541 441 341 241 141 041 931 831 731 631 531 431 331 231 131 031 921 821 721 621 521 421 321 221 121 021 911 811
“-КОРПОРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
2005 июнь
PEMEHUUM
В РАЗДЕЛЕ
Ксения ЛЕЩИНСКАЯ, Татьяна ГРИНБЕРГ,
отдел по стратегиям устойчивого развития бизнеса PricewaterhouseCoopers
Корпоративная
ответственность
В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ отрасли
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ | ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
Фармацевтическая отрасль, внося значительный вклад в мировую экономику (ее общий оборот составляет более 400 млрд. долл. в год), играет немаловажную роль в развитии общества и здоровья людей.
Среди факторов, определяющих сегодня стабильность спроса на современные лекарственные препараты, — рост доходов населения, изменение образа жизни и характера питания, ведущие к росту числа хронических заболеваний, совершенствование методов ранней диагностики болезней, предполагающее более длительное лечение, а также неудовлетворенный спрос на медицинские препараты в целом. В то же время в условиях
стратегической консолидации и усиления конкуренции в отрасли перед фармацевтическими компаниями стоит ряд вопросов, без решения которых их успешное развитие в долгосрочной перспективе будет затруднено. Среди существующих проблем следует отметить:
« усиливающиеся требования потребителей, контролирующих органов и финансовых рынков;
+ рост политического давления и активности неправительственных организаций;
« снижение результативности НИОКР при росте затрат на новые разработки;
« истечение срока патентной защиты;
Ф сокращение жизненного цикла продукции;
+ вопросы государственного ре-
ШШМ
Corporate social responsibility (CSR) is high on the agenda of many companies today. The authors discuss major CSR issues that pharmaceutical companies have to consider to ensure sustainable business development in the long term. Ksenia LESCHINSKAYA, Tatiana GREENBERG from PricewaterhouseCoopers, Sustainable Development Strategies department. CSR in the pharmaceuticals industry.
гулирования отрасли.
Компании отрасли всегда были объектом пристального внимания со стороны государства, средств массовой информации, общественных организаций, потребителей и пр. Однако если раньше эти заинтересованные стороны уделяли внимание в основном вопросам соответствия деятельности и производимой продукции законодательным требованиям, то в настоящее время все большее значение придается вопросам корпоративного гражданства и ответственности. Инвесторы и финансисты также предъявляют требования не только к финансовым результатам деятельности компаний, но и к социальным и экологическим показателям.
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И КОРПОРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
На языке бизнеса устойчивое развитие означает сбалансированный экономичес-
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ, ВХОДЯЩИЕ В DJSI WORLD (по СОСТОЯНИЮ НА 20 СЕНТЯБРЯ 2004 г.):
♦ Novo Nordisk
♦ AstraZeneca
♦ GlaxoSmithKline
♦ Novartis AG
♦ Roche Holding AG
♦ Pfizer
♦ Johnson & Johnson
кий рост компании, при учете и минимизации негативного и максимизации позитивного воздействия на социальную сферу и окружающую среду Под корпоративной ответственностью понимают такую практику ведения бизнеса, которая обеспечивает уважение к людям, обществу и окружающей среде, а также основана на соблюдении или превышении этических, юридических, коммерческих и общественных ожиданий и принципе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами. За по-
следнее десятилетие все большее число компаний признало преимущества политики и практики корпоративной ответственности с точки зрения бизнеса. Как отмечалось выше, инвесторов при принятии решений интересуют не только финансовые показатели деятельности, но и то, каким образом компании интегрировали принципы устойчивого развития в свою деятельность, и сегодня они готовы платить больше за акции тех компаний, которые соответствуют самым высоким социальным и экологическим стандартам. Это подтверждается динамикой индексов устойчивого развития. Наиболее известным из них является семейство индексов устойчивого развития Доу Джонса. Оценка компаний для включения в индексы устойчивого развития Доу Джонса производится по следующим направлениям:
« экономическая основа для устойчивого развития компании (не финансовые результаты, а более постоянные характе-
2005 июнь ршшиим
ристики, такие как организационная структура, система управления, интеллектуальный капитал, способность к инновациям и т.п.);
« активность компании в социальной сфере;
+ мероприятия, направленные на охрану окружающей среды.
Динамику значений Индекса устойчивого развития Доу Джонса (Dow Jones Sustainability Index — DJSI Word) по сравнению с Глобальным индексом Доу Джонса (Dow Jones Global Index — DJGI World) наглядно демонстрирует рисунок. На рисунке видно, что в среднем акции компаний, входящих в DJSI, котируются выше акций компаний, входящих в общий индекс.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ КОРПОРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ |
Как уже отмечалось, на капитализацию компании влияют не только экономические, но и социальные и экологические показатели деятельности. При этом следует отметить, что экологическое воздействие фармацевтических компаний по сравнению с другими отраслями, такими как энергетика, транспорт, металлургия, химическая промышленность, сравнительно невелико. И международ-
ные компании уже достигли значительного прогресса в смягчении негативного воздействия на окружающую среду, удовлетворяя требования заинтересованных сторон. В то же время социальное воздействие фармацевтической отрасли по сравнению с другими, наоборот, очень значительно, т.к. здоровье — это одна из базовых потребностей человека и общества в целом.
Центральным вопросом корпоративной ответственности в фармацевтике является вопрос доступности лечения. Для решения этого вопроса некоторые предприятия отрасли предприняли следующие шаги:
« снижение цен на лекарства;
« бесплатное распространение некото-
рых лекарств в развивающихся странах через совместные кампании и акции международных организаций (таких как ООН) и предприятий частного и государственного сектора;
« внесение в международные фонды благотворительных целевых взносов, направленных на улучшение диагностики и лечения хронических заболеваний. Кроме того, большинство глобальных фармацевтических компаний участвуют в поиске эффективного и приемлемого решения проблемы доступности медицинских услуг.
Фармацевтические компании, внедрившие принципы корпоративной ответственности, взаимодействуют с ключевыми заинтересованными сторонами, что-
Динамика индексов DJSI World и DJGI World с декабря 1993 г. по февраль 2005 г.
3»
2» 'І лжУ*
Aj ■ ^
1»
штиитч ипгиниаы1 іліішлм'ниімі иаиил^и.чшш иймш'лы
---[LHItMAI р-і ІІЧПІ Гі.h_J W.ані ) nl.ERTV
Источник: Dow Jones Sustainability Indexes
РИСУНОК
таблица | Направления взаимодействия фармацевтической компании с заинтересованными сторонами
Заинтересованные стороны Их потребности в отношении компании Р^ег Как они влияют на компанию Р^ег
Пациенты Доступ к лекарствам; Эффективность лекарств; Приемлемость цен на лекарства Решают, принимать ли препараты, выпущенные компанией
Клиенты Врачи решают, прописывать ли препараты, государство — приобретать ли их
Персонал Политика занятости Удовлетворение работой Гордость компанией Решают, работать ли в компании и с какой производительностью
Партнеры Кодекс этики и поведения «Честная игра» Своевременные платежи Решают, выбирать ли компанию в качестве партнера
Инвесторы Высокий доход на капитал Устойчивый набор производимой продукции Решают, инвестировать ли в компании и в каком объеме
Местные сообщества Польза от «хорошего соседа» Формируют среду проживания и работы в местах деятельности компании
Источник: D. Grayson, A. Hodges Corporate Social Opportunity. Seven Steps to Make Corporate Social Responsibility Work for Your Business, 2004
бы определить и учесть их ожидания при решении различных социально-этических вопросов (табл.).
Ожидания заинтересованных сторон оказывают воздействие на всю цепочку создания стоимости в фармацевтической промышленности. В частности, можно выделить некоторые аспекты корпоративной ответственности применительно к трем крупным элементам этой цепочки: НИОКР, производство, а также маркетинг и продажи.
ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ: | СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Залогом долгосрочной конкурентоспособности фармацевтических компаний является возможность финансирования исследований и разработок. НИОКР в фармацевтике являются очень дорогостоящими и отличаются высоким процентом неудач, даже на последней стадии исследований.
По мере усложнения и удорожания технологий, заложенных в основе проведения исследований, заинтересованные стороны задают вопросы о том,
обеспечивают ли фармацевтические компании и их партнеры (например, исследовательские организации, выполняющие заказы на исследования) безопасность, соблюдение этических норм, конфиденциальность и нормальное существование объектов клинических испытаний? Перед фармацевтической отраслью также стоят социальные и этические вопросы в области испытаний лекарств на животных. Заинтересованные стороны также интересует, проводят ли фармацевтические компании анализ соотношения затрат и выгод, чтобы определить, оправдывают ли преимущества, получаемые человечеством, страдания подопытных животных.
ПРОИЗВОДСТВО: СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, ОХРАНОЙ ТРУДА |
И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ
Качество производства — важнейший фактор, обеспечивающий успешность и своевременность запуска продуктов, оптимизацию поступления прибыли, укрепление репутации компании и, в
ПРАЗДНИК
ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
Красочное и веселое мероприятие организовала компания «Морон» для своих коллег и партнеров в честь празднования Дня медицинского работника. Праздник для сотрудников аптек и ЛПУ Москвы и Московской области состоялся в Останкинском парке столицы. Гостям была предоставлена возможность пообщаться с ведущими производителями ЛС. Перед ними также выступили фольклорные коллективы, работал городок старинных русских забав. Желающие смогли прокатиться в карете по Останкинскому парку, принять участие в конкурсах и викторинах. Победители получили памятные подарки от компании «Морон». Праздник завершился фуршетом на природе.
Соб. инф.
2005 июнь ршшиим
конечном итоге, максимизацию акционерной стоимости.
Эта область также подвергается тщательному изучению регулирующих органов — и это оказывает воздействие на технологические операции фармацевтики. Перед компаниями стоит задача обеспечения единых стандартов качества производства (GMP), которые содержат по ведению учета, квалификации персонала, санитарному контролю, чистоте помещений, проверке оборудования, контролю технологических процессов и работе с жалобами и претензиями.
ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ: ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ■
Передавая деятельность в области НИОКР и производства специализированным компаниям, фармацевтические компании сосредоточивают свое внимание на других сферах деятельности, которые могут помочь им получить дополнительную пользу, в частности на маркетинге и продажах.
Основной целевой группой подразделений продаж фармацевтических компаний являются врачи, назначающие лекарства пациентам. Ведется много дискуссий о неэтичной практике маркетинга: о примерах излишнего воздействия на лечащих врачей и внесении пожертвований в адрес медицинских объединений в обмен на положительные публикации в отраслевых журналах.
Фармацевтические компании пытаются обеспечить соблюдение нормативных требований различными способами, в т.ч. создавая этические кодексы.
На различных рынках действуют различные правила маркетинга. Соблюдение этих правил, безусловно, необходимо, однако многие заинтересованные стороны ожидают, что фармацевтические компании пойдут дальше простого соблюдения национальных правил и будут придерживаться этичных методов осуществления маркетинга в масштабе всего мира.
ПРАКТИКА НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ^■
Потребность в информировании общественности обо всех аспектах своей деятельности и ее результатах привела к появлению отчетности в области устойчивого развития (sustainability reporting, triple bottom line reporting), включающей в себя отчетность о социальных, экологических и экономических сторонах деятельности компании.
Первыми компаниями фармацевтической отрасли, опубликовавшими нефинансовые отчеты, стали Bayer AG, Johnson & Johnson, SmithKline Beecham. Отчеты, выпущенные в начале 90-х годов, были посвящены только вопросам экологии. За последние 15 лет спектр вопросов, включаемых в нефинансовые отчеты, неуклонно растет. С середины 90-х годов в отчетах стали отражаться различные социальные вопросы, а
в последние 5 лет все большее распространение получают отчеты об устойчивом развитии, охватывающие все стороны деятельности компании.
При отсутствии единого общепризнанного подхода или стандартов по составлению отчетов существует множество руководств, принципов, рекомендаций. Среди наиболее известных UN Global Compact, AA1000 Framework, OECD Guidelines, Natural Step и др. К примеру, участниками UN Global Compact фармацевтической отрасли являются такие компании, как Pfizer, Bayer AG, GlaxoSmithKline, а AA1000 Framework в своей деятельности используют компании AstraZeneca, Novozymes и Novo Nordisk.
Наиболее распространенным руководством для составления нефинансовой отчетности является Руководство по отчетности в области устойчивого развития, разработанное Глобальной инициативой по отчетности (GRI) в 2000 г. Соблюдение принципов Руководства GRI является добровольным. Преимущества Руководства GRI заключаются в том, что оно поддерживается многими влиятельными международными организациями и компаниями, и предлагает компаниям рекомендации по содержанию отчета и перечню экономических, экологических и социальных показателей. Руководство GRI получило широкое распространение и среди фармацевтических компаний, таких как Abbot Laboratories, AstraZeneca,
Aventis, Bayer AG, Bristol-Myers Squibb, GlaxoSmithKline, Novo Nordisk, Roche и многих других.
Несмотря на то, что каждая компания имеет свою специфику и по-своему видит устойчивое развитие бизнеса и соответствующую отчетность, во всех отчетах присутствуют общие элементы. Среди них — обращение высшего руководства компании к читателям, описание ценностей, стратегии и принципов компании в области устойчивого развития, информация и данные о деятельности компании в социальной сфере и в области охраны окружающей среды, охраны труда и здоровья работников, планы на следующий год и обязательства компании, включая цели и задачи по различным аспектам устойчивого развития, таким как этика научных исследований и маркетинга, обеспечение доступа к медикаментам, система управления качеством и безопасностью продукции, охрана окружающей среды.
Для повышения степени доверия в отчет часто включаются заключения независимых экспертов (верифицирующих организаций), которые проверяют информацию и данные, содержащиеся в отчете. Такие компании, как AstraZeneca, GlaxoSmithKline, Novartis, Roche, регулярно привлекают независимых экспертов для проверки своих нефинансовых отчетов. Количество отчетов, прошедших процедуры независимого подтверждения, растет с каждым годом. Так, например, в 2003 г. 40% нефинансовых отчетов подверглись процедурам независимой проверки, в то время как 10 лет назад процедуры проверки проходили лишь 17% отчетов.
Если первоначально деятельность аудиторов заключалась в основном в проверке соответствия систем отчетности, то текущая практика аудита включает более широкий спектр вопросов, таких как полнота представляемой информации и данных, правильность выбора показателей деятельности, а также предлагает рекомендации по улучшению систем отчетности и раскрытия информации.
Двумя наиболее распространенными стандартами, применяемыми аудиторами при проведении независимой оценки нефинансовых отчетов, являются: Стандарт подтверждения
АА1000, разработанный британским институтом Accountability и опубликованный в 2003 г., и Международный стандарт по аудиторским проверкам (ISAE) 3000 «Аудиторские проверки, кроме финансовых аудитов и анализов информации за предшествующие отчетные периоды», одобренный Международным советом по стандартам аудита (IAASB) в декабре 2003 г. Таким образом, основными стратегическими вопросами в области устойчивого развития, стоящими на повестке дня фармацевтических компаний, являются соблюдение и превышение этических норм ведения бизнеса, содействие улучшению доступа людей к медицине и лекарственным средствам, патентная защита, качество, эффективность и безопасность производимых лекарств.
Крупнейшие фармацевтические компании мира уже осознали важность и преимущества устойчивого развития бизнеса и нефинансовой отчетности, как его отражения. Они постоянно совершенствуют свою социальную и экологическую деятельность, представляя широкому кругу заинтересованных сторон результаты этой работы в соответствии с накопленным опытом и знаниями и зарождающимися международными стандартами в данной области. Следует подчеркнуть, что корпоративная ответственность фармацевтических компаний состоит и в содействии появлению новых, инновационных медицинских препаратов. Российские фармацевтические компании еще только начинают приглядываться к принципам корпоративной ответственности. Однако уже не вызывает сомнений, что для долгосрочного успеха бизнеса необходимо будет учитывать социальные и экологические факторы при разработке и внедрении общей стратегии развития и доносить до общественности нефинансовую информацию о своей деятельности.
ф
ФАРМКОМПАНИИ США РАЗРАБАТЫВАЮТ НОВЫЕ РЕКЛАМНЫЕ НОРМЫ
Некоторые крупнейшие фармацевтические компании США под эгидой ассоциации разработчиков и производителей лекарств (PhRMA) добровольно работают над созданием правил рекламы своей продукции, которые должны «восстановить доверие к ним американского народа». Президент PhRMA Б.Тозин заявил, что все побочные эффекты и преимущества лекарств должны быть отражены в рекламе, а формулировка ряда принципиальных требований к рекламе фармацевтической продукции поможет сократить количество жалоб от потребителей. Тем не менее ряд представителей американского Союза потребителей считают, что одного лишь заявления фармацевтических компаний недостаточно. Они также сомневаются, что производители добровольно согласятся сообщать о нежелательных эффектах препаратов, зная, что это может отрицательно сказаться на объеме продаж.
admarket.ru
ПОЛЬША МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ЛЕКАРСТВ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Две крупнейшие польские фармкомпа-нии — PoLfa и Polpharma — подали премьер-министру Польши жалобу на существующий порядок перерегистрации ЛС, которая вызывает нарекания со стороны фармпроизводителей страны. Согласно нормам Евросоюза, до 2009 г. все ЛС, выпускаемые на территории Польши, должны пройти перерегистрацию, иначе их производство будет запрещено уже в 2008 г. Получить европейские сертификаты должны около 8 000 польских препаратов. Однако эта процедура, осуществляемая Управлением регистрации лекарств, кроме того, что стоит несколько десятков тысяч долларов для каждого наименования, из-за бюрократических проволочек еще и занимает слишком много времени. Из-за высокой стоимости регистрации часть мелких производителей откажутся от нее и приступят к выпуску уже зарегистрированных зарубежных лекарственных аналогов. Обе причины могут вызвать исчезновение большей части номенклатуры польских ЛС с рынка страны. По мнению специалистов польской Фармацевтической палаты, проблему вызвали юридические и организационные недостатки регистрационного процесса.
farmindex.ru