УДК 159.9.316.6 ББК Ю9
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
Л.В. ГАЛЕЕВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия
е-шаИ: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены факторы, определяющие социально-психологический климат в медицинском коллективе. Приведены результаты исследования, проанализированы основные проблемы психологического климата трудового коллектива.
Ключевые слова: социально-психологический климат, факторы социально-психологического климата, трудовой коллектив, коммуникативный характер, руководящий стиль.
Актуальность. Социально-психологический климат (СПК) выступает в качестве преобладающей и устойчивой духовной атмосферы либо психического настроя коллектива, что проявляется в человеческих отношениях друг к другу, и к общему делу [4].
Имеет место множество факторов, посредством которых определяется социально-психологический коллективный климат:
Глобальная макросреда: общественная обстановка, совокупность политических, культурных, экономических и др. условий. Степень стабильности в политической и экономической общественной жизни обеспечивают психологическое и социальное благополучие и адаптацию его членов, оказывая косвенное влияние на социально-психологический климат групп [6].
Локальная макросреда: т.е. предприятия, к структуре которой принадлежит трудовой коллектив. Размеры предприятия, его структура со статусно-ролевой точки зрения, отсутствие каких-либо функционально-ролевых
противоречий, степень властной централизации, участие работников в планировании, ресурсном распределении, состав структурных
подразделений (профессиональный,
половозрастной, этнический) и т.д.
Санитарно-гигиенические условия работы, а также физический микроклимат. Духота, жара, неправильная освещенность, шум могут выступить в качестве источника повышенной степени раздражительности и влияя косвенно на психологическую групповую атмосферу. В случае наличия хорошего оборудования на рабочем месте, благоприятных санитарно-гигиенических условия повышается
удовлетворенность, получаемая в результате
трудовой деятельности, что содействует формированию благоприятного СПК [10].
Удовлетворенность собственной работой. Немаловажная роль в процессе формирования благоприятного СПК принадлежит тому, насколько для человека является интересной работа, творческой, разнообразной, ее соответствие профессиональному уровню, возможность реализации творческого потенциала, профессионального роста [2, 5, 7, 8, 9, 11].
Характер выполняемой деятельности. В качестве факторов, оказывающих косвенное негативное влияние на СПК в коллективе, выступает характерная деятельности монотонность, высокий уровень
ответственности, наличие риска для жизни и здоровья работника, эмоциональная
насыщенность и стрессогенный характер и т.д.
Организация совместной деятельности. На СПК также оказывает свое влияние формальная групповая структура, метод распределения имеющихся полномочий, наличие цели. В результате взаимозависимости задач, нечеткого распределения обязанностей, несоответствия работника его роли, психологической несовместимости участников деятельности повышается уровень напряженности групповых отношений и они являются источниками конфликтов.
Следует рассматривать психологическую совместимость как важнейший фактор, оказывающий свое влияние на СПК. Психологическая совместимость - это способность к осуществлению совместной деятельности, основой которой является эффективное сочетание личностных качеств участников в коллективе.
Коммуникационный характер на
предприятии рассматривается как фактор СПК. В результате отсутствия точной и полной информации по вопросу, являющемуся важным для работников, создается благодатная почва для распространения и возникновения сплетен и слухов, закулисных игр и плетения интриг. Руководитель обязан внимательно
контролировать удовлетворительность
информационным обеспечением
осуществляемой организацией деятельности. В результате низкой коммуникативной компетентности работников возникают коммуникативные барьеры, возрастание напряженности в существующих
межличностных отношениях, недоверие, непонимание, конфликты. Благодаря умению точного и ясного изложения собственной точки зрения, владению навыками активного слушания, приемами конструктивной критики и т.д. создаются условия, необходимость в которых возникает при удовлетворительной коммуникации на предприятии [12].
Изучением влияния руководствующего стиля на социально-психологический климат, присущий коллективу, предполагается учет особенностей руководительской личности, методы и стиль руководства. Руководитель влияет на все факторы, посредством которых определяется социально-психологический
климат. Существует непосредственная зависимость от него подбора кадров, наказания и поощрения членов коллектива, продвижения по службе, организации труда сотрудников. Многое находится в зависимости от применяемого им стиля руководства [1, 3].
Материалы и методы. Для исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе отделения анестезиологии и реанимации № 2 (АиР) родильного дома ГБУЗ ОКБ № 3 (г. Челябинск) мы использовали методику по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе. Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто и тест Сишора.
Среди них: врачи-анестезиологи,
медицинские сестры, санитарки. Их численность составила 27 человек.
В опрашиваемую группу респондентов входили врачи - 6 человек (22%), медицинские сестры - 11 человек (41%), младший медицинский персонал (санитарки) - 10 человек (37%) от общего количества опрашиваемых.
Результаты исследования. При анализе результатов, полученных с помощью диагностического опросника социально-психологического климата группы О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто, были определены следующие данные:
В среднем оценка эмоционального компонента среди медицинского персонала в отделении анестезиологии и реанимации благоприятна, что свидетельствует об устойчивых и теплых эмоциональных отношениях в коллективе.
Когнитивную составляющую, персонал отделения в целом оценивает как весьма благоприятную, то есть сотрудники достаточно хорошо знают личные и деловые качества друг друга. Относительно более высокая оценка наблюдается у врачей (0,96 балла). Поведенческую составляющую в большинстве случаев сотрудники отделений характеризуют как в целом благоприятную. Однако младший медицинский персонал отделения АиР считает ситуацию менее благоприятной (0,10 балла). Это может свидетельствовать, о нежелании проводить вместе больше времени, чем это необходимо по работе, отсутствии контактов и поддержки людей, временно не занятых на работе (болезнь, отпуск по беременности и родам и др.) или вышедших на пенсию.
Согласно результатам исследования групповой оценки труда, сотрудники отделения оценивают параметры, такие как организация работы, привлекательность работы,
разнообразие работы, возможность повышения квалификации, отношения с непосредственным руководителем, состояние оборудования, размер заработной платы, как
удовлетворительные.
Анализ вопросов связанных с производственной установкой, показал, что отделение в целом характеризуются положительной производственной установкой, следовательно, положительным отношением к работе.
Согласно данным исследования,
характеристик руководителей, персонал отделения в целом положительно оценивает деловые и личные качества непосредственных руководителей. Персонал отделения АиР ниже оценивает такие качества руководителя как общественная активность, забота о людях, отзывчивость, умение разбираться в людях.
При анализе официальной и неофициальной структуры коллектива отделения АиР было
выявлено, что сотрудники отделения в 100% случаев указывают в качестве лидеров своих непосредственных руководителей,
следовательно, обращаются к ним при решении различных вопросов рабочего характера. Данная ситуация способствует формированию более благоприятного социально-психологического климата в отделении, а также более высокой организации деятельности отделения.
При анализе результатов, полученных с помощью теста "Определение индекса групповой сплочённости СИТТТОР", были подсчитаны результаты каждого испытуемого по отдельности и средний балл для всех.
Средний бал анкетируемых получился 15 балла, что говорит о достаточно неплохих взаимоотношениях в коллективе и хорошем уровне сплочённости. Рассматривая же по
отдельности можно выявить несколько очень низких результатов, что позволяет понять, почему взаимоотношения в коллективе всё-таки не идеальны. Так же есть ряд достаточно высоких результатов.
Выводы. Таким образом, социально-психологический климат отделения
анестезиологии и реанимации № 2 родильного дома ГБУЗ ОКБ № 3 характеризуется как весьма благоприятный. Это говорит о том, что персонал отделения имеет достаточный стаж работы, является сплоченным коллективом и воспринимает в качестве лидеров своих непосредственных руководителей, однако в отдельных моментах существуют определенные минусы во взаимоотношениях сотрудников отделения.
Список литературы
1. Андреева А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка / А.С. Андреева // Сборник статей международной научно-практической конференции "Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей". - Челябинск. - 2015. - с. 6-11
2. Андреева А.С. Роль семьи в самоопределении и социальной адаптации студента высшего учебного заведения /А.С. Андреева, О.А. Качанова // Сборник статей международной научно-практической конференции "Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей". - Челябинск. - 2015. - с. 12-18
3. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Андреева // Материалы III всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения ". - Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013. - № 1 (3). - с. 12-15.
4. Майерс Д. Социальная психология /Д. Майерс. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 794 с.
5. Максимова О.Г. Выбор будущей специальности студентами-медиками в зависимости от типа личности / О.Г. Максимова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - № 4-17. - с. 148-149.
6. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации /Е.В. Соболева //Психология обучения. - 2014. - № 06. - с. 74-80.
7. Соболева Е.В Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования / Е.В. Соболева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - Т. 5. - №2. - с. 129-135.
8. Соболева Е.В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей / Е.В. Соболева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4 - [Электронный ресурс] - URL: http://www.science-education. ru/118-14405
9. Пешиков О.В. Психологические тесты как вариант подхода к выбору будущей медицинской специальности / О.В. Пешиков, О.Г. Максимова //Медицина и образование в Сибири. - 2010. - № 3. - с. 2.
10. Семенов К.Д. Психология управления: учебник для ВУЗов / К.д. Семенов. - Санкт-Петербург: Проспект, 2000. - 475 с.
11. Шаманова А.Ю. Концепция формирования врача-специалиста /А.Ю. Шаманова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - № 4-18. - с. 167-168.
12. Шепель В.М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски / В.М. Шепель. - Москва: Финансы и статистика, 2015. - 384 с.
FACTORS DETERMINING SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE*
LVGALEEVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
* Научные руководители: ст. преп., к.псх.н. Соболева Е.В., спец. Авдеенко А.С.
Abstract
The article describes the factors that determine the socio-psychological climate in the medical team. The results of the study, analyzed the main problems of the psychological climate of the labor collective.
Keywords: socio-psychological climate, factors of socio-psychological climate, the labor collective, communicative nature, the governing style.