ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
УДК 372.219
Н. Н. ЗАВЬЯЛОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ К ДОШКОЛЬНИКУ_____________________________________________
Любовь родителей к ребенку имеет структуру. В статье рассматриваются компоненты структуры родительской любви матерей и отцов к ребенку дошкольного возраста. Показана специфика любви родителей к дошкольнику, заключающаяся в доминировании эмоционального элемента в любви родителей. Представлены результаты исследования, показывающие недостаточность развитости когнитивного компонента в структуре любви родителей.
Ключевые слова: родительская любовь, структура родительской любви, компоненты структуры родительской любви, эмоционально-чувственный, когнитивный, поведенческий, «родная кровиночка».
Родительская любовь имеет определенную структуру. Нельзя любить ребенка неопределенно, наобум. Каждый родитель проявляет свою любовь к малышу конкретно, у него (или у них) имеется определенный стиль. Стилем родительской любви можно называть сложившийся способ проявления эмоционально-когнитивных действий родителя по отношению к ребенку [1]. И от того, как родители любят своего ребенка, зависит эмоциональное, личностное и социальное развитие малыша. Неадекватное проявление родительской любви в будущем может негативно сказаться на общем развитии ребенка, его социализации, успешности и самостоятельности в жизни, а также может способствовать развитию негативных свойств личности, акцентуаций характера, вплоть до девиантности [1]. Итак, проблема родительской любви к дошкольнику и ее компонентов актуальна и требует изучения.
Для полноценного, благополучного развития ребенка важна разумная, гармоничная любовь. Несмотря на обилие исследований детско-родительских отношений, у ученых не существует единой точки зрения по поводу структурного состава родительской любви. Но, исходя из того, что родительская любовь — это сложный динамический комплекс, многие ученые-психологи (В. С. Мухина, А. С. Спива-ковская, Э. Фромм и др.) выделяют следующие компоненты родительской любви: эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий. Е. В. Милюкова, последовательница Р. В. Овчаровой, выделяет еще и биологический компонент в структуре родительской любви в дополнение к перечисленным компонентам [2]. Биологический компонент у Е. В. Милюковой выражает стремление родителей к телесному контакту с ребенком; настроенность друг на друга. Для обозначения этого компонента мы используем термин «родная кровиночка» вместо названия «биологический» компонент, так как «родная кровиночка» отражает кровную связь родителя и ребенка, их непосредственное внешнее и внутреннее родство. Слово «биологический» имеет, на наш взгляд, отношение к размножению животных. Термин «биологический», применительно к любви взрослого человека, связан с удовлетворением сексуальных потребностей организма, либидо. Таким образом, применение понятия «биологический» к родительской любви мы считаем
неуместным и поэтому используем термин «родная кровиночка» для обозначения стремления родителя к телесному контакту с ребенком: объятия, поцелуи, ласка родителя по отношению к ребенку, желание проводить время вместе с ребенком, брать его на руки, то есть кинестетическую, тактильную, слуховую и зрительную стимуляцию активности ребенка взрослыми. Эмоционально-чувственный компонент выражает эмоции (восторг, радость, гнев, обиду и т. д.); чувства (симпатия, удовольствие и пр.). Этот компонент обеспечивает налаживание эмоциональных взаимоотношений с ребенком и способов ориентировки в его переживаниях. Когнитивный компонент — это представления о том, что такое родительская любовь, как ее проявлять, то есть способы ее выражения, как регулировать проявление родительской любви. Поведенческий компонент — это взаимодействие родителя и ребенка, их общение. Стиль общения родителя и ребенка отражает качество родительской любви. Качеством родительской любви является степень истинности и безусловности любви родителя к ребенку, насколько родитель принимает своего малыша таким, какой он есть от природы, со всеми его достоинствами и недостатками [3].
Каждый родитель выражает любовь к своему малышу индивидуально. Проявление родительской любви может быть как разумным, так и неадекватным, не соответствующим возрасту, полу ребенка. Негативно сказывается на развитии ребенка неучи-тывание родителем индивидуальных свойств ребенка во взаимоотношениях с ним [4]. Для гармоничного развития ребенка важно, чтобы все компоненты родительской любви были выражены равномерно. Это указывает на психологическую зрелость родителя, его готовность к выполнению данной роли. А именно: родитель стремится, как можно больше времени проводить с ребенком; у него имеется широкий спектр эмоциональных переживаний к ребенку. Кроме этого, родитель имеет четкое представление о том, что такое родительская любовь, знает, как ее проявлять в разных жизненных ситуациях. Родитель хорошо знает возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка, может предвидеть его реакцию в той или иной ситуации, что помогает ему без труда продемонстрировать свою любовь к ребенку. Подобное проявление любви родителя будет
свидетельствовать о стабильности родительских чувств к малышу. А еще это будет вселять в ребенка уверенность, что мама и папа любят его. Ведь в дошкольном возрасте необходимо, чтобы ребенок непосредственно ощущал на себе любовь родителей [5].
У ребенка в дошкольном возрасте психика еще не вполне сформировалась, поэтому он мыслит образами. Эмоции играют важную роль в жизни малыша. По этой причине его взаимодействие с родителями должно быть максимально разнообразным и наполненным положительными эмоциями, чувствами и впечатлениями. А возможность выполнить данное условие зависит от состава родительской любви, того, то есть, наличия всех элементов в структуре любви родителя и их соотношения. Важно, каким образом родитель выражает свою любовь к ребенку.
В настоящее время, когда в стране происходят социально-экономические перемены, родители заняты зарабатыванием денег, чтобы обеспечить достойное существование семьи. Вследствие этого у них остается мало времени на общение с ребенком. Страдает и качество детско-родительских отношений. Ведь родители приходят домой уставшими и нередко переносят на ребенка те негативные эмоции и чувства, которые накопились в течение рабочего дня. Таким образом, проблема состава родительской любви, ее компонентов, является очень актуальной.
Для выявления структурных компонентов родительской любви к дошкольнику было проведено исследование с использованием методики Р. В. Овчаро-вой «Опросник родительской любви и симпатии». Целью методики являлось определение компонентного состава родительской любви. В данном исследовании изучалась родительская любовь матери и отца к ребенку дошкольного возраста в социально благополучной полной семье, то есть в семье с обоими родителями. В эксперименте участвовали полные семьи. Были опрошены родители восьмидесяти семей; всего 160 человек. Проведен анализ структурных компонентов родительской любви родителей как младших, так и старших дошкольников.
Компоненты структуры родительской любви матерей и отцов выделялись по степени их выраженности. В соответствии со степенью выраженности им отводилось первое, второе и третье места в структуре родительской любви. Компонент, наиболее ярко выраженный, занимал первое место. Компонент (или компоненты), имеющий среднюю степень проявления ставился на второе место. Компонент (или компоненты), выраженные менее всего, занимали последние места в структуре родительской любви.
Проведем сравнительный анализ компонентов материнской и отцовской любви к дошкольнику в разные периоды этого возраста. У матерей детей 3 — 4 лет в структуре любви первое место занимает эмоционально-чувственный компонент, составляющий 51,39 %. На втором месте находится компонент «родная кровиночка» — 43,05 %. Возможно, это объясняется близостью матери к ребенку в связи с уходом за ним. Третье место занимает поведенческий компонент — 28,33 %, а четвертое — когнитивный: 23,61 %,
В структуре отцовской любви к ребенку 3 — 4 лет, так же как и в материнской любви, доминирует эмоционально-чувственный компонент, но он выражен в полтора раза меньше, чем у матерей, и составляет 38,27 %. Второе место в структуре любви отцов занимает поведенческий компонент — 31,48 %. Этот компонент чуть выше, чем в материнской любви. На третьем месте по степени проявления находится компонент «родная кровиночка» — 23,46 %. Последнее,
четвертое место, в структуре любви отцов детей трех — четырех лет занимает когнитивный компонент — 18,52 %.
Анализ любви матерей и отцов детей трех-че-тырех лет показывает, что у матерей детей этого возраста доминирует компонент «родная кровиночка», а у отцов — эмоционально-чувственный. Когнитивный компонент занимает последнее место как в структуре любви матери, так и отца, но выраженность данного компонента у отца ниже, чем у матери. В целом, показатели выраженности компонентов любви матерей и отцов примерно одинаковые, но у отцов они немного ниже, чем у матерей. Явный разрыв очевиден только в элементе «родная кровиночка», который у отцов выражен в два раза ниже, чем у матерей.
В структуре любви матерей к ребенку 4 — 5 лет лидирует эмоционально-чувственный компонент — 58 %. На втором месте находится, как и в структуре любви матери к ребенку 3 — 4 лет, компонент «родная кровиночка», показатели которого немного снижаются — 40 %. Возможно, это связано с увеличением самостоятельности ребенка. Третье место занимает поведенческий компонент — 38,77 %, что немного выше, чем в 3 — 4 года. Четвертое место занимает когнитивный компонент — 30 %. Этот показатель выше, чем в любви матери к ребенку трех — четырех лет.
Анализ любви отцов к ребенку 4 — 5 лет выявил увеличение показателей отдельных элементов родительской любви. Ведущим является эмоциональночувственный компонент, который по степени выраженности практически сравнялся с материнским — 56,44 %. На втором месте находится поведенческий компонент — 30,67 %. Третье место в структуре любви отца занимают компоненты «родная кровиночка» и когнитивный, которые выражены практически одинаково: компонент «родная кровиночка» — 20,89 %, а когнитивный компонент — 19,99 %.
Анализ любви матерей и отцов детей 4—5 лет показал, что первое место в структуре как матерей, так и отцов занимает эмоционально-чувственный компонент. Далее элементы любви родителей не совпадают: второе место в любви матери занимает «родная кровиночка»; у отца этот компонент на третьем месте. На втором месте у отца поведенческий компонент, а у матери он на третьем месте. На четвертом месте у матери — когнитивный компонент, а у отца он находится на третьем месте.
В структуре материнской любви к ребенку 5 — 6 лет преобладает эмоционально-чувственный компонент — 64,29 %, а на втором месте находится компонент «родная кровиночка» — 38,78 %. Третье место занимает когнитивный компонент — 29,6 %. У матерей детей 4 — 5 лет этот компонент занимает четвертое место. Таким образом, повышается уровень знаний матери о ребенке. На четвертом месте стоит поведенческий компонент — 15,08 %.Он наименее выражен в этом возрасте за все дошкольное детство.
В структуре отцовской любви к ребенку 5 — 6 лет все компоненты любви выражены почти одинаково, что указывает на стабильность отцовской любви к ребенку 5 — 6 лет. Эмоционально-чувственный компонент занимает, как и в структуре любви к ребенку 4 — 5 лет, лидирующее место — 22,67 %. На втором месте по выраженности в структуре любви отца, как и в структуре любви к ребенку 4 — 5 лет, находится поведенческий компонент — 15,73 %; третье место, как и у матери, занимает когнитивный компонент — 13,88 %. Последнее, четвертое место, занимает «родная кровиночка» — 13,5 %.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
Итак, в структуре любви матерей и отцов к ребенку
5—6 лет эмоционально-чувственный компонент является доминирующим, но он выражен в более чем два раза слабее у отцов, чем у матерей. У отцов, так же как и у матерей, когнитивный компонент занимает третье место в компонентном составе любви, но его выраженность у отцов ниже, чем у матерей. На втором месте по выраженности у матерей — компонент «родная кровиночка», у отцов данный компонент на четвертом, последнем месте. Второе место по степени проявления в структуре любви отцов занимает поведенческий компонент. У матерей этот компонент на четвертом месте.
В структуре любви матери к ребенку в возрасте
6—7 лет ведущим является эмоционально-чувственный компонент — 46,94 %, что почти в полтора раза меньше, чем к ребенку 4 — 5 лет и 5 — 6 лет. На втором месте по выраженности находится когнитивный компонент — 39,79 %. Это самый высокий показатель выраженности данного компонента в структуре материнской любви за весь период дошкольного детства ребенка. Возможно, это объясняется переходом ребенка на следующий этап развития — школьный. Родители ребенка этого возраста, в частности матери, читают много литературы по развитию детей этого возраста и их подготовке к школе, поэтому более или менее хорошо знакомы с возрастными, психологическими и личностными особенностями детей старшего дошкольного возраста. На третьем месте по выраженности находится поведенческий компонент — 31,82 %. Четвертое место занимает компонент «родная кровиночка» — 30,61 %.
В структуре любви отца к ребенку в возрасте 6 — 7 лет прослеживается такая же тенденция, что и в структуре материнской любви, только выраженность показателей ниже. Доминирующим является эмоционально-чувственный компонент — 31,5 %. На втором месте по выраженности находится поведенческий компонент — 25 %. Третье место занимает когнитивный компонент — 18,5 %, а четвертое место компонент«родная кровиночка» — 17 %.
Приведенные выше данные показывают, что структурные элементы любви матерей и отцов к ребенку 6 — 7 лет наполовину уравниваются по порядку выраженности элементов — в соответствии с тем местом, которое занимает компонент в структуре любви
родителя. На первом месте по степени выраженности как у матерей, так и у отцов остается эмоциональночувственный компонент. На последнем месте по степени проявления и у матерей, и у отцов, стоит компонент «родная кровиночка». Второе место в структуре материнской любви занимает когнитивный компонент, а у отцов этот компонент на предпоследнем месте. Второе место в структуре любви отцов занимает поведенческий компонент. В то время как у матерей он на третьем, предпоследнем месте.
Анализ результатов исследования показывает, что в силу своей специфики любовь родителей к ребенку очень эмоциональна. Эмоциональность родительской любви снижается по мере взросления ребенка и увеличивается выраженность поведенческого компонента. Однако эмоциональность материнской любви
вьше чемотцрЕСксй. Ксгнитмвньй компонент любви как матерей, так и отцов достаточно сгЕбсвьрежен на протяжении всего дошкольного возраста При этом когнитивны й компонент в структуре материнской любви раввит выше, чемвсфуктуреотцсЕCксй, поэтому мЕГеринскаялЮбовь боГее совершенна
Библиографический список
1. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. Том 2. — М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. — 464 с.
2. Овчарова, Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. В. Овчарова. — М. : Академия, 2005. — 368 с.
3. Корчак, Я. Как любить ребенка / Корчак, Я. — Екатеринбург : У-Фактория, 2008. — 384 с.
4. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. — М. : Педагогика, 1990. — 224 с.
5. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю Кулагина, В. Н Колюцкий. — М. : Творческий центр «Сфера», 2006. — 464 с.
ЗАВЬЯЛОВА Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры психологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2009 г.
© Н. Н. Завьялова
Книжная полка
Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи [Текст] : учеб.-метод. пособие для вузов по специальности «Организация работы с молодежью» / О. А. Коряковцева, М. И. Рожков. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 204 с. : рис., табл. — (Учебное пособие для вузов). — Библиогр.: с. 198-203. — ISBN 978-5-691-01513-7.
В учебном пособии содержится подробная характеристика молодой семьи, рассматриваются проблемы, возникающие в ней, раскрываются направления комплексной поддержки молодой семьи, представлены теоретические и методологические подходы к работе с молодыми семьями. Приложение содержит материал из опыта работы социальных служб и центров для молодых семей, а также приведены тесты, опросники, использующиеся в психолого-педагогическом обследовании молодой семьи. Этот материал поможет решить сложные психолого-педагогические проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди при создании семьи, воспитании детей.
Издание предназначено студентам вузов, преподавателям и специалистам по работе с молодежью, социальным педагогам и педагогам образовательных учреждений, работающим с молодыми родителями.