УДК 159.9
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА В МОЛОДЕЖНЫХ УЧЕБНЫХ ГРУППАХ
© 2013 Л.Г. Агеева
Институт авиационных технологий и управления Ульяновского государственного технического университета
Поступила в редакцию 26.09.2013
В статье рассматривается проблема молодежного лидерства, в частности, в среде студенческой молодежи, в аспекте взаимосвязи личностных особенностей с гендерной идентичностью молодежных лидеров.
Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерные стереотипы, маскулинность, фемининность, андрогинность, лидерство, студенческая молодежь.
В современном обществе сложилась тревожная ситуация, когда отрицательно ориентированные лидеры привлекают всё большее число подростков и молодежи в молодёжные группировки. Противостоять разгулу безнравственности в молодежной среде можно только при создании организационно-педагогических условий «взращивания» лидера, способного делать процесс межличностных отношений более целенаправленным, эффективным, вызывающим у сверстников чувство осмысленности происходящего. Важно, чтобы лидер был подлинным носителем нравственных ценностей, способным к реализации собственной индивидуальности, нацеленной на саморазвитие, творчество и самосовершенствование. Основными характеристиками молодежного лидера грядущего столетия должна стать «свободоспособность» (О.С. Газман) как умение жить и работать в постоянно меняющемся мире, разрабатывая собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор, неся за него ответственность, вырабатывать в себе умение использовать особенности своей индивидуальности для раскрытия индивидуальности другого человека.
Очень важно, чтобы современный молодой человек научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Наиболее значительным направлением изучения гендерных особенностей лидерства представляется исследование студенческой молодежи в контексте проблемы воспитания лидеров: сегодняшние лидеры среди социально активных студентов в будущем могут проявить
Агеева Людмила Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: [email protected]
себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров, сферой деятельности которых является общество и его социальные институты. «Студенческая молодежь - это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода, за счет этих сил жизнь общества может быть омоложена, оживлена»1.
Немаловажной представляется рассмотрение проблемы воспитания лидеров в гендерном контексте, тем более, что в сегодняшнем обществе социально-ролевые функции мужчин и женщин в значительной степени претерпевают серьезные изменения, когда часть традиционных ролей одного биологического пола усваивается и демонстрируется полом противоположным.
В повседневной жизни происходит постоянное столкновение представлений о гендерных различиях. В максимально обобщенной форме они представлены стереотипами мужественности и женственности. Традиционно в общественном сознании мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения. Женщина - нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью.
Целью исследования является изучение взаимосвязи личностных особенностей с типом ген-дерной идентичности лидеров молодежных учебных групп. Объект изучения - личностные характеристики лидеров молодежных учебных групп. Предмет - гендерные различия личностных особенностей лидеров студенческих групп.
Гипотезой исследования выступает предположение, что лидерство в учебных молодежных группах обусловлено как гендерной принадлежностью, так и личностными особенностями, ка-
1Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: 2001. С. 17
сающимися экстраверсии, независимости, стиля общения.
Отношение группы к своим членам проявляется в том, что одних любят, других не любят, третьих просто не замечают, четвертых отвергают. Фактически в группе происходит дифференциация — разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений. Психологические изменения в группе связаны с взаимодействием двух тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации.2 Интеграция проявляется в упрочении единства группы, стабилизации и упорядочении межличностных отношений. Дифференциация проявляется в специализации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в различении их функциональных и психологических статусов. Факторы, приводящие к групповой дифференциации, связывают с видом группы (формальная или неформальная), ее деятельностью, длительностью ее существования, личными качествами членов группы. В неформальных группах в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п.3 Именно эти качества, прежде всего, влияют на социометрический выбор. В формальных группах, на первый план выходят организаторские качества (умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий). Отвергаемыми и в формальных, и в неформальных группах могут стать люди неприятные, агрессивные, конфликтные, замкнутые, не умеющие общаться и налаживать контакты.
Одной из групп, в которую включается достаточно большое количество молодых людей, является студенческая группа.4 Она является официальным объединением молодых людей — формальной малой группой. Она имеет свои органы самоуправления и может быть способна к самоорганизации. Как и другие формальные малые группы, студенческая группа имеет основную цель, заданную обществом. Такой целью выступает получение профессионального образования - приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Подобно другим малым группам, психологически студенческая группа складывается из разного рода отношений людей к общему делу и друг к другу. Учебно-познавательная деятельность обусловливает общение студентов и складывающиеся на его основе межличностные отношения.
Как утверждал В. Н. Мясищев, сама по себе
2Тэйлор Д. Голая правда о лидере. М.: 2005. С. 81.
3Фатиева И. С чего начинается лидер. М.: 2005. С. 410.
4Херман М.Г. Составные части лидерства. М.: 2009. С. 23.
деятельность, в том числе и учебная, может оказаться процессом нейтральным и не влиять на личность, если между участниками деятельности не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи. В. Н. Мясищев для подтверждения научной позиции использовал выводы А. С. Макаренко о роли отношений группы сверстников в развитии личности. Изолировать личность от отношений в группе невозможно. «Дефектные» отношения, в которые зачастую оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее развитии, и, наоборот, социально нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества личности.
Изучение проблемы лидерства ведется около ста лет. В середине 50-х гг. XX в. были выделены две фундаментальные лидерские роли - роль инструментального (делового, целевого) лидера и роль лидера социально-эмоционального (экспрессивного). Первая роль включает действия, направленные на организацию учебной группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи. Инструментальный лидер — лидер, обладающий наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей. Вторая роль представляет действия, относящиеся в основном к межличностным отношениям и регулирующие их. Экспрессивный лидер — лидер, влияющий на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения учебной группы, уменьшать напряжение в ней. Его отличает способность откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы.
Б.Д. Парыгин, занимающийся вопросами лидерства в учебных молодежных группах, предложил модель типологии лидерства, которая построена на трех различных основаниях, связанных с определением содержания, стиля и характера деятельности лидера. В таком случае можно говорить о следующих видах дифференциации лидерства:
- по содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором;
- по стилю руководства: а) авторитарный; б) демократический; в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля;
- по характеру деятельности: а) универсальный, т. е. постоянно проявляющий свои качества лидера; б) ситуативный, т. е. проявляющий каче-
ства лидера лишь в определенной специализированной ситуации.
Не последнее место при изучении гендерного аспекта лидерства в учебных группах играют показатели учебы членов группы. Как показывают исследования гендерного аспекта учебной деятельности, в ходе учебы у девушек лучше успеваемость, так как они более внимательны, усидчивы и прилежны. Определение успешности выполнения различных интеллектуальных тестов показало, что девочки, в среднем, показывают лучшие результаты в грамматике, орфографии и более высокую скорость восприятия информации. Мальчики, в среднем, отличались лучшим пространственным воображением, большими успехами в математике и более развитыми механическими способностями5. Девушки в большей степени обладают такими качествами, как сообразительность и быстрая обучаемость, социальные контакты для них эмоционально значимы, в большей степени у них выражены способностями к симпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, также у них развит самоконтроль. Юноши более властные, импульсивные, у них очень хорошо развито воображение, они независимы в суждениях и поведении, склоны к риску, держатся свободно, стремятся быть хорошо информированными, предпочитают сами принимать решения и действовать.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие студенты первого курса дневного отделения ИАТУ УлГТУ в количестве 67 человек, из них 37 девушек и 30 юношей.
В качестве психодиагностических методик были использованы «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), опросник Сандры Бем «Определение психологического пола», 16-факторный личностный опросник Кеттела, ДМ О Т. Лири. Для математической обработки данных использовался И-крите-рий Манна-Уитни.
Диагностика лидерских способностей показала, что 24 % исследуемых имеют слабо выраженные лидерские способности, 48 % человек имеют средний уровень, а у 28 % исследуемых наблюдаются сильно выраженые лидерские качества. Таким образом, выявлено 19 молодых людей с различной степенью выраженности лидерских качеств, из них 10 девушек и 9 юношей.
Рассмотрим сравнительные результаты диагностики личностных особенностей исследуемых, являющихся лидерами и не являющихся таковыми. Сравнительный график усредненных
5Виткин Д.Ж. Правда о женщинах (14 мифов, сочиненных мужчинами). СПб.: 2006. С. 184.
результатов диагностики представлен на рис. 1.
По результатам диагностики личностных особенностей выявленных лидеров были получены следующие результаты:
- по фактору А - «уравновешенность - неуравновешенность» показатели у лидеров (5,0) и не лидеров (5,03) практически не отличаются, обе группы относятся к уравновешенному типу;
- по фактору В - «конкретное - абстрактное мышление» у лидеров (6,96) и не лидеров (6,53) показатели почти одинаковы, т.е. у исследуемых обеих групп в равной степени развито абстрактное мышление, развитие интеллекта на среднем уровне;
- фактор С - «эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость» - обе исследуемые группы отличаются средней работоспособностью и эмоциональной устойчивостью (лидеры - 6,84 б., не лидеры - 6,7б.);
- фактор Е - «подчиненность - доминантность» - показатели у лидеров (7,79) и не лидеров (8,30) отличаются незначительно, относятся к высоким значениям, что говорит о независимости в суждениях, самоуверенности и даже некоторой своенравности;
- фактор F - «экстраверсия - интроверсия» -показатели у лидеров выше, следовательно, лидеры более направлены во вне (8,4 б. лидеры, 5,9 б. не лидеры);
- по фактору G - «приспособляемость - принципиальность» показатели у лидеров (7,97) выше, чем у не лидеров (6,42). Лидерам свойственно осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, ответственность, деловая направленность. Не лидеры в большей степени подвержены влиянию обстоятельств, могут быть не организованными, подвержены чувствам;
- фактор Н - «робость - смелость» - показатели у лидеров несколько выше и выходят за пределы средних значений (7,45 и 6,76 соответственно). Для лидеров в большей степени характерна жесткость, самоуверенность и практичность, а для не лидеров характерна мягкость, зависимость и меньшая практичность;
- фактор I - «жесткость - мягкость» - показатели у лидеров (6,28) и не лидеров (6,97) отличаются незначительно, находятся в пределах средних значений, т.е. исследуемых обеих групп характеризуются жёсткостью, самоуверенностью и практичностью;
- фактор L - «доверчивость - подозрительность» - показатели обеих исследуемых групп находятся в пределах средних значений, у лидеров они несколько выше (5,67 и 4,94 соответственно). Для них характерны подозрительность, эгоистичность и осторожность;
Факторы теста Кеттелла
""Лидеры Не лидеры
Рис. 1. Сравнительный график усредненных результатов личностных свойств лидеров и не лидеров
- фактор М - «практичность - мечтательность» - показатели лидеров (7,01) и не лидеров (4,4) отличаются. Для лидеров свойственна в большей степени практичность, для не лидеров мечтательность;
- фактор N - «прямолинейность - хитрость» - у лидеров и не лидеров показатели отличаются незначительно (5,35 и 6,19 соответственно) и находятся в пределах средних значений. Это говорит о том, что лидерам несколько больше свойственна прямолинейность, естественность, простота, в то время, как не лидеры больше склонны к хитрости и расчетливости;
- фактор О - «спокойствие - тревожность» -усредненные показатели группы лидеров 5,51 -находятся в пределах средний значений, показатели не лидеров 7,24 находятся в пределах высоких значений. Для лидеров характерно спокойствие, уверенность в себе. Не лидеры более тревожны и в большей степени подвержены депрессии;
- по фактору ОД — «консерватизм — радикализм» показатели у лидеров находятся в пределах высоких значений (7,84), не лидеров - в пределах средних значений (4,77). Для лидеров характерен радикализм, свободомыслие, тяга к новому. Не лидеры обладают консерватизмом и в большей степени придерживаются установившихся понятий;
- фактор О2 — «конформизм - независимость» - показатели у лидеров находятся в пределах высоких значений (7,28), не лидеров - в пределах средних значений (4,76). Лидеры обла-
дают независимостью, предпочитают собственное решение, не зависимы от группы. Не лидеры склонны к конформизму и зависимости от группы;
- фактор О3 — «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль» - показатели лидеров и не лидеров находятся в пределах средних значений и отличаются незначительно (6,49 и 6,64 соответственно). Для обеих групп характерен высокий самоконтроль, точность в выполнении социальных требований;
- фактор О4 — «расслабленность — напряженность»: показатели у лидеров и не лидеров имеют незначительное различие (6,74 и 6,48 соответственно), для обеих групп характерна напряженность и высокая активность и деятельность.
Для доказательства выделенных различий проводилась статистическая обработка данных. Критические значения для данной выборки испытуемых и001 = 101, и005 = 123. В ходе математической обработки были выделены значимые различия между исследуемыми группами лидеров и не лидеров по показателям экстраверсии-интроверсии (Uэмп = 63), практичности-мечтательности (иэмп = 46,5), консерватизма-радикализма (иэмп = 44), конформизма-независимости
(и = 4875).
эмп 7 7
Итак, лидерам свойственны такие качества, как спокойствие, уверенность в себе, и независимость от группы. Не лидеры отличаются повышенной тревожностью, зависимостью от группы и даже депрессивностью. Для лидеров характерен высокий уровень принципиальности, что
помогает им в определении и достижении цели, развита деловая направленность и ответственность за свои действия. У не лидеров развита приспособляемость, они подвержены влиянию обстоятельств, могут быть не организованными. Лидеры отличаются также такими личностными качествами, как подозрительность, эгоистичность и осторожность. Не лидеры же обладают противоположными качествами, такими как доверчивость и уживчивость с людьми.
Результаты диагностики особенностей межличностных отношений лидеров и не лидеров представлены графически на рис. 2 и свидетельствуют о том, что:
- по октанту «авторитарность» выявлены отличия в группе лидеров (10,4) и не лидеров (6,15). Не лидерам свойственны такие характеристики, как уверенность в себе, настойчивость. Для лидеров характерны доминантность, энергичность, компетентность, авторитетность, успешность в делах:
- по октанту «независимый-доминирующий» обе исследуемые группы имеют средние значения (6,8 лидеры, 6,73 не лидеры) и характеризуются уверенностью, независимостью, могут быть склонны к соперничеству;
- по октанту «прямолинейный-агрессив-ныйь» обе группы имеют средние значения (4,47 лидеры, 4,8 не лидеры) и характеризуются энергичностью, упрямством, упорством, настойчивостью в достижении цели;
- по октанту «недоверчивый-скептический» обе группы имеют низкие значения (3,92 лидеры, 3,78 не лидеры), что свидетельствует о реалистичности в суждениях, критичности по отношению к окружающим, скептичности;
- по октанту «покорный-застенчивый» обе группы имеют средние значений (лидеры 4,73, и не лидеры 4,57), что говорит об уступчивости, эмоциональной сдержанности, способности подчиняться и выполнять поручения;
- по октанту «зависимый-послушный» обе группы имеют средние значения (лидеры 6,3, не лидеры 6,0), т.е. умеренно комформны, могут иногда подчиниться, вежливы;
- по октанту «сотрудничающий-конвенци-альный» обе группы имеют средние значения (лидеры 6,94, не лидеры 6,26), т.е. умеют сотрудничать, склонны к кооперации, гибкие и компромиссные при решении проблем, инициативны, общительны, стремятся помогать;
- по октанту «ответственно-великодушный» обе группы имеют средние значения (лидеры 7,73, не лидеры 6,68), что говорит об ответственности по отношению к людям, деликатности, мягкости, сострадании, симпатии, заботе, ласке, умении подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстности и отзывчивости.
Математическая обработка данных позволила выявить значимые различия по степени властности лидеров и не лидеров ^ = 59,2), следовательно, лидеры более авторитарны в общении, чем не лидеры.
Итак, лидеры в молодежных учебных группах отличаются от исследуемых, не являющихся лидерами, более выраженной экстраверсией, независимостью, авторитарностью в общении.
Прежде чем говорить о результатах диагностики генедерной идентичности исследуемых лидеров, нужно отметить, что Основной индекс К определяется как: ^ = ^ - М): 2,322. Если величина индекса ^ заключена в пределах от -1 до
§ 6 и
о
3.92з,78 I-1
Ш1
6,94 6.26
1
|
|
0°
Типы межличностных отношений Лидеры ЦНе лидеры I
/ / /
* </ ./ / * ' ./ /
/ / /
Рис. 2. Сравнительная график усредненных результатов особенностей межличностных отношений лидеров и не лидеров
7,73
8
4.7 3
4,5 7
4
2
+ 1, то делают заключение об андрогинности (би-гендерности). Если индекс меньше -1 (^ < -1), то делается заключение о маскулинности, а если индекс больше +1 (^ > I) - о фемининности. При этом, в случае когда ^ < -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности, а если ^ > +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.
Диагностика гендерной идентичности ролевых позиций показала преобладание среди молодежных лидеров маскулинного типа личности (67% испытуемых юношей и 30% девушек). Фемининный тип личности выявлен у 22% юношей и 50% девушек, андрогинный - у 11% юношей и 20% девушек (рис. 3).
Индивиды с преобладанием фемининных и андрогинных черт личности в своем большинстве имеют высокие показатели потребности в общении, выраженное стремление к поддержанию общения и расширению сферы общения, для них важны межличностные взаимоотношения в целом, доброжелательность и отзывчивость. Индивиды с маскулинным типом личности проявляют среднюю и низкую потребность в поддержании общения, но вместе с тем, эта потребность не является доминирующей, т.е. они не стремятся к новым контактам и не зависят от этих контактов. Гендерная идентичность оказывается взаимосвязанной с потребностью в общении, а именно, фемининность и андрогинность определяют высокую и среднюю потребность в желании поддерживать межличностные отношения и расширять сферу общения. Максимального уровня потребность в общении достигает у фемининных индивидов.
Индивиды андрогинного типа личности балансируют между ориентацией на коллективис-
2,5 -,-
тические отношения и индивидуалистические. Индивиды, имеющие маскулинный тип личности, демонстрируют высокий уровень делового лидерства, они готовы брать на себя ответственность и организовывать деятельность учебной группы. Кроме того, они имеют среднюю и низкую потребность в общении, не стремятся к новым контактам и, несмотря на собственную лидирующую позицию, не ориентированы на насыщенное взаимодействие.
Исследуемые с фемининными чертами личности проявляют средний и низкий уровни лидерства. Фемининные индивиды не готовы брать на себя ответственность за принятие решений, за деятельность и судьбу группы, но, с другой стороны, они и не стремятся к лидерству. Большинство индивидов с фемининным типом личности имеют средний уровень самоконтроля в общении, реагируют на изменения ситуаций взаимодействия и готовы подстраиваться под партнера в большинстве случаев. Это девушки, которые воспринимают свою группу как самостоятельную ценность, проблемы группы как собственные проблемы и обладают в своем большинстве коллективистическим типом восприятия группы, имеют высокую потребность в общении.
Индивиды с андрогинным типом личности демонстрируют высокий уровень лидерства, готовы брать на себя ответственность и организовывать деятельность группы. Эти молодые люди пользуются уважением и авторитетом среди сверстников, их выбирают в качестве «звезд» достаточно часто как по деловому, так и по эмоциональному критериям. В конфликтных ситуациях они демонстрируют различные типы реагирования. Индивиды с андрогинным типом личности име-
Ф ем ининность
Анд роги нн ость
Показатели маскули нн ости-ф ем и ни нн ос ти
□Девушки ПЮноши
Рис. 3. Сравнительная гистограмма усредненных результатов диагностики степени андрогинности, маскулинности и фемининности у лидеров разной гендерной принадлежностью
2
1,5
1,5
0,4 3
0,5
0,22
1,7 9
ют высокии и среднии уровни самоконтроля в общении, они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации.
Далее были выявлены личностные особенности молодежных лидеров с разной тендерной идентичностью (использовался сокращн-ный вариант теста Кеттелла). Усредненные результаты диагностики личностных особенностей молодежных лидеров представлены на рис. 4.
Проанализировав результаты диагностики личностных своиств лидеров, представленных на рисунке 4, можно утверждать, что по фактору В
— «интеллект»: показатели у лидеров обеих групп находятся в пределах средних значений (девушки = 6,38, а мальчики = 6,25), значит молодежные лидеры имеют достаточное интеллектуальное развитие и обладают абстрактным мышлением.
По фактору С — «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость» показатели девушек ниже, чем у юношей (5,27 и 8,97 баллов соответственно), что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости лидеров женского пола. Фактор Е «подчиненность — доминантность» - показывает, что лидеры обеих исследуемых групп обладают высокими показателями (девушки 8,55, юноши - 8,33). Это говорит о том, что молодежные лидеры стремятся к доминированию, и им свойственна самоуверенность.
По фактору G — «подверженность чувствам
— высокая нормативность поведения»: девушки (8,19) обладают высокими показателями, что свидетельствует об их принципиальности, а юноши (5,84) с более низкими показателями склонны к
приспособляемости и беспринципности. По фактору Н «робость — смелость» у юношей более высокие показатели(8,63), что говорит об их смелости и склонности к риску. Девушки-лидеры более робкие и осторожные, о чем говорят их более низкие показатели (5,15). По фактору I «жесткость — чувствительность» обе исследуемые группы имеют примерно одинаковые показатели (девушки - 5,62, юноши - 5,48), следовательно, и девушкам-лидерам, и юношам-лидерам свойственна самоуверенность, практичность и в какой-то мере даже жесткость. Фактор L — «доверчивость — подозрительность»: у девушек (6,35) средний балл незначительно выше, они доверчивы, легко ладят с людьми, а юноши (5,71) эгоистичнее, осторожнее и подозрительнее - об этом говорят более низкие средние баллы. Фактор N — «прямолинейность — дипломатичность»: у девушек (6,57) средний балл выше, чем у юношей (5,41) это значит, что лидеры женского пола обладают такими качествами, как хитрость, проницательность и даже расчетливость, а лидеры-юноши более прямолинейны. Фактор О — «уверенность в себе — тревожность»: показатели у лидеров обоих полов в пределах средних значений (девушки - 6,72, юноши - 6,65). Это свидетельствует о наличии незначительной тревожности. Фактор ОД — «консерватизм — радикализм»: у девушек (5,27) средний балл гораздо выше, значит, они придерживаются установившихся понятий в отличие от юношей (8,84), которые стремятся к новому. Фактор 02 — «конформизм — нонконформизм»: как девушкам, так и юношам
10 !
9 -
8 -
6 -
и
[2 и
4 -
2 -
1 -
B C E G H I L N O Q1 Q2 Q3 Q4
Факторы
Рис. 4. Сравнительный график усредненных результатов личностных свойств лидеров-подростков с разной гендерной принадлежностью
7
5
3
свойственна независимость, они предпочитают собственные решения, не считаясь с общественным мнением, показатели у исследуемых выше среднего значения (девушки - 5,98, юноши - 6,69). Фактор 03 — «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль»: у исследуемых показатели на уровне средних значений (девушки - 6,44, юноши - 7,1), значит, у них достаточно высокий самоконтроль. Фактор 0,4 — «расслабленность — напряженность»: высокие показатели лидеров женского пола (7,42) говорят об их высокой активности, в связи с этим наличие напряженности, в то время как показатели лидеров мужского пола (5,84) значительно ниже, что свидетельствует об их расслабленности и спокойствии.
Итак, лидеры-девушки принципиальны, придерживаются правил поведения и морали, достаточно проницательны, более робкие и осторожные, им в большей степени, чем юношам, свойственна эмоциональная неустойчивость.
Лидеры-юноши эмоционально стабильны, смелы, склоны к риску, легко преодолевают жизненные препятствия, стремятся к новому, и им свойственна эмоциональная стабильность.
Исследуемые обеих групп обладают такими лидерскими качествами, как абстрактное мышление, доминантность, самоуверенность, авторитарность.
Математическая обработка полученных данных позволила установить достоверность различий по следующим факторам: эмоциональная устойчивость (иэмп = 79,2), социальная нор-мированность и организованность (иэмп = 107,5), смелость (иэмп = 94), восприимчивость к новому Ш = 91.5) 'Г"
^ эмп '
Итак, подтвердилась гипотеза о значимости различий личностных особенностей лидеров с разной гендерной идентичностью в отношении факторов С, G, Н, 0Г
Рассмотрение личностных особенностей и специфики межличностного общения лидеров молодежной учебной группы позволило подробнее изучить представления о лидерских качествах в аспекте гендерного восприятия. Различие в поведении и воспитании мальчиков и девочек определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами. Так как различия сформированы обществом, значит, их можно изменить, меняя сознание общества. Целесообразно проводить не только просветительскую и коррекционную работу, а необходимо внедрение гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности социума с целью расширения сознания каждого члена общества, предоставления личности больших возможностей самоактуализации, права выбора своего стиля жизни, творческого подхода к собственной жизни.
Понятно, что общественные представления накладывают определенные обязательства на исполнение половых ролей мальчиками и девочками, что не может не влиять на половую дифференциацию в развитии их лидерских качеств.
Гендерная идентичность юношей и девушек включает в себя набор предписаний и ожиданий, которые предъявляет общество индивиду в контексте социальных нормативов половых ролей. А эти нормы, в свою очередь, приобретают в общении со сверстниками и в совместной деятельности личностный смысл, который обеспечит юноше или девушке осознание и принятие своей половой принадлежности, включенности в мужскую или женскую группу, обеспечит выработку моделей поведения и взаимодействия в контексте гендерных ролей.
Гендерные стереотипы прочно укреплены в общественном сознании, что способствует их воспроизведению из поколения в поколение в процессе социализации.
GENDER ASPECTS OF THE LEADERSHIP IN YOUTH TRAINING GROUPS
© 2013 L.G. Ageeva
Institute of Aviation Technology and Management of Ulyanovsk State Technical University
In the article the author regards the problem of youth leadership, particularly among young students, in the aspect of relationship of personality characteristics according to gender identity of youth leaders Keywords: gender identity, gender stereotypes, masculinity, femininity, androgyny, leadership, students youth.
Ludmila Аgееvа, Candidate of Psychology, Associate Professor. E-mail: [email protected]