Научная статья на тему 'Гендерные детерминанты саморазвития личности студентов различных специальностей'

Гендерные детерминанты саморазвития личности студентов различных специальностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
583
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОЛ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / САМОРАЗВИТИЕ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИНЫ / GENDER / SOCIAL GENDER / GENDER STEREOTYPES / SELF-DEVELOPMENT / MASCULINITY / FEMININITY / ANDROGYNOUS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балыкина Ольга Сергеевна, Петухова Лариса Петровна

Молодые люди стремятся найти свое место в жизни, активно выбирая пути эффективной самореализации в обществе. Однако общество навязывает жесткие гендерные нормы и стереотипы «успешности», ограничивая проявление индивидуальности. Происходит сужение возможностей саморазвития, провоцирующее поиск путей его оптимизации в юношеском возрасте, в том числе в виде стремления преодолеть те гендерные стереотипы, которые препятствуют саморазвитию личности. Данная проблема до сих пор не полностью исследована, а значит, актуальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER DETERMINANTS OF PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT OF THE STUDENT OF DIFFERENT SPECIALITIES

Young people tend to look for their place in life, actively choosing ways of effective self-realization in society. However society promotes rigid gender norms and stereotypes of “success” by limiting expression of individuality. Narrowing of opportunities for self-development takes place, which stimulates young people to find ways of its optimization including getting rid of gender stereotypes that hinder personality self-development. This problem is topical as it is not studied well enough.

Текст научной работы на тему «Гендерные детерминанты саморазвития личности студентов различных специальностей»

УДК 159.922.1-057.875 ББК Ю962.3+Ю932.3

ГСНТИ 15.81.11; 14.07.03

Код ВАК 13.00.01

Балыкина Ольга Сергеевна,

кандидат психологических наук, Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского; 241036, Брянск, ул. Бежицкая, 14; e-mail: komovskaya86@mail.ru.

Петухова Лариса Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского; 241036, Брянск, ул. Бежицкая, 14; e-mail: bryanskgu@mail.ru.

ГЕНДЕРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гендер; социальный пол; гендерные стереотипы; саморазвитие; маскулинность; фемининность; андрогины.

АННОТАЦИЯ. Молодые люди стремятся найти свое место в жизни, активно выбирая пути эффективной самореализации в обществе. Однако общество навязывает жесткие гендерные нормы и стереотипы «успешности», ограничивая проявление индивидуальности. Происходит сужение возможностей саморазвития, провоцирующее поиск путей его оптимизации в юношеском возрасте, в том числе в виде стремления преодолеть те гендерные стереотипы, которые препятствуют саморазвитию личности. Данная проблема до сих пор не полностью исследована, а значит, актуальна.

Balykina Olga Sergeevna,

Candidate of Psychology, Bryansk State University.

Petukhova Larisa Petrovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Bryansk State University.

GENDER DETERMINANTS OF PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT OF THE STUDENT OF DIFFERENT SPECIALITIES

KEY WORDS: gender; social gender; gender stereotypes; self-development; masculinity; femininity; androgynous.

ABSTRACT. Young people tend to look for their place in life, actively choosing ways of effective selfrealization in society. However society promotes rigid gender norms and stereotypes of “success” by limiting expression of individuality. Narrowing of opportunities for self-development takes place, which stimulates young people to find ways of its optimization including getting rid of gender stereotypes that hinder personality self-development. This problem is topical as it is not studied well enough.

В

сложные, кризисные периоды внимание общества в большей степени сконцентрировано на молодом поколении, на наиболее прогрессивной его части, которой принадлежит особая роль, -студенческой молодежи.

С юношеством общество связывает надежды на возрождение и развитие, на прогресс науки и технологии, так как в юношеском возрасте и молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических идей и максимально работоспособен. На данном возрастном этапе личностного, профессионального и духовного самоопределения, формирования жизненных планов личность переживает психологические и социальные изменения по ряду направлений. Всё это содействует тому, что молодые люди стремятся найти свое место в жизни, активно выбирают пути эффективной самореализации в социуме. Вместе с тем общество пропагандирует жесткие гендерные нормы и стереотипы «успешности», тем самым ограничивая проявления индивидуальности, нестандартность и творческий взгляд на

мир. Гендерное пространство во многом определяет карьерные притязания и их реализацию. Профессиональное саморазвитие личности чаще всего противопоставляется семье и личной жизни. В результате возникает противоречие между выраженной потребностью реализации себя в жизни и необходимостью социальной адаптации. Всё перечисленное неизбежно приводит к сужению возможностей саморазвития и поиску путей его оптимизации в юношеском возрасте, в том числе к стремлению преодолеть те гендерные стереотипы, которые препятствуют саморазвитию личности.

В научной литературе гендер рассматривается «как социальный пол, представляющий собой комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины» [9, с. 96]. Существенные гендерные различия проявляются в сфере целеполагания и мотивации профессиональных и личностных достижений, в развитии социального интеллекта. С. С. Минава считает, что развитие соци-

© Балыкина О. С., Петухова Л. П., 2014

ального интеллекта позволяет мужчинам и женщинам преодолевать рамки традиционной гендерной роли и способствует более эффективному взаимодействию с окружающим миром, саморазвитию и достижению самореализации [8, с. 237]. Мы считаем, что в настоящее время наибольший интерес вызывает реализация гендерных особенностей поведения личности в учебной и профессиональной деятельности, связанных с саморазвитием.

Не изученным до настоящего времени остается гендерный аспект саморазвития личности. Несмотря на то что вопрос о половых различиях достаточно популярен в психологической науке последнего времени и представлен многими работами (Т. В. Бен-дас (2000), И. С. Клецина (2004), А. В. Кудинов (2005), С. И. Кудинов (1999), С. С. Кудинов (2009), Л. С Махакова (2007), Е. Н. Му-хиярова (2007) и др. [3; 7]), специальных исследований гендерных особенностей саморазвития личности в отечественной психологии не проводилось.

Под саморазвитием личности мы понимаем «целостный процесс социально-личностного развития, обусловленный субъективностью, субъектной деятельностью личности, условиями жизни и труда, ... приводящий к необратимым качественным изменениям психологического статуса личности» [4]. Процесс саморазвития всегда осуществляется в рамках жизнедеятельности, он связан с социальной активностью людей. Это означает, что необратимые качественные изменения наступают по собственной воле человека и сама личность берет на себя ответственность за свое развитие. Очень важно создать подрастающему поколению необходимые условия для формирования субъективного опыта саморазвития. А. В. Мендель среди первостепенных выделяет необходимость создания культурного пространства и создание соответствующих взаимоотношений между студентом и педагогом, при которых становится реальной субъективная позиция молодых людей.

Теоретический анализ существующих работ, посвященных исследованию саморазвития личности, показал, что история изучения данного образования до сих пор имеет спорные и нерешенные вопросы, требующие более глубокого и разностороннего рассмотрения.

Таким образом, проблема исследования обусловлена потребностью социума в личности, способной к саморазвитию и полноценной самореализации в современных условиях, отсутствием целостных научно обоснованных знаний о гендерных

особенностях проявления этого психологического образования личности в юношеском возрасте.

Теоретической и методологической основой работы выступили деятельностный подход, сформулированный в работах Л. C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Р. Л. Рубинштейна, принцип детерминизма, разработанный C. Л. Рубинштейном, согласно которому особенности феноменов человеческой психики закономерно зависят от порождающих их внешних и внутренних условий и факторов, принцип системности, реализуемый в трудах П. К. Анохина, А. И. Крупнова, Б. Ф. Ломова, B. Р. Мерлина и других, гуманистические принципы детерминированности развития личности социальными условиями и содержанием ее жизнедеятельности.

Методы и методики исследования. В работе задействованы методы теоретического анализа, опрос, анкетирование и тестирование: методика диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л. Н. Бережнова), методика «Маскулинность - фемининность» С. Бем (Bern Sex Role Inventory). Для обработки и интерпретации эмпирического материала применялись статистические методы.

Исследование проводилось на базе Брянского государственного университета. В исследовании приняли участие студенты факультета физической культуры и студенты факультета истории и международных отношений. В выборку вошло 200 студентов.

В результате исследования уровня стремления к саморазвитию студентов факультета физической культуры были получены следующие результаты. 6% имеют низкий уровень стремления к саморазвитию, 42% - ниже среднего, 33% - средний, 12% - выше среднего. Среди юношей низкий у 11%, ниже среднего - у 44%, средний - у 33%, выше среднего - у 11%. Среди девушек уровень ниже среднего продемонстрировали 46%, средний - 38%, высокий - 15% (рис. 1).

С учетом психологического пола уровень стремления к саморазвитию среди студентов факультета физической культуры распределился следующем образом. Среди юношей-андрогинов большинство (54%) имеют уровень стремления к саморазвитию ниже среднего; из юношей маскулинной направленности у 33% он ниже среднего, у 33 % - средний, у 33% - высокий. Все студентки факультета физической культуры имеют андрогинный психологический пол (см. рис. 2).

Рис. 1. Уровень стремления к саморазвитию студентов факультета физической культуры

маскулинность андрогинность фемининность Рис. 2. Уровень стремления к саморазвитию студентов - юношей и девушек факультета физической культуры с учетом их психологического пола

андрогинный маскулинный фемининный

Рис 3. Средний показатель стремления к саморазвитию у студентов ФФК различного социально-психологического пола

На наш взгляд, отмеченное можно объяснить тем, что все студентки факультета физической культуры занимаются профессиональным спортом, а это предполагает наличие таких мужских качеств личности, как сильный характер, решительность, целеустремленность, выдержка, стремительность принятия решений, склонность к риску и др. Средний показатель уровня саморазвития у них 34,6, что соответствует среднему уровню стремления к саморазвитию.

Таким образом, 84% студентов факультета физической культуры обладают выраженной андрогинией в поведении. Средний показатель стремления к саморазвитию у всех студентов факультета физической культуры (ФФК) с учетом их психологического пола представлен на рисунке 3.

Мы также высказали предположили, что показатель социально-психологического пола и уровень стремления к саморазвитию связаны между собой. Для проверки выдвинутой гипотезы мы применили коэффициент корреляции Пирсона. Расчеты показали, что между показателем соци-

ально-психологического пола и уровнем стремления к саморазвитию у студентов факультета физической культуры существует отрицательная корреляция. То есть индивиды, имеющие по опроснику склонность к фемининному типу, демонстрируют более низкий уровень стремления к саморазвитию.

Также мы предположили, что студенты с более высокими показателями по шкале общей интернальности и интернальности в области имеют более высокий уровень стремления к саморазвитию, так как высокий показатель по указанной шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченной цели в будущем.

После анализа ответов студентов факультета физической культуры по опроснику уровня стремления к саморазвитию статистически зависимость между уровнем стремления к саморазвитию и показателем

общей интернальности и интернальностью в области достижений не подтвердилась.

В результате исследования уровня стремления к саморазвитию студентов факультета истории и международных отношений были получены следующие результаты: 8% имеют низкий уровень стремления к саморазвитию, 39% - ниже среднего, 50% - средний, 13% - выше среднего. Среди юношей уровень ниже среднего демонстрируют 13%, средний - 32%, выше среднего -13%; среди девушек низкий уровень показали 13%, ниже среднего - 31%, средний -44%, высокий - 8% (рис. 4).

С учетом психологического пола уровень стремления к саморазвитию среди студентов факультета истории и международных отношений распределился следующим образом. Среди юношей большинство (88%) составляют андрогины. Из них низкий уровень стремления к саморазвитию у 13%, ниже среднего - у 26%, средний - у 63%, выше среднего - у 13%. Один юноша-маскулин имеет высокий уровень стремления к саморазвитию. Все студентки факультета истории и международных отношений, за исключением одной, имеют андрогин-ный психологический пол (см. рис. 5).

Таким образом, 84% студентов факультета истории и международных отношений

обладают выраженной андрогинией в поведении.

Для проверки выдвинутой в исследовании гипотезы о том, что стремление к саморазвитию у юношей и девушек обусловлено их гендерными особенностями и спецификой учебно-профессиональной деятельности мы выделили несколько групп опрошенных: студенты обоего пола факультета физической культуры с андрогинным социальным полом; студенты обоего пола факультета истории и международных отношений с андрогинным социальный полом. Также мы сравнили студентов этих двух факультетов с одинаковым социальным полом.

Сначала мы проверили, значимы ли отличия между девушками и юношами, учащимися на факультете физической культуры, с одинаковым социальным полом. Для этого мы применили критерий Манна - Уитни, позволяющий оценить различия между двумя выборками испытуемых по уровню количественно измеренного признака. Данные выборки удовлетворяют требованиям критерия.

Эмпирическое значение критерия ^мп = 109. Это больше критического значения при пятипроцентном уровне значимости. Следовательно, на факультете физической культуры студентки не превосходят студентов, имеющих тот же социальный пол, по уровню стремления к саморазвитию.

Рис. 4.Уровень стремления к саморазвитию студентов факультета истории и международных отношений

различного пола

андрогинность маскулинность

Рис. 5. Уровень стремления к саморазвитию студентов обоего пола факультета истории и международных отношений

Рис. 6. Уровень стремления к саморазвитию студентов различных специальностей с одинаковым социальным полом

Далее мы проверили, значимы ли различия между девушками и юношами с одинаковым социальным полом, учащимся на факультете истории и международных отношений.

Эмпирическое значение критерия иэмп = 62,5. Это больше критического значения при пятипроцентном уровне значимости. Следовательно, на факультете истории и международных отношений студентки не превосходят студентов с тем же социальным полом по уровню стремления к саморазвитию.

Для ответа на вопрос, влияет ли учебно-профессиональная деятельность на уровень стремления к саморазвитию, мы сравнили студентов факультета физической культуры и студентов факультета истории и международных отношений с одинаковым социальным полом (рис. 6).

Для оценки значимости различий мы применили угловое преобразование Фишера. Данный критерий предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего эффекта. Эмпирическое значение критерия ф* = 1,52. Это меньше критического значения при уровне значимости 0,05. Следовательно, студенты факультета физической культуры не отличаются от студентов факультета истории и международных отношений с тем

же социальным полом по уровню стремления к саморазвитию. Таким образом, данная гипотеза не подтвердилась.

Для проверки статистической значимости выдвинутой в исследовании гипотезы о том, что стремление к саморазвитию и самореализации у юношей и девушек обусловлено их гендерными особенностями, мы применили критерий корреляции Пирсона. Корреляция значима на пятипроцентном уровне. Это подтверждает, что стремление к саморазвитию и самореализации у юношей и девушек обусловлено их гендерными особенностями. Коэффициент корреляции имеет отрицательный знак, а значит, индивиды с фемининными качествами имеют более низкий уровень стремления к саморазвитию.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что в современном обществе среди студенческой молодежи наблюдается тенденция к развитию таких качеств, как независимость, твердость, способность к лидерству и др. Все эти качества способствуют карьерному росту, повышению социального статуса, дают возможность более успешной адаптации в социуме. Изменения в гендерных ролях и стереотипах, на наш взгляд, в большей степени происходят по инициативе женщин, стремящихся к независимости, как материальной, так и социальной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб. : Прайм-Еврознак, 2002.

2. Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и гендерные исследования : хрестоматия. Тверь, 1999.

3. Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства. Оренбург : ИПК ОГУ, 2000.

4. Кириллова И. О. Доклад к семинару «Руководство профессиональным ростом педагогов» // Открытый урок : 5-й фестиваль педагогических идей. 2011. ИЯЬ: festival@Iseptember.ru.

5. Клецина И. С. Гендерная проблематика в работах российских психологов // Гендерные проблемы в общественных науках / Семашко И. М. (ред.). М. : ИЭА РАН, 2001.

6. Клёцина И. С. Гендерная социализация : учеб. пособие. СПб., 1998.

7. Клёцина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб. : Алетейя, 2004.

8. Минава С. С. Сравнительное исследование особенностей взаимосвязи социального интеллекта с гендерными характеристиками в студенческом возрасте // Вестн. БГУ. 2011. № 1. С. 235-240.

9. Могилевкин Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг : моногр. СПб. : Речь, 2007. 10. Шахтарина М. В. Гендерные особенности социальных установок современной российской молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2001.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. Н. И. Коновалова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.