Научная статья на тему 'Факторы, определяющие социально-психологический климат'

Факторы, определяющие социально-психологический климат Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5199
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА / ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР / РУКОВОДЯЩИЙ СТИЛЬ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE / FACTORS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE / LABOR COLLECTIVE / COMMUNICATIVE NATURE / THE GOVERNING STYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галеева Л.В.

В статье рассмотрены факторы, определяющие социально-психологический климат в медицинском коллективе. Приведены результаты исследования, проанализированы основные проблемы психологического климата трудового коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галеева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS DETERMINING SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE

The article describes the factors that determine the socio-psychological climate in the medical team. The results of the study, analyzed the main problems of the psychological climate of the labor collective.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие социально-психологический климат»

УДК 159.9.316.6 ББК Ю9

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Л.В. ГАЛЕЕВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

е-шаИ: lyutsiya__vakilevna@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены факторы, определяющие социально-психологический климат в медицинском коллективе. Приведены результаты исследования, проанализированы основные проблемы психологического климата трудового коллектива.

Ключевые слова: социально-психологический климат, факторы социально-психологического климата, трудовой коллектив, коммуникативный характер, руководящий стиль.

Актуальность. Социально-психологический климат (СПК) выступает в качестве преобладающей и устойчивой духовной атмосферы либо психического настроя коллектива, что проявляется в человеческих отношениях друг к другу, и к общему делу [4].

Имеет место множество факторов, посредством которых определяется социально-психологический коллективный климат:

Глобальная макросреда: общественная обстановка, совокупность политических, культурных, экономических и др. условий. Степень стабильности в политической и экономической общественной жизни обеспечивают психологическое и социальное благополучие и адаптацию его членов, оказывая косвенное влияние на социально-психологический климат групп [6].

Локальная макросреда: т.е. предприятия, к структуре которой принадлежит трудовой коллектив. Размеры предприятия, его структура со статусно-ролевой точки зрения, отсутствие каких-либо функционально-ролевых

противоречий, степень властной централизации, участие работников в планировании, ресурсном распределении, состав структурных

подразделений (профессиональный,

половозрастной, этнический) и т.д.

Санитарно-гигиенические условия работы, а также физический микроклимат. Духота, жара, неправильная освещенность, шум могут выступить в качестве источника повышенной степени раздражительности и влияя косвенно на психологическую групповую атмосферу. В случае наличия хорошего оборудования на рабочем месте, благоприятных санитарно-гигиенических условия повышается

удовлетворенность, получаемая в результате

трудовой деятельности, что содействует формированию благоприятного СПК [10].

Удовлетворенность собственной работой. Немаловажная роль в процессе формирования благоприятного СПК принадлежит тому, насколько для человека является интересной работа, творческой, разнообразной, ее соответствие профессиональному уровню, возможность реализации творческого потенциала, профессионального роста [2, 5, 7, 8, 9, 11].

Характер выполняемой деятельности. В качестве факторов, оказывающих косвенное негативное влияние на СПК в коллективе, выступает характерная деятельности монотонность, высокий уровень

ответственности, наличие риска для жизни и здоровья работника, эмоциональная

насыщенность и стрессогенный характер и т.д.

Организация совместной деятельности. На СПК также оказывает свое влияние формальная групповая структура, метод распределения имеющихся полномочий, наличие цели. В результате взаимозависимости задач, нечеткого распределения обязанностей, несоответствия работника его роли, психологической несовместимости участников деятельности повышается уровень напряженности групповых отношений и они являются источниками конфликтов.

Следует рассматривать психологическую совместимость как важнейший фактор, оказывающий свое влияние на СПК. Психологическая совместимость - это способность к осуществлению совместной деятельности, основой которой является эффективное сочетание личностных качеств участников в коллективе.

Коммуникационный характер на

предприятии рассматривается как фактор СПК. В результате отсутствия точной и полной информации по вопросу, являющемуся важным для работников, создается благодатная почва для распространения и возникновения сплетен и слухов, закулисных игр и плетения интриг. Руководитель обязан внимательно

контролировать удовлетворительность

информационным обеспечением

осуществляемой организацией деятельности. В результате низкой коммуникативной компетентности работников возникают коммуникативные барьеры, возрастание напряженности в существующих

межличностных отношениях, недоверие, непонимание, конфликты. Благодаря умению точного и ясного изложения собственной точки зрения, владению навыками активного слушания, приемами конструктивной критики и т.д. создаются условия, необходимость в которых возникает при удовлетворительной коммуникации на предприятии [12].

Изучением влияния руководствующего стиля на социально-психологический климат, присущий коллективу, предполагается учет особенностей руководительской личности, методы и стиль руководства. Руководитель влияет на все факторы, посредством которых определяется социально-психологический

климат. Существует непосредственная зависимость от него подбора кадров, наказания и поощрения членов коллектива, продвижения по службе, организации труда сотрудников. Многое находится в зависимости от применяемого им стиля руководства [1, 3].

Материалы и методы. Для исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе отделения анестезиологии и реанимации № 2 (АиР) родильного дома ГБУЗ ОКБ № 3 (г. Челябинск) мы использовали методику по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе. Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто и тест Сишора.

Среди них: врачи-анестезиологи,

медицинские сестры, санитарки. Их численность составила 27 человек.

В опрашиваемую группу респондентов входили врачи - 6 человек (22%), медицинские сестры - 11 человек (41%), младший медицинский персонал (санитарки) - 10 человек (37%) от общего количества опрашиваемых.

Результаты исследования. При анализе результатов, полученных с помощью диагностического опросника социально-психологического климата группы О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто, были определены следующие данные:

В среднем оценка эмоционального компонента среди медицинского персонала в отделении анестезиологии и реанимации благоприятна, что свидетельствует об устойчивых и теплых эмоциональных отношениях в коллективе.

Когнитивную составляющую, персонал отделения в целом оценивает как весьма благоприятную, то есть сотрудники достаточно хорошо знают личные и деловые качества друг друга. Относительно более высокая оценка наблюдается у врачей (0,96 балла). Поведенческую составляющую в большинстве случаев сотрудники отделений характеризуют как в целом благоприятную. Однако младший медицинский персонал отделения АиР считает ситуацию менее благоприятной (0,10 балла). Это может свидетельствовать, о нежелании проводить вместе больше времени, чем это необходимо по работе, отсутствии контактов и поддержки людей, временно не занятых на работе (болезнь, отпуск по беременности и родам и др.) или вышедших на пенсию.

Согласно результатам исследования групповой оценки труда, сотрудники отделения оценивают параметры, такие как организация работы, привлекательность работы,

разнообразие работы, возможность повышения квалификации, отношения с непосредственным руководителем, состояние оборудования, размер заработной платы, как

удовлетворительные.

Анализ вопросов связанных с производственной установкой, показал, что отделение в целом характеризуются положительной производственной установкой, следовательно, положительным отношением к работе.

Согласно данным исследования,

характеристик руководителей, персонал отделения в целом положительно оценивает деловые и личные качества непосредственных руководителей. Персонал отделения АиР ниже оценивает такие качества руководителя как общественная активность, забота о людях, отзывчивость, умение разбираться в людях.

При анализе официальной и неофициальной структуры коллектива отделения АиР было

выявлено, что сотрудники отделения в 100% случаев указывают в качестве лидеров своих непосредственных руководителей,

следовательно, обращаются к ним при решении различных вопросов рабочего характера. Данная ситуация способствует формированию более благоприятного социально-психологического климата в отделении, а также более высокой организации деятельности отделения.

При анализе результатов, полученных с помощью теста "Определение индекса групповой сплочённости СИТТТОР", были подсчитаны результаты каждого испытуемого по отдельности и средний балл для всех.

Средний бал анкетируемых получился 15 балла, что говорит о достаточно неплохих взаимоотношениях в коллективе и хорошем уровне сплочённости. Рассматривая же по

отдельности можно выявить несколько очень низких результатов, что позволяет понять, почему взаимоотношения в коллективе всё-таки не идеальны. Так же есть ряд достаточно высоких результатов.

Выводы. Таким образом, социально-психологический климат отделения

анестезиологии и реанимации № 2 родильного дома ГБУЗ ОКБ № 3 характеризуется как весьма благоприятный. Это говорит о том, что персонал отделения имеет достаточный стаж работы, является сплоченным коллективом и воспринимает в качестве лидеров своих непосредственных руководителей, однако в отдельных моментах существуют определенные минусы во взаимоотношениях сотрудников отделения.

Список литературы

1. Андреева А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка / А.С. Андреева // Сборник статей международной научно-практической конференции "Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей". - Челябинск. - 2015. - с. 6-11

2. Андреева А.С. Роль семьи в самоопределении и социальной адаптации студента высшего учебного заведения /А.С. Андреева, О.А. Качанова // Сборник статей международной научно-практической конференции "Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей". - Челябинск. - 2015. - с. 12-18

3. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Андреева // Материалы III всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения ". - Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013. - № 1 (3). - с. 12-15.

4. Майерс Д. Социальная психология /Д. Майерс. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 794 с.

5. Максимова О.Г. Выбор будущей специальности студентами-медиками в зависимости от типа личности / О.Г. Максимова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - № 4-17. - с. 148-149.

6. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации /Е.В. Соболева //Психология обучения. - 2014. - № 06. - с. 74-80.

7. Соболева Е.В Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования / Е.В. Соболева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - Т. 5. - №2. - с. 129-135.

8. Соболева Е.В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей / Е.В. Соболева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4 - [Электронный ресурс] - URL: http://www.science-education. ru/118-14405

9. Пешиков О.В. Психологические тесты как вариант подхода к выбору будущей медицинской специальности / О.В. Пешиков, О.Г. Максимова //Медицина и образование в Сибири. - 2010. - № 3. - с. 2.

10. Семенов К.Д. Психология управления: учебник для ВУЗов / К.д. Семенов. - Санкт-Петербург: Проспект, 2000. - 475 с.

11. Шаманова А.Ю. Концепция формирования врача-специалиста /А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - № 4-18. - с. 167-168.

12. Шепель В.М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски / В.М. Шепель. - Москва: Финансы и статистика, 2015. - 384 с.

FACTORS DETERMINING SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE*

LVGALEEVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: lyutsiya_vakilevna@mail.ru

* Научные руководители: ст. преп., к.псх.н. Соболева Е.В., спец. Авдеенко А.С.

Abstract

The article describes the factors that determine the socio-psychological climate in the medical team. The results of the study, analyzed the main problems of the psychological climate of the labor collective.

Keywords: socio-psychological climate, factors of socio-psychological climate, the labor collective, communicative nature, the governing style.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.