Научная статья на тему 'Личностная референтность преподавателя как средство целостного педагогического процесса в вузе'

Личностная референтность преподавателя как средство целостного педагогического процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
592
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностная референтность преподавателя как средство целостного педагогического процесса в вузе»

А.В. ЧУЛКОВА

(г. Михайловка Волгоградской области)

ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЕРЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

В психолого-педагогической науке установлено, что человек в своей деятельности и поведении ориентируется не только на симпатии и антипатии к отдельным людям, но и на коллективные цели, мнения и ценности; соотносит свои цели, мнения и оценки с групповыми. Это явление называется референтностью. Референт-ность - это особое качество личности, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей.

Являются ли преподаватели вузов референтными для студентов? Каков идеал преподавателя у современных студентов? В чем сила влияния личностной референт-ности преподавателя на студенческую среду?

Особенность отношения студентов к референтному преподавателю заключается в том, что высказываемые им мысли, мнения и оценки студенты воспринимают с доверием, не требуя особых доводов. Убедительным аргументом для студентов является личность самого преподавателя, те чувства уважения, симпатии, доверия, увлеченности и восхищения, которые он вызывает. Они автоматически распространяются на мнения, поступки, оценки и воззрения преподавателя. Референтному преподавателю не нужно прибегать к требованиям, запретам, замечаниям, наказаниям. Сильные методы задевают чувство собственного достоинства, самолюбие студента, вызывают в ответ противодействие и антипатию. Студенты самостоятельно следуют ожиданиям референтного преподавателя, прислушиваются к его советам, оценкам и пожеланиям.

Благодаря особому эмоциональному контакту референтный преподаватель «включается» во внутренний мир студентов, а его нормы и ценности воспринимаются ими как свои. Психологическим механизмом этого процесса является идентификация, т.е. «уподобление Я другому Я, вследствие чего первое Я в определенных отношениях ведет себя как другое, подражает ему, принимает его в извест-

ной степени в себя»1. Влияние личностной референтности может формировать новые или менять уже имеющиеся ценностные ориентации.

От чего зависит личностная значимость преподавателя для студентов? Какие факторы влияют на формирование референт-ности? В психологии были попытки связать референтность с личностными качествами педагога. Однако обширные списки качеств дали немного для понимания сути и механизмов формирования референт-ности.

Референтность преподавателя зависит не столько от того, каков он сам по себе, сколько от того, каким он выглядит в глазах студентов, что они о нем думают. Педагог воспринимается и оценивается воспитанниками сквозь призму их эталонов и критериев, вызывая у них соответствующее эмоциональное отношение. Нет педагога авторитетного вообще. То, что вызовет восхищение у одних студентов, может оставить равнодушными других и наоборот. Один и тот же преподаватель будет иметь различные личностную значимость и степень воздействия для разных студентов.

Референтность преподавателя - это соответствие его личности и поведения, с одной стороны, и мотивационно-ценностной сферы студентов, с другой. Референт-ность - не постоянная особенность преподавателя. Она изменяется вместе с изменением мотивационно-смысловой сферы студентов, их потребностей, интересов, идеалов.

В психологической литературе выделяются два типа референтности - основанной на симпатии и на уважении.

Симпатия - это положительная эмоциональная оценка личностных, «человеческих» качеств, привлекательности. Симпатичный человек характеризуется высокими моральными качествами, которые проявляются в сфере межличностных отношений: доброта, порядочность, честность, справедливость, откровенность, дружелюбие, готовность понять и посочувствовать. Мы симпатизируем тем, кто относится с симпатией к нам, понимает и сочувствует, проявляет бескорыстную лю-

1 Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М., 1991. С. 339.

бовь и заботу, принимает нас такими, какие мы есть.

Уважение - чувство, которое выражает положительную оценку человека с точки зрения его эффективности, высоких деловых качеств, социальной адаптирован-ности, способности добиваться успехов и вызывать восхищение окружающих. По своему содержанию понятие уважения очень близко к понятию авторитета.

Если уважение предполагает превосходство одного человека над другим в каком-либо значимом отношении, то симпатия возникает при малой психологической дистанции, равноправии позиций партнеров по общению.

Более глубокому пониманию психологического содержания и условий формирования типа личностной референтности педагога может способствовать обращение к анализу типов любви, осуществленному Э.Фроммом. Он выделил шесть типов любви: эротическую, материнскую, отцовскую, братскую, любовь к себе и любовь к Богу. Особый интерес представляет характеристика материнской и отцовской любви.

Материнская любовь, которая лежит в основе чувства сипматии личности к окружающим и себе, - это любовь спонтанная, безусловная и бескорыстная. Она не зависит от неудач, недостатков или достижений ребенка; это абсолютная любовь, которая не нуждается в каких-либо основаниях. Мать любит своего ребенка лишь за то, что он ее дитя.

Отцовская любовь взыскательна, требовательна, ее надо заслужить своими усилиями. «Природа отцовской любви такова, что отец выдвигает требования, устанавливает принципы, законы, и его любовь к сыну зависит от выполнения сыном этих требований», - писал Э.Фромм1.

Материнская и отцовская формы любви, интериоризовавшись в раннем возрасте, трансформируются в симпатию и уважение личности к себе и переносятся позже как чувства на межличностные отношения с окружающими людьми, проявляясь в феномене референтности. Именно они лежат в основании типа референт-ности педагога. Каждый преподаватель сознательно или бессознательно в общении со студентами ориентируется на опреде-

1 Искусство любви. М., 1991. С. 64.

ленный идеал, эталон, в происхождении которого большую роль играют опыт собственного детства, отношения с родителями и другими значимыми людьми.

Педагог, ориентированный на материнскую модель общения, принимает воспитанников безусловно и удовлетворяет их потребности в положительном эмоциональном контакте, помощи, защите и поддержке, тем самым вызывая к себе положительное отношение, доверие и симпатию, чувство привязанности.

Иной характер имеет отношение к педагогу, ориентированному на отцовскую модель общения. Если в предыдущем случае референтность преподавателя основывается на том, что он делает для студентов, то в данном - на том, кого он представляет, что символизирует для них. В основе увлечения таким преподавателем лежит стремление студентов быть на его месте и вызывать признание и восхищение окружающих. Его влияние основывается на потребности студентов в самоуважении через идентификацию сильной, успешной, престижной личности. Студент в этом случае хочет быть таким, как преподаватель. Он включает в себя образ педагога с его взглядами, ценностями, подражает его манерам, привычкам и поведению.

Таким образом, от того, на какой тип общения - материнский или отцовский -сознательно или бессознательно ориентируется преподаватель в отношениях со студентами, зависит перенесение на него последними соответствующего комплекса чувств: симпатии и любви в одном случае или уважении и почтении - в другом.

Учитывая все вышесказанное, мы поставили такую цель: определить, какие взаимоотношения преподавателя и студентов формируют личностную референтность преподавателя, каков идеал преподавателя у современных студентов и влияет ли личностная референтность преподавателя на функциональное состояние студентов в процессе занятий, на их отношение к учебным предметам.

Экспериментальные данные показали, что в идеал преподавателя вошли качества как профессиональные, так и характеризующие индивидуальность преподавателя и его отношение к студентам.

Анализ качеств, получивших высокие ранги по значимости, позволяет сделать вывод о том, что данная совокупность отражает следующее:

- стремление большей части студентов к активной познавательной деятельности: в обеих группах центральное место занимают такие качества, как владение методами преподавания, умение доходчиво и интересно излагать материал, увлеченность предметом, профессиональная эрудиция;

- стремление к содружеству, совместной деятельности: среди качеств, ориентированных на взаимоотношения преподавателя и студента, были выбраны тактичность, уважение к студентам, общительность, умение сплотить коллектив;

- потребность в благоприятном психологическом климате, преобладании положительных эмоций на занятиях: студенты высоко оценили такие качества, как чувство юмора, эмоциональная выразительность, отзывчивость, доброжелательность;

- потребность в авторитетной личности, которая могла быть образцом для подражания: в идеал преподавателя студенты включили самостоятельность, силу воли, ответственность, проницательность, потребность в саморазвитии.

Таким образом, идеал преподавателя, сложившийся у большинства студентов, отражает объективные требования, предъявляемые к преподавателям вуза.

Функции преподавателя как источника знаний отходят на второй план, уступая место функции руководства и организатора процесса обучения и самообразования. Студенты оценивают преподавателя не только по профессиональным качествам (умение излагать материал, эрудиция), но и умению создать благоприятный климат в коллективе на основе уважения и тактичного поведения. Кроме того, преподаватель должен обладать чертами, подчеркивающими его индивидуальность.

Было определено, по каким признакам у студентов складывается первое впечатление о преподавателе: внешние данные - 37,2 % опрошенных; особенности первой лекции - 34; отношение к студентам - 17; эрудиция, интеллект - 8,5 %.

В «референтометрии» было выявлено, мнение каких преподавателей важны для студентов более всего и почему, какими чертами обладают эти преподаватели. Анализ ответов показал, что большинство студентов ценят в преподавателях прежде всего такие личностные качества: доброту, общительность, жизнерадостность, актив-

ность, смелость, отзывчивость, а потом уже интеллектуальные - живость ума, находчивость, знание предмета. Интересно, что успевающие студенты акцентируют свое внимание на академических и дидактических способностях преподавателя, тогда как слабые больше ценят личностные черты педагога, его способность к сочувствию, сопереживанию. Студентам нравится, когда в преподавателе сочетаются личностные и интеллектуальные свойства. Однако крайности не вызывают одобрения. Низкие оценки получили как интеллектуалы, не умеющие строить общение («зануды»), так и сверхобщительные и разговорчивые преподаватели.

О том, что взаимоотношения преподавателя и студентов на занятиях являются значимым фактором, влияющим на эффективность обучения, говорят следующие данные: 88,14 % студентов показали, что для них очень важен эмоционально-психологический климат на уроке; для 82,59 % опрошенных важен стиль общения преподавателя со студентами, для 71,11 % - образ преподавателя-предметника.

Исследование динамики функциональных состояний студентов на занятиях проводилось с помощью методики «Самочувствие, активность, настроение» (САН), до урока и после него. Диагностика показала, что динамика функционального состояния студентов различна. У одних преподавателей (тех, кто использует активные методы обучения, ведет занятия увлеченно, эмоционально) САН студентов повышаются в процессе занятий, а у других либо не изменяются, либо снижаются. Влияние черт характера преподавателя и стиля его общения снижается на лекциях и возрастает на практических занятиях. Чем теснее взаимодействие в учебном процессе, тем сильнее сказывается влияние черт характера преподавателя и его отношения к студентам на их функциональное состояние, развитие активности во время занятий.

Стабильное повышение САН студентов на занятиях наблюдалось у тех педагогов, у которых совпадали профессионально-личностные качества с «идеалом преподавателя» данной группы. Это свидетельствует о референтности этих преподавателей для данной группы студентов. При этом, если выделяемые качества личности больше характеризуют преподавателя как предметника и сильную личность (сила воли,

ответственность, активность, самостоятельность), то можно говорить о референтно-сти, основанной на уважении, его авторитете. Если выделяемые качества больше касаются сферы общения и «мягких» черт характера (отзывчивость, доброжелательность, честность, заботливость), то рефе-рентность преподавателя основана на симпатии, доверии студентов.

Отношение студентов к преподавателям влияет на отношение к преподаваемому предмету. Студенты отмечают, что дисциплины, которые ведут «нелюбимые» преподаватели, нужные, важные для профессии, но учить их трудно, неинтересно, сами предметы не нравятся студентам.

Среди факторов, влияющих на эффективность обучения, на первое место по значимости студенты ставят «содержание учебного материала», на второе - «интерес к самому процессу приобретения новых знаний». Третье место по значимости занимают позитивные взаимоотношения преподавателей со студентами на занятиях. Анализ приемов и методов обучения, выделяемых студентами в качестве эффективных, показал следующее:

- стремление студентов к активной, творческой деятельности на занятиях: происходит тогда, когда преподаватель увлечен своим предметом, организует дискуссии на семинарах, обращается к аналоги-

ям, ознакомит студентов с методами познания; когда нравится интенсивность, насыщенность занятий, проводится активная работа на практических занятиях; решаются интересные задачи;

- студенты стремятся к содружеству с преподавателем, предпочитают лекции и семинары в виде беседы; при отсутствии барьера в общении; строгость и сочувствие преподавателя;

- высокую оценку студентов дают эмоциональности занятий: им нравится живое, эмоциональное, образное изложение материала преподавателем, чувство юмора, шутки, препятствующие утомлению.

Итак, средствами педагогического воздействия преподавателя может быть не только содержание учебного предмета, но и стиль преподавания, а также его личность, отношение, мнение, действие. Результативность педагогического воздействия зависит от характера взаимоотношений между преподавателями и студентами. Положительные взаимоотношения складываются в том случае, если, с одной стороны, преподаватель отвечает требованиям студентов, пользуется уважением и доверием, с другой - сам стремится к взаимодействию и понимает по реакциям студентов, как они воспринимают его воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.