Научная статья на тему 'БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Ирина Робертовна, Саидов Заурбек Асланбекович, Краюхина Алена Артемовна

В статье раскрывается значимость создания благоприятного психологического климата для обеспечения продуктивности процесса изучения иностранных языков детьми младшего школьного возраста. Коллектив авторов приводит данные проведенного экспериментального исследования в области изучения психологического климата. Представленная экспериментальная программа включает элементы командообразующих игр на иностранном языке. В статье делается убедительный вывод о том, что формирование психологического климата в классах - это ведущая задача учителей - предметников, классных руководителей. От психологического климата во многом зависит успеваемость учащихся и, главное, их удовлетворённость процессом обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Позднякова Ирина Робертовна, Саидов Заурбек Асланбекович, Краюхина Алена Артемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAVORABLE PSYCHOLOGICAL CLIMATE AS A MEANS OF INCREASING THE PRODUCTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article reveals the importance of creating a favorable psychological climate to ensure the productivity of the process of learning foreign languages by children of primary school age. The team of authors cites the data of an experimental study conducted in the field of studying the psychological climate. The presented experimental program includes elements of team-building games in a foreign language. The article makes a convincing conclusion that the formation of a psychological climate in the classrooms is the leading task of teachers - subject teachers, class teachers. The psychological climate largely depends on the academic performance of students and, most importantly, their satisfaction with the learning process.

Текст научной работы на тему «БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

В этой связи последовательность педагогического влияния на ребенка осложненного поведения выстраивается не с внешней поведенческой сферы, а с самой глубокой внутренней сферы, с его состояния. Влияние на поведение ребенка лишено всякого смысла для педагога, поскольку поведение есть следствие отношения или неблагоприятного состояния.

Рассматривая в технологическом ключе данную проблему, необходимо также пояснить наше понимание педагогической технологии, которая как наука рассматривается в качестве научного обоснования операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром, воздействия, гармонично сочетающего социокультурную норму, транслируемую педагогом и свободу личностного проявления ребенка [3, С. 43-45]. С технологической точки зрения это педагогическое влияние, или, говоря строго научным языком, педагогическое воздействие должно выстраиваться в контексте функционально-операционного подхода [4, С. 33-37], позволяющего в соответствии с поставленной педагогом целью определить реализуемые педагогом функции в момент воздействия и выявить необходимую и достаточную совокупность педагогических операций, обеспечивающих реализацию каждой из функций.

Функционально педагогическое воздействие на ребенка осложненного поведения, в первую очередь, должно обеспечить снятие неблагоприятного состояния ребенка и перевод его в благоприятное. В качестве операций для реализации этой функции могут использоваться такие приемы, как «игнорирование», «санкционирование», «переключение» и «концентрация на положительном». Вторая функция - корректировка и закрепление ценностного отношения, для которой используются операции «обозначение позиций сторон», «раскрытие социального значения позиций сторон», «демонстрация собственного отношения педагогом», «усиление социально-ценностной позиции», «инициация самосознания». Третья функция - стимулирование социально-ценностного выбора в деятельности - реализуется через операции «Я-сообщение», «Ты-сообщение», «Естественные последствия», «Положительное подкрепление», а также другие операции, представленные в технологическом алгоритме создания ситуации успеха [3, С. 57-62].

Выводы. Проблема девиантного поведения детей и подростков обостряется в кризисные периоды общественного развития. Основные причины девиантного поведения связаны с отсутствием у детей физического и психического здоровья, их богатым негативным социальным опытом и негативным отношением к социальным ценностям. В работе с такими детьми необходимо применять специально отобранные педагогические технологии, одной из которых выступает технология педагогической реакции на ребенка осложненного поведения, приводящая к корректировке поведения через нормализацию психического состояния и формирование системы ценностных отношений.

Литература:

1. Как работать с проблемной семьей (методические рекомендации по организации работы Центра семейного воспитания) / Л.Н. Антонова, И.В. Бесчастнова, А.А. Иванова и др. Под общ. ред. Л.Я. Олиференко, В.Ю. Питюкова. - М.: ИПК и ПРНО МО, 1998. - 72 с.

2. Конюхов, Н.И. Словарь справочник по психологии. - М. - 160 с.

3. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Гном и Д», 2001. - 192 с.

4. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России. - 224 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Позднякова Ирина Робертовна

Гжельский государственный университет (пос. Электроизолятор); доктор юридических наук, профессор, ректор Саидов Заурбек Асланбекович Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова (г. Грозный); магистрант Краюхина Алена Артемовна

Гжельский государственный университет (пос. Электроизолятор)

БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ

ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье раскрывается значимость создания благоприятного психологического климата для обеспечения продуктивности процесса изучения иностранных языков детьми младшего школьного возраста. Коллектив авторов приводит данные проведенного экспериментального исследования в области изучения психологического климата. Представленная экспериментальная программа включает элементы командообразующих игр на иностранном языке. В статье делается убедительный вывод о том, что формирование психологического климата в классах - это ведущая задача учителей - предметников, классных руководителей. От психологического климата во многом зависит успеваемость учащихся и, главное, их удовлетворённость процессом обучения.

Ключевые слова: продуктивность, психологический климат, качество образования, мотивация, иностранный язык. Annotation. The article reveals the importance of creating a favorable psychological climate to ensure the productivity of the process of learning foreign languages by children of primary school age. The team of authors cites the data of an experimental study conducted in the field of studying the psychological climate. The presented experimental program includes elements of team-building games in a foreign language. The article makes a convincing conclusion that the formation of a psychological climate in the classrooms is the leading task of teachers - subject teachers, class teachers. The psychological climate largely depends on the academic performance of students and, most importantly, their satisfaction with the learning process. Key words: productivity, psychological climate, quality of education, motivation, foreign language.

Введение. Многие регионы РФ осуществляют мероприятия, направленные на повышение качества образовательного процесса в современных школах, результат внешних оценок которых свидетельствует о тенденциях снижения качества образования. Практика показывает, что ухудшение качества обучения в школах связано с наличием низких мотивированных и неуспевающих учащихся. Одним из факторов, влияющим на учебную мотивацию обучающихся, а, следовательно, и на качество и продуктивность обучения, является благоприятный психологический климат.

Изложение основного материала статьи. Психологический климат представляет собой сформировавшиеся межличностные взаимоотношения в группе, которые выражаются в сумме психологических факторов, способствующих или препятствующих ведению совместной деятельности и развитию личности в группе.

Впервые термин «психологический климат» появился в трудах Н.С. Мансурова. В настоящее время проблема влияния климата на коллектив достаточно глубоко изучена в социальной психологии, особенно в работах Е.С. Кузьмина, И.П. Волкова, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Шороховой, К.К. Платонова, Л.Г. Почебут, В.А. Чикер, А.Н. Лутошкина, В.В. Бойко, А.Г. Ковалева, Е.А. Климова и других [71.

От выстроенных отношений в коллективе формируется вид протекания психологического климата. В научной литературе выделяют либо благоприятную обстановку, либо неблагоприятную [61.

Например, в образовательных учреждениях характеристиками благоприятного психологического климата являются следующие:

- доброжелательность учащихся,

- высокая работоспособность класса,

- создание доверительных отношений внутри группы,

- проявление инициативы со стороны учащихся в рабочих моментах.

Если говорить о негативной обстановке, то можно наблюдать скованность между учащимися, низкую успеваемость, проявление агрессивного поведения по отношению к преподавателю, ученикам, отсутствия желания вкладывать свои усилия в общее дело.

Кроме того, научно доказано, что от развития межличностных отношений зависит не только общее состояние коллектива, но также происходит развитие каждого члена группы [31. К примеру, ребенок, который развивается как личность, благодаря доброжелательной обстановке в группе сверстников, способен повысить собственную самооценку, самореализоваться в обществе, улучшить школьную успеваемость.

В качестве ведущих показателей психологического климата авторы исследований [4 и др.] выделяют следующие (табл. 1):

Таблица 1

Ведущие показатели сформированности положительного климата в ученическом коллективе

№ Признаки

1. Удовлетворённость взаимоотношениями между учащимися в школьном коллективе (классе).

2. Сознательная дисциплина учащихся в классе.

3. Взаимопонимание, взаимоуважение и авторитет педагогов и учащихся.

4. Сплочённость ученического коллектива (класса) как эмоциональное единство.

5. Преобладающее настроение учащихся в классе во время уроков.

Основываясь на знаниях о психологических особенностях младшего школьного возраста, нужно отметить, что данный период развития является важным для формирования оптимального и благоприятного психологического климата. Так как именно в начальной школе от складывания взаимоотношений в классе зависит психологическое состояние и настроение самого учащегося.

Более того именно со второго класса начинается изучение иностранного языка (английский язык). Для многих учеников данный предмет является сложным в школьной программе [1].

Важно заметить, что если с самого начала изучения английского языка вызывает сложность в усвоении и понимании, то с каждым годом освоить его становится все сложнее [2].

Особенно часто возникают проблемы с мотивацией к учению, потому что дети, осознавая тот факт, что они не понимают предмет самого начало, не видят смысла стараться изучить его в последующем. Именно поэтому необходимо помочь ученику на начальном этапе изучения иностранного языка повысить продуктивность его образовательной деятельности [5].

Экспериментальное исследование в области изучения психологического климата в начальной школе было проведено в одной из школ Московской области - МОУ СОШ № 11 пос. Дружба. В качестве испытуемых в исследовательской деятельности были выбраны учащиеся 4-ых классов. На констатирующем этапе работы в качестве методического материала были использованы следующие виды тестирования:

1. «Социометрия» - Дж. Морено.

2. «Шкала оценки групповой сплоченности класса» - С. Сишор и Ю.Л. Ханина.

3. «Оценка психологического климата в коллективе» А.Н. Лутошкина.

Результаты эксперимента выявили явные различия во взаимоотношениях в обоих классах.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС

■ Популярные ученики

■ Предпочтительные ученики

■ Принятые ученики

■ Изолированные ученики

4 "Г" 4 "Б"

ШКАЛА ОЦЕНКИ

ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ КЛАССА

■ Высокий уровень

■ Средний уровень

■ Низкий уровень

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

■ Высокий благоприятный уровень

■ Средний благоприятный уровень

■ Низкий благоприятный уровень ■Начальный неблагоприятный уровень

4 "Г" 4 "Б"

26% 42% 32% 1

( 18% 6 4 % 18% 1

Рисунок 1. Результаты диагностики психологического климата

Интерпретация всех трех методик выявила неблагоприятный психологический климат в коллективе 4 «Г» класса.

В социометрическом тестировании при подсчете коэффициента взаимности выбора выявился низкий уровень, что свидетельствует о разобщенности группы. Подтверждением данного факта являлась также социограмма данного класса (учащиеся расположились на периферии).

Рисунок 2. Пример социограммы исследуемого класса

Методики «Шкала оценки групповой сплоченности класса» и «Оценка психологического климата» показали низкий уровень развития, что подтверждает негативную обстановку внутри группы.

Таким образом, после определении экспериментальной группы, началась работы с коррекционно-развивающей программой.

Прежде всего, в своей работе мы руководствовались следующими рекомендациями:

а) каждый учащийся в классном коллективе должен чувствовать себя в безопасности (психологической, физической, и эмоциональной);

б) у каждого учащегося должно быть сформировано чувство собственной уникальности, которое выражается в виде положительного отношения к самому себе;

в) каждый школьник должен уметь поддерживать дружеские отношения с одноклассниками;

г) все члены ученического коллектива должны уметь ставить определённые цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации [4].

Несмотря на то, что эти рекомендации в большей степени относятся ученическим коллективам среднего и старшего звена, тем не менее, мы взяли это на вооружение, так как эксперимент проводился с учащимися 4-ых классов, которые уже готовились к переходу в средние классы.

Преимуществом данной работы являлось создание взаимопонимания и дружеской обстановки в коллективе. В её содержание входили занятия, содержащие в себе элементы командообразующих игр на иностранном языке:

1. Познавательные игры.

2. Дидактические игры.

3. Художественно-творческие игры.

4. Игры с использованием ИКТ.

5. Квесты и Веб-квесты.

6. Проектная деятельность.

7. Подвижные игры.

8. Музыкальные игры.

Данная программа проводилась с детьми в течение месяца. Урок длился по 45 минут, два раза в день. На каждом уроке проводилось 4-5 упражнений.

После проведения упорной работы с учащимися, контрольный этап эксперимента выявил заметные изменения в 4 «Г» классе:

1. Коэффициент взаимности с низкого показателя сменился на средний уровень взаимности.

2. Формула по определению коэффициенту взаимности выявила рост с 19% на 26%.

3. Изолированные ученики приняли роль принятых.

4. Групповая сплоченность коллектива на среднем уровне увеличилась на 16%, что позволило снизить низкий уровень на 16%.

5. Оценка психологического климата на контрольном этапе выявила снижение неблагоприятного уровня на 22%. Не смотря на то, что низкий уровень увеличился на 16 %, средний уровень смог увеличиться на 6%.

Важно заметить, что на констатирующем этапе многие ученики находились в пограничном состоянии в показателях между средним и низким уровнем, следовательно, на контрольном этапе дети смогли выйти на новую ступень развития. Также уровень владения иностранным языком у учащихся улучшился и появилась мотивация в дальнейшем изучении данного предмета.

Между тем, свободная коммуникация, в том числе на иностранном языке, является ведущим навыком XXI века [6]. В этой связи задача учителя - создать на уроках такие условия. Что бы учащиеся осознанно изучали иностранный язык. Понимали крайнюю его важность в будущем.

Выводы. Как отмечают авторы [4; 7; 8 и др.], с которыми мы солидарны, формирование психологического климата в классах - это постоянная практическая задача учителей - предметников, классных руководителей. При этом создание благоприятного климата в классе - процесс творческий, который тем не менее требует знания сущности психологического климата и средств его регулирования в ученическом коллективе. Особенно важным является то, что формирование благоприятного психологического климата требует очень глубокого понимания психологии школьников, их эмоциональных состояний, волнений, отношений друг с другом, настроенности на занятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что действительно формирование благоприятного психологического климата на уроке является мощным фактором и эффективным условием повышения продуктивности изучения иностранного языка в начальной школе.

Литература:

1. Ахмедова, Э.М. Современные технологии обучения и воспитания, применяемые на занятиях по иностранному языку / Э.М. Ахмедова // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - № 7. - С. 392-397.

2. Беляева, Е.Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №6. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/gotovnost-mladshih-shkolnikov-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole.

3. Викторова, В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности // Вестник МГУКИ. - 2013. - №5 (55). [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnyy-vozrast-kak-period-nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Днепровская, Л.Н. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей. [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/konspekt-vistupleniya-na-metodicheskom-obedinenii-uchiteley-nachalnih-klassov-po-teme-formirovanie-blagopriyatnogo-socialnopsiho-1274490.html

5. Позднякова, И.Р. Роль цифровых технологий в обеспечении качества преподавания иностранного языка / И.Р. Позднякова, Ю.В. Шубина // Вестник ГГУ. - 2021. - № 4. - С. 44-48.

6. Саидов, З.А., Ярычев, Н.У., Соколова Н.И. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 318-320.

7. Семкин, А.В., Жайшикова Г.А. Психологический климат и психологическая среда школы как важный фактор психологической безопасности учащихся // HHP/S&R. - 2021. - №4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-klimat-i-psihologicheskaya-sreda-shkoly-kak-vazhnyy-faktor-psihologicheskoy-bezopasnosti-uchaschihsya.

8. Шкердина, А.А. Особенности социально-психологического климата. Социально-психологический климат педагогического коллектива // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-psihologicheskogo-klimata-sotsialno-psihologicheskiy-klimat-pedagogicheskogo-kollektiva.

Педагогика

УДК 378

аспирант Покровская Наталья Владимировна

Московский государственный лингвистический университет (г. Москва)

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В последние годы наблюдается процесс развития международного бизнеса, который обусловлен эволюцией международных торговых и экономических отношений. Все это приводит к расширению сотрудничества с деловыми партнерами. Именно поэтому в современном мире возрастает роль изучения делового английского языка. Статья посвящена вопросу оценки использования языковых средств делового английского языка, применяемых при обучении студентов в вузе. Потребность в обучении таким языковым средствам прежде всего продиктована задачей облегчения усвоения и восприятия профессионально ориентированного англоязычного материала в рамках учебного процесса. В статье выделены особенности делового английского языка. Проводится анализ роли языковых средств в текстах учебников по деловому английскому языку. В процессе исследования выделены основные компоненты учебной дисциплины «деловой английский язык». Также в статье определяется потенциал использования рассмотренных языковых средств. В процессе проведенного анализа были рассмотрены такие языковые средства делового английского языка, применяемые при обучении студентов в вузе, как метафора, неологизмы, реприза, риторические конструкции, эмфатические конструкции, усилительные прилагательные и наречия. В результате исследования было установлено, что использование рассмотренных языковых средств способствует актуализации прагматического воздействия на студентов. Такая актуализация осуществляется с помощью использования соответствующих приемов и средств стилистического характера. К примеру, для акцентирования внимания студентов на теме и содержании текста можно использовать такие языковые средства, как неологизмы. Довольно часто языковые средства (реприза, модально-экспрессивные слова и т.д.) используются для усиления эффекта выразительности в тексте.

Ключевые слова: деловой английский язык, языковые средства, языковые средства делового английского языка, прагматическое воздействие, выразительность текста.

Annotation. In recent years, there has been active development of international business due to the evolution of international trade and economic relations. All this leads to the enhanced cooperation with business partners and, as a result, to the increasing role of learning Business English in modern world. This article focuses on the issue of assessing Business English language tools used in teaching students at university. The need for teaching such tools is primarily based on the task of facilitating the assimilation and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.