Научная статья на тему 'Представление матери об идеальном брачном партнере ее ребенка и его реальная оценка в ситуации знакомства'

Представление матери об идеальном брачном партнере ее ребенка и его реальная оценка в ситуации знакомства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
382
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малёнова А. Ю., Кардова Ю. В.

This article is about the most difficult family crisis the crisis of escape adult children from family. This crisis becoming then parents meet they children's future partner. In this situation mother assess personality of potential children's spouse. The specifically characteristics of this process is object of our study

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представление матери об идеальном брачном партнере ее ребенка и его реальная оценка в ситуации знакомства»

УДК 159.9+316.6+159.922.1

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МАТЕРИ ОБ ИДЕАЛЬНОМ БРАЧНОМ ПАРТНЕРЕ ЕЕ РЕБЕНКА И ЕГО РЕАЛЬНАЯ ОЦЕНКА В СИТУАЦИИ ЗНАКОМСТВА

А.Ю. МАЛЁНОВА, Ю.В. КАРДОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

This article is about the most difficult family crisis - the crisis of escape adult children from family. This crisis becoming then parents meet they children's future partner. In this situation mother assess personality of potential children's spouse. The specifically characteristics of this process is object of our study.

Разница во мнениях поколений - это вечная тема, которую поднимали и будут поднимать многие ученые и литераторы. Меняющиеся времена требуют новых стандартов, трансформируются взгляды на многие фундаментальные явления, такие как жизнь, семья, моральные нормы. Споры по этому поводу рождают непонимание и конфликты между самыми близкими людьми - детьми и родителями. Кульминации такие противоречия достигают в периоды кризисов, неизбежно встречающихся в любой семье в определенные периоды времени.

В. Сатир считает, что кризисы сопровождают семью на протяжении всей ее жизни, участвуя в каждом структурном изменении, воздействуя на взаимоотношения и установки членов семьи по-разному [6]. Однако многие авторы, в частности, Дж.С. Валлерстайн и Е.И. Артамонова, сходятся во мнении о том, что наиболее сложным для прохождения кризисом, непосредственно сталкивающим два поколения, является ситуация ухода ребенка из семьи в самостоятельную жизнь [1; 2]. Время, когда ребенок создает собственную семью, для его родителей является критическим, поскольку необходимо осваивать новые роли, пересмотреть сложившиеся представления и стереотипы о собственном супруге, по-новому оценивать собственные возможности и способности.

О.А. Карабанова как отдельную трудность выделяет необходимость смириться с утратой родительской функции, которая за долгие годы очень глубоко вписалась в роле-

© Малёнова А.Ю., Кардова Ю.В., 2011

вой репертуар человека [4]. Наиболее фруст-рирующей эта ситуация является для матерей, поскольку они сильнее включены в семейную систему, ориентированы прежде всего на нее и более сензитивны ко всему, что происходит с их ребенком. В связи с этим именно матери, их реакции и оценки находятся в фокусе нашего внимания.

В качестве одной из причин «отрыва» ребенка от родителей является создание им собственной семьи. В свою очередь, предваряет этот критический период ситуация знакомства матери с потенциальным брачным партнером ее ребенка. Роль этого взаимодействия велика: мать оценивает потенциального супруга на предмет соответствия ее требованиям к избраннику дочери или сына, в том числе соотнося его образ с идеальным представлением, сложившимся в ее сознании. В таком ракурсе ситуация оценки партнера ребенка близка с ситуацией выбора собственного брачного партнера при особенно благоприятных условиях, обеспеченных наличием обширного опыта межличностных отношений. На наш взгляд, выявление критериев, по которым происходит оценка матерями будущего супруга их ребенка, является особенно значимым и, возможно, понимание причин поведения взрослых членов семьи облегчит задачу по урегулированию потенциальных конфликтов и позволит более гармонично пройти один из самых напряженных периодов семейного существования.

Учитывая актуальность, а также научную и практическую значимость данной проблемы, мы организовали исследование, направленное

на изучение особенностей представления матери об идеальном брачном партнере ее ребенка и реальной оценки избранника в ситуации знакомства с ним.

Цели нашего исследования конкретизировались в следующих задачах:

1) выявление критериев оценки матерью потенциального супруга (супруги) ее ребенка через сопоставление образов реального и идеального брачного партнера;

2) анализ типа семейного воспитания матери как фактора отношения к будущему супругу (супруге) ребенка;

3) построение модели идеального брачного партнера для ребенка, представленной в сознании его матери.

Решение поставленных задач осуществлялось благодаря психологическому тестированию с использованием следующего методического инструментария:

1) Личностный семантический дифференциал О.Л. Кустовой [3];

2) Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса [7];

3) авторское интервью, составленное на основе анализа теоретического материала по заявленной проблематике.

Для математической обработки данных применялись: Т-критерий Вилкоксона, И-кри-терий Манна - Уитни, корреляционный анализ (коэффициент корреляции г-Пирсона).

В исследовании приняло участие 50 женщин, имеющих детей юношеского возраста, из которых 25 имеют сыновей и 25 - дочерей. Основным критерием отбора испытуемых выступал реальный опыт взаимодейст-

вия с потенциальным брачным партнером ребенка, точнее, ситуация знакомства с ним. Средний возраст опрошенных 47 лет. В качестве дополнительных факторов анализа результатов выступили семейное положение, количество детей в семье, профессиональная занятость и уровень образования женщин.

Обратимся к анализу полученных результатов. Выявление критериев оценки матерью потенциального супруга (супруги) ее ребенка через сопоставление образов реального и идеального брачного партнера с помощью методики «Личностный семантический дифференциал» О.Л. Кустовой показало, что наибольшее количество статистически значимых различий было обнаружено у матерей юношей: по факторам «фемининность» (Т=-2,131, р<0,05), «андрогинность» (Т= 1,951, р<0,05), «современность» (Т=-2,480, р<0,05), «маскулинность» (Т=-2,104, р<0,05). При этом показатели фемининности и андрогинности в образе идеальной жены выше, чем потенциальной, а современности и маскулинности в образе идеала, напротив, ниже (см. рис. 1).

Таким образом, особую значимость матери юношей придают таким чертам девушек, как зависимость, ведомость, эмоциональность, уступчивость, эмпатичность. Тогда как излишнее проявление «мужественности» девушками, по их мнению, не является желательным для будущей семейной жизни. Такой результат вполне объясним гендерными представлениями, обусловленными культурой, в которых подчеркивались зависимость, преданность и подчиненное положение русских женщин, тогда как мужчина занимал в семье главенст-

Рис. 1. Уровень выраженности значимых качеств идеального и реального образов потенциальной супруги сына (средние показатели оценки матерей)

вующее положение. Эти ценности фактически матери юношей и транслируют в своих ожиданиях от будущей супруги сына.

Что касается матерей девушек, то они более лояльно оценивали потенциальных супругов своих дочерей. Расхождения были найдены лишь по одному критерию - социальный статус (Т=-1,993, р<0,05): женщины желали, чтобы он был выше у тех юношей, которых они оценивали в действительности. Исходя из особенностей выборки, можно предположить, что данный результат закономерен: матери оценивали в основном студентов, которые еще немногого добились в своей профессиональной карьере и не отличаются высоким статусом, заработной платой и прочими показателями, которые желательны для будущего супруга и отца семейства. Также если вспомнить, какое уязвимое перед реалиями современного российского общества положение занимает женщина, когда вынашивает и растит маленького ребенка, можно понять, почему именно матери девушек обеспокоены вопросами достатка. Данный показатель не следует рассматривать исключительно как проявление корыстных интересов, он, скорее, обусловлен пониманием тех трудностей, с которыми может столкнуться молодая семья в ближайшем будущем.

Образ же идеального партнера для дочери характеризовался тем, что в нем у матерей сочетались двойственные характеристики. С одной стороны, это сила личности, высокая адаптированность к реалиям современной жизни, современность и умение добиться высокого положения в обществе при готовности

постоянно подтверждать этот статус. С другой стороны, мужчины должны обладать некоторой уступчивостью, умением идти на компромисс, высокими показателями эмпатичности, а также способностью понять и поддержать. Реальные избранники, с которыми знакомились женщины, обладали более низким статусом, высокими показателями фемининности, т. е. в полной мере проявляли себя как эмпатичные и мягкие собеседники, но в достаточной мере не демонстрировали силу своей личности, не раскрывали тех истинно мужских характеристик, которых ожидали от них матери девушек. В принципе данный феномен можно объяснить исходя из особенностей ситуации знакомства -молодой человек, попадая в ситуацию взаимодействия с родителями девушки и оценивания, может не проявлять своих авторитарных качеств, которые бы отличали его как сильного и уверенного в себе человека. При этом он стремится установить контакт с матерью девушки, возможно проецируя ситуацию взаимодействия с собственной матерью, в которой предполагается проявление уважения, подчинения, демонстрации готовности к коммуникации, открытости, эмпатичности.

Различия в представлении об идеальном партнере у матерей юношей и девушек обнаружились по критериям «Современность» (И=-2,166 при р<0,05) и «Зависимость» (И=-3,068 при р<0,05), при этом значимость данных параметров для юношей и девушек сочетается с традиционными представлениями о мужском и женском варианте поведения: юноши должны быть более современными, а девушки - более зависимыми (см. рис. 2).

Рис.

2. Характеристики идеального партнера в представлениях матерей юношей и девушек

(средние показатели)

Анализируя различия в средних показателях, можно обнаружить, что наибольшие из них приходятся на параметры «Социальный статус» (1,1 балла), который у мужчин ценится выше, и «Эмоциональность» (0,9 балла), который должен ярче проявляться девушками. Если же обратиться к профилю личности идеального партнера в целом, то можно выделить следующие особенности его оценки: юноши должны обладать большей современностью, более высоким социальным статусом и быть более маскулинными. Девушки должны быть более эмоциональными, зависимыми, фемининными и к ним предъявляются более высокие требования по показателям андрогинных качеств. При этом матери юношей предъявляют более высокие требования к девушкам, чем матери девушек к юношам.

При изучении особенностей оценки реальных партнеров матерями девушек и юношей, расхождения были обнаружены по факторам «Современность» (И=-2,385 при

р<0,05) и «Фемининность» (И=-2,784 при р<0,05), причем потенциальные мужья воспринимались как более современные, но при этом и более фемининные (см. рис. 3).

Большой интерес вызывает тенденция отмечать женщинами большую феминин-ность юношей, претендующих на брак с их дочерьми. Возможно, образ современного молодого человека действительно отличается инфантильностью, личностной и социальной незрелостью, зависимостью от множества факторов, в том числе семейных, несамостоятельностью, что может быть расценено

как проявление фемининности. Это тенденция в принципе также может быть следствием повышения маскулинности женщин, позволяя мужчинам снять с себя ряд обязательств, в том числе, связанных с необходимостью постоянной демонстрации своей мужественности.

В качестве еще одного объяснения найденной закономерности могут послужить результаты, полученные нами при решении следующей задачи - изучение типа семейного воспитания матери как фактора отношения к будущему супругу (супруге) ребенка. В частности, было обнаружено, что в семьях девушек матери предпочитали использовать следующие воспитательные стратегии: высокая гиперпротекция, стремление к наибольшему удовлетворению потребностей ребенка, заниженные требования к нему, недостаточность запретов и санкций, фобия утраты и предпочтение мужских качеств (см. рис. 4).

Первые четыре стратегии составитель опросника АСВ Э.Г. Эйдемиллер объединял в устойчивое сочетание черт, характерных для такого типа семейного воспитания, как потворствующая гиперопека [7]. При таком типе учитываются все желания ребенка, родитель идет на поводу у его капризов и требований. Гиперпротекционный стиль воспитания рождает неосознанное желание ребенка вырваться из-под давящего на него гнета родительской заботы, а так как родитель привык к тому, что все желания должны исполняться, но при этом он боится отпустить собственного ребенка (к чему примешивается

Рис. 3. Особенности оценки реальных качеств партнеров матерями юношей и девушек

(средние показатели)

Рис. 4. Наиболее характерные воспитательные стратегии матерей юношей и девушек

(средние показатели)

фобия утраты - страх за излишнюю «хрупкость», неприспособленность дочери к реалиям окружающего мира), то он символически заменяет уход поощрением таких качеств, как независимость, самостоятельность, что в целом соответствует мужской модели поведения. Привыкнув к тому, что демонстрация этих качеств заменяет реальную необходимость в самостоятельности, дочь транслирует их и на отношения с другими людьми, вписывая в свою модель поведения, так как это свойство снимает тяжелое несоответствие желаемого и действительного.

В семьях юношей у матерей преобладает следующее сочетание воспитательных стратегий: гиперпротекция, повышенные требования, расширение сферы родительских чувств, предпочтение женских качеств. Объяснить такое парадоксальное сочетание можно, обратившись вновь к интерпретации, данной Э.Г. Эйдемиллером: первые две стратегии в сочетании представляют собой доминирующую гиперпротекцию, при которой родителю выгодно, чтобы ребенок был покорным, зависимым, выполнял поставленные требования как можно точнее [7]. Сочетание данных особенностей с таким деструктивным компонентом воспитания, как расширение сферы родительских чувств, дает следующую картину: мать, часто утрачивая эмоциональный (при разводе и физический) контакт с мужем, переключает все свои чувства на ребенка.

Она стремится к тому, чтобы мальчик взял на себя роль человека, который компенсирует недостаток тепла в супружеской сфере. При этом он становится как бы «маленьким мужем», на него делегируется множество полномочий отца, при этом удобство такой семейной системы для матери в том, что в отличие от супруга, от ребенка можно требовать, его можно наказывать и в целом управлять его поведением. Такую симбиотическую связь с возрастом становится все труднее разорвать, в итоге она приводит к тому, что мальчик плотнее включен в семью, и мать с меньшим желанием отпускает его в самостоятельную жизнь, подсознательно испытывая чувство ревности к потенциальным брачным партнерам ребенка - отсюда и вытекают высокие требования к девушкам.

Итак, мы проанализировали данные, полученные нами путем использования тестов-опросников. Для того чтобы дополнить образ идеального партнера и получить более развернутую информацию о предпочтениях и представлениях об идеальной семье среди матерей, мы использовали метод интервьюирования. В интервью с матерями мы включили следующие вопросы:

1. Какие чувства испытывали Вы в ситуации знакомства с потенциальным супру-гом(ой) Вашего ребенка?

2. Какая информация о человеке интересовала Вас прежде всего?

3. Имеют ли для Вас значение:

- возраст (если да, то какой предпочтителен);

- внешность;

- интеллект (каким относительно вашего ребенка предпочтительно он должен быть);

- увлечения (назовите желательные, приемлемые и неприемлемые);

- материальное положение, социальный статус;

- информация о родителях (какая могла бы Вас порадовать, какая насторожила бы);

- какие еще критерии Вы назвали бы среди значимых?

4. В какой форме вы давали обратную связь об избраннике своему ребенку?

По результатам интервью матери девушек предоставили гораздо более разнообразный список вариантов чувств, которые они испытывали при знакомстве с потенциальным брачным партнером дочери. Это и позитивные оттенки отношения, такие как симпатия, радость, интерес, удовольствие, и амбивалентные (удивление), и негативные - смущение, тревога, беспокойство. Матери юношей указывали позитивные чувства и эмоции -радость, симпатия, уважение. При этом результаты исследования уровня тревожности в данной выборке не позволили выявить значимых различий в тревожности у матерей девушек и юношей, т. е. обе группы одинаково испытывали тревогу в данной ситуации, только матери девушек озвучивали данное состояние, а матери юношей предпочли о нем не говорить. Данную особенность в вербализации собственных чувств у матерей детей разного пола, на наш взгляд, можно объяснить двумя причинами. Первая из них такова: матери юношей, воспитывая в них определенные качества, присущие мужчинам, сами вынуждены демонстрировать их для того, чтобы становиться примером для ребенка. Это имеет особое значение в ситуации, когда мать одна растит мальчика, без вмешательства отца в воспитание - кстати, в нашем исследовании именно среди матерей с сыновьями было выявлено больше разведенных женщин. Поэтому данные маскулинные черты, такие как стремление не показывать свои трудности, демонстрировать силу и уверенность в любой ситуации, входят в поведение матери и закрепляются уже как черта характера. С другой стороны, любое проявление человеческих эмоций - это не самоцель, оно

ориентировано на окружающих, имеет в своей основе стремление вызвать определенные реакции с их стороны. А так как девочки в большинстве своем более отзывчивы и эмпа-тичны, чем мальчики, то и их матери чаще всего могут позволить себе высказывать негативные эмоции с целью поиска поддержки и эмоционального отклика.

Следующие вопросы интервью были направлены на выявление критериев оценки (отбора) партнеров ребенка, потенциально способных занять в будущем позицию супруга. Было установлено, что матерей девушек интересовали: возраст, место учебы и работы (особенно частый критерий), хобби, интересы, информация о семье и родственниках, месте жительства, коммуникативных и личностных качествах, а также отношение потенциального супруга к их дочери. Тогда как матерей юношей интересовали в основном возраст, место жительства, учебы или работы, информация о семье.

Нетрудно заметить, что матери девушек нуждаются в большем количестве информации о потенциальном брачном партнере. В перечне интересующих их категорий представлена информация и объективного характера (место жительства, учебы, работы), и субъективного (личностные качества и взаимоотношения между потенциальным супругом и дочерью).

Исходя из проанализированных нами данных, можно предположить, что пол ребенка представляет собой один из факторов, потенциально способных оказать влияние на характерологические и когнитивные особенности его матери. При этом возможна корректировка как личностных качеств (матери юношей более сдержанны в проявлениях эмоций, чем матери девушек), так и картины мира, того, как женщина воспринимает информацию о людях. Возможно, в остальных сферах эти две группы не будут иметь значимых различий, но в плане отношений, касающихся их детей, они скорее отличны, чем похожи. Матери юношей воспринимают информацию более лаконично и четко, словно перенимая эти черты у мужчин, а матери девушек наоборот, демонстрируя истинно фемининные черты, стремятся к познанию деталей, обращают внимание на субъективные стороны вещей, относятся к выбору более эмоционально и варьируют свое поведение и реакции в большем диапазоне.

Подобная тенденция к различию была нами обнаружена и при анализе особенностей отношения матерей к различным критериям выбора партнера для собственного ребенка. Возраст оказался более значим для матерей юношей (85 % назвали его значимым критерием, тогда как среди матерей девушек это 60 %). Они указывали, что наиболее подходящую партию сыну могла бы составить его ровесница (40 %) либо девушка на 2-3 года отличающаяся по возрасту от юноши, предпочтительно младше его. В данном случае логично то, что для матерей девушек предпочтительно, чтобы избранник был старше дочери примерно на 3-5 лет (так ответило 60 % женщин).

Внешность оказалась важна для 60 % матерей девушек и 90 % матерей юношей. Данные результаты вполне объяснимы, поскольку для девушки внешность является одним из показательных критериев, тогда как юноши могут компенсировать ее еще и проявлениями своего характера или социальным статусом. Однако для данной выборки все же такие результаты оказались неожиданно высокими, так как считается, что привлекательная внешность более приоритетный показатель для молодого поколения, тогда как люди старшего возраста концентрируют свое внимание на других характеристиках, прежде всего внутренних.

Особое значение в качестве критерия оценки будущего супруга(ги) приобрели его интеллектуальные способности: на это указали 94 % матерей девушек и 85 % матерей

юношей. При этом матери девушек считают, что юноша должен быть умнее (60 % респондентов) либо равен по уровню интеллекта с девушкой (30 %). Матери юношей также считают, что (в 60 % случаев) супруги должны быть равны по интеллекту и в 20 % случаев мужчина должен быть умнее. В результате получается следующая картина: 60 % матерей девушек хотят в большей степени, чтобы супруг был умнее их дочери, и только 20 % матерей юношей допускают такую ситуацию (см. рис. 5).

Таким образом, несмотря на то, что интеллект девушки ценится не в 100 % случаях, матери юношей все же предпочитают, чтобы супруга соответствовала по его уровню их сыновьям. То есть матери юношей требуют одновременно от избранницы и проявления фемининных качеств и наличия достаточно развитых интеллектуальных способностей.

На наш взгляд, одним из объяснений обнаруженных закономерностей может выступать разный смысл, вкладываемый в понятие «интеллект» опрошенными женщинами. Так, матери юношей, считая своих сыновей достаточно интеллектуально развитыми, могут расценивать аналогичные способности девушек синонимичными понятию «мудрость», тем самым раскрывая другую сторону характеристик ума. В свою очередь матери дочерей наделяют мужской интеллект различными потенциями, в том числе выступающими условиями для социального и экономического роста. То есть «умный», означает в их сознании «перспективный, достигающий». Возможно

Рис. 5. Предпочитаемое матерями соотношение уровней интеллекта будущих супругов

именно поэтому, традиционно «интеллект» чаще относится к маскулинным чертам личности, и следовательно, именно он выступает главным критерием оценки мужчины, особенно в качестве потенциального супруга. Кроме этого, интеллектуальные качества, как правило, имеют связь с уровнем образования, кругозором, интеллигентностью и т. д., что также могло оказать влияние на отношение к данному фактору как к наиболее приоритетному.

Что касается предпочтения в сфере увлечений будущего супруга(ги) ребенка, то указанных матерями видов оказалось внушительное количество, в связи с чем они были сгруппированы по признаку сходства. Так, матери юношей считали, что для девушек приемлемо проявлять себя в творчестве (так ответили 60 %), например, в пении или хореографии (при этом посещение танцполов в клубах не имеет к этому отношения - 20 % женщин выказали потенциальное недовольство подобным поведением). Также допустимым, по мнению матерей сыновей, является увлечение будущей супруги спортом (40 % опрошенных) и кулинарией (30 % опрошенных). Среди отвергаемых видов хобби будущей невестки лидирует ее причастность к неформальным организациям (60 % опрошенных), к сектам и подобным религиозным объединениям (20 % опрошенных), увлечение алкоголем и (или) наркотиками (20 % опрошенных).

Матери девушек назвали среди приемлемых увлечений потенциального супруга спорт (70 % опрошенных), причем экстремальные виды спорта также считались ими допустимыми. Второе место предпочтений занимает творчество (особенно связанное с музыкой) -40 % опрошенных. Кроме этого, женщины указывали на желательность взаимосвязи у будущего зятя хобби и дохода - 30 % опрошенных (подобных ответов на выборке матерей юношей не встречалось). Очевидно, матерей девушек, в большей степени обеспокоенных социальным статусом избранника своего ребенка (это было выяснено нами ранее), сильнее волнует вопрос благосостояния будущей семьи. Среди неприемлемых увлечений партнера ими были отмечены образ жизни, связанный с употреблением алкоголя и наркотиков (80 % опрошенных), а также иными зависимостями (к примеру, гэмблинг) - 20 % опрошенных, и участием в неформальных организациях (40 % опрошенных).

Таким образом, можно отметить, что обе группы матерей положительно относятся к творчеству и спортивным увлечениям молодых людей, не приемля проявлений ими неформального или девиантного поведения. Есть также и половая специфичность - матери девушек предлагают искать в увлечениях потенциального супруга их дочери материальную выгоду, а матери юношей - предпосылки истинно фемининных качеств, таких как умение готовить, содержать в порядке дом и пр. Можно констатировать, что родители, оценивая в настоящем человека, который является избранником их ребенка, уже «примеряют» на него роль супруга и видят его сквозь призму своих представлений об идеальной семье. В связи с этим ситуация знакомства с потенциальным супругом ребенка - это повод ближе его узнать, в частности, проверить родителем наличие основных параметров, составляющих основу принятия решения в пользу определенного партнера.

Материальное положение и социальный статус будущего брачного партнера ребенка так или иначе оказались значимы для обеих категорий женщин - для 80 % матерей девушек и 60 % матерей юношей. Такие показатели относительно матерей девушек нами уже неоднократно объяснялись, а вот относительно матерей юношей данный высокий результат можно объяснить тем, что определенный статус накладывает свой отпечаток на личность человека, а порой и его способности, поэтому большинству матерей он оказывается важен как показатель не только перспективного развития, но и наличествующего уровня на данный период времени.

При формулировке вопроса о родителях потенциального брачного партнера ребенка мы старались учесть две важные тенденции -значимость этого критерия для матерей и особенности образа идеальной семьи, в частности ее взрослых членов, в сознании женщин. Матери девушек оказались более склонными к вербализации своего отношения к семье избранника дочери. Данная группа женщин указала следующие параметры семейных отношений, представляющие особую ценность:

■ достаточная материальная обеспеченность семьи (наличие недвижимого имущества и капитала) - 65 %;

■ здоровый образ жизни членов семьи -40 %;

■ высокий уровень образованности членов семьи (преобладание высшего образования над средним специальным) - 25 %;

■ активная профессиональная занятость членов семьи (наличие стабильной работы и дохода) - 25 %;

■ высокий социально-экономический статус семьи (престижная деятельность с высоким уровнем дохода) - 20 %;

■ полнота семьи, недеформированность ее структуры - 15 %;

■ неконфликтность внутрисемейных отношений - 15 %;

■ сплоченность членов семьи - 10 %.

В свою очередь неприемлемым для матерей девушек выступает проявление членами семьи избранника дочери следующих признаков: алкоголизация (85 %), агрессивность поведения (45 %), тунеядство (35 %), проявление разных форм девиантного поведения (40 %). Одним из наиболее вероятных объяснений данной тенденции в оценках матерей может служить опасение возможности усвоения младшими членами семьи негативных паттернов поведения старших и их воспроизведение в новой семейной ситуации.

Матери юношей среди достоинств семьи потенциальной снохи отмечали наличие образования (30 %), порядочность членов семьи (55 %) и их состоятельность (65 %). Существенными недостатками они сочли алкоголизацию (80 %), расчетливость (40 %), эгоистичность и жестокость членов семьи девушки (50 %.)

Одним из принципиальных отличий, на наш взгляд, выступает игнорирование матерями юношей состава семьи избранницы, т. е. является ли семья полной или нет.

Стоит отметить, что именно среди женщин этой группы встречаются разведенные, что, возможно и обусловило толерантность их отношения к различным деформациям семейной системы, тогда как 15 % матерей девушек посчитала данный параметр важным. При этом матери юношей в большей степени сензитивны к проявлению расчетливости, эгоизма, потребительского отношения к своему ребенку со стороны девушки и членов ее семьи (до 50 % респондентов указали данные особенности как недопустимые). Их опасения действительно могут воплотиться в случае усиления приоритетности требований к материальной, социально-экономической составляющей отношений молодых людей, тенден-

ции которых были обнаружены нами в ответах матерей девушек.

Что касается предложения дополнить список критериев теми, что имеют особое значение, но не были указаны нами, то на него откликнулись исключительно матери девушек, указав в качестве такового - особенности отношений между молодыми людьми, в частности, отношение потенциального брачного партнера к их дочери. Вероятно личный опыт, а также большая степень погруженности в субъективный аспект взаимоотношений, их открытая вербализация, обсуждение с дочерью, повлияли на выделении данного параметра. При этом в действительности он указывается в качестве одного из приоритетных в оценке успешности будущего супружества, в частности, удовлетворенности партнеров взаимоотношениями и браком в целом [2; 4; 6 и др.].

Последним в интервью женщин был вопрос о необходимости обратной связи с сыном или дочерью относительно представленного кандидата и формах ее подачи. Мнения матерей обеих групп совпали в случае симпа-тизирования избраннику ребенка: женщины были готовы открыто сообщить данную информацию и обсудить ее детали с ребенком. Тогда как в случае противоречивых чувств к будущему супругу(ге), женщины обращались к разным стратегиям поведения. Большая часть матерей девушек (40 %) избирали тактику «корректных замечаний», высказывая свою позицию, оставляя в то же время решение за дочерью. Другие женщины предпочитали либо умалчивать о своем недовольстве партнером дочери (20 %), либо директивно настаивать на отказе от претендента, оказывая давление на дочь (20 %). При этом среди матерей юношей сторонниц директивного принятия решения было существенно больше

- около 50 % согласились бы повлиять на сына, заставив его поступить по их указанию и, в случае абсолютного несоответствия девушки определенным требованиям, разорвать отношения с ней. Данная на первый взгляд парадоксальная ситуация объясняется нами путем сопоставления полученных данных с воспитательными стилями, используемыми в изучаемых семьях - 53 % семей девушек идут по пути недостатка запретов и большой свободы в воспитании, а в семьях юношей, наоборот, имеет место высокая гиперпротекция, подразумевающая их активное и глубокое

включение в семейную систему. В связи с этим и степень зависимости юноши от мнения матери в данном случае с большей вероятностью окажется выше.

Итак, интегрируя полученные нами данные, мы можем сказать, что в ситуации знакомства матери с потенциальным брачным партнером ребенка происходит своего рода наложение образцов и представлений матери о семье и идеальном супруге на образ конкретного человека. От соответствия реальных характеристик предъявляемым требованиям зависит решение матери о степени соответствия партнера ее ребенку и возможности повышения его статуса до супружеского. В случае несоответствия и особенно сильного диссонанса между данными категориями представлений матери ведут себя по-разному. В большинстве случаев матери девушек лояльнее относятся к их избранникам, могут уйти от конфликта и предоставить девушке самой решать вопрос соответствия. Матери юношей напротив более активны в плане влияния на решения собственного ребенка. В основе выбора таких разных паттернов поведения могут лежать стили семейного воспитания, имеющие значимые различия у матерей в зависимости от пола их ребенка: преобладание потворствования у матерей дочерей и более директивного стиля у женщин, воспитывающих сыновей.

Собственно социально -психологический портрет будущей жены сына, по мнению матерей, должен включать следующие характеристики: наличие фемининных качеств, мягкость, эмпатичность, толерантность; интеллектуальный потенциал, способность принимать здравые решения; готовность к выполнению работы по дому, кулинарные способности, трудолюбие; увлечение творчеством, спортом; привлекательная внешность, умение следить за собой; происхождение из хорошей семьи; схожие возрастные особенности, допустимость разницы в 1-3 года; отсутствие излишней эмансипированности, мужественности, а также увлечения алкоголем, участия в деятельности неформальных объединений.

Матери девушек в свою очередь выдвигают следующие требования к избраннику

дочери: напористость, умение достигать целей, высокий интеллект; трудолюбие, готовность материально обеспечивать семью, высокий социальный статус и уровень дохода (хотя бы потенциальный); уступчивость и мягкость в отношениях с их дочерью; привлекательная внешность; увлечение спортом, творчеством; происхождение из порядочной семьи; отсутствие вредных привычек, девиантного поведения.

Таким образом, можно констатировать, что образ идеального партнера у обеих групп матерей довольно сложный и многоплановый. Он содержат в себе информацию, необходимую для того, чтобы обеспечить матери уверенность в том, что потенциальный брачный партнер ее ребенка будет хорошим супру-гом(ой).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюмируя, следует отметить, что модель идеального брачного партнера для ребенка в сознании матери - это сложное когнитивное образование, заключающее в себе материал, состоящий из сконденсированного опыта собственной семейной жизни, воспитания, представлений о семье, существующих в обществе и лично у матери, ориентированное на поиск соответствия особенностей собственного ребенка и его избранника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. - М. : Академия, 2002.

2. Валлерстайн Дж. С. Психологические задачи брака // American Journal of Orthopsychiatry. - 1999. - 66(2).

3. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб. : Питер, 2009.

4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учебное пособие. - М. : Гардарики, 2005.

5. Клецина И. С. Практикум по гендерной психологии. - СПб. : Питер, 2003.

6. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб. : Речь, 2000.

7. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб. : Речь, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.