УДК 159.922.1+159.922.8+316.6
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ АТТРАКЦИИ В СИТУАЦИИ ПЕРВОГО СВИДАНИЯ
А.Ю. МАЛЁНОВА, А.И. ИСКРА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
The article presents the results of a study gender-specific factors of attraction in the situation first date. The criteria for evaluation were made by the appearance, socio-demographic characteristics, personality traits and behaviors of the opposite sex partner.
Первое впечатление - это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. Формирование первого впечатления определяется особенностями внешности, личностными и поведенческими характеристиками воспринимаемого человека, а также зависит от личности того, у кого оно формируется. Образ, складывающийся на основе первого впечатления, всегда содержит неточности и может являться поспешным обобщением [4; 13].
Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и результат этого процесса [1]. По мнению Л.Я. Гозман, ее можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда он оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам [6]. Аттракция определяется рядом внутренних и внешних факторов. К внешним факторам В.Н. Куницына относит: степень выраженности у человека потребности в аффилиации; эмоциональное состояние партнеров по общению; пространственную близость. Они выступают в качестве ситуативных условий, способствующих либо препятствующих сближению между людьми. Внутренние факторы вызываются процессом межличностного взаимодействия, к ним относятся: физическая привлекательность партнера; демонстрируемый стиль общения; фактор сходства и выражение личного отношения к партнеру в процессе общения [10]. Данная группа факторов является наиболее значимой, так как она оказывает
© Малёнова А.Ю., Искра А.И., 2011
большее влияние на формирование аттракции к другому человеку [1; 5; 6; 8; 11- 13].
Теории выбора брачного партнера объединяются двумя идеями. Во-первых, почти все они базируются на принципе социальнокультурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система фильтров/стадий. Они последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. Любое деление на стадии предполагает этап встречи партнеров, в частности, первого свидания, и возникновения первого впечатления - позитивного или негативного, основанного в большей степени на внешних особенностях (физический облик, стиль общения, отношение к людям, обаяние и умение расположить к себе) [2; 3; 9; 14]. Именно этот этап представляет особый интерес в рамках нашей работы. Таким образом, мы будем рассматривать факторы аттракции в ситуации первого свидания, т. е. первой непосредственной встречи и общения двух людей противоположного пола тет-а-тет.
Исследование феномена аттракции в социальной психологии - сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных стереотипов и предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства и литературы. И действительно данные феномены довольно трудно изучать из-за возникающих этических затруднений. В связи с этим поднимаемая в нашей работе проблема до сих пор остается мало изученной в теоретическом и практическом аспектах, что подчеркивает
ее новизну. Кроме того, она является очень актуальной и практически значимой, особенно для молодых людей, поскольку произведенное на первой встрече впечатление потенциально обусловливает дальнейшее развитие отношений, и знание механизмов и факторов аттракции позволит создавать эффективные программы поведения, в частности, в ситуации первого свидания.
Главной целью нашего исследования стало выявление гендерных особенностей факторов аттракции в ситуации первого свидания. Данная цель конкретизировалась в задачах, направленных на изучение следующих особенностей партнера как факторов аттракции: внешность партнера; социально-демографические характеристики; личностные черты; особенности поведения.
Решение задач исследования осуществлялось с использованием следующего методического инструментария:
1) авторское интервью, составленное на основе подхода В.Н. Куницыной [8];
2) Личностный семантический дифференциал О.Л. Кустовой [5];
3) методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [9].
Выборка нашего исследования составила 60 человек: 30 юношей и 30 девушек различных высших учебных заведений г. Омска в возрасте от 18 до 25 лет. Средний возраст опрошенных юношей - 22 года, девушек -21 год. Для математической обработки данных применялись ф* - многофункциональный критерий различий угловое преобразование Фишера и и-критерий Манна - Уитни.
Перейдем непосредственно к результатам исследования. В целом анализ степени значимости различных факторов аттракции в ситуации первого свидания для современных молодых людей позволил определить наиболее и наименее приоритетные из них для юношей и девушек. Юноши наибольшее внимание уделяют внешности потенциальной партнерши (90 %), тогда как среди девушек данный фактор отметили 70 % (ф*эмп.=2 при р=0,02). Следующим по приоритетности фактором для молодых мужчин является конативный - 87 % отмечают влияние особенностей поведения девушки на принятие решения о продолжении отношений с ней. С незначительным отрывом далее следует фактор «личностные особенности», который важен для 83 % юношей. Тогда как социально-демографические характери-
стики девушки имеют значение для 53 % юношей, выступая менее значимым фактором. Для девушек, напротив, социальный критерий является одним из приоритетных при оценке партнера противоположного пола (80 % опрошенных, ф*эмп.=2,2 при р=0,01). Однако главное значение все же имеют особенности поведения молодого человека и его личностные черты, на чем делают акцент большинство опрошенных девушек (90 % и 87 % соответственно). Таким образом, участники нашего исследования в целом подтвердили стереотипные представления о том, что у мужчин, независимо от социально-психологических, культуральных и иных критериев, внешние данные женщины взаимосвязаны со степенью ее привлекательности [7; 8; 12]. Тогда как для женщин внешность избранника имеет не столь решающее значение, уступая его личностным особенностям, стилю поведения, социальному статусу (см. рис. 1).
Наибольший интерес в нашем исследовании представляет непосредственная оценка лицами противоположного пола «содержания» того или иного фактора, а именно какие внешние признаки, особенности поведения, личностные черты и социально-демографические характеристики способствую или препятствуют формированию аттракции в ситуации первого свидания.
Результаты интервью позволили составить визуальный потрет привлекательного партнера мужского и женского пола. Девушка, способная вызвать симпатию юношей, по мнению последних, должна иметь выразительные глаза (67 %); пухлые, чувственные губы (53 %), легкий макияж (80 %), подчеркивающий миловидность лица с правильными чертами (83 %). При этом привлекательная девушка, в представлении молодых людей, должна быть скорее блондинкой (70 %) с длинными волосами (77 %).
Девушки же, напротив, предпочитают брюнетов (87 %) с короткой стрижкой (47 %) или волосами средней длины (53 %), с выразительными глазами (100 %) и пухлыми губами (73 %), при этом мужественными чертами лица (53 %), гладко выбритым подбородком (77%). В качестве дополнительного мимического критерия, как девушки (20 %), так и юноши (30 %), выделяют красивую улыбку как признак обаяния партнера.
Отдельным параметром для оценки выступали особенности фигуры и телосложения
100 90 80 70 60
^ 50 ■ Юнош и
40 Девушки
30 20 10 0
Внешность Социально- Личностные Особенности
демографические особенности поведения
характеристики
Факторы аттракции
Рис. 1. Значимость различных факторов аттракции в ситуации первого свидания для юношей и девушек (частота встречаемости, %)
человека противоположного пола. В ситуации первого свидания наиболее привлекательными для юношей являются стройные девушки без лишнего веса с правильными пропорциями (100 %), ровными и длинными ногами (83 %), тонкой талией (67 %), подтянутой и женственной фигурой (67 %), среднего роста (165-175 сантиметров, 90 %), при этом
не превышающего рост молодого человека (100 %). Особое внимание молодыми людьми было обращено на наличие пирсинга и татуировок, которые вызывают неодобрение у 60 % юношей. Четверть опрошенных (23 %) отмечают привлекательность смуглости кожи (или загара) и уверенной походки у девушки.
Для девушек также предпочтительными оказались пропорциональность фигуры (100 %), стройность (63 %), отсутствие лишнего веса (67 %), атлетическое телосложение (57 %). Все опрошенные (100 %) считают, что молодой человек обязательно должен быть выше их, а в идеале высоким (от 180 сантиметров) - 83 %, что, по сути, является комплементарным для представлений юношей. Кроме того, девушки выделяют отдельные признаки маскулинного телосложения, такие как сильные руки (50 %), широкие плечи (40 %), выраженный пресс (33 %), уверенная, размеренная походка (73 %). Смуглость кожи также обозначена ими как дополнительный фактор привлекательности мужчины (40 %), как и его ровные, крепкие ноги (23 %).
Стоит особенно отметить, что при анализе своих личных предпочтений как юноши, так и девушки выделяют такой параметр, как ухоженность, опрятность внешнего вида противоположного пола (90 % и 77 % соответственно) в качестве одного из решающих факторов аттракции.
Таким образом, можно констатировать, что мужчины в ситуации первого свидания преимущественно ориентируются на яркое выражение фемининных признаков женщиной, тогда как образ привлекательного юноши в сознании девушек имеет как маскулинные, так и фемининные черты, свидетельствующие о его эмоциональности, способности к сопереживанию, сочувствию (о чем опосредованно свидетельствуют предпочитаемые черты лица).
Еще одним фактором, оказывающим влияние на формирование первого впечатления о человеке противоположного пола, является его внешний вид, а именно одежда, ее стиль. Следует отметить, что большая часть опрошенных (77 % юношей и 50 % девушек) отмечают наличие вкуса при подборе одежды в качестве важного фактора, способного вызвать симпатию. При этом для юношей наиболее предпочитаемым является женственный романтический стиль одежды партнерши
- 67 %, в том числе наличие обуви на каблуках - 63 % (этот факт также подтверждается отвержением спортивного стиля в ситуации
первого свидания 83 % опрошенных юношей). Таким образом, большинство молодых людей при первой встрече более расположены к общению с девушкой, придерживающейся женственного стиля со всеми присущими ему атрибутами.
Девушки также считают спортивный стиль одежды молодого человека неуместным для ситуации первого свидания (40 %), тогда как классический или деловой стиль (60 %) способствуют продолжению знакомства. Возможно, данная стилистика ассоциативно связывается женщинами со статусными характеристиками партнера, что косвенно подтверждается подчеркиванием ими желательности дорогой обуви (20 %) и парфюма (23 %).
Что касается непосредственно социальнодемографических характеристик партнера, то наиболее привлекательным диапазоном для юношей является возраст девушек от 19 до 24 лет, тогда как девушки отдают предпочтение юношам в возрасте от 22 до 28 лет (при этом средний возраст опрошенных юношей составляет 22 года, девушек - 21 год). Другими словами наши респонденты подтверждают негласные нормы о возрастных предпочтениях, согласно которым девушки ориентируются на молодых людей старше себя, а молодые люди
- на девушек моложе по возрасту [7; 8; 12].
Сходство было обнаружено при оценках таких параметров, как национальность и уровень образования потенциально привлекательного партнера. Большинство молодых людей (73 % юношей и 87 % девушек) предпочитают гомогенные отношения, лишь для 10 % юношей и 7 % девушек национальность партнера не имеет значения. Та же тенденция проявляется и при оценке уровня образования: большинство (77 % юношей и 90 % девушек) предпочитает партнера с высшим образованием и только 27 % юношей и 10 % девушек говорят, что уровень образования не имеет значения. Возможно, высокий уровень образования в сознании молодых людей ассоциируется с культурой, интеллектом, кругозором, воспитанностью человека, что подтверждается ответами респондентов в ходе интервью.
Однако относительно предпочитаемого рода деятельности партнера мнения юношей и девушек расходятся: 80 % девушек хотят, чтобы молодой человек работал, и только 10 % юношей поддерживают этот ответ в отношении девушек (ф*эмп.=5,31 при р=0,000). При этом девушкам свойственна конкретиза-
ция сферы профессиональной занятости потенциально привлекательного партнера: 27 % девушек называют как предпочитаемую деятельность предпринимательство, собственный бизнес (ф*эмп.=4,71 при р=0,000), а 17 % отмечают желательность высокой руководящей должности (ф*эмп.=3,25 при р<0,000). Таким образом, гендерная специфичность ответов подтверждает, что девушки разделяют стереотипные представления о высоком социально-экономическом статусе мужчины, господствующие в обществе, в том числе современном (см. рис. 2).
Необходимо отметить, что 67 % юношей и только 20 % девушек считают, что род занятий партнера не имеет значения (ф*эмп.=3,93 при р<0,000). Среди юношей 23 % готовы встречаться с девушками-сту-дентками (ф*эмп.=4,34 при р<0,000), 17 % симпатизируют девушкам социономических профессий, в частности, работающих в сфере психологии (ф*эмп.=3,25 при р<0,000). Полученные результаты вполне закономерны, поскольку могут быть обусловлены возрастными предпочтениями опрошенных молодых людей. Юноши ориентированы на общение с девушками от 19 до 24 лет, поэтому более вероятно, что в данном возрасте многие из них являются студентками или начинающими специалистами. Тогда как, по мнению девушек, к 28 годам молодой человек должен состояться не только как специалист, но и значительно продвинуться по карьерной лестнице, в том числе увеличив свой доход. В целом оценка материального состояния в качестве фактора аттракции более свойственна девушкам, чем юношам: 37 % предпочитают средний и 63 % - высокий уровень достатка потенциального партнера (это гендерно специфичный ответ при высоком уровне значимости различий ф*эмп.=5,21 при р=0,000). Большинство юношей (63 %) считают, что достаток партнерши не имеет значения, девушек считающих также в отношении молодых людей - нет (ф*=7,13 при р=0,00). Таким образом, «мужчина-добытчик» воспринимается как более привлекательный в плане развития межполовых отношений, тогда как от женщины не требуется подобной активности, и она сама по себе не выступает критерием для повышения или понижения привлекательности девушки. При этом данная закономерность проецируется не только на ситуацию выбора брачного партнера, но и проявля-
ется в ситуации первого свидания, т. е. на начальном этапе потенциальных отношений молодых людей.
Еще одним фактором, играющим важную роль в принятии решения о развитии отношений с конкретным партнером, является его психологический портрет или те черты личности, которые были проявлены им в ситуации первого взаимодействия. В целом моло-
дыми людьми были указаны многие качества, относимые к разным сферам личности, способные вызвать симпатию - целеустремленность, уверенность в себе, ответственность, общительность, уравновешенность, доброта, интеллектуальные способности, оптимизм, сексуальность и пр. Однако частота встречаемости этих параметров в ответах юношей и девушек была различна (см. рис. 3).
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
I Юнош и Девуш ки
Сфера деятельности
Рис. 2. Предпочтения испытуемых относительно рода занятий партнера как фактора аттракции (частота встречаемости, %)
70
60
50
40
30
20
10
I Ю нош и Девуш ки
Личностные черты
Рис. 3. Привлекательные черты личности партнера для юношей и девушек (частота встречаемости, %)
0
60
50
40
^ 30
20
10
I Юноши Девуш ки
о
ю
у
* ^ Я ^
О. с
3 5
О. и ш о
Личностные черты
Рис. 4. Отталкивающие черты личности юношей и девушек в ситуации первого свидания
(частота встречаемости, %)
В сознании юношей привлекательная девушка обладает ярко выраженной сексуальностью (50 %, ф*эмп.=2,82 при р=0,001), женственностью (57 %), скромностью (23 %), но при этом является самостоятельной, самодостаточной (23 %). Таким образом, девушка для того, чтобы вызвать симпатию юноши должна обладать как фемининными чертами, так и свойствами андрогинного характера.
В свою очередь, психологический портрет привлекательного юноши в ситуации первого свидания включает скорее маскулинные черты, чем андрогинные: уверенность в себе (50 %, ф*эмп.=2,82 при р=0,000), целеустремленность (63 %, ф*эмп.=4,23 при р=0,001), мужественность (53 %), надежность (33 %), смелость (27 %), щедрость (27 %), активность (23 %), инициатива (23 %), решительность (23 %), рассудительность (13 %). При этом 17 % девушек указывают на проявления порядочности и романтичности как признака, способствующего расположению к партнеру мужского пола.
Не менее интересным нам представляется обсуждение вопроса о личностных чертах, препятствующих формированию аттракции в ситуации первого свидания. К числу таковых прежде всего относятся грубость, агрессивность, враждебность, неискренность потенциального партнера (см. рис. 4).
Статистически значимые различия выявлены по таким качествам, как злость (10 % и
33 %), лицемерие и лживость (10 % и 27 %), которые отталкивают и юношей, и девушек, но последних особенно сильно (ф*эмп.=2,26 при р=0,01 и ф*эмп.=1,71 при р=0,04 соответственно). Кроме этого, для юношей непривлекательной и даже отталкивающей является девушка, обладающая следующими чертами: корыстность (33 %), капризность (30 %), стервозность (20 %), эгоистичность (17 %), недоверчивость (17 %) и безответственность (13 %). То есть излишне самовлюбленная и необязательная девушка, ищущая во всем выгоду - антипривлекательный типаж для молодого человека в условиях первого свидания.
Для девушек отталкивающими выступают самовлюбленность, нарциссизм (67 %), трусость (50 %), женственность (37 %), жадность, скупость (30 %), наглость (27 %), ветреность (27 %), несерьезность (27 %), расчетливость (17 %), ревность (17 %) и лень (17 %), присущие юноше. Другими словами, девушек не устраивают как ярко выраженные негативные черты, имеющие отрицательную окраску, так и те, которые не соответствуют представлениям о настоящем мужчине. Также стоит отметить логичную закономерность: многие названные отталкивающие качества (и юношами и девушками) являются антонимами тех, которые были указаны как привлекательные.
В целом данные о привлекательных чертах партнера в ситуации первого свидания,
0
полученные благодаря интервью, согласуются с результатами психологической диагностики, а именно результаты обследования молодых людей с помощью методики личностного семантического дифференциала
О.Л. Кустовой подтвердили, что значения по факторам оценки привлекательности (и=320 при р<0,05), зависимости (и=318 при р<0,05) и фемининности (и=178 при р<0,001) выше у юношей, чем у девушек. То есть в образе привлекательной девушки для юношей большее значение приобретают ее внешние данные, женственность и покорность как склонность подчиняться. Таким образом, в ситуации первого свидания для продолжения отношений девушкам нежелательно проявлять излишнюю инициативу, напористость и лидерские способности. В свою очередь, устойчивый интерес у девушек в большей степени вызывают молодые люди маскулинного типа (и=96,5 при р<0,001) с высоким социальным статусом (и=28,5 при р<0,001). По остальным факторам результаты юношей и девушек статистически значимо не отличаются, однако можно отметить некоторые тенденции: факторы «сила личности» и «современность» в качестве важных чаще выделяются девушками, а «эмпатийность» как значимую характеристику в девушках подчеркивают юноши. Факторы «эмоциональность» и «андрогин-
ность» одинаково выражены и значимы для обоих полов, при этом у юношей показатель последнего превышает показатель первого. То есть получается, что молодые люди все-таки предпочитают девушек с амбивалентными чертами (и мужскими, и женскими), которые должны быть представлены гармонично и взаимодополняемо.
Также стоит отметить, что исходные десять факторов достаточно сильно выражены, что свидетельствует о том, что в процессе формирования первого впечатления они участвуют все, только степень их важности (иерархия) несколько отличается в зависимости от пола (см. рис. 5).
Последняя задача нашего исследования связана с определением паттернов поведения, способствующих и препятствующих формированию аттракции в ситуации первого свидания. Обобщенный портрет поведенческих реакций, располагающих к продолжению общения с партнером, включает такие проявления, как способность к юмористической оценке событий, гибкость, уважительное отношение к окружающим, естественность, внимательность, заботливость, тактичность, грамотность.
При этом были обнаружены статистически значимые различия в ответах юношей и девушек. Так, чувство юмора потенциального партнера оказалось более значимым для
ЧР
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
I Юнош и Девушки
Личностные характеристики
Рис. 5. Степень выраженности личностных характеристик, вызывающих аттракцию (мнение юношей и девушек, ср. показатель)
0
женского пола - данный параметр как способствующий аттракции выделяют 67 % девушек и 40 % юношей (ф*эмп.=2,1 при р=0,01). Этой же гендерной группе более свойственно замечать признаки уважительного отношения к другим людям, прежде всего уважение к женщинам (50 % против 20 % соответственно, ф*эмп.=2,49 при р=0,00). В свою очередь, более важным для юношей, чем для девушек является «естественность, искренность» партнера в общении. Данное качество способно повысить уровень симпатии к партнеру у 37 % юношей и только 10 % девушек (ф*эмп.=2,55 при р=0,00).
Таким образом, позитивную ответную реакцию в ситуации первого свидания способны вызвать лица, обладающие гибкостью поведения и способностью располагать к себе собеседника, при этом в юношах особенно ценится развитое чувство юмора и проявление уважительного отношения к собеседнику, в частности, и к окружающим людям в целом, а от девушек требуется естественность, искренность реакций (см. рис. 6).
Помимо этого, были выявлены гендерно специфичные ответы, свойственные только девушкам и только юношам. Последние подчеркивали, что им более симпатична та де-
вушка, которая в общении является находчивой (33 %), открытой (17 %), а также немногословной (17 %). Таким образом, мы в очередной раз обнаруживаем противоречивые требования, выдвигаемые к девушкам, заставляющие последних, при заинтересованности в развитии отношений с партером, искать определенные компромиссные решения. В частности, при демонстрации доброжелательности, эрудированности, открытости и общительности, контролировать уровень своей вербальной активности, чрезмерность которой вызывает у мужчин отторжение.
В свою очередь девушки в качестве привлекательных паттернов выделили следующие особенности поведения юношей: галантность (47 %), доброжелательность в общении (40 %), воспитанность (27 %), а также умение идти на компромисс, уступать (20 %). Девушки хотели бы, чтобы в общении с ними юноши проявляли мягкость, заботу, хорошие манеры, а также умение уступать в спорных моментах, т. е. демонстрировали как андро-гинные, так и фемининные черты.
Нами также были установлены особенности поведения партнера, которые являются однозначно отталкивающими как для юношей, так и для девушек в ситуации первого
80 70 60 50 ^ 40 30 20 10
I Юнош и Девуш ки
Поведенческие особенности
Рис. 6. Привлекательные особенности поведения партнера для юношей и девушек
(частота встречаемости, %)
0
100 90 80 70 60 г? 50 40 30 20 10 0
1111.
Юноши
Девушки
г * § т о о
у ^
х га со V
5. и уо
Поведенческие особенности
Рис. 7. Отталкивающие особенности поведения партнера для юношей и девушек
(частота встречаемости, %)
свидания. К их числу следует относить проявления высокомерия, заносчивости, хамства, цинизма, невоспитанности, замкнутости, навязчивости (см. рис. 7).
Статистически значимые различия выявлены по таким параметрам, как высокомерие, заносчивость (60 % и 90 %) и хамство (17 % и 40 %). Они отталкивают и юношей, и девушек, но последних особенно сильно (ф*эмп.=2,81 при p=0,000 и ф*эмп.=2,04 при p=0,02 соответственно). Также были выявлены гендерно специфичные ответы (характерные исключительно для определенного пола опрошенных). Юношей отталкивает вульгарное, вызывающее, демонстративное поведение девушек (83 %), а также демонстрация ими доступности (50 %). Тогда как девушек не привлекает и даже отталкивает в поведении юноши враждебность к окружающим (50 %), недовольство «всеми и всем» (50 %), употребление ненормативной лексики (40 %), несоответствие слов и поступков (30 %), бестактность (27 %), а также хвастливость (17 %). То есть девушки не приемлют излишне агрессивное (даже в словесной косвенной форме), грубое поведение партнера, а также его высокомерное, снисходительное отношение в ситуации первого свидания. Высокомерие также отталкивает и юношей в аналогичной ситуации, но еще больше вызывает у них
антипатию неестественное, вульгарное поведение девушки.
Следует также отметить, что названные поведенческие реакции в большинстве своем являются антонимами паттернов, которые испытуемые отмечали как привлекательные и в целом гармонично соотносятся с другими результатами исследования (в частности, привлекательными и отталкивающими личностными чертами).
Одним из проявлений поведения является наличие вредных привычек и зависимость от них. На наш взгляд, обнаружение таковых у партнера в ситуации первого свидания способно оказать значительное влияние на принятие решения о продолжении или прекращении общения с ним. Учитывая важность этого параметра, отдельный вопрос интервью был посвящен выявлению особенностей отношения современных молодых людей к вредным привычкам и определению неприемлемых для них навязчивых паттернов потенциального партнера.
Наша первоначальная гипотеза подтвердилась: большинство (83 % юношей и 80 % девушек) считают вредные привычки партнера значимым фактором, имеющим негативную окраску. И только 17 % юношей и 20 % девушек не придают им значения, так как считают, что от них можно избавиться. Еди-
ногласно юноши и девушки считают категорически неприемлемыми употребление партнером наркотических средств (100 %), на втором месте - чрезмерное употребление алкоголя (77 % и 87 % соответственно). При этом для 37 % юношей и 23 % девушек редкое (по праздникам) и в небольших количествах употребление алкоголя является допустимым. Тогда как курение считают неприемлемым 77 % юношей и только 40 % девушек (ф*эмп.=2,96 при р=0,000), т. е. девушки в
данном вопросе демонстрируют большую лояльность (см. рис. 8).
Специфичным для девушек является выделение в качестве вредной привычки игровой зависимости современных молодых людей - 33 % опрошенных (в нее входит зависимость от компьютерных и азартных игр). Юноши вовсе не выделяют эту привычку видимо в силу того, что среди девушек такой вид зависимости встречается достаточно редко (ф*эмп .=4,76 при р=0,000).
I Юнош и Девуш ки
120
100
80
60
40
20
Наркотики Курение Употребление Игровая
алкоголя зависимость
Вредные привычки
Рис. 8. Неприемлемые вредные привычки партнера для юношей и девушек (частота встречаемости, %)
0
Тип отношения к окружающим
Рис. 9. Степень выраженности типов отношения к окружающим привлекательного для юношей и девушек партнера (частота встречаемости, %)
Еще один ракурс изучения конативных особенностей партнера в ситуации первого свидания, позволяющий также выйти и на уровень личностных особенностей, демонстрируемых в этой ситуации молодыми людьми, стал возможен благодаря применению соответствующего методического инструментария. В данном случае была использована методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, модификация инструкции которой заключалась в оценке поведения лица противоположного пола как привлекательного в заданных условиях.
В целом нами были обнаружены как сходства, так и различия в гендерных представлениях о том, как должен человек, вызывающий аттракцию, относится к окружающим и к партнеру по общению. В частности, проявление в общении с лицом противоположного пола дружелюбия и альтруизма способствуют повышению симпатии со стороны партнера, что характерно как для юношей, так и для девушек (см. рис. 9).
При этом статистически значимые различия также были обнаружены. В частности, девушки в большей степени предпочитают партнеров авторитарного типа (и=207 при р<0,001). Другими словами, девушки хотят видеть рядом уверенного в себе, упорного и настойчивого, энергичного молодого человека, имеющего лидерские склонности и успешного в делах, что, в целом, согласуется с результатами интервью указанными ранее. Возможно по той же причине привлекательным в сознании девушек является также агрессивный тип поведения партнера (и=228,5 при р<0,001). Тогда как для юношей большей привлекательностью обладают подчиняемый и зависимый типы девушек (и=164 при р<0,001 и и=149 при р<0,001 соответственно). Напомним, что независимо от пола привлекательными также являются дружелюбный и альтруистический типы личности (поведения, отношения). Если для юношей это лишь дополняет картину фемининной партнерши как наиболее привлекательной, то в отношении девушек мы опять наталкиваемся на ярко выраженное желание обнаружить в партнере как маскулинные черты, так и родные - женские. Таким образом, и юноши, и девушки хотят видеть рядом партнера склонного к сотрудничеству, кооперации, гибкого, идущего на компромисс при решении проблем и конфликтов, ответственного, способ-
ного помочь, общительного, проявляющего теплоту и дружелюбие в отношениях, доброго, отзывчивого, бескорыстного, умеющего подбодрить и успокоить.
С другой стороны, непривлекательным и даже отталкивающим для юношей и девушек является подозрительный тип. По мнению молодых людей, демонстрация критичности, скептичности, замкнутости, скрытности, негативизма партнером способны резко снизить уровень аттракции. Также малопривлекательным для обоих полов является эгоистичный тип: самовлюбленный, расчетливый, хвастливый, самодовольный, заносчивый. Таким образом, можно сказать, что результаты диагностики преимущественно подтверждают данные, полученные с помощью интервью, что, на наш взгляд, повышает надежность результатов.
На основе проведенного исследования гендерных особенностей факторов аттракции в ситуации первого свидания можно сделать следующие выводы:
1. Внешняя привлекательность партнера
- значимый фактор для обоих полов, однако для юношей он наиболее приоритетен. В целом образы привлекательных девушек и юношей близки к распространенным в обществе стереотипам - фемининному и маскулинному (это находит отражение и в оценке стиля одежды партнера: юноши отдают предпочтение женственному, романтическому, девушки - классическому, деловому). При этом девушки при оценке молодого человека склонны к детализации, выдвигая четкий список требований к партнеру. Юноши представляют образ девушки целостно, обобщенно, затрудняясь задавать конкретные параметры, избегая уточнений;
2. Социально-демографические характеристики партнера - фактор аттракции, являющийся наиболее значимым для девушек. Полученные результаты также отражают принятые в обществе нормы и стереотипы. Девушки предпочитают молодых людей старше себя, а молодые люди - девушек моложе себя либо одного с ними возраста. И юноши, и девушки отдают предпочтение партнеру русской национальности с высшим образованием. При этом наличие профессиональной деятельности и определенных достижений в ней, в том числе статусных и материальных - обязательный критерий для оценки девушкой молодого человека как привле-
кательного. Для юношей данный параметр значения не имеет;
3. Личностные черты партнера - фактор привлекательности, одинаково значимый для юношей и девушек. Юноши ценят фемининные качества и некоторые андрогинные, такие как уверенность в себе, самостоятельность, самодостаточность; отталкивающими являются гипертрофированно фемининные (капризность, истеричность). Девушек привлекают типично маскулинные качества и также некоторые андрогинные (уравновешенность, нежность, верность), а отталкивают фемининные качества (самовлюбленность, женственность). Не привлекательны для обоих полов гипертрофированно выраженные маскулинные качества (агрессивность, импульсивность, злость). В целом большинство юношей и девушек предпочитают андрогинные характеристики личности, с тенденцией предпочтения девушками маскулинных черт у партнера, а юношами - фемининных;
4. Особенности поведения и отношения партнера к окружающим имеют важное значение для оценки его привлекательности. Наиболее предпочитаемыми для обоих полов являются дружелюбный и альтруистический типы отношения к окружающим, а также гибкость паттернов поведения партнера. Для девушек более привлекательными, чем для юношей являются авторитарный и агрессивный типы поведения при одновременном проявлении уважительного отношения к окружающим и выраженном чувстве юмора. У юношей вызывает большую симпатию естественное проявление девушкой подчиняемого и зависимого типов поведения. Отталкивающими большинство юношей и девушек считают подозрительный и эгоистичный типы поведения партнера. При этом юноши отвергают вульгарное, вызывающее, демонстративное поведение девушек, а последних отталкивает высокомерие, грубость, негативизм, враждебность юношей. Наличие вредных привычек партнера также большинством юношей и девушек относится к значимым негативным факторам аттракции. Категорически отвергаемыми для потенциального
партнера являются наркотическая и алкогольная зависимости. При этом юноши не приемлют зависимость от курения, а девушки - игровую зависимость партнеров.
Таким образом, обнаруженные нами закономерности показывают, что значимость различных факторов аттракции и их особенности в ситуации первого свидания являются гендерно специфичными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений. -5-е изд. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 363 с.
2. Андреева Т. В. Семейная психология : учебное пособие. - СПб. : Речь, 2004. - 223 с.
3. Антонов А. И. Социология семьи : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 203 с.
4. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М. : МГУ, 1982. -200 с.
5. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Полный курс. - СПб. : ЕВРОЗНАК, 2007. - 412 с.
6. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. - М. : МГУ, 1987. - 165 с.
7. Гендерная психология / под ред. И. С. Кле-циной - СПб. : Питер, 2009. - 496 с.
8. Изард К. Психология эмоций. - СПб. : Питер, 2007. - 464. - (Серия «Мастера психологии»).
9. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М. : Гардарики, 2004. - 320 с.
10. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголь-ша В. М. Межличностное общение. - СПб. : Питер, 2002. - 544 с.
11. Методы исследования межличностного восприятия / под ред. Г. М. Андреевой, В. С. Агеева. - М. : МГУ, 1984. - 172 с.
12. Социальная психология : хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрин-ская. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 475 с.
13. Социальная психология. - 7-е изд. / под ред. С. Московичи. - СПб. : Питер, 2007. -592 с. - (Серия «Мастера психологии»).
14. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений : курс лекций. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 640 с.