УДК 159.9:316.6 UDC 159.9:316.6
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ BASIC TENDENCIES IN THE STUDY OF THE
ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ PHENOMENON OF LEADERSHIP IN MODERN
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ RUSSIAN PSYCHOLOGY
Логвинов Игорь Николаевич Logvinov Igor Nickolayevich
к.псих.н., доцент Cand.Psy.Sci., associate professor
В статье анализируются достижения The article analyzes the achievements of Russian
отечественных психологов, которые изучают psychologists who study the phenomenon of
феномен лидерства. Рассматриваются основные leadership. We have considered the main areas of
направления исследований в современной research of leadership in modern Russian social
Российской лидерологии. Выявлены актуальные psychology. The current trends in the study of
тенденции в изучении лидерства leadership have been revealed
Ключевые слова: ЛИДЕР, ЛИДЕРСТВО, ТЕОРИИ Keywords: LEADER, LEADERSHIP, LEADERSHIP
ЛИДЕРСТВА, МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА THEORIES, MODELS OF LEADERSHIP
Современное представление о лидерстве как социальнопсихологическом феномене, основанное на обобщении результатов изучения этого явления российскими психологами в ХХ веке, представлено в учебнике «Психология ХХ! века». Лидерство рассматривается здесь как сложное, многоплановое явление, которое определяется как «феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления (мнения, оценки, отношения) и поведение в целом группы или отдельных ее членов» [29, 690].
Трактовку понятия лидерство близкую к рассмотренной выше предлагает А.Л. Журавлев. Феномен лидерства в группе малой автор рассматривает как «феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение в целом группы или отдельных ее членов» [34, 216]. Основу лидерства составляют личностные качества лидера и социально-психологические отношения, которые складываются в группе [34, 216].
Позже А.Л. Журавлев расширяет содержание этого понятия, определяя лидерство как «руководство, наблюдение, надзор и управление группой или организацией» [11, 216].
В «Психологическом энциклопедическом словаре» лидерство
рассматривается, как «социально-психологический феномен отношения доминирования и подчинения в социальной группе, который определяется субъективными и объективными факторами. [11, 191].
«Лидер - наиболее авторитетный член социальной группы, личностное влияние которого является определяющим в социальных процессах, неформальный руководитель, авторитет которого формируется стихийно» [11, 190].
А. Л. Свенцицкий определяет лидерство как «... успешное воздействие одного человека на других в направлении к заданной цели» [33, 217].
М.Р. Битянова считает, что член группы становится лидером, если его личностные качества и поведение соответствует следующим требованиям:
потенциальный лидер должен быть носителем и активным проводником в жизнь целей и ценностей, которые предпочитаются группой членства;
ценностные установки и целевые ориентиры потенциального лидера, реализуемые им в поведении должны быть референтными для большинства членов группы;
поведение потенциального лидера в значимых групповых ситуациях служит основой для влияния на группу членства, а его оценочные суждения являются ориентиром для построения самооценки других членов группы [5].
И.Д. Ладанов, считает, лидер оказывает влияние на последователей с помощью авторитета и харизматических свойств своей личности. Кроме того, автор делит лидеров на формальных и неформальных [13].
Окружающие воспринимают неформального лидера по одной из следующих моделей: «Один из нас», «Лучший из нас», «Воплощение
добродетелей», «Оправдание наших ожиданий». У лидера, по мнению И. Д.
Ладанова, должны присутствовать такие качества, как честность, интеллект, способность понимать людей, устойчивость взглядов, уверенность в себе, скромность в быту и эрудированность [13].
И.А. Панарин, исследуя психологию лидеров молодежных движений, акцентировал свое внимание на таком их личностном качестве, как социальная ответственность. Автор установил, что именно социальная ответственность детерминирует деятельность лидеров просоциальных молодежных движений, являясь при этом важнейшим социально желательным качеством лидера в условиях социально ориентированного государства [28].
По его мнению, социальная ответственность лидеров молодежных движений определяет стратегию и тактику развития движения, ситуации принятия решения, создания различных социальных проектов [28]. По этому качеству молодежные лидеры значимо отличаются от лиц с низкой социальной активностью [28].
Предпосылками формирования социальной ответственности у лидеров молодежных движений выступают:
- наличие у лидера общественно одобряемых представлений о социальной ответственности политических и общественных сил;
- сформированность у лидера таких качеств личности, как направленность, система ценностей, интернальность, социальная зрелость, социальная активность, мотивация достижения [28].
А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев установили, что в ситуации, когда совместная деятельность осуществляется в экстремальных условиях, происходит актуализация специфических особенностей лидерства таких, как экономность и скорость проявления феномена, выделение тактического и стратегического лидерства, а также их оптимальное сочетание [36].
На основании обобщения более чем сорокалетнего опыта работы в
областной школе молодежных лидеров «Комсорг» А.С. Чернышев и его ученики разработали социотехники, позволяющие успешно формировать молодежное лидерство в условиях социально обогащенной среды [36].
Проблема лидерства исследовалась также С.В. Сарычевым в рамках изучения им социально-психологических факторов надёжности малых групп в различных социальных условиях [30; 31; 32].
С.В. Сарычев установил, что именно лидерство в малой группе в напряженных ситуациях совместной деятельности выступает, с одной стороны как социально-психологический механизм надёжности группы, а с другой - как социально-психологический механизм формирования надёжности молодёжных групп [30].
Качественное обогащение и преобразование лидерства также относится к психологическим механизмам надёжности группы в напряженных и экстремальных условиях совместной деятельности [30].
С.В. Сарычев вводит понятие «ярко выраженное лидерство», понимая под ним «наличие в группе стратегических и тактических лидеров, сочетание лидерских и сублидерских функций у многих членов группы, совместимость лидеров» [30, 31].
С.В. Сарычев ввел понятие «резерв лидеров». Его образуют «лица, имеющие высокий уровень притязаний на лидерство и готовности включиться в организацию в рамках тех свойств группы, которые они желают актуализировать в предстоящей деятельности» [30, 29].
Г.Ш. Тажутдинова, изучая молодежное лидерство, выявила наличие взаимосвязи между лидерством и направленностью личности подростка, которая проявляется в том, что лидер оказывает влияние на последователей благодаря нормами и ценностями в структуре направленности его личности, а группа, в свою очередь, воздействует на лидера через систему норма и ценностей, сформировавшихся в ней [35].
Исследуя лидерство в традиционных и инновационных
образовательных учреждениях, Г.Ш. Тажутдинова установила, что в структуре личности лидеров из обычных общеобразовательных школ наблюдается тенденция к коллективистической направленности в то время как в инновационных - либо к личной, либо к лично-престижной направленности [35]. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростков является динамичной [35].
Д.В. Беспалов, изучая влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности, установил, что потенциальные возможности лидерства, сложившиеся в высокоорганизованных группах реализуются в напряженных ситуациях совместной деятельности в совпадении уровня притязаний лидеров и их реального вклада в группу, оптимальном сочетании стратегического и тактического лидерства [4].
Успешность совместной деятельности организованных групп в напряженных ситуациях определяется способностью лидеров к интеграции индивидуальных и групповых мотивов, расширению включенности индивидов в совместной группе на всех этапах ее реализации, созданию в группе положительного психологического настроя [4].
Появление лидеров-дезорганизаторов в группе обусловлено отсутствием возможности у потенциальных лидеров реализовать себя в рамках официальных структур, а также нравственными чертами личности лидера. Длительное пребывание лидера в роли дезорганизатора или организатора сказывается на особенностях его личности [4].
Лидерство в различных социальных средах имеет имманентные специфические характеристики, жестко не связанные с уровнем организованности группы, выражающиеся в личностных особенностях лидеров. Социальная ситуация в молодежных центрах в большей степени способствует актуализации и становлению эффективного лидерства, чем ситуация, сложившаяся в школе [4].
И.Н. Логвинов, исследуя совместно с М.И. Логвиновой и Т.И. Логвиновой личностную и ситуативную тревожность деструктивных лидеров подросткового возраста, обучающихся в общеобразовательной школе, выяснили, что оба показателя у большинства респондентов имеют высокий уровень развития [26].
С.Г. Елизаров, проводя изучение мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему, установил, что лидерство выступает в роли механизма формирования этого феномена [9].
Автор так же считает, что в качестве механизма формирования мотивационно-ценностной включенности учебных групп в условиях социальных систем различного типа выступает обогащение и преобразование лидерства [9].
С. Аль-Гафри, анализируя роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности, выявил, что уровень социально-психологической зрелости учебной группы детерминируется структурой лидерства в группе, причем сама структура лидерства включает в себя три группы лидеров: положительных, отрицательных лидеров и лидеров смешанного типа [1].
Автор установил, что лидеры воздействуют на группу, используя следующие социально-психологических механизмы
«дифференцированный образ группы в сознании лидеров, детерминированный типом направленности лидеров; адекватный образ лидеров разной направленности и их роли в жизнедеятельности группы в групповом сознании; оптимальное соотношение в структуре лидерства лидеров различной направленности» [1].
При этом избирательность воздействия лидеров на элементы социально-психологической структуры группы детерминируется степенью их включенности в различные виды совместной деятельности [1].
АЛ. Свенцицкий на основе анализа зарубежных теорий лидерства
выявил ряд факторов, от которых зависит эффективность деятельности лидера: «особенности макросреды, социально-экономических и
общественно-политических отношений, присущих данной социальной системе, специфику культуры этого общества в целом» [33].
Представляют несомненный интерес результаты работы Т.Н. Шевченко, которая изучала лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста социальнокультурной сферы. Автор разработала технологию формирования лидера в вузе, которая будет эффективной, если соблюдаются следующие условия: единство учебной и внеучебной деятельности; оптимизация культурно-образовательной среды;
включение студентов в научно-исследовательскую, учебнопоисковую, художественно-творческую, культурно-досуговую
деятельность;
индивидуализация учебного процесса, формирование индивидуальной траектории образования каждого студента;
психолого-педагогическую помощь и поддержка студентов в процессе профессионального становления [37].
А.В. Вальков на основе исследования развития лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза установил основные личностные качества, которыми должен обладать лидер-военнослужащий: высокий интеллект, целеустремленность,
способность к психоанализу, способность к рефлексии, использование интуиции, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, способность управлять собой, эмпатичность, организаторская проницательность, способность к активному психологическому воздействию, тактичность, высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства, высокий профессионализм, коммуникабельность, красноречивость, умение влиять
на подчиненных, способность к творческому решению задач [6].
Н.А. Галкина, изучив роль лидерства в формировании направленности активности юношеских групп, пришла к выводу о том, что именно лидеру принадлежит ведущая роль в формировании этого группового показателя. При этом в высокоразвитых группах ценности лидера и группы совпадают в большей степени по сравнению с группами, имеющими более низкий уровень развития. Лидеры-дезорганизаторы оказывают минимальное влияние на формирование направленности активности в группах высокого уровня развития. В группах же низкого уровня развития такие лидеры способны оказывать, как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование направленности активности в юношеских группах [7].
В.В. Гулякина изучила основные копинг-стратерии, которые применяют молодежные лидеры подросткового возраста. Было установлено, что в трудных жизненных условиях, лидеры-подростки активно используют конструктивные преобразующие стратегии в то время как их ведомые - неконструктивные стратегии преодоления. Для лидеров в такой ситуации типичны напористость и настойчивость в удовлетворении своих интересов и выбор кооперации во взаимодействии [8].
М.В. Науменко и Е.Е. Рогова при изучении особенностей взаимосвязи функционального лидерства со степенью выраженности лидерских способностей членов учебных групп различного уровня развития установили, что лидерские способности студентов коррелируют с критериями функционального лидерства. А уровень развития группы детерминирует соответствующий вид функционального лидерства [27].
Исследование О.Б. Крушельницкой молодежного лидерства в школьных и студенческих группах обнаружило сходство в процессах выдвижения лидеров в учебных группах студентов, из ссузов и вузов, однако в общеобразовательных школах они идут по-другому [12].
Выдвижение лидеров на начальном и конечном этапах существования учебных групп имеет под собой преимущественно эмоциональную основу, в то время как в «зрелых» группах доминировала деловая [12].
М.Ю. Ананченко на основе изучения влияния архетипов на представления о лидере и лидерстве пришла к выводу о том, что «в представлениях о лидере и лидерстве проявляются общие для человечества архетипы героя, правителя, мудреца, божества, трансформации. Черты лидера едины вне зависимости от национальной принадлежности: как правило, это патриот, защитник государства, способствовавший укреплению независимости страны, развитию чувства гордости за свою страну и ее историю» [2, 75].
Новое направление в современной психологии лидерства связано с работами Т.В. Бендас, предложившей оригинальную концепцию. Она считает, что личность лидера формируется под влиянием трех факторов: этнического, индивидного и ситуационного. В результате их взаимодействия формируется определенная модель лидерства: кооперативная, конкурентная, маскулинная (фемининная) или их сочетание [3].
Автор также установила, что лидерские задачи, которые связаны с взаимоотношениями между людьми наиболее эффективно решают именно лидеры женского пола, в то время как технические задачи успешнее решаются мужчинами-лидерами [3]. Более того, по ее мнению, при решении первых чаще берут на себя лидерскую роль именно женщины, а при решении вторых - мужчины [3].
Нами был осуществлен ряд исследований гендерных аспектов молодежного лидерства с позиций параметрической теории группы. Были изучены влияние на социально-психологические характеристики лидерства таких факторов, как половая принадлежность лидеров, их
возраст (подростковый или юношеский), место проживания (районы Курской области, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или «чистые» районы), наличие -отсутствие опыта социального обучения (социальное обучение осуществляется в Курской областной школе молодежных лидеров (ОШМЛ) «Комсорг») [14 - 25].
В результате были получены данные, согласно которым, например, гендер лидера детерминирует уровень развития ситуативной тревожности лидера, волевых качеств лидеров, их ценностные ориентации, уровень развития механизма дифференциации ценностных ориентаций лидеров, структуру типов молодежного лидерства, а также особенности благоприятности психологической атмосферы для лидеров в группе членства [15; 18; 20; 21; 23; 24].
Таким образом, отличительной чертой современной российской лидерологии является ориентация на практическую направленность проводимых исследований, среди которых доминируют такие области психологии лидерства, как формирование детского, подросткового и юношеского лидерства, лидерство в подразделениях силовых структур, политическое и организационное лидерство, гендерная психология лидерства, а также личностные качества лидеров. Другой важной тенденцией выступает активное внедрение в отечественную психологию лидерства теоретических концепций и схем из зарубежной психологии.
Литература
1. Аль-Гафри С. Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2010. 20 с.
2. Ананченко М.Ю. Влияние архетипов на представления о лидере и лидерстве //
Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №107. ЦКЬ:
кйр://суЬег1ешпка.т/аг1;1с1е/п/уНуаше-агке1;1роу-па-ргеё81ау1ешуа-о-Нёеге-1-Нёе^уе (дата обращения: 21.01.2014).
3. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства: монография. Оренбург, 2000. 167 с.
4. Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности: Автореф. дис. ... психол. наук. Курск, 2005. 18 с.
5. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 576 с.
6. Вальков А.В. Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза // Молодой ученый. 2012. №8. С. 312315.
7. Галкина Н.А. Роль лидерства в формировании направленности юношеских групп // Духовно-нравственные потенциалы молодёжного коллектива: диагностика и развитие: материалы Международной науч.-практ. конф. Курск, 21-23 марта 2013 г. Ч. 2. / под ред. А. С. Чернышёва; Курск. гос. ун-т. Курск, 2013. С. 178 - 182.
8. Гулякина В.В. Копинг-стратегии у лидеров в подростковом возрасте // Малая группа как объект и субъект психологического влияния: материалы Всеросс. науч. конф. (с международным участием). Курск, 21-22 октября 2011 г. Ч.1. / под общ. ред. А.С. Чернышева; Курск. гос. ун-т. Курск, 2011. С. 220-223.
9. Елизаров С.Г. Обогащение и преобразование лидерства как механизм формирования мотивационно-ценностной включенности учебных групп в условиях социальных систем различного типа / Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций: сборник материалов 3 международного симпозиума. М.; Кострома. КГУ им. Н.А.Некрасова, 2011. С.124-126.
10. Еникеев Н.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 560 с.
11. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. 416 с.
12. Крушельницкая О.Б. Исследование лидерства в школьных и студенческих группах // Современная социальная психология: теоретические подходы м прикладные исследования. 2011. №3. С.60-73.
13. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. М.: Изд-во «Корпоративные стратегии», 2004. 496 с.
14. Логвинов И. Н. Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25). С. 257-263.
15. Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 4. С. 221-227.
16. Логвинов И. Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2. С. 280-288.
17. Логвинов И.Н. Исследование потребности в достижении молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1274-1279.
18. Логвинов И.Н. Социально-психологическое исследование гендерного аспекта
структуры типов молодежного лидерства // Известия Пензенского
государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 966-971.
19. Логвинов И.Н., Елизаров С.Г. Гендерные особенности развития ситуативных
негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров //
Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2013. Т. 90. № 90-90 (10). С. 1025-1035.
20. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Влияние пола на структуру ценностных ориентаций лидеров молодежных групп подросткового возраста // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1280-1286.
21. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерная структура парциального и абсолютного лидерства в молодежных группах // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. № 3. С. 101-109.
22. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности социальной установки молодежных лидеров студенческого возраста на поведение в конфликте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 1. С. 75-78.
23. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности уровня дифференциации ценностей молодежных лидеров // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3-1. С. 178-186.
24. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Половая принадлежность как фактор развития волевых качеств лидеров молодежных учебных групп из радиоактивно загрязненных и «чистых» районов курской области // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. №
24. С. 972-978.
25. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Социально-психологическое исследование социальной установки на поведение в конфликтной ситуации молодежных лидеров мужского и женского пола // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 18. С. 211-216.
26. Логвинова Т.И., Логвинова М.И., Логвинов И.Н. Личностная и ситуативная тревожность деструктивных лидеров подросткового возраста // Духовно-нравственые потенциалы молодежного коллектива: диагностика и развитие: материалы Международной науч.-практ. конф. Курск, 21-23 марта 2013 г. Ч. 2. / под ред. А. С. Чернышёва; Курск. гос. ун-т. Курск, 2013. С. 200 - 205.
27. Науменко М.В., Рогова Е.Е. Особенности взаимосвязи функционального лидерства со степенью выраженности лидерских способностей членов учебных групп различного уровня развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2013. №3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/40pvn313.pdf (дата обращения:
19.01.2014).
28. Панарин И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М., 2010. 45с.
29. Психология ХХ1 века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003. 863 с.
30. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Курск, 2009. 42 с.
31. Сарычев С.В. Лидерство в напряженных ситуациях совместной деятельности как социально-психологический механизм надёжности группы // Проблемы социальной психологии XXI столетия : материалы международного конгресса : в 6 т. Ярославль, 2001. Т. 3. С. 35-36.
32. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Специфическое лидерство как социально-
психологический механизм формирования надёжности молодёжных групп // Практическая психология: проблемы и перспективы: Материалы
международной научно-практической конференции, Воронеж, 18-20 сентября, 2008 г. Воронеж, 2008. С. 119-123.
33. Свенцицкий АЛ. Социальная психология: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 336 с.
34. Социальная психология. Учебник для вузов / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с.
35. Тажутдинова Г.Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2001. 16 с.
36. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 275 с.
37. Шевченко Т.Н. Лидерство как условие формирования конкурентоспособного
специалиста социально-культурной сферы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №51. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/liderstvo-kak-uslovie-
formirovaniya-konkurentosposobnogo-spetsialista-sotsialno-kulturnoy-sfery (дата обращения: 18.01.2014).
References
1. Al'-Gafri S. Rol' liderstva v funkcionirovanii uchebnoj gruppy kak sub'ekta sovmestnoj deyatel'nosti: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Kursk, 2010. 20 s.
2. Ananchenko M.YU. Vliyanie arhetipov na predstavleniya o lidere i liderstve //
Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2009. №107. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-arhetipov-na-predstavleniya-o-lidere-i-liderstve (data obrashcheniya: 21.01.2014).
3. Bendas T.V. Gendernaya psihologiya liderstva: monografiya. Orenburg, 2000. 167 s.
4. Bespalov D.V. Vliyanie organizovannosti gruppy na liderstvo i ego e'ffektivnost' v napryazhennyh situaciyah sovmestnoj deyatel'nosti: Avtoref. dis. ... psihol. nauk. Kursk, 2005. 18 s.
5. Bityanova M.R. Social'naya psihologiya: nauka, praktika i obraz myslej. Uchebnoe posobie / M: Izd-vo E'KSMO-Press, 2001. 576 s.
6. Val'kov A.V. Razvitie liderskih kachestv oficera vnutrennih vojsk v obrazovatel'nom processe voennogo vuza // Molodoj uchenyi. 2012. №8. S. 312-315.
7. Galkina N.A. Rol' liderstva v formirovanii napravlennosti yunosheskih grupp // Duhovno-nravstvennye potencialy molodyozhnogo kollektiva: diagnostika i razvitie: materialy Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. Kursk, 21-23 marta 2013 g. CH. 2. / pod red. A. S. CHernyshyova; Kursk. gos. un-t. Kursk, 2013. S. 178 - 182.
8. Gulyakina V.V. Koping-strategii u liderov v podrostkovom vozraste // Malaya gruppa kak ob'ekt i sub'ekt psihologicheskogo vliyaniya: materialy Vseross. nauch. konf. (s mezhdunarodnym uchastiem). Kursk, 21-22 oktyabrya 2011 g. CH.1. / pod obshch. red. A.S. CHernysheva; Kursk. gos. un-t. Kursk, 2011. S. 220-223.
9. Elizarov S.G. Obogashchenie i preobrazovanie liderstva kak mehanizm formirovaniya motivacionno-cennostnoj vklyuchennosti uchebnyh grupp v usloviyah social'nyh
sistem razlichnogo tipa / Organizatorskie sposobnosti v sisteme psihologicheskogo menedzhmenta i mental'nogo upravleniya potencialami social'nyh grupp i organizacii: sbornik materialov 3 mezhdunarodnogo simpoziuma. M.; Kostroma. KGU im. N.A.Nekrasova, 2011. S.124-126.
10. Enikeev N.I. Psihologicheskii e'nciklopedicheskii slovar'. M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2007. 560 s.
11. ZHuravlev A. L., Sosnin V. A., Krasnikov M. A. Social'naya psihologiya: Uchebnoe posobie. M.: FORUM: INFRA-M, 2006. 416 s.
12. Krushel'nickaya O.B. Issledovanie liderstva v shkol'nyh i studencheskih gruppah // Sovremennaya social'naya psihologiya: teoreticheskie podhody m prikladnye issledovaniya. 2011. №3. S.60-73.
13. Ladanov I.D. Prakticheskii menedzhment. Psihotehnika upravleniya i samotrenirovki. M.: Izd-vo «Korporativnye strategii», 2004. 496 s.
14. Logvinov I.N. Vliyanie gendernyh osobennostej na e'mocional'noe otnoshenie molodezhnyh liderov yunosheskogo vozrasta k pedagogam, roditelyam i svoemu «ya» // Uchenye zapiski. E'lektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 1 (25). S. 257-263.
15. Logvinov I.N. Issledovanie gendernyh razlichii v urovne blagopriyatnosti psihologicheskoj atmosfery dlya molodezhnyh liderov // Uchenye zapiski. E'lektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 4. S. 221-227.
16. Logvinov I.N. Issledovanie gendernyh razlichii v urovnyah razvitiya e'mocional'nogo otnosheniya k roditelyam, uchitelyam, svoemu «ya» molodezhnyh liderov podrostkovogo vozrasta // Uchenye zapiski. E'lektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 2. S. 280-288.
17. Logvinov I.N. Issledovanie potrebnosti v dostizhenii molodezhnyh liderov: gendernyi aspekt // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2012. № 28. S. 1274-1279.
18. Logvinov I.N. Social'no-psihologicheskoe issledovanie gendernogo aspekta struktury tipov molodezhnogo liderstva // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2011. № 24. S. 966-971.
19. Logvinov I.N., Elizarov S.G. Gendernye osobennosti razvitiya situativnyh negativnyh e'mocional'nyh perezhivanii molodezhnyh liderov // Politematicheskii setevoj e'lektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2013. T. 90. № 90-90 (10). S. 1025-1035.
20. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Vliyanie pola na strukturu cennostnyh orientacii liderov molodezhnyh grupp podrostkovogo vozrasta // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2012. № 28.
S. 1280-1286.
21. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Gendernaya struktura parcial'nogo i absolyutnogo liderstva v molodezhnyh gruppah // Sovremennaya social'naya psihologiya: teoreticheskie podhody i prikladnye issledovaniya. 2011. № 3. S. 101-109.
22. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Gendernye osobennosti social'noj ustanovki
molodezhnyh liderov studencheskogo vozrasta na povedenie v konflikte // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego
obrazovaniya. 2013. № 1. S. 75-78.
23. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Gendernye osobennosti urovnya differenciacii cennostej molodezhnyh liderov // Uchenye zapiski. E'lektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 3-1. S. 178-186.
24. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Polovaya prinadlezhnost' kak faktor razvitiya volevyh kachestv liderov molodezhnyh uchebnyh grupp iz radioaktivno zagryaznennyh i «chistyh» rajonov kurskoj oblasti // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2011. № 24. S. 972-978.
25. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Social'no-psihologicheskoe issledovanie social'noj ustanovki na povedenie v konfliktnoj situacii molodezhnyh liderov muzhskogo i zhenskogo pola // Uchenye zapiski. E'lektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 18. S. 211-216.
26. Logvinova T.I., Logvinova M.I., Logvinov I.N. Lichnostnaya i situativnaya
trevozhnost' destruktivnyh liderov podrostkovogo vozrasta // Duhovno-nravstvenye potencialy molodezhnogo kollektiva: diagnostika i razvitie: materialy
Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. Kursk, 21-23 marta 2013 g. CH. 2. / pod red. A.
S. CHernyshyova; Kursk. gos. un-t. Kursk, 2013. S. 200 - 205.
27. Naumenko M.V., Rogova E.E. Osobennosti vzaimosvyazi funkcional'nogo liderstva so stepen'yu vyrazhennosti liderskih sposobnostej chlenov uchebnyh grupp razlichnogo urovnya razvitiya // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». 2013. №3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/40pvn313.pdf (data obrashcheniya: 19.01.2014).
28. Panarin I.A. Psihologiya social'noj otvetstvennosti liderov molodezhnyh dvizhenii: Avtoref. diss. ... dokt. psihol. nauk. M., 2010. 45s.
29. Psihologiya HHI veka: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. V.N. Druzhinina. M.: PER SE', 2003. 863 s.
30. Sarychev S.V. Social'no-psihologicheskie faktory nadyozhnosti malyh grupp v razlichnyh social'nyh usloviyah: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. Kursk, 2009. 42 s.
31. Sarychev S.V. Liderstvo v napryazhennyh situaciyah sovmestnoj deyatel'nosti kak social'no-psihologicheskii mehanizm nadyozhnosti gruppy // Problemy social'noj psihologii XXI stoletiya : materialy mezhdunarodnogo kongressa : v 6 t. YAroslavl', 2001. T. 3. S. 35-36.
32. Sarychev S.V., Logvinov I.N. Specificheskoe liderstvo kak social'no-psihologicheskii
mehanizm formirovaniya nadyozhnosti molodyozhnyh grupp // Prakticheskaya psihologiya: problemy i perspektivy: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-
prakticheskoj konferencii, Voronezh, 18-20 sentyabrya, 2008 g. Voronezh, 2008. S. 119-123.
33. Svencickii AL. Social'naya psihologiya: Uchebnik. M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2004. 336 s.
34. Social'naya psihologiya. Uchebnik dlya vuzov / Otv. red. A.L. ZHuravlev. M.: PER SE', 2002. 351s.
35. Tazhutdinova G.SH. Vzaimosvyaz' liderstva i napravlennosti lichnosti podrostka: Avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. M., 2001. 16 s.
36. CHernyshev A.S., Lunev YU.A., Lobkov YU.L., Sarychev S.V. Psihologicheskaya shkola molodezhnyh liderov. M.:Moskovskii psihologo-social'nyi institut, 2005. 275 s.
37. SHevchenko T.N. Liderstvo kak uslovie formirovaniya konkurentosposobnogo
specialista social'no-kul'turnoj sfery // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2008. №51. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/liderstvo-kak-uslovie-formirovaniya-
konkurentosposobnogo-spetsialista-sotsialno-kulturnoy-sfery (data obrashcheniya:
18.01.2014).