Научная статья на тему 'Роль корпоративной социальной ответственности в управлении устойчивым развитием корпоративного образования'

Роль корпоративной социальной ответственности в управлении устойчивым развитием корпоративного образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / A SUSTAINABLE DEVELOPMENT / COMPANY COST / CORPORATE FORMATION / NOT FINANCIAL REPORTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукова Е. А.

В статье раскрывается содержание и основные направления корпоративной социальной ответственности, ее влияние на устойчивое развитие корпоративного образования и увеличение стоимости компании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN MANAGEMENT OF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF CORPORATE FORMATION

In article the maintenance and the basic directions of corporate social responsibility, its influence on a sustainable development of corporate formation and increase in cost of the company reveals

Текст научной работы на тему «Роль корпоративной социальной ответственности в управлении устойчивым развитием корпоративного образования»

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.А. Жукова, аспирант

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В статье раскрывается содержание и основные направления корпоративной социальной ответственности, ее влияние на устойчивое развитие корпоративного образования и увеличение стоимости компании

Прошло почти двадцать лет с того момента, когда комиссия, возглавляемая Гру Харлем Брунтланд, определила термин «устойчивое развитие» как развитие, направленное на удовлетворение текущих потребностей и вместе с тем не подвергающее риску возможности будущих поколений по удовлетворению собственных потребностей. Это определение, а также Декларация ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 году, положили начало современному движению за устойчивое развитие бизнеса [1].

Понятие «устойчивое развитие» в развитых странах прочно вошло в корпоративную деятельность. Это связано в первую очередь с тем, что ведущие страны мира, а также передовая часть стран с переходной экономикой взяли на себя значительные международные обязательства в соответствии с «Йо-ханнесбургской декларацией по устойчивому развитию», одобренной на мировом саммите 2002 года.

Помимо национальных программ «устойчивого развития» передовая часть компаний разрабатывает и воплощает собственные корпоративные планы «устойчивого развития». В деловых кругах нет однозначного понимания данной деятельности, что неудивительно для стран и компаний, действующих в отличных друг от друга условиях. Однако, по мнению автора, суть этих мероприятий должна заключаться в следующем: ликвидация или минимизация негативных воздействий внешних и внутренних факторов на конечные результаты деятельности в ходе реализации стратегии развития. Основными такими факторами являются: социальные, экономические и экологические. Только те корпоративные образования, которые на практике добились снижения негативного экологического и социального воздействия при одновременном экономическом росте, считаются «устойчивыми» и социально ответственными - именно здесь происходит взаимосвязь с корпоративной социальной ответственностью.

Корпоративная социальная ответственность затрагивает этические аспекты взаимоотношений с основными заинтересованными сторонами, институтами власти, бизнес сообществом, и гражданскими организациями. Такие заинтересованные стороны действуют на рынке (клиенты, поставщики, дилеры), на

рабочем месте (собственники, менеджмент, работники), в среде местного населения (местное сообщество, СМИ, местные органы власти) и в природоохранных организациях.

На практике корпоративная социальная ответственность означает заблаговременный двусторонний диалог с группами местного населения; признание своих сотрудников основным ресурсом компании, а также понимание, что необходимость замены сотрудников или низкая производительность их работы влечет за собой соответствующие затраты. В этом контексте инвестиции в обучение, профессиональную подготовку и систему мотивации персонала становятся одним из основных факторов успешного развития бизнеса. Корпоративная социальная ответственность стимулирует концентрацию усилий и внимания на обслуживании клиентов, понимании не только их сегодняшних запросов, но и возможных будущих потребностей. Таким образом, корпоративное образование, ориентированное на достижение успеха и устойчивое развитие, должно четко определить важнейшие направления деловых отношений и работать в этих направлениях. Понимание вопросов корпоративной социальной ответственности, управление ими и информирование заинтересованных сторон составляют важную часть хорошего корпоративного управления. На рисунке 1 представлены основные направления корпоративной социальной ответственности и их место в управлении устойчивым развитием корпоративного образования.

Корпоративное образование, стремящиеся понять и удовлетворять потребности и ожидания тех групп, во взаимодействии с которыми оно ведет свой бизнес, получает долгосрочные преимущества с точки зрения роста дохода акционеров. Увеличение балансовой стоимости корпоративного образования приводит к повышению финансовой устойчивости корпоративного образования за счет увеличения доли материальных активов и финансового капитала. При этом необходимо помнить, что корпоративная социальная ответственность направлена и на увеличение доли нематериальных активов, рост которых обеспечивает повышение устойчивости развития корпоративного образования в перспективе и как следствие увеличение рыночной стоимости бизнеса. Влияние корпора-

тивной социальной ответственности на стратегиче- ведено на рисунке 2. ские возможности корпоративного образования при-

Окружающая среда

Утилизация отходов Глобальное потепление, выбросы в атмосферу Энергетика и тронспорт Потребление воды, загрязнение Использование химикатов Биоразнообразие

Ы О 35 2 Рч

Безопасность товара

тветственность за продукцию и услуги

Трудовые права в цепочке поставок

Вовлечение заинтересован-

111.1 V ртпппи

Управление устойчивым развитием корпоративного образования

Руководство Вознаграждение Корпоративные ценности Повышение квалификации сотрудников Социальное страхование сотрудников Охрана здоровья и техника безопасности

Рабочее место

Рис. 1. Основные направления корпоративной социальной ответственности корпоративного образования

Раньше стоимость компании зависела от величины финансового капитала и физических активов. С течением времени оказалось, что этих двух показателей не достаточно для адекватной оценки бизнеса и доведения до общественности информации о его стоимости. Все большее значение придается месту в создании реальной рыночной стоимости таких элементов, как репутация, бренд, доверие, надежность, интеллектуальный капитал, доверие потребителей, управление рисками, ответственность за социальную сферу и охрану окружающей среды, а также других нематериальных «нефинансовых» характеристик. Часто несоответствие между ценой котирующейся акции и ожиданиями высшего руководства компании объясняют тем, что не удалось донести до участников рынка полную информацию по этим аспектам стоимости. Однако ситуация меняется. В Великобритании Листинговая служба Агенства финансовых услуг

nancial Service Agency, FCA) рассматривает вопрос о введении требования об обязательном раскрытии информации в области социальной ответственности и охраны окружающей среды всеми компаниями, добивающимися включения в листинг биржи. В постановлении ЕС « О проспектах эмиссии ценных бумаг» №809/2004 Комитет европейских органов по регулированию рынков ценных бумаг рекомендовал последовательно применять Раздел «Обзор операционной и финансовой деятельности», причем «в том объеме, который необходим для понимания развития, эффективности и текущего состояния компании; анализ может охватывать ключевые показатели деятельности как финансового так и нефинансового характера, которые относятся к конкретной компании (ключевые факторы, влияющие на стоимость компании), включая информацию, касающуюся сотрудников компании и охраны окружающей среды» [2].

к V о и

Рч

н о о S S о н о

о s

о о

и н

а °

^ к

cd S

W «

•Деловая репутация •Бренд •Доверие •Авторитет •Добросовестность •Интеллектуальный капитал •Лояльность клиентов •Управление рисками •Социальная и экологическая ответственность

•Финансовый капитал

•Материальные активы

>

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

• Перспективное планирова-

ние

• Объясняет, как были и будут достигаться результаты

W О со В

\ er ;=в о н и

ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

• В основном ретроспективная оценка • В основном пояснение того какие результаты были достигнуты

Рис. 2. Корпоративная социальная ответственность и ее роль в формировании стратегии устойчивого развития

корпоративного образования

На волне общемировой кампании по «устойчи-

Распространением знаний о нефинансовой отчетности в отечественной бизнес-среде занимается созданная в 2004 году по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РС1III) Социальная Хартия российского бизнеса. Необходимо отметить, что на сегодняшний день в её рядах состоят около 190 предприятий и организаций, среди которых и Воронежский областной союз промышленников и предпринимателей (работодателей). [3]

Правовой основой формирования нефинансовой отчетности является внедрение «мягкого» международного стандарта Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative — GRI) по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компаний, экология производства и социальная политика, и процессный стандарт разработки социальных отчетов АА1000 [4].

В Российской Федерации практика введения законодательных условий внедрения нефинансовой (социальной) отчетности представляется преждевременной, поскольку опыта в этой области накоплено не достаточно, а случаи подготовки социальных отчетов по международным стандартам пока единичны. По данным РСПП на 20 марта 2009 года в Национальный Регистр внесены нефинансовые отчеты 37 компаний, зарегистрированы 70 отчетов, которые выпущены в период, начиная с 2000 г. В их числе: экологические отчеты (ЭО) - 21, социальные отчеты (СО) - 37, отчеты в области устойчивого развития (ОУР) - 12.

вому развитию» и всемерному внедрению корпоративной социальной ответственности помимо различных социальных индексов 8 сентября 1999 года по инициативе бизнес-сообщества был введен мировой фондовый индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (Dow Jones Sustainability Index- DJSI). Этот индекс рассчитывается по большому количеству показателей путем заполнения компаниями специальных ежегодных вопросников.

Затем эти данные проверяются специально уполномоченным аудитором — в настоящее время это PricewaterhouseCoopers. Рассчитанные и проверенные таким образом показатели затем группируются по трем направлениям: экономика компании, экологич-ность и социальная деятельность. Около 60% показателей одинаковы для всех компаний независимо от их отраслевой принадлежности, а 40% различаются по секторам. Далее, после расчетов по специальной «взвешенной шкале» по этим показателям, определяются места компаний, концернов, финансовых институтов и корпораций в мировом табеле о рангах по «устойчивому развитию» с разбивкой по секторам.

В ежегодный общемировой список лидеров индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI World) в 2004 году вошло 300 наиболее успешных компаний мира из 24 ведущих стран, в число которых вновь не попала Российская Федерация. 15 октября 2001 года стартовал европейский индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI STOXX). По методологии и практике расчетов он полностью аналогичен общемировому. В настоящее время он рассчитывается

для 600 европейских предприятий, 20% из которых составили в 2004 году группу лидеров: 167 компаний из 12 стран Европы [5].

Международный опыт однозначно показывает, что корпоративная социальная ответственность и раскрытие финансовой и нефинансовой информации корпоративного образования способствует достижению следующих целей:

-рост имиджа и деловой репутации;

-рост капитализации;

-укрепление сплоченности трудового коллектива;

-развитие прозрачности компании для общественности;

-повышение инвестиционной привлекательности;

-социальный вклад в устойчивое национальное развитие.

Управление устойчивым развитием корпоративного образования на основе корпоративной социальной ответственности — сложный процесс, требующий от компаний существенной концептуально -стратегической и организационной перестройки: разработки корпоративных планов «устойчивого развития» и корпоративных отчетов о социальной ответственности, специальные PR- мероприятия: проведение переговоров и обмен опытом на общемировом, европейском и национальном уровнях, презентации компаний за рубежом. Рост стоимости и международ-

ного имиджа компании, безусловно, окупят эти вложения в случае успеха.

Литература

1. Лосев О. О понятии «устойчивое развитие» / О. Лосев // Консультант директора. - 2000. - №11. - С. 2-4.

2. Современная практика корпоративного управления в российских компаниях / Под ред. А. А, Филатова и К.А. Кравченко - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 245 с.

3. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей / www.rspp.ru

4. «Рекомендации по отчетности в области устойчивого развития» GRI / www.soc-otvet.ru

5. Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ // Менеджмент в России и за рубежом №3,2005 г. // http: www.dis.ru/manag/

® 8-908-135-02-63

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, устойчивое развитие, стоимость компании, корпоративное образование, нефинансовая отчетность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.