Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ К ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ К ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УПРАЖНЕНИЕ "КЛАССИКИ"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полевой Г.Г., Саблин А.Б.

Цель исследования - установить влияние упражнения «Классики» на способность школьников в возрасте 9-10 лет переключать внимание. Методика и организация исследования. Научный эксперимент проводился в течение девяти месяцев, в котором приняли участие 40 школьников. Уровень развития координационных способностей оценивался по тесту «Челночный бег», а показатели переключения внимания - по тесту «Метод номеров». Обработка результатов осуществлялась программами BioStat 2009, Excel 2016 и t-student. Результаты исследования и выводы. После окончания исследования в контрольной группе в тесте «Челночный бег» показатели улучшились c 10,2±0,6 до 9,9±0,5 (р>0,05), а в тесте на уровень переключения внимания показатели улучшились на 5,4% (р>0,05). В экспериментальной группе в тесте «Челночный бег» показатели улучшились от 9,9±0,5 до 8,5±0,4 (р<0,05), а в тесте «Метод номеров» показатели улучшились на 26,6%. Вывод. Если на уроках по физкультуре в школе выполнять упражнение «Классики», то улучшатся показатели не только координационных способностей, но и переключения внимания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF COORDINATION EXERCISES ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S ABILITIES TO SWITCH ATTENTION

Objective of the study was to establish the influence of the "Classics" exercise on the ability of schoolchildren aged 9-10 years to switch attention. Methods and structure of the study. The scientific experiment was carried out for nine months, in which 40 schoolchildren took part. The level of development of coordination abilities was assessed by the "Shuttle run" test, and the indicators of attention switching were assessed by the "Method of numbers" test. The results were processed using bio-stat 2009, excel 2016 and t-student programs. Results and conclusions. After the end of the study, in the control group in the "Shuttle run" test, the indicators improved from 10.2±0.6 to 9.9±0.5 (p>0.05), and in the test for the level of attention switching, the indicators improved by 5, 4% (p>0.05). In the experimental group, in the "Shuttle run" test, the indicators improved from 9.9±0.5 to 8.5±0.4 (p<0.05), and in the "Method of Numbers" test, the indicators improved by 26.6%. If you perform the exercise “Classics” in physical education lessons at school, then not only the indicators of coordination abilities will improve, but also the indicators of switching the attention of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ К ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ»

ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИИ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ К ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ

УДК/UDC 796.011.3

Информация для связи с автором: g.g.polevoy@gmail.com

Поступила в редакцию 24.09.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Г. Полевой1, 2 ORCID - 0000-0002-3300-3908

Кандидат педагогических наук, доцент А.Б. Саблин1

Московский технический университет связи и информатики, Москва 2Московский политехнический университет, Москва

INFLUENCE OF COORDiNATiON EXERCISES ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S ABILITIES TO SWITCH ATTENTION

PhD, Associate Professor G.G. Polevoy12 ORCID - 0000-0002-3300-3908 PhD, Associate Professor A.B. Sablin1

1 Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow

2 Moscow Polytechnic University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - установить влияние упражнения «Классики» на способность школьников в возрасте 9-10 лет переключать внимание. Методика и организация исследования. Научный эксперимент проводился в течение девяти месяцев, в котором приняли участие 40 школьников. Уровень развития координационных способностей оценивался по тесту «Челночный бег», а показатели переключения внимания - по тесту «Метод номеров». Обработка результатов осуществлялась программами BioStat 2009, Excel 2016 и t-student.

Результаты исследования и выводы. После окончания исследования в контрольной группе в тесте «Челночный бег» показатели улучшились c 10,2±0,6 до 9,9±0,5 (р>0,05), а в тесте на уровень переключения внимания показатели улучшились на 5,4% (р>0,05). В экспериментальной группе в тесте «Челночный бег» показатели улучшились от 9,9±0,5 до 8,5±0,4 (р<0,05), а в тесте «Метод номеров» показатели улучшились на 26,6%. Вывод. Если на уроках по физкультуре в школе выполнять упражнение «Классики», то улучшатся показатели не только координационных способностей, но и переключения внимания школьников.

Ключевые слова: переключение внимания, координационные способности, школьники, физическая культура, упражнение «Классики».

Abstract

Objective of the study was to establish the influence of the "Classics" exercise on the ability of schoolchildren aged 9-10 years to switch attention. Methods and structure of the study. The scientific experiment was carried out for nine months, in which 40 schoolchildren took part. The level of development of coordination abilities was assessed by the "Shuttle run" test, and the indicators of attention switching were assessed by the "Method of numbers" test. The results were processed using bio-stat 2009, excel 2016 and t-student programs. Results and conclusions. After the end of the study, in the control group in the "Shuttle run" test, the indicators improved from 10.2±0.6 to 9.9±0.5 (p>0.05), and in the test for the level of attention switching, the indicators improved by 5, 4% (p>0.05). In the experimental group, in the "Shuttle run" test, the indicators improved from 9.9±0.5 to 8.5±0.4 (p<0.05), and in the "Method of Numbers" test, the indicators improved by 26.6%.

If you perform the exercise "Classics" in physical education lessons at school, then not only the indicators of coordination abilities will improve, but also the indicators of switching the attention of schoolchildren.

Keywords: switching of attention, coordination abilities, schoolchildren, physical culture, exercise "Classics".

Введение. Физическое воспитание - неотъемлемая часть современной системы российского образования. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок, где педагог формирует интерес у учащихся к занятиям физическими упражнениями, побуждает их к активной деятельности, укрепляет здоровье [6]. Ученики получают необходимый минимум знаний, умений, навыков, предусмотренных школьной программой, повышают уровень своего физического развития [14]. Некоторые авторы предлагают заменить стандартные программы современными методиками [7, 8]. На наш взгляд, более верным вариантом будет лишь дополнение стандартной программы. Ранее в наших исследованиях была доказана эффективность внедрения упражнения «Классики» на уроках физкультуры в школе [18]. Такое упражнение не только повышает двигательную активность, но и развивает физические качества школьников.

Доказано, что дифференцированный подход в упражнении «Классики» очень важен. Благодаря этому школьники могут реализовать резервный потенциал своего организма, удовлетворить потребности в физической и двигательной активности [1, 13]. Упражнение «Классики» позволяет развивать значимые для детей координационные способности [3, 9]. Сенситивным периодом для их развития является младший школьный возраст [5, 15]. Двигательная активность оказывает положительное влияние на психические процессы школьников, это улучшает их мыслительные действия [2].

Цель исследования - установить влияние упражнения «Классики» на способность школьников в возрасте 9-10 лет переключать внимание.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 40 мальчиков и девочек 9-10 лет. На момент исследования школьники учились в третьем классе в обычной школе г. Кирова. К исследованию

№6 • 2022 Июнь | Juni

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

были допущены дети, которые допускались к физической культуре в школе.

Педагогический эксперимент продолжался с сентября по май (девять месяцев). Занятия у школьников проходили два раза в неделю по 40 минут. Всего было 56 уроков по физкультуре.

Перед началом исследования сформированы две группы: контрольная группа (КГ) - дети 3 А класса (20 человек). Школьники занимались по стандартной программе по физической культуре в школе [14]. Экспериментальная группа (ЭГ) - дети 3 Б класса (20 человек). Дополнительно на каждом уроке по физкультуре выполняли упражнение «Классики» (табл. 1).

Таблица 1. Упражнение «Классики»

1 5 6 2 8 5 9 3 4

4 8 2 7 4 1 8 2 7

9 7 3 9 3 6 1 6 5

Квадрат № 1 Квадрат № 2 Квадрат № 3

В спортивном зале на полу изображены три больших квадрата. Сторона одного квадрата равна 180 см. Внутри каждого большого квадрата девять маленьких квадратов с номерами 1-9. Школьник должен с помощью прыжков из квадрата в квадрат попасть из № 1 в № 2, затем в № 3 и так далее, до № 9. В течение урока каждый ученик должен преодолеть три больших квадрата.

До начала педагогического эксперимента и после него все школьники сдавали контрольные тесты: «Челночный бег» 3 х10 м (показатель координационных способностей) [17]. Метод номеров (оценка способности переключения внимания) [16]: на листе форматом А4 изображены два больших квадрата, в каждом квадрате есть 16 маленьких квадратов, в них цифры от 1 до 16 (табл. 2).

Таблица 2. Пример бланка для теста «Метод номеров»

4 9 14 11

16 1 2 6

13 8 15 3

5 12 7 10

15 14 2 7

3 5 8 10

12 9 13 16

1 11 6 4

Школьники должны переключить внимание из квадрата в квадрат так, чтобы поочередно зачеркивать номера сначала в левом квадрате (№ 1), затем в правом квадрате (№ 1). Упражнение заканчивается, когда ученик зачеркнул № 16 в обоих квадратах.

Статистический анализ: использованы программы Excel, BioStat [12].

Результаты исследования и их обсуждение. До начала педагогического исследования различия в показателях между учениками были недостоверными (р>0,05). После исследования показатели изменились в обоих классах (табл. 3).

Из табл. 3 видно, что показатели школьников из КГ и ЭГ улучшились в обоих тестах. В 3 A классе показатели в тесте «Челночный бег» улучшились с 10,2±0,6 до 9,9±0,5 (р>0,05). В 3 Б - с 9,9±0,5 до 8,5±0,4 (р<0,05). У детей из КГ в тесте «Метод номеров» показатели стали выше на 5,4 % (р>0,05), а у детей из ЭГ показатели улучшились на 26,6 (р<0,05).

Занятия по физкультуре в школе являются обязательными для посещения и вносят весомый вклад в развитие школьников [6]. На сегодняшний день программа по физической культуре в школе представляет собой совокупность методик, комплексов упражнений и правил. Некоторые авторы считают, что современная программа по физкультуре устарела и ее нужно заменить современными методиками и комплексами упражнений. Однако, на наш взгляд, достаточно лишь незначительно дополнить программу, например, упражнением «Классики», которое положительно зарекомендовало себя в предыдущих исследованиях [18].

Исследование является новым, так как впервые изучено влияние координационного упражнения «Классики» на способность учеников переключать внимание. Взаимосвязь оказалась положительной. Дети, которые выполняли упражнение «Классики» на каждом уроке по физической культуре в школе, улучшили способность переключать внимание. Такие исследования подтверждают данные о том, что физическая культура, упражнения и спорт благоприятно воздействуют на организм человека не только в плане физической подготовки, но и интеллектуального развития [2, 4, 11], такие дети имеют преимущество в решении задач, требующих повышенной психической готовности, соответственно, получают больше положительных оценок за свои способности [10].

В данной статье рассматривалось исследование влияния упражнения «Классики» на показатели переключения внимания школьников. Упражнение «Классики» не только развивает физические качества, но и положительно влияет на умственные процессы и повышает интерес к занятиям у школьников.

Выводы. Таким образом, если на каждом уроке по физкультуре в школе выполнять упражнение «Классики», то улучшатся показатели координационных способностей и спо-

Таблица 3. Показатели координационных способностей и способностей детей 9-10 лет к переключению внимания

Тест Контрольная группа Экспериментальная группа

До После % р До После % р

Челночный бег 3x10м (с) 10,2±0,6 9,9±0,5 2,9 >0,05 9,9±0,5 8,5±0,4 14,1 <0,05

Метод номеров (с) 44,1±3,4 41,7±4,1 5,4 >0,05 42,9±3,9 31,5±3,3 26,6 <0,05

собности к переключению внимания. Новое исследование является актуальным и перспективным для дальнейших направлений в исследовании психических процессов и физических способностей школьников. Конфликт интересов

Автор заявляет, что не существует никакого конфликта интересов.

References

1. Barker D., Quennerstedt M., Annerstedt C. Learning through group work in physical education: a symbolic interactionist approach. Sport, Education and Society 2015; 20(5):604-623. https://doi.org/10.1080 /13573322.2014.962493.

Bidzan-Bluma I., Lipowska M. Physical Activity and Cognitive Functioning of Children. International journal of environmental research and public health 2018; 15(4):800. http://doi.org/10.3390/ ijerph15040800.

Bokin, A. Influence of coordination abilities of young karatekas on productivity of their sports activity. Social-economic phenomenons and process 2013; 12(58):198-201. DOI: 10.3200/JMBR.40.5.400-408.

Chang E.C.-H., Chu C.-H., Karageorghis C.I., Wang C.C., Tsai J.H.-C., Wang Y.-S., Chang Y.-K. Relationship between mode of sport training and general cognitive performance. Journal of Sport and Health Science 2017; 6(1):89-95. https://doi.org/10.1016/j. jshs.2015.07.007.

Charles H.Z., Megan R.G., Robert B.M., Jana M.K., Nathan A.F. Sensitive Periods. Monographs of the society for research in child

88

http://www.teoriya.ru

№6^ 2022 Июнь | Juni

development 2011; 76(4):147-162. http://doi.org/10.111Vj.1540-5834.2011.00631.x.

6. Chen S., Kim Y., Gao Z. The contributing role of physical education in youth's daily physical activity and sedentary behavior. BMC Public Health 2014; 14. https://doi.org/10.1186/1471-2458-14-110.

7. Chiodera P., Volta E., Gobbi G., Milioli M.A., Mirandola P., Bonetti A., Delsignore R., Bernasconi S., Anedda A., Vitale M. Specifically designed physical exercise programs improve children's motor abilities. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports 2008; 18(2):179-187. https://doi.org/10.1111/j.1600-0838.2007.00682.x.

8. Dobbins M., Husson H., DeCorby K., LaRocca R.L. School-based physical activity programs for promoting physical activity & fitness in children and adolescents aged 6 to 18. Cochrane Database of Systematic Reviews 2013; 2. https://doi.org/10.1002/14651858. CD007651.pub2.

9. Erceg M., Zagorac N., Katie R. The impact of football training on motor development in male children. Collegium antropologicum 2008; 32(1):241-247.

10. Esteban Cornejo I., Tejero González C.M., Martinez Gomez D., Cabanas Sánchez V., Fernández Santos J.R., Conde Caveda J., Sallis JF, Veiga O.L. Objectively measured physical activity has a negative but weak association with academic performance in children and adolescents. Journal Acta Paediatrica 2014; 103(11):501-506. https:// doi.org/10.1111/apa.12757.

11. Gerber M., Kalak N., Lemola S., Clough P.J., Pühse U., Elliot S., Holsboer-Trachsler E., Brand S. Adolescents' exercise and physi-

cal activity are associated with mental toughness. Mental Health and Physical Activity 2012; 5(1): 35-42. https://doi.Org/10.1016/j. mhpa.2012.02.004.

12. Khusainova R.M., Shilova Z.V., Curteva O.V. Selection of appropriate statistical methods for research results processing. Mathematics Education 2016; 11(1):303-315. DOI: 10.12973/ iser.2016.21030a.

13. Kuhnhausen J., Dirk J., Schmiedek F. Individual classification of elementary school children's physical activity: A time-efficient, group-based approach to reference measurements. Behaviour Research Methods 2016; 49(2):685-697. DOI: 10.3758/s13428-016-0724-2.

14. Lyakh V.I. Physical culture. Grades 1-4: Textbook for general education institutions. - Moscow: Education. 2013; 190 p.

15. Matulaitis K., Skarbalius, A. Study of the Phenomenon of Sensitive Periods for Development of Velocity and Agility in Young Basketball Players (Aged 7-17). Theory and Practice of Physical Culture 2013; 1.

16. Nemov R.S. Psychology. Psychodiagnostics. Introduction to scientific psychological research with elements of mathematical statistics - Moscow: Vlados 2003; 640 p.

17. Polevoy G.G. Training of motor rhythm in students, practicing football. Physical education of students 2017; 21 (4):189-192. https://doi.org/ 10.15561/20755279.2017.0407.

18. Polevoy G.G. Development of Coordination Abilities with Use of Classic's EXercises. International Journal of Medical Research & Health Sciences 2019; 8 (12): 41-45.

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Карданова1 Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Коноплева1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.Ю. Черкесов1

1Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик

УДМ^С 796.01:159.9

Ключевые слова: воля, волевые качества, коррекцион-ная программа, спортсмены-волейболисты, настойчивость, упорство, смелость, решительность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность.

Введение. Сложность двигательных действий в волейболе, кратковременность касания мяча, длительное напряжение внимания, острая соревновательная борьба, в том числе и вся спортивная деятельность, требуют от спортсмена большого напряжения воли [1, 2]. Для эффективного развития волевых качеств волейболистам необходима как целенаправленная и планомерная воспитательная работа тренера, так и самовоспитание спортсменов.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность специальной коррекционной программы, направленной на развитие волевых качеств в учебно-тренировочном процессе волейболистов.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе спортивной школы №1 по волейболу и мини-футболу городского округа Нальчик. В экспериментальном исследовании были задействованы 16 спортсменов в возрасте 13-14 лет (по 18 человек в контрольной и экспериментальной группах). Длительность экспериментального исследования составила 1,5 года. В разделы коррекцион-ной программы были включены приемы и методы работы действующего тренера команды, с опорой на индивидуальные особенности контингента исследуемых волейболистов. Коррекционная программа была представлена следующими разделами: «Основы знаний по развитию волевой сферы спортсменов», «Приемы активизации волевых усилий в учебно-тренировочном процессе», «Специфические задания и приемы по развитию силы воли и специальных волевых ка-

DEVEL0PMENT OF VOLiTiON QUALiTiES iN THE EDUCATiONAL AND TRAiNiNG PROCESS OF VOLLEYBALL PLAYERS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PhD, Associate Professor E.V. Kardanova1 PhD, Associate Professor A.N. Konoplev1 PhD, Associate Professor T.Yu. Cherkesov1 1Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik

Поступила в редакцию 14.04.2022 г.

честв», «Совершенствование общей и специальной физической подготовленности спортсменов».

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента по оценке силы воли волейболистов показал, что в ЭГ прирост результатов составил 6,6 балла, в то время как в КГ - только 1,1 балла; по настойчивости и упорству прирост в ЭГ составил 6,5 балла, в КГ - 0,5 балла; при оценке смелости и решительности спортсменов в ЭГ прирост 6,2 балла, в КГ - 1,7 балла; при оценке самостоятельности и инициативности в ЭГ прирост составил 5,4 балла, в КГ - 2,4 балла; в показателях целеустремленности волейболистов ЭГ прирост результатов составил 4,5 балла, спортсменов КГ - 1,8 балла (p>0,05).

Выводы. Развитие волевых качеств и воспитание спортивного характера осуществляется через формирование осознанного отношения волейболистов к различным сторонам учебно-тренировочного процесса: к выполняемой и предстоящей нагрузке, к нервно-психическим напряжениям, к преодолениям трудностей объективного и субъективного характера. Выявленный значительный прирост показателей волевых качеств волейболистов экспериментальной группы позволяет считать эффективной разработанную нами программу для развития волевых качеств и рекомендовать ее к применению в тренировочном процессе волейболистов различного уровня спортивного мастерства.

Литература

1. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

2. Изотова А.В. К вопросу о волевых качествах личности у профессиональных спортсменов // Актуальные проблемы психологии личности: сборник статей материалов V международной конференции. - Новосибирск: СибАК, 2001. - 36 с.

Информация для связи с авторами: konopleva_1975@mail.ru

№Б • 2022 Июнь | Juni

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.