Научная статья на тему 'Влияние корпоративной социальной ответственности на управление устойчивым развитием корпоративного образования'

Влияние корпоративной социальной ответственности на управление устойчивым развитием корпоративного образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукова Е. А., Букреев А. М.

В статье раскрываются содержание и основные направления корпоративной социальной ответственности, ее влияние на устойчивое развитие корпоративного образования и увеличение стоимости компании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY ON MANAGEMENT OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF CORPORATE FORMATION

In article the maintenance and the basic directions of corporate social responsibility, its influence on a sustainable development of corporate formation and increase in cost of the company reveals.

Текст научной работы на тему «Влияние корпоративной социальной ответственности на управление устойчивым развитием корпоративного образования»

УДК 658.1

ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. Жукова, А.М. Букреев

В статье раскрываются содержание и основные направления корпоративной социальной ответственности, ее влияние на устойчивое развитие корпоративного образования и увеличение стоимости компании

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, устойчивое развитие

Прошло почти двадцать лет с того момента, когда комиссия, возглавляемая Гру Харлем Брунт-ланд, определила термин «устойчивое развитие» как развитие, направленное на удовлетворение текущих потребностей и вместе с тем не подвергающее риску возможности будущих поколений по удовлетворению собственных потребностей. Это определение, а также Декларация ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 году, положили начало современному движению за устойчивое развитие бизнеса [1].

Понятие «устойчивое развитие» в развитых странах прочно вошло в корпоративную деятельность. Это связано в первую очередь с тем, что ведущие страны мира взяли на себя значительные международные обязательства в соответствии с «Йоханнесбургской декларацией по устойчивому развитию», одобренной на мировом саммите 2002 года .

Помимо национальных программ «устойчиво -го развития» передовая часть компаний разрабатывает и воплощает собственные корпоративные планы «устойчивого развития». В деловых кругах нет однозначного понимания деятельности, связанной с обеспечением устойчивого развития корпоративных образований, что неудивительно для стран и компаний, действующих в отличных друг от друга условиях. Однако, по мнению авторов, суть этих мероприятий должна заключаться в следующем: целенаправленное проведение корпоративных изменений при сохранении баланса связей, пропорций и минимизации негативного влияния внешних и внутренних факторов, направленное на результативное функционирование и согласование интересов заинтересованных групп. Основными такими факторами являются: социальные, экономические и экологические. Только те корпоративные образования, которые на практике добились снижения негативного экологического и социального воздействия при одновременном экономическом росте, считаются «устойчивыми» и социально ответственными - именно здесь происходит взаимосвязь с корпоративной социальной ответственностью.

Жукова Екатерина Александровна - ВГТУ, аспирант, тел. 8-908-135-02-63

Букреев Анатолий Митрофанович - ВГТУ, д-р экон. наук, профессор, тел. (4732) 36-52-47

Под корпоративной социальной ответственностью будем понимать ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством (в области этики, экологии, прав человека и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Быть социально ответственным означает не только оправдывать ожидания общества, но и инвестировать в людские ресурсы, охрану окружающей среды и отношения со стейкхолдерами [2].

Интересы основных групп стейкхолдеров

Стейкхолдеры Основные интересы стейкхолдеров

Акционеры - размер годового дивиденда; повышение стоимости акций; рост стоимости компании и ее прибыль; колебания цен на акции

Институциональные инвесторы - размер инвестиций с высоким уровнем риска; ожидание высокой прибыли; сбалансированность их инвестиционного портфеля

Работники - гарантии занятости; уровень реальной заработной платы; условия найма; возможности продвижения по службе; социальнопсихологический климат

Потребители - желаемые и качественные продукты; приемлемые цены; разнообразие выбора

Дилеры- распространи- тели - послепродажное обслуживание; своевременность и надежность поставок; качество поставляемого продукта(услуги)

Поставщики - стабильность заказов; оплата в срок и по условиям договора

Представители государственной власти - обеспечение занятости; выплата налогов; соответствие деятельности требованиям закона; поддержка или совместная реализация проектов

Представители региональной власти - вклад в экономический рост и устойчивое развитие региона; вклад в местный бюджет; поддержка социальной инфраструктуры региона

Социальные и общественные группы - забота об окружающей среде; поддержка местной общественной деятельности

СМИ - получение правдивой и полной информации о деятельности корпоративного образования

Таким образом, корпоративная социальная ответственность затрагивает этические аспекты взаимоотношений с основными заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), институтами власти, бизнес сообществом, и гражданскими организациями. В соответствии с «теорией заинтересованных сторон» Фридмана (Stakeholder Theory) к последним относятся группа или лицо, которая сама может влиять на достижение целей организации и на которую влияет достижение целей организации. В “табл.” приведены основные группы стейкхолдеров и их интересы.

На практике корпоративная социальная ответственность означает заблаговременный двусторонний диалог с группами местного населения; признание своих сотрудников основным ресурсом компании, а также понимание, что необходимость замены сотрудников или низкая производительность их работы влечет за собой соответствующие затраты. В этом контексте инвестиции в обучение, профессио-

нальную подготовку и систему мотивации персонала становятся одним из основных факторов успешного развития бизнеса. Корпоративная социальная ответственность стимулирует концентрацию усилий и внимания на обслуживании клиентов, понимании не только их сегодняшних запросов, но и возможных будущих потребностей. Таким образом, корпоративное образование, ориентированное на достижение успеха и устойчивое развитие, должно четко определить важнейшие направления деловых отношений и работать в этих направлениях. Понимание вопросов корпоративной социальной ответственности, управление ими и информирование заинтересованных сторон составляют важную часть хорошего управления корпоративным образованием. На “рис. 1” представлены основные направления корпоративной социальной ответственности и их место в управлении устойчивым развитием корпоративного образования.

Окружающая среда

к

о

=

S

Р

О

о

В

п

д

&

Рабочее место

Рис. 1. Основные направления корпоративной социальной ответственности корпоративного образования

Корпоративное образование, стремящиеся понять и удовлетворять потребности и ожидания тех групп, во взаимодействии с которыми оно ведет свой бизнес, получает долгосрочные преимущества с точки зрения роста дохода акционеров. Увеличение балансовой стоимости корпоративного образо-

вания приводит к повышению финансовой устойчивости корпоративного образования за счет увеличения доли материальных активов и финансового капитала. При этом необходимо помнить, что корпоративная социальная ответственность направлена и на увеличение доли нематериальных активов, рост

которых обеспечивает повышение устойчивости развития корпоративного образования в перспективе и как следствие увеличение рыночной стоимости бизнеса. Влияние корпоративной социальной ответственности на стратегические возможности корпоративного образования приведено на “рис. 2”.

Раньше стоимость компании зависела от величины финансового капитала и физических активов. С течением времени оказалось, что этих двух показателей не достаточно для адекватной оценки бизнеса и доведения до общественности информации о его стоимости. Все большее значение придается месту в создании реальной рыночной стоимости таких элементов, как репутация, бренд, доверие, надежность, интеллектуальный капитал, доверие потребителей, управление рисками, ответственность за социальную сферу и охрану окружающей среды, а также других нематериальных «нефинансовых» характеристик. Часто и ожиданиями высшего руководства компании объясняют тем, что не удалось донести до участников рынка полную информацию по этим аспектам стоимости.

Однако ситуация меняется. В Великобритании Листинговая служба Агентства финансовых услуг (Financial Service Agency, FCA) рассматривает вопрос о введении требования об обязательном раскрытии информации в области социальной ответст-

венности и охраны окружающей среды всеми компаниями, добивающимися включения в листинг биржи. В постановлении ЕС «О проспектах эмиссии ценных бумаг» №809/2004 Комитет европейских органов по регулированию рынков ценных бумаг рекомендовал последовательно применять Раздел «Обзор операционной и финансовой деятельности», причем «в том объеме, который необходим для понимания развития, эффективности и текущего состояния компании; анализ может охватывать ключевые показатели деятельности как финансового, так и нефинансового характера, которые относятся к конкретной компании (ключевые факторы, влияющие на стоимость компании), включая информацию, касающуюся сотрудников компании и охраны окружающей среды» [3].

Распространением знаний о нефинансовой отчетности в отечественной бизнес-среде занимается созданная в 2004 году по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Социальная Хартия российского бизнеса. Необходимо отметить, что на сегодняшний день в её рядах состоят около 190 предприятий и организаций, среди которых и Воронежский областной союз промышленников и предпринимателей (работодателей) [4].

я

а

на

ч

о

н

ы

s

•Деловая репутация

•Бренд

•Доверие

•Авторитет

•Добросовестность

•Интеллектуальный капитал

•Лояльность клиентов

•Управление рисками

•Социальная и экологическая

ответственность

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Перспективное планирование

• Объясняет, как были и будут достигаться результаты

ФИНАНСОВЫЕ

ВОЗМОЖНОСТИ

Б

•Финансовый капитал

•Материальные активы

• В основном ретроспективная оценка

• В основном пояснение того, какие результаты были достигнуты

Рис. 2. Корпоративная социальная ответственность и ее роль в формировании стратегии устойчивого развития корпоративного образования

Правовой основой формирования нефинансовой отчетности является внедрение «мягкого» международного стандарта Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative — GRI) по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компаний, экология производства и социальная политика, и процессный стандарт разработки социальных отчетов АА1000 [5].

В Российской Федерации практика введения законодательных условий внедрения нефинансовой (социальной) отчетности представляется прежде-

временной, поскольку опыта в этой области накоплено не достаточно, а случаи подготовки социальных отчетов по международным стандартам пока единичны. По данным РСПП на 20 марта 2009 года в Национальный Регистр внесены нефинансовые отчеты 37 компаний, зарегистрированы 70 отчетов, которые выпущены в период, начиная с 2000 г. В их числе: экологические отчеты (ЭО) - 21, социальные отчеты (СО) - 37, отчеты в области устойчивого развития (ОУР) - 12.

На волне общемировой кампании по «устойчивому развитию» и всемерному внедрению корпора-

тивной социальной ответственности помимо различных социальных индексов 8 сентября 1999 года по инициативе бизнес-сообщества был введен мировой фондовый индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (Dow Jones Sustainability Index - DJSI). Этот индекс рассчитывается по большому количеству показателей путем заполнения компаниями специальных ежегодных вопросников.

Затем эти данные проверяются специально уполномоченным аудитором — в настоящее время это PricewaterhouseCoopers. Рассчитанные и проверенные таким образом показатели затем группируются по трем направлениям: экономика компании, экологическая безопасность и социальная деятельность. Около 60% показателей одинаковы для всех компаний независимо от их отраслевой принадлежности, а 40% различаются по секторам. Далее, после расчетов по специальной «взвешенной шкале» по этим показателям, определяются места компаний, концернов, финансовых институтов и корпораций в мировом табеле о рангах по «устойчивому развитию» с разбивкой по секторам.

В ежегодный общемировой список лидеров индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI World) в 2008 году вошло 300 наиболее успешных компаний мира из 24 ведущих стран, в число которых вновь не попала Российская Федерация. 15 октября 2001 года стартовал европейский индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI STOXX). По методологии и практике расчетов он полностью аналогичен общемировому. В настоящее время он рассчитывается для 600 европейских предприятий, 20% из которых составили в 2008 году группу лидеров: 167 компаний из 12 стран Европы [6].

Международный опыт однозначно показывает, что корпоративная социальная ответственность и раскрытие финансовой и нефинансовой информации о деятельности корпоративного образования способствует:

- увеличению темпов роста прибыли и капитализации;

- управлению рисками;

- доступу к социально-ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области защиты окружающей среды;

- сокращению операционных расходов, например, за счет сокращения отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов;

- улучшению бренда и деловой репутации, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса;

- росту продаж, повышению лояльности клиентов;

- повышению производительности и качества продукта (услуги);

- увеличению возможностей привлекать и удерживать сотрудников, создавая возможности для самореализации и продвижению по службе;

- сокращению претензий со стороны регулирующих органов;

- росту конкурентоспособности

Управление устойчивым развитием корпоративного образования на основе корпоративной социальной ответственности — сложный процесс, требующий от компаний существенной концептуально-стратегической и организационной перестройки: разработки корпоративных планов «устойчивого развития» и корпоративных отчетов о социальной ответственности, специальные PR- мероприятия: проведение переговоров и обмен опытом на общемировом, европейском и национальном уровнях, презентации компаний за рубежом. Рост стоимости и международного имиджа компании, безусловно, окупят эти вложения в случае успеха.

Литература

1. Лосев О. О понятии «устойчивое развитие» // Консультант директора, 2000, №11. С. 2-4.

2. Bansal, P.; R. Roth (2000). «Why Companies Go Green: A model of Ecological Responsiveness». The Academy of Management Journal, Vol.43, No.4, pp.717-736.

3. А. А, Филатова, К.А. Кравченко Современная практика корпоративного управления в российских компаниях. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 245 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей / www.rspp.ru

5. «Рекомендации по отчетности в области устойчивого развития» GRI / www.soc-otvet.ru

6. Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ // Менеджмент в России и за рубежом. 2009, №3. С 116-117.

Воронежский государственный технический университет

INFLUENCE OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY ON MANAGEMENT OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF CORPORATE FORMATION

E.A. Zhukova, A.M. Bukreev

In article the maintenance and the basic directions of corporate social responsibility, its influence on a sustainable development of corporate formation and increase in cost of the company reveals.

Key words: corporate social responsibility, sustainable development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.