УДК 371.73
СТРУКТУРА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЫСТРЫХ И ТОЧНОСТНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У 7-12-ЛЕТНИХ МАЛЬЧИКОВ
Илья Андреевич Петров, аспирант,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В работе рассматривается возрастная динамика структуры показателей точностных двигательных действий у мальчиков в возрасте 7-12 лет, выделяются наиболее важные упражнения для формирования данной характеристики.
Ключевые слова: точность, двигательные действия, учащиеся, возраст, структура, взаимосвязь показателей.
STRUCTURE OF THE INTERCONNECTION BETWEEN INDICATORS OF RAPID AND PRECISE MOTOR ACTIONS AMONG THE BOYS AGED 7-12-YEARS-OLD
Ilya Andreevich Petrov, the post-graduate student,
Volgograd State Academy of Physical Training
Annotation
Age dynamics of the structure of parameters of accurate motor actions among the boys aged 7-12 years old, the most important exercises for formation of the given characteristics have been considered in this work.
Keywords: accuracy, motor actions, pupils, age, structure, interrelation of parameters.
ВВЕДЕНИЕ
Быстрые и точностные двигательные действия необходимы во многих видах деятельности учащейся молодёжи [1]. До настоящего времени место точности в структуре физических качеств до сих пор не определено. Показательно многообразие мнений по этому вопросу от категорического непризнания точности как способности и тем более физического качества человека до определения особенностей проявления точности как общепризнанного двигательно-координационного качества [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 167 мальчиков в возрасте 7-12 лет МОУ СОШ № 30 города Волгограда. У учащихся в возрасте 7 лет между показателями точностных двигательных действий выявлено 17 достоверных взаимосвязей (из 338 возможных), из них 4 взаимосвязи - при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно коррелируют характеристики точности оценки временного интервала 5,0 с и 10,0 с (r=0,859), точности 10 метаний теннисным мячом в мишень и точности оценки временного интервала 10,0 с (r=0,700).
У учеников в возрасте 8 лет между показателями точностных двигательных действий выявлено 44 достоверных взаимосвязей, 12 таких характеристик проявились при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно коррелируют показатели: точности прыжков с поворотом на 1800 в правую сторону и точности лазания по гимнастической стенке одноимённым способом (r=0,937); точности бросков набивного мяча двумя руками из-за головы на величину 25% от максимальной; точности прыжков в длину с места на величину 75% от максимальной (r=0,920); точности оценки временных интервалов 2,5 с и 5,0 с (r=0,885). У школьников в возрасте 9 лет выявлено 15 достоверных взаимосвязей, 4 взаимосвязи проявились при однопроцентном уровне значимости. Наиболее существенно взаимосвязаны показатели точности оценки временных интервалов 2,5 с и 5,0 с (r=0,806), точности бросков теннисного мяча в мишень и точности оценки временного
интервала 10,0 с (г=0,748), точности прыжков в длину величиной 75% и 25% от максимального результата (г=0,790). У учеников в возрасте 10 лет между анализируемыми показателями точности двигательных действий выявлено 20 достоверных взаимосвязей, 6 из них проявились при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно взаимосвязаны показатели точности оценки временных интервалов величиной 5,0 с и 10,0 с (г=0,830), точности бросков набивного мяча двумя руками из-за головы на величину 25% от максимальной и точности прыжков в длину с места на величину 50% (г=0,809), точности бросков теннисного мяча в мишень на расстояние 4 и 6 м (г=0,775).
У мальчиков в возрасте 11 лет обнаружено 24 взаимосвязи показателей точности двигательных действий, из них четыре - при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно коррелируют показатели точности бросков набивного мяча из положения седа ноги врозь и точности метаний теннисного мяча в мишень (г=0,838), точности бросков теннисного мяча в мишень на фоне утомления с расстояния 2 м, и точности ударов ногой по футбольному мячу в правый набивной мяч (г=0,833).
У учащихся в возрасте 12 лет выявлено 27 достоверных взаимосвязей, 9 таких характеристик проявились при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесно коррелируют показатели точности бросков теннисного мяча с расстояния 4 м на фоне утомления и точности бросков набивного мяча на величину 25% от максимальной (г=0,864), точности прыжков в длину на величину 75% от максимального и точности лазания по гимнастической стенке одноимённым способом (г=0,812).
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что у учащихся в возрасте 7-12 лет выявлено небольшое количество достоверных взаимосвязей между анализируемыми показателями точностных двигательных действий. Таким образом, традиционные методики обучения в школе не оказывают значительного влияния на формирование таких движений у 7-12-летних учащихся. Выполнение точностных двигательных действий в условиях лимита времени оказывает существенное влияние на структуру взаимосвязи анализируемых показателей. Данное положение прослеживается как в процессе возрастных изменений, так и при анализе взаимосвязи показателей. Для определения наиболее значимых тренировочных средств в процессе формирования быстрых и точностных двигательных действий нами использовался метод максимального корреляционного пути. Тестовые задания, которые были включены в стволовую часть (либо в центральное звено), являются наиболее важными для развития быстрых и точностных двигательных действий у данного контингента обследуемых.
У мальчиков в возрасте 7 лет анализируемые показатели подготовленности распределились в три группы: первая состоит из шести характеристик (центральное звено -точность оценки временного интервала 10,0 с), вторая - из шести показателей (центральное звено - точность удара ногой по неподвижному футбольному мячу в правый набивной мяч), третья группа - четырнадцать показателей (распределились обособленно). У учащихся в возрасте 8 лет большинство анализируемых показателей распределились системно. Стволовую часть составили пять характеристик: точность метаний теннисного мяча по секторам; точность метаний теннисным мячом в мишень; точность ведения баскетбольного мяча по ориентирам с максимальной скоростью, попадая мячом в квадраты; точность прыжков с поворотом на 1800 вправо; точность лазания по гимнастической стенке одноимённым способом. У мальчиков в возрасте 9 лет показатели точности двигательных действий распределились в четыре группы. Только в первой группе результатов выделена стволовая часть: точность метаний теннисным мячом с расстояния 4 м на фоне утомления, точность прыжков в длину с места с величиной 75% от максимальной.
В возрасте 10 лет показатели подготовленности распределились в четыре группы. В первой группе выделена стволовая часть: точность прыжков в длину с места с величиной 75% от максимальной; точность прыжков в длину с места с величиной 50% от максимальной; точность бросков набивного мяча с величиной 25% от максимальной.
Показатели второй группы (точность прыжков в длину с места с величиной 25% от максимальной, точность лазаний по гимнастической стенке одноимённым способом, точность ведения баскетбольного мяча по ориентирам с максимальной скоростью, точность прыжков с поворотом на 1800 в левую сторону) распределились в цепочку.
У мальчиков в возрасте 11 лет выделена стволовая часть, состоящая из трёх характеристик: точность ведения баскетбольного мяча с максимальной скоростью, попадая мячом в квадраты; точность прыжков с поворотом на 1800 в правую сторону; точность ходьбы с выпадами по квадратам.
У мальчиков в возрасте 12 лет анализируемые показатели точностных характеристик распределились в четыре группы. В первой группе выделена стволовая часть: точность метаний теннисным мячом в цель с расстояния 2 м на фоне утомления; точность лазаний по гимнастической стенке одноимённым способом; точность ходьбы выпадами по квадратам.
Во вторую группу вошли показатели точности метаний теннисного мяча по секторам, точности бросков набивного мяча на расстояние 75% от максимального, в третью группу - точности метаний набивного мяча из седа ноги врозь, точности прыжков с поворотом на 1800 в правую сторону, точности оценки временного интервала 10,0 с.
Вывод. У мальчиков в возрасте 7-12 лет постепенно изменяется структура быстрых и точностных двигательных действий, отмечается не большое количество достоверных взаимосвязей между анализируемыми характеристиками. В стволовую часть чаще включались показатели дифференцирования временных, пространственных и динамических характеристик, комплексных (сочетается работа рук и ног) точностных двигательных действий в условиях дефицита времени. Упражнения, направленные на формирование таких способностей, должны занимать ведущее место в процессе формирования быстрых и точностных двигательных действий у данного контингента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кряжев, В. Д. Двигательные возможности человека: методологические аспекты развития, сохранения и восстановления // Теория и практика физической культуры. -2003. - № 1. - С. 58-61.
2. Назаренко, Л.Д. Место и значение точности как двигательнокоординационного качества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 2. - С. 30-35.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.8
ДИНАМИКА МИНЕРАЛЬНОГО ОБМЕНА У БОРЦОВ-САМБИСТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Андрей Леонидович Похачевский, кандидат медицинских наук, доцент, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (ВИПЭ ФСИН России), научно-исследовательская лаборатория диагностических и оздоровительных технологий,
Андрей Борисович Петров, кандидат педагогических наук, доцент,
Николай Викторович Анкудинов, соискатель,
Великолукская государственная академия физической культуры (ВЛГАФК)
Аннотация
Потери биоактивных элементов, обусловленные интенсивностью физической нагрузки квалифицированных борцов-самбистов, приводят к нарушению гомеостаза, что в свою очередь лимитирует их тренированность. В этой связи изучение срочного эффекта перенесенных нагрузок на микроэлементный баланс организма самбистов, а также разработка методики его восстановления