Научная статья на тему 'Особенности структуры социально-психологического климата в подростковых трудовых коллективах'

Особенности структуры социально-психологического климата в подростковых трудовых коллективах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1338
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ПОДРОСТКОВЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕВИАТНЫЕ ПОДРОСТКИ / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / ADOLESCENT GROUP / PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белов Василий Георгиевич, Соловьева Татьяна Андреевна, Парфенов Юрий Александрович

Статья посвящена рассмотрению актуальной в современной педагогики и психологии проблемы социально-психологического климата подросткового коллектива. Проведен анализ совокупности показателей социально-психологического климата у делинквентных подростков. Описаны психологические механизмы формирования детерминирующих факторов социально-психологического климата в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белов Василий Георгиевич, Соловьева Татьяна Андреевна, Парфенов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the structure of socio-psychological climate in adolescent labour groups1The St.-Petersburg State Institute Psychology and Social Work2The St.-Petersburg Academy Management and Economy

The article considers the problem of socio-psychological climate of adolescent group, relevant in the modern pedagogy and psychology. The analysis of aggregate indicators of socio-psychological climate among the adolescents with deviant behavior was carried out. The work describes the psychological mechanisms of forming the social and psychological climate inside a teenage team.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры социально-психологического климата в подростковых трудовых коллективах»

УДК 159.922; 159.922.6; 159.923

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПОДРОСТКОВЫХ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ

Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Татьяна Андреевна Соловьева, аспирант,

Санкт-Петербургская академия управления и экономики,

Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Специальное предприятие «Новое поколение»,

Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению актуальной в современной педагогики и психологии проблемы социально-психологического климата подросткового коллектива. Проведен анализ совокупности показателей социально-психологического климата у делинквентных подростков. Описаны психологические механизмы формирования детерминирующих факторов социальнопсихологического климата в подростковом возрасте.

Ключевые слова: психологический климат, подростковый коллектив, психологическая атмосфера, межличностные отношения, девиатные подростки.

PECULIARITIES OF THE STRUCTURE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN ADOLESCENT LABOUR GROUPS

Vasily Georgievich Belov, the doctor of medical sciences, professor,

The St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work,

Tatyana Andreevna Soloveva, the post-graduate student,

The St.-Petersburg Academy of Management and Economy,

Yury Aleksandrovich Parfyonov, the candidate of medical sciences, research assistant, The Special Enterprise «New generation»,

St.-Petersburg

Annotation

The article considers the problem of socio-psychological climate of adolescent group, relevant in the modern pedagogy and psychology. The analysis of aggregate indicators of socio-psychological climate among the adolescents with deviant behavior was carried out. The work describes the psychological mechanisms of forming the social and psychological climate inside a teenage team.

Keywords: psychological climate, adolescent group, psychological atmosphere, interpersonal relationships, adolescents with deviant behavior.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной гуманитарной революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата подросткового коллектива.

Совершенствование социально-психологического климата (СПК) в подростковых коллективах - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей в обновленном обществе. Формирование благоприятного СПК подросткового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за социализацию подрастающего поколения, привития им духовно-нравственных ценностей, формирования правового сознания и предупреждения неправомерного поведения.

Оценивая состояние педагогической теории воспитания и гуманистической практики, можно отметить, что создание благоприятного СПК в подростковом коллективе тесно связано с другими задачами подростковой социализации, т.е. с физическим, умственным, нравственным и эстетическим развитием.

От уровня оптимальности СПК каждого отдельного подросткового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера обще-

ства, страны в целом.

Цель исследования: изучение личностных детерминант и структуры социальнопсихологического климата в трудовых коллективах у подростков с разным уровнем социальной ответственности на площадке №8 специального предприятия «Новое поколение».

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение роли личностных и ситуационных факторов в формировании СПК: опрос; методы изучения ситуационных детерминант эмоционального фона: проективные методики «дерево», «кактус». Методы изучения личностных особенностей: МИНИМУЛЬТ - автоматизированный комплекс. Методы оценки психологического климата - методика А.Ф.Фидпера [1]. Обработка результатов проводилась при помощи статистического пакета 8Р88, версии 15 [3].

Для решения задач настоящего исследования было проведено обследование 113 подростков, работающих на площадке №8 (Мехбаза) специального предприятия «Новое поколение» в Лодейнопольском районе Ленинградской области.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве концептуальной основы критериями благоприятного психологического климата в подростковом коллективе были выделены следующие группы факторов (Рис. 1):

Рис. 1. Критерии благоприятного психологического климата в подростковом коллективе.

Социально-психологический климат проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, и индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе (рис. 2).

Как видно из рисунка 1, взаимоотношения оказывают разностороннее воздействие на членов подросткового коллектива, приводя индивидуальные формы их поведения и деятельности в соответствие с принятыми в коллективе нормами. Этот процесс предполагает колебание аффективной напряженности в пределах значений нормы, низкие показатели уровня невропатизации и психопатизации, адекватную тревожность, высокий уровень требовательности, включенность в коллективные отношения (рис. 2).

Ж

/</

ЖУ**/////

*<///

У У У У

■ Норматив

■ Диагностика

Рис. 2. Показатель социально-психологического климата на площадке ООО «Новое

поколение»

Таблица 1

Показатели психологической атмосферы в подростковом коллективе ________________(по методике А.Ф.Фидпера, в баллах)_______________

Показатель Подростковый коллектив Норматив

Дружелюбие 4,3 4,2

Согласие 5,1 4,9

Удовлетворенность 4,1 3,8

Продуктивность 3,2 3,3

Теплота 5,8 4,6

Сотрудничество 6,3 5,9

Взаимная поддержка 3,8 3,6

Увлеченность 4,9 4,1

Занимательность 5,3 4,5

Успешность 4,1 4,3

Выяснилось, что по показателям благоприятности психологической атмосферы не выявлено достоверных различий в выраженности параметров между нормативом и переменными в коллективе специального предприятия «Новое поколение». При этом успешность и продуктивность деятельности имела тенденцию к повышению в коллективе предприятия «Новое поколение».

В качестве основной структурной единицы СПК большинство исследователей выделяют категорию «отношения» [2], которая также принята авторами работы за основу. Результаты анализа литературы и особенности деятельности подросткового трудового коллектива (строго определенная официальная структура коллектива; контроль деятельности структурами МВД; монотонный характер деятельности) позволяют констатировать, что структура социально-психологического климата подросткового коллектива включает два относительно самостоятельных компонента, которые оцениваются с позиции объективно существующих критериев и субъективной удовлетворенности ими членами коллектива: 1) отношение к деятельности и 2) отношение друг к другу (см. рис. 3).

Анализ взаимоотношений в подростковом коллективе свидетельствует о том, что характер взаимоотношений в подростковом коллективе является одним из основополагающих факторов, определяющих отношение состава подростковых трудовых бригад к деятельности. В связи с этим, группа факторов, определяющих взаимоотношения в коллективе, обозначена как факторы первого порядка, а группа факторов,

формирующих отношение к деятельности, - второго порядка.

Рис. 3. Структура социально-психологического климата на площадке №8 «Новое поколение»

Обобщение и анализ оценок субъективной удовлетворенности взаимоотношениями в подростковом коллективе, с одной стороны, и трудовой деятельностью с другой, позволяет выделить три типа СПК в трудовых подростковых коллективах:

1-й тип СПК - «оптимальный»: характеризуется субъективной удовлетворенностью подростков, как трудовой деятельностью, так и сложившимися взаимоотношениями в коллективе; 2-й тип СПК - «ориентированный на взаимоотношения»: складывается в ситуации, когда у значительной части подросткового коллектива преобладает неудовлетворенность работой, однако члены коллектива удовлетворены состоянием межличностных взаимоотношений; 3-й тип СПК - «ориентированный на деятельность»: возникает в результате удовлетворенности большинства членов подросткового коллектива трудовой деятельностью как видом деятельности, и его неудовлетворенностью сложившимися в коллективе взаимоотношениями. Гипотетически возможен и 4й тип СПК, который характеризуется крайне низкими значениями удовлетворенности подростков, как работой, так и взаимоотношениями в коллективе. Однако подобный тип СПК в ходе исследования на площадке «Новое поколение» выявлен не был и в данной работе не анализируется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ развития межличностных отношений показал, что взаимоотношения между членами подросткового коллектива - это одно из существенных проявлений социально-психологического климата и один из важнейших факторов его формирования. Для социально-психологического климата на площадке специального предприятия существенными оказались как взаимоотношения по поводу производственной деятельности, так и дружеские контакты членов подросткового коллектива.

Несовершеннолетние сотрудники специального предприятия характеризуются принципиальностью, склонностью к сотрудничеству и удовлетворенностью совместной деятельностью, для них также характерны целеустремленность, оптимизм, дружелюбие и доброжелательность в межличностных отношениях, которые нарастали по мере нахождения в трудовом лагере.

Межличностные отношения подростков по работе наиболее полно проявляются и развиваются внутри первичного производственного коллектива - бригады и являются факторами первого порядка, определяющими гармоничность социально психологического климата в подростковом трудовом коллективе. Наличие такой организационной формы, работа по индивидуальному заданию способствует укреплению дружеских отношений подростков и положительно сказывается на их отношении к коллективу предприятия. Исследование корреляционных связей между отдельными показателями межличностных отношений позволило выявить показатели, наиболее тесно связанные с психологическим климатом. Это: сплоченность в досуговой деятельности и совместном труде, чуткое и внимательное отношение друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев, М.Г. Клинико-психологическая систематика девиантного поведения молодежи / М.Г. Дмитриев // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2008. - Т. 10, № 8. - С. 31-37.

2. Дмитриев, М.Г. Психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей на базе специального предприятия "Новое поколение" / М.Г. Дмитриев // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2009. - Т. 11, № 9. - С. 49-54.

3. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.

Контактная информация: my-intemety@yandex.ru

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

ВУЗА

Сергей Сергеевич Бучнев, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов,

Москва

Аннотация

Системообразующим психолого-акмеологическим детерминантом совершенствования процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе является формирование у них ценностных ориентации на физическое совершенствование, которые, определи содержательную сторону направленности личности и составляя основу ее отношений, ядро мотивации, жизненной концепции и смысла жизни, обеспечивают переход от физического воспитания к акме-ориентированному физическому самовоспитанию и выступают как внутренние регуляторы физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: физическое воспитание, совершенствование, психолого-

акмеологические детерминанты.

PSYCHOLOGICALLY-ACMEOLOGICAL DETERMINANTS OF IMPROVEMENT OF STUDENTS' PHYSICAL EDUCATION SYSTEM

Sergey Sergeevich Buchnev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peoples Friendship University of Russia,

Moscow

Annotation

A systemically important psychologically-acmeological determinant of improving the physical education of future specialists in the university is formation of value orientation on physical improvement which determines the content side of individual orientation and compile the basis of its relations, motivation core, concept of life and meaning of life providing the transition from physical education to acme-oriented physical self-education and serves as internal regulators of athletic and sporting activities.

Keywords: physical education, improvement, psychologically-acmeological determinants.

Известно, что на рынке образовательных услуг как у нас в стране, так и за рубежом, требуются не просто высококвалифицированные специалисты и творческие личности, которые способные не только исполнять свои функциональные обязанности на должном уровне, но и обладать хорошим состоянием здоровья и физического развития. Опыт показывает, что первостепенным является понимание необходимости физического развития личности, осознанное приобретение знаний в области здоровьес-бережения и физической культуры, умений и навыков реализовывать полученные знания на практике, что, безусловно, способствует развитию личности в соответствии с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.