящим в обществе. Данные учащиеся во взаимодействии не используют насильственных средств реализации своих целей. Они не приписывают окружающим их одноклассникам негативных замыслов. Обучающиеся доброжелательны в отношениях, стремятся к сотрудничеству. Данные учащиеся высоко оценивают себя по следующим критериям: «характер», «уверенность в себе», «доверие к другим», «доверие других ко мне», высоко оценивают своё «взаимодействие с одноклассниками» и считают, что с большинством одноклассников строят благоприятные «взаимоотношения в классе». Таким учащимся другие одноклассники доверяют, они имеют высокий доверительный статус («межличностное конфиденциально-охранительное доверие»), большинство одноклассников позитивно оценивают их морально-нравственный облик, поступки, убеждены в порядочности, готовы быть открытыми с ними, не опасаясь, что они причинят вред.
У обучающихся 4 и 8 классов «доверие к миру» выше, возможно, это связано с тем, что учащиеся данного возраста больше доверяют миру, потому что на данных возрастных этапах нет резких изменений. У учащихся 5 классов «доверие к себе» ниже, ещё только формируется способность самоорганизации собственной жизни, на данном возрастном этапе меняются условия обучения, и снижение доверия к себе ведёт к адаптации в новых условиях. Показатель «доверие в целом» выше у учащихся 4, 6, 8 классов. Мы предполагаем, что в 5 и 7 классах неустойчивость подросткового возраста выражена больше.
Обучающиеся 6 классов демонстрируют менее агрессивный стиль поведения, они упорны, настойчивы, что связано с волевыми качествами. Учащиеся 6 и 8 классов менее «подчиняемы», они эмоционально сдержаны. Обучающиеся 4 и 5 классов более «зависимы», зависимы от чужого мнения. Учащиеся 4 классов более «альтруистичны», активны в отношении к окружающим, стремятся помочь в ущерб своим интересам, они доброжелательны. Обучающиеся 4 и 5 классов высоко оценивают своё взаимодействие с одноклассниками. Учащиеся 4 классов имеют высокий доверительный статус по критерию «межличностное конфиденциально-охранительное доверие», многие члены группы позитивно оценивает морально-нравственный облик одноклассников, убеждены в порядочности, и готовы открыться им. Обучающиеся 8 классов имеют высокий доверительный статус по критерию «межличностное деятель-ностно-совладающее доверие», многие члены группы убеждены в их способности эффективно выполнять деятельность и стремятся к сотрудничеству с ними в процессе выполнения совместной деятельности.
Выводы:
1. Выявлена взаимосвязь психологического климата с доверием и личностными особенностями у обучающихся с 4 по 8 класс.
2. Уровень доверия и личностные особенности имеют значимые отличия с 4 по 8 класс: у учеников 4 и 8 классов доверие к миру выше, чем у обучающихся 5, 6, 7 классов; у учеников 5 классов доверие к себе ниже, чем у учеников 4, 6, 7, 8 классов; в целом доверие выше у учеников 4.
6, 8 классов по сравнению с учениками 5, 7 классов; у обучающихся 6 классов меньше проявлений агрессивности по сравнению с учениками 4, 5, 7, 8 классов; ученики 6 и 8 классов менее подчиняемы, чем обучающиеся 4, 5, 7 классов; ученики 4 и 5 классов более зависимы, чем ученики 6,
7, 8 классов; у учеников 4 классов боль-
ше проявлений альтруизма, чем у обучающихся 5, 6, 7, 8 классов; обучающиеся 4 классов более доброжелательны, чем ученики 5, 6, 7, 8 классов; ученики 4 и 5 классов выше оценивают себя во взаимодействии с одноклассниками.
3. Ресурсом повышения социально-психологического климата классных коллективов и эффективности взаимодействия обучающихся является взаимосвязь доверия, личностных особенностей и социально-психологического климата.
Рекомендации классным руководителям:
1. Классным руководителям авансировать доверие ученикам своего класса. Способствовать формированию адекватного уровня доверия учащихся к себе, оказывая обучающимся психологическую поддержку и помощь. Проводить работу, способствующую формированию позитивной самооценки. Формировать ценностное отношение учащихся к себе и к окружающим. Выстраивать в классном коллективе доверительные отношения обучающихся друг с другом и с классным руководителем. Формировать поликультурную компетентность.
2. Организовывать коллективную творческую деятельность (КТД). В процессе КТД учить сотрудничать, принимать и понимать особенности одноклассников, распределять функции, роли, достигать поставленной цели.
Нами выявлена взаимосвязь психологического климата с доверием и личностными особенностями. Данные результаты могут быть использованы для формирования в классных коллективах благоприятного социально-психологического климата и способствовать эффективному взаимодействию обучающихся.
В условиях изменяющейся среды образовательная организация помогает сформировать целостную личность, поэтому необходимо искать способы формирования эффективного взаимодействия, благоприятного социально-психологического климата в образовательном процессе, повышающие доверие к миру, к другим и к себе.
Проведённое исследование предполагает более широкое изучение проблемы взаимодействия обучающихся в классных коллективах образовательной организации.
Статья поступила в редакцию 09.09.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Антоненко И. В. Психология личности: генезис доверия [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 1 (106). URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2019_1/18.pdf (дата обращения: 26.07.2019).
2. Борисова М. М. Социальные представления молодежи о доверии: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. СПб., 2018. 27 с.
3. Голуб О. В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 195 с.
4. Гребенюк Т. Б., Гончарова И. И. Эмпирическое исследование доверия между участниками образовательного пространства России и Польши [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 5. URL: https://journals.kantiana.ru/ upload/iblock/fac/Tatiana%20Grebenyuk,%20Irina%20Goncharova,%207-15.pdf (дата обращения: 26.07.2019).
5. Гуриева С. Д., Борисова М. М. Формирование социальных представлений о доверии в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 2. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9851 (дата обращения: 30.06.2019).
6. Данилова Ю. Ю. Доверие в старшем подростковом возрасте в связи с индивидуально-личностными характеристиками и социальной ситуацией развития: автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 2018. 26 с.
7. Кожевина А. П. Структурная организация доверия при различной направленности личности
(по параметру экстраверсия-интроверсия): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль,
8. Крючкова И. М. Социально-психологические характеристики феномена «доверия» в работах отечественных психологов // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 8.
9. Скрипкина Т. П. Психология доверия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000. 264 с.
10. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: избранные труды: в 2 т. Т. 1. М., Воронеж, 2005. 568 с.
11. Djigic G., Stojiljkovie S. Classroom management styles, classroom climate and school achievement [Электронный ресурс] // International Conference on Education and Educational Psychology: Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 29. URL: https://www.sciencedirect.com/sci-ence/article/pii/S1877042811027716 (дата обращения: 01.06.2019).
12. Evans L. M., Harvey S. T., Buckley L., Yan E. Differentiating classroom climate concepts: Academic, management, and emotional environments [Электронный ресурс] // New Zealand Journal of Social Sciences. 2009. Vol. 4. URL: https://doi.org/10.1080/1177083X.2009.9522449 (дата обращения: 01.06.2019).
13. Singh P., Rampersad R. Communication challenges in a multicultural learning environment [Электронный ресурс] // Journal of Intercultural Communication. 2010. Iss. 23. URL: https://immi. se/intercultural/nr23/singh.htm (дата обращения: 01.03.2017).
1. Antonenko I. V. [Personality psychology: Genesis of trust]. In: Yaroslavskii pedagogicheskii vest-nik [Yaroslavl pedagogical bulletin], 2019, no. 1 (106). Available at: http://vestnik.yspu.org/releas-es/2019_1/18.pdf (accessed: 26.07.2019).
2. Borisova M. M. Sotsial'nyepredstavleniya molodezhi o doverii: avtoref. dis.... kand. psikhol. nauk [Social representations of youth about trust: abstract of PhD thesis in Psychological sciences]. St. Petersburg, 2018. 27 p.
3. Golub O. V. Doverie k sebe kak vnutrilichnostnoe obrazovanie starshikh podrostkov: dis. ... kand. psikhol. nauk [A trustworthy personal education of senior adolescents: PhD thesis in Psychological sciences]. Rostov-on-don, 2004. 195 p.
4. Grebenyuk T. B., Goncharova I. I. [An empirical study of trust between the participants of educational space of Russia and Poland]. In: Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta [Bulletin of Kant Baltic Federal University], 2015, iss. 5. Available at: https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/ fac/Tatiana%20Grebenyuk,%20Irina%20Goncharova,%207-15.pdf (accessed: 26.07.2019).
5. Gurieva S. D., Borisova M. M. [The formation of social representations of trust in adolescence]. In: Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern research of social problems], 2017, vol. 8, no. 2. Available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9851 (accessed: 30.06.2019).
6. Danilova Yu. Yu. Doverie v starshem podrostkovom vozraste v svyazi s individual'no-lichnostnymi kharakteristikami i sotsial'noi situatsiei razvitiya): avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Trust in senior adolescence in connection with individual personal characteristics and the social situation of development: abstract of PhD thesis in Psychological sciences]. St. Petersburg, 2018. 26 p.
7. Kozhevina A. P. Strukturnaya organizatsiya doveriya pri razlichnoi napravlennosti lichnosti (po para-metru ekstraversiya-introversiya): avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Structural organization of trust at different orientation of the individual (by setting extraversion-introversion): abstract of PhD thesis in Psychological sciences]. Yaroslavl, 2016. 24 p.
8. Kryuchkova I. M. [Socio-psychological characteristics of the phenomenon of "confidence" in the works of domestic psychologists]. In: Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern research of social problems], 2017, vol. 8, no. 8, pp. 112-124.
9. Skripkina T. P. Psikhologiya doveriya [Psychology of trust]. Moscow, 2000. 264 p.
10. Fel'dshtein D. I. Psikhologiya razvitiya cheloveka kak lichnosti. T. 1 [Psychology of personality development. Vol. 1]. Moscow, Voronezh, 2005. 568 p.
11. Djigic G., Stojiljkovie S. Classroom management styles, classroom climate and school achievement. In: International Conference on Education and Educational Psychology: Procedia - Social and
2016. 24 с.
С. 112-124.
REFERENCES
Behavioral Sciences, 2011, vol. 29. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S1877042811027716 (accessed: 01.06.2019).
12. Evans L. M., Harvey S. T., Buckley L., Yan E. Differentiating classroom climate concepts: Academic, management, and emotional environments. In: New Zealand Journal of Social Sciences, 2009,vol. 4. Available at: https://doi.org/10.1080/1177083X.2009.9522449 (accessed: 01.06.2019).
13. Singh P., Rampersad R. Communication challenges in a multicultural learning environment. In: Journal of Intercultural Communication, 2010, iss. 23. Available at: https://immi.se/intercultural/nr23/ singh.htm (accessed: 01.03.2017).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Байбородова Эльвира Юрьевна - аспирант кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Elvira Yu. Bayborodova - post-graduate student of the Department of social psychology, Moscow Region
State University;
e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Байбородова Э. Ю. Взаимосвязь доверия, личностных особенностей обучающихся с социально-психологическим климатом образовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 4. С. 6-15. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-4-6-15
FOR CITATION
Bayborodova E. J. The relationship of trust, personal characteristics of students with the socio-psycho-logical climate of the educational organization. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2019, no. 4, рр. 6-15. DOI: DOI: 10.18384/2310-7235-2019-4-6-15