Научная статья на тему 'Координационные способности в структуре быстрых и точностных двигательных действий школьников'

Координационные способности в структуре быстрых и точностных двигательных действий школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
312
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / БЫСТРОТА / ТОЧНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / COORDINATION ABILITIES / MOTOR ACTIONS / QUICKNESS / ACCURACY / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петров Илья Андреевич

В работе рассматривается значимость координационных способностей на формирование быстрых и точностных двигательных действий школьников, взаимосвязь основных проявлений координационных способностей с результатами быстрых и точностных двигательных действий у мальчиков в возрасте 7-12 лет. Характер реакции у школьников определяют значимость сенсорных и моторных компонентов при выполнении различных двигательных действий, связанных с быстрыми и точностными движениями. Автор пришёл к выводу, что уровни развития координационных способностей у мальчиков в возрасте 7-12 лет оказывают существенное влияние на формирование быстрых и точностных двигательных действий, среди них выделяются точность РДО, теппинг-тест, разница результатов челночного бега 3×10 м и бега на 30 м в условиях альтернативной определённости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петров Илья Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coordinating abilities in structure of fast and accurate motor actions of pupils

The paper considers the significance of coordinating abilities on formation of fast and precise motor actions among pupils, the relationship of the main manifestations of coordinating abilities with the results of the rapid precise motor of action among the boys at the age of 7-12. The nature of the reaction of the students is determined by the significance of the sensory and motor components at performance of the variety of motor actions connected with fast and accurate movements. The author has come to the conclusion that the levels of development of coordinating abilities among the boys aged 7-12 years have a significant influence on the formation of fast and precise motor actions, among them the accuracy of the reaction to the moving object, tepping-test, the difference of the results of the shuttle running 3×10 m and running in 30 m in the conditions of alternative certainty are allocated.

Текст научной работы на тему «Координационные способности в структуре быстрых и точностных двигательных действий школьников»

УДК 371.73

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ БЫСТРЫХ И ТОЧНОСТНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Илья Андреевич Петров, аспирант,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВПО «ВГАФК»)

Аннотация

В работе рассматривается значимость координационных способностей на формирование быстрых и точностных двигательных действий школьников, взаимосвязь основных проявлений координационных способностей с результатами быстрых и точностных двигательных действий у мальчиков в возрасте 7-12 лет. Характер реакции у школьников определяют значимость сенсорных и моторных компонентов при выполнении различных двигательных действий, связанных с быстрыми и точностными движениями. Автор пришёл к выводу, что уровни развития координационных способностей у мальчиков в возрасте 7-12 лет оказывают существенное влияние на формирование быстрых и точностных двигательных действий, среди них выделяются точность РДО, теппинг-тест, разница результатов челночного бега 3x10 м и бега на 30 м в условиях альтернативной определённости.

Ключевые слова: координационные способности, двигательные действия, быстрота, точность, школьники.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p127-129

COORDINATING ABILITIES IN STRUCTURE OF FAST AND ACCURATE MOTOR

ACTIONS OF PUPILS

Ilya Andreevich Petrov, the post-graduate student,

The Volgograd State Academy of Physical training

Annotation

The paper considers the significance of coordinating abilities on formation of fast and precise motor actions among pupils, the relationship of the main manifestations of coordinating abilities with the results of the rapid precise motor of action among the boys at the age of 7-12. The nature of the reaction of the students is determined by the significance of the sensory and motor components at performance of the variety of motor actions connected with fast and accurate movements. The author has come to the conclusion that the levels of development of coordinating abilities among the boys aged 7-12 years have a significant influence on the formation of fast and precise motor actions, among them the accuracy of the reaction to the moving object, tepping-test, the difference of the results of the shuttle running 3x10 m and running in 30 m in the conditions of alternative certainty are allocated.

Keywords: coordination abilities, motor actions, quickness, accuracy, pupils.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие скоростно-точностных качеств у школьников в немалой степени зависит от возрастных особенностей восприимчивости к овладению соответствующими двигательными умениями и навыками. Школьной программой по физической культуре предусматривается обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных и спортивных играх.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 167 школьников в возрасте 7-12 лет МОУ СОШ № 30 города Волгограда. Нами выявлялась взаимосвязь основных проявлений координа-

ционных способностей с результатами быстрых и точностных двигательных действий у мальчиков в возрасте 7-12 лет.

Между результатами быстрых и точностных двигательных действий и показателями проявлений координационных способностей в возрасте 7-8 лет выявлено 12 достоверных взаимосвязей, в 9-10 лет - 20 таких взаимосвязей, в 11-12 лет - 20 взаимосвязей. Таким образом, с возрастом значительно увеличивается количество достоверных взаимосвязей между анализируемыми характеристиками, указывая о повышении важности проявлений координационных способностей в выполнении быстрых и точностных двигательных действий у 7-12-летних мальчиков. У школьников в возрасте 7-8 лет точность метания теннисного мяча по секторам в обычных условиях взаимосвязана с характеристиками точности РДО (г=-0,619) и показателями реакции выбора в неожиданных условиях (г=-0,510). Точность метания теннисного мяча по секторам в условиях лимита времени коррелирует с результатами разницы времени челночного бега 3*10 м и бега на 30 м (г=-0,539), точности РДО (г=-0,512), продолжительности сложной зрительно-моторной реакции (г=-0,481). Точность трёх бросков набивного мяча в квадрат из седа ноги врозь зависит от разницы результатов челночного бега 3*10 м и бега на 30 м (г=-0,517) и продолжительности сложной зрительно-моторной реакции (г=-0,462).

Точность 10 метаний теннисным мячом в цель за 20 с обусловлена результатами теппинг-теста (г=0,562) и точности РДО (г=-0,445). Попадание ударов ногой по мячу в цель (г=-0,481), попадание баскетбольным мячом в квадрат в процессе ведения (г=-0,517) и точность выполнения прыжков в длину с места (75% от максимального результата) (г=0,513) зависят от точности РДО.

У мальчиков в возрасте 9-10 лет точность метаний теннисным мячом по секторам в обычных условиях обусловлена результатами реакции выбора в неожиданных условиях (г=-0,644), а в условиях лимита времени - характеристиками точности РДО (г=-0,605) и разницы результатов челночного бега 3*10 м и бега на 30 м в обычных условиях (г=-0,478).

Аналогичная закономерность взаимосвязи выявлена и в метании набивного мяча в квадрат из седа ноги врозь. Результативность 10 метаний теннисным мячом в цель за 20 с обусловлена показателями точности РДО (г=-0,483) и продолжительностью простой зрительно-моторной реакции (г=-0,469).

Точность ударов ногой по мячу в подвижную цель (г=-0,451) и точность попаданий баскетбольным мячом в квадраты в процессе ведения (г=-0,475) зависят от продолжительности сложной зрительно-моторной реакции. На эти два показателя оказывают влияние результаты точности РДО. Передвижение выпадами по прямоугольникам (г=0,474), точность (75% от максимального результата) выполнения прыжков в длину с места (г=-0,476), точность (75% от максимального результата) метания набивного мяча (г=-0,533), точность оценки временного интервала (5,0 с) без зрительного контроля (г=-0,495) зависят от теппинг-теста.

У мальчиков в возрасте 11-12 лет точность метания теннисного мяча по секторам в обычных условиях (г=-0,578) и в условиях лимита времени (г=-0,584), точность трёх бросков набивного мяча в квадрат из седа ноги врозь (г=-0,588), точность удара ногой по мячу в подвижную цель (г=-0,617), точность попаданий баскетбольным мячом в квадраты в процессе ведения (г=-0,562), точность передвижения выпадами по прямоугольникам (г=-0,511), точность (75% от максимального результата) выполнения прыжков в длину с места (г=0,584), точность (75% от максимального результата) метаний набивного мяча (г=0,515), точность оценки временного интервала (5,0 с) без зрительного контроля (г=0,516) зависят от точности РДО.

Кроме названных характеристик показатели сложной двигательной реакции, реакции выбора в неожиданных условиях, разницы результатов челночного бега 3*10 м и бега на 30 м также в отдельных случаях оказывают влияние на результативность быстрых и точностных двигательных действий.

По нашим данным, наибольшее количество достоверных взаимосвязей выявлено между показателями быстрых и точностных двигательных действий и точности РДО (21 взаимосвязь), теппинг теста (8 взаимосвязей), разницы результатов челночного бега 3x10 м и бега на 30 м в условиях альтернативной неопределённости (6 взаимосвязей).

С возрастом в ручных действиях значимость сенсорного компонента существенно не изменяется (с 0,536 до 0,540), а в условиях лимита времени влияние этого компонента значительно повышается (с 0,470 до 0,651). Достоверное влияние моторного компонента в ручных действиях выявлено только у мальчиков в возрасте 7-8 лет в обычных условиях, значимость данного компонента в условиях лимита времени с возрастом значительно уменьшается. Таким образом, характер реакции у школьников определяют значимость сенсорных и моторных компонентов при выполнении различных двигательных действий, связанных с быстрыми и точностными движениями.

ВЫВОД

Уровни развития координационных способностей у мальчиков в возрасте 7-12 лет оказывают существенное влияние на формирование быстрых и точностных двигательных действий, среди них выделяются точность РДО, теппинг-тест, разница результатов челночного бега 3x10 м и бега на 30 м в условиях альтернативной определённости.

Контактная информация: petrov-1986@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2012.

УДК 796.011

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В СВЕТЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ

Юрий Иванович Разинов, кандидат педагогических наук, доцент,

Анатолий Петрович Стрижак, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический университет, педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС МГПУ)

Аннотация

В статье рассматривается проблема здоровья, физического развития и уровня физической подготовленности детей 4-7 лет. Анализ результатов выполнения контрольных нормативов современных дошкольников примерно на 40% ниже, чем у сверстников 1960-70-х годов рождения. В статье освещаются методические подходы по использованию различных форм проведения занятий с различными режимами двигательной деятельности в соответствии с воспитанием физических качеств. Предложенная методика концентрации содержания занятий по воспитанию 2-3 физических качеств, основанная на сенситивных периодах развития ребенка дает ощутимый прирост физического развития ребенка.

Ключевые слова: физическое воспитание, физические качества, темпы прироста результатов, содержание и форма проведения занятий, физическое развитие, технология проведения занятий.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p129-133

PROSPECTS OF TRAINING OF THE SPORTS RESERVE IN THE LIGHT OF THE PHYSICAL CONDITION OF THE MODERN CHILDREN AGED 4-7 YEARS OLD

Yuriy Ivanovich Razinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anatoly Petrovich Strizhak, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Moscow City Teacher Training University

Annotation

The problem of health, physical development, and level of physical fitness of children aged 4-7 years has been considered in the article. Analysis of the results of the control tasks implementation by the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.