Научная статья на тему 'Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах∗'

Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах∗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1955
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕР / ДЕСТРУКТИВНЫЙ ЛИДЕР / МАЛАЯ ГРУППА / DESTRUCTIVENESS / DESTRUCTIVE LEADERSHIP / LEADERSHIP / LEADER / DESTRUCTIVE LEADER / SMALL GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беспалов Дмитрий Викторович

В статье представлены исторический обзор и теоретический анализ научных подходов к пониманию деструктивного лидерства, по результатам которых делается вывод, что в большинстве исследований появление и особенности функционирования деструктивного лидерства объясняются за счет индивидуальных и личностных особенностей лидеров, недостаточно внимания уделяется социально-психологическим факторам, обуславливающим появление и развитие деструктивного лидерства. Дано определение и типология деструктивного лидерства в малых группах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF APPROACHES TO THE CONCEPTION OF DESTRUCTIVE LEADERSHIP IN SMALL GROUPS

The article presents a historical survey and a theoretical analysis of research approaches to the conception of destructive leadership. Relying on the results of the analysis, the author arrives at a conclusion that in most studies the reasons and the peculiarities of destructive leadership are related to the individual and personal characteristics of the leader, while psychosocial factors causing the appearance and development of destructive leadership are not given enough consideration. The article also presents the definition and typology of destructive leadership in small groups

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах∗»

УДК 316.6(075.32)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ДЕСТРУКТИВНОГО ЛИДЕРСТВА В МАЛЫХ ГРУППАХ*

UDC 316.6(075.32)

THEORETICAL ANALYSIS OF APPROACHES TO THE CONCEPTION OF DESTRUCTIVE LEADERSHIP IN SMALL GROUPS

Беспалов Дмитрий Викторович к.псих.н., доцент

ФГБОУВПО «Курский государственный университет », Курск, Россия Тел: (84712) 56-80-64

В статье представлены исторический обзор и теоретический анализ научных подходов к пониманию деструктивного лидерства, по результатам которых делается вывод, что в большинстве исследований появление и особенности функционирования деструктивного лидерства объясняются за счет индивидуальных и личностных особенностей лидеров, недостаточно внимания уделяется социально-психологическим факторам, обуславливающим появление и развитие деструктивного лидерства. Дано определение и типология деструктивного лидерства в малых группах

Ключевые слова: ДЕСТРУКТИВНОСТЬ, ДЕСТРУКТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО, ЛИДЕРСТВО, ЛИДЕР,

ДЕСТРУКТИВНЫЙ ЛИДЕР, МАЛАЯ ГРУППА

Bespalov Dmitriy Viktorovich Cand.Psy.Sci., associate professor FGBOU VPO "Kursk State University", Kursk, Russia Tel: (84712) 56-80-64

The article presents a historical survey and a theoretical analysis of research approaches to the conception of destructive leadership. Relying on the results of the analysis, the author arrives at a conclusion that in most studies the reasons and the peculiarities of destructive leadership are related to the individual and personal characteristics of the leader, while psychosocial factors causing the appearance and development of destructive leadership are not given enough consideration. The article also presents the definition and typology of destructive leadership in small groups

Keywords: DESTRUCTIVENESS, DESTRUCHVE LEADERSHIP, LEADERSHIP, LEADER, DESTRUCHVE LEADER, SMALL GROUP

Постоянно растущее во всем мире насилие и деструктивность требуют адекватного ответа, в то же время наблюдается недостаточное внимание научной общественности к негативным общественным явлениям. Анализируя проблемы психологических исследований, А.Я. Анцупов отмечает, что в психологии существует определенный перекос: «Мы изучаем только 51 % человека -человека хорошего. Остальные 49 % человека - человека плохого практически не

* Работа поддержана грантом Президента России МК проект - 2254.2012.6, грантом РГНФ проект -а2 12-36-01267

http://ej.kubagro.ru/2013/05/pdf/76.pdf

изучаются... Психологи плохое в человеке не изучают и нередко даже видеть не хотят... Психология зла практически не изучается» [19, с. 56].

Следует отметить, что, несмотря на актуальность изучения деструктивности, данный феномен недостаточно исследован в науке, в том числе и в психологии. Особо актуальной практической задачей является анализ социально-психологических причин и механизмов деструктивной деятельности для разработки эффективных рекомендаций и технологий по профилактике и преодолению деструктивных проявлений в молодежной среде. Назрела необходимость детального изучения деструктивности в рамках развития группового субъекта с целью профилактики негативных явлений в малых группах.

Изучение деструктивного лидерства в детских объединениях относится к числу недостаточно разработанных областей психологии, требующих как теоретического, так и экспериментального изучения. На это указывает ряд ученых-психологов. Так, Е.С. Соколова пишет: «Исследование природы и мотивации асоциального лидерства имеет большое значение не только для психологии, но и для других социальных наук» [24, с. 56]. По мнению Б.З. Вульфова, существует опасность как формального - извне навязанного -лидерства, так и отрицательно ориентированного. Последнее нельзя запретить, ему можно противопоставить только столь же убедительные для детского сообщества, увлекающие его образцы [6]. Т.В. Бендас также считает, что проблема отрицательного лидерства остается одной из наименее изученных [2]. Следует отметить, что проблема социальной активности молодежи и ее яркого проявления - лидерства - относится к одному из самых разработанных вопросов социальной психологии. Нельзя забывать, что существует противоположная тенденция - антиобщественная активность, которая нивелирует результаты активности конструктивных лидеров, разрушительно действует на развитие социума и является основой появления различных девиаций. Данная форма активности имеет своих ярких носителей - деструктивных лидеров.

Анализ работ, посвященных деструктивности, показывает, что работы, посвященные этой теме, можно разделить на две группы. К первой относятся исследования, отмечающие, что деструктивность - это врожденное качество человека, свойство, полностью искоренить которое невозможно. К другой группе относятся работы, в которых доказывается, что стремление к деструктивности не присуще человеку изначально. Оно формируется в обществе, в результате фрустрации основных потребностей индивида. Из данного теоретического посыла следует оптимистический вывод о возможности борьбы с деструктивностью с помощью социальных преобразований. Классическим приверженцем рассматриваемого подхода является Э. Фромм [29].

Перспективными для анализа деструктивного лидерства представляются исследования, в которых деструктивность рассматривается как комплексная проблема, при рассмотрении которой учитываются и биологические составляющие деструктивности, и ее социальные детерминанты [12].

Исторический обзор исследований лидерства показывает, что феномен деструктивного лидерства изучается в нашей стране с 30-х годов 20 века. Исследователь лидерства тех лет А.С. Залужный выделил следующие типы лидерства: ситуативный, постоянный, организатор, дезорганизатор [3].

А.С. Залужный считал, что в ходе развития коллектива некоторые дети выпадают из жизнедеятельности группы - это либо дезорганизаторы, мешающие работе других детей, либо пассивные личности, занимающиеся какой-либо посторонней деятельностью. А.С.Залужный отмечал, что активные дети-дезорганизаторы должны помещаться в группы более старших и сильных ребят [13].

Интересно отметить, что уже в первом исследовании лидерского стиля, проведенном в 1935 г. в США на выборке лидеров-дошкольников, был выделен «гангстерский стиль». Лидеры данного стиля добивались личных целей с помощью силы и подчеркнутого неуважения к другим [2].

В Курской социально-психологической школе проблеме деструктивного

лидерства уделяется серьезное внимание. Развивая идеи Л.И. У майского, его ученик А.С. Чернышев на основании результатов исследования проблемы организованности предложил выделять лидеров-организаторов и лидеров-дезорганизаторов, т.е. выделил два вида лидерства: просоциальное (социальное) и асоциальное (антиобщественное) [25, 28]. В рамках

параметрической концепции лидерство в асоциальных группах исследовал И.С. Полонский, который изучал проблему нравственного содержания деятельности неофициальных групп подростков и юношей, уделяя особое внимание влиянию на группу лидеров-дезорганизаторов [17].

В настоящее время существует ряд исследований, посвященных проблемам деструктивного лидерства в детских и молодежных объединениях. М.И. Рожков, рассматривая вопросы самоуправления в ученических коллективах, выделяет лидеров-разрушителей и созидателей и характеризует их следующим образом: лидер-созидатель работает в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой, получая удовольствие от успешности процесса управления; лидер-разрушитель действует только в собственных интересах, зачастую во вред и делу и людям [20].

Деструктивное лидерство обнаруживается уже у дошкольников. Т.В. Сенько при изучении групп старших дошкольников выделила два типа доминирования (положительное и отрицательное) и аналогичные системы подчинения. Ей определены механизмы влияния лидеров: лидеры с

положительным доминированием руководят последователями с помощью поддержки, похвалы; лидеры с отрицательным доминированием влияют на последователей, заставляя, приказывая, ругая, нападая. Исследователь следующим образом описывает детей с отрицательным доминированием: «Дети, обладающие этой формой поведения, всегда и везде стремятся быть первыми, самыми главными, часто не имея для этого достаточно оснований. Они требуют выполнения своих желаний сверстников в приказном порядке, заставляя их подчиняться своей воле, часто незаслуженно обижают их, дерутся. Дети, как

правило, избегают общения с ними, так как порой испытывают на себе их нападки и недоброжелательное отношение, выслушивают ругань в свой адрес» [23, с. 127]. Т.В. Сенько называет несколько причин, приводящих к отрицательному доминированию:

1) слишком высокий и необоснованный уровень притязаний на успех;

2) ошибки воспитания в семье, где царит атмосфера вседозволенности и угодничества перед ребенком;

3) излишняя похвала со стороны взрослых.

Автором предложена оригинальная «Методика изучения личностного поведения ребенка», которая позволяет с помощью наблюдения определить ведущие формы отношения ребенка к окружающим людям: доминирование (положительное и отрицательное) и подчинение (положительное и отрицательное) [23].

Проблема деструктивного лидерства применительно к школьной практике рассмотрена В.Г. Степановым, который выделяет следующие типы дезорганизаторов: неформальный лидер-дезорганизатор, затаенный

дезорганизатор, невольные дезорганизаторы, мнимые дезорганизаторы [26, 27]. Ученый следующим образом характеризует различные типы лидеров-дезорганизаторов:

>Неформальный лидер-дезорганизатор. Данный тип лидерства актуализируется в ситуации, когда ученик стремится самоутвердиться за счет противостояния педагогам: ведет себя дерзко, мешает проведению уроков, подталкивает к непослушанию других учащихся. Деструктивные лидеры, как правило, характеризуются экстернальным локусом контроля, поэтому необходимо содействовать постепенному переходу к принятию ответственности за свои поступки. Такие ученики обладают неустойчивым образом «Я», отличаются чрезмерным честолюбием и стремлением к общественному признанию, поэтому им нужны ситуации успеха и другие средства, направленные на усиление «Я». Ученик должен обрести уверенность, что у него

хватит собственных сил для достижения цели без применения агрессии [26].

> Затаенный дезорганизатор. Данный лидер любит действовать исподтишка, подстрекает своих товарищей к непозволительным действиям, а сам занимает стороннюю позицию. Такие учащиеся могут побуждать младших учащихся к недозволенным, а то и противоправным поступкам. Действия подобного дезорганизатора-провокатора должны быть пресечены. Нельзя оставлять без поддержи и «жертву»: необходимо помочь ребенку преодолеть состояние сильного стресса и восстановить хорошее отношение к нему товарищей [26, 27].

> Невольные дезорганизаторы. Они не стремятся специально нарушать учебно-воспитательный процесс, но неосознанно нарушают его. Такие учащиеся регулярно спорят с учителем, затевают дискуссии, вносят дополнения в объяснение педагога и т.д. Мотивом поведения таких лидеров является стремление самовыражения и самоутверждения. Педагог должен научить этих школьников приемлемым формам выражения своей активности и сдержанности в общении. Определить такого школьника бывает сложно потому, что он не стремится к лидерским притязаниям [26].

>Мнимые дезорганизаторы. Это слишком активные на уроках учащиеся. В их число часто попадают одаренные дети. Часто учителя считают, что эти дети бросают им вызов, но на самом деле они просто хотят глубже разобраться в учебном материале. В работе с такими детьми учителю следует проявлять терпимость. Подростков следует обучать культуре поведения на уроке, давать дополнительные интересные задания, вовлекать во внеклассную работу [26].

Говоря о нейтрализации неформального лидера-дезорганизатора,

В.Г. Степанов пишет: «В учебных группах характерной ошибкой неопытных классных руководителей является резкое изменение официального статуса такого лидера (например, неожиданное назначение его старостой класса) в надежде на его помощь в поддержании порядка в классе и быстрое исправление своего поведения. В этом случае забывается, что именно такие активные школьники

сами нуждаются в воспитании и самовоспитании организованности, умения управлять своим поведением и корректно влиять на поведение своих товарищей» [27, с. 159]. Ученый приводит следующий пример лидера-дезорганизатора -ученика 9-го класса, которого неопытный классный руководитель рекомендовал на место старосты: «Тот охотно взялся за дело. Он наводил дисциплину на уроках, расхаживая по классу и хлопая учебником по головам разговаривающих учеников. Естественно, им были недовольны не только словоохотливые ученики, но и учителя. Пришлось ученика освободить от скороспело назначенных обязанностей и поручить другие» [27, с. 160]. Особо отмечается, что перевоспитание лидеров-дезорганизаторов необходимо начинать с привлечения к простым видам общественно-организационной деятельности, постепенно её усложняя, обучая эффективным приемам организаторской работы, т.е. следует активность такого лидера не подавлять, а направлять на общественно полезные цели. Следует учитывать тягу агрессивных подростков к лидерству и возможность трансформации его в деструктивное лидерство. Учитель должен помочь ребенку найти конкретную область применения лидерства [27].

Детерминанты появления отрицательно-деструктивного лидерства среди подростков рассмотрены С.В. Шепелевой. По мнению автора, причинами появления данной разновидности лидерства выступают три фактора: семейное воспитание, акцентуации характера и снижение ответственности учебных заведений за процесс обучения [30].

В исследованиях С. Аль-Гафри, А.С. Чернышева определена роль конструктивного и деструктивного лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности. Эмпирическое исследование показало, что в структуре лидерства исследованных учебных групп важную роль играют лидеры положительной и отрицательной направленности, смешанное лидерство выражено слабее. Установлено, что в большинстве групп лидеры положительной направленности обеспечивают группе статус субъекта совместной деятельности, а отрицательное лидерство в рамках «оппозиции»

стимулирует развитие положительного лидерства. Определено, что положительные лидеры ведут группу вперёд за счёт напряжения, активной и трудной позиции. Таким образом, лидеры положительной направленности актуализируют групповую мотивацию напряжения для успешного решения задач. Иную позицию занимают деструктивные лидеры: «они борются за мотивацию разрядки, снижение мотивации жизнедеятельности группы, направляют группу к покою и безделью, но при этом под демагогическим лозунгом истины и справедливости» [1, с. 16].

Д.В. Семеновым проанализированы механизмы влияния лидера с отклоняющимся поведением на подростков в процессе общения. Установлено, что лидерам-аддиктам свойственны эпилептоидные черты характера и стремление к самоутверждению в неформальной группе. Определены гендерные особенности деструктивного лидерства: у мальчиков эпилептоидность

сочетается с неустойчивостью, а у девочек с истероидными проявлениями. В целом данным лидерам свойственны импульсивность, агрессия, тревожность, присущие гипертимному типу реагирования [22].

Успешность в удовлетворении запретов (употребление алкоголя, наркотических и токсических средств) данными подростками делает их авторитетами в глазах других, эталонами в восприятии сверстников, у которых такой «успешности» нет. Лидеры-аддикты воплощают в себе нормы, ценности «девиантного образа жизни» (в том числе наркоманические), распространяют их в неформальной группе подростков и являются инициаторами наркотизации. Установлено, что на начальных этапах наркотизации употребление ПАВ происходит под влиянием лидера [22].

Кроме детских и молодежных групп деструктивное лидерство исследуется в воинских коллективах, туристических группах, производственных коллективах, асоциальных группах и др.

Проблеме отрицательного лидерства посвящена работа М.С. Полянского по исследованию и профилактике появления отрицательного лидерства в

воинских коллективах. По его мнению, существующие подходы к проблеме лидерства не полностью раскрывают механизм проявления лидерства в воинских коллективах, так как не учитывают его возможной негативной направленности. Под отрицательным лидерством в первичных воинских коллективах М.С. Полянский понимает процесс доминирования, ведущего положения отдельных воинов и групп военнослужащих, ущемляющих права военнослужащих, как правило, младшего призыва, формирующих традиции, обычаи, нормы поведения негативной направленности [5, 18]. По нашей классификации это экспрессивное деструктивное лидерство в группах положительной направленности [3].

М.С. Полянским разработан подход поэтапного изучения и предупреждения отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах, основанный на обобщении опыта борьбы с неуставными отношениями военнослужащих срочной службы.

1 этап. Самоопределение военнослужащих в первичных воинских коллективах. На этапе самоопределения деструктивная деятельность лидера не находит поддержки и со стороны воинов со своего призыва, и со стороны военнослужащих старших призывов. По мнению автора, на этом этапе командиры и начальники должны обращать внимание на военнослужащих, проявляющих развитые организаторские способности. Незамеченный и своевременно, не включенный в официальную, организационно-штатную воинскую структуру такой лидер создает неофициальную структуру в виде неформальной группы различной направленности. В ходе этого этапа важно определить лидера-практика, отличающегося организаторскими способностями, и стремиться включить его в официальную, организационно-штатную структуру подразделения в составе актива, младших командиров и т.п.

2-й этап. Дифференциация военнослужащих в первичных воинских коллективах. На этом этапе развития формируются различные социально-ролевые статусы каждого из членов группы, отрицательное лидерство

наблюдается со стороны отдельных военнослужащих. На этапе дифференциации необходимо определить индивидов, обладающих ведущим влиянием и высокой референтностью. Деятельность командиров должна быть направлена на сближение статуса лидера-организатора и лидера эмоционального, что способствует сплочению коллектива.

3-й этап. Самоорганизация и самоуправление группы

военнослужащих. На этом этапе деструктивное лидерство может проявляться особенно активно, формируются лидирующие деструктивные группы. Согласно исследованиям, проведенным М.С. Полянским, до 72% лидеров отрицательной направленности являются представителями последнего периода службы. В роли отрицательного лидера выступают наиболее авторитетные военнослужащие, имеющие организаторские способности, опыт морального, а часто физического подавления последователей. Группы, проявляющие асоциальную направленность, чаще всего формируются по национальным, региональным, социальным признакам [5, 17].

Говоря о путях профилактики и нейтрализации деструктивного лидерства на данном этапе развития группы, М. С. Полянский отмечает, что административное устранение деструктивного лидера редко приводит к нормализации жизнедеятельности группы. Автор пишет: «Складывается

впечатление, что устранение лидера даст положительных эффект. Реально же негативная направленность группы сохраняется при отсутствии лидера. Это объясняется сформированными традициями, обычаями, ритуалами, устоявшимися мнениями в подобных группах» [5, с 205]. После устранения деструктивного лидера деструктивное воздействие в отношении, в первую очередь, младшего призыва сохранялось со стороны лидирующих групп. Исследователь особо отмечает, что на этапе самоорганизации групп военнослужащих необходимо сосредоточить внимание на том, чтобы сплочение группы осуществлялось на основе совместного выполнения воинской деятельности. Здесь особенно важно не допустить национальной и региональной

Научный журнал КубГАУ, №89(05), 2013 года вражды.

Анализируя исследование М.С. Полянского, следует отметить, что для определения лидеров использовалась социометрическая методика. Основной акцент работы направлен на рассмотрение негативного влияния деструктивных лидеров на межличностные взаимоотношения военнослужащих. Инструментальная составляющая жизнедеятельности группы рассмотрена недостаточно. В то же время не секрет, что некоторые командиры могут поддерживать неуставные взаимоотношения для более эффективного управления группой, их не интересует, каким образом достигается результат, они действуют по принципу «цель оправдывает средства» и не хотят замечать деструктивные взаимоотношения в эмоциональной сфере. Представляют интерес результаты эмпирического исследования воинских коллективов, подтверждающие положение о том, что появление деструктивного лидерства во многом обусловлено сложившейся социальной ситуацией функционирования группы.

Проблема деструктивного лидерства исследована в туристических группах. По мнению Э.Э. Линчевского, в составе туристской группы лидерами-дезорганизаторами могут быть индивиды с низкими личными нормами, не заботящиеся о впечатлении, которое они производят на других людей. Такие лидеры руководствуются только эгоистическими интересами и не считаются с чужим мнением, несмотря на это они могут вызвать резонанс и даже симпатии у части группы. Если таких индивидов в группе несколько, то они могут образовывать свою неформальную группу, резко обособленную и противостоящую всем остальным. Такая малая группа непрочна, так как все ее члены - крайние индивидуалисты. Но их объединяет общая негативная реакция и деятельность отрицательного лидера [9]. Автор к основным детерминантам деструктивного лидерства относит личностные особенности лидера, оставляя в стороне социально-психологические факторы.

А.В. Петровский - один из немногих авторов, который в качестве детерминант возникновения деструктивного лидерства рассматривает

социально-психологические факторы, а именно уровень развития группы. Изучая спортивные команды, ученый пришел к выводу, что уровень развития группы определяет особенности отрицательного лидерства. Члены высокоразвитых групп видят в тренере (изучались спортивные команды) человека, вносящего значительный вклад в деловую и эмоциональную интеграцию команды, а также пользующегося большим личным влиянием в ней. Иная картина в недостаточно развитых группах, где члены команды усматривают в своем тренере дезорганизатора прежде всего деловых, а затем и эмоциональных отношений, хотя признают его личное влияние в группе. Что касается руководителя, то он платит команде той же монетой, рассматривая своих подчиненных как дезорганизаторов. Из представленных результатов эмпирических исследований А.В. Петровский делает вывод о необходимости учета уровня развития группы при исследовании феномена отрицательного лидерства [15].

В результате многолетних наблюдений и исследований производственных коллективов А.А. Русалинова приходит к выводу, что в группе могут проявляться лидеры, оказывающие весьма разнообразное негативное влияние на других членов группы [21]. Автор в результате наблюдения и интервьюирования в разных производственных группах выделяет несколько вариантов отрицательных лидеров:

Непреднамеренный отрицательный деловой лидер. Представителями этого типа лидерства являются квалифицированные и уважаемые в группе работники, которые оказывают достаточно негативное влияние на последователей, невольно заражая их своей неудовлетворенностью ситуацией на производстве. Автор относит эту разновидность лидерства к «парадоксальному негативному лидерству».

Непреднамеренный отрицательный эмоциональный лидер. Этот тип лидерства А.А. Русалинова также относит к парадоксальному лидерству. Он проявляется в сфере неформального межличностного общения вне деловой сферы. Носителем такой разновидности лидерства иногда становится помимо

своего желания хороший работник, обладающий рядом привлекательных для окружающих личностных качеств. Такой лидер становится в группе центром притяжения: всем окружающим хочется получить удовольствие от общения с этим человеком, и от этого страдает работа.

Преднамеренный эмоциональный лидер, или лидер-«болтун». Это специфическая личность, человек, который, обладая привлекательными для окружающих качествами (коммуникабельность, жизнерадостность, доброжелательность), не имеет ни высокой профессиональной квалификации, ни особого рвения к работе и заменяет деловую активность высокой коммуникативной активностью, имитируя деловую занятость. Такой лидер может пользоваться в группе высокой популярностью и даже деловым авторитетом.

Лидер-«дезинформатор». Данный тип отрицательного лидера связан с информационными потоками, функционирующими в организации. Это человек, обладающий хорошими суггестивными способностями, заслуживший у коллег доверие к уровню его осведомленности, который периодически выступает как источник недостоверной негативной информации, затрагивающей интересы его коллег и снижающей их трудовую активность за счет общего ухудшения их эмоционального состояния.

Лидер-«дезорганизатор». Такой лидер подбивает коллег на совместные отвлечения от работы и нарушения трудового распорядка (групповые опоздания на работу, прогулы, преждевременный уход в конце рабочего дня и др.). На этот тип лидеров обращал внимание А.С. Макаренко, утверждая, что они имеют высокий потенциал социальной активности и хорошие организаторские способности. Поэтому стоит, прежде всего, попробовать переориентировать такого лидера, вовлечь в активную организаторскую работу в той сфере просоциальной деятельности, которая совпадает со сферой интересов лидера. Если это не удается, группу надо избавлять от него.

Лидер-«провокатор». Это редко встречающаяся разновидность

отрицательного лидера, который нагнетает напряженность во взаимоотношениях руководителя с подчиненными, стремясь снизить его авторитет, возможно претендуя на его место или на более высокую должность. Как правило, мотивом подобного поведения лидера служит его неудовлетворенность какими-либо сторонами его личной ситуации в организации. Выявление и устранение причин такой неудовлетворенности может изменить линию его поведения.

Лидер-«жулик». Является специфичным отрицательным лидером. В группе может проявить себя активный организатор групповых хищений материальных ценностей, имеющихся в организации. Один из вариантов такого типа лидера встречается в сфере торговли и обслуживания: это

лидер-«мошенник», который разрабатывает и внедряет в группе коллег различные способы обвешивания, обсчета и других форм обмана клиентов, выгода от которых делится членами группы между собой.

Лидер-«алкоголик». Встречается в реальных организациях, при этом он не обязательно болен алкоголизмом - употребление алкоголя в компании единомышленников (т.е. собутыльников) часто является для него неотъемлемым атрибутом повседневного образа его жизни, предлогом для контакта с товарищами, поскольку другие формы общения и взаимодействия для него непривычны. Такой лидер не только сам выпивает в рабочее время, но уже с начала рабочего дня озабочен сколачиванием компании и добычей для нее алкоголя.

Как отмечает А.А. Русалинова, «предлагаемая типология лидеров на производстве не является полной, и ее можно дополнять и расширять на основе дальнейших эмпирических исследований...» По ее мнению, особого внимания заслуживают амбивалентные лидеры, «влияние которых на членов группы столь велико, что ведомые следуют не за целью, предлагаемой лидером, а за его личностью, и он может подвигнуть их как на полезные для организации действия, так и на негативные» [21, с. 89].

Особая ценность работы А.А. Русалиновой в том, что автор предлагает для

каждого типа негативного лидерства конкретные рекомендации по его профилактике и нейтрализации [21].

Ю.П. Платоновым разработаны общие принципы борьбы с деструктивным лидерством и конкретные рекомендации по работе в этом направлении [16]. Автор в зависимости от направленности влияния лидерства выделяет следующие его типы в организациях:

• конструктивное лидерство (функциональное) способствует осуществлению целей организации;

• деструктивное лидерство (дисфункциональное) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров и взяточников);

• нейтральное лидерство не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации садоводов-любителей).

Следует отметить, что Ю.П. Платонов в большей степени анализирует деструктивное руководство, а не деструктивное лидерство.

В работе А.М. Первицкой среди различных типов лидерства выделяется маргинальная форма. Маргинальный лидер отличается выраженным стремлением к успеху, адекватной оценкой собственных возможностей. Потребность в самореализации проявляется у него через стремление к социальному престижу и стремление к достижению поставленной цели, что сопровождается потребностью в самосовершенствовании и саморазвитии и [14].

Иванцов С.В., рассматривая личностные свойства лидеров организованных преступных формирований, отмечает, что основное личностное свойство таких людей - высокая интроверсия (индивидуальность) при ярко выраженной активности и эффективном контроле над собственным поведением. «Люди скрытного типа легко становятся лидерами преступных организаций. Немногословные, умные, настороженные, они бывают агрессивными и расчетливыми, стремятся обладать компрометирующими сведениями о своем

ближайшем окружении, с тем чтобы оно постоянно испытывало чувство вины и находилось в зависимости от обладателя такой информации» [7, с. 14].

Многие зарубежные исследователи лидерства косвенно касались рассматриваемой проблемы, в целом деструктивные лидеры в их работах характеризуются эгоистичной направленностью, авторитарным стилем общения, соперничеством и конкуренцией. Северо-американские ученые, работающие в области организационной психологии, обратили внимание на проблему отрицательного лидерства в связи с негативной деятельностью менеджеров, которые выступают источниками конфликтов в организации. Специалист по лечению психологических травм, получаемых на работе, Б. Уилсон в 1991 г. отметил, что психологическое насилие над работниками привело к потере миллиардов долларов, а психологические травмы, полученные на работе в результате деструктивных действий начальников, - более разрушительный фактор для работника и работодателя, чем все вместе взятые другие стрессы, относящиеся к трудовой деятельности. Доктор X. Хорнштайн, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета, работающий в области социальной психологии организации, в своей книге «Жестокие начальники и их жертвы» подсчитал, что целых 20 миллионов американцев сталкиваются с плохим обращением на работе каждый день, и впору говорить об эпидемии. Норвежский психолог С. Эйнарсен в противоположность конструктивному лидерству выделил три разновидности деструктивного лидерства: популярный, но нелояльный; разрушительный; тиранический. Деструктивное лидерство получило свое название «буллинг» по аналогии с боем быков в Испании. Следует отметить, что зарубежные исследователи уделяют больше внимания организационным, нежели психологическим компонентам этого феномена, традиционно не разделяя лидерство и руководство [2].

Проведенный нами теоретический обзор показывает, что в настоящее время в психологии и других смежных науках не существует ни единого понимания феномена деструктивного лидерства, ни четкого определения и

классификации его разновидностей, в связи с чем представляется актуальным изучение социально-психологических особенностей деструктивного лидерства, разработка психологических технологий по его нейтрализации. Мы остановимся на обозначение данного типа лидерства как деструктивного. Напомним, что под деструкцией в философии и социологии понимается разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо; разрушение существующей структуры системы, явления, процесса, приводящее к утрате их функций. Под деструктивным лидерством мы понимаем ведущее влияние одного индивида на группу в направлении разрушения существующей системы деловых и (или) межличностных отношений.

По нашему мнению, при создании типологии деструктивного лидерства необходим учет как минимум двух критериев: сферы влияния лидера в группе и направленности его активности. С учетом выделенных критериев мы предлагаем следующую типологию деструктивного лидерства.

По сфере влияния лидера в группе выделяются два типа лидерства.

1. Деструктивное инструментальное лидерство. Носителями данного типа лидерства являются лидеры-дезорганизаторы, которые вольно или невольно мешают осуществлению группой основного вида деятельности, негативно влияют на деловую (инструментальную) сторону деятельности группы. Лидерам-дезорганизаторам противостоят лидеры-организаторы (соответственно конструктивный тип лидерства), которые способствуют достижению стоящих перед группой основных целей и задач.

2. Деструктивное эмоциональное лидерство - лидерство, которое разрушительно воздействует на психологический климат группы, подрывает групповую сплоченность. Оно представлено негативными лидерами, которые при достижении цели не считаются с людьми, вызывая у них негативные переживания и даже личностные расстройства. Противоположностью данного типа лидерства является позитивное лидерство, которое способствует налаживанию психологического климата в группе, интеграции группы.

По направленности активности мы предлагаем выделять следующие типы деструктивного лидерства.

1. Деструктивное лидерство отрицательной направленности, или асоциальное деструктивное лидерство, направлено на антиобщественные цели. Представителями такого типа лидерства часто являются индивиды с девиантным поведением, что подразумевает индивида, отличающегося по своим характеристикам от основной массы людей. Наличие подобных харизматических характеристик во многом объясняет причины его воздействия на последователей. Сюда также относятся индивиды с деликвентным поведением - они влияют на группу в направлении совершения антиобщественных противоправных действий, наносящие вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Такой лидер превосходит членов группы в совершении противоправных действий.

2. Деструктивное лидерство положительной направленности, или просоциальное деструктивное лидерство, - это лидерство направлено на преодоление асоциальной направленности группы. О данном лидерстве правомерно говорить в асоциальных группах, когда присутствует индивид, положительно влияющий на группу, стремящийся преобразовать ее и направить на общественно полезные цели.

Следует отметить, что данная типология нуждается в большей детализации и эмпирической проверке, кроме того, нельзя забывать, что существуют лидеры смешанного типа, которые оказывают на группу одновременно деструктивное и конструктивное воздействие. По этому поводу А.С. Чернышев отмечает, что разделение лидеров на отрицательных и положительных (организаторов и дезорганизаторов) не может быть абсолютным. Имеется категория лидеров (и довольно распространенная), устойчиво оказывающая на группу одновременно организующее и дезорганизующее влияние [25].

В заключении можно отметить, что важнейшими источниками деструктивного лидерства являются процессы интеграции и дезинтеграции в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

группе, которые динамично соотносятся между собой и обеспечивают устойчивость-нейстойчивость, организацию-дезорганизацию. Большинство ученых объясняет появление и особенности функционирования деструктивного лидерства за счет индивидуальных и личностных особенностей лидеров. Недостаточно внимания уделяется социально-психологическим факторам, обуславливающим появление и развитие деструктивного лидерства. В то же время следует отметить, что важно не ограничиваться узким кругом факторов, воздействующих на лидерство. Как показывает зарубежный и отечественный опыт исследований лидерства, необходимо рассматривать как минимум два основных фактора: индивидуальные особенности лидеров и последователей, ситуативно-групповые особенности функционирования деструктивного лидерства. Исследование основных факторов и причин, влияющих на возникновение и развитие деструктивного лидерства в учебных группах, позволит разработать социально-психологические технологии по преодолению подобных явлений и оптимизации лидерства в учебных группах.

Библиографический список

1.Аль-Гафрн С. Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2010. 20 с.

2.Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 448 с.

3.Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности (на примере учебных групп подростков и юношей): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2005. 24 с.

4.Беспалов Д.В. Динамика лидерства в группах подростков и юношей // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. №3. С. 49-59.

5.Военная психология. Методология, теория, практика / Р. А. Абдурахманов, А Я. Анцупов, Б.П. Бархаев и др. М.: Военный университет, 1996. 341 с.

6.Вульфов Б.З. Лидерство как педагогический феномен // Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений: Материалы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции (Кострома, 14-16 ноября 1994 г.). Кострома, КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1994. С. 57-61.

7.Иванцов С.В. Организованная преступность: системные свойства и связи

(криминологическая оценка): Автореф. дис... докт. юрид. наук. М., 2009. 34 с.

8.Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. М.: Статут, 2007. 542 с.

9.Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. М.: Физкультура и спорт, 1981. 111 с.

10. Логвинов И.Н Социально-психологическое исследование гендерного аспекта http://ej.kubagro.ru/2013/05/pdf/76.pdf

структуры типов молодежного лидерства//Известия ПгПу им. В.Г. Белинского. 2011. -№ 24. С. 966-971.

П.Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности

современного человека. Ростов-на-Дону - Таганрог: СКНЦ ВШ, ТРТУ, 2004. 160 с.

12.Лысак И. В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности

современного человека: Дис... докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 326 с.

13.Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2008. 544 с.

14.Первитская А.М. Формирование лидерской деятельности в юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2007. 24 с

15.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 496 с.

16.Платонов Ю.П. Путь к лидерству. СПб.: Речь, 2006. 348 с.

17.Полонский ИС. К проблеме нравственного содержания деятельности неофициальных

групп подростков и юношей // Вопросы психологии личности и коллектива школьников и

студентов. Т.31 / Отв. ред. И.А. Френкель. Курск, 1974. С. 22-29.

18.Полянский М.С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах (социально-психологическое исследование): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1991. 22 с.

19.Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций / А.Я. Анцупов, С.С. Кандыбович, В.М. Круки др. М.: Студия «Этника», 2007. 232 с.

20.Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань: Татарское кн. Изд-во, 1987. 119 с.

21.Русалинова А.А. Специфика проявления лидерства в производственных группах и его использование в процессе управления ими // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. № 2. С. 84-90.

22.Семенов Д.В. Механизм влияния лидера с отклоняющимся поведением на подростков в процессе общения // Материалы второй международной заочной научно-практическая конференции «Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения» М., 2011. С. 145-149.

23.Сенько Т. В. Базисная структура межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте: Дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1992. 389 с.

24. Соколова Е.С. Особенности структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 246 с.

25.Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) /

А.С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев и др. Воронеж, Кварта 2007. 210 с.

26.Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2001. 308 с.

27.Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. М.: Академия, 1997. 320 с.

28.Уманский Л.И Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.

29.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ-ЛТД, 1998. 672 с.

30.Шепелева С.В. Социально-психологическая профилактика преддевиантного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2003. 253 с.

References

1. АГ-Gafri S. Rol' liderstva v funkcionirovanii uchebnoj gruppy kak sub#ekta sovmestnoj dejatel'nosti: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Kursk, 2010. 20 s.

2. Bendas T.V. Psihologija liderstva: Uchebnoe posobie. SPb.: Piter, 2009. 448 s.

3. Bespalov D.V. Vlijanie organizovannosti gruppy na liderstvo i jeffektivnost' v naprjazhennyh situacijah sovmestnoj dejatel'nosti (na primere uchebnyh grupp podrostkov i junoshej): Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Kursk, 2005. 24 s.

4. Bespalov D.V. Dinamika liderstva v gruppah podrostkov i junoshej // Sovremennaja social'naja psihologija: teoreticheskie podhody i prikladnye issledovanija. 2011. №3. S. 49-59.

5. Voennaja psihologija. Metodologija, teorija, praktika / R.A. Abdurahmanov, A.Ja. Ancupov,

B.P. Barhaev i dr. М.: Voennyj universitet, 1996. 341 s.

6. Vul'fov B.3. Liderstvo как pedagogicheskij fenomen // Psihologo-pedagogicheskie problemy podgotovki organizatorov i liderov detskih i junosheskih ob#edinenij: Materialy dokladov i vystuplenij na Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Kostroma, 14-16 nojabrja 1994 g.). Kostroma, KGPU lm. N.A. Nekrasova, 1994. S. 57-61.

7. Ivancov S.V. Organizovannaja prestupnost': sistemnye svojstva i svjazi (kriminologicheskaja ocenka): Avtoref. dis... dokt. jurid. nauk. М., 2009. 34 s.

8. Krichevskij R.L. Psihologija liderstva: Uchebnoe posobie. М.: Statut, 2007. 542 s.

9. Linchevskij Je.Je. Psihologicheskij klimat turistskoj gruppy. М.: Fizkul'tura i sport, 1981. Ill

s.

10. Logvinov I.N. Social'no-psihologicheskoe issledovanie gendemogo aspekta struktury tipov molodezhnogo liderstva // Izvestija PgPu im. V.G. Belinskogo. 2011. -№ 24. S. 966-971.

11.Lysak I.V. Filosofsko-antropologicheskij analiz destruktivnoj dejatel'nosti sovremennogo cheloveka. Rostov-na-Donu - Taganrog: SKNC VSh, TRTU, 2004. 160 s.

12. Lysak I.V. Filosofsko-antropologicheskij analiz destruktivnoj dejatel'nosti sovremennogo cheloveka: Dis... dokt. filos. nauk. Rostov-na-Donu, 2007. 326 s.

13. Marcinkovskaja T.D. Istorija psihologii: uchebnik dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. М.: Akademija, 2008. 544 s.

14. Pervitskaja A.M. Formirovanie liderskoj dejatel'nosti v junosheskom vozraste: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Ekaterinburg, 2007. 24 s

15. Petrovskij A.V., Jaroshevskij M.G. Teoreticheskaja psihologija: Ucheb. posobie dlja stud, psihol. fak. vyssh. ucheb. zavedenij. М.: Akademija, 2001. 496 s.

16. Platonov Ju.P. Put' к liderstvu. SPb.: Rech', 2006. 348 s.

17. Polonskij I. S. К probleme nravstvennogo soderzhanija dejatel'nosti neoficial'nyh grupp podrostkov i junoshej // Voprosy psihologii lichnosti i kollektiva shkol'nikov i studentov. T.31 / Otv. red. I.A. Frenkel'. Kursk, 1974. S. 22-29.

18. Poljanskij M.S. Preduprezhdenie otricatel'nogo liderstva v pervichnyh voinskih kollektivah (social'no-psihologicheskoe issledovanie): Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. М., 1991. 22 s.

19. Problemy psihologicheskogo issledovanija. Ukazatel' 1050 doktorskih dissertacij / A.Ja. Ancupov, S.S. Kandybovich, V.M. Kruk i dr. М.: Studija «Jetnika», 2007. 232 s.

20. Rozhkov M.I. Razvitie samoupravlenija v uchenicheskih kollektivah. Kazan': Tatarskoe kn. Izd-vo, 1987. 119 s.

21. Rusalinova A.A. Specifika projavlenija liderstva v proizvodstvennyh gruppah i ego ispol'zovanie v processe upravlenija imi // Sovremennaja social'naja psihologija: teoreticheskie podhody i prikladnye issledovanija. 2011. № 2. S. 84-90.

22. Semenov D.V. Mehanizm vlijanija lidera s otklonjajushhimsja povedeniem na podrostkov v processe obshhenija // Materialy vtoroj mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskaja konferencii «Otklonjajushheesja povedenie cheloveka v sovremennom mire: problemy i reshenija» М., 2011. S. 145-149.

23. Sen'ko T.V. Bazisnaja struktura mezhlichnostnogo vzaimodejstvija v starshem doshkol'nom vozraste: Dis. ... d-ra psihol. nauk. SPb., 1992. 389 s.

24. Sokolova E.S. Osobennosti struktury motivov liderstva starsheklassnikov raznogo pola: Dis. ... kand. psihol. nauk. М., 2003. 246 s.

25. Social'no odarennye deti: put' к liderstvu (jeksperimental'nyj podhod) / A.S. Chernyshev, Ju.L.

Lobkov, S.V. Sarychev i dr. Voronezh, Kvarta 2007. 210 s.

26. Stepanov V.G. Psihologija trudnyh shkol'nikov: Ucheb. posobie dlja stud, vyssh. ped. ucheb. zavedenij. 3-e izd., pererab. i dop. М.: Akademija, 2001. 308 s.

27. Stepanov V.G. Psihologija trudnyh shkol'nikov: Uchebnoe posobie dlja uchitelej i roditelej. М.: Akademija, 1997. 320 s.

28. Umanskij L.I. Psihologija organizatorskoj dejatel'nosti shkol'nikov. М.: Prosveshhenie, 1980.

160 s.

29. Fromm Je. Anatomija chelovecheskoj destruktivnosti. М.: ACT-LTD, 1998. 672 s.

30. Shepeleva S.V. Social'no-psihologicheskaja profilaktika preddeviantnogo povedenija u detej doshkol'nogo vozrasta: Dis. ... kand. psihol. nauk. Kostroma, 2003. 253 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.