Научная статья на тему 'Роль личности лидера в формировании психологического климата в классе'

Роль личности лидера в формировании психологического климата в классе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
753
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИЧНОСТЬ ЛИДЕРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / РЕФЕРЕНТНЫЙ ЧЛЕН ГРУППЫ / ЭТАЛОННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демидова Ирина Феликсовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния личности лидера на формирование психологического климата в классе. Описаны ведущие личностные качества лидеров в изучаемых классах и показана их взаимосвязь с параметрами психологического климата. Сделан вывод о роли личности лидера в формировании психологического климата в подростковых классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Демидова Ирина Феликсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль личности лидера в формировании психологического климата в классе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

индивидуальную потребностную структуру. Архетипические ценности придают ценностно-потребностной сфере личности родовую окраску [1].

Список использованной литературы:

1. Симонов П.В. Эмоции и воспитание//Вопросы философии. 1981г. №5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1982/823/823005.htm.

2. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности. Томск: ТГПУ, 2003. 357с.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/17407342.

© Грамотунова Н.К., 2016

УДК 159.9.07

Демидова Ирина Феликсовна

к.психол.н., доцент ЧОУ ВО «ТИУиЭ» г. Таганрог, Российская Федерация E-mail: idema@list.ru

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ЛИДЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КЛИМАТА В КЛАССЕ

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния личности лидера на формирование психологического климата в классе. Описаны ведущие личностные качества лидеров в изучаемых классах и показана их взаимосвязь с параметрами психологического климата. Сделан вывод о роли личности лидера в формировании психологического климата в подростковых классах.

Ключевые слова

Лидерство, личность лидера, психологический климат, референтный член группы, эталонные личностные

качества.

В социальной психологии вообще и в психологии малой группы, в частности, взаимодействию формальной и неформальной структуры, руководству и лидерству всегда уделялось пристальное внимание. К настоящему времени в социальной, организационной психологии разработано немало теорий лидерства, и каждая теория по-своему описывает влияние лидера на группу, роль личности лидера в формировании, развитии, функционировании группы

Целью своей работы мы сделали выяснение степени влияния лидера на формирование психологического климата в классе. При этом мы решили взять для изучения именно школьные подростковые классы, поскольку проблема общения, лидерства - подчинения актуальна для этого возраста. В силу того что лидер стоит на вершине статусно-ролевой иерархии в подростковой группе, у него есть наибольшие возможности для влияния на других членов группы. Лидер определяет, насколько успешной будет групповая деятельность, насколько полно будут удовлетворяться в группе возрастные потребности, какой образец для подражания он предложит остальным членам группы. Лидеры определяют нормы и ценности коллектива - от него зависит будет ли группа просоциальной или будет развивать антиобщественную деятельность. При этом не следует забывать о возрастных особенностях подростков, для которых ведущим видом деятельности является общение, а равнение на сверстника - одной из важных составляющих этого ведущего вида деятельности. Поэтому зачастую самый популярный ученик в классе становится лидером, а остальные начинают ему подражать. А если в классе несколько человек, склонных к

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

лидерству, могут возникнуть конфликты лидерства, которые будут отрицательно сказываться на психологическом климате этого класса.

В исследовании приняли участие школьники четырех классов - с 7 по 10. Для выявления лидеров в исследуемых классах мы использовали социометрию, в которой необходимо было выбрать учеников, с которыми перешли бы вместе в другой класс, стали работать над проектом и поехали отдыхать. Для изучения их личностных особенностей использовалась референтометрия, а для изучения параметров психологического климата - методики «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» и «Определение психологического климата группы (карта-схема Л.Н.Лутошкина)».

Нами была выдвинута следующая гипотеза: личностные качества лидера являются эталонными для одноклассников, определяя психологический климат в классе.

Для начала попробуем определить мотивацию учеников при осуществлении социометрического выбора. Для этого мы провели корреляционный анализ между социометрическим выбором и результатами референтометрии и диагностики. Корреляционный анализ осуществлялся с помощью пакета SPSS STATISTICA 23.0.

Мотивация выбора ученика в новый класс разнообразна. Учиться предпочитают с теми, кто обладает и эмоциональными, и деловыми качествами. Для совместного отдыха важнее общительность и чувство юмора, и организованность не помешает. А вот для совместной работы над проектом нужен эрудированный, ответственный, организованный, трудолюбивый человек, но также и не конфликтный и не агрессивный.

Восьмиклассники берут в новый класс эмоциональных лидеров, хотя понимают, что над проектом с ними тоже придется работать. И, конечно, у того, с кем придется работать над проектом, должны преобладать деловые качества и отсутствовать агрессивность.

У девятиклассников мотивация выбора практически совпадает. Они возьмут в другой класс эмоциональных лидеров, а над проектом будут работать с ответственным и неагрессивным. Но общительность и чувство юмора они ценят в любом случае.

Десятиклассники берут в новый класс тех, с кем придется взаимодействовать в разных условиях, но отдают предпочтение эмоциональным качествам и даже лень здесь не помеха. Отдыхать предпочитают с эмоциональными лидерами, которым не чужда агрессивность. Возможно, они воспринимают ее как умение постоять за себя. Для работы над проектом достаточно эрудиции и выдержки, но и общительность полезна. Таким образом, здесь основным качеством является общительность.

Определить роль лидеров в формировании психологического климата в классе можно, посмотрев, как данные качества связаны с психологическим климатом в каждом классе.

Так, в 7 классе с таким параметром психологического климата как симпатии связаны общительность (k=0,578; p<0,01), чувство юмора (k=0,524; p<0,05), эрудиция (k=0,442; p<0,05) и отрицательно связана лень (k=-0,434; p<0,05), т.е. обладая этими качествами, лидеры влияют на этот параметр.

В 8 классе общительность значимо связана с такими параметрами психологического климата как групповая сплоченность (k=0,490; p<0,05), понимание (k=0,558; p<0,01), «мы вместе» (k=0,438; p<0,05), сопереживание (k=0,442; p<0,05), объединение (k=0,428; p<0,05), активность (k=0,500; p<0,05). Чувство юмора связано с совместным делом (k=0,409; p<0,05) и гордостью (k=0,431; p<0,05), что само по себе парадоксально. И гордость также связана с наступательностью (k=0,490; p<0,05), что тоже вызывает недоумение.

В 9 классе многие из выделенных качеств напрямую связаны с психологическим климатом. Так общительность, уверенность в себе, раскованность и чувство юмора значимо связаны со всеми эмоциональными параметрами психологического климата (р<0,05; р<0,01). Этим объясняется роль и преобладание эмоциональных лидеров в 9 классе. Эрудиция значимо связана с симпатией (k=0,539; p<0,01), «мы вместе» - (k=0,740; p<0,05), сопереживание (k=0,582; p<0,01), поддержка (k=0,561; p<0,01), достижения (k=0,406; p<0,05) и помощь (k=0,587; p<0,01). А лень отрицательно связана с сопереживанием (k=-0,429; p<0,05), помощью (k=-0,409; p<0,05) и поддержкой (k=-0,412; p<0,05), что свидетельствует не столько об объективной оценке психологического климата, сколько о положительном отношении класса к лидеру, которому прощается даже лень.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

В 10 классе основной параметр психологического климата, связанный с личностными качествами, -помощь. Она связана с общительностью (k=0,491; p<0,05), уверенностью в себе (k=0,499; p<0,05), раскованностью (k=0,503; p<0,05), чувством юмора (k=0,513; p<0,05) и даже агрессивностью (k=0,432; p<0,05). Это качества, ярко представленные у эмоционального лидера, который, возможно, не отказывает в помощи другим, задавая определенный тон в классе. Также общительность влияет на настроение (k=0,425; p<0,05), а лень и раскованность на сопереживание (k=0,446; p<0,05; k=0,454; p<0,05), что опять-таки является парадоксальным результатом.

Если посмотреть степень выраженности личностных качеств у лидеров, то в 7 классе никакие другие качества, кроме рассмотренных, с параметрами психологического климата не связаны. В 8 классе есть положительные значимые связи раскованности и уверенности в себе с параметрами психологического климата, но у лидеров эти качества выражены на среднем уровне, поэтому мотивирующими при оценке лидеров они не являются. В 9 классе такие качества как ответственность, агрессивность и организованность присущи деловому лидеру и не присущи эмоциональным лидерам при преобладании направленности на общение и эмоциональные параметры психологического климата, поэтому перечисленные качества на психологический климат не влияют. В 10 классе эрудиция и ответственность выше у делового лидера, но также у нее высокая мстительность, а у эмоционального лидера выше средней агрессивность, поэтому такой параметр психологического климата как сопереживание отрицательно связан с ответственностью (k=-0,492; p<0,05). Похоже, сопереживание не поддерживается активно классом.

Что касается отрицательных качеств - агрессивности и конфликтности, то они взаимосвязаны больше друг с другом. Кроме того, независимо от возраста, обидчивость и мстительность ярче выражены у деловых лидеров (наверное, потому, что они понимают, что их больше используют, чем любят), а у эмоциональных лидеров ярче проявляется позитивная агрессивность, за что их уважают еще больше. Но на параметры психологического климата в исследуемых классах это не влияет. Да и у лидеров это не самые яркие качества.

Таким образом, роль личности лидера в формировании психологического климата в классе заключается в том, что их качества становятся эталонными в классах, во многом определяя параметры психологического климата. Поскольку в изучаемых классах у лидеров преобладают положительные качества, психологический климат в классах достаточно положительный. А, следовательно, наша гипотеза доказана.

© Демидова И.Ф., 2016

УДК 159.953.3

Дюпина Светлана Александровна

канд. психол. наук, старший преподаватель ГГТУ,

г. Орехово-Зуево, РФ E-mail: DyupinaSvetlana@yandex.ru

СКОРОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО БЕССМЫСЛЕННОГО МАТЕРИАЛА ИСПЫТУЕМЫМИ В РАМКАХ РАСЩЕПЛЕНИЯ ПОЛЮСОВ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ/РЕФЛЕКСИВНОСТЬ

Аннотация

В статье показана связь когнитивных стилей, выделенных при расщеплении полюсов импульсивности/рефлексивности и скорости запоминания простого и усложненного бессмысленного материала. Представители быстрого/точного и рефлексивного когнитивных стилей быстро обрабатывают простой и усложненный материал, обнаруживают высокую скорость включения операционных механизмов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.