Научная статья на тему 'О причинах безбрачия и распада семей'

О причинах безбрачия и распада семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3675
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / ЛЮБОВЬ / ЗАБОТА / СЕКСУАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ / ВЛЮБЛЁННОСТЬ / ДРУЖБА / БЛИЗОСТЬ / ПСЕВДОЛЮБОВЬ / ПРИВЯЗАННОСТЬ / СЕКС / РЕВНОСТЬ / ИЗМЕНА / РАЗВОД / ВНЕБРАЧНЫЕ СВЯЗИ / ПОЛОВОЙ ОТБОР / LIMERЕNCE / FAMILY / MARRIAGE / LOVE / CARE / SEXUAL INSTINCT / FRIENDSHIP / INTIMACY / PSEUDOLOVE / ATTACHMENT / SEX / JEALOUSY / ADULTERY / DIVORCE / EXTRAPAIR COPULATION / SEXUAL SELECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Емалетдинов Б. М.

В статье рассматриваются причинные факторы безбрачия, разводов и успешности брака. В качестве глубинной причины распада семей выделяется отсутствие способности к настоящей любви или неспособность её построить или сохранить. Любовь заменяют влюблённость, эгоистическая (незрелая) любовь, разные формы ложной и неполноценной любви. К частым прямым причинам относятся возросшая независимость женщин, потеря взаимопонимания и взаимодоверия (вследствие измены и аномальной ревности), неправильный выбор спутника жизни, несовместимость характеров или духовных ценностей. Безбрачие часто обусловливают инвалидность (1-й группы), пассивная или отрицательная установка на брак, переоценка ценности индивидуальной свободы и независимости, непомерные требования к партнерам, потребительская жизненная позиция, бесплодие, алкоголизм, наркомания, тяжёлые расстройства личности, гиперсексуальность, промискуитет, гомосексуальность и асексуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON REASONS FOR SINGLEHOOD AND FAMILY DISRUPTION

The article investigates the causative factors of singlehood, divorce and success of marriage. The deep reasons for family disruption are incapability of true love or inability to build or keep it. Love is substituted for amorousness, egoistic (immature) love, and various forms of false or flawed love. Among frequent direct reasons there are increasing independence of women, loss of mutual understanding and mutual trust (as a consequence of adultery and abnormal jealousy), incorrect choice of a partner in life, incompatibility of characters or values. Singlehood is often predetermined by physical disability (group I), passive or negative attitude to marriage, revaluation of freedom and independence values, immoderate requirements to partners, consumer attitude to life, infertility, alcohol and drug abuse, hypersexuality and asexuality.

Текст научной работы на тему «О причинах безбрачия и распада семей»

УДК 159.9(075)

О ПРИЧИНАХ БЕЗБРАЧИЯ И РАСПАДА СЕМЕЙ © Б. М. Емалетдинов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 229 96 05.

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются причинные факторы безбрачия, разводов и успешности брака. В качестве глубинной причины распада семей выделяется отсутствие способности к настоящей любви или неспособность её построить или сохранить. Любовь заменяют влюб-лённость, эгоистическая (незрелая) любовь, разные формы ложной и неполноценной любви. К частым прямым причинам относятся возросшая независимость женщин, потеря взаимопонимания и взаимодоверия (вследствие измены и аномальной ревности), неправильный выбор спутника жизни, несовместимость характеров или духовных ценностей. Безбрачие часто обусловливают инвалидность (1-й группы), пассивная или отрицательная установка на брак, переоценка ценности индивидуальной свободы и независимости, непомерные требования к партнерам, потребительская жизненная позиция, бесплодие, алкоголизм, наркомания, тяжёлые расстройства личности, гиперсексуальность, промискуитет, гомосексуальность и асексуальность.

Ключевые слова: семья, брак, любовь, забота, сексуальное влечение, влюблённость, дружба, близость, псевдолюбовь, привязанность, секс, ревность, измена, развод, внебрачные связи, половой отбор.

Благополучие и стабильность брака и семьи -одна из проблем современного общества. С конца XX в. в Российской Федерации происходит кризис института семьи - рост числа разводов, неполных, бездетных (часто из стремления жить «для себя», в свободе от детей) и дисфункциональных семей, а также одиноких людей, которые не могут найти себе супруга (Янокова З. А., Харчев А. Г., Антонов А. И., Рюриков Ю. Б. и др.).

Людям присуща потребность в аффилиации (в любви и привязанности) - в эмоциональной связи с другими людьми, взаимном принятии и расположении. В модели иерархии потребностей А. Мас-лоу (1970) она - 3-й уровень, выше которой расположены 2 уровня, - потребности в признании и оценке, самоактуализации [1, с. 233]. Её блокирование порождает чувство одиночества, отчужденности, фрустрацию. Тесные, доверительные личностные взаимоотношения вызывают рост душевного удовлетворения и жизнеспособности. Поэтому люди расходуют много сил и средств ради установления и поддержания таких отношений и сильно страдают, когда вынуждены эти отношения порвать. Аффилиация - это не только романтическая или родительская любовь. Человеку нужны еще и друзья, принимающие его таким, какой он есть. У разных людей потребность в аффилиации выражена в разной степени. Одним достаточно 1-2 близких друзей, другие стремятся к поверхностным приятельским отношениям с множеством людей, третьи поддерживают приятельские отношения с компаниями и близкую личную дружбу. Большинство дружит только с определенными людьми: невозможно заслужить одобрение всех и каждого. Десятки и сотни людей проходят через нашу жизнь, пока мы не вырастем. Но однажды мы осоз-

наём, что рядом нет человека, с которым можно поделиться важным, нет друга, с которым связывали бы близкие отношения - мы социально одиноки. А из-за отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская появляется эмоциональное одиночество (подобное «беспокойству покинутого ребёнка») [2]. Такие стрессовые события как смерть близкого или разрыв интимных отношений вызывают ситуативное одиночество.

Можно выделить 4 группы одиноких людей -

1) никогда не состоявшие в браке, но планирующие его, 2) не состоявшие в браке и не планирующие его, 3) разведенные, 4) овдовевшие. Большинство разведенных рано или поздно снова вступают в брак, но только 1/2 овдовевших людей отказываются от своего одиночества. Так как в большинстве супружеских пар жена на 2-3 г. младше мужа, а женщина обычно живет дольше мужчины, то число вдов в 4 раза превышает число вдовцов. Очень немногие становятся закоренелыми холостяками. Они боятся стойких и длительных эмоциональных контактов из-за неумения их строить или быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности. Мотивом отказа связать себя узами брака и иметь потомство при преобладании такой аддикции становится страх ответственности за возможную супругу и детей и зависимости от них. Среди них есть люди, живущие с родителями, братьями или сестрами, ведущие одинокий образ жизни, а также члены некоторых религиозных организаций. Неженатые и незамужние люди не обязательно страдают от одиночества. Даже если они живут одиноко, то, как правило, поддерживают близкие отношения с друзьями и родственниками, заботятся о племянниках и о детях своих друзей. У

них обычно много друзей и они не столь раздражительны как одиночки, живущие с родственниками. Статус человека, живущего вне брака, дает преимущества - он располагает большей личной свободой, может путешествовать по своему желанию, менять работу и место жительства. Ему легче поступать так, как хочется. Но одинокие люди сталкиваются и с проблемами. Чтобы сохранить эмоциональную независимость, им приходится избегать устойчивых близких отношений. А окружающие часто мучают их вопросами типа «Когда же ты наконец женишься?» или «Неужели ты так и не нашла себе никого?». Эти вопросы, наряду с такими ярлыками как «старая дева», могут стать тяжким испытанием [1, с. 392].

Разработка мер противодействию описанному кризису требует анализа лежащих в основе семьи эмоциональных отношений.

Сегодняшний кризис семьи рожден противоречиями социальной жизни. Он имеет 4 корня. 1-й

- идеология социализма привила нам веру, что только в трудовом коллективе мы на что-то способны, а наши личные беды, переживания, сомнения - пустяки, даже помеха в движении страны к новым производственным достижениям. Шансы продвинуться в карьере, обзавестись достатком были не у обремененного семьей и детьми работника, а у одиночки, занятого только собой. Одобрение коллектива было на стороне не издерганной домашними заботами женщины, которая то и дело «сидит на больничном» из-за детей, а активного общественника-холостяка. В почёте был передовик производства, регулярно перевыполняющий план, а не отец, воспитавший добрых, порядочных сыновей. Выгодно и престижно было иметь не семью, а свободу и независимость. И выросли поколения, для которых семья из главной ценности стала досадной обузой. Развестись, бросить нежеланного ребенка, без сожаления отвергнуть чью -то любовь

- это сегодня будничные, привычные поступки. Но жизнь должна продолжаться, должны рождаться дети, причем рождаться в любви, в семье. Благополучие общества слагается из личного благополучия каждого. Труд по воспитанию детей пора признать важнейшим, а крепкие семейные узы - решающим условием полноты и осмысленности жизни.

2-й корень - революция в отношениях мужчины и женщины во всех их жизненных ролях - экономических и домашних, социальных и сексуальных. На смену социально-экономической зависимости женщин от мужчин идут отношения обоюдной свободы и независимости. Умирает патриархат («главенство отцов») и рождается биархат (главенство обоих полов). С развитием с середины ХХ в. на Западе сексуальной революции (либерализация сексуальных нравов и массовый выход сексуальных отношений за рамки брака) в общественном сознании и России легализовалась проституция (предоставление сексуальных услуг за плату) - ста-

ла видом заработка, не требующим образования и профессиональных навыков. Появилось и много убежденных холостяков. Возросло число женщин, которые не нуждаются в мужчинах: оборотная сторона, одно из побочных следствий антипатриархат-ной революции. Среди них и стала разрастаться психология убежденного одиночества, которая и превращала безвыборность в выбор. К 1980 г. в западной культуре назрела сексуальная контрреволюция. Она призывала вернуться к «семейным ценностям», отказаться от сексуальной свободы ради ответственности. Это означало возвращение секса в границы брака, ограничение «свободной любви», сожительства и рождения внебрачных детей. Представления о гендерных ролях стали более гибкими. Традиционно мужественность связывалась с жесткостью, агрессивностью и независимостью. Роль мужчины состояла в том, чтобы принимать решения, обеспечивать благополучие семьи и зарабатывать деньги. От женщины же требовались сочувствие, понимание, мягкость, нежность, чувствительность и покорность - ее интересы ограничивались семьей и домашним хозяйством. Одной из причин изменения половых ролей стал рост числа работающих женщин. Современных женщин уже не удовлетворяет роль покорной исполнительницы воли мужчины - теперь она сама принимает решения на работе и дома. Дочери усваивают полоролевые установки своих матерей. Есть женщины, которые охотно занимались бы детьми и домом, но вынуждены работать ради денег, не получая при этом удовлетворения от работы. Такие женщины придерживаются традиционного взгляда на свою половую роль, и этот взгляд передаётся их детям. И наоборот, женщины, увлеченные работой, прививают своим детям либеральное отношение к половым ролям. Работающие женщины (особенно матери-одиночки) имеют дополнительную причину для стрессов. Они «разрываются» между работой и ответственностью за домашнее хозяйство и детей. Стремление все успеть и во всем преуспеть может стать причиной разновидности стресса - «синдрома деловой женщины». Современные мужчины больше участвуют в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Понимание и принятие изменившихся ролей и полоролевых установок - одно из условий гармонии отношений мужчины и женщины [1, с. 373-374]. 3-й корень - с середины ХХ в. умирает один вид семьи, который царил веками,

- умирает со всей своей культурой, нравами, укладом домашних отношений. Эта семья была в основе экономической, и лишь потом душевной ячейкой; муж и жена были нужны друг другу сначала как помощники в устройстве быта и воспитании детей, и потом - как люди. Душевные устои в семье постепенно начинают превалировать над материальными. Старая семья больше насыщала базовые нужды людей - житейские, половые, эмоциональные. Современным людям нужно, чтобы семья на-

сыщала и более высокие их запросы - нравственные и умственные. У семьи появляется новая в истории обязанность - отвечать и базовым, и высшим потребностям. Супруги повышают требования друг к другу. Старую семью больше скрепляли внешние узы - экономические, социальные, религиозные. Сейчас рядом с ними все больше встают внутренние узы, более хрупкие - чувства людей, их сознание, совместимость, родительский долг. 4-й корень

- изменение положения старых людей. В прежние времена стариков содержала семья, теперь - через пенсию - государство, и они получили финансовую независимость от семьи. Но это нанесло ущерб воспитанию детей. Раньше дети были для родителей будущими кормильцами, единственным обеспечением в старости. Воспитанием в семье правила жесткая обратная связь: не вырастишь в детях трудолюбие и заботливость - умрешь сам. Т акое воспитание было устоем семьи. Кроме того, семья была производственной ячейкой, и ее трудовая атмосфера лепила детей по своему образу. И вся народная нравственность строила в детях заботливую и трудовую душу. Сейчас семья стала потребительской ячейкой; из-под трудового воспитания в семье выбита экономическая база. Она перестала быть для родителей основой их будущего. Семейным воспитанием правит сейчас духовная обратная связь - уровень сознательности, воспитательной культуры родителей. Старая обратная связь порвалась, новая рождается. Семейное воспитание создает человека как центральную фигуру общества -двигателя труда, строителя общественных отношений, творца быта, семьи. Поэтому семья и воспитание должны стать центром забот государства: чтобы на помощь семье шло не меньше сил, чем на общественную жизнь [3, с. 160-161]. В нашем социально напряженном мире семья, любовь супругов - «единственное убежище», «единственное место, где я нужен», «источник веры, надежды, счастья и оптимизма» - такие оценки в опросе дали 97% респондентов (1992).

Выделены условия стабильности брачносемейных отношений: 1) взаимопонимание, единство духовных ценностей, 2) чувства любви, симпатии и взаимоуважения, 3) совместимость (характер, бытовые установки, круг интересов), 4) наличие детей в семье, 5) материальная обеспеченность, комфортные жилищные условия. Таким образом, психологические факторы (совместимость супругов, единство их духовных, культурных ориентации) гораздо сильнее влияют на брак нежели экономические. Для супружеской совместимости необходимы интимно-сексуальная, личностная и духовная близость супругов, автономия [4, с. 314315]. От супругов требуются терпимость и взаимопонимание. Это условия успешности брака. В первые годы совместной жизни муж и жена приспосабливаются друг к другу и привыкают к своему новому семейному статусу. Время от времени один

из супругов может возвращаться к прежним привычкам, что становится испытанием для его партнера. Так, муж в выходной день отправляется кататься на лыжах в компании старых друзей, оставляя жену в одиночестве. Или жена, желая проверить, не угасли ли чувства мужа, принимается кокетничать на вечеринке с другими мужчинами. Для брака важны навыки эффективного общения. Часто человек вступает в брак, надеясь, что после свадьбы сможет перевоспитать партнера в том, что его заведомо не удовлетворяет. Его могут раздражать привычки или взгляды избранника, но он молчит, не желая портить медовый месяц. Т акие браки редко бывают удачными. Компромисс возможен, если супруги открыто обсуждают друг с другом свои чувства и идут на взаимные уступки. Лучшими супругами бывают те, которые умеют слушать партнера и готовы корректировать свое поведение по его желанию. Каждый партнёр, вступая в длительные отношения, имеет определенные надежды и дает обещания, т.е. предполагает что-либо дать и что-то получить взамен. Соглашение может быть сознательным и вербализованным, сознательным и невербализованным, неосознанным. Договор касается всех аспектов совместной жизни: продвижения по службе, состояния здоровья, секса, проведения свободного времени, денег, детей и др. Если ожидания партнеров по любому из этих аспектов различны, то они могут стать причиной конфликтов. Так, муж может ожидать от жены послушания, заботы о нем. А жена ожидает от него романтической любви, помощи в ведении домашнего хозяйства. Если каждый из них ведет себя иначе, чем от него ожидают, возникают чувства обмана и беспокойства. Сознательный и вербализованный супружеский договор наиболее управляем - у партнеров есть возможность прийти к соглашению, исключить неоправданные ожидания.

Основная, глубинная причина безбрачия и разводов, на наш взгляд, - отсутствие настоящей любви (способности к ней) или неспособность её построить и сохранить. Развитие с эпохи Возрождения «симулякров» 3-х порядков (Ж. Бодрийар, 1981) проявляется и в разнообразии форм псевдолюбви (E. P. Fromm, 1956) и видов неполноценной любви (R. J. Sternberg, 1986), что создаёт иллюзию любви, подрывает основы семьи и нормального развития личности детей. Выбор партнера и создание семьи обычно происходит на 6-й стадии развития личности - в ранней зрелости или взрослости (22-30 лет) - конфликта между интимностью и изоляцией (Э. Эриксон, 1967). На этой стадии возникает способность по-настоящему любить другого человека, признавая его ценность и не сливаясь с ним. Если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, уделом его становится одиночество - когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Иногда возникает «интимофо-бия» - страх близости с другими людьми [5, с. 466-

467]. Потребность в любви бывает сильная, средняя или слабая, и от того, какая она и как насыщается, и зависит, сколько раз в жизни будет любить человек. Если она сильная и насыщается, то любовь не гаснет до склона лет, и «долголюб» может стать «однолюбом»; если любовь гаснет, а потребность в любви не насыщена, то в человеке, как лист в почке, таится готовность к новой любви, жажда к ней. Однолюбы - по природе долголюбы, однолюбами их делает счастливая любовь, которая длится до склона дней. Или, наоборот: несчастная, неутоленная любовь ранимого человека гасит его энергетику, сбивает активность чувств. Такая петраркиан-ская любовь может (хотя и редко) стать пожизненным чувством, так как не насыщается. Обычно она бывает у поэтических и малодеятельных натур, интровертов с тонкой и уязвимой душой. По способности любить люди делятся, пожалуй, на 3 вида: «сильнолюбы», «слаболюбы» и «многовлюбы». Однолюбы - это, видимо, те «сильнолюбы», которым очень повезло или не повезло в любви [3, с. 365-366].

Способность любить - это нормальная способность нормальной души - не сверхспособность, а средняя, общедоступная. Но чем старше люди, тем меньше среди них тех, кто может испытывать его. У многих не хватает глубины души, чтобы вместить это глубокое чувство: у кого из-за воспитания, у кого из-за жизненных условий, у кого из-за чрезмерности эгоизма. Но если влюбленность у таких людей сильная, она может и стать любовью. Но для этого ей надо внутренне перестроить человека, вырастить в его душе эгоальтруизм, который только и может излучать любовь [3]. На такую «революцию души» способны немногие. Неспособность любить - изъян не биологический, а психологический, душевный. Талант любви - это талант души, и он отличается от таланта художника, изобретателя, писателя, ученого. Главное в таланте любви - душевность, сердечность, «человеколюбие» - способность дорожить другими, как собой. Это гораздо более доступный талант, и в идеале он, видимо, может быть у каждого нормального человека, главная его душевная способность. Она - основа не только любви. Дружба тоже пропитана отношением к другому человеку, как к себе самому. Опыт российской и мировой культуры, особенно литературы, учит нас тому, как развить в себе способность любить. Литература создает образ, метафору чувств, воссоздает мир души человека. Читая произведения талантливого писателя, мы получаем возможность новой интерпретации, нового объяснения, уточнения своих чувств, возможность лучше разобраться в своих переживаниях. Искусство предоставляет нам строительный материал, учит «азбуке чувств», пользуясь которой, мы вольны возводить собственное неповторимое здание. Людей, живущих во взаимной любви долгие годы, немало.

В их домах любовь не угасла после свадьбы, а разгоралась сильнее.

Мы полагаем, что главная «профессия» женщины - быть добропорядочной женой и заботливой матерью. Главный «смысл жизни» женщин - самореализация в супружестве и материнстве, а мужчин

- в работе по призванию (увлечению). Ядро интимной жизни мужчины и женщины - любовь: она заложена в каждом из нас, и не связана ни с образованностью, ни даже со знаниями и возрастом. Идеал части девушек в общественном сознании современной России - фотомодель или блудница. Но многие девушки видят главную цель своей жизни в замужестве и материнстве (символ социальной состоятельности), которые становятся для них таким же элементом идентичности, каким для юношей выступает профессиональная самореализация. При неспособности достичь взаимности возникает чувство изоляции - одиночество, остракизм. Истинная близость возможна, если обретено чувство идентичности. Некоторые вступают в брак, надеясь его обрести, найти себя в браке. Но супружеские и родительские обязательства тормозят их развитие, и брак обычно распадается. «Близость» - готовность двух людей делиться друг с другом и совместно регулировать важные аспекты своей жизни. Поскольку люди различны (в расовом, этническом, религиозном, гендерном, возрастном, образовательном, социально-классовом, сексуальном аспектах, а также по темпераменту и характеру), неизбежен антагонизм между ними, ведущий к периодической изоляции. Если же близость сильнее, то развивается такое качество «Я», как зрелая «любовь» -взаимная преданность, преодолевающая антагонизм.

К сожалению, упадок ценностей ныне таков, что люди пытаются завоевать человека другого пола, скрывая свои недостатки и выставляя напоказ вымышленные качества и добродетели, которых не имеют. Мужчины и женщины подменяют свой психологический портрет имиджем: как актеры, играют добродетельность, обманывая партнера. Тот, принимая ложь за реальность, остается в незнании истинных качеств «приятного» партнера. Если такие отношения приведут к браку и совместной жизни, то со временем истинные качества супругов неизбежно проявятся. В таком случае один будет думать, что другой испортился и обвинит в этом окружающих. На самом деле так рушится обман: человек не может или не хочет больше скрывать свое истинное лицо. Здоровое общение и в интимной сфере не нуждается в манипуляциях. Мужчина и женщина могут юридически зарегистрировать свой брак или обвенчаться в церкви, но если между ними нет любви, их союз не является законным перед Природой. Для создания счастливой семьи кроме любви нужны общие интересы, общая цель и взаимопонимание. Но именно любовь узаконивает и освящает этот союз, даже если он

«незаконный» по правилам людей. То, что люди механически часто считают любовью , - суррогат, имитация этого чувства. Обычно брак, в основе которого лежит подобное явление - юридическое оформление сожительства мужчины и женщины, имитирующих любовь. В этом состоит основная причина семейных крахов, когда вымышленная любовь не проходит испытания реальностью. Тогда супруги придумывают всевозможные причины для оправдания разрыва, не осмеливаясь признать, что никогда не любили друг друга [6, с. 267].

Здоровый, полноценный брак - «гештальт» (мы). Но часто это - «Я + Я» - сцепка двух «Я», автономных и самодостаточных. Партнерский брак

- совместное предприятие по взаимопользованию: если один партнер хотя бы частично утрачивает потребительские качества, то подлежит замене. Возможно, эта философия - исток кризиса современной семьи.

Впервые в истории брак равновероятно может завершиться как смертью одного из супругов, так и разводом. Большинство разведенных людей впоследствии снова вступают в брак. Причем многие из них заключают брак по любви или, испытывая сильную эмоциональную привязанность к партнеру. Теннов (1979) обнаружил, что браки на основе эмоциональной привязанности более долговечны. Некоторые же люди женятся и выходят замуж не по любви, а в надежде приобрести чувство безопасности и уверенности. Многие мужчины и женщины ведут совместное хозяйство, вступая не в официальный, а в так называемый гражданский брак. Внебрачное сожительство практикуют люди разных возрастных групп. Согласно опросам, люди часто решают жить вместе, не связывая себя брачными обязательствами, чтобы проверить прочность своих отношений; для них это - проба брака. Другие пары живут вне брака, так как не верят в него, исходят из экономического удобства. Среди других причин - потребность в осмысленных и комфортных, но временных отношениях с человеком другого пола, желание избавиться от одиночества, спать в одной постели с человеком, который относится к тебе нежно. Гражданский брак - знак перехода во взрослую жизнь. Обычно он бывает временным: пары, несколько лет прожив вместе, расходятся либо официально оформляют свои отношения [1, с. 383-384].

«Брак» - добровольный союз 2-х любящих друг друга людей. Нормальная семья - союз 3-х видов любви: супружеской, родительской и детской, но основа семьи - счастье (или хорошие отношения) взрослых (источник детского счастья). Но не каждому человеку удается создать свою семью, стать родителем и даже супругом, причиной этому могут стать бесплодие, инвалидность, отсутствие жилья, низкие доходы, карьерная гонка и т.д. Родительская ответственность серьезнее, чем супружеские узы, так как обретение детей и забота о

них - часть смысла жизни людей, и родители понимают, что с детьми нельзя «развестись». Достичь счастья и суметь его удержать трудно, а для многих непосильно. Любовь не обязательно возникает, даже если есть много общего, есть понимание и сочувствие. Тут нужна таинственная искра, которая и рождает любовь в нашем подсознании и которую высекают то ли проблески души влекущего тебя человека, то ли «голод» любви. Понимание и общность не обязательно рождают любовь, но продляют ее жизнь. Потому что полюбить можно разных, а сохранить любовь - только к близкому, душевно рифмующемуся человеку [3]. Что же происходит в тот момент, когда он и она познакомились, и между ними вспыхнула искра чувства? Согласно «2-х-компонентной модели» С. Шехтера (8сЬасМег, 1971), эмоции возникают при одновременном сочетании 2-х факторов: физиологического возбуждения и возможности для субъекта интерпретировать его для себя в терминах эмоций. Если люди при встрече испытывают некоторое возбуждение, то они пытаются объяснить себе свое состояние. И нередко объясняют влюбленностью. Так, сексуальная депривация может привести к физиологическому возбуждению, которое может быть осознано как любовь [7, с. 120-121]. Вероятно, любовь «придумывается» так же как создаются образы воображения художника. Воплощенные в красках и глине, в стихах и в музыке, результаты творческой фантазии мастера становятся реальностью, входят в нашу жизнь, возвышают ее. Также и «придуманное» чувство, развившись и окрепнув в нашей душе, входит в жизнь, становится фундаментом отношений семьи, создает единственный для каждой пары мир. Оно меняет и возвышает нашу жизнь.

С древности и поныне мировая цивилизация отвечает на 3 главных вопроса бытия: 1) о жизни, её смысле и предназначении, 2) о таинстве смерти, 3) об отношениях между полами. Если жизнь и смерть - разные стороны одного целого, то отношения полов находятся между ними, давая начало жизни. Любовь часто становится смыслом жизни и причиной смерти, что проявляется в убийствах на почве ревности. Словом «любовь» часто обозначают совсем другие реальные явления - половое влечение, эмоциональную привязанность, влюбленность, жалость, восхищение и др., - что принимается за любовь, а в действительности ею не является. Оно обозначает 2 взаимосвязанных явления: 1) переживаемое человеком аффективное состояние, чувство, влечение; 2) основанное на нём межличностное отношение с другим человеком, союз, где их автономные «Я» сливаются в столь же индивидуальное, нерасчленимое «Мы». Люди, которых мы встречаем часто, чаще и становятся нашими приятелями, товарищами, друзьями и возлюбленными. Любовь и дружба, в отличие от товарищества и приятельства, - виды избирательно-личностных отношений людей, характеризующиеся взаимным

признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Это - добровольно устанавливаемые отношения привязанности, не опосредствованные родством, соседством или социальной организацией. Наряду с чувством долга, симпатией и антипатией, эмпатией (как сочувствие и сопереживание), доброжелательностью, благодарностью, ненавистью, они относятся к классу «моральных чувств» -чувств, опосредованных нравственными нормами. Как отношение между людьми, любовь характеризуется высшей эмоционально-духовной напряжённостью и основана на открытии максимальной ценности другого человека. Она не скована нравственными оценками и этим отличается от дружбы. В отличие от симпатии и дружбы, любовь амбивалентна, может иногда переходить в ненависть. Поэтому разделяют любовь - безотчётное влечение, привязанность к другому человеку и симпатию, т.е. расположение. Эти чувства часто не совпадают. Абсолютное приятие другого человека ведёт к тому, что практикуемые правила поведения и оценки утрачивают свою непререкаемость, становятся относительными, подчинёнными конкретной связи людей. Любовь - вершина форм преодоления отчуждения людей, нравственного отношения к человеку, с которой видна ограниченность всякой абстрактной морали. Она самозаконодательна, свободна. Отсюда вытекает её трагичность, порождённая конфликтом «абсолютности» господствующих

нравственных требований и их относительности в рамках любви. Трагичность несёт в себе как несчастная, неразделённая любовь, так и счастливая, взаимная любовь, с ещё большей силой выталкивающая любящих за рамки обыденного и общепринятого. Роль любви в нравственном очищении, приобщении к ценностям, воплощённым в идеях, боге или человеке, признавали разные культуры [8, с. 534].

На наш взгляд, дружба и любовь имеют 3 общих компонента - взаимопонимание, взаимодоверие и взаимопомощь. Их пронизывает идеализация партнера («нас возвышающий обман»). Идеализация - светлая «двойная оптика», которая скрашивает недостатки близкого (отрицает или преуменьшает их) и расцвечивает (преувеличивает) его достоинства (или наделяет социально желательными и идеальными) [7, с. 116-118]. Зачастую даже неясно, кого любят - человека или его образ (розовое подобие, которое сфантазировало подсознание), т.е. любовь включает фантазию: мы влюбляемся не в реального человека, а наделяем его важными для нас качествами и увлекаемся созданным нами самими образом. Это побуждает человека хоть в чем-то стать таким, каким его видят украшающие глаза любви. Положительной эмоцией правит двойная светлая оптика, отрицательной - двойная темная. Положительные, принимающие эмоции видят достоинства вещей через увеличительное стекло, а недостатки - через уменьшительное. Отрицатель-

ные, отвергающие эмоции, наоборот, видят через увеличительное стекло недостатки вещей, а достоинства - через уменьшительное. Сильная и долговременная любовь, кроме того, имеет 2 признака -

1) «ясновидение чувств» и 2) «эффект присутствия» [3].

М. Knapp, A. Vangelisti (1992) выделили и описали следующие стадии развития близких отношений: 1) потребность в близости опредмечивается в конкретном человеке (например, любовь с первого взгляда), и появляется мотив созидания союза (инициация отношений); 2) поиск общего (психологических «точек соприкосновения»); 3) отношения приобретают интимный и уникальный характер (их индивидуализация и усиление); 4) объединение 2-х изолированных «Я» в одно общее «Мы» (интеграция: 1+1=1); 5) формирование социально нормированной общности - декларация союза и принятие совместных обязательств (например, брак). Но человек склонен как к опредмечиванию, так и к распредмечиванию потребностей. После достижения высшей стадии развития близкие отношения могут вступить на путь инволюции (распада); 6) дезинтеграция (1+1=2); 7) обезличивание и ослабление отношений; 8) поиск различного; 9) разрыв отношений [5, с. 178-183; 7, с. 142-159]. Описано 3 стадии развития любовных отношений: влечение (свидания), эмоциональное сближение и сексуальная близость. Их последовательность бывает разной: каждая стадия может развиваться на фоне другой, зрелые гетеросексуальные отношения проходят все 3 стадии (J. H. Gagnon, C. S. Greenblat, 1978). Эмоциональная близость возникает, если люди начинают доверять друг другу свои сокровенные мысли и чувства. Даже если мужчина и женщина не любят друг друга, эта близость может создать у них иллюзию любви. Люди, как правило, ищут любви, и готовность любить может стать причиной возникновения эмоциональной близости. Эмоциональная и сексуальная близость не всегда сопутствуют друг другу. Иногда одна порождает другую. Каждый человек сознательно или интуитивно пытается найти поддержку, защиту в другом. У молодежи это выражается в лозунге: «Полюби меня!» и часто связано с ранней сексуальностью, поиском любви в сексе. Браки, основанные только на сексуальной близости, редко бывают успешными [1, с. 377-383]. Согласно А. Маслоу (1970), сексуальная близость приносит истинную радость и удовлетворение, если партнеры близки эмоционально. С точки зрения В. Франкла, мы можем обнаружить смысл жизни 3-мя путями: совершая дело (подвиг), переживая ценности, страдая. 2-й путь -любовь - единственный способ понять суть личности другого человека - никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его. В духовном акте любви человек становится способным увидеть особенности любимого человека, и, более того, он видит потенциальное в нем, то, что

еще не выявлено, но должно быть выявлено. Кроме того, любя, человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность. Помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное. Пока любовь не открывает через любящего совершенств любимого, последний их не знает и не имеет. Если З. Фрейд считал любовь сублимированной формой сексуального инстинкта, то Э. Фромм полагал, что сексуальный инстинкт - одно из проявлений потребности в любви и соединении, которые всегда присущи человеку из-за экзистенциальной ситуации одиночества. Но если в эротической любви отсутствует любовь к человеку и она продиктована только желанием к объединению, то это - сексуальная страсть без любви, или речь идет об извращении любви - садистской и мазохистской форме «любви». Любовь - не «сублимация» сексуальных влечений и инстинктов, а такой же феномен, как и секс. Сексуальное поведение может выражать любовь, похоть, желание интимности, гнев, грусть, заботливость, брутальность и др. В норме секс - способ выражения любви. Он оправдан, даже необходим, если он - проводник любви (В. Франкл, 1956).

Эротическая любовь - многоликое чувство. В модели Роберта Стернберга (США, 1986) она включает 3 компонента: а) психологическую близость, б) сексуальное влечение, в) ответственность за любимого и судьбу отношений. По выраженности каждого из них (в скобках указана выраженная компонента) Стернберг различает 7 видов любви:

1) симпатию (а), 2) страсть (б), 3) придуманную любовь (в), 4) романтическую любовь (а, б), 5) дружескую любовь (а, в), 6) слепую любовь (б, в), 7) полноценную любовь (а, б, в). Влечение - это опредмеченная в конкретном человеке сексуальная потребность. Отвечают за инициацию, развитие и завершение любовных отношений такие особенности личности, как локус контроля и уровень морального развития. Термином «близость» Стерн-берг обозначает веер потребностей: от потребности в физическом контакте до потребности в понимании и эмоциональном принятии (в широком смысле это - потребность в общении) [5, с. 179-180].

В любви редко выбирают наилучшего из возможных партнеров и редко получают то счастье жизни, которого хотят. Но за что же любят, т.е. каковы критерии выбора полового партнера? Люди 37 культур расположили список качеств спутника/спутницы жизни в порядке значимости (D. M. Buss, 1998). Мужчины предпочитают в женщинах следующие качества: 1. доброту и понимание, 2. интеллект, 3. физическую привлекательность, 4. интересную личность, 5. хорошее здоровье,

6. адаптивность, 7. креативность, 8. желание иметь детей, 9. высшее образование, 10. хорошую наследственность, 11. возможность хорошо зарабатывать,

12. хозяйственность, 13. вероисповедание. Женщи-

ны предпочитали в мужчинах следующие качества:

1. доброту и понимание, 2. интеллект, 3. интересную личность, 4. хорошее здоровье, 5. адаптивность, 6. физическую привлекательность, 7. креативность, 8. возможность хорошо зарабатывать, 9. высшее образование, 10. желание иметь детей, 11. хорошую наследственность, 12. хозяйственность,

13. вероисповедание [9, с. 156]. Все мужчины наиболее заинтересованы в более молодом возрасте и физической привлекательности партнерши. Многие черты, которые женщины ценят в мужчинах, идентичны ценимым мужчинами в женщинах - доброта, понимание, интеллект, интересная личность, хорошее здоровье и адаптивность. Но женщины гораздо ниже ценят в мужчинах физическую привлекательность, чем способность зарабатывать. Они предпочитают в мужчинах обеспеченность и черты, косвенно связанные с материальными ресурсами, -социальный статус, амбициозность, трудолюбие и более старший возраст. Предпочтения в выборе полового партнера зависят от использования стратегии половых отношений - кратковременной или долговременной (Buss, 1998).

Мужчины могут повысить свою репродуктивность, оплодотворив максимально возможное число женщин. Эта стратегия - кратковременные сексуальные отношения, что требует идентифицировать фертильных женщин и в минимум времени найти возможность вступления с ними в интимные отношения. В таких отношениях мужчины ценят физическую привлекательность выше, чем в долговременных. В данном случае мужчины принимают низкое качество таких характеристик партнерши как интеллект, доброта, надежность и эмоциональная стабильность (Buss & Schmitt, 1993). Так как дети вряд ли выживали без заботы отца и матери, возник отбор мужчин, ищущих долговременные семейные отношения с женщинами. Одним из критериев выбора мужчиной женщины как долговременного партнера была ее верность. До появления тестов ДНК отцовство ребенка часто было неопределенным, т.е. мужчина никогда не мог быть уверен, что именно он отец ребенка. Решением этой проблемы был поиск женщины, отвечающей образу верной жены и проявлявшей среднюю или низкую половую активность. И их предпочтения в долговременных связях были противоположны таковым при кратковременных, где ценятся женщины, склонные к промискуитету. Для потенциальной долговременной партнерши важны хорошие родительские навыки и высокая заботливость, признаки здоровья, фертильности и генетической качественности. Из-за послеродовой лактации и долгого периода ухода за ребенком продолжение рода у женщин требует больших усилий, чем для мужчин. Поэтому им выгоднее стратегия долговременных половых связей (3-4 г.). Женщины стремятся к таким связям в 2 раза чаще мужчин. Из желающих вступить в брак на 4-х женщин приходится 1 муж-

чина. Наличие партнера, который обеспечивает, помогает и защищает, повышает шансы выживания потомства. Выбор женщины основан на этих критериях [9].

Кратковременные связи позволяют женщинам

1) оценить несколько потенциальных партнеров-мужчин, чтобы точнее определить наиболее важные для нее качества в долговременных связях,

2) отточить свое искусство поиска и удержания долговременного партнера, 3) быстро получить ресурсы (деньги и другие блага) в обмен на интимную связь, 4) улучшить генетическое качество потомства (выше ценится физическая привлекательность), 5) начать процесс смены партнера или иметь запасной вариант на случай ухода или смерти долговременного партнера. В этих связях женщины больше ценят социальное и финансовое положение партнера, быстрое получение ресурсов, чем в долговременных (Buss & Schmidt, 1993). Поэтому они предпочитают щедрых мужчин и крайне не любят кажущихся скупыми [9].

Влюбиться и любить - не одно и то же. Хотя влюбленность может перерасти в любовь, она больше похожа на слепое увлечение, безрассудную страсть, или даже безумие. Это - не любовь, а эволюционная сила, влекущая к тому, кто становится важнее, чем все остальное. Часто ее называют «любовью», но это - не настоящая любовь. Признаками влюбленности как психического состояния являются (Tennov, 1979) следующие: 1) навязчивые мысли об объекте влюбленности (далее сокращенно -«ОВ»), 2) острая потребность в ответных чувствах от ОВ, 3) эйфория или приподнятое настроение при наличии взаимности, 4) чувства, мысли и действия сосредоточены на ОВ до такой степени, что остальные заботы (даже очень важные) игнорируют или ими пренебрегают, 5) сильная, почти бредовая предвзятость, которая искажает восприятие влюбленным ОВ, что увеличивает выраженность и важность позитивных качеств, одновременно сводя к минимуму негативные черты ОВ, относя их к нейтральным или даже позитивным, 6) половое влечение к ОВ [9, с. 183]. Любовь - это утверждение неповторимости существования другого человека. Чувство любви связано с отдаванием, а не потреблением. Благо любимого, ответственность за партнера - его лейтмотив. Влюбленность - также сильное, всепоглощающее подчас чувство, но не зрелое. Если она возникает из-за новизны психологического и физического единения, ухода от одиночества, от предыдущей «нелюбви», то быстро проходит. Влюбленный человек испытывает сильное эротическое влечение, симпатию к другому, но главное в этом - он сам, его радость, а не партнера. Когда человек любит и теряет любимого, он часто теряет смысл жизни, а при влюбленности возможны частые смены партнера без ущерба для психики.

Влюбленность возникает, вероятно, для скрепления пары с целью зачатия детей и их кормления

первые несколько месяцев или лет жизни, т.е. она скрепляет 2-х людей устойчивыми взаимоотношениями, что повышает вероятность интимной близости, зачатия и поддержания жизни потомства. Взаимная влюбленность обычно нацелена на создание «гнезда», где можно предаваться радостям любви, производить на свет и растить детей. Влюбленность - нечто большее, чем половое влечение, но если половое влечение отсутствует - это не настоящая влюбленность (Теппоу, 1979). Её часто считают достаточной причиной для вступления в брак. Но в большинстве случаев чувство влюбленности угасает в период от нескольких месяцев до нескольких лет, редко продолжаясь больше 2-3 лет. При этом уходит одержимость и эпизоды эйфории, становятся заметнее недостатки ОВ. Люди понимают, что недостатки, которым раньше не придавалось значения, на самом деле слишком раздражают, и отношения разрываются - часто с обвинениями, скандалами и ненавистью. Даже взаимная влюбленность редко живет дольше 2-4-х лет. Но могут появиться более глубокие, тесные связи, и отношения их могут становиться крепче с годами. В возрасте 2-4 гг. дети ходят, разговаривают, самостоятельно едят и уже становятся несколько независимыми. Теперь двое родителей нужны не так сильно, как прежде. Будучи механизмом, развившимся с целью облегчить развитие ребенка, влюбленность не длится дольше, чем необходимо для периодов ухаживания, начала совместной жизни, зачатия, рождения ребенка и, возможно, его кормления до тех пор, пока он не начнет ходить (а может быть, и говорить). Для этого нужно около 4 лет, а на 4-й год приходится большинство разводов, предположительно, когда угасает влюбленность, а любовь не вытесняет ее. Исследование разводов в 62 социальных группах в 1947-1989 гг. (188 случаев) показало, что людям свойственно разводиться между 2-4 гг. от момента свадьбы, пик разводов приходится на 4-й год [9].

Существует 2 вида влюблённости - увлечение и эмоциональная привязанность. Быстротечную, преходящую влюбленность принято называть «увлечением». Настроение выступает как форма переживаний чувств слабой силы, увлечение - сильных переживаний, страсть - очень сильных переживаний. Но сильно переживаемое чувство не всегда глубоко. Этим увлечение отличается от любви. Увлечение - это форма эмоционального переживания (в виде процесса и состояния), заключающаяся в сильной, но неустойчивой устремленности к чему-либо или кому-либо. Высокая сила чувств сочетается с их поверхностностью . Для увлечения характерны большая скорость и легкость зарождения и затухания чувств. Половое влечение часто принимает форму увлечения, которое в дальнейшем может развиться в устойчивую любовь или иссякнуть. К разряду увлечений относится большинство любимых занятий на досуге - хобби. Увлечение -

эгоистическое чувство, и обычно длится недолго. Объект любви воспринимается как совершенство, но не нуждается в вас. Влюбленность сродни состояниям, вызванным наркотиками; для некоторых людей она даже может быть пагубной привычкой. Они чрезмерно сексуально активны из-за пристрастия к влюбленности, к эйфории, которая сопутствует этому состоянию. Они влюбляются в одного человека за другим в череде романтических любовных связей, которые длятся по несколько месяцев или лет. Т акие люди могут много лет быть в браке, имея ряд романов «на стороне» или череду любовных связей, каждая из которых длится не более 2-х лет. Пристрастие к влюбленности так же пагубно, как пристрастие к кокаину, и так же разрушительно для семьи, как алкоголизм. Привязанность - эмоциональная зависимость, порождающая чувство влюбленности или любви (Теннов, 1979). Это -более реалистичное чувство, выросшее и базирующееся на эмоциональной близости и побуждающее заботиться о близком человеке. Мужчина испытывает ревность, когда видит ее, разговаривающей с другими мужчинами. Он думает о ней постоянно, во сне и наяву, ему нужно, чтобы она все время была рядом. Ради ее счастья он готов на все. Но столь сильную привязанность человек переживает 1.5-3 г. Очень редко она длится всю жизнь. Можно любить человека, не доходя до крайних степеней привязанности. Часто один из партнеров испытывает более сильную привязанность, чем другой и ради сохранения отношений готов пойти на всяческие жертвы. Но счастье человека, приносящего себя в жертву, длится не больше 1.5 г., но еще более несчастен бывает при этом его партнер. Чтобы эмоциональная близость приносила счастье обоим, оба должны трудиться над своими отношениями друг с другом, постоянно углубляя свои чувства [1, с. 380-381].

Итак, феномен «влюбленность» возник в ходе эволюции для временного скрепления пары, чтобы ребенок родился и достиг определенного уровня независимости. Состояние влюбленности дезадаптивно и даже разрушительно, имеет поведенческие и физиологические параллели с употреблением наркотиков. Теннов (Теппоу, 1979) на основе наблюдений и интервью выявила возможность контроля влюбленности - 3 пути её прекращения. Во-первых, если у индивида есть когнитивный барьер против влюбленности, он (она) вряд ли станет жертвой этого состояния. Так, если женатый мужчина твердо решит, что он - однолюб, то вероятность влюбиться у него гораздо ниже, чем у того, кто не принял осознанного решения посвятить себя одному человеку. Этот метод приемлем в начале взаимоотношений, - если индивид чувствует признаки начинающейся влюбленности, наступления которой не хочет, то может прекратить всякий контакт с ОВ. Тогда у нормального человека чувства ослабнут и умрут, хотя «холодный разрыв» будет

болезненным. 2-й способ убить это чувство - начать совместную жизнь. Как только двое начинают жить вместе, идеалистическая оболочка исчезает, а у четы развивается любовь, или наступает разрыв. В-третьих, один ОВ может смениться на другой ОВ.

Существует менее интенсивная и более длительная форма союза двоих, отличающаяся от влюбленности, гарантирующая длительный воспитательный эффект на потомство. Браки, длящиеся десятилетия или всю жизнь, - долговременные пары, а браки с длительностью около 4-х лет - кратковременный вариант формирования пары. Оба типа связи стремятся завести отдельное жилье, вступить в интимные отношения, рожать и растить детей. Итак, две формы образования пар различаются в следующем (Теппоу, 1979):

1. Влюбленность - более интенсивный и короткий вариант связи в паре, характерный для типов людей, склонных заводить кратковременные связи (серия браков или полигамия). При этом типичен разрыв на 4-й год. Подростки и молодые люди чаще образуют кратковременные пары, чем люди среднего или пожилого возраста. Возможно, мужчины чаще вступают в кратковременные связи. Влюбленность больше похожа на навязчивую идею, одержимость, помешательство, чем на настоящую любовь. Она предоставляет 2-м людям возможность объединиться, произвести на свет ребенка и, возможно, вырастить его до того возраста, когда он сможет ходить и говорить (1-2 г.).

2. Любовь - менее интенсивный, более длительный тип связи, свойственный людям, у которых отмечаются длительные моногамные отношения. Люди старшего возраста формируют долговременные пары чаще. Для такого союза характерно глубокое чувство верности и привязанности, склонность видеть спутника (спутницу) скорее в позитивном (чем в негативном) свете, сильная зависимость от его (ее) привязанности и ревность. Такая связь дает возможность произвести и вырастить детей до их половой зрелости или до более старшего возраста (до 13-15 лет и более) [9].

Сексуальная потребность укоренилась в природе человека. Человек волен выбрать один из 3-х способов её удовлетворения: мастурбация, секс без любви и любовь. Большинство людей выбирает первые два, ибо третье требует времени, душевных усилий, ограничений, ответственности перед другим человеком и собой [10, с. 46-47]. Носители 2-х форм любви («эстетически-идеальной» и «физио-логически-ресторанной») - не разные люди. Один и тот же человек часто выступает актером и в той, и в другой роли: сегодня он любит одну - эстетически, «обожает», боготворит ее как Мадонну, далек от всяких «греховных» помыслов о ней и ценит ее за ее душу, за те эстетические переживания, которые она в нем возбуждает. Как самка она существует как нечто случайное и не важное. Но часто вы встретите его в иной роли актера «ресторанной

любви», меряющего тротуары, сидящего в кафе или ином месте за столиком с дамой, которая интересует его уже не как Мадонна или Венера, а как самка [11, с. 257]. Раньше, когда эти 2 формы любви еще не были дифференцированы и сливались друг с другом, половая любовь ценилась высоко. Измена обозначала физиологическую измену, что было поводом к расторжению брака. Супруги могли мысленно изменять, ненавидеть друг друга, любить восторженно других, не скрывая этого. Но пока половой измены не было - право и нравы не видели основания для расторжения брака. Теперь эстетико-психологические элементы отняты, вычтены из половой любви, поэтому она - физиологический акт, похожий на пожатие руки. Поэтому ценность половой любви растаяла, а значение половой измены снизилось. И теперь уже при измене едва ли не решающую роль играет психическая измена, предпочтение одного индивида другому без физиологической измены. В интеллигентных кругах изменой уже считают не столько половое общение, сколько то, что другого индивида находят лучшим, более талантливым, красивым и т.д. В Средние века рыцари и бароны считали, что любовь сохранна, если жена не изменила физиологически. Теперь же достаточно заявления, что супруга любит другого, что другой лучше, достаточно взгляда, улыбки, намека, чтобы могла возникнуть ревность. Даже если половая измена была, а психически влюбленные принадлежат друг другу и находят друг друга лучшими, ревности может и не быть. То есть ревность психологизируется. Раз половая любовь начинает цениться меньше, то и серьезное отношение к ней исчезает. Если она - одна из физиологических потребностей, то безразлично где и как ее удовлетворить, так как половая близость еще не есть и не означает любовь: того, что два «Я», отдаваясь всецело друг другу, становятся одним «Я». Для этого годны многие женщины, которые тоже хотят этого, поэтому люди бродят по ресторанам, клубам, барам, сходятся и расходятся, завязывают и распутывают связи легче, не зная и не пытаясь знать внутренний мир, душу, «Я» своих любовниц и любовников. У древних богиня Венера, или Афродита, была символом красоты и любви. А сегодня она втоптана в грязь 2-мя лжебогами - Бахусом, который делает из нее грубое и вульгарное животное, и Маммоной, превращающим ее в проститутку, в то время как лицемерный религиозный аскетизм пытается удержать ее в смирительной рубашке (Боге1 А., 1905) [11, с. 263-265].

Интимные отношения тоже могут стать источником разочарования. Влюбленным и романтически настроенным молодым людям брак может представляться бесконечным медовым месяцем, но наступает «отрезвление», и они признают, что секс перестал быть всепоглощающей страстью. 2/3 состоящих в браке удовлетворены сексуальной частью отношений, но с течением времени она идет

на спад. Супружеские пары, наиболее удовлетворенные интимными отношениями, счастливы и в браке. Такая корреляция не означает, что секс -ключ к счастью; но примеров, когда удовлетворяющий обоих супругов секс и хорошие отношения взаимосвязаны, гораздо больше, чем противоположных (Blumstein & Schwartz, 1983; Laumann et al., 1994).

Табу религии и закона на выражение сексуальности вне брака ныне часто нарушается. Сексуальное поведение отрывается от чувства любви и верности, его главная цель (продолжение рода) смещается на интимность и развлечение. Учащается мошенничество в гендерных отношениях с использованием полового влечения, состояний любви и ревности при ухаживании и супружестве. Партнеры в любви могут ею злоупотреблять: оправдывать контроль над партнером, предъявляя требования (просьбы) с апелляцией к любви и т.д. [12]. Любовь как взаимное сексуальное удовлетворение часто выступает как социальная модель патологии любви - форма псевдолюбви.

Около 1/3 опрошенных современных людей не верит в любовь; часть разуверилась в ней, а многие думают, что это выдумка поэтов и писателей [3, с. 25]. Основания для этого у них есть. Если почти все люди хотят любить и быть любимыми, то по закону больших чисел большинство должно это иметь. Но в жизни это бывает редко. Эта главная ценность часто связана с множеством страданий, лишений и несчастий. Заниматься сексом, рожать детей и преуспевать в жизни можно и без любви. Но люди стремятся к любви (что не тождественно способности любить). С одной стороны, они хотят одарить мир добром и талантами, с другой - хотят взаимной любви, чтобы кто-то и их одаривал самым лучшим, что у него есть. Реальная возможность одаривать мир - труд. Выдающиеся люди часто понимают это, и реализуют свои лучшие порывы через творчество - сублимацию, так как в половых контактах не получается «одарить» весь мир. Но любовь как слаженная работа и убежище от одиночества (трудоголизм) - социальная модель патологии любви, форма псевдолюбви - одна из причин безбрачия и поздних браков. Смысл деятельности некоторых профессий (проституция, психотерапия, педагогика) - одаривание любовью своих клиентов. Если проститутка использует для этой цели свое тело, накрашенное лицо и кокетство, то психотерапевт - свою личность и даже душу. И педагоги главным мотивом своей работы часто выделяют любовь к ученикам. Но многие профессии не позволяют полномерно нести людям радость, доброту, проявлять лучшие душевные порывы. Эти работники также хотят чувствовать себя значимыми в обществе, хотят, чтобы их любили за ту работу, которой они посвящают свою жизнь и в которой реализуют себя. И если эта работа малопонятна потенциальным половым партнерам для того,

чтобы они могли проявить к данному человеку свою признательность и даже любовь (если трудовая успешность ценится лишь узким кругом специалистов), то для них главное - заработок человека, выполняющего эту (малопонятную) работу. Заработок - универсальный (и понятный для большинства) показатель социальной значимости данного труда и человека, этот труд выполняющего. Но любовь имеет и биологический смысл. Симпатии - антипатии к партнеру даже у животных определяются способностью выполнить функции деторождения, защиты и пропитания потомства. Человек колеблется между 3-мя системами объективных смыслов любви: 1) природным (биологический) смыслом; 2) социально-эко-номическим смыслом; 3) личным смыслом, когда предпочитают духовно более близкого человека. Цель - максимально совместить эти системы смыслов, но часто выбирать приходится одну из них. Иногда люди влюбляются друг в друга не потому, что они много зарабатывают или удачно адаптируются к социальноэкономической ситуации. Это бывает редко, вызывает уважение и даже радость у окружающих, которые говорят себе: «А все-таки настоящая (не ориентированная на деньги и престиж) любовь бывает» [13, с. 273].

В детстве любовь эгоистичная - ребёнку необходимо чувствовать себя любимым, он требует любви, а не дарит ее. Он способен любить себя, а не других. Он - объект, испытывающий потребность в любви. Он учится любить от значимых близких людей, получая ее от них, наблюдая ее в добродеяниях. Если отличать любовь к родителям от привязанности к ним и подчинения им, то она развивается позже, а не в детстве. Первоначально ребенок испытывает любовь к сверстникам, а не к родителям, - объектам его зависимости и страха, это не та любовь, которая основана на равенстве и независимости (Э. Фромм). До 7-8 лет он находится на стадии нарциссизма (себялюбия, эгоцентризма) - противоположном полюсе объективности, разума и любви. Другие люди существуют для него как средство удовлетворения его потребностей. Лишь позже он может начать любить другого, т.е. чувствовать, что потребности другого человека так же важны, как и его (X. С. Салливан, 1953). По мере взросления его любовь принимает более зрелые формы. Он учится понимать чувства и нужды другого, проявлять заботу о нем. Любовь к человеку требует не только понимания, заботы и сопереживания, но также доверие, уважение и стремление дать счастье другому человеку [1, с. 375]. Нарциссизм сохраняется (вторичный нарциссизм, по З. Фрейду), если у индивида не развивается способность к любви, или когда он её теряет. Формулу детской любви можно выразить так: «Люблю, потому что любим», взрослой любви: «Любим, потому что люблю », незрелой любви (любви незрелой личности): «Люблю тебя, потому что ты мне ну-

жен», зрелой любви: «Ты мне нужен, потому что люблю тебя».

Человек может переживать 4 типа глубинного отношения к другому. Если любовь (1) - удовольствие от доставления удовольствия (радости) другому, то садизм (2) - удовольствие от причинения ему боли (физической или психической - оскорбление, унижение, эксплуатация и др.) или от восприятия его страданий, сочувствие или сострадание (3) - страдание от восприятия страданий (неприятных эмоций) другого, а зависть (4) - страдание (боль) от удовольствия (радости) другого [14, с. 282]. Мужские и женские черты характера по-разному проявляются в любви. При ослаблении мужских черт характера мужчина может их компенсировать подчеркиванием мужской роли в области пола (дон-жуанство и др.). Когда поражение мужественности глубже, оно принимает садистские черты: применение силы как главного заменителя мужественности. При ослаблении женского начала возникают мазохистские или агрессивные тенденции в любовном поведении. Имеются различия в том, что волнует мужчин и женщин в любви, и в том, как они реагируют на свои отношения. Мужчины, в отличие от женщин: 1) более романтичные,

2) влюбляются быстрее; им также нужно больше времени, чтобы полностью разлюбить свою избранницу, и они острее переживают разрыв, вероятно, вследствие отсутствия другого, кроме своей подруги, человека, кому они могли бы довериться,

3) в своей любви реже переживают чувства мучительного страдания и исступленного восторга, 4) в случайных связях реже раскрывают свои чувства -как положительные, так и отрицательные [15, с. 366-367].

Если другого любят за то, что он - инструмент удовлетворения моих потребностей, то это - эгоистическая любовь (возникает из потребности в самоуважении, сексе, страха одиночества и т.д.). Если любят бескорыстно, в силу сердечной привязанности, вызывающей деятельность, направленную на благополучие объекта любви, то это - самоотверженная любовь (любовь матери к своему ребенку, любование красотой растений и животных без нанесения вреда им). В дружных супружеских парах (в отличие от конфликтных) эгоистическая любовь постепенно трансформируется в самоотверженную (Сысенко В. А., 1989). Потребность человека в единении с миром и достижении индивидуальности удовлетворяет только любовь. Э. Фромм различал 6 форм любви, которые одновременно сосуществуют в бессознательном каждого человека: 1) между равными (братская) - основа всех видов любви,

2) материнская, 3) отцовская, 4) эротическая, 5) к себе, 6) к Богу. Эротическая любовь - объединение с другим человеком при сохранении обособленности и целостности себя, когда два человека становятся одним, оставаясь двумя личностями с ориен-

тациями на взаимное знание, заботу, ответственность, уважение и понимание [16].

Ныне выросло число внебрачных беременностей среди подростков. Половые контакты подростков не всегда вызваны сексуальным влечением. Зачастую причиной оказывается социальное давление. Нередко юноши воспринимают половой акт как способ мужского самоутверждения, а девушки идут на близость, чтобы убедиться в своей сексуальной привлекательности и желанности. Исследования (1986/91 гг.) показали, что физически привлекательные красивые девушки менее склонны к раннему началу половой жизни, а девушкам с низкой самооценкой секс дает возможность почувствовать себя увереннее. Добрачные половые связи, как правило, чаще среди подростков с низкой успеваемостью, и среди тех, чьи родители имеют низкий уровень образования, злоупотребляют алкоголем, пристрастны к наркотикам [1, с. 381]. Кроме того, девушки, испытывающие враждебные чувства к родителям, зачастую вступают в половые контакты с мужчинами в пику родителям: они знают, родители не одобряют такого поведения и, следовательно, будут расстроены. Анонимный опрос студенток показал, что для них основной двигатель половой активности [5, с. 178] - стремление «стать взрослой» (31%). Затем следуют «желание быть как все, не выделяться среди подруг, которые уже имеют сексуальный опыт» (21%), желание удержать партнера (15%), поиск душевного тепла и поддержки (13%), любопытство (11%) и «потребность в сексе» (9%).

Супружеская неверность - еще один аспект отношений, по которому реальный брак не совпадает с его культурным идеалом. Ревность - это проявление любви, страх потерять любимого, а ее отсутствие - равнодушие или абсолютное доверие [10, с. 47; 16]; амбивалентное чувство, в котором соединены любовь, ненависть и зависть. Это -компонент любви, отражающий стремление к полному обладанию и переживание бессилия возбудить ответное чувство; мучительное осознание несоответствия потребностей, таящее образ третьего в настоящем, будущем или прошлом; стремление сохранить любовный союз, оттеснив соперника (действительного или возможного). Здесь необходим баланс, в котором человек чувствовал бы себя свободным и любимым. Партнёрам необходимо чувствовать свою нужность, ценность для другого [18].

Ревность - реакция страха и гнева, служащая для защиты, сохранения и продления интимного аспекта любви (Davis, 1948). Значение ревности различно для каждого пола. У мужчин она вытекает из проблемы неопределенности отцовства. Женщинам всегда известно, их это ребенок или нет, а мужчины до появления тестов ДНК не могли быть уверены в том, что ребенок их. Десятки или сотни тысяч лет люди вели образ жизни охотников и собирателей. Собирательством обычно занима-

лись женщины, находясь вблизи от лагеря, а охота была занятием мужчин и требовала передвижения на большие расстояния и отсутствия в течение дней или недель. Хроническая отдаленность образующих пары самцов и самок была следствием такого разделения труда и предоставляла массу возможностей для неверности. Малоревнивый самец гоми-нид мог выращивать потомство от других самцов, и гены, ответственные за такую поведенческую тенденцию, исчезли. Аналогично самка гоминид, не проявлявшая реакцию ревности на то, что образовавший с ней пару самец увлечен другими самками, рисковала распадом своего союза и гибелью ее потомства.

Из логики эволюции и исследований (Buss, Larson & Semmelroth, 1992) следует, что мужчины испытывают душевные страдания скорее из-за сексуальной, чем из-за эмоциональной неверности партнерши, а женщины - наоборот. Кросскультур-ные исследования в Голландии, Германии и США (Buunk, Angleitner, Oubaid & Buss, 1996) подтвердили это. Чувство ревности ведёт к охране или удержанию партнера. Явные формы охраны партнера включают физическое запугивание и насилие по отношению к партнеру или к тому, кто воспринимается как соперник. Тонкие формы такого поведения - повышение своей привлекательности для партнера, демонстрация ему подчинения и обещания вести себя лучше. Число действий мужчин, направленных на удержание партнерши, коррелирует с ее молодостью и физической привлекательностью. Пик удержания партнерш также падает на пик репродуктивного возраста женщин. Возраст партнера и его физическая привлекательность не связаны с его удержанием женщинами: с интенсивностью охраны партнера коррелировал его доход и уровень притязаний. В конкуренции за партнера женщины улучшают свою внешность и говорят другим, что мужчина связан с ними давними отношениями. В ответ на угрозу от соперника мужчины демонстрируют свои ресурсы. Кроме того, они чаще женщин используют повиновение как тактику удержания партнера, а в отношении соперников чаще прибегают к угрозам или физическому насилию, и вероятность такого поведения коррелирует с привлекательностью и молодостью их партнерш. Итак, ревность возникла как адаптивная реакция мужчин, повышающая достоверность отцовства. У женщин ревность способствует продолжению «инвестиций» от полового партнера (Buss & Shackelford, 1997) [9].

«Ревность» - неприязненно-враждебное конкурентное чувство к успехам, заслугам, достоянию или популярности другого человека, к его самостоятельности в действиях и чувствах. Для нее характерна эмоциональная несвобода личности, соза-висимость с объектом ревности и чувство собственника - потребность безраздельного обладания. Она может возникать в семейно-сексуальных, дру-

жеских и деловых отношениях (ревность студентов по отношению к преподавателю, среди сотрудников из-за расположения руководителя, между детьми в семье в борьбе за особое внимание родителей и др.). Наиболее частая - ревность во взаимоотношениях между полами, поскольку половая любовь предполагает естественное чувство взаимного обладания [19, с. 104]. Временами сексуальную симпатию к другим людям испытывают даже те партнеры, которые довольны своими любовными и сексуальными отношениями. Для гармонии любовных отношений значима половая и социально-психологическая зрелость. По данным Е. Епкзоп (1964), «зрелая генитальность» включает в себя совместность оргазма, 1) с любимым партнером, 2) другого пола, 5) с которым человек может и хочет делить взаимное доверие, 6) с которым он способен и хочет регулировать циклы а) труда, б) продолжения рода, в) отдыха, г) с тем, чтобы обеспечить потомству также все стадии благоприятного развития. Но между половой и социально-психологической зрелостью личности в развитии не существует полного соответствия (Кон И. С., 1967). В этом заключается простор для возникновения переживаний ревности в супружеских отношениях, таящих в связи с противоречиями в развитии каждого супруга возможность несоответствия их интересов и потребностей [20, с. 27-28]. Нормальную, обыденную («бытовую») ревность определяют: 1) повод (факты, дающие некоторое основание подозревать неверность),

2) личностные черты - тревожная мнительность, повышенное самолюбие и эгоцентричность, 3) чувство любви к объекту ревности, 4) отсутствие патологической фиксации на этих мыслях, 5) возможность, но необязательность слежки за объектом ревности, 6) возможность разубеждения путём логических доказательств, 7) критичность в «светлые периоды», 8) усиление ревности при разлуке с объектом. По этим же критериям различают 3 вида патологической ревности: навязчивую, сверхцен-ную и бредовую [20; 21, с. 43-47]. Она искажает интимные взаимоотношения людей, порождает тяжелые конфликты семейного и общественного плана, криминальные акты. Нередко выясняется, что ревность была обоснованной - один из партнеров действительно изменяет другому. Но, независимо от того, были ли подозрения раньше, или известие об измене стало неожиданностью - оно воспринимается очень болезненно, ведь она означает, что в жизни одного из партнеров появился человек, равный по значимости тому, с кем он живет. Обманутый партнер больше не чувствует себя и отношения уникальными, ему очень больно вдвойне от обмана и от измены как крушения особенности, единственности того, что их связывало. Измена -серьезная угроза для отношений, не все способны простить ее, даже если партнер раскаивается и обещает больше этого не повторять. Доверие теряется, и вернуть его очень трудно [17].

Измена (внебрачный секс) осуждается (90% взрослых). Норма сексуальной верности в браке -элемент культуры. Но реальное поведение отличается от культурного идеала: около 25% женатых мужчин и 10% замужних женщин имели хотя бы одну внебрачную половую связь, т.е. 75% мужчин и 90% женщин сохраняют сексуальную верность партнерам на протяжении супружеской жизни (Laumann et al., 1994; NORC, 2001). Измена часто -сильный аргумент для того, чтобы двое пересмотрели правила взаимоотношений. Но её понимание различно [22]. Чаще она происходит, если у партнеров нет иных способов сообщить о своих затруднениях, недовольстве и раздражении. Возможно, если они обсудят планы на дальнейшую жизнь (совместную или раздельную), выразят свои истинные чувства, то у них появится шанс вернуть доверие друг к другу. Также возможно, что оба поймут, что у их союза нет будущего. Это грустно, но тогда у каждого появится шанс начать жизнь, свободную от разочарований, обид и раздражения. Окончание супружеских отношений влечёт изменение семейного статуса человека, всего уклада его жизни -экономического, социального, сексуального. Развод аналогичен утрате близкого человека при его смерти, это - смерть отношений, вызывающая болезненные чувства. Kubler-Ross E. описала 5 его стадий: отрицание, озлобленность, переговоры, депрессию и адаптацию [23, с. 794]. Основной фактор роста числа разводов - возросшая независимость женщин. Работающие женщины имеют позитивную «Я-концеп-цию» и высокую потребность в достижениях и меньше связывают свой престиж с общественным положением мужа (Хиллер и Фил-либер, 1978). Не нуждаясь в эмоциональной и экономической поддержке мужа, они и менее терпимы к трудностям семейной жизни. Изменение же половых ролей вызывает проблемы у тех мужчин, которые предоставляют большую свободу своим женам и берут на себя значительную часть домашних обязанностей. Инициаторами разводов чаще выступают женщины (Келли, 1982). Иногда развод - единственный способ выхода из тупика, но всегда несет с собой страдания. В сознании многих людей развод ассоциируется с неудачей, что порождает у обоих партнеров чувство вины и депрессию. Ныне во многих государствах закон о браке определяет развод как процедуру, в которой нет истца и ответчика. В таком случае супруги соглашаются с тем, что в их браке возникли непреодолимые проблемы. Этот подход исключает обвинение одного из супругов в развале, но не устраняет чувство вины и депрессию, которые переживают оба впоследствии [1, с. 394].

Семья образует структуру из двух людей, дающую ребенку чувство безопасности, первую модель общественного мира, где мать и отец играют разную роль в формировании личности ребенка (Э. Фромм). Мать создает эмоциональный климат,

от которого во многом зависит формирование способности любить, будет ли мир в будущем притягивать или отталкивать. Отец играет роль в формировании иерархии ценностей, этических оценок, образа себя. Исполнение обеих этих ролей одним из родителей влечет дефицит формирования саморегуляции, эмоциональной или нормативной природы (А. Кемпински). 30-85% делинквентных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной - с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой. Значение имеют безнадзорность, воспитание по типу «гипопротекции». Сценарии сексуального поведения приобретаются через наблюдение (поэтому люди, выросшие в неполных семьях, часто имеют проблемы в отношениях с партнерами), имитацию и моделирование. По результатам исследования Хи-тэрингтона (1972), девочки из неполных семей, живущие с матерью, как правило, испытывают негативные чувства к отцу. Кроме того, большинство из них испытывают трудности в отношениях с другим полом, как со сверстниками, так и со старшими мужчинами. Такие девочки испытывают напряженность при общении, и в отношениях с мужчинами часто неразборчивы. А главный фактор удачного брака - правильный выбор спутника жизни. Развод родителей повышает вероятность будущего развода их ребенка [1, с. 394-396].

Плод эротической любви - ребёнок. Иногда брак бывает бесплодным, если несмотря на регулярную половую жизнь без применения противозачаточных средств у жены не возникает беременность в течение года при детородном возрасте супругов (ВОЗ). При мужском бесплодии 3/4 жен психологически поддерживают мужей, а при женском бесплодии 1/5 мужей думают о разводе, причем отношения обостряются после 3 лет бесплодного брака [24, с. 254]. Любовь - не условие для размножения и брака. Она может противоречить своей биологической базе - деторождению.

Снижают способность к построению отношений эротической любви и семейной жизни алкоголизм, наркомания, аномалии личности, импотенция, фригидность, гиперсексуальность, промискуитет, гомосексуальность и асексуальность. Психопаты (75% - мужского пола) могут быть приятны в общении, иметь высокий уровень интеллекта, производить впечатление обаятельных, но редко имеют близких друзей и с трудом понимают любовь других людей. Они умеют заручаться симпатией и дружбой других, но мало способны к дружеским отношениям, ненадежны, для них ничего не значит истина, они не способны на настоящую любовь (Cleckley H., 1976). Могут умело симулировать глубокие чувства, но истинные преданность, теплота и сострадание им недоступны, они мало нуждаются в принятии и проявлении любви (Hare R., 1991) [25].

Гиперсексуальность - повышенное половое влечение у мужчин (сатириазис) и у женщин (ним-

фомания), для которых характерны постоянное чувство сексуальной неудовлетворенности и поиск новых партнеров. Наблюдается чаще при маниакальных состояниях и в периоды возрастных кризисов - пубертатного и при старении, при психопатиях (гипертимного и истерического круга) и олигофрении. У девочек-подростков с повышенной аффективной возбудимостью преобладает повышенная сексуальность с беспорядочными половыми связями и фантазированием сексуального содержания (вымыслы о поклонниках, о сексуальных притязаниях окружающих). Расторможенность сексуального влечения у мальчиков отмечается реже, но проявляется раньше (в 14-15 лет), отличается большой напряженностью, умением добиваться его реализации (Лебединская К. С. и др., 1988). Под «подростковым промискуитетом» понимают частые половые сношения с непрерывной сменой партнеров, нередко сочетающиеся с ранней алкоголизацией, особенно у девочек (Илишева Р. Г., 1978). В состоянии алкогольного опьянения чаще наблюдается пассивное подчинение старшим партнерам, в асоциальных компаниях срабатывает реакция имитации, иногда происходит и расторможение сексуального влечения. При повзрослении у этих подростков (особенно женского пола) может сохраниться потребность в постоянной смене сексуальных партнеров, обнаруживается неспособность удовлетвориться постоянной связью, что мешает созданию прочной семьи (Личко А. Е., 1985). Промискуитет чаще встречается у людей с истерическим (при исключении возможности самооговора), гипертимным и неустойчивым преморбидом, а также при шизоаффективном и маниакальнодепрессивном психозах в маниакальной фазе [21, с. 426, 436].

Итак, следует различать надорганическую потребность в любви и способность любить (а также органическую потребность в сексе и способность к нему как компоненты эротической любви). Глубинная причина распада семей - отсутствие способности к настоящей любви или неспособность её построить или сохранить. Её заменяют влюблён-ность, эгоистическая (незрелая) любовь, формы ложной и неполноценной любви. К частым прямым причинам относятся возросшая независимость женщин, потеря взаимопонимания и взаимодоверия (вследствие измены и аномальной ревности), неправильный выбор спутника жизни, несовместимость характеров или духовных ценностей. Безбрачие часто обусловливают инвалидность (1-й группы), пассивная или отрицательная установка на брак, переоценка ценности индивидуальной свободы и независимости, непомерные требования к партнерам, потребительская жизненная позиция, бесплодие, алкоголизм, наркомания, тяжёлые расстройства личности, гиперсексуальность, промискуитет, гомосексуальность и асексуальность. Брачно-семейные отношения, условия благополучия и

стабильности семьи зависят от качества интимной жизни (эротика, секс, любовь), личных отношений, которые требуют дальнейших углублённых исследований.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Квинн В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000. 560 с.

2. Швец А. М., Могилёвкин Е. А., Каргаполова Е. Ю. Мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи // Вопросы психологии. 2006. №2. С. 93-95.

3. Рюриков Ю. Б. Мед и яд любви (семья и любовь на сломе времен). М.: Мол. гвардия, 1989. 446 с.

4. Практическая психология. / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПБ.: Дидактика Плюс, 2001. 368 с.

5. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М.: Юрайт-Издат, 2011. 575 с.

6. Дарио Салас Соммэр. Мораль XXI века. М.: София, 2004. 528 с.

7. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 176 с.

8. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Больш. Росс. энцикл., 1993. 608 с.

9. Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: Секреты поведения Homo sapiens. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 384 с.

10. Сафин В. Ф. Зигзаги мыслей и озарений: Записки психолога. Уфа, 2005. 70 с.

11. Сорокин П. А. Современная любовь // Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994. 560 с. С. 256-267.

12. Щербатых Ю. В. Искусство обмана. Популярная энциклопедия. М.: Эксмо-Пресс, 1999. 544 с.

13. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. М.: Академия, 2008. 368 с.

14. Емалетдинов Б. М. Проблема любви в социальной философии и психологии: Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. 348 с.

15. Психологическая энциклопедия. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. 1096 с.

16. Фромм Э. Искусство любить // Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с. С. 109-178.

17. Бабиевская Е. К., Белова Ю. В. и др. Он и Она. Любовь в вопросах и ответах. М.: Ин-т общегуманитар. исследований, 2001. 200 с.

18. Минниахметова А. Р. Как выйти замуж в Уфе. Уфа, 2010. 133 с.

19. Психология личности: Словарь-справочник. / Под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. Киев: Рута, 2001. 320 с.

20. Калинина Н. П. Патологическая ревность. Структура, систематика и течение. Горький: Волго-вятское кн. изд-во, 1976. 200 с.

21. Гиндикин В. Я. Лексикон малой психиатрии. М.: Крон-Пресс, 1997. 576 с.

22. Галяутдинова С. И., Ахмадеева Е. В. Понимание измены пользователями рунета с разным уровнем проявления склонности к сексуальной зависимости // Человек познающий. Человек переживающий. Человек действующий: Сб. науч. ст. Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. 166 с.

23. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М.: Эксмо, 2005. 960 с.

24. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М.: Мед-Пресс, 1998. 592 с.

25. Галяутдинова С. И., Емалетдинов Б. М. Расстройства личности: спецкурс по клинической психологии. Уфа: БИРО, 2005. 362 с.

Поступила в редакцию 26.12.2012 г. После доработки - 28.12.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.