Научная статья на тему 'Структура родительской любви к дошкольнику'

Структура родительской любви к дошкольнику Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
565
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ / СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ / КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ / « РОДНАЯ КРОВИНОЧКА» / «MY DROP OF BLOOD» / THE PARENTAL LOVE / PARENTS LOVE STRUCTURE / THE COMPONENTS OF THE PARENTS LOVE STRUCTURE / EMOTIONAL-SENSITIVE / COGNITIVE / BEHAVIORAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Завьялова Наталья Николаевна

Любовь родителей к ребенку имеет структуру. В статье рассматриваются компоненты структуры родительской любви матерей и отцов к ребенку дошкольного возраста. Показана специфика любви родителей к дошкольнику, заключающаяся в доминировании эмоционального элемента в любви родителей. Представлены результаты исследования, показывающие недостаточность развитости когнитивного компонента в структуре любви родителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of parental love to a preschooler

The love of parents to a child has a structure. The article deals with the parental love of mothers and fathers to a child of preschool age. It has been shown that there is the specific character of the parental love to a preschooler. The specific character is prevalence emotions in parents love. One represents the investigation results showing the insufficient development of the cognitive component in the parents love structure.

Текст научной работы на тему «Структура родительской любви к дошкольнику»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

УДК 372.219

Н. Н. ЗАВЬЯЛОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ К ДОШКОЛЬНИКУ_____________________________________________

Любовь родителей к ребенку имеет структуру. В статье рассматриваются компоненты структуры родительской любви матерей и отцов к ребенку дошкольного возраста. Показана специфика любви родителей к дошкольнику, заключающаяся в доминировании эмоционального элемента в любви родителей. Представлены результаты исследования, показывающие недостаточность развитости когнитивного компонента в структуре любви родителей.

Ключевые слова: родительская любовь, структура родительской любви, компоненты структуры родительской любви, эмоционально-чувственный, когнитивный, поведенческий, «родная кровиночка».

Родительская любовь имеет определенную структуру. Нельзя любить ребенка неопределенно, наобум. Каждый родитель проявляет свою любовь к малышу конкретно, у него (или у них) имеется определенный стиль. Стилем родительской любви можно называть сложившийся способ проявления эмоционально-когнитивных действий родителя по отношению к ребенку [1]. И от того, как родители любят своего ребенка, зависит эмоциональное, личностное и социальное развитие малыша. Неадекватное проявление родительской любви в будущем может негативно сказаться на общем развитии ребенка, его социализации, успешности и самостоятельности в жизни, а также может способствовать развитию негативных свойств личности, акцентуаций характера, вплоть до девиантности [1]. Итак, проблема родительской любви к дошкольнику и ее компонентов актуальна и требует изучения.

Для полноценного, благополучного развития ребенка важна разумная, гармоничная любовь. Несмотря на обилие исследований детско-родительских отношений, у ученых не существует единой точки зрения по поводу структурного состава родительской любви. Но, исходя из того, что родительская любовь — это сложный динамический комплекс, многие ученые-психологи (В. С. Мухина, А. С. Спива-ковская, Э. Фромм и др.) выделяют следующие компоненты родительской любви: эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий. Е. В. Милюкова, последовательница Р. В. Овчаровой, выделяет еще и биологический компонент в структуре родительской любви в дополнение к перечисленным компонентам [2]. Биологический компонент у Е. В. Милюковой выражает стремление родителей к телесному контакту с ребенком; настроенность друг на друга. Для обозначения этого компонента мы используем термин «родная кровиночка» вместо названия «биологический» компонент, так как «родная кровиночка» отражает кровную связь родителя и ребенка, их непосредственное внешнее и внутреннее родство. Слово «биологический» имеет, на наш взгляд, отношение к размножению животных. Термин «биологический», применительно к любви взрослого человека, связан с удовлетворением сексуальных потребностей организма, либидо. Таким образом, применение понятия «биологический» к родительской любви мы считаем

неуместным и поэтому используем термин «родная кровиночка» для обозначения стремления родителя к телесному контакту с ребенком: объятия, поцелуи, ласка родителя по отношению к ребенку, желание проводить время вместе с ребенком, брать его на руки, то есть кинестетическую, тактильную, слуховую и зрительную стимуляцию активности ребенка взрослыми. Эмоционально-чувственный компонент выражает эмоции (восторг, радость, гнев, обиду и т. д.); чувства (симпатия, удовольствие и пр.). Этот компонент обеспечивает налаживание эмоциональных взаимоотношений с ребенком и способов ориентировки в его переживаниях. Когнитивный компонент — это представления о том, что такое родительская любовь, как ее проявлять, то есть способы ее выражения, как регулировать проявление родительской любви. Поведенческий компонент — это взаимодействие родителя и ребенка, их общение. Стиль общения родителя и ребенка отражает качество родительской любви. Качеством родительской любви является степень истинности и безусловности любви родителя к ребенку, насколько родитель принимает своего малыша таким, какой он есть от природы, со всеми его достоинствами и недостатками [3].

Каждый родитель выражает любовь к своему малышу индивидуально. Проявление родительской любви может быть как разумным, так и неадекватным, не соответствующим возрасту, полу ребенка. Негативно сказывается на развитии ребенка неучи-тывание родителем индивидуальных свойств ребенка во взаимоотношениях с ним [4]. Для гармоничного развития ребенка важно, чтобы все компоненты родительской любви были выражены равномерно. Это указывает на психологическую зрелость родителя, его готовность к выполнению данной роли. А именно: родитель стремится, как можно больше времени проводить с ребенком; у него имеется широкий спектр эмоциональных переживаний к ребенку. Кроме этого, родитель имеет четкое представление о том, что такое родительская любовь, знает, как ее проявлять в разных жизненных ситуациях. Родитель хорошо знает возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка, может предвидеть его реакцию в той или иной ситуации, что помогает ему без труда продемонстрировать свою любовь к ребенку. Подобное проявление любви родителя будет

свидетельствовать о стабильности родительских чувств к малышу. А еще это будет вселять в ребенка уверенность, что мама и папа любят его. Ведь в дошкольном возрасте необходимо, чтобы ребенок непосредственно ощущал на себе любовь родителей [5].

У ребенка в дошкольном возрасте психика еще не вполне сформировалась, поэтому он мыслит образами. Эмоции играют важную роль в жизни малыша. По этой причине его взаимодействие с родителями должно быть максимально разнообразным и наполненным положительными эмоциями, чувствами и впечатлениями. А возможность выполнить данное условие зависит от состава родительской любви, того, то есть, наличия всех элементов в структуре любви родителя и их соотношения. Важно, каким образом родитель выражает свою любовь к ребенку.

В настоящее время, когда в стране происходят социально-экономические перемены, родители заняты зарабатыванием денег, чтобы обеспечить достойное существование семьи. Вследствие этого у них остается мало времени на общение с ребенком. Страдает и качество детско-родительских отношений. Ведь родители приходят домой уставшими и нередко переносят на ребенка те негативные эмоции и чувства, которые накопились в течение рабочего дня. Таким образом, проблема состава родительской любви, ее компонентов, является очень актуальной.

Для выявления структурных компонентов родительской любви к дошкольнику было проведено исследование с использованием методики Р. В. Овчаро-вой «Опросник родительской любви и симпатии». Целью методики являлось определение компонентного состава родительской любви. В данном исследовании изучалась родительская любовь матери и отца к ребенку дошкольного возраста в социально благополучной полной семье, то есть в семье с обоими родителями. В эксперименте участвовали полные семьи. Были опрошены родители восьмидесяти семей; всего 160 человек. Проведен анализ структурных компонентов родительской любви родителей как младших, так и старших дошкольников.

Компоненты структуры родительской любви матерей и отцов выделялись по степени их выраженности. В соответствии со степенью выраженности им отводилось первое, второе и третье места в структуре родительской любви. Компонент, наиболее ярко выраженный, занимал первое место. Компонент (или компоненты), имеющий среднюю степень проявления ставился на второе место. Компонент (или компоненты), выраженные менее всего, занимали последние места в структуре родительской любви.

Проведем сравнительный анализ компонентов материнской и отцовской любви к дошкольнику в разные периоды этого возраста. У матерей детей 3 — 4 лет в структуре любви первое место занимает эмоционально-чувственный компонент, составляющий 51,39 %. На втором месте находится компонент «родная кровиночка» — 43,05 %. Возможно, это объясняется близостью матери к ребенку в связи с уходом за ним. Третье место занимает поведенческий компонент — 28,33 %, а четвертое — когнитивный: 23,61 %,

В структуре отцовской любви к ребенку 3 — 4 лет, так же как и в материнской любви, доминирует эмоционально-чувственный компонент, но он выражен в полтора раза меньше, чем у матерей, и составляет 38,27 %. Второе место в структуре любви отцов занимает поведенческий компонент — 31,48 %. Этот компонент чуть выше, чем в материнской любви. На третьем месте по степени проявления находится компонент «родная кровиночка» — 23,46 %. Последнее,

четвертое место, в структуре любви отцов детей трех — четырех лет занимает когнитивный компонент — 18,52 %.

Анализ любви матерей и отцов детей трех-че-тырех лет показывает, что у матерей детей этого возраста доминирует компонент «родная кровиночка», а у отцов — эмоционально-чувственный. Когнитивный компонент занимает последнее место как в структуре любви матери, так и отца, но выраженность данного компонента у отца ниже, чем у матери. В целом, показатели выраженности компонентов любви матерей и отцов примерно одинаковые, но у отцов они немного ниже, чем у матерей. Явный разрыв очевиден только в элементе «родная кровиночка», который у отцов выражен в два раза ниже, чем у матерей.

В структуре любви матерей к ребенку 4 — 5 лет лидирует эмоционально-чувственный компонент — 58 %. На втором месте находится, как и в структуре любви матери к ребенку 3 — 4 лет, компонент «родная кровиночка», показатели которого немного снижаются — 40 %. Возможно, это связано с увеличением самостоятельности ребенка. Третье место занимает поведенческий компонент — 38,77 %, что немного выше, чем в 3 — 4 года. Четвертое место занимает когнитивный компонент — 30 %. Этот показатель выше, чем в любви матери к ребенку трех — четырех лет.

Анализ любви отцов к ребенку 4 — 5 лет выявил увеличение показателей отдельных элементов родительской любви. Ведущим является эмоциональночувственный компонент, который по степени выраженности практически сравнялся с материнским — 56,44 %. На втором месте находится поведенческий компонент — 30,67 %. Третье место в структуре любви отца занимают компоненты «родная кровиночка» и когнитивный, которые выражены практически одинаково: компонент «родная кровиночка» — 20,89 %, а когнитивный компонент — 19,99 %.

Анализ любви матерей и отцов детей 4—5 лет показал, что первое место в структуре как матерей, так и отцов занимает эмоционально-чувственный компонент. Далее элементы любви родителей не совпадают: второе место в любви матери занимает «родная кровиночка»; у отца этот компонент на третьем месте. На втором месте у отца поведенческий компонент, а у матери он на третьем месте. На четвертом месте у матери — когнитивный компонент, а у отца он находится на третьем месте.

В структуре материнской любви к ребенку 5 — 6 лет преобладает эмоционально-чувственный компонент — 64,29 %, а на втором месте находится компонент «родная кровиночка» — 38,78 %. Третье место занимает когнитивный компонент — 29,6 %. У матерей детей 4 — 5 лет этот компонент занимает четвертое место. Таким образом, повышается уровень знаний матери о ребенке. На четвертом месте стоит поведенческий компонент — 15,08 %.Он наименее выражен в этом возрасте за все дошкольное детство.

В структуре отцовской любви к ребенку 5 — 6 лет все компоненты любви выражены почти одинаково, что указывает на стабильность отцовской любви к ребенку 5 — 6 лет. Эмоционально-чувственный компонент занимает, как и в структуре любви к ребенку 4 — 5 лет, лидирующее место — 22,67 %. На втором месте по выраженности в структуре любви отца, как и в структуре любви к ребенку 4 — 5 лет, находится поведенческий компонент — 15,73 %; третье место, как и у матери, занимает когнитивный компонент — 13,88 %. Последнее, четвертое место, занимает «родная кровиночка» — 13,5 %.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

Итак, в структуре любви матерей и отцов к ребенку

5—6 лет эмоционально-чувственный компонент является доминирующим, но он выражен в более чем два раза слабее у отцов, чем у матерей. У отцов, так же как и у матерей, когнитивный компонент занимает третье место в компонентном составе любви, но его выраженность у отцов ниже, чем у матерей. На втором месте по выраженности у матерей — компонент «родная кровиночка», у отцов данный компонент на четвертом, последнем месте. Второе место по степени проявления в структуре любви отцов занимает поведенческий компонент. У матерей этот компонент на четвертом месте.

В структуре любви матери к ребенку в возрасте

6—7 лет ведущим является эмоционально-чувственный компонент — 46,94 %, что почти в полтора раза меньше, чем к ребенку 4 — 5 лет и 5 — 6 лет. На втором месте по выраженности находится когнитивный компонент — 39,79 %. Это самый высокий показатель выраженности данного компонента в структуре материнской любви за весь период дошкольного детства ребенка. Возможно, это объясняется переходом ребенка на следующий этап развития — школьный. Родители ребенка этого возраста, в частности матери, читают много литературы по развитию детей этого возраста и их подготовке к школе, поэтому более или менее хорошо знакомы с возрастными, психологическими и личностными особенностями детей старшего дошкольного возраста. На третьем месте по выраженности находится поведенческий компонент — 31,82 %. Четвертое место занимает компонент «родная кровиночка» — 30,61 %.

В структуре любви отца к ребенку в возрасте 6 — 7 лет прослеживается такая же тенденция, что и в структуре материнской любви, только выраженность показателей ниже. Доминирующим является эмоционально-чувственный компонент — 31,5 %. На втором месте по выраженности находится поведенческий компонент — 25 %. Третье место занимает когнитивный компонент — 18,5 %, а четвертое место компонент«родная кровиночка» — 17 %.

Приведенные выше данные показывают, что структурные элементы любви матерей и отцов к ребенку 6 — 7 лет наполовину уравниваются по порядку выраженности элементов — в соответствии с тем местом, которое занимает компонент в структуре любви

родителя. На первом месте по степени выраженности как у матерей, так и у отцов остается эмоциональночувственный компонент. На последнем месте по степени проявления и у матерей, и у отцов, стоит компонент «родная кровиночка». Второе место в структуре материнской любви занимает когнитивный компонент, а у отцов этот компонент на предпоследнем месте. Второе место в структуре любви отцов занимает поведенческий компонент. В то время как у матерей он на третьем, предпоследнем месте.

Анализ результатов исследования показывает, что в силу своей специфики любовь родителей к ребенку очень эмоциональна. Эмоциональность родительской любви снижается по мере взросления ребенка и увеличивается выраженность поведенческого компонента. Однако эмоциональность материнской любви

вьше чемотцрЕСксй. Ксгнитмвньй компонент любви как матерей, так и отцов достаточно сгЕбсвьрежен на протяжении всего дошкольного возраста При этом когнитивны й компонент в структуре материнской любви раввит выше, чемвсфуктуреотцсЕCксй, поэтому мЕГеринскаялЮбовь боГее совершенна

Библиографический список

1. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. Том 2. — М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. — 464 с.

2. Овчарова, Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. В. Овчарова. — М. : Академия, 2005. — 368 с.

3. Корчак, Я. Как любить ребенка / Корчак, Я. — Екатеринбург : У-Фактория, 2008. — 384 с.

4. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. — М. : Педагогика, 1990. — 224 с.

5. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю Кулагина, В. Н Колюцкий. — М. : Творческий центр «Сфера», 2006. — 464 с.

ЗАВЬЯЛОВА Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры психологии.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.08.2009 г.

© Н. Н. Завьялова

Книжная полка

Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи [Текст] : учеб.-метод. пособие для вузов по специальности «Организация работы с молодежью» / О. А. Коряковцева, М. И. Рожков. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 204 с. : рис., табл. — (Учебное пособие для вузов). — Библиогр.: с. 198-203. — ISBN 978-5-691-01513-7.

В учебном пособии содержится подробная характеристика молодой семьи, рассматриваются проблемы, возникающие в ней, раскрываются направления комплексной поддержки молодой семьи, представлены теоретические и методологические подходы к работе с молодыми семьями. Приложение содержит материал из опыта работы социальных служб и центров для молодых семей, а также приведены тесты, опросники, использующиеся в психолого-педагогическом обследовании молодой семьи. Этот материал поможет решить сложные психолого-педагогические проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди при создании семьи, воспитании детей.

Издание предназначено студентам вузов, преподавателям и специалистам по работе с молодежью, социальным педагогам и педагогам образовательных учреждений, работающим с молодыми родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.