Научная статья на тему 'Гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров'

Гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ГЕНДЕР / СИТУАТИВНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / LEADER / GENDER / SITUATIONAL NEGATIVE EMOTIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логвинов Игорь Николаевич, Елизаров Сергей Геннадьевич

В статье рассматриваются гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров подросткового и юношеского возраста. Выявленные особенности детерминированы социальной ситуацией развития и наличием-отсутствием опыта социального обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логвинов Игорь Николаевич, Елизаров Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER-SPECIFIC TRAITS OF DEVELOPMENT OF SITUATIONAL NEGATIVE EMOTIONAL EXPERIENCE OF YOUTH LEADERS

The article considers gender-specific traits of development of situational negative emotional experience of youth leaders. The revealed traits are determined by the social situation of development and by presence or absence of education experience

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров»

Научный журнал КубГАУ, №90(06), 2013 года УДК 159.9:316.6

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИТУАТИВНЫХ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ

Логвинов Игорь Николаевич к.псих.и., доцент

Елизаров Сергей Геннадьевич д.псих.н., профессор

Курский государственный университет, Курск, Россия

UDC 159.9:316.6

GENDER-SPECIFIC TRAITS OF DEVELOPMENT OF SITUATIONAL NEGATIVE EMOTIONAL EXPERIENCE OF YOUTH LEADERS

Logvinov Igor Nickolayevich

Cand.Psy.Sci., associate professor of the Department of Psychology

Elizarov Sergey Gennadyevich

Dr.Sci.Psy., professor of the Department of Psychology Kursk State University, Kursk, Russia

В статье рассматриваются гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров подросткового и юношеского возраста. Выявленные особенности детерминированы социальной ситуацией развития и наличием-отсутствием опыта социального обучения

Ключевые слова: ЛИДЕР, ГЕНДЕР, СИТУАТИВНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

The article considers gender-specific traits of development of situational negative emotional experience of youth leaders. The revealed traits are determined by the social situation of development and by presence or absence of education experience

Keywords: LEADER, GENDER, SITUATIONAL NEGATIVE EMOTIONAL EXPERIENCE

Введение. В современном российском обществе возрастание интереса к феномену молодежного лидерства связано с необходимостью активно решать системную задачу по модернизации всех сторон российского общества. Этого невозможно достичь без подготовки резерва молодых эффективных управленцев, которые в ближайшем будущем, став руководителями, будут определять прогресс, как в экономической, так и социально-политической сферах нашего общества. Поэтому к личности молодежного лидера предъявляется ряд требований, связанных, в частности, с таким качеством, как ситуативные негативные эмоциональные переживания.

В соответствии с этим целью исследования стало изучение гендерных особенностей развития негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров. Объектом нашего исследования являются ситуативные качества молодежных лидеров. Предметом же исследования выступают гендерные особенности развития негативных эмоциональных переживаний молодежных

лидеров. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что гендерные особенности ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров детерминированы социальной ситуацией развития и наличия опыта социального обучения.

Методы исследования. В ходе исследования применялся методический блок, включивший в себя методику «Карта-схема психолого-педагогической характеристики направленности активности группы» (Л.И Уманский, А.С. Чернышев и др.), аппаратурный эксперимент с использованием прибора-модели совместной деятельности «Арка» [12], методику для изучения ситуативных негативных эмоциональных переживаний (Ч.Д. Спилбергер).

Базу исследования составили лидеры молодежных групп из числа учащихся восьмых - одиннадцатых классов общеобразовательных школ г. Курска и Курской области, а также воспитанники ОШМЛ «Комсорг». В исследовании, в целом, приняло участие 2482 учащихся подросткового и юношеского возраста.

При этом учитывались такие факторы, как половая принадлежность испытуемых, их возраст (подростковый или юношеский), место проживания (районы Курской области, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или «чистые» районы), социальное обучение (опыт социального обучения в курской областной школе молодежных лидеров (ОШМЛ) «Комсорг» или отсутствие такового).

Проблема. Несмотря на то, что феномен лидерства активно изучается в отечественной и зарубежной социальной психологии уже более ста лет, интерес к нему не исчезает. Известно, что еще в середине восьмидесятых годов XX века, согласно мнению Р. Гриффина, наметился кризис в этой области психологии [1], который С.А. Алифанов предложил преодолеть за счет внедрения в традиционные теории лидерства новых подходов [1]. Но после этого проходит шестнадцать лет и уже Р.Л. Кричевский отмечает в своей работе тот факт, что современная психология лидерства характеризуется множеством точек зрения и большим количеством известных и малоизвестных теорий [5]. К сожалению, приходится констатировать, что

построить единую, интегративную теорию лидерства пока не удалось ни отечественным, ни зарубежным психологам.

Вместе с этим отличительной особенностью отечественной социальной психологии третьего тысячелетия является активное развитие перспективных направлений в изучении лидерства. Одним из них выступает психология молодежного лидерства. В этой области плодотворно работают представители курской социально-психологической школы А.С. Чернышев [11], С.В. Сарычев [10], С.Г. Елизаров [4;13], И.Н. Логвинов [6; 7; 8; 9], Д.В. Беспалов [2; 3] и др. Особое место внутри этой проблемы занимает гендерная психология молодежного лидерства, которая на современном этапе развития социальной психологии является недостаточно изученной.

Результаты исследования. Анализ гендерных особенностей развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров начнем с описания результатов исследования респондентов подросткового возраста.

Данные, которые были получены при изучении уровня развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у лидеров подросткового возраста, обучающихся в обычных школах и проживающих в «чистых» районах, показывают, что никто из лидеров мужского пола не имеет низкий уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний. Средний уровень развития имеет абсолютное большинство (81,3%) лидеров мужского пола. И лишь 18,7% респондентов характеризуются высоким уровнем развития анализируемого показателя.

Каждый восьмой лидер женского пола (12,5%) имеет низкий уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний. Около трети (31,3%) респондентов обладают средним уровнем развития исследуемого качества. Высокий же уровень развития анализируемого референта характерен более, чем для половины (56,2%) опрошенных.

Сравнив уровни развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у лидеров разного пола, проживающих в «чистых» районах, можно

констатировать, что юноши-лидеры имеют более низкий уровень развития анализируемого референта (%2=53,48, р<0,01).

Результаты изучения уровня развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у лидеров подросткового возраста из обычных школ, но проживающих в районах радиоактивного загрязнения, показывают, что среди респондентов-лидеров мужского пола 12,5% имеют низкий уровень развития исследуемого референта. Средний уровень развития анализируемого показателя имеют абсолютное большинство лидеров мужского пола (81,3%). И только 6,2% из опрошенных обладают высоким уровнем развития анализируемого показателя.

При этом 6,2% из лидеров женского пола имеют низкий уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний. Каждый второй (50%) из опрошенных респондентов обладает средним уровнем развития исследуемого качества. Высокий же уровень развития анализируемого референта характерен для 43,8% испытуемых.

Сравнение уровней развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у лидеров разного пола из обычных школ, проживающих в районах радиоактивного загрязнения, показало, что лидеры мужского пола имеют более низкий уровень развития анализируемого референта (%2=37,86, р<0,01).

Результаты изучения уровня развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у лидеров подросткового возраста из ОШМЛ «Комсорг», постоянно проживающих в «чистых» районах, показывают, что никто из лидеров мужского пола не имеет низкого уровня развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний. Средний уровень развития анализируемого референта имеет абсолютное большинство (92%) лидеров мужского пола. И только 8% респондентов характеризуется высоким уровнем развития анализируемого показателя.

При этом 16% лидеров женского пола имеют низкий уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний. Отметим при этом, что около трети (32%) респондентов обладают средним уровнем развития исследуемого качества. Высокий же уровень развития анализируемого референта характерен для

Научный журнал КубГАУ, №90(06), 2013 года 52% опрошенных.

Сравнив уровни развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у лидеров подросткового возраста разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, можно констатировать, что лидеры мужского пола имеют более низкий уровень развития анализируемого референта (%2=77,3, р<0,01).

Результаты изучения уровня развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у лидеров-подростков из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в районах радиоактивного загрязнения, показывают, что среди респондентов мужского пола 8% имеют низкий уровень развития исследуемого референта. Средним уровнем развития анализируемого референта обладает абсолютное большинство (84%) лидеров мужского пола. И 8% из респондентов характеризуется высоким уровнем развития анализируемого показателя.

Заметим, что 8% лидеров-подростков женского пола имеет низкий уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний. Более, чем половина из респондентов (56%) обладает средним уровнем развития исследуемого качества. Высокий же уровень развития показателя характерен для каждой третей (34%) из опрошенных.

Сравнив уровни развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у лидеров-подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», можно констатировать, что лидеры мужского пола имеют более низкий уровень развития анализируемого референта (%2=21,7, р<0,01).

Результаты изучения уровня развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у лидеров-девушек и лидеров-юношей старшего школьного возраста (10-11 класс) из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, показывают, что среди респондентов-юношей 12,6% имеют низкий уровень развития исследуемого референта. Средним уровнем развития исследуемого референта обладают три четверти (75%) лидеров мужского пола. Каждый восьмой (12,4%) из юношей характеризуются высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.

Согласно полученным данным, среди респондентов-девушек 18,7% имеет низкий уровень развития исследуемого референта. При этом большинство испытуемых (62,5%) обладает средним уровнем развития исследуемого качества. Высокий же уровень развития анализируемого референта характерен только для 18,8% девушек - лидеров.

Сравнение уровней развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у юношей-лидеров и девушек-лидеров из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, показало, что юноши-лидеры имеют тенденцию к более высокому уровню развития анализируемого референта (%2= 3,64; р>0,05).

Результаты изучения уровня развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у лидеров-девушек и лидеров-юношей, обучающихся в 10-11 классах из обычных школ, и проживающих в районах радиоактивного загрязнения, показывают, что каждый четвертый (27,6%) из юношей-лидеров имеет низкий уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний. Средним уровнем развития исследуемого референта обладают 72,4% лидеров мужского пола. Заметим также, что никто из юношей не характеризуется высоким уровнем развития анализируемого показателя.

Согласно полученным данным, среди респондентов-девушек также не удалось выявить испытуемых, которые имели бы высокий уровень выраженности исследуемого референта. Средний уровень развития исследуемого референта имеют 43,7% лидеров женского пола. Но большинство (56,3%) девушек - лидеров характеризуются низким уровнем развития анализируемого показателя.

Сравнив уровни развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у юношей-лидеров и девушек-лидеров из обычных школ, проживающих в радиоактивно загрязненных районах, можно констатировать, что юноши-лидеры имеют более высокий уровень развития анализируемого референта (%2=16,91, р<0,01).

Результаты изучения уровня развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у лидеров юношеского возраста из ОШМЛ «Комсорг», постоянно проживающих в «чистых» районах, показывают, что 8% из лидеров мужского пола

имеют низкий уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний. Средний уровень развития анализируемого референта имеет 76% лидеров мужского пола. Отметим также тот факт, что каждый шестой испытуемый (16%) характеризуются высоким уровнем развития анализируемого показателя.

Согласно полученным данным 40% лидеров женского пола имеют низкий уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний. А вот относительное большинство (44%) из респондентов обладает средним уровнем развития исследуемого качества. Высокий же уровень развития анализируемого референта характерен для 16% опрошенных.

Сравнив уровни развития анализируемого показателя у лидеров юношеского возраста разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах, можно констатировать, что юноши-лидеры имеют более высокий уровень развития анализируемого референта (%2=29,87, р<0,01).

Результаты изучения уровня развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у лидеров из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в районах радиоактивного загрязнения, показывают, что среди респондентов мужского пола каждый четвертый (24%) имеет низкий уровень развития исследуемого референта. Средним уровнем развития анализируемого референта обладает три четверти (76%) лидеров мужского пола. Среди респондентов не удалось выявить испытуемых, которые бы характеризовались высоким уровнем развития анализируемого показателя.

При этом около половины (48%) лидеров женского пола имеет низкий уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний. Каждый же второй из респондентов (52%) обладает средним уровнем развития исследуемого качества. Высокий же уровень развития анализируемого показателя не характерен ни для кого из опрошенных.

Сравнив уровни развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний у лидеров разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в радиоактивно загрязненных районах можно констатировать, что лидеры мужского

пола имеют более высокий уровень развития анализируемого референта (%2=12,5, р<0,01).

Выводы. Проведенное исследование позволяет констатировать: большинство лидеров женского пола подросткового возраста из «чистых» районов независимо от наличия опыта социального обучения имеют средний уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний;

для большинства лидеров женского пола подросткового возраста из загрязненных районов независимо от наличия опыта социального обучения характерен высокий уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний;

большинство лидеров мужского пола подросткового и юношеского возраста из «чистых» и загрязненных районов независимо от наличия опыта социального обучения имеют средний уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний;

для большинства лидеров женского пола юношеского возраста из «чистых» районов независимо от наличия опыта социального обучения, а также из ОШМЛ «Комсорг» из загрязненных районов характерен средний уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний;

для большинства лидеров женского пола юношеского возраста из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, характерен низкий уровень развития негативных эмоциональных переживаний;

уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний лидеров мужского пола подросткового и юношеского возраста (за исключением юношей из обычных школ, проживающих в «чистых» районах) статистически достоверно отличается от аналогичного показателя респондентов женского пола (р<0,01);

лидеры мужского пола подросткового возраста независимо от социальной ситуации развития и наличия опыта социального обучения имеют относительно респондентов женского пола более низкий уровень развития ситуативных негативных

эмоциональных переживаний;

лидеры-юноши независимо от социальной ситуации развития и наличия опыта социального обучения по сравнению с девушками имеют более высокий уровень развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний.

Литература

1.Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопр. психол. 1991. № 3. С. 90-98.

2.Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности (на примере учебных групп подростков и юношей): Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Курск, 2005. 24 с.

3.Беспалов Д.В. Динамика лидерства в группах подростков и юношей // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. №3. С. 49-59.

4.Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов (на материале исследования молодежных учебных групп): Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. Курск, 2010. 52 с.

5. Кричевский P.JI. Психология малой группы. М., 2007. 318 с.

6.Логвинов И.Н Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа»: Дисс. ... канд. психол. наук. Курск, 1996. 178 с.

7.Логвинов И.Н. Социально-психологическое исследование гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства// Известия Пензенского государственного университета имени В. Г. Белинского. Общественные науки. 2011. №24. С. 966-971.

8.Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности поведения молодежных лидеров в конфликте. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany. 2012. 93 p.

9.Логвинов И.Н., Сарычев C.B. Гендерные особенности уровня дифференциации ценностей молодежных лидеров // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3 (19). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/020-029.pdf, (дата обращения

20.05.2013).

10.Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях: Дисс. ... д-ра психол. наук. Курск, 2009. 259 с.

11.Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): Дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1980. 335 с.

12.Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. 189 с.

13.Чернышев А.С., Елизаров С.Г., Лобков ЮЛ., Беспалов Д.В., Сарычев С.В. Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России / Изд-во Курского гос. ун-та. Курск, 2010. 213 с.

References

1. Alifanov S.A. Osnovnye napravlenija analiza liderstva // Vopr. psihol. 1991. № 3. S. 90-98.

2. Bespalov D.V. Vlijanie organizovannosti gruppy na liderstvo i jeffektivnost' v naprjazhennyh situacijah sovmestnoj dejatel'nosti (na primere uchebnyh grupp podrostkov i junoshej): Avtoref. disc. ... kand. psihol. nauk. Kursk, 2005. 24 s.

3. Bespalov D.V. Dinamika liderstva v gruppah podrostkov i junoshej // Sovremennaja social'naja psihologija: teoreticheskie podhody i prikladnye issledovanija. 2011. №3. S. 49-59.

4. Elizarov S.G. Motivacionno-cennostnaja vkljuchennost' maloj gruppy v social'nuju sistemu (sistemu grupp) razlichnyh tipov (na materiale issledovanija molodezhnyh uchebnyh grupp): Avtoref. disc. ... dokt. psihol. nauk. Kursk, 2010. 52 s.

5. Krichevskij R.L. Psihologija maloj gruppy. М., 2007. 318 s.

6. Logvinov I.N. Liderstvo v uchebnyh gruppah v regionah «Chernobyl'skogo sleda»: Disc. ... kand. psihol. nauk. Kursk, 1996. 178 s.

7. Logvinov I.N. Social'no-psihologicheskoe issledovanie gendernogo aspekta struktury tipov molodezhnogo liderstva// Izvestija Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni V. G. Belinskogo. Obshhestvennye nauki. 2011. № 24. S. 966-971.

8. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Gendemye osobennosti povedenija molodezhnyh liderov v konflikte. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany. 2012. 93 p.

9. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Gendemye osobennosti urovnja differenciacii cennostej molodezhnyh liderov // Uchenye zapiski. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 3 (19). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/020-029.pdf, (data obrashhenija

20.05.2013).

10. Sarychev S.V. Social'no-psihologicheskie faktory nadjozhnosti malyh grupp v razlichnyh social'nyh uslovijah: Disc. ... d-ra psihol. nauk. Kursk, 2009. 259 s.

11. Chernyshev A. S. Social'no-psihologicheskie osnovy organizovannosti pervichnogo kollektiva (na materialah issledovanija molodezhnyh grupp i kollektivov): Disc. ... d-ra psihol. nauk. М., 1980. 335 s.

12. Chernyshev A.S., Sarychev S.V., Lunev Ju.A. Apparatumye metodiki psihologicheskoj diagnostiki gruppy v sovmestnoj dejatel'nosti. М.: Izd-vo «In-t psihologii RAN», 2005. 189 s.

13. Chernyshev A.S., Elizarov S.G., Lobkov Ju.L., Bespalov D.V., Sarychev S.V. Dinamika mirooshhushhenija podrostkov i junoshej v izmenjajushhejsja Rossii / Izd-vo Kurskogo gos. un-ta. Kursk, 2010. 213 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.