Научная статья на тему 'Интерес к противоположному полу в студенческом возрасте: социальные и личностные аспекты'

Интерес к противоположному полу в студенческом возрасте: социальные и личностные аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1786
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сутормин В. В.

The article considers psychological aspects of interest for the opposite sex. Types of behaviour reactions under the interest are revealed. The author determines psychological factors of students' interest for the opposite sex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interest for the opposite sex in student age: social and personal aspects

The article considers psychological aspects of interest for the opposite sex. Types of behaviour reactions under the interest are revealed. The author determines psychological factors of students' interest for the opposite sex.

Текст научной работы на тему «Интерес к противоположному полу в студенческом возрасте: социальные и личностные аспекты»

В настоящий момент обеспеченность безопасности образовательных учреждений носит локальный характер: в большинстве школ нет заместителей директоров по обеспечению безопасности и социальных работников, отсутствуют меры по пресечению семейных угроз. Физическая охрана большинства школ либо не обеспечивается, либо обеспечивается неквалифицированно. Многие школы не отвечают требованиям пожарной безопасности. Работа большинства школьных психологов и социальных педагогов в области обеспечения безопасности не достаточно эффективна.

В связи с этим встает со всей остротой проблема обеспечения безопасности образовательных учреждений, решение которой позволяет повысить уровень качества знаний, дисциплины, здоровья учащихся и снизить частоту возникновения девиаций среди них. Кроме того, обеспечение безопасности позволяет снизить негативные последствия

природных, техногенных, эпидемиологических и социальных угроз.

1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: метод. рекомендации. М., 1980.

2. Kilmann R., Saxton M.J. Issues in Understanding and Chanding Culture // California Management Review. Winter, 1986.

3. Организационная культура и лидерство / Эдгар Шэйн. СПб., 2002.

4. Rokeach I.M. The Nature of Human Values. N. Y., 1973.

5. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М., 2002.

6. Словарь иностранных слов. М., 1986.

7. Директивные материалы МВД за 1999 г. по воспитательной работе с личным составом. М., 2000.

8. Закон РФ «О безопасности». М., 1996. Поступила в редакцию 13.12.2006 г.

ИНТЕРЕС К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ ПОЛУ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: СОЦИАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ

В.В. Сутормин

Sutormin V.V. Interest for the opposite sex in student age: social and personal aspects. The article considers psychological aspects of interest for the opposite sex. Types of behaviour reactions under the interest are revealed. The author determines psychological factors of students’ interest for the opposite sex.

Повышение качества жизни человечества в целом обогащает проблематику межпо-ловых взаимоотношений и ставит перед психологической наукой все более сложные и глубокие вопросы. Суть интереса к противоположному полу преимущественно проявляется в романтических отношениях, удовлетворяющих потребность в любви. Исследования ценностных ориентаций современной студенческой молодежи показывают, что в последние годы «любовь» как ценностная значимость находится в группе основных.

Наше исследование посвящено изучению поведенческих различий интереса к противоположному полу в период юношеской романтической любви.

Интерес к противоположному полу впервые проявляется в так называемом периоде взросления при переходе от детства к зрелости. Такой переход связан с рядом соматических изменений, психических новообразований и влиянием различных социокультурных условий, неизбежно накладывающих свой отпечаток на психические процессы и их результаты. Сочетание столь многочисленных факторов в переходном периоде делает юность и раннюю молодость особенно трудными для исследователей.

Для нашего исследования мы избрали такой важный аспект перехода юношей во взрослую возрастную группу, как установление взаимоотношений с противоположным

полом, относящихся к сфере социальных связей. Исследования социальных мотиваций включают различные формы социальных связей от детско-родительской и супружеской любви, дружбы до поиска и поддержания хороших отношений с людьми обоего пола и различного возраста. Эти формы социального поведения от любви к конкретному человеку до поддержания дружелюбных отношений вырастают из «мотива аффилиа-ции». Благодаря широким исследованиям мотива аффилиации (Мюррей, Бирн, Макдональд, Макава), а также их последователей в последние годы интерес ученых обратился к «мотиву близости». Концепция мотива близости была разработана и подробно описана Мак-Адамсом, использовавшим идеи Мартина Бубера, Дэвида Бакана, Гарри Салливана, Абрахама Маслоу.

Целью данного мотива «является опыт теплых, доверительных, взаимно обогащающих отношений с другим человеком» [1]. Данному мотивационному состоянию характерны семь параметров: 1) радость и взаимное восхищение (А. Маслоу); 2) постоянный диалог (М. Бубер, Г. Салливэн); 3) открытость, контакт, единение, настрой друг на друга (Д. Бакан, А. Маслоу); 4) ощущаемая гармония отношений (М. Бубер, Г. Салливэн); 5) забота о благополучии другого (Г. Салливэн); 6) отказ от всякого манипуля-тивного контроля и стремления к превосходству над другим человеком (Д. Бакан, М. Бубер, А. Маслоу); 7) включение в самоценный контакт скорее со своим бытием, чем действием или желанием строить отношения либо стремиться к внешнему вознаграждению (Д. Бакан, М. Бубер, А. Маслоу, Г. Салливэн).

Исследование мотива близости Бишофом позволило выделить три сензитивных периода для развития различных мотивационных систем социальных связей. Интересующий нас юношеский период развития близости является вторичным и направлен на отдельных людей, не являющихся членами семьи, на установление дружеских или интимных партнерских, супружеских отношений. Следующее различение внутри мотива близости проводится между дружескими и романтическими интимными отношениями, с которыми собственно связан интерес к противоположному полу (Рубин, Хатфилд, Уолтерс) [2].

Романтические или любовные отношения предполагают более сложные связи, чем личностную близость. Р. Стернберг предложил «тройственную теорию любви» из следующих компонентов: «а) близости, которая включает в себя чувства интимности, соединенности и связи, испытываемые нами, когда мы любим другого человека; б) страсти, включающей в себя побуждения к романтическому ухаживанию, физическому привлечению и сексуальному овладению; в) преданности/решимости, подразумевающей наши долгосрочные обязательства поддерживать эту любовь» [3].

В триаде этой модели близость-интимность означает эмоциональный аспект любви, для которого характерны коммуникация, чувства близости, тепла, взаимной поддержки и уважения. При установлении отношений любви интимность не сразу нарастает и со временем постепенно исчезает. Страсть представляет мотивационный аспект любви и характеризуется интенсивным желанием, жаждой другого и потребностью в другом. Романтическая страсть, напротив, быстро вспыхивает и нарастает, но также быстро может исчезать. Преданность/решимость относится к когнитивному аспекту любви. Его сутью является осознанное принятие решения и добровольных обязательств по отношению к любимому человеку (любить, всегда быть вместе и сохранить длительные отношения).

Модель цикла романтической любви, разработанная в результате исследований У. Мастере и В. Джонсон, представляет собой последовательность таких фаз: готовность индивида любить, влюбленность, взаимная любовь партнеров, разрыв [4].

Готовность индивида любить характеризуется внутренним состоянием, напряжением и содержит начальные представления о романтической любви. К поиску партнера побуждает также потребность в тесном межличностном контакте, половая неудовлетворенность, надежда быть любимым.

Начальная фаза готовности любить является необходимым исходным импульсом по единодушному мнению отечественных и зарубежных исследователей. Для этой фазы необходимы факторы, способствующие возникновению любви, вера окружающих в чувство любви, объект любви, переживание

чувств, увлечений, которые можно понимать как любовь.

Фаза влюбленности наступает стремительно и имеет различную продолжительность. Влюбленность влияет на распределение внимания влюбленного: он становится чрезмерно заинтересованным единственным объектом в мире. Доступность объекта оказывает влияние на развитие отношений, при благоприятных условиях влюбленность переходит в следующую фазу.

Переход к любви устанавливает любовный союз, которому присуща своя динамика (конфликты, анализ, переоценка). На фазе любви в отношениях происходит стабилизация. Для любовного союза характерна стадия «равновесия», стадия спокойной и прочной любви, основанной на общности интересов, взаимной привязанности, доверии друг другу, соучастии в жизни партнеров.

Наиболее подробно исследовалась учеными фаза разрыва отношений. Выделяя несколько подфаз этого периода, ученые интерпретируют их в зависимости от компонентов исходной модели любви. Разрыв отношений начинается по инициативе одного из партнеров, принимающего решение о конфронтации, подфаза интрапсихическая. После этого подфаза переходит в диадиче-скую, означающую конфронтацию, перестройку или прекращение отношений. Подфаза социальная заключается в принятии окружающими, родственниками, друзьями факта распада любовных отношений. Подфаза «отделки» направлена на интерпретацию происшедшего разрыва с целью снизить травмирующий эффект (по модели С. Дака); осознание партнерами неудовлетворенности, выражение этой неудовлетворенности, переговоры, общее решение, трансформация прежних отношений (по модели Д. Ли).

Юношеский период сензитивности формирования социальных связей на основе мотива близости совпадает с приобретением мужской или женской идентичности и формированием соответствующего полоролевого поведения.

Психосексуальное развитие в ранней юности состоит в усвоении половой роли и выработке способности к установлению более зрелых отношений с противоположным полом. Формирование психологического пола происходит в общении со сверстниками.

Учеными выявлено различие в протекании половой идентификации у юношей и девушек. Для идентификации личности мужского пола большее значение имеет общение с юношами. Идентификация личности женского пола успешнее происходит в общении со сверстниками противоположного пола.

Вследствие этого в юношеском возрасте приобретается дифференциация маскулинных и феминных черт, а также четкие полоролевые установки [5].

В силу возрастных особенностей юности романтическая любовь к противоположному полу характеризуется разобщенностью эмоционального и эротического компонентов. Традиционно считалось, что юноши придают большее значение эротической стороне, а девушки более склонны идеализировать любовные взаимоотношения. В.И. Слепкова в проведенном исследовании установила, что юношеская любовь действительно имеет половую специфику. Юноши более высоко оценивают «понимание, эмоциональное притяжение и референтность партнера». Среди других характеристик они также называют прогнозируемое поведение, эмоциональную привлекательность, чувство привязанности и даже ощущение психотерапевтического эффекта при общении с любимой.

Девушки высоко оценивают эмоциональные отношения, включающие взаимное притяжение партнеров, удовольствие от интимного общения. Менее значимы для них референтность партнера и понимание любимого.

Вследствие приобретения молодыми людьми полоролевых стереотипов происходит повышение интереса к противоположному полу. Зачастую юношеская сексуальность возбуждается новыми, ранее не знакомыми представителями противоположного пола (экзогамия). Итак, интерес к противоположному полу в юношеском возрасте побуждается социальными мотивами близости и аф-филиации.

Донаучные представления о любви впервые были предложены Зигмундом Фрейдом в 1922 г., предполагавшим, «что любовь может быть описана в терминах сублимированной сексуальности, то есть как социально приемлемая форма выражения сексуальных импульсов в условиях социальных ограничений и запретов» [6].

Известную популярность приобрела типология видов любви Эриха Фромма. В его описании любящие стремятся к достижению полного межличностного единения и преодолению чувства одиночества и изоляции. Взаимность таких отношений предполагает активную заинтересованность каждого в жизни и развитии объекта любви. А это в свою очередь, подразумевает взаимную ответственность. В основу типологии Фроммом взяты различия в объекте любви:

а) «братская любовь» - ко всем человеческим

существам; б) «материнская любовь»;

в) «эротическая любовь»; г) любовь к себе; д) любовь к Богу [7].

В рамках теории самоактуализированной личности была предложена трактовка любви у Абрахама Маслоу. Он выделил любовь вида Д «дефицитарную» и любовь вида Б «бытийную», которые противопоставлял как низшую, прагматическую и высшую бескорыстную. Данные представления остаются не опровергнутыми и не подтвержденными никакими эмпирическими данными.

Первые эмпирические исследования любви человека к человеку в 1960-е гг. с помощью факторного анализа выявили два универсальных компонента любви: а) эмоциональная поддержка объекта любви и

б) толерантность к ее (его) недостаткам и требованиям (Свенсен, Гилнер).

Интерес к противоположному полу в юношеском возрасте тесно переплетается с тенденциями личностного самоопределения, заключающего выбор жизненных целей, становление жизненных ценностей и убеждений (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, С.Л. Рубинштейн и др.).

Такие исследователи, как

В.А. Крутецкий, Дж. Коулман, И.С. Кон, Т.В. Сне-гирева, одним из важнейших моментов самоопределения в ранней юности называют любовь и первый опыт романтических отношений [8-11].

Нами проведено исследование среди студентов университета, в котором приняли участие 63 респондента. Из них 38 девушек и 25 юношей в возрасте от 18 до 21 года. Им

предлагался опросник из 35 утверждений, которые следовало оценить по шкале 3 2 1 0 -1 -2 -3 от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Опросник содержал утверждения различных отношений к противоположному полу: на основании внешних данных, личной заинтересованности, сиюминутной потребности, жизненных перспектив и др.

Полученные данные были обработаны в статистической программе 8Р88 версия 13. Результаты опроса студентов первого (22 чел.), третьего (15 чел.) и четвертого (26 чел.) курсов были подвергнуты сравнительному анализу по Т-критерию для независимых выборок. При сравнении данных первого и третьего, первого и четвертого курсов значимые различия были получены для 6 утверждений из 35. Сравнение результатов третьего и четвертого курсов показывает, что количество различий сократилось до 4-х (табл. 1).

Значительные расхождения во мнениях студентов вызвали утверждения: «я ощущаю любопытство к противоположному полу»; «противоположный пол вызывает у меня чувство настороженности»; «противоположный пол для меня случайные попутчики»; «мне нужно научиться вести себя с противоположным полом»; «в противоположном поле я ценю тонкую талию»; «для успешных отношений с противоположным полом главное - ухаживание».

При сравнении данных первого и четвертого курсов значимые различия обнаружены для утверждений: «противоположный пол для меня случайные попутчики»; «отношения с противоположным полом дают мне жизненную энергию»; «мне нужно научиться вести себя с противоположным полом»; «в общении с противоположным полом мне помогает интуиция»; «в общении с противоположным полом для меня главное - нравственные принципы»; «считаю себя привлекательным (-ной) для противоположного пола».

При сравнении данных третьего и четвертого курсов значимые различия обнаружены для утверждений: «я ощущаю любопытство к противоположному полу»;

Таблица 1

Сравнение результатов студентов 1, 3 и 4 курсов по Г-критерию

Номера переменных Название переменных Коэффициент по Т-критерию

1 курс 3 курс 1 курс 4 курс 3 курс 4 курс

3 Я ощущаю любопытство к противоположному полу 0,000 0,000 0,000 0,000

4 Противоположный пол вызывает у меня чувство настороженности 0,000 0,000 0,000 0,000

12 Противоположный пол для меня случайные попутчики 0,004 0,002 0,003 0,004

16 Отношения с противоположным полом дают мне жизненную энергию 0,002 0,001

17 Мне нужно научиться вести себя с противоположным полом 0,006 0,004 0,000 0,000

18 В общении с противоположным полом мне помогает интуиция 0,003 0,004

23 В противоположном поле для меня главное - нравственные принципы 0,000 0,000 0,001 0,005

24 В противоположном поле я ценю тонкую талию 0,001 0,000

27 Для успешных отношений с противоположным полом главное - ухаживание 0,005 0,002 0,002 0,005 0,000 0,000

34 Считаю себя привлекательным (-ной) для противоположного пола

«противоположный пол вызывает у меня чувство настороженности»; «в противоположном поле для меня главное - нравственные принципы»; «для успешных отношений с противоположным полом главное - ухаживание». Сравнение по Т-критерию выявило, что наибольшее число различий по 6 пунктам наблюдается у первокурсников и студентов старших курсов. Между студентами 3 и 4 курсов различия уменьшаются до четырех пунктов.

Затем полученные данные всех 63 испытуемых были подвергнуты факторному анализу по методу вращения Уайтах. Получены три компонента с двухполюсной структурой, хорошими факторными нагрузками по каждому из них и высокими коэффициентами корреляций. Выделенные факторы позволяют определить факторную структуру интереса к противоположному полу:

• первый фактор - «случайность»;

• второй фактор - «взаимодействие»;

• третий фактор - «расчет».

Первый фактор «случайность» оказался наиболее нагруженным, куда со значимой весовой нагрузкой вошли такие компоненты, как «случайные попутчики» (0,828); «умение установить контакт» (0,811), «внешнее впечатление» (0,707). С отрицательным весом в

данный фактор составили компоненты «постоянный спутник жизни» (-0,744); «нравственные принципы» (-0,633); «личные качества случайного попутчика» (-0,810).

Первый фактор позволил выявить роль случайных знакомств в реализации интереса к противоположному полу у студентов. Полученные данные показывают, что случайные знакомства преобладают в установлении таких отношений, когда проявляется интерес к противоположному полу. При этом большую роль играют внешние атрибуты знакомства, а личные качества пока что значительной роли не играют.

Второй фактор «взаимодействие» включил такие компоненты, как «партнерство в деятельности» (0,712), «совместные развлечения» (0,690), «положительный опыт взаимодействия» (0,482). Интересно «серьезное отношение к партнеру», входит в данный фактор с отрицательным весом (-0,585). Отрицательное значение получил компонент «жизненные планы в отношениях с партнером» (-0,493). Интерпретация структуры второго фактора показывает, что взаимодействие с противоположным полом может носить как деловой, так и развлекательный характер. При этом серьезные отношения и жизненные планы обратно коррелируют с

деловыми и развлекательными отношениями, что указывает на разграничение социальных представлений студентов о семейных, деловых и неформальных отношениях с противоположным полом.

Третий фактор «расчет» состоял из таких компонент, как «все решают деньги» (0,664), «поддержка в трудных ситуациях» (0,622), «самоутверждение» (0,556), а также «приобретение опыта с противоположным полом» (0,447) и т. д. Это означает, что расчет в межличностных отношениях связан не только с получением материальных благ, но и со стремлением к самозащите, к самоутверждению во взаимодействии с партнером.

Таким образом, полученные компоненты факторной структуры «случайности», «взаимодействия» и «расчета» свидетельствуют о том, что интерес к противоположному полу у студентов носит спонтанный характер. Он проявляется в незапланированных случайных ситуациях, возникает при установлении как деловых, так и неделовых контактов, но может приобретать личностный смысл в связи с перспективой материальной выгоды, приобретением нового опыта межличност-

ных отношений и возможностью самоутверждения среди сверстников.

1. McAdams D. // Journal of Research in Personality. 1980. № 5. C. 122-129.

2. Rubin Z. // Journal of Personality and Social Psychology. 1970. № 2. С.265-273.

3. Sternberg R. // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. № 3. С.119-135.

4. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., 2004.

5. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.

6. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

7. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

8. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

9. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 2003.

10. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михайлевская М.Б. Измерения в психологии: общий психологический практикум. М., 1997. С. 342.

11. Лабиринты одиночества: пер. с англ. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1998.

Поступила в редакцию 13.11.2006 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВИДЕНИЯ БИЗНЕСМЕНОМ СВОЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

П.В. Гаврилин

Gavrilin P.V. Psychological vision of self-realization in business. The article presents the psychological vision of self-realization in business as a mental model. The properties of this model form the psychological construct containing its content, aspects and forms. The vision of self-realization in business is presented as a three-sector space, in which the subject of business activity pictures him/herself through the course of personality growth.

Видение представляет собой ментальную модель отражений ситуации с ее взаимосвязями, противоречиями и перспективами преобразования.

В деятельности бизнесмена наблюдается тесное взаимодействие видения и стратегии (Роберт Майкл). Несмотря на то, что любое видение оказывается не функциональным без стратегий реализации. Эти две составляющие в ряде случаев рассматриваются отдельно. Между тем стратегии пронизывают как про-

цесс формирования видения, так и преобразование ситуации, а также постситуативные действия. Вслед за А.А. Дьячук видение бизнесмена можно назвать стратегическим, поскольку оно неотделимо от активной деятельности, преодоления препятствий и, главное, удержания курса в выбранном направлении. Видение бизнесмена можно назвать «транспективой», то есть такой стратегически организованной деятельностью, в которой взаимодействует образ настоящего и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.