Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНОГО И ДЕСТРУКТИВНОГО ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНОГО И ДЕСТРУКТИВНОГО ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ПОДРОСТКИ / КОНСТРУКТИВНЫЙ И ДЕСТРУКТИВНЫЙ ЛИДЕР / РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ЛИДЕРСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликова Татьяна Ивановна

Вопрос лидерства является одним из наиболее актуальных в психологической науке. Особенно он актуален для такого периода развития личности, как подростковый возраст. Психологическая наука на сегодняшний день имеет достаточный объем и количество исследований по теме лидерства, в том числе широко изучены различные аспекты и особенности данной проблемы. Тем не менее теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что применительно к подростковому возрасту поднимаемая проблема лидерства обретает особую значимость в связи с рассмотрением вопросов о конструктивных и деструктивных лидерах в подростковых группах, что требует более глубокого исследования. Цель статьи - описание проявления конструктивного и деструктивного лидерства в подростковых группах и представление психологического портрета конструктивного и деструктивного лидера в подростковой группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куликова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CONSTRUCTIVE AND DESTRUCTIVE LEADERSHIP IN AN ADOLESCENCE GROUP

The issue of leadership is one of the most relevant in psychological science. It is especially relevant for such a period of personality development as adolescence. Psychological science has accumulated extensive theoretical material on the problem of leadership, many aspects of this issue have been studied. At the same time, a theoretical analysis of the leadership problem in psychology shows that questions about constructive and destructive leaders, especially in adolescent groups, require more detailed research. The purpose of the article is to study the characteristics of constructive and destructive leadership in an adolescent group and to describe the psychological portrait of a constructive and destructive leader in a teenage group.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНОГО И ДЕСТРУКТИВНОГО ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 05 (июнь). - 0,6 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/232007. htm.

ART 232007 DOI 10.24412/2304-120X-2023-12007 УДК 159.922.8

Куликова Татьяна Ивановна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула tativkul@gmail.com

Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства

в подростковой группе

Аннотация. Вопрос лидерства является одним из наиболее актуальных в психологической науке. Особенно он актуален для такого периода развития личности, как подростковый возраст. Психологическая наука на сегодняшний день имеет достаточный объем и количество исследований по теме лидерства, в том числе широко изучены различные аспекты и особенности данной проблемы. Тем не менее теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что применительно к подростковому возрасту поднимаемая проблема лидерства обретает особую значимость в связи с рассмотрением вопросов о конструктивных и деструктивных лидерах в подростковых группах, что требует более глубокого исследования. Цель статьи - описание проявления конструктивного и деструктивного лидерства в подростковых группах и представление психологического портрета конструктивного и деструктивного лидера в подростковой группе.

Ключевые слова: подростки, лидерство, конструктивный и деструктивный лидер, развитие конструктивного лидерства. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Ученые считают, что подростковый возраст является чрезвычайно важным и значимым переходным этапом в развитии личности растущего человека. Именно в этот период происходит расширение жизненного опыта подростков, круга их общения. В данный период у подростков появляется целый набор новых потребностей, одной из которых становится очень важная и значимая потребность найти и занять особое место в группе сверстников, добиться авторитета и уважения в группе. Если вдруг подросток в силу каких-то обстоятельств остается не востребованным, не признанным в группе своих сверстников, то он зачастую болезненно на это реагирует. Объяснить это можно не только потребностью быть лидером в своей группе, но и естественными психологическими особенностями их возраста - потребностью подростков быть принятым группой и завоевать в ней авторитет различными путями [1]. Так, в настоящее время особенно актуальным становится вопрос о деструктивном и конструктивном лидере и их влиянии на группу сверстников.

И педагогика, и психология накопили обширный эмпирический материал по проблеме подросткового лидерства, изучены многие аспекты этого феномена. В то же время теоретический анализ отдельных сторон проблемы лидерства в психологии показывает, что вопросы о конструктивных и деструктивных лидерах, особенно в подростковых группах, требуют более подробного исследования [2, 3]. Исследованию феномена лидерства, его проявлению и определению характеристик лидера посвящено

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 05 (июнь). - 0,6 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/232007. htm.

большое число работ в зарубежной и отечественной психологии. К рассматриваемой теме лидерства в разное время обращались Е. Богардус, К. Берд, Р. Стогдилл, Г. Хо-уманс, Л. Картер, Ф. Книккербоккер, Ц. Джибб, Р. Бейлз, Ф. Фидлер, Р. Лорд, Д. Фил-липс, Л. И. Уманский, И. П. Волков, Р. Л. Кричевский, В. И. Зацепин, Н. П. Аникеева, Я. Л. Коломинский и др.

Проблема подросткового и молодежного лидерства рассматривается в исследовательских работах Г. Ш. Тажутдиновой, в которых автор рассматривает взаимосвязь лидерства и направленности личности подростков [4]. Она раскрывает взаимосвязь между лидерством и личностной ориентацией подростков, проявляющуюся в том, что лидеры могут оказывать влияние на так называемых «последователей», которые в свою очередь тоже воздействуют на лидера через сформировавшуюся в данной референтной группе систему норм и ценностей. Г. Ш. Тажутдинова установила, что в структуре личности лидеров из обычных общеобразовательных школ наблюдается тенденция к коллективистской направленности, в то время как в инновационных образовательных учреждениях (лицеях, гимназиях) чаще обнаруживается тенденция либо к личной, либо к лично-престижной направленности [5]. Часто лидеры определяются на основе тех критериев, которые выделяют их сверстники - члены конкретной группы.

В соответствии с этим мы можем выделить несколько отличающихся друг от друга типов лидеров:

1) «Один из нас». Этот тип лидера даже трудно назвать таковым, потому что он ничем не выделяется среди остальной группы. Он считается «первым среди равных» в какой-либо области знаний или своих интересах, наиболее удачливым и успешным, которому довелось оказаться на лидерской позиции. В целом в глазах группы он, как и вся группа, живет, празднует, страдает, принимает правильные решения, ошибается и т. д.

2) «Лучший из нас». Этот тип лидера может отличаться от своих сверстников многими качествами, в частности особой деловитостью, нравственными принципами, коммуникативными особенностями и т. д., и поэтому он в основном считается образцом для подражания.

3) «Хороший человек». Это такой лидер, которого считают и ценят как образец и пример, проявляющий лучшие нравственные качества: тактичность, сдержанность, порядочность, доброту, внимание к другим, готовность помочь и т. д.

4) «Служитель». Это тип лидера, который всегда старается представлять интересы своих сторонников и группы в целом, обращая внимание на их мнение и действуя от их имени.

Лидеров различают по степени влияния на членов группы (сторонников, последователей). Иногда случается, что мнение лидера полностью учитывается, в то время как советы или указания другого лидера принимаются только в том случае, если они не противоречат их собственным интересам и принципам [6]. В зависимости от направленности на достижение целей, затрагивающих конкретные группы, лидерство можно разделить: на конструктивное (функциональное), т. е. способствующее достижению групповых целей; деструктивное (дисфункциональное), то есть формирующиеся на основе компрометирующих желаний группы; нейтральное, то есть не влияющее напрямую на эффективность жизнедеятельности группы. Лидерство в подростковых группах имеет свою специфику, влияющую на его тип. Лидерами могут быть как положительные подростки, так и подростки-«хулиганы». Лидеры-хулиганы, как правило, возглавляют группу из послушных подростков, которые привыкли к послушанию и без колебаний следуют за своим лидером.

По мнению некоторых исследователей, с лидерством тесно связано не только стремление к авторитету, но и существующий авторитет у подростков. В то же время

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 05 (июнь). - 0,6 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2023/232007.htm.

популярность важна для подростков-лидеров, которых привлекают внешние факторы. Таким образом, именно в подростковой группе подростки подчиняются тем, кто наиболее материально благополучен, имеет более высокий социальный статус в группе [7].

Оправданный риск и смелость являются важными характеристиками лидерства в подростковой группе. Такая провокационная смелость может приводить к асоциальным явлениям в жизни подростка - алкоголизму, наркомании и т. д.

Следовательно, подросткам с очевидными лидерскими качествами необходимо прививать морально-нравственные установки, а также учить понимать последствия своих действий. Это позволит подростку-лидеру превратиться в зрелую всесторонне развитую личность.

Методология и результаты исследования

Обзор литературы и научных исследований позволяет рассматривать лидерство и с позиции личностных детерминант, и ситуационных составляющих, и в ракурсе выявления типов лидеров, стилей лидерства, а также определения его социальной роли. Проблема лидерства особенно актуальна для подросткового периода развития личности. Это и обусловило цель нашего исследования: теоретическое и экспериментальное изучение особенностей конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой группе - и разработку программы тренинга, способствующей развитию конструктивного лидерства.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- провести анализ и систематизацию научной литературы по проблеме конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой среде;

- выявить психологические критерии и особенности конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой группе;

- провести экспериментальное изучение конструктивного и деструктивного лидерства в подростковых группах;

- составить психологический портрет конструктивного и деструктивного лидера в подростковой группе.

Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 68 им. Н. И. Долгих г. Тулы. Выборку составили 92 подростка 8-9-х классов: 50 мальчиков и 42 девочки.

Для выявления конструктивных и деструктивных лидеров была составлена диагностическая программа, представленная в таблице.

По результатам социометрического теста Дж. Морено из общей выборки были выявлены учащиеся со статусом «звезда» (6,5%) и «предпочитаемый» (17,3%) как потенциальные лидеры. С данными учащимися была проведена диагностика для выявления уровня организаторских и коммуникативных склонностей и индивидуально-психологических особенностей.

Применив методику КОС, установили, что для 54,2% потенциальных лидеров характерен высокий уровень коммуникативных склонностей, а для 31,8% респондентов - средний уровень. При этом обнаружено, что у 13,6% испытуемых определен низкий уровень коммуникативных склонностей. Близкая картина получилась и по распределению респондентов по уровням организаторских склонностей. Так, из числа потенциальных лидеров для 54,5% подростков характерен высокий уровень организаторских склонностей, для 40,9% испытуемых - средний уровень и только для 4,5% испытуемых характерен низкий уровень организаторских склонностей (см. рис. 1).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 05 (июнь). - 0,6 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2023/232007.htm.

Характеристика диагностической программы

№ п/п Название методики, автор Цель методики Исследуемые параметры

1 Социально-психологический тест Дж. Морено Оценка межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы Степень сплоченности/разобщенности в группе. Авторитеты членов групп по признакам симпатии (лидеры, звезды, отвергнутые)

2 Методика (КОС) «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин) Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей Уровень организаторских и коммуникативных качеств

4 Тест-опросник Кеттелла для подростков Определение основных подструктур темперамента и характера Черты личности: доминантность, самоконтроль, принятие моральных норм

5 Опросник Айзенка (подростковый) Выявление особенностей личности подростка Индивидуально-психологические особенности: экстраверсия, интроверсия, эмоциональная устойчивость/неустойчивость

50% 40% 30% 20% 10% 0%

Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень уровень уровень уровень уровень высокий

уровень

■ Коммуникативные умения ■ Организаторские умения

Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням коммуникативных и организаторских склонностей по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» («КОС») на констатирующем

этапе эксперимента

Применяя тест-опросник Кеттелла, мы выделили четыре наиболее значимых для лидера фактора: фактор Е (пассивность/доминантность), фактор F (осторожность/легкомыслие), фактор Q3 (степень самоконтроля), фактор G (степень принятия моральных норм) (см. рис. 2).

Установлено, что большинство испытуемых обладает средней степенью выраженности (45,5%) фактора Е (пассивность/доминантность). В результате были получены следующие данные. Из числа потенциальных лидеров 18,2% и 45,5% испытуемых характеризуются высокой средней (соответственно) степенью выраженности фактора Е (пассивность/доминантность). Высокая и средняя степени выраженности фактора Е свидетельствуют о том, что человек может быть временным лидером в экстремальных ситуациях или в неформальных группах. При этом 36,4% подростков демонстрируют низкую степень выраженности данного фактора, что может характеризовать такую личность как уступчивую и навязчивую в поведении, зависящую от других и пр.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 05 (июнь). - 0,6 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/232007. htm.

80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

77,30%

Доминантность Легкомыслие Самоконтроль Принятие

моральных норм

— Низкая Передняя ■ Высокая

Рис. 2. Распределение испытуемых по факторам на основе результатов диагностики по методике «Тест-опросник Кеттелла для подростков» на констатирующем этапе эксперимента

По фактору F (осторожность/легкомыслие) установлено, что для 54,5% испытуемых характерна высокая степень выраженности, характеризующая человека как импульсивного, активного, с хорошими организаторскими способностями. У 45,5% испытуемых выявлена низкая степень выраженности фактора, что характеризует таких подростков в большей степени как осторожных, молчаливых и неторопливых. На них можно положиться, но они не эффективны как организаторы.

Высокая и средняя степени выраженности самоконтроля (фактор Q3) выявлены у 59,1% респондентов, т. е. они способны контролировать свое поведение, отличаются социальной чувствительностью, характеризуются заботой о собственной репутации. У 40,9% испытуемых выявлена низкая степень выраженности самоконтроля. Такие люди не обращают внимания на социальные требования, импульсивны и, следовательно, подвержены ошибкам.

По фактору G (степень принятия моральных норм) у 86,4% потенциальных лидеров выявлены высокая и средняя степени выраженности, что характеризует их как сознательных, настойчивых, требовательных к себе, обязательных и ответственных. Для 13,6% характерна низкая степень выраженности фактора, что говорит о неустойчивости в достижении цели, поверхностности.

Анализируя результаты по опроснику Айзенка, можно сделать вывод, что большинство испытуемых (45,5%) относятся к экстравертам со статусом «значительный», для 36,4% испытуемых присуща умеренная экстраверсия. Для данных респондентов характерна общительность, потребность в контактах. Также выявлено, что 27,3% испытуемых характеризуются высокой эмоциональной неустойчивостью, что способствует сохранению организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях (см. рис. 3).

Заключение

Проанализировав данные, полученные в ходе проведения констатирующего этапа, мы можем сделать вывод о том, какие качества личности присущи конструктивному и деструктивному лидеру.

Характеризуя конструктивного лидера, можно говорить, что он положительно влияет на командную работу. Конструктивный лидер инициирует обмен информацией, способствует общим интересам, чувствует эмоции и «волны» коллектива, видит потребности команды как свои собственные и может активно действовать.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 05 (июнь). - 0,6 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2023/232007. htm.

у

36,40%

40,00% 30,00% 20,00% 10,00%

0,00%

27,30%

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

'Средняя 'Высокая Очень высокая

Рис. 3. Распределение испытуемых по эмоциональной устойчивости и неустойчивости на основе результатов диагностики по методике «Опросник Айзенка (подростковый)» на констатирующем

этапе эксперимента

При этом он также берет на себя часть работы, которую другие не могут взять на себя по разным причинам: из-за пассивности, некомпетентности, лени и т. д. Его открытость, естественность, искренность привлекают окружающих, побуждают их к творчеству, активному сотрудничеству. Его оптимизм помогает ему верить в собственные силы, чего от него часто и ждут. Анализируя проблему, вместе с собеседником умеет находить выход из сложного положения.

Неформальные лидеры деструктивного типа используют свое влияние, чтобы саботировать решения учителя или конструктивного лидера, подвергнуть сомнению их указания, инструкции, тем самым снижая эффективность работы и мотивацию учеников к участию в различных видах деятельности. Деструктивный лидер обладает властью и влиянием на своих товарищей. Его действия носят заведомо провокационный характер, даже если он прекрасно осознает, что его поступки не признаются окружающими. Он активно и шумно во все вмешивается, ежеминутно готов вступить в драку, мгновенно вскипает при любом противоречии или ограничении. Он заботится о статусе, а не коллективе.

Проведенное исследование, безусловно, имеет теоретическую и практическую значимость, определяемую тем, что в работе обобщены и систематизированы теоретические подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой группе; выявлены критерии конструктивного и деструктивного лидерства у подростков; составлен психологический портрет конструктивного и деструктивного лидера в подростковой группе. Данный материал можно использовать школьным психологам, учителям для проведения соответствующей психопрофилактической, психокоррекционной работы с подростками. Методический материал можно применять как на индивидуальных, так и на групповых занятиях с подростками для выявления и формирования конструктивного лидерства.

Ссылки на источники

1. Аль-Гафри С. Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности. - Курск, 2015. - 20 с.

2. Беспалов Д. В. Динамика лидерства в группах подростков и юношей // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2011. - № 3. - 49 с.

3. Беспалов Д. В. Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах // Научный журнал КубГАУ. - 2013. - № 89. - С. 1464-1486.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Тажутдинова Г. Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 16 с.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова Т. И. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 05 (июнь). - 0,6 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2023/232007.htm.

5.

6.

7.

Тажутдинова Г. Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка. Галкина Н. А. Роль лидерства в формировании направленности юношеских групп // Духовно-нравственные потенциалы молодёжного коллектива: диагностика и развитие: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Курск, 21-23 марта 2013 г. Ч. 2 / под ред. А. С. Чернышёва. - Курск, 2013. - 178 с. Янг Р. Лидерство в командах / пер. с англ. - М.: ГИППО (HIPPO), 2009. - 122 с.

Tatyana I. Kulikova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula

State Pedagogical University named after Lev Tolstoy, Tula, Russia

tativkul@gmail.com

Psychological aspects of constructive and destructive leadership in an adolescence group Abstract. The issue of leadership is one of the most relevant in psychological science. It is especially relevant for such a period of personality development as adolescence. Psychological science has accumulated extensive theoretical material on the problem of leadership, many aspects of this issue have been studied. At the same time, a theoretical analysis of the leadership problem in psychology shows that questions about constructive and destructive leaders, especially in adolescent groups, require more detailed research. The purpose of the article is to study the characteristics of constructive and destructive leadership in an adolescent group and to describe the psychological portrait of a constructive and destructive leader in a teenage group. Key words: teenagers, leadership, constructive and destructive leader, development of constructive leadership. References

1. Al'-Gafri, S. (2015). Rol' liderstva v funkcionirovanii uchebnoj gruppy kak sub"ekta sovmestnoj de-yatel'nosti, Kursk, 20 p. (in Russian).

2. Bespalov, D. V. (2011). "Dinamika liderstva v gruppah podrostkov i yunoshej", Sovremennaya social'naya psihologiya: teoreticheskie podhody i prikladnye issledovaniya, № 3, 49 p. (in Russian).

3. Bespalov, D. V. (2013). "Teoreticheskij analiz podhodov k ponimaniyu destruktivnogo liderstva v malyh gruppah", Nauchnyj zhurnal KubGAU, № 89, pp. 1464-1486 (in Russian)..

4. Tazhutdinova, G. Sh. (2001). Vzaimosvyaz'liderstva inapravlennostilichnostipodrostka: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk, Moscow, 16 p. (in Russian).

5. Ibid.

6. Galkina, N. A. (2013). "Rol' liderstva v formirovanii napravlennosti yunosheskih grupp", Duhovno-nrav-stvennye potencialy molodyozhnogo kollektiva: diagnostika i razvitie: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kursk, 21-23 marta 2013 g. Ch. 2, Kursk, 178 p. (in Russian).

7. Yang, R. (2009). Liderstvo v komandah, GIPPO (HIPPO), Moscow, 122 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 10.04.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.04.23

Принята к публикации Accepted for publication 26.04.23 Опубликована Published 30.06.23

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Куликова Т. И., 2023

9772304120234

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.