развитие пространственной ориентации у детей на основе прыжковых упражнений
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 26.09.2019 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Г.Г. Полевой1
1 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
JUMPING EXERCISES TO BUILD SPATIAL ORIENTATION SKILLS IN CHILDREN
PhD, Associate Professor G.G. Polevoy1
1 Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - изучить влияния упражнения «Классики» на показатели общих координационных способностей и пространственной ориентации школьников 8-9 лет.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент продолжался 9 месяцев, в котором приняли участие 50 школьников. Занятия проводились 2 раза в неделю, по 40 мин каждый урок. Общие координационные способности определяли по тесту «Челночный бег 3x10 м», пространственную ориентацию учеников - по тесту «Бег к пронумерованным набивным мячам». Математический и статистический анализ результатов проводился с использованием Microsoft excel 2016 и bio-stat 2009. Использовался параметрический критерий t-student, результат был значимым при р<0,05. Результаты исследования и выводы. Установлено положительное влияние упражнения «Классики» на общие координационные способности и пространственную ориентацию детей 8-9 лет. Впервые внедрено упражнение «Классики» на уроке по физической культуре в школе. Подтверждена эффективность использования стандартной программы по физической культуре в школе и сенситивный период для развития координационных способностей и пространственной ориентации младших школьников. Если на уроках по физической культуре в школе с младшими школьниками выполнять упражнение «Классики», то показатели их координационных способностей и способности к пространственной ориентации значительно улучшатся.
Ключевые слова: координационные способности, пространственная ориентация, школьники, физическая культура, урок.
Annotation
Objective of the study was to analyze the influence of the "Hopscotch" exercise on the general coordinating and spatial orientation skills in the 8-9 year-old schoolchildren.
Methods and structure of the study. The educational experiment lasted 9 months and involved 50 schoolchildren. The training sessions were conducted twice a week, 40 minutes each. The level of development of the general coordinating skills was rated in the 3x10m shuttle run test, that of the spatial orientation skills - in the numbered medicine ball run test. The mathematical and statistical data processing was carried out using the computer programs Microsoft Excel 2016 and bio-stat 2009. The statistical significance of differences was determined by the parametric Student's t-test (p<0.05).
Results of the study and conclusions. There was a positive effect of the "Hopscotch" exercise on the general coordinating and spatial orientation skills of the 8-9 year-olds. The "Hopscotch" exercise was first introduced at the school physical education lessons. The effectiveness of the standard school physical education program and the sensitive period in the development of the coordinating and spatial orientation skills in elementary schoolchildren was confirmed. If elementary schoolchildren perform the "Hopscotch" exercise at the school physical education lessons, the level of development of their coordinating and spatial orientation skills will significantly improve.
Keywords: coordinating skills, spatial orientation, schoolchildren, physical education, lesson.
Введение. На сегодняшний день существуют программы по физической культуре в школе, цель которых - всестороннее гармоническое развитие учеников [7]. Одной из проблем реализации современных программ является отсутствие комфортного спортивного зала для урока по физической культуре. Безусловно, чтобы реализовать цель и задачи программы по физической культуре, творческая мысль и энтузиазм учителя выходят на первый план. Необходимо разработать и внедрить такое физической упражнение, которое не требует дорогостоящего инвентаря, несложное по выполнению, при этом не влияет на содержание программы по физической культуре в школе, не отвлекает от основных задач урока. В то же время упражнение должно вызывать интерес учеников и повышать моторную плотность урока. Одно из таких упражнений - «Классики».
Высокий уровень развития координационных способностей позволяет быстро, точно и экономично решать двигательные задачи, особенно сложные, возникающие внезапно [1, 8]. Среди многообразия координационных способностей авторы классифицируют общие и специфические координационные способности [4]. Общие координационные способности являются фундаментом для развития специфической координации движения. Одной из важных специфических координационных способностей является пространственная ориентация. Это возможности человека точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении. Чем раньше ребенок достигнет высокого уровня развития координационных способностей, тем выше будут его результаты в спорте [2, 3]. Естественный прирост показателей общих координационных способностей и пространственной ориентации приходится
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
2 CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
на младший школьный возраст. Эффект развития таких способностей будет выше, если воздействовать на них целенаправленно в 7-10 лет [5].
Цель исследования - изучение влияния упражнения «Классики» на показатели общих координационных способностей и пространственной ориентации школьников 8-9 лет.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент продолжался в течение 9 месяцев (с сентября по май). В исследовании приняли участие 50 школьников 8-9 лет, которые учатся во втором классе обычной общеобразовательной школы № 60, г Кирова, Россия. Мальчики и девочки были здоровы и допущены к практическим занятиям по физической культуре в школе. Занятия проводились
2 раза в неделю, по 40 мин каждый урок.
До начала педагогического эксперимента были сформированы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы. Дети из КГ - это ученики 2 А класса (25 человек). В течение учебного года они занимались по стандартной программе по физической культуре в школе [7]. Школьники из ЭГ (2 Б класс - 25 человек) занимались по той же программе, но на каждом уроке дополнительно выполняли упражнение «Классики» (табл. 1).
Суть упражнения: в спортивном зале на полу изображены
3 больших квадрата. Сторона квадрата равна 180 см. Внутри большого квадрата располагаются 9 маленьких квадратов, внутри которых изображены номера от 1 до 9. Ученик должен прыгать из квадрата в квадрат от № 1 до № 2, затем в квадрат № 3 и так далее до № 9, затем - в обратной последовательности до № 1. Отталкиваться и приземлятся можно любым способом, на одну или две ноги. Если ученик ошибся, прыгнул не в тот квадрат, то он начинает упражнение в квадрате с предыдущим номером. В течение урока каждый ученик должен преодолеть все три больших квадрата. Номера в квадратах меняются перед каждым уроком. Выполнять упражнение «Классики» можно в любой момент урока.
Контрольные тесты:
1) «Челночный бег 3x10 м» (оценка общих координационных способностей);
2)»Бег к пронумерованным набивным мячам» (оценка пространственной ориентации).
Ученик стоит веред набивным мячом (4 кг). Позади него на расстоянии 3 м и в 1,5 м друг от друга лежат в кружках 5 набивных мячей (3 кг) с цифрами от 1 до 5 (расположение произвольное). Учитель называет цифру, ученик поворачивается на 180°, бежит к соответствующему набивному мячу, касается его и возвращается назад к мячу весом 4 кг. Как только он коснется мяча (4 кг), учитель называет другую цифру и т. д. Упражнение заканчивается, когда ученик коснется всех мячей и вернется к мячу весом 4 кг. Результат - время, которое затратил ученик на выполнение упражнения [6].
Результаты исследования и их обсуждение. До начала педагогического эксперимента ученики 2 А и 2 Б класса сдавали контрольные нормативы. Разница между КГ и ЭГ
Таблица 1. Упражнение «Классики»
9 8 3 8 5 6 7 9 3
4 5 2 9 2 3 5 2 6
6 1 7 1 4 7 8 4 1
Квадрат № 1 Квадрат № 2 Квадрат № 3
не была достоверной. Однако после окончания исследования ситуация изменилась (табл. 2).
Из табл. 2 видно, что показатели улучшились в КГ и ЭГ в обоих тестах. Дети, которые занимались по стандартной программе, улучшили свои показатели общих координационных способностей на 3,9 % (р<0,05), показатели пространственной ориентации также улучшились от 13,9±0,5 с до 12,8 ±0,5 с (р<0,05). Такие результаты могут говорить об эффективности современной программы для младших школьников с точки зрения развития координационных способностей учеников. Также сказывается естественный прирост показателей общих координационных способностей и пространственной ориентации в этом возрасте.
Школьники из ЭГ, которые занимались по стандартной программе, но при этом дополнительно на уроках по физической культуре выполняли упражнение «Классики», значительно улучшили свои показатели в обоих тестах. В тесте «Челночный бег» показатели улучшились от 10,5±0,8 с до 8,5±0,5 с (р<0,05) . В тесте «Бег к пронумерованным набивным мячам» показатели улучшились на 29,4 % (р<0,05). Результаты, полученные в ЭГ, свидетельствуют об эффективности применения упражнения «Классики» на уроках по физической культуре в школе.
Исследование подтверждает эффективность современной программы по физической культуре в школе и факт о том, что благоприятным периодом для развития координационных способностей и пространственной ориентации является младший школьный возраст [5], так как дети в обеих группах улучшили свои показатели.
Менять такую программу в школе нельзя, так как она охватывает весь спектр воспитания и обучения умениям и навыкам, которыми должны овладеть дети в процессе обучения в школе. На наш взгляд, решение проблемы недостаточной двигательной активности школьников видится лишь дополнением стандартной программы в школе.
Упражнение «Классики» можно выполнять в любой части урока, оно не требует специального оборудования, большого места или времени. Ученик выполняет программу урока, а свободную паузу может заполнить выполнением упражнения «Классики».
Результаты настоящего исследования подтверждают эффективность использования упражнения «Классики». Ученики, которые выполняли упражнение «Классики» на каждом уроке по физической культуре в школе, значительно улучшили показатели общих координационных способностей и показатели пространственной ориентации.
Наблюдение за процессом выполнения упражнения школьниками показывает, что ученики с большим интересом занимают паузы урока прыжками в квадратах с цифрами. На некоторых занятиях присутствовал и соревновательный момент, когда дети пытались опередить друг друга при выполнении упражнения в одном квадрате. Использование игрового и соревновательного компонентов в работе с детьми младшего школьного возраста является очень важным [10].
В работе с детьми необходимо использовать дифференцированный подход [9]. Такой подход позволяет дозировать нагрузку для каждого школьника, в зависимости от его самочувствия, уровня подготовленности и даже желания выполнять то или иное упражнение. Каждый ученик, выполняя упражнение «Классики», может дозировать нагрузку для себя, выбирать продолжитель-
Таблица 2. Показатели координационных способностей и пространственной ориентации школьников 8-9 лет
Test CG EG
Before After % р Before After % р
Челночный бег 3x10 м, с 10,1±0,9 9,7±0,5 3,9 <0,05 10,5±0,8 8,5±0,5 19,1 <0,05
Бег к пронумерованным набивным мячам,с 13,9±0,5 12,8±0,5 7,9 <0,05 14,3±0,8 10,1±0,5 29,4 <0,05
80
http://www.teoriya.ru
№!• 2021 Январь | Junuar
ность выполнения прыжков, скорость перемещения по квадратам. Это позволяет повысить двигательную активность каждого школьника и увеличить моторную плотность урока в целом.
Выводы. Упражнение «Классики» является отличным дополнением к стандартной программе и любого урока по физической культуре в школе. Если на занятиях с младшими школьниками выполнять упражнение «Классики», то показатели общих координационных способностей и пространственная ориентация учеников значительно улучшатся. Упражнение «Классики» повышает эмоциональный фон урока и двигательную активность учеников, которая очень важна, особенно для детей младшего школьного возраста. Результаты исследования являются актуальными и перспективными для изучения и дополнения современных программ по физической культуре в школе.
References
1. Cillik I, Willweber T. Influence of an exercise programme on level of coordination in children aged 6 to 7. Journal of Human Sport and Exercise. 2018; 13(2):455-465. doi:10.14198/jhse.2018.132.14
2. Erceg M, Zagorac N, Katie R. The impact of football training on motor development in male children. Collegium antropologicum. 2010; 32(1):241-247.
3. Fernandes, V.R., Ribeiro, M.L.S., Melo, T., Maciel-Pinheiro, P.d.T., Guimaraes, T.T., Araujo, N.B., Ribeiro, S., Deslandes, A.S. Motor coordination correlates with academic achievement and cognitive function in children. Frontiers in Psychology 2016; 7:318. doi: 10.3389/ fpsyg.2016.00318
4. Issurin VB, Lyakh VI. Coordination abilities of athletes: basics of manifestation, evaluation and elucidation: a review. Journal of athletic enhancement. 2017; 6:2. https://doi.org/10.4172/2324-9080.1000255
5. Larisa S. Extremely Early High Abilities, Sensitive Periods, and the De-velopmentof Giftedness: a conceptual proposition. High AbilityStudies. 2006; 8(2):247-258. https://doi.org/10.1080/1359813970080209
6. Lyakh VI. Coordination abilities: diagnostics and development. - Moscow: TVT Division, 2006. - 290 p.
7. Lyakh VI, Zdanevich AA. Work program on physical culture, grade 1-4. Moscow: Education. 2010; 80 p.
8. Lyakh VI, Sadowski J, Witkowski Z. Development of coordination motor abilities (CMA) in the system of long-term preparation of athletes. Polish Journal of Sport and Tourism. 2011; 3:187-97.
9. Whipp P, Taggart A, Jackson, B. Differentiation in outcome-focused physical education: pedagogical rhetoric and reality. Journal Physical Education and Sport Pedagogy. 2014; 19(4): 370-382. https://doi.or g/10.1080/17408989.2012.754001
10. Wood C, Hall K. Physical education or playtime: Which is more effective at promoting physical activity in primary school children? BMC Research Notes. 2015; 8(1):12. https://doi.org/10.1186/s13104-015-0979-1
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
неирогуморальная регуляция гибкости у спортсменов различных специализации
Кандидат педагогических наук, доцент А.Б. Петров1 Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Денисенко1 Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Баранова1 Доктор медицинских наук, профессор А.Л. Похачевский2,3 Доктор медицинских наук, профессор С.В. Булатецкий3 1НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва 3РязГМУ Минздрава России, Рязань
УДМ^С 796.01:612
Ключевые слова: автономная нервная система, спектральный анализ сердечного ритма.
Введение. Благодаря формированию функциональной системы (ФС), обусловливающей синергидные взаимоотношения адаптационных резервов организма, становится возможным выполнение двигательной активности любой сложности и интенсивности. В свою очередь, вероятно, что физические качества (ФК), сформированные при участии различных ФС, должны быть реализованы по-разному.
Цель исследования - выявить физиологические механизмы, лежащие в основе ФК «гибкость».
Методика и организация исследования. Функциональное состояние спортсменов-полиатлонистов, легкоатлетов, борцов (49 человек) изучено посредством частотного анализа сердечного ритма во время активной клиноортостатической пробы и тестирования на гибкость [1]. В качестве основного тестового упражнения принят «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами». Выбор настоящего упражнения определяется, во-первых, универсальностью для здорового человека; во-вторых, особенностью адаптационных процессов, когда быстрая смена положения тела в пространстве: переход от вертикального положения к положению «вниз головой» - требует мобилизации дополнительных адаптационных резервов организма; в-третьих, выявленными особенностями при проведении пилотного исследования среди спортсменов базовых видов спорта с включением различных тестовых упражнений на гибкость: настоящее упражнение продемонстрировало преобладающие и фактически равные
NEUROHUMORAL REGULATION OF FLEXIBILITY IN ATHLETES OF VARIOUS SPECIALIzATIONS
PhD, Associate Professor A.B. Petrov1 PhD, Associate Professor A.N. Denisenko1 PhD, Associate Professor M.V. Baranova1 M.D., D.Sc. (Medicine), Professor A.L. Pokhachevskiy2, 3 M.D., D.Sc. (Medicine), Professor S.V. Bulatetsky3 1State Lesgaft University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg 2I. M. Sechenov First MSMU MOH Russia (Sechenovskiy University), Moscow 3RyazSMU, Ryazan Поступила в редакцию 26.11.2020 г.
связи с функциональным состоянием организма вне зависимости от специализации.
Результаты исследования и их обсуждение. Выявлены существенные корреляционные (Spearman) связи адаптационных характеристик организма спортсменов с результатами тестовых упражнений. Умеренная связь с гуморально-метаболическим компонентом клиностаза (0,54), вероятно, определяется необходимостью предстартовой гормональной (надпочечниковой адренергической) мобилизации, которая будет реализована в процессе выполнения упражнения. Последнее предположение подтверждается связью высокого уровня с % VLF в ортостазе (-0,77). Необходимость выраженной симпатической поддержки, реализованной в ортостазе (0,74), также подтверждает ее симпатоадреналовую основу.
Вывод. Физическое качество «гибкость» обеспечивается у спортсменов необходимостью гуморально-метаболической поддержки в состоянии относительного физиологического покоя и реализуется выраженным симпатическим подключением во время ортостаза. Парасимпатическое участие проявляется в умеренной связи с маркером вегетативного баланса (HF/LF). Полученные результаты свидетельствуют, что реализация ФК «гибкость» в различных ФС имеет родственную основу и является, по сути, перекрестным эффектом адаптации.
Литература
1. Михайлов В.М. Количественная оценка текущего функционального состояния при стрессе / В.М. Михайлов, А.Л. Похачевский, Э.В. Похачевская // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. - 2006. - № 2. - С. 19-21.
Информация для связи с автором: [email protected]